Раджа
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Раджа ( араб . رجعة , букв. «возвращение»), также известный как хашр хаш ( букв. « особое воскресение » ), представляет собой доктрину в шиитском исламе, утверждающую, что некоторые из мертвых вернутся к жизни до Воскресения , чтобы отомстить за свое угнетение. .
В шиитской доктрине двунадесятников концепция раджа тесно переплетается с эсхатологической концепцией оккультизма ( гайба ) и новым появлением двенадцатого имама Мухаммада аль-Махди в последние времена для установления мира и справедливости на земле. Эта доктрина, разработанная в начале X века возникшей тогда сектой Двенадцати, [ 1 ] [ 2 ] восходит к более ранним идеям, разработанным ранними шиитскими сектами, такими как Кайсания начала 9-го века конца 7-го века и Вакифия , которые отрицали смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии (умер в 700 году) и Мусы аль-Казима (умер в 799 году) и ждал их возвращения. [ 3 ] Эта доктрина была также распространена среди шиитов 8-9 веков, известных как гулат ( буквально « преувеличивающие » ), чья разработка этой идеи, возможно, повлияла на первых ученых-двунадесятников. [ 4 ]
Позднее эта концепция также использовалась в Вере Бахаи (19 век) для обозначения циклического возвращения Богоявления , которое появлялось в образах пророков, таких как Иисус или Мухаммед, а также в Бабе (1819–1850) и в Бахау. Аллах (1817–1892), два основателя Веры Бахаи.
Затмение и раджа в шиитских двунадесятниках
[ редактировать ]Двенадцатилетние верят, что их двенадцатый Имам , Мухаммад аль-Махди , был сокрыт Богом, хотя он остается ответственным за дела людей и их внутреннее духовное руководство в своем состоянии оккультизма (874 г. н.э. – настоящее время). [ 5 ] Хотя различные секты расходятся во мнениях относительно личности эсхатологического Махди , вера в него остается популярной среди всех мусульман , возможно, благодаря многочисленным традициям на этот счет в канонических суннитских и шиитских источниках. [ 6 ] [ 7 ]
По мнению двунадесятников, незадолго до Судного Дня , по повелению Бога, Мухаммад аль-Махди вернется, чтобы возглавить силы праведности против сил зла в апокалиптической войне, которая в конечном итоге установит мир и справедливость на земле. [ 8 ] В его миссии аль-Махди будет помогать Иисус . [ 9 ] который будет молиться за аль-Махди во время его Второго пришествия . [ 9 ] [ 6 ] Иисус также убивает ад-Даджаля ( антихриста ). В некоторых суннитских источниках [ 10 ] [ 10 ] хотя в источниках Twelver эта функция зарезервирована за аль-Махди. [ 11 ]
По мнению Twelver, аль-Махди также ожидает, что он отомстит за несправедливость, от которой пострадал Хусейн , внук пророка, чья невинная кровь, как полагают, погрузила мусульманское сообщество в цикл насилия, коррупции и угнетения. Говорят, что эта месть необходима для того, чтобы избавить мусульманскую общину от самого гнусного преступления, когда-либо совершенного от ее имени. [ 9 ] [ 12 ] Оно также предполагает возвращение к жизни злодеев и их жертв, что известно как доктрина раджа ( букв. « возвращение » ). [ 9 ] [ 8 ] Целью этого возвращения является то, чтобы угнетенные отомстили своим угнетателям. [ 9 ]
Обычно говорят, что пророк или имамы вернутся, чтобы помочь аль-Махди в победе. [ 9 ] В шиитских традициях особое внимание уделяется возвращению Хусейна, который, как ожидается, будет править до старости после своего возвращения. [ 3 ] [ 13 ] В некоторых традициях за правлением Хусейна последовало правление Али ибн Аби Талиба , которого часто называют Сахиб аль-Каррат . [ 3 ]
Коран
[ редактировать ]В двенадцати толкованиях Корана несколько стихов связаны с раджа , в том числе Q2:259, Q17:6, Q24:55, Q27:83, Q28:5-6 и Q28:85. В частности, в Q27:83 есть отрывок: «В тот день, когда Мы соберем из каждого народа по войску». [ 3 ] Стих Q43:61 включает предложение «Он [Иисус], несомненно, знает Час», которое было связано с нисхождением Иисуса во время правления аль-Махди и неизбежностью Судного Дня после его нисхождения. [ 11 ] Часто проводят аналогию со стихом Q2:243, где Бог воскресил группу детей Израиля . [ 14 ] [ 3 ]
Ранее использование
[ редактировать ]Шиитские секты, не являющиеся двенадцатью, использовали термин раджа для обозначения возвращения своих имамов из сокрытия, включая ныне вымершие секты кайсанитов и вакифитов- шиитов, которые отрицали смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии (умер в 700 году) и Мусы. аль-Казим (умер в 799 г.) и ждал их возвращения. [ 3 ] Однако у шиитов-двунадесятников возрождение Скрытого Имама чаще всего называют сухур ( букв. « появление » ). [ 15 ] [ 3 ] Хотя его часто считают выходящим за рамки ислама, [ 16 ] раджа ) также использовали Некоторые гулаты ( букв. « преувеличивающие » для обозначения перехода души в другое тело ( метемпсихоз , танасух ). [ 14 ] [ 3 ]
Утверждалось, что концептуализация раджа текстах 8-9 веков в гулатных , таких как Mā yakūn ʿinda ẓuhur al-Mahdī («Что произойдет при появлении Махди»), приписываемая аль-Муфаддалу ибн Умару аль-Джу' фи (умер до 799 г.) оказал влияние на развитие в начале X века. доктрина шиитов-двунадесятников о возвращении двенадцатого и скрытого имама Мухаммада аль-Махди. [ 17 ]
Вера Бахаи
[ редактировать ]Концепция периодического возвращения Богоявления занимает центральное место в профетологии Веры Бахаи , зародившейся в XIX веке. Бахаи рассматривают возвращение пророков и святых прошлого не как физическое возвращение или воскресение, а скорее как возвращение духовных характеристик и архетипических ролей. Она была разработана в среде шиитской эсхатологии первоначально шейхом Ахмадом (1753–1826), которого бахаи считали вдохновенным предшественником их собственной веры. Возвращение качеств Бога в человека ожидается примерно каждую тысячу лет, и таких людей называют Проявлениями Бога . Таковыми считаются Иисус и Мухаммед, а также Баб (1819–1850) и Бахаулла (1817–1892), два основателя Веры Бахаи. [ 18 ] Каждый пророк описывается Бахауллой как в некотором смысле возвращение каждого предыдущего пророка. Концепция возвращения распространяется и на спутников Явителей Бога. Например, Аарон , Святой Петр , Али и Куддус считаются эквивалентными второстепенными пророками, которые защищали и распространяли дело главного пророка.
См. также
[ редактировать ]- Страшный суд
- Оккультизм (ислам) , шиитская эсхатологическая вера в сокрытие и последующее возрождение Имама или Махди, который установит справедливость и мир на земле в конце времен.
- Малое затмение , первый период сокрытия Имама (874–941) в двунадесятническом шиизме, в течение которого, как полагают, Скрытый Имам Мухаммад аль-Махди регулярно общался со своими последователями через четырех последовательных агентов.
- Большое затмение , второй период сокрытия Имама (с 941 г. по настоящее время) в двунадесятническом шиизме, во время которого Скрытый Имам, как полагают, не имеет агента.
- Китаб аль-Гайба (ан-Нумани) , работа о сокрытии имама, написанная шиитским ученым-двунадесятником Мухаммадом ибн Ибрагимом ан-Нумани (умер около 970 г. )
- Китаб аль-Гайба (ат-Туси), работа о сокрытии имама шиитского ученого-двунадесятника Шейха Туси (995–1067).
- Воскрешение мертвых
- Второе пришествие
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кольберг 1976 .
- ^ Амир-Моэцци 2007–2012 гг .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кольберг 1960–2007 .
- ^ Тернер 2006 , стр. 175, 192.
- ^ Табатабай 1975 , с. 194–5.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1960–2007 гг .
- ^ Сачедина 1981 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Амир-Моэцци 1998 .
- ^ Перейти обратно: а б Сачедина 1981 , с.171.
- ^ Перейти обратно: а б Сачедина 1981 , с. 172.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 167–8.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 168–9.
- ^ Перейти обратно: а б Сачедина 1981 , с. 167.
- ^ Сачедина 1981 , с. 168.
- ^ Момент 1985 , с. 45.
- ^ Тернер 2006 , стр. 175, 192.
- ^ Муджан 1995 .
Источники
[ редактировать ]- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (1998). «Эсхатология iii. Имамитский шиизм» . Энциклопедия Ираника Том. VIII/6 стр. 100-1 575–581.
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2007–2012 гг.). «Ислам в Иране vii. Концепция Махди в двунадесятническом шиизме» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Кольберг, Этан (1976). «От Имамии к Итна-Ашарии» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 39 (3): 521–534. дои : 10.1017/S0041977X00050989 . JSTOR 614712 . S2CID 155070530 .
- Кольберг, Итан (1960–2007). «Раджа». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0898 .
- Маделунг, Уилферд (1960–2007). «аль-Махди». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0618 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Муджан, Момен (1995). «Профетология Бахауллы: Архетипические закономерности в жизни основателей мировых религий». Обзор исследований бахаи . 5 .
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Суни пресс. ISBN 978-0873954426 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Тернер, Колин П. (2006). «Традиция Муфадала» и доктрина раджи: свидетельства Гулувва в эсхатологии двунадесятного шиизма?» . Иран . 44 : 175–195. дои : 10.1080/05786967.2006.11834685 . JSTOR 4300708 . S2CID 170603436 .