Мухаммад Бакир Бехбахани
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
Портал шиитского ислама |
Мухаммад Бакир ибн Мухаммад Акмаль аль-Вахид Бихбахани , также Вахид Бехбахани (1706–1791), [ 1 ] был исламским ученым- двунадесятником шиитским . Он широко известен как основатель или реставратор школы Усули в двунадесятническом шиитском исламе и как сыгравший жизненно важную роль в сужении поля ортодоксальности в двунадесятническом шиитском исламе, расширив «угрозу такфира » против противостоящих ученых «до центральная область богословия и юриспруденции ». [ 2 ]
Спор
[ редактировать ]В восемнадцатом веке произошел спор между Ахбари и Усули школами шиитского ислама . Короче говоря, ахбари считали, что единственными источниками права были Коран и хадисы , в частности Четыре книги, принятые шиитами: все в этих источниках в принципе достоверно, и за пределами них не было власти, компетентной принимать или вывести дальнейшие правовые нормы. Усули считали, что сборники хадисов содержат традиции самой разной степени достоверности и что для оценки их авторитета необходим критический анализ. С этой точки зрения, задача ученого-юриста состоит в том, чтобы установить интеллектуальные принципы общего применения ( усул аль-фикх ), из которых путем дедукции могут быть выведены конкретные правила: соответственно, юридическая наука в принципе имеет инструменты для разрешения любой ситуации. независимо от того, говорится ли об этом конкретно в Коране или хадисе (см. Иджтихад ).
Традиционно эти интеллектуальные принципы анализировались с помощью процедур аристотелевской логики. Ученый из Ахбари Мухаммад Амин аль-Астерабади раскритиковал этот подход, утверждая, что, поскольку предполагаемые общие принципы были получены путем обобщения существующих практических правил, весь процесс носил циклический характер.
Роль Бехбахани
[ редактировать ]Анализ вероятности
[ редактировать ]Бехбахани возглавил интеллектуальный вызов Усули господству Ахбари в Кербеле в 1760-х годах. С поражением государства Сефевидов после афганского вторжения в 1722 году и появлением нового поколения бахрейнских священнослужителей-ахбари государственно-ориентированный усулизм утратил уверенность в себе. Самый влиятельный бахрейнский священнослужитель Юсуф аль-Бахрани был назначен деканом стипендии в Кербеле , где он возглавил интеллектуальную атаку на стипендию Усули в середине восемнадцатого века. Роль Бехбахани в 1760-х годах заключалась в том, чтобы сначала бросить вызов неоахбаризму аль-Бахрани, а затем собрать сторонников, доверие (и финансовую поддержку), чтобы в конечном итоге возглавить возрождение усули после смерти аль-Бахрани в 1772 году. [ 3 ]
Основным вкладом Бехбахани в теорию права стал анализ вероятности. Несмотря на то, что к общим принципам невозможно прийти с полной силлогистической уверенностью, в обычной жизни все же существуют предположения, достаточные для принятия решения о лучшей точке зрения. Например, если есть сомнение в том, что данная ситуация (например, ритуальная чистота) существует, но она определенно существовала в прошлом, можно положиться на предположение, что она, скорее всего, осталась прежней, чем изменилась.
Учитывая вероятностный характер этого подхода и необходимость практической уверенности, из этого следует, что должны быть люди, обладающие полномочиями принимать решения о применении этих принципов к конкретным фактам. Соответственно, роль исламского юриста ( муджтахида ) становится политической и судебной властью, а не просто научным опытом. Бехбахани обвиняется, в частности, Ахбарисом, в использовании физической силы для укрепления своей власти и в том, что он заложил интеллектуальные основы иранской шиитской теократии .
Принципы вероятности были дополнительно проанализированы шейхом Муртадой аль-Ансари в середине девятнадцатого века, и школа Усули остается доминирующей силой в шиитском исламе.
Такфир
[ редактировать ]По мнению ученого Муджана Момена , Бехбахани сыграл очень важную роль в шиитском исламе, внеся «угрозу такфира » — то есть объявив оппонента отступником , а отступничество является тяжким преступлением —
в центральную область теологии и юриспруденции, где раньше только ихтилаф существовал (согласие придерживаться различных мнений). Бихбахани теперь должен был исключить посредством такфира всех, кто не соглашался с принципами рассуждения ( Акл ) и иджтихада как источников права. Это проложило путь к значительному увеличению власти и влияния муджтахидов во времена Каджара и к развитию концепции марджа ат-таклид. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (1118 г.х. – 1207 г.х.)
- ^ Jump up to: а б Момен, Муджан (1985), Введение в шиитский ислам: история и доктрины двунадесятного шиизма , Оксфорд: Г. Рональд, стр. 128, ISBN 0-85398-201-5
- ^ Хуан Коул, Священное пространство и священная война , IB Tauris, 2007, стр. 72.
- Моттахаде, Рой, Мантия Пророка