Jump to content

Школы исламского богословия

Встреча богословов , персидская картина Абдаллаха Мусаввира (середина 16 века), Художественный музей Нельсона-Аткинса .

Школы исламского богословия — это различные исламские школы и ответвления в различных школах вероучения . Основные школы исламского богословия включают существующие школы Мутазили , Ашари , Матуриди и Атари ; к вымершим относятся школы Кадари , Джахми , Мурджи и Батини .

Основной раскол между суннитской , шиитской и хариджитской ветвями ислама изначально был скорее политическим, чем теологическим, но теологические разногласия развивались с течением времени на протяжении всей истории ислама . [1]

Школы богословия в исламском богословии

[ редактировать ]


Согласно Энциклопедии Корана (2006 г.),

Коран отображает широкий спектр богословских тем , связанных с религиозной мыслью поздней античности , и через своего пророка Мухаммеда представляет последовательное видение творца, космоса и человека. Основные вопросы мусульманского богословского спора оказываются скрытыми под формулировкой коранического послания, тесно связанного с биографией Мухаммеда . [2]

Современные исследователи истории ислама и исламских исследований говорят, что некоторые примеры богословской мысли уже были развиты среди политеистов в доисламской Аравии , например, вера в фатализм ( кадар ), которая повторяется в исламской теологии относительно метафизических дебатов об атрибутах Бога в исламе , предопределения и свободной воли человека . [3] [4]

Первоначальный раскол между хариджитами , суннитами и шиитами среди мусульман был спором по поводу политической и религиозной преемственности руководства Уммы ( мусульманской общины) после смерти Мухаммеда. [1] Исходя из своей по сути политической позиции, хариджиты разработали крайние доктрины, которые отличали их как от основных мусульман-суннитов, так и от мусульман-шиитов. [1] Шииты считают, что Али ибн Аби Талиб является истинным преемником Мухаммеда, в то время как сунниты считают, что Абу Бакр занимает эту должность. Хариджиты отделились как от шиитов, так и от суннитов во время Первой Фитны (первой гражданской войны в исламе); [1] они были особенно известны тем, что приняли радикальный подход к такфиру (отлучению от церкви), в соответствии с которым они объявляли мусульман-суннитов и шиитов либо неверными ( куффар ), либо ложными мусульманами ( мунафикун ), и поэтому считали их достойными смерти за предполагаемое отступничество ( ридда). ). [1]

Акида — исламский термин, означающий « вероучение » или «вера». [5] Любую религиозную систему верований или вероучение можно считать примером акыды . Этот термин получил широкое техническое применение в мусульманской истории и богословии, обозначая те вопросы, в которых мусульмане убеждены. Этот термин обычно переводится как «теология». Такие традиции являются разногласиями, ортогональными сектантским разногласиям внутри ислама , и мутазилит может, например, принадлежать к джафаритской , зайдиитской или даже ханафитской школам исламской юриспруденции .

В истории ислама одной из первых систематических школ исламского богословия, возникших были мутазилы . в середине 8 века нашей эры, [3] [6] Богословы-мутазилиты подчеркивали использование разума и рационального мышления , утверждая, что предписания Бога доступны посредством рационального мышления и исследования, и утверждали, что Коран был создан ( махлюк ), а не совечен Богу, что превратилось в один из наиболее спорные вопросы в истории исламской теологии. [3] [6]

В 9–10 веках нашей эры школа ашари развивалась как ответ на мутазилитов, основанную мусульманским ученым и богословом 10 века Абу аль-Хасаном аль-Ашари . [7] Ашариты по-прежнему учили использовать разум для понимания Корана, но отрицали возможность вывода моральных истин путем рассуждений. [7] Этой позиции противостояла школа Матуриди ; [8] По мнению его основателя, мусульманского учёного и богослова X века Абу Мансура аль-Матуриди , человеческий разум должен признавать существование божества-создателя ( бари’ ) исключительно на основе рационального мышления и независимо от божественного откровения. [8] Он разделял это убеждение со своим учителем и предшественником Абу Ханифой ан-Нухманом (8 век н.э.), тогда как аль-Ашари никогда не придерживался такой точки зрения. [8]

По мнению афганско-американского философа Сайеда Хасана Хусейни , ранние школы исламской теологии и богословские верования среди классических мусульманских философов характеризуются «богатым цветом деизма с легкой склонностью к теизму ». [9]

Еще одним предметом разногласий было относительное положение имана («веры») по сравнению с таквой («благочестием»). Такие школы исламского богословия объединены в «Ильм аль-Калам» , или «наука о дискурсе», в отличие от мистических школ, которые отрицают, что какая-либо теологическая истина может быть открыта посредством дискурса или разума. [ нужна ссылка ]

Суннитские богословские школы

[ редактировать ]
Суннитские школы мысли [10]

Большинство суннитов приняли богословскую школу ашарийа. [11] но у подобной школы Матуридийа также есть приверженцы-сунниты. [12] Мусульмане-сунниты являются крупнейшей конфессией ислама и известны как « Ахль ас-Сунна ва'ль-Джамах» или просто « Ахль ас-Сунна » . Слово сунниты происходит от слова Сунна , что означает учение и действия или примеры исламского пророка Мухаммеда . Следовательно, термин «сунниты» относится к тем, кто следует или Сунну Мухаммеда поддерживает .

Сунниты верят, что Мухаммед не назначал преемника, который возглавил бы мусульманскую умму (сообщество) перед своей смертью, и после первоначального периода замешательства собралась группа его наиболее выдающихся соратников и избрала Абу Бакра , близкого друга Мухаммеда и отца-суннита. зять, как первый « халиф » ислама. Мусульмане-сунниты считают первых четырех халифов ( Абу Бакра , Умара ибн аль-Хаттаба , Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба ) « аль-Хулафаур-Рашидуном » или «праведными халифами». После Рашидуна эта должность превратилась в наследственное право, и роль халифа ограничилась тем, что он стал политическим символом мусульманской силы и единства.

Школа Ашари и Матуриди

[ редактировать ]

Ильм аль-Калам ( араб . علم الكلام , буквально «наука о дискурсе»), [5] Обычно сокращенно до калама и иногда называемое «исламской схоластической теологией» или «спекулятивной теологией», это предприятие, рожденное из необходимости установить и защитить принципы исламской веры от сомневающихся и недоброжелателей. Это теологическая школа большинства исламских ученых, в которой подавляющее большинство школ Малики и школы Шафиитов следуют школе Ашари, тогда как ханафитские ученые следуют школе Матуриди. Между школой Ашари и школой Матуриди есть небольшие различия, но по сути они одинаковы. Отличается только семантика. [13]

Атаризм ( араб . أثري ; текстуализм ) — движение исламских ученых, которые отвергают рационалистическую исламскую теологию ( калам ) в пользу строгого текстуализма в интерпретации Корана . [14] Название происходит от арабского слова athar , которое буквально означает «остаток», а также относится к «повествованию». [15] Он занимает меньшинство среди ученых, и их учеников называют Атарийя или Атарис.

Для последователей движения Атари «ясный» смысл Корана и особенно пророческих традиций имеет исключительный авторитет в вопросах веры и участия в рациональных диспутах ( калам ), даже если кто-то приходит к истине. категорически запрещено. [16] Атарис занимается амодальным чтением Корана, в отличие от та'вила (метафорической интерпретации). Они не пытаются концептуализировать значения Корана рационально и считают, что «истинное» значение должно быть передано только Богу ( тафвид ). [17] По сути, смысл был принят без вопросов «как» или « Би-ла кайфа ».

С другой стороны, известный ханбалитский ученый Ибн аль-Джаузи утверждает в «Китаб Ахбар ас-Сифат» , что Ахмад ибн Ханбал был бы против антропоморфных интерпретаций коранических текстов, таких как интерпретации аль-Кади Абу Ялы, Ибн Хамида. и Ибн аз-Загуни. [18] Основываясь на Абуль-Фараджа ибн аль-Джаузи критике в отношении Атари - Ханбалиса , Мухаммад Абу Захра , профессор исламского права в Каирском университете, пришел к выводу, что салафитская акида находится где-то между та'тилем и антропопатией ( абсолютный захиризм в понимание ташбиха в Коране) [19] [20] в исламе. Абсолютный ахиризм и полное неприятие та'вила являются одними из фундаментальных характеристик этой «новой» исламской богословской школы.

Мутазила

[ редактировать ]

Мухтазила — теологическая школа, появившаяся в ранней исламской истории и известная своим нейтралитетом в споре между Али и его противниками после смерти третьего халифа Усмана . К 10 веку нашей эры этот термин также стал обозначать исламскую школу спекулятивного богословия (калам), которая процветала в Басре и Багдаде (8–10 века). [21] [22] [23] Согласно суннитским источникам, мутазилитское богословие зародилось в восьмом веке в Басре (ныне в Ираке), когда Василь ибн Ата (умер в 131 г. хиджры / 748 г. н. э.) отказался ( итазала , отсюда и имя Мутазила) от преподавания Хасана аль-Ата. -Басри после богословского спора по вопросу аль-Манзила байна аль-Манзилатайн ( позиция между двумя позициями ), где Василь ибн Ата рассуждал, что серьёзный грешник (фасик) не может быть классифицирован ни как верующий, ни как неверующий, а находится в промежуточной позиции. положение (аль-манзила байна манзилатайн). [24]

Более поздняя школа Мутазила разработала исламский тип рационализма, частично под влиянием древнегреческой философии , основанной на трех фундаментальных принципах: единстве ( Таухид ) и справедливости ( Аль-адль ) Бога , [25] свобода действий человека и создание Корана. [26] Мутазилиты наиболее известны тем, что отвергают учение Корана как несотворенного и совечного Богу . [27] утверждая, что, если Коран - слово Бога, он логически «должен предшествовать своей собственной речи». [28] Это противоречило ортодоксальной суннитской позиции, утверждавшей, что, поскольку Бог всеведущ, его знание Корана должно было быть вечным, а значит, несотворенным, как и он сам. [29] Хотя позже мутазилисы опирались на логику и различные аспекты ранней исламской философии , древнегреческой философии и индийской философии , основы ислама являются их отправной точкой и конечной точкой отсчета. [30] [31]

Несколько групп позже находились под влиянием мутазилитской теологии, например, Бишрия , которые следовали учению Бишра ибн аль-Мутамира , и Бахшамия , которые следовали учению Абу Хашима аль-Джуббаи . [32] [33]

Ашария — это богословская школа, основанная арабским мусульманским ученым, реформатором и схоластическим богословом Абу аль-Хасаном аль-Ашари в 9–10 веках, который развил школу мысли, основанную Ибн Куллабом столетием ранее. [34] [35] [7]

Он установил ортодоксальное руководство [36] [37] основанный на авторитете Священных Писаний , [34] [7] [38] рациональность , [34] [38] [39] [40] [41] и теологический рационализм . [34] [38] [40] [42] [43] [44] В молодости аль-Ашари учился у аль-Джуббаи , известного учителя мутазилитской теологии и философии . [45] [46] Он был известен своим учением об атомизме . [47] среди самых ранних исламских философий , и для аль-Ашари это было основой для распространения мнения о том, что Бог создал каждый момент времени и каждую частицу материи . Тем не менее, он верил в свободную волю , развивая мысли Дирара ибн Амра и Абу Ханифы в теорию свободной воли «двойного агента» или «приобретения» ( иктисаб ). [48]

Аль-Ашари установил средний путь между доктринами Анхари и Мутазила школ исламского богословия , основанный как на опоре на священные писания ислама , так и на теологическом рационализме, касающемся действия и атрибутов Бога . [34] [7] [38] Школа Ашари полагала, что истину можно познать только через откровение, и что без откровения человеческий разум без посторонней помощи не смог бы узнать, является ли что-то добром или злом. Это было названо «попыткой создать среднюю позицию» между рационализмом мутазилитов и писанием традиционалистов. [49] Пытаясь объяснить, почему Бог обладает властью и контролем над всем, а люди несут ответственность за свои грехи, аль-Ашари разработал доктрину касб (приобретения), согласно которой любые человеческие действия, даже поднятие пальца, создаются Богом, но человек, совершающий действие, несет за него ответственность , потому что он «приобрёл» это действие. [50] Хотя аль-Ашари выступал против взглядов конкурирующей школы мутазилитов , он также был против точки зрения, которая отвергала все дебаты , проводимые некоторыми школами, такими как Захири («буквалист»), Муджассимит антропотеист ») и Мухаддитин традиционалистские школы за их чрезмерный акцент на таклиде (подражании) в его «Истихсан аль-Хауд» . [51]

Ашаризм в конечном итоге стал преобладающей школой богословской мысли в суннитском исламе. [35] [7] [52] и рассматривается некоторыми как единственная и наиболее важная школа исламского богословия в истории ислама . [35] Среди наиболее известных богословов-ашаритов — Имам Навави , Ибн Хаджар аль-Аскалани , Ибн аль-Джаузи , аль-Газали , ас-Суюти , Изз ад-Дин ибн Абд аль-Салам , Фахр ад-Дин ар-Рази , Ибн ' Асакир , аль-Субки , аль-Тафтазани , аль-Бакиллани и аль-Байхаки . [53]

Матуридийя

[ редактировать ]

Школа Матуриди была основана Абу Мансуром аль-Матуриди и является самой популярной богословской школой среди мусульман, особенно в районах, ранее контролируемых османами и Великими Моголами . Сегодня школа Матуриди представляет собой позицию, которую предпочитают Ахл ар-Рай («люди разума»), которая включает в себя только ханафитскую школу фикха, составляющую большинство мусульман-суннитов. [54]

Школа Матуриди занимает срединную позицию между школами Ашари и Мутазили в вопросах познания истины и свободы воли . Матуриди говорят, что человеческий разум без посторонней помощи способен обнаружить, что некоторые из наиболее серьезных грехов, таких как алкоголь или убийство, являются злом, без помощи откровения, но при этом утверждают, что откровение является высшим источником знаний. Кроме того, матуриди верят, что Бог создал и может контролировать все Свое творение, но что Он позволяет людям самим принимать индивидуальные решения и выбор.

этика Считается, что имеет объективное существование. Таким образом, люди способны распознавать добро и зло без откровения, а только посредством разума . [55] Однако пророки и откровения необходимы для объяснения вещей, выходящих за рамки человеческого разума. [56] В вопросах шести догматов веры матуридизм, в частности, придерживается идеи о том, что рай и ад сосуществуют с нынешним миром, и не придерживается доктрины безупречности ангелов. [57] [58]

Джахмисы были последователями исламского теолога Джама бин Сафвана, которые ассоциировали себя с Аль-Харисом ибн Сурайджем . Он был сторонником крайнего детерминизма, согласно которому человек действует только метафорически, точно так же, как действует или делает что-то солнце, когда оно садится. [59]

Кадарийя — изначально уничижительный термин, обозначающий ранних исламских богословов, которые утверждали, что люди онтологически свободны и обладают совершенной свободной волей, проявление которой оправдывает божественное наказание и освобождает Бога от ответственности за зло в мире. [60] [61] Их доктрины были приняты мутазилитами и отвергнуты ашаритами . [60] Напряжение между свободной волей и всемогуществом Бога позже было примирено теологической школой Матуриди , которая утверждала, что Бог предоставляет людям свободу воли, но может удалить или иным образом изменить ее в любое время.

Хасан аль-Басри (642–728) был первым, кто Кадарийи систематически определил доктрину : 1) Бог творит только добро, зло проистекает из свободной воли. 2) Человечество имеет свободную волю выбирать: исполнять волю Бога или нет. 3) Бог сбивает людей с пути только в том случае, если они сначала дали Ему возможность сделать это, продемонстрировав намерение согрешить. [62] С вопросом о происхождении зла связана природа дьявола ( Иблис ) . Утверждая, что происхождение дьявола заключается в его свободной воле ко греху, Кадарийя и более поздние мутазилиты отвергли ангельское происхождение Иблиса. [63] [64] Амр ибн Убайд (умер в 761 г.), один из более поздних учеников Хасана, стал ведущей фигурой в мутазилитском движении, все еще защищая веру Кадарийи в свободную волю, независимую от Бога. [65]

Мухаккима

[ редактировать ]

Группы, которые отделились от армии Али в конце арбитражного инцидента, составили ветвь Мухаккимы ( араб . محكمة ). В основном они разделены на две основные секты, называемые хариджитами и ибадитами .

Хаваридж

[ редактировать ]

Хариджиты Усман считали халифат и Абу Бакра Умара правильным , но считали, что ибн Аффан отклонился от пути справедливости и истины в последние дни своего халифата и, следовательно, мог быть убит или перемещен. Они также считали, что Али ибн Аби Талиб совершил тяжкий грех, когда согласился на арбитраж с Муавией . В битве при Сиффине Али согласился с предложением Муавии прекратить боевые действия и прибегнуть к переговорам. Большая часть войск Али (которые позже стали первыми хариджитами) отказалась подчиниться этому соглашению и считала, что Али нарушил аят Корана , в котором говорится, что решение принимается только Аллахом (Коран 6:57). , что хариджиты интерпретировали как означающее, что исход конфликта может быть решен только в битве (Богом), а не в переговорах (людьми).

Таким образом, хариджиты считали арбитров ( Абу Мусу аль-Ашари и Амра ибн Аль-Аса ), лидеров, назначивших этих арбитров ( Али и Муавию ), и всех тех, кто согласился на арбитраж (всех сподвижников Али и Муавии ), куффарами ( неверующие), нарушившие правила Корана. Они считали, что все участники битвы при Джамале , в том числе Тальха , Зубайр (оба были сподвижниками Мухаммеда ) и Аиша, совершили Кабира (самый большой грех в исламе). [66]

Хариджиты отвергают доктрину непогрешимости лидера мусульманской общины, в отличие от шиитов, но согласны с суннитами. [67] Современный исламский ученый Абул Ала Маудуди написал анализ верований хариджитов, отметив ряд различий между хариджизмом и суннитским исламом. Хариджиты считали, что акт греха аналогичен куфру (неверию) и что каждый серьёзный грешник считался кафиром ( неверующим), если он не покается. С помощью этого аргумента они осудили всех вышеупомянутых сахабов и даже проклинали и использовали в их адрес оскорбительные выражения. Обычные мусульмане также были объявлены неверующими, потому что, во-первых, они не были свободны от греха; во-вторых, они считали вышеупомянутых сахабов верующими и считали их религиозными лидерами, даже делая выводы об исламской юриспруденции на основе хадисов, рассказанных ими. [66] не обязательно должен Они также считали, что халиф быть из курайшитов . Любой благочестивый мусульманин, назначенный другими мусульманами, мог стать подходящим халифом . [66] Кроме того, хариджиты считали, что повиновение халифу является обязательным до тех пор, пока он управляет делами справедливо и совещательно, но если он отклоняется, то становится обязательным противостоять ему, низложить его в должности и даже убить.

У Ибадийи есть некоторые общие верования, пересекающиеся со школами ашаритов и мутазилитов , основным течением суннитского ислама и некоторыми шиитскими сектами. [68]

Мурджиа ( араб . المرجئة ) была ранней исламской школой, последователи которой известны на английском языке как «мурджиты» или «мурджииты» ( المرجئون ). Мурджиа возникла как богословская школа в ответ на ранний вопрос хариджитов о взаимосвязи между грехом и отступничеством (рида). Мурджиа считали, что грех влияет не на убеждения человека ( иман ), а скорее на его благочестие ( таква ). Поэтому они пропагандировали идею «отложенного решения» ( ирджаа) . Мурджиа утверждают, что любой, кто провозглашает минимум веры, должен считаться мусульманином, и сам по себе грех не может стать причиной того, что кто-то станет неверующим ( кафиром ). Мнение мурджитов в конечном итоге стало доминировать над мнением хариджитов и стало основным мнением в суннитском исламе . Более поздние школы суннитского богословия приняли их позицию, сформировав при этом более развитые богословские школы и концепции.

Шиитские богословские школы

[ редактировать ]

Зайди-Фиверс

[ редактировать ]

Зайдитская деноминация шиитского ислама близка школе мутазилитов в вопросах богословской доктрины. Между обеими школами есть несколько разногласий, в первую очередь зайдитская доктрина имамата , которую отвергают мутазилиты. Среди шиитов зайдиты больше всего похожи на суннитов. [69] поскольку зайдизм разделяет схожие доктрины и юридические взгляды с суннитскими учеными. [70]

Батинийя

[ редактировать ]

Батенияйя была первоначально введена Абу'л-Хаттабом Мухаммадом ибн Абу Зейнабом аль-Асади, [71] [72] и позже разработан Маймуном аль-Каддой [73] и его сын Абдаллах ибн Маймун [74] для эзотерической интерпретации Корана . [75] Члены Батениии могут принадлежать либо к исмаилитской , либо к двунадесятной конфессиям шиитского ислама.

Имамиты-исмаилиты

[ редактировать ]

Исмаилиты двунадесятников отличаются от тем , что у них на протяжении веков были живые имамы или даи . Они следовали за Исмаилом ибн Джафаром , старшим братом Мусы аль-Кадхима , как законным имамом. [76] в честь своего отца Джафара ас-Садика . Исмаилиты верят, что независимо от того, умер ли имам Исмаил до имама Джафара или нет, он передал мантию имамата своему сыну Мухаммаду ибн Исмаилу аль-Мактуму в качестве следующего имама. [77]

Школы Батини-Двенадцати Акиды

[ редактировать ]

Последователями школы Батеньия - Двенадцать являются алевиты и нусайрисы , которые разработали свою собственную систему исламского права и не следуют джафаритской юриспруденции . Их совокупное население составляет почти около 1% мирового мусульманского населения. [78]

Алевиты иногда относят к части двунадесятного шиизма, а иногда и к отдельной религиозной традиции, поскольку они имеют совершенно другую философию, обычаи и ритуалы. Они обладают многими тасаввуфа характеристиками и выражают веру в Коран и Двенадцать имамов , но отвергают многоженство и принимают религиозные традиции, предшествовавшие исламу, такие как тюркский шаманизм . Они имеют большое значение в Восточно-Центральной Турции . Их иногда считают суфийским братством , и они имеют нетрадиционную форму религиозного руководства, которая не ориентирована на науку, как другие суннитские и шиитские группы. проживают от 7 до 11 миллионов алевитов, включая представителей других конфессий двунадесятников-шиитов В Анатолии . [78]

Исламская школа богословия Алеви
[ редактировать ]

В Турции мусульмане-шииты следуют юриспруденции Джафари , восходящей к шестому шиитскому имаму Джафару ас-Садику , и называются «джафари». [ нужна ссылка ]

Бакташизм (бекташизм)
[ редактировать ]
Основатель Бекташия суфийского ордена Хаджи Бекташ-и Вели (Хаджи Бакташ Вали)
Исламская школа богословия Бакташи
[ редактировать ]

Бекташия — шиитский суфийский орден, основанный в 13 веке Хаджи Бекташем Вели , дервишем, бежавшим из Средней Азии и нашедшим убежище у сельджуков в Анатолии во время монгольского нашествия (1219–1223 гг.). Этот орден приобрел большое количество последователей в сельской местности и позже развился в две ветви: клан Челеби, который утверждал, что является физическим потомком Хаджи Бекташа Вели, назывался «Бел евладлары» (дети чресл) и стал потомственным духовным лидеры сельских алевитов; и Бабаганы, верные пути « Йол евладлары» (дети пути ) , которые доминировали в официальном суфийском ордене Бекташи с его избранным руководством. [ нужна ссылка ]

Бекташизм уделяет большое внимание концепции Вахдат-уль-Вуджуд وحدة الوجود, «Единству Бытия», сформулированной Ибн Араби . Это часто называют пантеизмом , хотя это понятие ближе к панентеизму . Бекташизм также сильно пронизан шиитскими концепциями, такими как явное почитание Али , Двенадцати Имамов и ритуальное поминовение Ашуры в честь битвы при Кербеле . Старый персидский праздник Навруз отмечается бекташитами как день рождения имама Али.

В соответствии с центральным убеждением Вахдат-уль-Вуджуд, бекташи видят реальность, содержащуюся в Хакк-Мухаммеде-Али , как единое целое. Бекташи не считают это формой троицы . Есть много других практик и церемоний, которые имеют сходство с другими религиями, например, ритуальная трапеза ( мухаббет ) и ежегодное исповедание грехов перед бабой ( магфират-и зунуб مغفرة الذنوب). Бекташи основывают свои практики и ритуалы на неортодоксальной и мистической интерпретации и понимании Корана и пророческой практики ( Сунны ). У них нет письменной доктрины, специфичной для них, поэтому правила и ритуалы могут различаться в зависимости от того, под чьим влиянием они обучались. Бекташи обычно почитают суфийских мистиков за пределами своего ордена, таких как Ибн Араби , Аль-Газали и Джелалудин Руми, которые близки им по духу.

Бакташи Акида
[ редактировать ]
Четыре духовные станции в Бекташиее : шариат , тарикат , хакика и четвертая станция, марифа , которая считается «невидимой», на самом деле является центром региона хакика . Марифа — это суть всех четырех станций.

Орден Бекташи является суфийским орденом и имеет много общего с другими исламскими мистическими движениями, например, потребность в опытном духовном наставнике, называемом бабой на языке бекташи, а также учение о «четырех вратах, которые необходимо пройти». : « Шариат » ( религиозный закон ), « Тарикат » (духовный путь), « Хакика » (истина) и « Марифа » (истинное знание).

Бекташи считают, что Коран имеет два уровня значения: внешний ( Zāher ظاهر) и внутренний ( bāṭen باطن). [83] Они считают последнее высшим и вечным, и это отражается в их понимании как вселенной, так и человечества, и эту точку зрения также можно найти в исмаилизме и батинийе . [75]

Бекташизм также является инициатическим , и его члены должны проходить различные уровни или ранги по мере продвижения по духовному пути к Реальности . Членов первого уровня называют ашикс عاشق. Это те, кто, хотя и не приняв посвящения в орден, тем не менее тянутся к нему. После посвящения (называемого насип ) человек становится mühip محب. По прошествии некоторого времени в качестве мюхипа можно принять дальнейшие обеты и стать дервишем . Следующий уровень выше дервиша — это уровень бабы . Баба (буквально « отец») считается главой текке и имеет право давать духовное руководство ( иршад إرشاد). Выше бабы находится чин халифе-баба (или деде , дедушка). Традиционно их было двенадцать, самым старшим из которых был дедебаба (прадед). Дедебаба . считался высшим авторитетом в Ордене Бекташи Традиционно резиденцией дедебаба был Пир Эви (Дом святого), который располагался в храме Хаджи Бекташа Вали в центральном анатолийском городе Хаджибекташ. (Сулукакарахююк) .

Итнаашария

[ редактировать ]

Двенадцать верующих верят в двенадцать шиитских имамов. Считается, что двенадцатый Имам находится в затмении и появится снова перед Кияматом (исламским взглядом на Страшный Суд). Шиитские хадисы включают высказывания имамов. Это крупнейшая шиитская школа мысли (93%), преобладающая в Азербайджане , Иране , Ираке , Ливане и Бахрейне, а также имеющая значительное население в Пакистане, Индии, Афганистане, Кувейте и восточной провинции Саудовской Аравии . Шииты-двунадесятники являются Джафари последователями или Батиния мазхабов .

Имами-Джафарис

[ редактировать ]

Последователи джафаритского последователями мазхаба делятся на следующие подразделения, все они являются теологии двунадесятников :

Усули . составляют подавляющее большинство в шиитской конфессии двунадесятников Они следуют Марджа-и Таклид в вопросах таклида и фикха. Они сосредоточены в Иране, Пакистане, Азербайджане, Индии, Ираке и Ливане.

Храм Имама Али в Наджафе , Ирак , где, по мнению шиитов, Али . похоронен
Журналистика
[ редактировать ]

Однако ахбари , как и усули, отвергают иджтихад в пользу хадисов. Сосредоточено в Бахрейне.

Шейхизм — исламское религиозное движение, основанное Шейхом Ахмадом в начале XIX века при династии Каджаров в Иране, в настоящее время сохраняющее меньшинство последователей в Иране и Ираке. Все началось с сочетания суфийских, шиитских и ахбарских доктрин. В середине XIX века многие шейхи обратились в религии баби и бахаи , которые высоко ценят шейха Ахмада.

Гулат-Имамис

[ редактировать ]
'Алавизм
[ редактировать ]

Алавитов также называют Нусайри, Нусайри, Намирия или Ансарийя. Их мазхаб установлен Ибн Нусайром , а их акида развита Аль-Хашиби . следуют Джилли акыде « Маймуна ибн Абуль-Касима Сулеймана ибн Ахмада ибн ат-Табарани фикха » алавитов Они . [81] [84] Один миллион триста пятьдесят тысяч из них проживали в Сирии и Ливане в 1970 году. По оценкам, они составляют 10–12% населения Сирии из 23 миллионов человек в 2013 году. [85]

Алавитская исламская школа богословия
[ редактировать ]

Алавиты считают себя мусульманами, хотя некоторые сунниты оспаривают это. [86] Учение алавитов включает в себя гностические , неоплатонические , исламские, христианские и другие элементы и поэтому считается синкретическим . [87] [88] Их богословие основано на божественной триаде, [86] [89] [90] или троица, которая является основой веры алавитов. [91] Триада включает в себя три эманации единого Бога: высший аспект или сущность, называемую «Сущностью». [91] или «Смысл» [90] (оба являются переводами слова «мана» ) вместе с двумя меньшими эманациями , известными как его «Имя» ( изм ) или «Покров» ( хиджаб ) и его «Врата» ( баб ). [89] [90] [91] [92] Эти эманации проявлялись в различных человеческих формах на протяжении нескольких циклов истории, последним циклом которых был Али (Сущность/Смысл), Мухаммед (Имя) и Салман Перс (Врата). [89] [91] [92] [93] Вера алавитов резюмируется в формуле: «Я обращаюсь к Вратам; я склоняюсь перед Именем; я поклоняюсь Смыслу». [86] Утверждение о том, что алавиты считают Али божеством, было оспорено некоторыми учеными как искажение фактов на том основании, что Али фактически считается «сущностью или формой», а не человеком, с помощью которого верующие могут «постичь Бога». [94] Алавиты также считают, что изначально они были звездами или божественными светилами, которые были изгнаны с небес из-за непослушания и должны подвергнуться неоднократному перевоплощению (или метемпсихозу). [91] ) перед возвращением на небеса. [86] [92] Они могут перевоплотиться в христиан или других людей через грех и в животных, если станут неверными. [86] [95]

Верования алавитов никогда не подтверждались их современными религиозными авторитетами. [96] Алавиты склонны скрывать свои убеждения ( такийя ) из-за исторических преследований. [97] Некоторые догмы веры являются секретными и известны лишь немногим избранным; [98] [99] поэтому их описывают как мистическую секту. [100] помимо исламских праздников Сообщается, что алавиты отмечают или чтят определенные христианские праздники, такие как рождение Иисуса и Вербное воскресенье . [101] [102] Их самый важный праздник — Курбан-Байрам .

Алавитская акида
[ редактировать ]

Алавиты всегда называли себя мусульманами-шиитами-двунадесятниками и были признаны таковыми выдающимся ливанским шиитским священнослужителем Мусой аль-Садром . [103] Великий муфтий -суннит Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни издал фетву, признающую их частью мусульманской общины в интересах арабского национализма . [104] [105] Однако ученые -асари -сунниты (современные салафиты ), такие как Ибн Касир (ученик Ибн Таймийи ), отнесли алавитов к язычникам . в своих трудах [98] [106] [107]

Барри Рубин предположил, что сирийский лидер Хафиз аль-Асад и его сын и преемник Башар аль-Асад заставляли своих собратьев-алавитов «вести себя как обычные мусульмане, отказываясь (или, по крайней мере, скрывая) свои отличительные черты». [108] В начале 1970-х годов была опубликована брошюра «Алавиюн Шиату Ахль аль-Баит » (« Алавиты — последователи семьи Пророка »), которая «была подписана многочисленными религиозными деятелями-алавитами», в которой описывалось доктрины имамитов - шиитов как алавитов. [109] Кроме того, в последнее время возникло движение за объединение алавизма и других ветвей ислама-двунадесятника посредством программ образовательного обмена в Сирии и Куме . [110]

Некоторые источники обсуждают «суннификацию» алавитов при режиме Асада. [111] Джошуа Лэндис , директор Центра ближневосточных исследований, пишет, что Хафиз аль-Асад «пытался превратить алавитов в «хороших» (читай суннизированных) мусульман в обмен на сохранение хоть капельки секуляризма и толерантности в обществе». С другой стороны, Аль-Асад «объявил алавитов не чем иным, как шиитами-двунадесятниками». [111] В статье «Исламское образование в Сирии» Лэндис написал, что в сирийских учебниках (контролируемых режимом Асада) «не упоминаются» алавиты , друзы , исмаилиты или шиитский ислам; Ислам представлялся как монолитная религия. [112] Али Сулейман аль-Ахмад, главный судья баасистского сирийского государства, сказал:

Мы – алавиты мусульмане- . Наша книга – Коран . Наш пророк – Мухаммед . Кааба – это наша кыбла , а наш Дин (религия) – это Ислам . [96]

Кызылбашская акида
[ редактировать ]
Шах Исмаил I , шейх Сефевидского Кызылбаш тариката , основатель династии Сефевидов в Иране и главнокомандующий армиями Кызылбаша, внес большой вклад в развитие и внедрение - Акиды среди туркменского народа .

Кызылбаш и Бекташи Тарикат имели общие религиозные верования и обычаи, которые смешивались как алевиты, несмотря на множество местных различий. Изолированные как от -суннитов османов , двунадесятников так и от шиитских Сефевидов- , Кызылбаш и Бекташи к началу 17 века разработали традиции, практики и доктрины, которые обозначили их как закрытую автономную религиозную общину. В результате огромного давления, направленного на принятие суннитского ислама, все члены алевизма развили традицию противостояния ( ибаха ) всем формам внешней религии. [ нужна ссылка ]

Доктрина кызылбашизма хорошо объяснена в следующем стихотворении, написанном шейхом тариката шахом сафавийского Исмаилом Хатаи :

Men daha nesne bilmezem (я не знаю другого объекта)

1 Аллах бир Мухаммед Али реж. ( Аллах уникален Мухаммед-Али )

Özüm gurbette salmazam (Я не могу выпустить свою сущность в места, далекие от моей родины)

1 Аллах бир Мухаммед Али реж. ( Аллах уникален Мухаммед-Али )

Онлар птичдир, бир олюштур (Они уникальны, единственные, т. е. Хакк-Мухаммед-Али )

Я хочу увидеть свет Олубура/ Я хочу в мир пойти , (Это нур от Земли до Неба )

в каждом уголке Это загадочная оккультная тайна площади.

1 Аллах бир Мухаммед Али реж. ( Аллах уникален Мухаммед-Али )

Хатаи бу йолда сырд ыр / Хатаи бу йолда сырд ыр, ( Хатаи в этом тарикате — загадочная оккультная тайна )

ın Sır verenler de erdir ( Те, кто раскрывает свою тайну являются личными ) , тоже

Айда сырд ыр гюнде нурдур , ( Тайна на Луне , нур в день )

1 Аллах бир Мухаммед Али реж. ( Аллах уникален Мухаммед-Али )

Приведённые выше строки стихов можно легко расценить как акт « ширка » ( многобожия ) со стороны суннитских улемов , но в них есть батени. [83] та'вил (внутреннее объяснение) в кызылбашизме .

Каррамия

[ редактировать ]

Антропоморфный - Антропопатический Каррамийя был основан Абу Абдаллахом Мухаммадом б. Каррам. [113] Ибн Каррам считал, что Бог — это субстанция и что Он имеет тело ( джисм ), ограниченное в определенных направлениях, когда Он соприкасается с Троном. [114] [68] [115]

Антропопатия в истории гулат-шиизма

[ редактировать ]

Вера в воплощение впервые возникла в Сабаии , а позже некоторые персонажи, такие как Мухаммад ибн аль-Ханафия , Абу Муслим , Сунпад , Исхак аль-Турк , Аль-Муканна , Бабак Хоррамдин , Мазиар и Исмаил I, стали субъектами воплощенного Бога .

Убеждения ахмадийцев » больше соответствуют суннитской традиции, такой как «Пять столпов ислама» и «Шесть статей исламской веры . Точно так же ахмади принимают Коран как свой священный текст, обращаются к Каабе во время молитвы, признают авторитет хадисов (передаваемых высказываний и историй о Мухаммеде) и практикуют Сунну (традиции) Мухаммеда. [116] Однако многие мусульмане считают ахмади еретиками . [117] [118] [119] [120]

Учение Ахмади утверждает, что основатели всех основных мировых религий имели божественное происхождение. Бог работал над утверждением ислама как окончательной религии, поскольку он был наиболее полным и включал в себя все предыдущие учения других религий. [121] (но они считают, что все остальные религии в своем нынешнем виде заблудились). Завершение и завершение развития религии произошло с приходом Мухаммеда; и что совершенство «проявления» пророчества Мухаммеда и передачи его послания должно было произойти с приходом Махди . [122]

Ахмадийская мусульманская община не является мусульманином. [ нужны разъяснения ] но обратите внимание на Мирзу Гулама Ахмада , который утверждал, что он обещанный Мессия Второе пришествие Христа Мухаммеду, чья работа »), Махди , которого ждали мусульмане, и «подчиненный» пророк заключалась в восстановлении шариата, данного Мухаммеду, путем руководства или сплочения разочарованных Умма возвращается в ислам и противостоит нападкам на ислам со стороны его противников, как «Обетованного» всех религий, исполняющего эсхатологические пророчества, найденные в писаниях авраамических религий , а также зороастризма , индийских религий , индейских традиций и других. [123] Мусульмане-ахмади верят, что Ахмад был послан Богом как истинное отражение пророчества Мухаммеда, чтобы установить единство Бога и напомнить человечеству об их обязанностях по отношению к Богу и Божьему творению. [124] [125]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Изуцу, Тошихико (2006) [1965]. «Неверный ( кафир ): хариджиты и происхождение проблемы» . Концепция веры в исламской теологии: семантический анализ имана и ислама . Токио : Институт культурных и лингвистических исследований Кейо при Университете Кейо . стр. 1–20. ISBN  983-9154-70-2 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 19 октября 2021 г.
  2. ^ Нагель, Т. (2006). «Богословие и Коран». В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . Том. В. Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQCOM_00203 . ISBN  90-04-14743-8 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с  • Трейгер, Александр (2016) [2014]. «Часть I: Исламская теология в период формирования и раннего Среднего периода - Истоки Калама» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 27–43. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.001 . ISBN  9780199696703 . LCCN   2016935488 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 19 октября 2021 г.
     • Абрамов, Биньямин (2016) [2014]. «Часть I: Исламская теология в период формирования и раннего Среднего периода - библейская и традиционалистская теология» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 264–279. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.025 . ISBN  9780199696703 . LCCN   2016935488 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 19 октября 2021 г.
  4. ^ Аданг, Камилла (2001). «Вера и неверие: выбор или судьба?». В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . Том. И. Лейден : Издательство Brill Publishers . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQCOM_00025 . ISBN  978-90-04-14743-0 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абдель-Халим, MAS (2008). «Часть I: Исторические перспективы – Коран и хадисы» . Зимой , Тимоти (ред.). Кембриджский справочник классической исламской теологии . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 19–32. дои : 10.1017/CCOL9780521780582.002 . ISBN  9781139001816 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 19 октября 2021 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Питерс, JRTM (1980). «Мусульманское богословие и изучение языка» . История. Эпистемология. Язык (на французском языке). 2 (1: Элементы истории арабской лингвистической традиции ). Париж : Общество истории и эпистемологии языковых наук: 9–19. дои : 10.3406/hel.1980.1049 . ISSN   1638-1580 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 г. Проверено 30 ноября 2021 г.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Тиле, Ян (2016) [2014]. «Часть I: Исламская теология в период формирования и раннего Среднего периода - между Кордовой и Нисабуром: возникновение и консолидация ашаризма (четвертый – пятый / десятый – одиннадцатый века)» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 225–241. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.45 . ISBN  9780199696703 . LCCN   2016935488 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 4 сентября 2022 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рудольф, Ульрих (2016) [2014]. «Часть I: Исламские теологии в период формирования и раннего Среднего периода - Ханафитская теологическая традиция и матуридизм» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 285–290. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.023 . ISBN  9780199696703 . LCCN   2016935488 .
  9. ^ Хуссаини, Сайед Хасан (2016). «Исламская философия между теизмом и деизмом». Португальский философский журнал . 72 (1: Теизмы: философский вклад с Востока и Запада / Теизмы: философский вклад с Востока на Запад ). Брага : Алетейя - Научная и культурная ассоциация: 65–83. дои : 10.17990/RPF/2016_72_1_0065 . ISSN   0870-5283 . JSTOR   43816275 .
  10. ^ Гивз, Рональд (2021). «Часть 1: Суннитские традиции - сектантство в суннитском исламе». В Кьюсаке, Кэрол М .; Упал, М. Афзал (ред.). Справочник исламских сект и движений . Справочники Брилла по современной религии. Том. 21. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 25–48. дои : 10.1163/9789004435544_004 . ISBN  978-90-04-43554-4 . ISSN   1874-6691 .
  11. ^ «Ашария» У. Монтгомери Уотта в Энциклопедии ислама , том. я, с. 696.
  12. ^ Хир, Николас (nd). «ЛЕКЦИЯ ПО ИСЛАМСКОЙ ТЕОЛОГИИ» (PDF) . Факультет Вашингтонского университета . стр. 9–10. Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 13 августа 2021 г.
  13. ^ Различия между ашаритами и матуридисами, Шейх аль-Ислам Османской империи, Имам Ибн Камаль-паша
  14. ^ Халверсон, Джеффри Р. (2010). Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Пэлгрейв Макмиллан. п. 36. ISBN  9781137473578 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 28 октября 2020 г. Таким образом, Атарис можно описать как школу или движение, возглавляемое, как правило, ханбалитами , которые сохранили влияние или, по крайней мере, общие чувства и концепции благочестия, выходящие далеко за пределы ограниченного круга ханбалитских общин. Эта группа ученых продолжала отвергать теологию в пользу строгого текстуализма даже после того, как ашаризм проник в суннитские юридические школы. Именно по этим причинам мы должны обозначить существование явно традиционалистского, антитеологического движения, которое не поддается строгому отождествлению с каким-либо конкретным мазхабом и, следовательно, не может быть описано как ханбалитское.
  15. ^ Спевак, Аарон (2014). Архетипический суннитский учёный: право, теология и мистицизм в синтезе Аль-Баджури . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 169. ИСБН  978-1-4384-5370-5 . Термин Атарис происходит от слова athar, которое подразумевает передаваемый контент (а не рационально полученный контент).
  16. ^ Халверсон, Теология и вера в суннитском исламе , 2010 : 36.
  17. ^ Халверсон, Теология и вера в суннитском исламе , 2010 : 36-7.
  18. ^ Шварц, Мерлин. Средневековая критика антропоморфизма . Брилл, 2001, стр.134-137.
  19. ^ Мухаммад Абу Захра , История мазхабов и школ богословия в исламе.
  20. Известный учёный: Мухаммад Абу Захра. Архивировано 23 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Эд. Адиль Салахи для Arab News . Опубликовано в среду, 14 ноября 2001 г.; по состоянию на воскресенье, 9 июня 2013 г.
  21. ^ « Мутазила. Архивировано 21 июня 2018 г. в Wayback Machine », Британская энциклопедия .
  22. ^ НИЛ РОБИНСОН (1998). «Ашария и Мутазилиты» . muslimphilosophy.com . Архивировано из оригинала 20 ноября 2011 г. Проверено 5 ноября 2012 г.
  23. ^ «Различные взгляды на свободу человека – мутазилиты и ашариты – Власть в исламе – пересмотр религиоведения GCSE – OCR» . BBC Bitesize . Архивировано из оригинала 21 июня 2021 г. Проверено 19 июня 2021 г.
  24. ^ Дханани, Альнур (1994). Физическая теория Калама: атомы, пространство и пустота в космологии Басриана Мутазили . Лейден: Брилл. п. 7 . ISBN  978-9004098312 .
  25. ^ Фахри, Маджид (1983). История исламской философии (второе изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 46. ​​Почти все авторитеты согласны с тем, что спекуляции мутазилитов сосредоточены вокруг двух важнейших концепций божественной справедливости и единства, исключительными и подлинными представителями которых они утверждают.
  26. ^ Кампанини, Массимо (2012). «Мутазилы в исламской истории и мысли» . Религиозный компас . 6 : 41–50. дои : 10.1111/j.1749-8171.2011.00273.x . Архивировано из оригинала 19 июля 2021 г. Проверено 9 января 2021 г.
  27. ^ Абдулла Саид. Коран: введение . 2008, стр. 203
  28. ^ Кадри, Садакат (2012). Рай на Земле: путешествие по законам шариата из пустынь древней Аравии на улицы современного мусульманского мира . Макмиллан. п. 77. ИСБН  9780099523277 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г. Проверено 16 сентября 2015 г.
  29. ^ Надер Эль-Бизри , «Бог: сущность и атрибуты», в «Кембриджском справочнике по классической исламской теологии» , изд. Тим Винтер (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008), стр. 121–140.
  30. ^ Уолцер, Р. (1967). «Ранняя исламская философия». В А. Х. Армстронге (ред.). Кембриджская история позднегреческой и раннесредневековой философии . Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-04054-Х .
  31. ^ Крейг, WL (2000). Каламский космологический аргумент . США: Wipf & Stock Publishers. ISBN  1-57910-438-Х .
  32. ^ Гуманизм в эпоху возрождения ислама: культурное возрождение в эпоху буидов , Джоэл Крамер, ISBN   90-04-07259-4 , ISBN   978-90-04-07259-6
  33. ^ Фрэнк, Ричард М. «Автономия человеческого агента в учении Абд аль-Габбара». Le Muséon 95 (1982): 323–355.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Наср, Сейед Хосейн (2006). «Часть 3: Исламская философия в истории - Измерения исламской интеллектуальной традиции: Калам, философия и духовность» . Исламская философия от ее истоков до наших дней: философия в стране пророчеств . Олбани, Нью-Йорк : SUNY Press . стр. 124–126. ISBN  9780791468005 . LCCN   2005023943 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 4 сентября 2022 г.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джавад Анвари, Мохаммед (2015). «аль-Ашари». В Маделунге, Уилферд; Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Мелвина-Кушки, Мэтью. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0300 . ISSN   1875-9823 .
  36. ^ Фрэнк, Ричард М. (январь – март 1989 г.). «Знания и таклид: основы религиозной веры в классическом ашаризме». Журнал Американского восточного общества . 109 (1). Американское восточное общество : 37–62. дои : 10.2307/604336 . ISSN   0003-0279 . JSTOR   604336 . LCCN   12032032 .
  37. ^ Глассе, Сирил, изд. (2003) [1989]. «Ашари» . Новая энциклопедия ислама (3-е исправленное издание). Уолнат-Крик, Калифорния и Лэнхэм, Мэриленд : AltaMira Press . стр. 61–63. ISBN  978-0-759-10190-6 . OCLC   1291928025 . Архивировано из оригинала 9 июля 2022 г. Проверено 4 сентября 2022 г.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фрэнк, Ричард М. (2020) [2007]. «Концепция Аль-Ашари о природе и роли спекулятивных рассуждений в теологии» . У Фрэнка, Ричард М.; Гутас, Дмитрий (ред.). Ранняя исламская теология: мутазилиты и аль-Ашари - Тексты и исследования по развитию и истории Калама, Том. II (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 136–154. дои : 10.4324/9781003110385 . ISBN  9780860789789 . LCCN   2006935669 . S2CID   169898034 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 4 сентября 2022 г.
  39. ^ Гувер, Джон (2020). «Ранний мамлюкский ашаризм против Ибн Таймийи по поводу небуквальной интерпретации ( тавиль ) атрибутов Бога» . В Шихаде, Айман; Тиле, Ян (ред.). Философская теология в исламе: поздний ашаризм Востока и Запада . Исламизировать интеллектуальную историю. Том. 5. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 195–230. дои : 10.1163/9789004426610_009 . ISBN  978-90-04-42661-0 . ISSN   2212-8662 . LCCN   2020008682 . S2CID   219026357 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 4 сентября 2022 г.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халверсон, 2010 , стр. 14–15.
  41. ^ Уикс, Дуглас. «Идеология Аль-Мухаджируна». Аль Мухаджирун. Пэлгрейв Макмиллан, Чам, 2020. 103–140.
  42. ^ Гекье, Кваме. «Теология и право в исламе». (1976): 304–306.
  43. ^ Фахри, Магид. Этические теории в исламе. Том. 8. Брилл, 1991.
  44. ^ Хашас, Мохаммед. «Переживает ли европейский ислам онтологическую революцию ради эпистемологического пробуждения?». Американский журнал исламских социальных наук 31: 4 (2014): 14.
  45. ^ Справочник Маршалла Кавендиша, Иллюстрированный словарь мусульманского мира, стр. 87. ISBN   0761479295
  46. ^ Аллард, Мишель. «Абу аль-Хасан аль-Ашари, мусульманский богослов» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 1 апреля 2021 г.
  47. ^ «Ашари – История мусульманской философии» . Архивировано из оригинала 27 мая 2018 г. Проверено 4 сентября 2022 г.
  48. ^ Ватт, Монтгомери. Свободная воля и предопределение в раннем исламе. Лузак и компания: Лондон, 1948.
  49. ^ Хир, Николас (nd). «ЛЕКЦИЯ ПО ИСЛАМСКОЙ ТЕОЛОГИИ» (PDF) . Факультет Вашингтонского университета . п. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 13 августа 2021 г.
  50. ^ Сирил Глассе, Хьюстон Смит Новая энциклопедия ислама Роуман Альтамира 2003 ISBN   978-0-759-10190-6 стр. 62-3
  51. ^ М. Абдул Хе, доктор философии, Ашаризм. Архивировано 27 мая 2018 г. в Wayback Machine , PhilosophiaИсламика .
  52. ^ Хендерсон, Джон Б. (1998). «Создание православия» . Построение православия и ереси: неоконфуцианские, исламские, еврейские и раннехристианские модели . Олбани, Нью-Йорк : SUNY Press . стр. 55–58. ISBN  978-0-7914-3760-5 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 4 сентября 2022 г.
  53. ^ Хамад аль-Санан, Фаузий аль-Анжарий, Ахль аль-Сунна аль-Ашаира , стр. 248-258. Дар ад-Дия.
  54. ^ Филд, Джон Эдвард (2009). Энциклопедия ислама Издательство информационной базы. п. 287. ИСБН  978-1-4381-2696-8 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 16 февраля 2021 г.
  55. ^ Оливер Лиман Биографическая энциклопедия исламской философии Bloomsbury Publishing 2015 ISBN   978-1-472-56945-5 стр. 311
  56. ^ Ченап Чакмак Ислам: Всемирная энциклопедия [4 тома] ABC-CLIO 2017 ISBN 978-1-610-69217-5, стр. 1014
  57. ^ Ланге, Кристиан (2016). Рай и ад в исламских традициях. Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-50637-3. п. 168
  58. Магистерская диссертация по невидимым предметам в «Тевилату'л-Коране» Имама Матуриди, Стамбул-2020, 2501171277
  59. ^ Ватт, В. Монтгомери (май 1970 г.). Пестман, П.В. (ред.). «Изучение развития исламских сект» . Acta Orientalia Neerlandica: Материалы конгресса Голландского восточного общества, состоявшегося в Лейдене по случаю его 50-летия : 85.
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Л. Эспозито, изд. (2014). «Кадария » Оксфордский словарь ислама Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-512558-0 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 г. Проверено 9 июля 2016 г.
  61. ^ Дж. ван Эсс. Энциклопедия ислама, 2-е изд., Brill. «Кадарийя», т.4, с. 368.
  62. ^ Косман, Мадлен Пелнер и Линда Гейл Джонс. Справочник по жизни в средневековом мире, трехтомный комплект. Издательство «Информационная база», 2009. с. 392
  63. ^ Башарин, Павел В. (1 апреля 2018 г.). «Проблема свободы воли и предопределения в свете оправдания сатаны в раннем суфизме». Заметки по английскому языку. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. 56 (1): 119–138.
  64. ^ Омар Хамдан Исследования по канонизации текста Корана: вклад аль-Хасана аль-Басри в историю Корана Отто Харрассовиц Verlag 2006 ISBN 978-3447053495, стр. 291–292 (немецкий)
  65. ^ Салем, Ферьял. Возникновение раннего суфийского благочестия и суннитской схоластики: Абдаллах б. аль-Мубарак и формирование суннитской идентичности во втором исламском веке. Том. 125. Брилл, 2016. с. 32
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Абул Ала Маудуди , «Хилафат-о-Малукеят» на языке урду (Халифат и королевская власть), стр. 214.
  67. ^ Байдави, Абдулла . «Тавали аль-Анвар мин Матали аль-Анзар», около 1300 г. Переведено вместе с другими текстами в книге «Природа, человек и Бог в средневековом исламе» 2001 г. Эдвином Эллиотом Калверли и Джеймсом Уилсоном Поллоком. стр. 1001–1009.
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дж. Хоффман, Валери (2012). Основы ибадиитского ислама . Издательство Сиракузского университета. п. 328. ИСБН  978-0815650843 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 28 августа 2014 г.
  69. ^ «Говорим правду уже более 30 лет – суннитско-шиитский раскол: меньше, чем кажется на первый взгляд» . ВРМЭА. Архивировано из оригинала 23 апреля 2005 года . Проверено 30 ноября 2013 г.
  70. ^ Маклафлин, Дэниел (февраль 2008 г.). Йемен: Путеводитель Брэдта – Дэниел Маклафлин – Google Книги . Брэдт Путеводители. ISBN  9781841622125 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 30 ноября 2013 г.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Абу'л-Хатаб Асади» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Хаттабия» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
  73. ^ Оз, Мустафа, История мазхабов и ее терминологический словарь , Энсар Яинджилык, Стамбул , 2011. Это имя тренера Мухаммада бин Исмаила ас-Сагира ибн Джафара . Позднее он установил принципы Батенийия Мазхаба .
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Абдаллах Б. Маймун аль-Каддах» . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
  75. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хальм, Х. «Батения» . Энциклопедия Ираника. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 4 августа 2014 г.
  76. ^ Восстание Фатимидов, В. Иванов. Страница 81, 275
  77. ^ «Исмаилизм xvii. Имамат в исмаилизме» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
  78. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Картирование мирового мусульманского населения: отчет о размере и распределении мусульманского населения в мире» . Исследовательский центр Пью . 7 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. Проверено 24 августа 2010 г. Из всего мусульманского населения 11–12% составляют мусульмане-шииты, а 87–88% — мусульмане-сунниты. От семи до одиннадцати миллионов алевитов и от трех до четырех миллионов алавитов составляют почти 10% шиитов .
  79. ^ Роджер М. Савори (ссылка Абдулбаки Гёлпинарли), Энциклопедия ислама , «Кизил-Баш», онлайн-издание 2005 г.
  80. ^ Озтюрк, Яшар Нури - el Hak İsyanı ( Хака Анальное восстание ) – Hallâc-ı Mansûr ( Виселица En на виселице . , ), Том 1 и 2, Yeni Dimension, 2011
  81. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мухаммад ибн Алийул Джиллли акида » «Маймуна ибн Касима Сулеймана ибн Ахмада ат-Табарани фикх » (Сулейман Аффанди, Аль-Бакурат'ус Сулейманийя - Генеалогическое древо из Нусайта Абу'л - 1 –15, Бейрут , 1873 год.)
  82. Мухаммад ибн Алийул Джилли и Маймун ибн Абуль-Касимат-Табарани мюридами « были Аль -Хашиби », основателя нусайритского тариката .
  83. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Радтке, Б. «Батен» . Энциклопедия Ираника. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 20 августа 2014 г.
  84. Мухаммад ибн Алийул Джилли и Маймун ибн Абуль-Касимат-Табарани мюридами « были Аль -Хашиби », основателя нусайритского тариката .
  85. ^ Пайк, Джон. «Алави Ислам» . Архивировано из оригинала 13 июня 2008 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Алави Ислам». Архивировано 13 июня 2008 г. в Wayback Machine . Globalsecurity.org
  87. ^ Прохазка-Эйсл, Гизела; Прохазка, Стивен (2010). Равнина Святых и Пророков: община Нусайри-Алави в Киликии Издательство Отто Харрасовица. п. 81. ИСБН  978-3447061780 .
  88. ^ Фридман, Ярон (2010). Нусайри-алавиты: введение в религию, историю и идентичность ведущего меньшинства в Сирии . БРИЛЛ. п. 67. ИСБН  978-9004178922 .
  89. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бёверинг, Герхард; и др., ред. (2012). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. п. 29. ISBN  978-0691134840 .
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фридман, Ярон (2010). Нусайри-алавиты: введение в религию, историю и идентичность ведущего меньшинства в Сирии . БРИЛЛ. п. 77. ИСБН  978-9004178922 .
  91. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Прохазка-Эйсл, Гизела; Прохазка, Стивен (2010). Равнина Святых и Пророков: Нусайри-алавитская община Киликии . Издательство Отто Харрасовица. п. 82. ИСБН  978-3447061780 .
  92. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Питерс, FE (2009). Монотеисты: евреи, христиане и мусульмане в конфликте и конкуренции, Том II . Издательство Принстонского университета. п. 321. ИСБН  978-1400825714 .
  93. ^ Фридман, Ярон (2010). Нусайри-алавиты: введение в религию, историю и идентичность ведущего меньшинства в Сирии . БРИЛЛ. стр. 80, 93–94. ISBN  978-9004178922 .
  94. ^ «Секретная секта», управляющая Сирией» . Би-би-си. 17 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 г. . Проверено 25 декабря 2012 г.
  95. ^ Алавис. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Countrystudies.us, Библиотека Конгресса США.
  96. Перейти обратно: Перейти обратно: а б 'Абд аль-Латиф аль-Юнис, Мудхаккират аль-Дуктур 'Абд аль-Латиф аль-Юнис, Дамаск: Дар аль-Ильм, 1992, с. 63.
  97. ^ Тайная секта правителей Сирии. Архивировано 15 апреля 2022 г. в Wayback Machine , The Telegraph , 5 августа 2011 г.
  98. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Алави Ислам» . Globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 13 июня 2008 г. Проверено 29 марта 2014 г.
  99. ^ Фридман, Ярон (2010). Нусайри-Алавиты . БРИЛЛ. ISBN  978-9004178922 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
  100. ^ Ливан: текущие проблемы и предыстория, Джон К. Роллан (2003) . Новая звезда. 1 августа 2003 г. ISBN.  9781590338711 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 25 декабря 2012 г.
  101. ^ Каплан, Роберт (февраль 1993 г.). «Сирия: кризис идентичности» . Атлантика . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 г. Проверено 11 марта 2017 г.
  102. ^ Глассе, Сирил (2001). Новая энциклопедия ислама (пересмотренная ред.). Издательство Rowman & Littlefield. п. 105.
  103. ^ Крамер, Мартин (11 января 2010 г.). «Сирийские алавиты и шиизм» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 2 августа 2014 г. В своем горном уголке Сирии алавиты заявляют, что представляют собой самое дальнее распространение шиизма-двунадесятника.
  104. ^ Талхами, Ю. (2010). «Фетвы и нусайри/алавиты Сирии». Ближневосточные исследования . 46 (2): 175–194. дои : 10.1080/00263200902940251 . S2CID   144709130 .
  105. ^ Меир Михаэль Бар-Ашер; Гауке де Коотстра; Арье Кофски (2002). Религия Нусайр-и-алав-и: исследование ее теологии и литургии . БРИЛЛ. п. 1. ISBN  978-90-04-12552-0 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 18 марта 2011 г.
  106. ^ «Сирийский кризис: смертельная стрельба на похоронах в Дамаске» . Новости Би-би-си . 18 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 г. Проверено 22 апреля 2015 г.
  107. ^ Абдаллах, Умар Ф., Исламская борьба в Сирии , Беркли: Mizan Press, c1983, стр. 43–48.
  108. ^ Рубин, Барри (2007). Правда о Сирии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 49 . ISBN  9781403982735 .
  109. ^ Абдаллах, Умар Ф. (1983). Исламская борьба в Сирии . Беркли: Мизан Пресс. стр. 43–48. ISBN  0933782101 .
  110. ^ Эстер, Пан (18 июля 2006 г.). «Сирия, Иран и ближневосточный конфликт» . Справочник . Совет по международным отношениям . Архивировано из оригинала 23 мая 2011 года . Проверено 30 апреля 2011 г.
  111. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сирийский комментарий. Дилемма Асада с алави. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , 8 октября 2004 г.
  112. ^ «Исламское образование в Сирии: уничтожение секуляризма» . ОУ. Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года . Проверено 25 декабря 2012 г.
  113. ^ "КАРРАМИЯ" . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
  114. ^ Льюис, Б.; Менаж, В.Л.; Пеллат, Ч.; Шахт, Дж. (1997) [1-е. паб. 1978]. Энциклопедия ислама . Том. IV (Иран-Ха) (Новая ред.). Лейден, Нидерланды: Brill. п. 667. ИСБН  9004078193 .
  115. ^ Флеминг, Бенджамин; Манн, Ричард (2014). Материальная культура и азиатские религии: текст, образ, объект . Рутледж. п. 333. ИСБН  978-1-135013738 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 28 августа 2014 г.
  116. ^ Аннемари Шиммель и др. : Ислам III. Народное благочестие, исламская культура, современные тенденции. Kohlhammer Verlag , Штутгарт, 1990, стр. 418–420.
  117. ^ «Ахмадийский ислам – исторические практики верований» . РелигияФакты. Архивировано из оригинала 27 июля 2014 года . Проверено 19 апреля 2015 г.
  118. ^ «Кто такие Ахмади?» . Новости Би-би-си . 28 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2010 года . Проверено 19 апреля 2015 г.
  119. ^ Бурхани, Ахмад Наджиб (2013). Когда мусульмане не мусульмане: Ахмадийская община и дискурс о ереси в Индонезии . Санта-Барбара, Калифорния: Калифорнийский университет . ISBN  9781303424861 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 г. Проверено 20 января 2019 г.
  120. ^ Хак, Зия (2 октября 2011 г.). « Еретическая» секта Ахмадия вызывает недовольство мусульман» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 г. Проверено 19 апреля 2015 г.
  121. ^ «Обетованный Мессия – пророчества сбылись» . Алислам.орг. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
  122. ^ «Священный Коран» . Алислам.орг. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
  123. ^ Приглашение в Ахмадийат Мирзы Башир-уд-Дина Махмуда Ахмада Часть II, Аргумент 4, Глава «Обещанный Мессия, обещанная одна из всех религий»
  124. ^ Саймон Росс Валентайн (2008). Ислам и Ахмадийский джамаат: история, вера, практика . Издательство Колумбийского университета. стр. 32–33. ISBN  978-0-231-70094-8 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г. Проверено 28 октября 2020 г.
  125. ^ Насир Махмуд Малик, Национальный секретарь Тарбията, США (2007 г.). «Воспитание детей-ахмади на Западе» (PDF) . Аль Ислам. Архивировано (PDF) из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 10 июня 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b0d46010f795553e029f279dcd00eff__1720469100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/ff/9b0d46010f795553e029f279dcd00eff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Schools of Islamic theology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)