Jump to content

Сокрытие (ислам)

(Перенаправлено из «Оккультации »)

Оккультизм ( араб . غَيْبَة , гайба ) в шиитском исламе относится к эсхатологической вере в то, что Махди , потомок исламского пророка Мухаммеда , уже родился и впоследствии был сокрыт, но он вновь появится и установит справедливость и мир на земле. Земля в конце времен. [ 1 ] Признаки его (повторного)появления широко распространены среди шиитов и суннитов. [ 2 ] [ 3 ] (хотя сунниты не верят, что Махди уже родился и находится в затмении), и вера в эсхатологического Махди остается популярной среди всех мусульман, возможно, благодаря многочисленным традициям на этот счет в канонических суннитских и шиитских источниках. [ 2 ]

Однако верящие в него ветви шиитского ислама расходятся во мнениях относительно личности Махди. Основные шииты называют его Мухаммадом аль-Махди , двенадцатым имамом. [ 2 ] который, как полагают, несет ответственность за дела людей и, в частности, за их внутреннее духовное руководство во время оккультизма. [ 4 ] [ 5 ]

Двенадцать шиитов

[ редактировать ]
Мечеть Джамкаран в Куме , Иран , является популярным местом паломничества мусульман-шиитов. Местные поверья утверждают, что двенадцатый Имам — эсхатологический Махди в шиитском двунадесятнике — однажды появился и помолился в Джамкаране.

Шииты-двунадесятники — основная ветвь шиитского ислама, составляющая 85 процентов шиитского населения. [ 6 ] Двенадцать верят, что их двенадцатый имам, Мухаммад аль-Махди , находится в затмении. Считается, что во время своего Малого Оккультирования (874-941) двенадцатый Имам поддерживал регулярные контакты с четырьмя последовательными агентами: [ 7 ] под общим названием « Четыре заместителя » ( ан-нувваб аль-арба ). [ 8 ] Однако во время Великого Затмения (с 941 г. по настоящее время) на Земле не было агента Скрытого Имама. [ 7 ] хотя считается, что он провиденциально продолжает жить в своем физическом теле до своего нового появления в конце времен. [ 9 ]

Теория затенения Двенадцати кристаллизовалась в первой половине четвертого (десятого) века на основе рациональных и текстовых аргументов. [ 10 ] Эта теория, например, утверждает, что жизнь Мухаммада аль-Махди была чудесным образом продлена, и утверждает, что земля не может быть лишена имама как высшего доказательства ( худжа ) Бога. Другой пример: хотя угроза Аббасидов могла первоначально вынудить двенадцатого имама уйти в затмение, [ 11 ] согласно этой доктрине, его отсутствие продолжается до тех пор, пока не будут выполнены первоначальные условия для его нового появления, включая готовность человечества принять послание Скрытого Имама. [ 12 ]

Малое затмение

[ редактировать ]

Сразу после смерти Хасана аль-Аскари в 260 г. (873-874 гг.) [ 13 ] Усман аль-Амри ( ум. 874–875 ) утверждал, что у одиннадцатого имама был маленький сын по имени Мухаммад, который вошел в состояние оккультизма из-за угрозы его жизни со стороны Аббасидов. [ 11 ] Как специальный представитель аль-Аскари, Усман также утверждал, что он был назначен представлять сына одиннадцатого имама. [ 14 ] Возможно, единственным публичным появлением Мухаммеда было возглавить погребальную молитву по своему отцу вместо своего дяди Джафара . [ 15 ] [ 16 ]

В своем новом качестве Усман получал петиции и давал на них ответы, иногда в письменном виде. [ 17 ] Будучи ближайшим соратником аль-Аскари, [ 18 ] большинство местных представителей аль-Аскари продолжали поддерживать Усмана. [ 19 ] Позже он представил своего сына Абу Джафара Мухаммада ибн Усмана ( ум. 916–17 ) как следующего представителя аль-Махди. [ 20 ] [ 21 ] В свою очередь, на замену Абу Джафар назначил Абу аль-Касима аль-Хусейна ибн Руха ан-Наубахти ( ум. 937-38 ). [ 22 ]

Этот период, позже названный Малым Затмением ( аль-гайбат ас-сугра ), [ 23 ] закончилась примерно через семьдесят лет со смертью четвертого агента, Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Самарри ( ум. 940-41 ), [ 24 ] который, как говорят, получил письмо от аль-Махди незадолго до своей смерти. [ 20 ] В письме предсказывалась смерть Абу аль-Хасана через шесть дней и объявлялось о начале полного ( тамма ) затмения. [ 25 ] [ 8 ] [ 24 ] позже названное Большим Затмением ( аль-гайбат аль-кубра ). [ 23 ] В письме, приписываемом аль-Махди, добавлялось, что полное затмение будет продолжаться до тех пор, пока Бог не даст ему разрешение снова проявить себя во время, когда земля будет наполнена тиранией. [ 25 ] Говорят, что это и подобные письма четырем агентам и другим шиитским деятелям были написаны одним и тем же почерком, что позволяет предположить, что они были написаны Скрытым Имамом. [ 26 ]

Главное затмение

[ редактировать ]

Большое Оккультирование, более поздний срок, началось со смерти четвертого агента в 329 году (940–941), который не назначил преемника. В этот период, который продолжается и сегодня, на земле нет агента Скрытого Имама. [ 25 ] [ 27 ] Вероятно, среди шиитов существовали ранние традиции, которые уже предсказывали два периода затмения. [ 28 ] Эти хадисы ранее цитировались, например, вакифитами в отношении двух арестов Мусы аль-Казима , седьмого имама. [ 2 ] [ 28 ]

В отсутствие Скрытого Имама вакуум лидерства в сообществе двунадесятников постепенно заполнялся юристами в их новом качестве генерального заместителя ( наиб аль-амм ) Скрытого Имама. Также широко распространено мнение, что Скрытый Имам иногда является благочестивым лично или, что чаще, во снах и видениях. Сообщения об этих встречах многочисленны и широко распространены среди двунадесятников. [ 29 ] [ 30 ] [ 9 ] [ 31 ]

Исмаилитские шииты

[ редактировать ]

Исмаилитский шиит отделился от основного шиита в результате преемственности Исмаила , который умер раньше своего отца, Джафара ас-Садика , шестого имама. [ 32 ] Эта группа либо считала, что Исмаил все еще жив, но скрывался, либо вместо этого признала имамата сына Исмаила, Мухаммеда , и его потомков. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Сегодня исмаилиты разделены на две группы: низаритов и мусталитов . Низаритским имамом является нынешний Ага Хан IV , их сорок девятый имам в линии преемственности. Однако мусталиты верят, что их двадцать первый имам и его потомки ушли в оккультизм. [ 36 ] В отсутствие своего имама мусталисы руководствуются Даи аль-Мутлаком ( букв. « высший авторитет » ). Различные ветви мусталитов-шиитов расходятся во мнениях относительно того, кем является нынешний Даи аль-Мутлак . [ 37 ]

До возникновения Фатимидского халифата , как крупная исмаилитская шиитская династия, [ 38 ] термины Махди и Каим использовались как синонимы для обозначения мессианского имама, ожидаемого в шиитских традициях. Однако с приходом к власти Фатимидов в десятом веке нашей эры аль-Кади ан-Нуман утверждал, что некоторые из этих предсказаний материализовались первым халифом Фатимидов Абдаллахом аль-Махди Биллахом , а остальные будут выполнены его преемники. Отныне в их литературе ожидаемого эсхатологического имама называли только Каимом (а не Махди). [ 2 ]

Зайди Шиит

[ редактировать ]

По мнению Зайди , имамы не наделены сверхчеловеческими качествами, и поэтому ожидания от их махдишства часто являются маргинальными. [ 2 ] [ 39 ] Единственным исключением являются вымершие хусейниты в Йемене , которые отрицали смерть аль-Хусейна ибн аль-Касима аль-Ияни и ждали его возвращения. [ 2 ]

Другие взгляды

[ редактировать ]

Исторически различные мусульманские деятели отождествлялись с эсхатологическим Махди или использовали это имя как почетный титул, имеющий мессианское значение. К ним относятся Омейяды Умар II и Аббасид аль-Махди , а также многие другие. [ 2 ] Точно так же махдизм и оккультизм являются повторяющимися темами в истории шиитов. [ 40 ] Например, ныне вымершие вакифиты переняли давние шиитские традиции , чтобы доказать, что Муса аль-Казим , седьмой имам, не умер, а находился в затмении. [ 41 ] Еще раньше ныне вымершие кайсаниты отрицали смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии и ждали его возвращения в качестве Махди. [ 2 ] [ 42 ] Карматы Мухаммада ибн , вымершая ветвь исмаилитских шиитов, верили в махдишство Исмаила и его скорое возвращение. [ 43 ] [ 44 ] Подобными фигурами в истории шиитов являются Мухаммад ан-Нафс аз-Закия , Мухаммад ибн Касим аль-Алави , Яхья ибн Умар и Мухаммад ибн Али аль-Хади . [ 40 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Собхани 2001 , с. 116.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Маделунг 2022 .
  3. ^ Момент 1985 , с. 168.
  4. ^ Момент 1985 , с. 165.
  5. ^ Табатабай 1975 , с. 194–5.
  6. ^ «Самые святые места шиитского ислама» . Worldatlas.com . 25 апреля 2017 года . Проверено 1 марта 2022 г.
  7. ^ Jump up to: а б Нанджи и Дафтари 2006 , стр. 223–4.
  8. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 96.
  9. ^ Jump up to: а б Амир-Моэцци 2007 .
  10. ^ Дафтари 2013 , с. 67.
  11. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 162, 163.
  12. ^ Собхани 2001 , стр. 118–9.
  13. ^ Модарресси 1993 , с. 77.
  14. ^ Момент 1985 , с. 162.
  15. ^ Момент 1985 , с. 161.
  16. ^ Дональдсон 1933 , с. 234.
  17. ^ Дафтари 2013 , с. 64.
  18. ^ Модарресси 1993 , с. 92.
  19. ^ Модарресси 1993 , стр. 79, 80.
  20. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 162–164.
  21. ^ Клемм 2007 .
  22. ^ Сачедина 1981 , с. 92.
  23. ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 84.
  24. ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 66.
  25. ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 164.
  26. ^ Хусейн 1986 , стр. 90, 139, 140.
  27. ^ Сачедина 1981 , стр. 106, 107.
  28. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 141.
  29. ^ Момент 1985 , с. 65.
  30. ^ Корбин 2014 , с. 70.
  31. ^ Сачедина 1981 , стр. 181.
  32. ^ Момент 1985 , с. 39.
  33. ^ Глив 2012a .
  34. ^ Хейвуд 2022 .
  35. ^ Листы 2007 .
  36. ^ Нанджи и Дафтари 2006 , с. 163.
  37. ^ Нанджи и Дафтари 2006 , с. 238.
  38. ^ Листы 1999 .
  39. ^ Нанджи и Дафтари 2006 , с. 240.
  40. ^ Jump up to: а б Льюис 2011 , стр. 23, 35, 49.
  41. ^ Модарресси 1993 , стр. 87–8.
  42. ^ Сачедина 1981 , с. 151.
  43. ^ Аманат и Бернхардссон 2001 , стр. 122–4.
  44. ^ фон Грюнебаум 2017 , стр. 112–3.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53cf70ffb213eb778fb065c7831bf2f7__1722592320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/f7/53cf70ffb213eb778fb065c7831bf2f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Occultation (Islam) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)