аль-Каим (фатимидский халиф)
аль-Каим би-Амр Аллах | |
---|---|
![]() Золотой динар Аль-Каима | |
Имам – халиф Фатимидского халифата | |
Царствование | 4 марта 934 г. - 17 мая 946 г. |
Предшественник | аль-Махди Биллах |
Преемник | аль-Мансур Биллах |
Рожденный | Март/апрель 893 г. Саламия |
Умер | 17 мая 946 г. (53 года) Махдия |
Проблема |
|
Дом | Фатимид |
Отец | аль-Махди Биллах |
Мать | Дочь Абу'л-Шалаглаха. |
Религия | Исмаилизм |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу аль-Касим Мухаммад ибн Абдаллах ( араб . Абу аль-Касим Мухаммад ибн Абдулла ; март/апрель 893 — 17 мая 946), более известный под своим царственным именем аль-Каим ( Аль -Каим ) или аль-Каим би-Амр Аллах ( Аль- Каим По повелению Бога ) был вторым халифом династии Фатимидов. , правивший в Ифрикии с 934 по 946 год. Он был двенадцатым исмаилитским имамом , сменив своего отца Абдаллаха аль-Махди Биллаха ( годы правления 909–934 ).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Будущий аль-Каим родился в сирийском городе Саламия в марте или апреле 893 года. [ 1 ] с именем при рождении Абд ар-Рахман. Отцом Абд ар-Рахмана был Саид ибн аль-Хусейн, будущий халиф Абдаллах аль-Махди Биллах . Мать Абд аль-Рахмана была двоюродной сестрой Саида по отцовской линии, дочерью Абу Али Мухаммада, известного как Абу'л-Шалагла, который воспитал Саида, когда он стал сиротой в юности; ее имя не записано. [ 1 ]
Саид, как и Абу'л-Шалагла до него, был лидером тайной исмаилитской миссионерской сети, да'ва («приглашение, призыв»), якобы пропагандировавшей возвращение скрытого имама . Мухаммада ибн Исмы иль , как Махди , исламский мессия. [ нужна ссылка ] Где-то до 899 года Саид начал утверждать, что он был настоящим скрытым имамом, происходящим из рода скрытых имамов; и что Мухаммад ибн Исмаил был всего лишь выдумкой и прикрытием для маскировки их деятельности. [ 2 ] Эти претензии, возможно, начались даже до того, как Саид взял на себя контроль над да'ва : семейный евнух Джафар сообщает в своих мемуарах, что уже Абу'л-Шалаглах тайно потребовал от нескольких высокопоставленных агентов титул Махди для Са' ид и титул каима для новорожденного Абд ар-Рахмана. [ 3 ] [ а ] Эти претензии вызвали раскол в исмаилитском движении в 899 году между теми, кто признавал притязания Саида на имамата, и теми, кто отвергал их и продолжал ждать возвращения Мухаммада ибн Исмаила в качестве махди . Последние обычно известны под термином « карматы ». [ 6 ] [ 7 ]
Перелет в Сиджилмасу
[ редактировать ]После того, как Саид разоблачил, что он был скрытым имамом, некоторые из его самых ярых последователей начали серию восстаний бедуинов в Сирии против халифата Аббасидов . С Саидом заранее не проконсультировались, и начало этих восстаний поставило его под угрозу, поскольку его личность и местонахождение были раскрыты правительству Аббасидов. Аббасиды начали против него розыск, поэтому Саид взял Абд ар-Рахмана и нескольких других близких членов своей семьи и уехал из Саламии в Рамлу в Палестине. Там местный губернатор, тайно новообращенный исмаилит, спрятал их от преследования Аббасидов. [ 8 ] [ 9 ] Бедуинские повстанцы, называвшие себя «Фатимидами», захватили контроль над большей частью Сирии и установили шиитский режим от имени своего тайного хозяина, но, несмотря на получение нескольких писем с призывами присоединиться к ним, Саид продолжал скрываться в Рамле. [ 10 ] [ 11 ] В ноябре 903 года повстанцы были окончательно разбиты армией Аббасидов, а их лидер схвачен и допрошен. [ 11 ] [ 12 ]
Это еще раз вынудило Саида покинуть Рамлу и переехать в Фустат в Египте , которым тогда управляла автономная династия Тулунидов . [ 13 ] [ 14 ] Саид, Абд аль-Рахман и их небольшая свита оставались там до января 905 года, когда Аббасиды вторглись в страну и свергли режим Тулунидов. Саид решил переехать в Магриб , на западную окраину мусульманского мира. [ 15 ] где один из его агентов, даи Абу Абдаллах аш-Шии , обратил берберов Кутамы на сторону исмаилитов и к 905 году одержал некоторые победы над автономной династией Аглабидов , правившей Ифрикией (современный Тунис и восточная часть страны). Алжир ) под номинальным сюзеренитетом Аббасидов. [ 16 ] [ 17 ] По пути на запад один из членов группы, брат Абу Абдаллы Абу Аббас Мухаммад , был арестован, и Аглабиды узнали о личности и внешнем виде членов группы. [ 18 ] В результате группа обошла территорию Аглабидов вдоль ее южных границ и направилась к городу-оазису Сиджилмаса на территории современного восточного Марокко . [ 19 ] Саид, Абд ар-Рахман и их небольшая свита поселились в Сиджилмасе, ведя комфортную жизнь богатых торговцев на следующие четыре года. [ 20 ] [ 21 ]
Наследник и военачальник
[ редактировать ]В марте 909 года Кутама под командованием Абу Абдаллы аш-Шии окончательно разбил последнюю армию Аглабидов, вынудив эмира Зиядат Аллаха III покинуть страну и захватив столицу Ифрикии Кайруан и близлежащий город-дворец Аглабидов Раккаду . [ 22 ] Абу Абдаллах установил шиитское правительство от имени отсутствующего и пока неназванного имама. [ 23 ] [ 24 ] и как только новый режим стабилизировался, ушел со своей армией, чтобы доставить Саида и его семью в Ифрикию. [ 25 ] Узнав о приближении армии Кутамы, эмир Сиджилмасы допросил Саида и поместил его под домашний арест вместе с Абд ар-Рахманом, но в остальном с ними обращались хорошо. С другой стороны, их слуг бросали в тюрьму и регулярно избивали. [ 26 ] 26 августа 909 года армия Кутамы достигла Сиджилмасы и потребовала освобождения пленного имама. После непродолжительных столкновений с войсками Мидрарида Эмир аль-Яса бежал из своего города, который был оккупирован и разграблен. Верхом на лошадях и в красивых одеждах Абд аль-Рахман и его отец были представлены армии среди криков и слез религиозного восторга. На следующий день, 27 августа, Саид был возведен на трон и встречен войсками. [ 27 ]
Армия оставалась в Сиджилмасе в течение нескольких недель, в течение которых делегации, предлагающие подчинение, прибыли со всего западного Магриба, прежде чем 12 октября отправиться в Ифрикию. Подчинив на своем пути несколько берберских племен, армия достигла города-дворца Аглабидов Раккады . 4 января 910 года [ 28 ] На следующий день, в пятницу, 5 января 910 г., в проповеди пятничной молитвы был зачитан манифест, приветствующий возвращение халифата его законным владельцам, семье Мухаммеда, а также были названы имя и титулы нового правителя. официально объявлено: «Абдаллах Абу Мухаммад, Имам, ведомый Богом, Повелитель правоверных». [ 29 ] [ 30 ] Тогда же Абд ар-Рахман получил новое имя — Абуль-Касим Мухаммад. В сочетании с новым именем его отца это было то же имя, которое носил исламский пророк Мухаммед: Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдаллах. [ 31 ] [ 32 ] Это было имя, которое уже давно было предсказано Махди . [ 31 ] [ 32 ] а современные ученые предполагают, что этот выбор был тонкой уловкой нового халифа, направленной на то, чтобы переложить милленаристские ожидания своих последователей на своего сына. [ 33 ]
антимахди Подавление
[ редактировать ]Объяснение аль-Махди о том, что он был всего лишь одним из череды имамов, а не мессией последних времен, [ 34 ] и реальность нового правителя как человека — торговца средних лет, который любил все самое прекрасное в жизни — противоречила доктринам, пропагандируемым Абу Абдаллой. Последний начал подвергать сомнению притязания своего хозяина, и к нему присоединились несколько наиболее выдающихся вождей Кутамы, которые возглавляли кампанию Кутамы против Аглабидов. [ 35 ] Узнав об их намерениях, аль-Махди нанес удар первым, и 18 февраля 911 года Абу Абдаллах и Абу'л-Аббас Мухаммад были убиты верными солдатами Кутамы в собственном дворце халифа. Вскоре за ними последовали другие вожди Кутамы, принимавшие участие в заговоре. [ 36 ]
Однако это не успокоило сомнения Кутамы: в апреле 912 года маленький мальчик, Каду ибн Муарик аль-Мавати, был провозглашен некоторыми из Кутамы истинным махди , были назначены новые даи и новый святой. книга написана. [ 37 ] Начиная с Икджана, первоначального центра миссии Абу Абдаллы, восстание распространилось на города Мила и Константин , в то время как армия лоялистов, посланная против них, была отброшена после того, как многие кутама в ее рядах перешли на сторону. [ 38 ]
В ответ в апреле/мае 912 года аль-Махди официально провозгласил Абу'л-Касима Мухаммада наследником ( вали аль-ахд ), дал ему царственное имя аль-каим би-амр Аллах («Тот, кто казнит Божье повеление»), и поручил ему командовать армией, посланной для подавления восстания. [ 38 ] 21 июня 912 года лоялистская армия нанесла решительное поражение повстанцам возле Милы. Антимахди аль- Мавати и другие лидеры повстанцев вскоре были схвачены и заняли видное место в триумфальном вступлении аль-Каима в Кайруан осенью. [ 39 ]
Кампании против Египта
[ редактировать ]После консолидации правления Фатимидов в Ифрикии первой целью аль-Махди стал Египет, ворота в Сирию и Ирак , старый центр исламского мира и резиденция его соперников Аббасидов. [ 40 ] Триполи , самый восточный город владений Аглабидов, подчинился Фатимидам после падения эмирата Аглабидов, но местные берберы- хавара быстро возмутились властным поведением солдат Кутамы, а также высокими налоговыми требованиями, возложенными на них. . За первым восстанием и осадой Триполи в 910–911 годах последовало всеобщее восстание хавара летом 912 года. Фатимидский губернатор Триполи бежал, и все Кутама в городе были убиты. Аль-Каиму было поручено возглавить объединенную сухопутную и военно-морскую экспедицию, которая осадила Триполи до тех пор, пока он не капитулировал в июне 913 года. Аль-Каим оставил там одного из главных генералов Кутамы, Хабасу ибн Юсуфа , чтобы подготовить Дальнейшая экспансия империи Фатимидов на восток. [ 41 ] В январе 914 года Хабаса повел армию на восток и захватил Барку , столицу Киренаики. [ 42 ] [ 43 ]
Первое вторжение в Египет
[ редактировать ]После этого первого успеха 11 июля аль-Каим покинул Раккаду во главе другой армии и направился на восток, чтобы принять на себя командование экспедицией. Аль-Каим приказал Хабасе дождаться его прибытия в Барку, но Хабаса, движимый амбициями, повел свои войска в Египет и вошёл в Александрию 27 августа. [ 44 ] [ 45 ]
В Триполи случайное присутствие аль-Каима и его людей предотвратило нападение повстанческого флота с Сицилии , который недавно разграбил Сфакс дальше на север. [ 46 ] Аль-Каим прибыл в Александрию 6 ноября 914 года, где он навязал Фатимидскому призыву к молитве губернатору Кутамы и исмаилитскому кади (судье). [ 44 ] [ 45 ] В начале декабря, когда разливы Нила прекратились и позволили армиям пройти вдоль реки, армия Фатимидов двинулась к Фустату двумя колоннами: впереди Хабаса, а позади - Аль-Каим. [ 45 ] [ 47 ] Губернатор Аббасидов Такин аль-Хазари отказался от призывов сдаться и вместо этого призвал Багдад на помощь и мобилизовал свои силы для защиты переправы через реку по понтонному мосту на остров Равда и Гизу. [ 45 ] [ 48 ] Армия Фатимидов попыталась захватить мост 15 декабря, но была отброшена: тюркские конные лучники Кутамы Такина нанесли тяжелые потери уланам . Египетские войска преследовали Кутаму всю ночь, но во время преследования неопытные рекруты попали в засаду, спасая армию Фатимидов от полного разгрома. [ 45 ] [ 47 ] Некоторые египтяне (как христиане- копты , так и мусульмане) переписывались с аль-Каимом, что свидетельствует о продолжающемся присутствии элемента возможных сочувствующих и, по словам Хайнца Хальма , возможном присутствии Фатимидского даи в Фустате. [ 45 ] [ 47 ]
Не имея возможности переправиться через реку к Фустату, аль-Каим повел большую часть своей армии вокруг обороны Такина и в плодородный оазис Файюм , где они могли найти провизию. Кутама сначала разграбил этот район, но Аль-Каим восстановил порядок и ввел для жителей регулярный налоговый режим. [ 45 ] [ 49 ] В этот момент аль-Каим и Хабаса, которые остались командовать основной частью армии Фатимидов в Гизе, поссорились, когда аль-Каим приказал заменить Хабасу. 8 января 915 г. в крупномасштабной битве при Гизе Фатимиды потерпели решительное поражение; Фатимидские источники единогласно приписывают это поражение Хабасе, которая бежала с поля боя, несмотря на призывы аль-Каима стоять твердо. В отчетах, поддерживающих Фатимидов, утверждается, что аль-Каим предпринял три атаки на врага и причинил много жертв, но эти приукрашивания не могут скрыть тот факт, что битва обернулась катастрофой: когда его армия развалилась, аль-Каим отступил в Александрию. , куда он поступил 23 января. [ 45 ] [ 50 ]
Несмотря на неудачу, в своих письмах к отцу и сохранившихся проповедях, которые он произнес в Александрии, аль-Каим, похоже, не потерял уверенности в своем окончательном успехе. [ 51 ] В Александрии он провел ряд пятничных молитвенных проповедей ( хутбы ), пропагандируя дело исмаилитов и Фатимидов. [ 52 ] Некоторое время он также вел переговоры с некоторыми египетскими перебежчиками, которые просили аман у аль-Каима и поднимали вопрос о капитуляции Фустата. [ 53 ] Похоже, что сам аль-Каим не был полностью убежден в искренности подобных предложений, что стало невозможным, когда главнокомандующий Аббасидов Мунис аль-Музаффар прибыл в Фустат в апреле 915 года. [ 53 ] [ 54 ]
Вскоре после этого Хабаса с тридцатью своими ближайшими последователями покинули Аль-Каим и направились в Ифрикию; встревоженный этим, аль-Каим поспешно и без боя эвакуировал Александрию, оставив большую часть своего вооружения и техники. Город был быстро вновь оккупирован Аббасидами. [ 53 ] Аль-Каим прибыл в Раккаду 28 мая 915 года. В его тылу Киренаика подняла восстание и свергла власть Фатимидов; в Барке весь гарнизон Кутамы был перебит. [ 53 ]
Второе вторжение в Египет
[ редактировать ]Несмотря на неудачу первой попытки, немедленно началась подготовка ко второму нападению на Египет, начиная с возвращения Киренаики. Это было достигнуто с капитуляцией Барки после 18-месячной осады в апреле 917 года. [ 55 ] Аль-Каим выступил из Раккады в свою вторую кампанию против Египта 5 апреля 919 года. [ 55 ] [ 56 ] Его авангард прибыл к Александрии 9 июля 919 года, а аль-Каим с основной частью своей армии прибыл в сентябре/октябре. Аббасидский правитель города бежал, и Александрия сдалась без боя. [ 55 ] [ 56 ] Уже признав суверенитет Фатимидов во время первого вторжения и, следовательно, теперь считающийся восставшим, город был разграблен войсками Фатимидов. [ 55 ]
Как и в 914 году, губернатор Аббасидов сосредоточил немногочисленные местные силы в Гизе для защиты переправы через Нил. [ 57 ] пока Багдад не смог отправить подкрепление: верховное командование снова было поручено Мунису аль-Музаффару, который 23 февраля 920 г. отправился в Египет. [ 58 ] Хотя аль-Каим переписывался с несколькими ключевыми фигурами в Фустате, включая бывшего Тулунидов визиря Абу Бакра Мухаммада ибн Али аль-Мадхараи , который информировал его о состоянии гарнизона Аббасидов, он не предпринял никаких попыток использовать слабость гарнизон Фустата и штурмуют Гизу. Вполне возможно, что аль-Мадхараи вел двойную игру, пытаясь отложить атаку до прибытия свежих войск Аббасидов. [ 56 ] [ 59 ] Аль-Каим оставался в Александрии до конца года, поскольку подкрепление продолжало прибывать из Ифрикии. [ 58 ] В их число входил флот Фатимидов , состоящий из 80 кораблей под командованием евнуха Сулеймана, но корабли Фатимидов были решительно разбиты эскадрой Аббасидов под командованием Тамаля ад-Дулафи 12 марта в Абукире . [ 56 ] [ 58 ]
После провала своего флота и прибытия подкреплений Аббасидов, а также ухудшения ситуации со снабжением в Александрии аль-Каим решил повторить маневр 914 года: 30 июля он покинул Александрию и, минуя Гизу, захватил плодородную территорию. Оазис Файюм, который мог бы обеспечить продовольствием и оперативной базой. Как и раньше, он начал облагать налогом жителей, как если бы он был законным правителем Египта. [ 60 ] другая армия Кутамы захватила Верхний Египет Весной 921 года вплоть до коптского епископства аль-Ушмуния . Это не только увеличило площадь налогообложения Аль-Каима, но и прекратило поставки зерна оттуда в Фустат. [ 61 ]
Целый год обе стороны избегали открытого конфликта и вели скорее дипломатическую и пропагандистскую битву. Мунис пообещал охранную грамоту ( аман ), а также признание Фатимидов автономными правителями Ифрикии в стиле Аглабидов, если аль-Каим подчинится халифу Аббасидов. [ 61 ] Аль-Каим отверг эти предложения в письме, в котором подтвердились претензии Фатимидов на всеобщее владычество как законных наследников Мухаммеда. [ 62 ] Сохранился также фрагмент длинного стихотворения аль-Каима, призывающего жителей Фустата подражать примеру Ифрикияна и следовать законному дааву Фатимидов , в виде копии, отправленной в Багдад. [ 63 ] В то же время командующий Фатимидов направил обращения к двум священным городам ислама , Мекке и Медине , призывая их признать претензии Фатимидов на суверенитет над исламским миром. Его просьбы были проигнорированы. [ 59 ] [ 64 ]
Тупик был преодолен Аббасидами в мае-июне 921 года: флот Тамаля захватил Александрию, а затем поплыл по Нилу, чтобы поддержать нападение Муниса на Файюм. Силы Аббасидов заблокировали единственное соединение Файума с Нилом у Иллахуна , отрезав аль-Каима и его людей в оазисе от остальной части страны. [ 65 ] Как только силы Аббасидов начали продвигаться в оазис, 8 июля аль-Каим приказал отступить: вся тяжелая техника была оставлена, а он и его люди пробирались через пустыню к прибрежной дороге в Барку, трудному пути. марш, в котором погибло много людей. [ 66 ]
Кампания против зенатских берберов
[ редактировать ]На периферии Аглабидов Ифрикии зарождающийся режим Фатимидов столкнулся с серьезными проблемами со стороны коренных берберских племен, особенно тех, кто проживал в более горных районах, где Аглабидам и их халифальным предшественникам не удалось установить твердый контроль. [ 67 ] Главным оплотом Фатимидов за пределами собственно Ифрикии был Тахерт , расположенный примерно в 300 километрах (190 миль) к западу. [ 68 ] Его губернатор-фатимид Масала ибн Хабус был бербером -микнасом , который привел свое племя под знамя Фатимидов. [ 68 ] С другой стороны, усилия Микнасы по распространению исмаилизма в Уарсенисе с треском провалились. [ 68 ] и их поддержка Фатимидов привела к тому, что другая племенная группа, Зената, выступила против Фатимидов под предводительством Ибн Хазара и неоднократно нападала на Тахерта. [ 69 ]
Масала был убит своим соперником в ноябре 924 года, и ему наследовал его брат Ясал . Хотя последний смог отразить нападение зенатов на Тахерт в 925 году, поражение Ибн Хазаром армии помощи Фатимидов побудило другие берберские племена в этом районе подняться на восстание. [ 70 ] Это вынудило аль-Махди послать аль-Каима лично разобраться с восстанием. Наследник выступил 12 апреля 917 года, обратившись с общим призывом к оружию не только Кутаме, но и арабскому ополчению ( джунду ), собравшемуся в аль-Арибусе под командованием Халила ибн Исхака аль-Тамими . [ 71 ] Затем Аль-Каим двинулся в Багайю , откуда он обязал покоренные берберские племена, такие как хавара , садина и аджиса , предоставить людей в его экспедицию; чтобы обеспечить лояльность последних, семьи их вождей были отправлены в качестве заложников в Махдию. [ 72 ] Лишь в июле, в Сетифе , Кутама присоединился к армии, и экспедиция была полностью собрана. [ 72 ]
Оттуда камергер Джафар ибн Убайд, бывший домашний раб аль-Махди в Саламии, подчинил племя Кияна в горах Ходна . Аль-Каим основал новый город, названный аль-Мухаммадия (современная Мсила ) в честь себя, на близлежащей равнине, чтобы закрепить контроль Фатимидов над этой территорией. Одному из первых партизан-исмаилитов, Али ибн Хамдуну аль-Андалуси , было поручено завершить его строительство, и он стал его первым губернатором. [ 72 ] Зири ибн Манад , вождь другого берберского племени, Санхаджа , также предложил в это время свое подчинение аль-Каиму. [ 73 ]
В сентябре аль-Каим вошел на земли Зената в горах Заб . Армия Фатимидов перемещалась, пытаясь лишить Зенату еды и пастбищ и преследуя Ибн Хазара. Аль-Каим лично возглавил кавалерийские войска, пытаясь схватить неуловимого вождя зенатов, но последнему удавалось бежать снова и снова, часто в самый последний момент. [ 72 ] Условия были тяжелыми: непрерывные дожди в течение более месяца в декабре и январе прервали связь с Махдией, где суд опасался, что вся экспедиция была потеряна. [ 74 ] 29 января 928 года армия Фатимидов разгромила оседлое племя Матмата в крупномасштабной битве и заставила его подчиниться правлению Фатимидов. В марте аль-Каим подошел к последнему оплоту зенатов, Забраке. После непродолжительной осады и бомбардировки катапультами город-крепость был разграблен. [ 75 ] Победное сообщение Аль-Каима привело к распространению стихотворения, в котором аль-Каим объявляет себя «Сыном Посланника Божьего», который собирается «бродить по Божьей земле... в Египет и Ирак, а потом я займусь Багдадом». [ 75 ]
Затем армия вернулась в Тахерт, где был размещен сильный гарнизон. 20 октября аль-Каим начал свое возвращение в Ифрикию; 1 ноября он и его армия получили триумфальный прием в Махдии. [ 76 ] Кампания была провозглашена большим успехом пропаганды Фатимидов, но была омрачена побегом Ибн Хазара, который сбежал в глубокую пустыню; Люди аль-Каима, поскольку их запасы истощались, не могли последовать за ним. [ 76 ] Уже в следующем году зенатский вождь вернулся, чтобы угрожать Фатимидам в районе Заба. [ 77 ] Кроме того, возвращение аль-Каима было, по крайней мере частично, связано с опасениями по поводу его положения: его старший сын аль-Касим сообщил ему, что в его отсутствие один из сводных братьев аль-Каима, Абу Али Ахмад, , было разрешено играть ведущую роль в публичных церемониях. Мотивация этого необычного шага – то ли результат дворцовых интриг, то ли искреннее опасение, что аль-Каим может быть мертв – и действительно ли аль-Махди намеревался выдвинуть Ахмада в качестве альтернативного преемника, остается неизвестным. Возвращение Аль-Каима укрепило его позиции, но этот роман оставил прочный разрыв между ним и его отцом. [ 78 ]
Другая деятельность
[ редактировать ]Как наследник аль-Каим также упоминается как частый посредник, сообщающий своему отцу о недовольстве, например, против тиранического поведения губернатора Кайруана Абу Саида ад-Дайфа . [ 79 ] или привлечение внимания халифа к антиномическим тенденциям некоторых наиболее экстремистски настроенных верующих-исмаилитов в Ифрикии, которые утверждали, что аль-Махди был воплощением Бога. [ 80 ]
Царствование
[ редактировать ]Преемственность и главные фигуры правления
[ редактировать ]Аль-Махди умер в Махдии 4 марта 934 года после периода болезни. [ 81 ] Аль-Каим хранил свою смерть в секрете в течение ста дней, прежде чем объявить период общественного траура. [ 81 ] Будучи назначенным ( насс ) преемником имама-халифа, аль-Каим не встречал никакого противодействия. За исключением одного случая в 928 году, его многочисленные сводные братья и сестры от наложниц — шесть сыновей и семь дочерей — никогда не играли важной роли, и аль-Махди намеренно держал их во дворце, не доверяя им губернаторское или военное командование. [ 82 ]
Если не считать сетований некоторых даи -ветеранов о том, что смерть аль-Махди означала конец всякой надежды на загробную жизнь, [ 83 ] единственный вызов престолонаследию исходил от Триполитании, где некий Мухаммад ибн Талут утверждал, что является сыном аль-Махди, и претендовал на имамат и халифат. Ему удалось собрать большое количество последователей среди местных берберов-хавара, прежде чем его обман был раскрыт и он был казнен своими последователями. [ 84 ] [ 83 ] В остальном переход к новому правлению прошел гладко: аль-Каим поселился в халифском дворце Махдия, где он провел остаток своей жизни. Он отказался от публичных выступлений во время фестивалей и стал настолько замкнутым человеком, что его персонаж практически неизвестен потомкам. [ 83 ]
Аль-Каим в основном оставил министров своего отца на своих местах. Абу Джафар Мухаммад ибн Ахмад аль-Багдади занимал должность главного секретаря и главы почтовой службы , фактически квазивизиря . Общественную казну ( байт аль-маль ) возглавлял Абуль-Хасан Мухаммад, потомок выдающихся ранних даи с обеих сторон. Дворцовую службу возглавил камергер Джафар ибн Али , еще один бывший домашний раб времен Саламии. [ 83 ] Главной новой фигурой правления аль-Каима стал Джавдхар , дворцовый евнух славянского ( сакалиба ) происхождения. Он стал управляющим дворца аль-Каима в Махдии, когда тот еще был наследником, а после вступления на престол своего хозяина был назначен ответственным за частную казну и склады одежды. [ 85 ]
Стабилизация империи Фатимидов
[ редактировать ]При аль-Махди зарождающееся царство Фатимидов расширилось сразу в трех направлениях: против мусульманских «узурпаторов», Аббасидов на востоке и на Кордовского эмирата Омейядов западе; ведя священную войну против главного христианского врага, Византийской империи , на севере, в Сицилии и южной Италии . [ 86 ] Эта экспансия была идеологически обусловлена: халифы Фатимидов были не только светскими правителями государства ( давла ), но одновременно также и шиитскими имамами, возглавлявшими широкую сеть да'ва и тем самым бросавшими вызов суннитам. Аббасиды за руководство всем исламским миром. [ 87 ] [ 88 ] Уже в своей инаугурационной декларации отец аль-Каима заявил о своем мандате «отвоевать мир на востоке и западе от грешных повстанцев в соответствии с обещанием Бога». [ 89 ] [ 31 ]
Магриб
[ редактировать ]
Таким образом, Аль-Каим унаследовал от своего отца большую империю, но завоевание которой было неполным и неконсолидированным. Новый халиф унаследовал серьезный кризис в западном Магрибе (современное Марокко ), где правление Фатимидов рухнуло в 931/2 году с бегством наместника Фатимидов, Микнаса берберского вождя Мусы ибн Абил-Афии , в лагерь Омейядов. [ 90 ] [ 84 ] [ 91 ] Аль-Каим поручил двум славянским офицерам, Сандалу аль-Фата и Майсуру аль-Фата , отвоевать территорию: Сандал против эмирата Некор , в то время как Майсур двинулся на Фес . [ 84 ] [ 92 ] Сандал завоевал Некор и убил его правителя в сентябре 936 года, прежде чем присоединиться к Майсуру в Фесе. Город сдался после семимесячной осады, а его губернаторов депортировали в Махдию. Майсур назначил Идрисидов , преследуемых Ибн Абил-Афией, вассалами Фатимидов и начал преследование вождя-отступника Микнаса, но безуспешно. [ 90 ] [ 84 ] [ 92 ]
Чтобы помочь сдержать неуправляемого Зената, в то же время, в 936 году, аль-Каим дал разрешение лидеру Санджахи Зири ибн Манаду на строительство укрепленного города-дворца Ачир , а также предоставил строительные материалы и ремесленников. для этой цели. Это укрепило тесную связь и лояльность Зиридов к Фатимидам. [ 84 ] [ 93 ] Халиф также укрепил власть своего пограничника в Мсиле Али ибн Хамдуна аль-Андалузи над берберами Бану Камлан. [ 84 ]
Сицилия и центральное Средиземноморье
[ редактировать ]На севере в 931/2 года было заключено перемирие с византийцами в обмен на регулярную выплату дани Махдии, которое соблюдалось даже после смены аль-Каима. [ 94 ] [ 95 ] В результате Фатимиды устремили свой взор на север. В июне 934 года флот Фатимидов под командованием Якуба ибн Исхака ат-Тамими разграбил город Генуя . Затем он совершил набег на побережье Корсики и Сардинии , а затем с триумфом вернулся в Аль-Махдию в августе 935 года. [ 84 ] [ 96 ]
На Сицилии местные арабские и берберские поселенцы продолжали возмущаться режимом Фатимидов, в котором доминировали Кутама и облагали налогами, и в апреле 937 года население Агридженто , в основном берберы некутамского происхождения, изгнало своего губернатора и подняло восстание. [ 96 ] Фатимидский губернатор острова Салим ибн Асад ибн Аби Рашид послал против города армию Кутамы под командованием Абу Дукака, но тот потерпел поражение, и агриджентцы двинулись на столицу острова Палермо . Салиму удалось отбить их, но в сентябре Палермо тоже поднял восстание, вынудив Салима осадить свою столицу. [ 96 ]
Свежие войска прибыли из Ифрикии в октябре. Их командир Халил ибн Исхак ат-Тамими был назначен губернатором Сицилии и быстро подчинил Палермо. [ 97 ] Следующим, с марта 938 года, был осажден Агридженто, но Халилу пришлось отказаться от осады с наступлением зимы и вернуться в Палермо. Эта неудача спровоцировала дальнейшие восстания во внутренних районах. [ 98 ] Повстанцы успешно запросили помощь у византийцев, и Халил был вынужден запросить подкрепление у Ифрикии. [ 94 ] [ 98 ]
Халил отвоевал Мазару и мятежные внутренние города в 939–940 годах, а 20 ноября 940 года его примеру последовал Агридженто. Последние оплоты повстанцев продержались еще немного, но к сентябрю 941 года остров был умиротворен, и Халил вернулся в Ифрикию. [ 98 ] Остров снова оказался под контролем Фатимидов, но был опустошен и обезлюдел. Халил хвастался, что убил один миллион человек во время своей кампании, кадастровые реестры были уничтожены, что сделало невозможным проверку земельного налога, многие сицилийские мусульмане были лишены собственности и насильственно переселены, а многие другие бежали на контролируемые Византией территории южной Италии. [ 84 ] [ 98 ]
Третье вторжение в Египет
[ редактировать ]На востоке, во время воцарения аль-Каима, халифат Аббасидов находился в состоянии окончательного упадка после убийства халифа аль-Муктадира в 932 году. [ 93 ] Хаос в Аббасидском столичном регионе Ирака также ощущался в провинциях, особенно в Египте, где амбициозный генерал Мухаммад ибн Тугдж аль-Ихшид в конечном итоге пришел к власти. [ 93 ]
Однако некоторые командиры местного гарнизона отказались принять это и бежали в Барку, где обратились за помощью к Аль-Каиму. Аль-Каим, возможно, собирался вторгнуться в Египет в любом случае, и вполне вероятно, что его отец подготовился к этой цели, но такое развитие событий предоставило ему прекрасную возможность: войска под командованием вольноотпущенника Зайдана и Амира аль-Маджуна были немедленно отправлен в Барку, чтобы присоединиться к повстанцам. Александрия была легко захвачена в начале марта 936 года, но уже в конце того же месяца армия вторжения была разгромлена силами аль-Ихшида. Силы Фатимидов были снова изгнаны из Александрии, потеряв многих пленных, и отошли в Барку. [ 84 ] [ 99 ]
Установление сильного правителя в Египте в лице аль-Ихшида на какое-то время сдерживало амбиции Фатимидов, но, что более важно, в последующие годы режим Фатимидов был потрясен до глубины души крупномасштабным восстанием, которое едва не привело к династия подошла к концу. [ 100 ] Лишь через поколение после смерти аль-Каима, в 969 году, Фатимидам наконец удалось завоевать Египет. [ 101 ]
Восстание Абу Язида
[ редактировать ]Абу Язид был школьным учителем смешанного зенатско-берберского и чернокожего африканского происхождения и приверженцем секты ибади- хариджитов , которая преобладала среди ифрикийских берберов до прихода Фатимидов. [ 102 ] [ 103 ] С 937 года он начал тайную агитацию против Фатимидов в Тозере . Разоблаченный и заключенный в тюрьму, он был освобожден из тюрьмы своими последователями и бежал к племенам хавара в горах Орес . [ 104 ] [ 105 ]
Там он быстро завоевал множество последователей своего дела и был избран их лидером. [ 104 ] [ 106 ] Его движение задействовало как антиимперские традиции великого берберского восстания против халифата Омейядов в 740-х годах, так и [ 107 ] а также местные мессианские традиции, которые легли в основу халифата аль-Махди. [ 108 ] Однако последователи Абу Язида отвергли претензии Фатимидов на наследственного имамата и настаивали на избрании своего лидера. [ 109 ]
Начало восстания и падение Кайруана
[ редактировать ]В феврале 944 года последователи Абу Язида спустились с гор, застигнув Фатимидов врасплох. Аль-Каим мобилизовал солдат Кутамы, но небольшие и очень мобильные отряды Абу Язида ускользали от них и всегда могли уйти обратно в безопасные места Ореса. [ 104 ] Летом города начали сдаваться повстанцам, и первое генеральное сражение между хариджитами и кутамой возле Дугги закончилось разгромом Фатимидов. [ 110 ]
7 августа 944 года аль-Арибус (древний Ларибус ), ворота в центр Фатимида Ифрикии, сдался в обмен на охранное письмо ( аман ) для его жителей; Должностные лица Фатимидов и все приверженцы исмаилизма были явно исключены из него. [ 111 ] В ответ Аль-Каим мобилизовал четыре армии: одну для защиты старого города-дворца Аглабидов Раккады , одну под командованием Халила ибн Исхака ат-Тамими для защиты бывшей столицы и главного города Ифрикии Кайруана , одну под командованием евнуха Бушры для район Бежа и основная армия под командованием Майсура аль-Фата, которая должна была расположиться лагерем на полпути между аль-Махдией и Кайруаном, тоже готов помочь. [ 111 ]
Такая диспозиция оставила инициативу повстанцам, которые могли атаковать командиров Фатимидов в изоляции. [ 112 ] Бушра потерпел поражение и был вынужден отступить к Тунису , а затем к Сусу , открыв путь на Кайруан. [ 113 ] Там Халил аль-Тамими сопротивлялся призывам своих офицеров выступить и противостоять армии повстанцев, ожидая прибытия основной армии Фатимидов под командованием Майсура аль-Фата, но последний также не решался решительно выступить против повстанцев. [ 114 ] В результате недовольные солдаты местной милиции, которым не заплатили зарплату, начали дезертировать на сторону повстанцев, что вынудило Халила сдаться 14 октября. города Абу Язид приказал казнить его и главного кадия . [ 106 ] [ 114 ] Абу Язид завершил свой триумф, уничтожив армию Майсура внезапной ночной атакой 29/30 октября: Майсур был убит, а его армия распалась. Вскоре после этого был уволен и Сус. [ 115 ]
Большинство маликитов жителей Кайруана -суннитов- , которые сильно возмущались правлением Фатимидов, первоначально поддерживали приход к власти Абу Язида, но неуправляемое поведение его берберских последователей и их хищническое поведение быстро оттолкнули их. Тем не менее, на данный момент они были готовы терпеть Абу Язида как меньшее зло в своей борьбе против аль-Каима, «Имама неверующих». [ 106 ] [ 116 ]
Осада аль-Махдии и контрнаступление Фатимидов
[ редактировать ]Спасаясь от наступления хариджитов, отчаявшиеся солдаты Кутамы и сторонники Фатимидов скопились в аль-Махдии, но аль-Каим, полный решимости сохранить припасы для предстоящей осады, отказался впустить их в стены. [ 117 ] Вместо этого правитель Фатимидов приказал построить новую стену и ров, чтобы прикрыть внешние пригороды, за которыми укрылись беженцы. [ 117 ] Защиту стены и двух ее ворот взяли на себя Кутама и верные дворцовые войска, состоящие из солдат-рабов . [ 117 ]
Абу Язид прибыл к столице Фатимидов 9 января 945 года. [ 118 ] Первая атака на город 20 января 945 года достигла стены города-дворца, но в конечном итоге была отбита. Город был помещен в блокаду, которая продлилась до 16 сентября 945 года. [ 119 ] Положение Фатимидов было трудным, поскольку корабли, привозившие зерно из Сицилии и Триполи, садились на мель и были захвачены повстанцами, но с проблемами столкнулся и Абу Язид. Большинство его людей были необученными крестьянами, которые теперь вернулись на свои поля или отправились на грабеж; лидер хариджитов мог твердо рассчитывать только на хавара. В результате осада была не очень эффективной, и вылазки Фатимидов иногда оказывались пустыми. [ 120 ] Однако даже в этот опасный период аль-Каим отказался показаться на публике или послать вместо себя одного из своих сыновей, несмотря на просьбы своего двора. [ 121 ]
Осада аль-Махдии была прорвана в результате бегства арабских войск из аль-Арибуса после ссоры с хариджитами-берберами. 16 сентября, в решающий момент сражения против вылазки Фатимидов, арабы обратились против своих бывших союзников. Армия повстанцев понесла тяжелые потери, и Абу Язид был вынужден отступить к Кайруану. [ 122 ] Там Абу Язид нашел враждебную атмосферу. Некоторые местные жители связались с Фатимидами, предлагая передать город и лидера повстанцев; заговор с убийством был раскрыт и предотвращен; и беспорядки вспыхнули из-за насильственного похищения дочерей и наложниц местных жителей хариджитскими солдатами, оправданного хариджитской доктриной, согласно которой мусульмане других вероисповеданий рассматривались как неверующие. Абу Язид был вынужден пообещать прекратить эту практику и покинул Кайруан; после этого местные жители насильно освободили многих похищенных женщин. [ 123 ]
Недовольство правлением Абу Язида распространилось по другим частям Ифрикии: Сус поднял восстание и при помощи флота Фатимидов сверг правление хариджитов. Тунис, Бежа и Аль-Арибус последовали этому примеру. [ 124 ] В течение следующих месяцев ожесточенные бои между силами Абу Язида и Фатимидов произошли в Тунисе, который был захвачен и отбит обеими сторонами и остался почти полностью разрушенным. Похожая судьба постигла Бежу и аль-Арибуса. [ 125 ] Ветеран фатимидского партизана Али ибн Хамдун аль-Андалузи выступил из своей крепости Мсила против хариджитов, но потерпел поражение от сына Абу Язида Айюба и вскоре после этого скончался от ран. [ 125 ]
В поисках союзников против Фатимидов Абу Язид отправил некоторых видных деятелей Кайруана в качестве послов к Омейядам Кордовы. После того, как это первое посольство было хорошо принято, Абу Язид отправил Айюба присягнуть на верность халифу Омейядов Абд ар-Рахману III , который, в свою очередь, пообещал оказать поддержку. [ 126 ] Однако, поскольку год уже подходил к концу и сезон мореплавания закончился, флот Омейядов должен был выйти в море в следующем году. [ 106 ] Вновь перехватив инициативу, Абу Язид двинулся, чтобы восстановить контроль над Суссом, начав осаду города 13 января 946 года. [ 106 ]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Согласно официальным сообщениям Фатимидов, аль-Каим умер 17 мая 946 года, и ему наследовал его сын Исмаил, который стал новым халифом как аль-Мансур Биллах ( годы правления 946–953 ). [ 127 ] Передача власти прошла гладко, но нерегулярно, поскольку Исмаил не был старшим сыном аль-Каима. Судьба первенца, аль-Касима, неясна — как сообщается, он тем временем умер, а профатимидские источники изо всех сил стараются подчеркнуть, что Исмаил был официально назначен наследником своего отца; Джавдхар настаивает в своих мемуарах, что он был попечителем нераскрытого назначения Исмаила наследником своего отца уже во время воцарения Аль-Каима в 934 году. Тем не менее, тот факт, что у нового правителя были все его дяди и полукровки, братья, арестованные и удерживаемые под эгидой Джавдхара, привели современных историков периода Фатимидов, таких как Хайнц Хальм и Майкл Бретта , чтобы подозревать, что неожиданный приход к власти Исмаила был результатом дворцовой интриги, возглавляемой Джаудхаром, с участием других фигур из гарема аль-Каима . [ 127 ] [ 128 ]
Независимо от законности, преемственность Исмаила была провиденциальной для государства Фатимидов. Он немедленно перешел в наступление против повстанцев и в короткие сроки освободил Сус, вернул Кайруан и разгромил попытки Абу Язида вернуть его. Фатимиды преследовали Абу Язида в горах под предводительством лично их нового правителя и, наконец, схватили и казнили в августе 947 года. [ 129 ] [ 130 ] Чтобы не дать повстанцам никакого преимущества, Исмаил и его правительство скрыли смерть аль-Каима, и эта задача облегчалась затворническим образом жизни, который вел аль-Каим. Все государственные дела и церемонии по-прежнему проводились от имени аль-Каима, а Исмаил якобы действовал только как назначенный им наследник. [ 131 ] Даже царственное имя аль-Мансур («Победоносный») было публично принято только после окончательного подавления восстания. [ 129 ] [ 132 ]
Семья
[ редактировать ]Он женился уже в раннем возрасте, еще до того, как его семья покинула Саламию. Его жена Умм Хабиба, очевидно, была еще ребенком, когда сопровождала его в Магриб. [ 133 ] У него также было шесть известных наложниц, из которых одна, Карима, стала матерью его преемника аль-Мансура. [ 133 ]
Оценка
[ редактировать ]Придя к власти, аль-Каим был опытным человеком: ему была доверена часть государственных дел довольно скоро после прихода его отца к халифату, и хотя его послужной список в качестве полководца был посредственным, судя по результатам Во время египетских кампаний аль-Каим проявил некоторые способности и решимость. [ 134 ] Большая часть его правления была периодом мира для Ифрикии, когда летописцы почти не отмечали никаких событий; тем не менее, в его наследии преобладает катастрофический конец его правления на фоне катастрофического восстания Абу Язида. [ 134 ]
Историк Фархат Дахрауи называет его «одним из менее выдающихся членов династии». [ 134 ] и указывает, что его «чрезмерное налогообложение и религиозные преследования» в его попытке укрепить свое правление фактически в конечном итоге поощрили хариджитское восстание Абу Язида. [ 84 ] Дахрауи также критикует его пассивную оборонительную стратегию и разделение его сил, которое дало Абу Язиду инициативу и позволило ему победить их по частям. [ 112 ] По мнению Майкла Бретта, затворническое правление аль-Каима «[потеряло] инициативу революции внутри страны и за рубежом в то время, когда мир вокруг менялся», не смогло сравниться со стремлением к универсальному правлению, пробужденным его именем и титулом. и закончилось катастрофой. [ 135 ]
Сноски
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 63.
- ^ Хальм 1991 , стр. 61–63.
- ^ Хальм 1991 , стр. 61–62.
- ^ Бретт 2017 , с. 18.
- ^ Хальм 1991 , стр. 28–30.
- ^ Хальм 1991 , стр. 64–66, 68.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117, 120–122.
- ^ Хальм 1991 , стр. 68–76.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 122–123.
- ^ Хальм 1991 , стр. 76–82.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 123.
- ^ Хальм 1991 , стр. 83–86.
- ^ Хальм 1991 , стр. 86–87.
- ^ Дафтари 2007 , с. 125.
- ^ Хальм 1991 , стр. 88–89.
- ^ Бретт 2017 , стр. 29–33.
- ^ Хальм 1991 , стр. 99–105.
- ^ Хальм 1991 , стр. 89–90.
- ^ Хальм 1991 , стр. 90–91.
- ^ Хальм 1991 , стр. 91–92.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 125–126.
- ^ Хальм 1991 , стр. 111–114.
- ^ Бретт 2017 , с. 34.
- ^ Хальм 1991 , стр. 115–117.
- ^ Хальм 1991 , стр. 122, 124.
- ^ Хальм 1991 , стр. 124–125.
- ^ Хальм 1991 , стр. 125–132.
- ^ Хальм 1991 , стр. 134–139.
- ^ Дафтари 2007 , с. 128.
- ^ Хальм 1991 , стр. 138–139.
- ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2017 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 144.
- ^ Хальм 1991 , стр. 144–145.
- ^ Хальм 1991 , с. 145.
- ^ Хальм 1991 , стр. 148–154.
- ^ Хальм 1991 , стр. 154–156.
- ^ Хальм 1991 , стр. 159–160.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 160.
- ^ Хальм 1991 , стр. 161.
- ^ Живой 1988 , с. 192.
- ^ Хальм 1991 , стр. 161–162, 182.
- ^ Живой 1988 , с. 187.
- ^ Хальм 1991 , с. 182.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 183.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Живой 1988 , с.
- ^ Хальм 1991 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 184.
- ^ Хальм 1991 , стр. 183–184.
- ^ Хальм 1991 , стр. 184–185.
- ^ Хальм 1991 , с. 185.
- ^ Хальм 1991 , стр. 185–186.
- ^ Хальм 1991 , стр. 186–187.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , с. 187.
- ^ Бретт 2001 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б с д Живой 1988 , с. 190.
- ^ Хальм 1991 , стр. 184, 189.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 191.
- ^ Хальм 1991 , стр. 184–185, 190.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 190.
- ^ Хальм 1991 , стр. 190–191.
- ^ Хальм 1991 , стр. 191–192.
- ^ Живой 1988 , с. 191.
- ^ Хальм 1991 , стр. 192–193.
- ^ Хальм 1991 , стр. 193.
- ^ Хальм 1991 , стр. 237–240.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 238.
- ^ Хальм 1991 , стр. 238, 241.
- ^ Хальм 1991 , с. 241.
- ^ Хальм 1991 , стр. 241–242.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , с. 242.
- ^ Хальм 1991 , стр. 252–253.
- ^ Хальм 1991 , стр. 242–243.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 243.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 243–244.
- ^ Хальм 1991 , с. 244.
- ^ Хальм 1991 , стр. 247–248.
- ^ Хальм 1991 , стр. 220–221.
- ^ Хальм 1991 , стр. 222–224.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 246.
- ^ Хальм 1991 , с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , стр. 248.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дахрауи 1978 , с. 459.
- ^ Хальм 1991 , с. 249.
- ^ Дахрауи 1986 , с. 1243.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 137–138.
- ^ Кеннеди 2023 , с. 316.
- ^ Хальм 1991 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б Бенчекрун 2016 .
- ^ Хальм 1991 , стр. 251–252.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 253.
- ^ Перейти обратно: а б Живой 1984 , с. 232.
- ^ Хальм 1991 , стр. 215, 254.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 254.
- ^ Хальм 1991 , стр. 254–255.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , с. 255.
- ^ Хальм 1991 , стр. 253–254.
- ^ Кеннеди 2023 , с. 317.
- ^ Кеннеди 2023 , с. 318.
- ^ Бретт 2017 , с. 57.
- ^ Хальм 1991 , стр. 265–266.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 267.
- ^ Бретт 2017 , стр. 57–58.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бретт 2017 , с. 58.
- ^ Бретт 2017 , с. 51.
- ^ Бретт 2017 , стр. 51–52.
- ^ Бретт 2017 , стр. 50, 51, 57.
- ^ Хальм 1991 , стр. 267–268.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 268.
- ^ Перейти обратно: а б Дахрауи 1978 , стр. 459–460.
- ^ Хальм 1991 , стр. 268–269.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 269.
- ^ Хальм 1991 , стр. 271–272.
- ^ Хальм 1991 , стр. 269–272.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 272.
- ^ Хальм 1991 , стр. 272–273.
- ^ Хальм 1991 , с. 273.
- ^ Хальм 1991 , стр. 273–274.
- ^ Хальм 1991 , стр. 273, 276.
- ^ Хальм 1991 , с. 274.
- ^ Хальм 1991 , стр. 272, 274.
- ^ Хальм 1991 , стр. 274–275.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 275.
- ^ Хальм 1991 , с. 280.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 276–277.
- ^ Бретт 2017 , стр. 59, 229.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт 2017 , с. 59.
- ^ Хальм 1991 , стр. 278–286.
- ^ Хальм 1991 , стр. 277–278.
- ^ Хальм 1991 , с. 278.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 2015 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с Дахрауи 1978 , с. 458.
- ^ Бретт 2017 , с. 55.
Источники
[ редактировать ]- Бенчекрун, Чафик Т. (2016). «Идриссиды между Фатимидами и Омейядами» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья (на французском языке). 139 : 29–50. дои : 10.4000/remmm.9412 .
- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден: БРИЛЛ. ISBN 9004117415 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дахрауи, Ф. (1978). «аль-Хаим» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 458–460. OCLC 758278456 .
- Дахрауи, Ф. (1986). «аль-Махди Убайд Аллах» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1242–1244. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Хальм, Хайнц (2015). «Принцы, принцессы, наложницы и евнухи при дворе Фатимидов» [Принцы, принцессы, наложницы и евнухи при дворе Фатимидов]. В Померанце, Морис А.; Шахин, Арам А. (ред.). Наследие арабо-исламского обучения. Исследования, представленные Вададу Кади (на немецком языке). Лейден и Бостон: Брилл. стр. 91–110. ISBN 978-90-04-30590-8 .
- Джива, Шаинул (2018). Фатимиды. 1. Возвышение мусульманской империи . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-78453-935-1 .
- Кеннеди, Хью (2023). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (Четвертое изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-367-36690-2 .
- Лев, Яаков (1984). «Флот Фатимидов, Византия и Средиземное море, 909–1036 гг. Н. Э. / 297–427 гг. Хиджры». Византия . 54 : 220–252. ISSN 0378-2506 .
- Лев, Яаков (1988). «Фатимиды и Египет 301–358/914–969». Арабика . 35 (2): 186–196. дои : 10.1163/157005888X00332 .