Аман (исламский)
Часть серии о |
Исламская юриспруденция ( фикх ) |
---|
![]() |
Исламоведение |
Аман ( араб . امان , букв. «безопасность, защита, безопасное поведение ») — это концепция исламского права , гарантирующая безопасность человека (которого тогда называют мустамин ) или группы людей в течение ограниченного времени. [1] Он может представлять собой гарантию безопасности или милосердия, предоставляемую врагам, ищущим защиты, а также может принимать форму документа о охранной грамоте для немусульманина мустамина или харби ( иностранца-врага ). [1] [2]
Эволюция
[ редактировать ]Эта концепция имеет доисламское происхождение и восходит к практике дживара среди арабских племен , которая распространяла защиту племени на члена другого племени, часто находящегося вне закона. [1] Мухаммед распространил племенную солидарность и защиту на всю мусульманскую общину , поэтому обещание безопасности могло быть распространено мусульманами на немусульман, и легло в основу соглашений о безопасности ( ахд ), заключенных с городами или народами, которые подчинились зарождающегося мусульманского халифата , который предоставил этим группам защиту ( зимми ) в соответствии с исламским законом. [1]
В более поздние времена аман стал конкретно ограничиваться концепцией безопасного прохода на ограниченный период времени (до одного лунного года ), выдаваемой врагам во время их пребывания на исламской территории , и имел право в течение этого периода времени покинуть страну. , нетронутый мусульманами, в «безопасное место». [1] В глазах исламского гражданского права проходящий мустамин считался тем же, что и зимми , живущий под исламским правлением на время его присутствия в исламских странах, но существуют разные традиции относительно того, применимо ли это также и к уголовному праву. [1] Иностранные послы автоматически пользовались статусом амана , но не купцы или люди, потерпевшие кораблекрушение. [1] В результате выдача амана была основным средством облегчения торговли и дипломатии между мусульманскими и немусульманскими государствами в раннем средневековье. [3] стали заменять двусторонние договоры между мусульманскими и христианскими государствами, определявшие права и обязанности купцов и паломников С конца XII века аман . [3]
Аман предложен мусульманам
[ редактировать ]Аман также мог быть выдан мусульманам, например, побежденным повстанцам. Это была широко распространенная практика в ранний исламский период, хотя, как отмечает Йозеф Шахт , «они, строго говоря, излишни или даже несовместимы с религиозным законом». [3]
См. также
[ редактировать ]- Дипломатический иммунитет
- Футувва , концепция морального поведения, подобная западному рыцарству в средневековом арабском и мусульманском мире.
- Худна , перемирие или перемирие в исламе
- Истиджара , исламский термин, обозначающий убежище.
- Список исламских терминов на арабском языке
- Сулх , арабское слово, означающее «разрешение» или «исправление» в целом, часто используемое в контексте социальных проблем.
- Тахдия , по-арабски «успокаивающий» или «успокаивающий»; означает успокоение военных действий без их полного прекращения.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Шахт 1960 , с. 429.
- ^ Уонсбро, Джон (1971). «Безопасное поведение в практике мусульманской канцелярии» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 34 (1). Издательство Кембриджского университета : 20–35 [20]. дои : 10.1017/S0041977X00141552 . JSTOR 614621 . S2CID 162578689 . Проверено 6 марта 2022 г. (Речь идет об амане , принимающем форму письменного документа.)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шахт 1960 , с. 430.
Источники
[ редактировать ]- Шахт, Дж. (1960). «Аман» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 429–430. OCLC 495469456 .