Сокрытие (ислам)
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Оккультизм ( араб . غَيْبَة , гайба ) в шиитском исламе относится к эсхатологической вере в то, что Махди , потомок исламского пророка Мухаммеда , уже родился и впоследствии был сокрыт, но он вновь появится и установит справедливость и мир на земле. Земля в конце времен. [ 1 ] Признаки его (повторного)появления широко распространены среди шиитов и суннитов. [ 2 ] [ 3 ] (хотя сунниты не верят, что Махди уже родился и находится в затмении), и вера в эсхатологического Махди остается популярной среди всех мусульман, возможно, благодаря многочисленным традициям на этот счет в канонических суннитских и шиитских источниках. [ 2 ]
Однако верящие в него ветви шиитского ислама расходятся во мнениях относительно личности Махди. Основные шииты называют его Мухаммадом аль-Махди , двенадцатым имамом. [ 2 ] который, как полагают, несет ответственность за дела людей и, в частности, за их внутреннее духовное руководство во время оккультизма. [ 4 ] [ 5 ]
Двенадцать шиитов
[ редактировать ]
Шииты-двунадесятники — основная ветвь шиитского ислама, составляющая 85 процентов шиитского населения. [ 6 ] Двенадцать верят, что их двенадцатый имам, Мухаммад аль-Махди , находится в затмении. Считается, что во время своего Малого Оккультирования (874-941) двенадцатый Имам поддерживал регулярные контакты с четырьмя последовательными агентами: [ 7 ] под общим названием « Четыре заместителя » ( ан-нувваб аль-арба ). [ 8 ] Однако во время Великого Затмения (с 941 г. по настоящее время) на Земле не было агента Скрытого Имама. [ 7 ] хотя считается, что он провиденциально продолжает жить в своем физическом теле до своего нового появления в конце времен. [ 9 ]
Теория затенения Двенадцати кристаллизовалась в первой половине четвертого (десятого) века на основе рациональных и текстовых аргументов. [ 10 ] Эта теория, например, утверждает, что жизнь Мухаммада аль-Махди была чудесным образом продлена, и утверждает, что земля не может быть лишена имама как высшего доказательства ( худжа ) Бога. Другой пример: хотя угроза Аббасидов могла первоначально вынудить двенадцатого имама уйти в затмение, [ 11 ] согласно этой доктрине, его отсутствие продолжается до тех пор, пока не будут выполнены первоначальные условия для его нового появления, включая готовность человечества принять послание Скрытого Имама. [ 12 ]
Малое затмение
[ редактировать ]Сразу после смерти Хасана аль-Аскари в 260 г. (873-874 гг.) [ 13 ] Усман аль-Амри ( ум. 874–875 ) утверждал, что у одиннадцатого имама был маленький сын по имени Мухаммад, который вошел в состояние оккультизма из-за угрозы его жизни со стороны Аббасидов. [ 11 ] Как специальный представитель аль-Аскари, Усман также утверждал, что он был назначен представлять сына одиннадцатого имама. [ 14 ] Возможно, единственным публичным появлением Мухаммеда было возглавить погребальную молитву по своему отцу вместо своего дяди Джафара . [ 15 ] [ 16 ]
В своем новом качестве Усман получал петиции и давал на них ответы, иногда в письменном виде. [ 17 ] Будучи ближайшим соратником аль-Аскари, [ 18 ] большинство местных представителей аль-Аскари продолжали поддерживать Усмана. [ 19 ] Позже он представил своего сына Абу Джафара Мухаммада ибн Усмана ( ум. 916–17 ) как следующего представителя аль-Махди. [ 20 ] [ 21 ] В свою очередь, на замену Абу Джафар назначил Абу аль-Касима аль-Хусейна ибн Руха ан-Наубахти ( ум. 937-38 ). [ 22 ]
Этот период, позже названный Малым Затмением ( аль-гайбат ас-сугра ), [ 23 ] закончилась примерно через семьдесят лет со смертью четвертого агента, Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Самарри ( ум. 940-41 ), [ 24 ] который, как говорят, получил письмо от аль-Махди незадолго до своей смерти. [ 20 ] В письме предсказывалась смерть Абу аль-Хасана через шесть дней и объявлялось о начале полного ( тамма ) затмения. [ 25 ] [ 8 ] [ 24 ] позже названное Большим Затмением ( аль-гайбат аль-кубра ). [ 23 ] В письме, приписываемом аль-Махди, добавлялось, что полное затмение будет продолжаться до тех пор, пока Бог не даст ему разрешение снова проявить себя во время, когда земля будет наполнена тиранией. [ 25 ] Говорят, что это и подобные письма четырем агентам и другим шиитским деятелям были написаны одним и тем же почерком, что позволяет предположить, что они были написаны Скрытым Имамом. [ 26 ]
Главное затмение
[ редактировать ]Большое Оккультирование, более поздний срок, началось со смерти четвертого агента в 329 году (940–941), который не назначил преемника. В этот период, который продолжается и сегодня, на земле нет агента Скрытого Имама. [ 25 ] [ 27 ] Вероятно, среди шиитов существовали ранние традиции, которые уже предсказывали два периода затмения. [ 28 ] Эти хадисы ранее цитировались, например, вакифитами в отношении двух арестов Мусы аль-Казима , седьмого имама. [ 2 ] [ 28 ]
В отсутствие Скрытого Имама вакуум лидерства в сообществе двунадесятников постепенно заполнялся юристами в их новом качестве генерального заместителя ( наиб аль-амм ) Скрытого Имама. Также широко распространено мнение, что Скрытый Имам иногда является благочестивым лично или, что чаще, во снах и видениях. Сообщения об этих встречах многочисленны и широко распространены среди двунадесятников. [ 29 ] [ 30 ] [ 9 ] [ 31 ]
Исмаилитские шииты
[ редактировать ]Исмаилитский шиит отделился от основного шиита в результате преемственности Исмаила , который умер раньше своего отца, Джафара ас-Садика , шестого имама. [ 32 ] Эта группа либо считала, что Исмаил все еще жив, но скрывался, либо вместо этого признала имамата сына Исмаила, Мухаммеда , и его потомков. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Сегодня исмаилиты разделены на две группы: низаритов и мусталитов . Низаритским имамом является нынешний Ага Хан IV , их сорок девятый имам в линии преемственности. Однако мусталиты верят, что их двадцать первый имам и его потомки ушли в оккультизм. [ 36 ] В отсутствие своего имама мусталисы руководствуются Даи аль-Мутлаком ( букв. « высший авторитет » ). Различные ветви мусталитов-шиитов расходятся во мнениях относительно того, кем является нынешний Даи аль-Мутлак . [ 37 ]
До возникновения Фатимидского халифата , как крупная исмаилитская шиитская династия, [ 38 ] термины Махди и Каим использовались как синонимы для обозначения мессианского имама, ожидаемого в шиитских традициях. Однако с приходом к власти Фатимидов в десятом веке нашей эры аль-Кади ан-Нуман утверждал, что некоторые из этих предсказаний материализовались первым халифом Фатимидов Абдаллахом аль-Махди Биллахом , а остальные будут выполнены его преемники. Отныне в их литературе ожидаемого эсхатологического имама называли только Каимом (а не Махди). [ 2 ]
Зайди Шиит
[ редактировать ]По мнению Зайди , имамы не наделены сверхчеловеческими качествами, и поэтому ожидания от их махдишства часто являются маргинальными. [ 2 ] [ 39 ] Единственным исключением являются вымершие хусейниты в Йемене , которые отрицали смерть аль-Хусейна ибн аль-Касима аль-Ияни и ждали его возвращения. [ 2 ]
Другие взгляды
[ редактировать ]Исторически различные мусульманские деятели отождествлялись с эсхатологическим Махди или использовали это имя как почетный титул, имеющий мессианское значение. К ним относятся Омейяды Умар II и Аббасид аль-Махди , а также многие другие. [ 2 ] Точно так же махдизм и оккультизм являются повторяющимися темами в истории шиитов. [ 40 ] Например, ныне вымершие вакифиты переняли давние шиитские традиции , чтобы доказать, что Муса аль-Казим , седьмой имам, не умер, а находился в затмении. [ 41 ] Еще раньше ныне вымершие кайсаниты отрицали смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии и ждали его возвращения в качестве Махди. [ 2 ] [ 42 ] Карматы Мухаммада ибн , вымершая ветвь исмаилитских шиитов, верили в махдишство Исмаила и его скорое возвращение. [ 43 ] [ 44 ] Подобными фигурами в истории шиитов являются Мухаммад ан-Нафс аз-Закия , Мухаммад ибн Касим аль-Алави , Яхья ибн Умар и Мухаммад ибн Али аль-Хади . [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]- Эсхатология
- Четырнадцать непогрешимых
- Дуа Нудба
- Китаб аль-Гайба (ан-Нумани) , работа на эту тему шиитского ученого-двунадесятника X века Мухаммада ибн Ибрагима ан-Нумани.
- Китаб аль-Гайба (ат-Туси) , работа на эту тему шиитского ученого-двунадесятника XI века аль-Шейха аль-Туси.
- Раджа («возвращение»), сопутствующая концепция возвращения после затмения.
- Новое появление Мухаммеда аль-Махди , концепция возвращения в шиизме-двунадесятнике.
- Признаки появления Махди (в широком исламе)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Собхани 2001 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Маделунг 2022 .
- ^ Момент 1985 , с. 168.
- ^ Момент 1985 , с. 165.
- ^ Табатабай 1975 , с. 194–5.
- ^ «Самые святые места шиитского ислама» . Worldatlas.com . 25 апреля 2017 года . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Нанджи и Дафтари 2006 , стр. 223–4.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Амир-Моэцци 2007 .
- ^ Дафтари 2013 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 162, 163.
- ^ Собхани 2001 , стр. 118–9.
- ^ Модарресси 1993 , с. 77.
- ^ Момент 1985 , с. 162.
- ^ Момент 1985 , с. 161.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 234.
- ^ Дафтари 2013 , с. 64.
- ^ Модарресси 1993 , с. 92.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 79, 80.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 162–164.
- ^ Клемм 2007 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 164.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 90, 139, 140.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 106, 107.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 141.
- ^ Момент 1985 , с. 65.
- ^ Корбин 2014 , с. 70.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 181.
- ^ Момент 1985 , с. 39.
- ^ Глив 2012a .
- ^ Хейвуд 2022 .
- ^ Листы 2007 .
- ^ Нанджи и Дафтари 2006 , с. 163.
- ^ Нанджи и Дафтари 2006 , с. 238.
- ^ Листы 1999 .
- ^ Нанджи и Дафтари 2006 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б Льюис 2011 , стр. 23, 35, 49.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 87–8.
- ^ Сачедина 1981 , с. 151.
- ^ Аманат и Бернхардссон 2001 , стр. 122–4.
- ^ фон Грюнебаум 2017 , стр. 112–3.
Библиография
[ редактировать ]- Маделунг, В. (2022). «Аль-Махди». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Халмс, Эдвард Д.А. (2008). «МУСА АЛЬ-КАЗИМ (АБУ'Л-ХАСАН МУСА ИБН ДЖАФАР)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. стр. 456, 457. ISBN. 978-0-7007-1588-6 .
- Кольберг, Э. (2022). «Муса аль-Казим» . В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Рахим, Хабибе (2004). «Казим, Муса аль-» . В Jestice, Филлис Г. (ред.). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . Том. 3. АВС-КЛИО. стр. 469, 470. ISBN. 9781576073551 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Аманат, Аббас; Бернхардссон, Магнус Т. (2001). Представляя конец: видения апокалипсиса от Древнего Ближнего Востока до современной Америки . ИБ Таурис. ISBN 9780755626168 .
- фон Грюнебаум, GE (2017). Классический ислам: история, 600–1258 гг. Н.э. Рутледж. ISBN 9781351528092 .
- Нанджи, Азим; Дафтари, Фархад (2006). «Что такое шиитский ислам?». В Корнелле, Винсент Дж. (ред.). Голоса Ислама . Том. 1. Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780275987329 .
- Дафтари, Фархад (1999). «ФАТИМИДЫ» . Энциклопедия Ираника . Том. IX/4. стр. 423–6.
- Дафтари, Фархад (2007). «ИСМАИЛИЗМ iii. ИСМАИЛИТСКАЯ ИСТОРИЯ» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 178–195.
- Хейвуд, Джон А. (2022). «Джафар аль-Садик» . Британская энциклопедия .
- Глив, Роберт (2012a). «ДЖАФАР АЛЬ-ТАДЕК и. Жизнь» . Энциклопедия Ираника . Том. XIV. стр. 349–351.
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Собхани, Джафар (2001). Доктрины шиитского ислама (PDF) . Перевод Шах-Каземи, Реза. ИБТаурис. ISBN 01860647804 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Корбин, Генри (2014). История исламской философии . Перевод Шеррарда, Лиадайн. Рутледж. ISBN 9781135198893 .
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2007). «ИСЛАМ В ИРАНЕ vii. КОНЦЕПЦИЯ Махди В ДВЕНАДЦАТИ ШИИЗМЕ» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 136–143.
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Суни пресс. ISBN 978-0873954426 .
- Льюис, Бернард (2011). Ассасины: радикальная секта в исламе . Хашетт. ISBN 9780297863335 .
- Модарресси, Хосейн (1993). Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамито-шиитскую мысль (PDF) . Дарвин Пресс. ISBN 9780878500956 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс.
- Хусейн, Джассим М. (1986). Сокрытие Двенадцатого Имама: историческая справка . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Клемм, Верена (2007). ИСЛАМ В ИРАНЕ ix. ДЕПУТАТЫ Махди . Том. ХIV/2. стр. 143–6.