Shaykh Ahmad
Ахмад аль-Ахсаи | |
---|---|
Шейх Ахмед Аль-Ахсаи | |
![]() Ахмад бин Зайн ад-Дин аль-Ахсаи | |
Персональный | |
Рожденный | Май 1753 г. |
Умер | 27 июня 1826 г. | ( 1826-06-27 )
Место отдыха | Кладбище Джанна аль-Баки , Медина , Хиджаз (современная Саудовская Аравия ) |
Религия | ислам |
Эра | Династия Каджаров |
Номинал | Двенадцать шиитов |
Движение | Шейхизм |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Шейх Ахмад бин Зайн ад-Дин бин Ибрагим аль-Ахсаи ( араб . Шейх Ахмад бин Зейн ад-Дин бин Ибрагим аль-Ахсаи ) (май 1753–27 июня 1826 г.), широко известный как Шейх Ахмад или аль-Ахса ''i , был выдающимся шиитским мусульманским богословом и юристом, который основал влиятельную шейхов школу двунадесятного шиизма , которая привлекала последователей со всей Персидской и Османской империй.
Он был уроженцем региона Аль-Ахса (восточная часть Аравийского полуострова ), получил образование в Бахрейне и теологических центрах Наджафа и Кербелы в Ираке . [ 1 ] Проведя последние двадцать лет своей жизни в Иране , он получил покровительство и покровительство князей династии Каджаров . [ 2 ] Его предки были кочевниками-суннитами. [ 3 ]
Шейх Ахмад расходился со школой Усули по ключевым вопросам, связанным с эсхатологией , ролью улемов и правильной интерпретацией мистических хадисов Двенадцати Имамов . Эти разногласия, по словам ученого-бахаи Питера Смита , привели к обвинениям в ереси со стороны ортодоксальных членов шиитских улемов, а случаи преследования Ахсаи и его последователей происходили во время и после его жизни. Его учение было сложным, поэтому он часто практиковал Такайю, скрывая свои противоречивые идеи от оппонентов. [ 4 ]
Сегодня среди шейхов остается меньшинство последователей в Иране и Ираке. После смерти преемника шейха Ахмада, Казима Рашти , многие шейхи обратились в бабизм и веру бахаи ; Баби и бахаи по-прежнему высоко ценят двух лидеров шейхов, считая их духовными предшественниками своих религий.
История
[ редактировать ]Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
![]() |
Ранний период жизни
[ редактировать ]О ранней жизни шейха Ахмада известно немного, за исключением того, что он родился в Аль-Ахсе , на северо-востоке Аравийского полуострова, в шиитской семье суннитского происхождения либо в 1166 году хиджры (1753 г. н.э.), либо в 1157 году хиджры. (1744 г. н.э.). «Рассказ Набила» , история веры бахаи , описывает его духовное пробуждение следующим образом:
Он наблюдал, как те, кто исповедовал исламскую веру, разрушили его единство, истощили его силу, извратили его цель и унизили его святое имя. Его душа наполнилась тоской при виде коррупции и раздора, которые характеризовали шиитскую секту ислама [...] Покинув свой дом и родных на одном из островов Бахрейна, к югу от Персидского залива, он намеревался [...] разгадать тайны тех стихов исламских писаний, которые предвещали появление нового Проявления [...] В его душе пылало убеждение, что никакая реформа, какой бы радикальной она ни была, внутри Веры Ислам мог бы добиться возрождения этого развращенного народа. Он знал, [...] что ничто иное, как новое и независимое Откровение, подтвержденное и предвещаемое священными Писаниями Ислама, не сможет возродить судьбу и восстановить чистоту этой упадочной Веры.
Хотя неясно, насколько интерпретация Набиля соответствует истинным чувствам шейха Ахмада, основные мотивы реформ и, в конечном итоге, мессианских ожиданий становятся несколько яснее.
Образование и миссия
[ редактировать ]Шейх Ахмад, примерно в возрасте сорока лет (1784 или 1794 – около), начал серьезно учиться в шиитских центрах религиозной науки, таких как Кербела и Наджаф . Он добился достаточного признания в таких кругах, чтобы быть объявленным муджтахидом в Кербеле , толкователем исламского закона. Он спорил с учеными-суфиями и неоплатонистами и заслужил положительную репутацию среди их недоброжелателей. Он заявил, что все знания и науки содержатся (в существенной форме) в Коране , и что для того, чтобы преуспеть в науках, все знания должны быть почерпнуты из Корана. С этой целью он разработал системы толкования Корана и стремился освоить все науки, существующие в мусульманском мире.
Он также выказывал почитание имамов , даже превосходящее его набожные современники, и придерживался неортодоксальных взглядов на загробную жизнь, воскресение и последние времена, а также на медицину и космологию. Его взгляды на душу постулировали «тонкое тело», отдельное от физического тела и связанное с ним, и это также изменило его взгляды на сокрытие имама Мухаммада аль-Махди . Его взгляды привели к осуждению его со стороны нескольких ученых священнослужителей, и он участвовал во многих дебатах, прежде чем переехать в Персию , где поселился на время в провинции Йезд . Именно в Йезде была написана большая часть его книг и писем.
Мечты и видения
[ редактировать ]Он пережил ряд снов и видений. В одном из таких снов, рассказанных им, он считал, что разрешение на передачу знаний ему дал каждый из двенадцати имамов . В другом сне он увидел, как Имам Хасан учил его стихам Корана . [ 5 ]
Его мысль
[ редактировать ]Ашаитское богословие находится под глубоким влиянием Шихаб ад-Дина Яхьи ибн Хабаша Сухраварди . В частности, о эфирном существовании Скрытого Имама в невидимом мире, о средствах, с помощью которых можно было его узнать, а также о времени и обстоятельствах его ожидаемого пришествия. Стремление Ахсаи к спасению человечества вышло за рамки простых религиозных обязательств, вместо этого сосредоточившись на интуитивном взаимодействии со священным внутри концептуального пространства, которое он назвал « хоркалья ». Это царство, заимствованное у иранского философа XII века Шихаб ад-Дина Яхьи ибн Хабаша Сухраварди, служило промежуточной зоной между земным существованием и небесным царством. [ 6 ]
В воображаемом ландшафте « хоркалья » Скрытый Имам оставался невидимым для человечества, подобно душам верующих, ожидающих Дня Воскресения . В этом мире верующие, отточившие свои интеллектуальные и моральные способности, могли созерцать присутствие Имама Века и столкнуться с его «проявлением» в материальном мире. Ахсаи определил «совершенного шиита» как человека, достигшего этого состояния визионерского совершенства, способного вести других в аналогичном преобразующем путешествии. Эта концепция перекликалась с устоявшейся идеей «Совершенного человека» (энсан-э камель), встречающейся в спекулятивном суфизме . [ 7 ]
Ахсаи предложил решение запутанного вопроса о тысячелетнем долголетии Скрытого Имама в нефизическом состоянии, предположив существование его небесного прототипа в сфере « хоркалья ». Хотя Ахсаи никогда прямо не формулировал это в своих зачастую загадочных работах, возник вывод, что Скрытый Имам в конечном итоге проявит себя в новой земной форме в кульминационный момент времени. [ 8 ]
Основание школы Шайхи
[ редактировать ]Хуан Коул резюмирует ситуацию, возникшую при появлении Школы Шайхи, и вопросы, которые возникали по мере того, как его взгляды кристаллизовались и у него появились первые последователи:
Когда Шейх Ахмад аль-Ахсаи писал, не было школы Шейха, которая сформировалась только после его смерти. Он считал себя основным шиитом, а не сектантским лидером. Тем не менее, он явно внес новшества в шиитскую мысль, что к концу его жизни вызвало большие споры. Среди спорных арен, на которые он вышел, была тема о природе религиозной власти. Он жил в то время, когда его ветвь ислама была глубоко разделена по вопросу о роли мусульманского ученого человека. Был ли он образцом, которому непременно должны подражать миряне, или просто первым среди равных, связанным буквальным толкованием священного текста, как и все остальные? Или он был, как утверждали суфии, столбом, передающим милость Божью тем, кто менее просвещен, чем он сам? Как мы можем относиться к шейху Ахмаду аль-Ахсаи в отношении этих противоборствующих взглядов шиитского ислама?
Ученый-бахаи Муджан Момен в своем «Введении в шиитский ислам» (Джордж Рональд, Оксфорд, 1985) утверждает, что многие муджтахиды боялись, что предпочтение шейха к интуитивному знанию, которое, как он утверждал, он получил непосредственно через вдохновение от имамов, серьезно подорвет авторитет своей позиции. Момен прокомментировал доктрины шейха Ахмада и его преемственность, во время которой конфликт с шиитской ортодоксальностью усилился.
Ученый-бахаи Надер Сайеди в своей книге «Врата сердца» (Wilfrid Laurier University Press, 2010) охарактеризовал своих последователей их пылкими милленаристскими ожиданиями , их сложными мистическими и эзотерическими знаниями, их настойчивостью в абсолютном превосходстве божественной Сущности, их отказ от доктрины вахдатул-вуджуда , их переосмысление традиционной доктрины телесного воскресения ( маад-и-Джисмани ) и их двусмысленные утверждения относительно необходимости присутствия живых Врат (Баба) в мир. Скрытый имам для руководства шиитской общиной. [ 10 ]
Преемник
[ редактировать ]Шейх Ахмад назначил Казима Рашти своим преемником , который возглавлял движение шейхов до своей смерти. [ 11 ] Он учил своих учеников узнавать Махди и Масиха ( вернувшегося Иисуса ). После его смерти в 1843 году многие из его учеников разъехались по Ираку и Ирану в поисках нового лидера.
Опубликованные работы
[ редактировать ]Шейх Ахмад был плодовитым писателем. Известно, что за свою карьеру он написал 71 опубликованную работу, из которых, как известно, до сих пор сохранились 354 современных рукописи. [ 12 ] Его работы, написанные преимущественно на арабском языке, охватывали широкий спектр литературных форм. Наибольшее количество его работ представляет собой переписку с другими улемами или его учениками, обычно предназначенную для расширения учения, выдвинутого в другой работе, или для того, чтобы дать ответы на неприятные вопросы теологии или юриспруденции. Трактаты и уроки, составленные аль-Ахсаи независимо, составляют меньшее количество его работ, но, как правило, длиннее, чем его переписка, и их чаще изучают и переиздают. В соответствии с исламской и персидской литературной и академической традицией, большое количество его работ представляет собой комментарии к сурам Корана, важным хадисам Мухаммеда или имамов или сочинениям более ранних писателей-мистиков и богословов. [ 13 ] Наиболее полная библиография известных работ Ахмада выделяет двенадцать широких предметных областей, затронутых отдельными работами:
• Шарх аль-Хикма аль-Аршия - многотомный комментарий к аль-Хикма аль-Аршия Муилы Садры (Тебриз, 1854 г.) [ 14 ]
• Шарх аль-Фаваид . Литографировано. НП (Тебриз: 1856 г.).
• Джавами аль-Калим . Литографировано. НП (Тебриз: 1856-59).
• Шарх аль-Машаир . Литографировано. НП (Тегеран: 1861 г.).
• Шарх аль-Аршия . Литографировано. НП (Тегеран: 1861 г.).
• Шарх аз-Зияра аль-Джамиа аль-Кабира . Чапхане Саадат (Кирман: 1972), 4 тома.
• Расаил аль-Хикма . Аль-Даира аль-Аламийя (Бейрут: 1993).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Заранди 1932 , с. 2.
- ^ Заранди 1932 , с. 7.
- ^ «АХСАИ, ШАЙХ АХМАД - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Смит, Питер (1999). Краткая энциклопедия веры бахаи . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. п. 31. ISBN 1-85168-184-1 .
- ^ «АХСАИ, ШАЙХ АХМАД - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Иран: современная история, Аббас Аманат, издательство Йельского университета, 2017.
- ^ Иран: современная история, Аббас Аманат, издательство Йельского университета, 2017.
- ^ Иран: современная история, Аббас Аманат, издательство Йельского университета, 2017.
- ^ Сайеди, Надер, 1955- (31 марта 2010 г.). Врата сердца: понимание писаний Баба . [Ватерлоо, Онтарио] ISBN 978-1-55458-056-9 . OCLC 904293009 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Сайеди, Надер, 1955- (31 марта 2010 г.). Врата сердца: понимание писаний Баба . [Ватерлоо, Онтарио] ISBN 978-1-55458-056-9 . OCLC 904293009 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Корбин 1977 .
- ^ Момент 1991 , с. 25.
- ^ Момент 1991 , с. 170.
- ^ Ламбден, Стивен (2002). Некоторые аспекты Исраилията и возникновение Баби-Баха (Диссертация). Университет Ньюкасла.
Ссылки
[ редактировать ]- Амир-Моэцци, Мохаммад Али. « Отсутствие, наполненное присутствием. Герменевтика оккультизма среди шайхий (Аспекты двенадцати имамологии VII) », в Бюллетене Школы восточных и африканских исследований, том. 64, № 1. (2001), с. 1–18.
- Коул, Хуан Р.И. (30 августа 2001 г.), «Шейх Ахмад Аль-Ахсаи об источниках религиозного авторитета», «Самые образованные из шиитов» , Oxford University Press, стр. 82–92, doi : 10.1093/acprof:oso /9780195137996.003.0006 , ISBN 9780195137996 , получено 4 октября 2018 г.
- Коул, Хуан Р.И. « Мир как текст: космологии шейха Ахмада аль-Ахсаи », в StudiaИсламика , № 80 (1994), стр. 145–163.
- Корбин, Генри (1977). Духовное тело и Небесная Земля: от Маздейского Ирана до шиитского Ирана . Перевод Пирсона, Нэнси. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 351. ИСБН 0691018839 . OCLC 23769270 .
- Корбин, Генри . Школа шейхи в шиитском богословии . Табан (Тегеран: 1967).
- Корбин, Генри . В иранском исламе . Галимар (Париж: 1972), вып. 4.
- МакЭойн, Денис . SV « Ахсаи, Шейх Ахмад бен Зайн ад-Дин », в Энциклопедии Ираника , 3 тома. - (Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1983).
- МакЭойн, Денис . Мессия Шираза . Брилл (Лейден, 2008).
- Хамид, Идрис Самави. Метафизика и космология процесса согласно шейху Ахмаду аль-Ахсаи . (Докторская диссертация: Государственный университет Нью-Йорка в Буффало, 1998 г.).
- Ламбден, Стивен (26 мая 2016 г.). «Двойные сияющие огни, часть 1: Шейх Ахмад ибн Зайн ад-Дин аль-Ахсаи» . Огни Ирфана: доклады, представленные на коллоквиумах и семинарах Ирфана . 17 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам: история и доктрины двунадесятного шиизма . Издательство Йельского университета. стр. 229 . ISBN 0-300-03499-7 .
- Момен, Муджан (1991). «Труды шейха Ахмада аль-Ахсаи: Библиография» . Бюллетень исследований бахаи . Монография №1: 177.
- АЛМ, Николя (1910). Очерк шейхизма . Париж, Франция: Поль Гетнер.
- Рафати, Вахид (1979). Развитие шейхской мысли в шиитском исламе . доктор философии диссертация, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
- Заранди, Набиль (1932) [Написано в 1887–1888 гг.]. Рассказ Набила о первых днях Откровения Бахаи . Перевод Эффенди, Шоги (изд. в твердом переплете). Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. ISBN 0-900125-22-5 .
- Иран: современная история, Аббас Аманат, издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 2017.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Sheykh Ahmad Ahsa'i , Iranica
- alabrar.com для получения дополнительной информации об учениях Шейхи. (Этот сайт на арабском языке.)
- Ранний шейхизм - Некоторые биографические заметки, переводы и исследования
- Собрание сочинений шейха Ахмада аль-Ахсаи в дискуссионной сети H-Bahai