Шиитский взгляд на Али
Часть серии о |
Но |
---|
![]() |
Али ибн Аби Талиб был двоюродным братом и зятем исламского пророка Мухаммеда . Али внес значительный вклад в развитие ислама в первые годы его существования и, вероятно, был первым мужчиной, принявшим учение Мухаммеда. Али занимает почти легендарное место в исламе как образец добродетели, источник мудрости и бесстрашный, но великодушный воин. В шиитском исламе Али считается главным сподвижником Мухаммеда и его законным преемником благодаря божественному назначению в Гадир Хумм .
Когда Мухаммед умер в 632 году нашей эры , Али имел свои собственные претензии на лидерство, но в конечном итоге принял временное правление первых трех халифов в интересах мусульманского единства. В шиитском исламе три халифа рассматриваются как незаконные правители и узурпаторы прав Али. Сам Али унаследовал халифат в 656 году, но его правлению сразу же бросили вызов многочисленные претенденты , и он был убит в 661 году.
Согласно шиитской вере, Али унаследовал политическую и религиозную власть Мухаммеда еще до своего восхождения на халифат в 656 году. В шиитской теологии Али также унаследовал эзотерические знания Мухаммеда. Таким образом, Али рассматривается после Мухаммеда как единственный авторитетный источник (эзотерического) руководства и, прежде всего, толкователь Корана , центрального религиозного текста ислама. Мусульмане-шииты также верят, что Али, как и Мухаммед, был защищен от грехов Богом. Поэтому слова и дела Али считаются образцом для шиитской общины и источником их религиозных предписаний.
Фон
[ редактировать ]Будучи двоюродным братом и зятем исламского пророка Мухаммеда , Али ибн Аби Талиб, вероятно, был первым мужчиной, исповедовавшим ислам . [ 1 ] Он внес значительный вклад в дело Мухаммеда как на поле битвы, так и за его пределами. [ 2 ] [ 3 ] После его смерти в 632 году н.э. Мухаммеда сменили Абу Бакр ( годы правления 632–634 ), Умар ( годы правления 634–644 ) и Усман ( годы правления 644–656 ) в качестве халифов . Усмана широко обвиняли, среди прочего, в [ 4 ] [ 5 ] кумовства по отношению к своему клану Омейядов . [ 6 ] Впоследствии он был убит в 656 году, после чего Али был избран халифом Медины . Его правлению немедленно бросили вызов Тальха ибн Убайд Аллах и Зубайр ибн аль-Аввам , стремившиеся к халифату, а также вдова Мухаммеда Айша бинт Абу Бакр . [ 7 ] Их восстание было подавлено в Верблюжьей битве в 656 году. Тем не менее, битва при Сиффине 657 года с другим претендентом, Муавией ибн Абу Суфьяном , закончилась тупиком и образованием хариджитов ( букв . « отделившиеся » ), которые вышел из армии Али. [ 8 ] Считается, что один из хариджитов несет ответственность за убийство Али в 661 году, которое проложило путь Муавии, который взял на себя управление халифатом в 661 году и основал династический халифат Омейядов . [ 9 ]
Статус Али в шиитском исламе
[ редактировать ]Али занимает почти легендарное место в исламе как образец добродетели, источник мудрости и бесстрашный, но великодушный воин. [ 9 ] Но именно в шиитском исламе Али занимает центральное место. [ 10 ] ибо само арабское слово «шиит» является сокращением от «шиит Али» ( букв. « последователи Али » ), [ 11 ] его имя включено в ежедневный шиитский призыв к молитве ( азан ), [ 10 ] и он считается главным сподвижником Мухаммеда . [ 12 ] [ 13 ] Определяющая доктрина шиитского ислама заключается в том, что Али был законным преемником Мухаммеда по назначению, установленному Богом. [ 14 ] [ 15 ] что в первую очередь является ссылкой на заявление Мухаммеда незадолго до его смерти в Гадир Хумм . [ 16 ] Напротив, сунниты мусульмане- интерпретируют это заявление по-разному: [ 17 ] и считаю, что Мухаммед не назначал преемника. [ 18 ] [ 19 ] За исключением некоторых ранних зайди- шиитов, [ 20 ] [ 14 ] [ 21 ] Поэтому шиитское сообщество считало предшественников Али незаконными правителями и узурпаторами прав Али. [ 14 ] Исторически шииты Али существовали уже при жизни Мухаммеда как религиозное течение. [ 22 ] [ 23 ] но шиитский ислам как отдельная группа был активизирован политическими событиями, такими как кризис преемственности Мухаммеда , убийство Усмана и резня потомков Али в битве при Кербеле . [ 24 ]
По шиитской вере, Али унаследовал политическую и религиозную власть Мухаммеда еще до своего восхождения на халифат в 656 году. [ 25 ] [ 26 ] Эта всеобъемлющая связь лояльности между мусульманами-шиитами и их имамами (и Мухаммедом в качестве имама) известна как валайя . [ 27 ] Мусульмане-шииты также верят, что Али наделен привилегией заступничества в Судный день . [ 1 ] цитируя, например, отрывок из Корана: «Нет никого, кто мог бы ходатайствовать перед Ним, если Он не дал разрешения». [ 28 ] Храм Али в Наджафе , современный Ирак , является одним из самых священных мест для шиитов. [ 29 ] [ 30 ] Некоторые из гулатов ( букв. « преувеличители » ), такие как нусайриты , приписывали Али божественность. [ 14 ] [ 12 ] Подобные крайние взгляды были в значительной степени искоренены из шиизма усилиями преемников Али. [ 31 ]
Эзотерические знания
[ редактировать ]Согласно шиитской вере, Али также унаследовал эзотерические знания Мухаммеда. [ 32 ] [ 19 ] например, согласно пророческому хадису : «Я [Мухаммед] — город знаний, а Али — его врата». [ 32 ] Таким образом, Али рассматривается после Мухаммеда как выдающийся толкователь Корана , центрального религиозного текста ислама. После Мухаммеда Али также считается единственным авторитетным источником (эзотерического) руководства в шиитском исламе. [ 16 ] Однако, в отличие от Мухаммеда, Али не считается получившим божественное откровение ( вахи ), хотя он мог руководствоваться божественным вдохновением ( ильхам ). [ 25 ] [ 33 ] Здесь, среди прочего, цитируется стих 21:73 Корана: «Мы сделали их имамами, руководящими Нашим повелением, и Мы открыли им ( ахайна ) совершение добрых дел, соблюдение молитв и раздачу закята. (милостыню), и они поклонялись Нам». [ 34 ] Мусульмане-шииты также верят в непогрешимость ( исму ) Али, как и Мухаммеда, то есть в их божественную защиту от грехов. [ 1 ] [ 35 ] Здесь стих об очищении . , среди прочего, цитируется [ 36 ] [ 37 ] Али Поэтому слова и дела считаются образцом для шиитской общины и источником их религиозных предписаний. [ 38 ] [ 39 ] Большинство шиитских теологов признают, что Али изначально не обладал знанием невидимого ( илм аль-гайб ), но иногда имел доступ к его проблескам. [ 40 ] Более того, Али является общим источником мистических и духовных течений как в шиитской, так и в суннитской сектах ислама. [ 41 ] [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Глив 2008 .
- ^ Векча Валььери 2012a .
- ^ Строка 2000 , с. 4.
- ^ Вечча Валььери 1970 , с. 67.
- ^ Дакаке 2007 , с. 52.
- ^ Маделунг 1997 , с. 87.
- ^ Момент 1985 , с. 24.
- ^ Момент 1985 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Афсаруддин и Наср 2023 .
- ^ Шомали 2003 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Штайгервальд 2004 , с. 36.
- ^ Декабрь 2014 г. , с. 305.
- ^ Jump up to: а б с д Пунавала 1982 год .
- ^ Момент 1985 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Листы 2015 , с. 172.
- ^ Векча Валььери 2012b .
- ^ Амир-Моэци и Джамбет 2018 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Штайгервальд 2004 , с. 37.
- ^ Хайдер 2014 , с. 63.
- ^ Мавани 2013 , с. 37.
- ^ Дакаке 2007 , с. 6.
- ^ Шомали 2003 , с. 23.
- ^ Мавани 2013 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Глив 2004 .
- ^ Мавани 2013 , стр. 52, 53.
- ^ Хайдер 2014 , с. 34.
- ^ Мавани 2013 , с. 51.
- ^ Амир-Моэци и Джамбет 2018 , с. 21.
- ^ Глассе 2001 , с. 41.
- ^ Момент 1985 , стр. 67–68.
- ^ Jump up to: а б Шах-Каземи 2015а .
- ^ Мавани 2013 , стр. 52–53.
- ^ Табатабай 1975 , с. 186–189.
- ^ Хайдер 2014 , с. 42.
- ^ Мавани 2013 , с. 68.
- ^ Момент 1985 , с. 155.
- ^ Момент 1985 , с. 174.
- ^ Шах-Каземи 2015b , с. 38.
- ^ Момент 1985 , с. 156.
- ^ Шах-Каземи 2007 , с. 134.
- ^ Луэр 2020 , с. 30.
Ссылки
[ редактировать ]- Афсаруддин, А. (2013). Первые мусульмане: история и память . Публикации Oneworld. ISBN 9781851685189 .
- Афсаруддин, А. ; Наср, С.Х. (2023). «Али» . Британская энциклопедия .
- Амир-Моэцци, Массачусетс (2014). « Тафсир аль-Хибари (ум. 286/899): толкование Корана и ранний шиитский эзотеризм». В Дафтари, Ф.; Мискинзода, Г. (ред.). Изучение шиитского ислама: история, теология и право . ИБ Таурис. стр. 17–46. ISBN 9781780765068 .
- Амир-Моэцци, Массачусетс; Джамбет, К. (2018). Что такое шиитский ислам: введение . Перевод Каслера К.; Ормсби, Э. Рутледж. ISBN 9781138093737 .
- Кроун, П. (2005). Средневековая исламская политическая мысль . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0748621946 .
- Дафтари, Ф. (2015). «Шиитские общины в истории». В Дафтари, Ф.; Саджу, AB; Джива, С. (ред.). Шиитский мир: пути в традициях и современности . ИБ Таурис. стр. 169–209. ISBN 9781784534776 .
- Дакаке, ММ (2007). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791470336 .
- Глассе, К., изд. (2001). « Али ибн Аби Талиб» . Новая энциклопедия ислама . Альта Мира. стр. 39–41. ISBN 0759101892 .
- Глив, Р. (2004). «Имамат» . В Мартине, RC (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 1. Справочник Macmillan США. стр. 350–351. ISBN 0028656040 .
- Глив, Р.М. (2008). « Али б. Аби Талиб » Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). ISBN 9789004171374 .
- Хайдер, Н. (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- Джонс, LG (2009). «Али ибн Аби Талиб» . В Кампо, Дж. Э. (ред.). Энциклопедия ислама . Факты в файле. стр. 33–34. ISBN 9780816054541 .
- Лалани, AR (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 1850435928 .
- Луэр, Л. (2020). Сунниты и шииты: политическая история . Перевод Ранделла, Издательство Э. Принстонского университета. ISBN 9780691186610 .
- Маделунг, В. (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521561817 .
- Мавани, Х. (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780203694282 .
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Пунавала, Индиана (1982). « Али б. Аби Талеб И. Жизнь» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.).
- Пунавала, Индиана (2014). «Эволюция теории исмаилитской юриспруденции аль-Кади ан-Нумана, отраженная в хронологии его работ по юриспруденции». В Дафтари, Ф.; Мискинзода, Г. (ред.). Изучение шиитского ислама: история, теология и право . ИБ Таурис. стр. 295–351. ISBN 9781780765068 .
- Шах-Каземи, Р. (2007). Справедливость и память: представление о духовности имама Али . ИБ Таурис. ISBN 9781845115265 .
- Шах-Каземи, Р. (2015a). « Али б. Аби Талиб 2. Биография» . В Дафтари, Ф. (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Мелвина-Кушки, M. ISBN 9789004171374 .
- Шах-Каземи, Р. (2015b). «Имам Али». В Дафтари, Ф.; Саджу, AB; Джива, С. (ред.). Шиитский мир: пути в традициях и современности . ИБ Таурис. стр. 33–55. ISBN 9781784534776 .
- Шомали, Массачусетс (2003). Шиитский ислам: истоки, вера и практика . Исламский колледж перспективных исследований Press. ISBN 190406311X .
- Штайгервальд, Д. (2004). « Али» . В Мартине, RC (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 1. Справочник Macmillan США. стр. 35–38. ISBN 0028656040 .
- Табатабай, СМХ (1975). Шиитский ислам . Перевод Насра, SH State University of New York Press. ISBN 0873953908 .
- Векча Валььери, Л. (1970). «Патриархальный и Омейядский халифаты». Ин- Холт, PM ; Ламбтон, АКС; Льюис, Б. (ред.). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. стр. 57–103. [ISBN не указан]
- Векча Валььери, Л. (2012a). « Али б. Аби Талиб» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Векча Валььери, Л. (2012b). «Гухадир Кухамм» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2439 . ISBN 9789004161214 .