Jump to content

аль-Каим (фатимидский халиф)

аль-Каим би-Амр Аллах
Золотой динар Аль-Каима
Имам халиф Фатимидского халифата
Царствование 4 марта 934 г. - 17 мая 946 г.
Предшественник аль-Махди Биллах
Преемник аль-Мансур Биллах
Рожденный Март/апрель 893 г.
Саламия
Умер 17 мая 946 г. (53 года)
Махдия
Проблема
  • аль-Касим
  • Исмаил
  • несколько неизвестных сыновей
Дом Фатимид
Отец аль-Махди Биллах
Мать Дочь Абу'л-Шалаглаха.
Религия Исмаилизм

Абу аль-Касим Мухаммад ибн Абдаллах ( араб . Абу аль-Касим Мухаммад ибн Абдулла ; март/апрель 893 — 17 мая 946), более известный под своим царственным именем аль-Каим ( Аль -Каим ) или аль-Каим би-Амр Аллах ( Аль- Каим По повелению Бога ) был вторым халифом династии Фатимидов. , правивший в Ифрикии с 934 по 946 год. Он был двенадцатым исмаилитским имамом , сменив своего отца Абдаллаха аль-Махди Биллаха ( годы правления 909–934 ).

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Источник

[ редактировать ]

Будущий аль-Каим родился в сирийском городе Саламия в марте или апреле 893 года. [ 1 ] с именем при рождении Абд ар-Рахман. Отцом Абд ар-Рахмана был Саид ибн аль-Хусейн, будущий халиф Абдаллах аль-Махди Биллах . Мать Абд аль-Рахмана была двоюродной сестрой Саида по отцовской линии, дочерью Абу Али Мухаммада, известного как Абу'л-Шалагла, который воспитал Саида, когда он стал сиротой в юности; ее имя не записано. [ 1 ]

Саид, как и Абу'л-Шалагла до него, был лидером тайной исмаилитской миссионерской сети, да'ва («приглашение, призыв»), якобы пропагандировавшей возвращение скрытого имама . Мухаммада ибн Исмы иль , как Махди , исламский мессия. [ нужна ссылка ] Где-то до 899 года Саид начал утверждать, что он был настоящим скрытым имамом, происходящим из рода скрытых имамов; и что Мухаммад ибн Исмаил был всего лишь выдумкой и прикрытием для маскировки их деятельности. [ 2 ] Эти претензии, возможно, начались даже до того, как Саид взял на себя контроль над да'ва : семейный евнух Джафар сообщает в своих мемуарах, что уже Абу'л-Шалаглах тайно потребовал от нескольких высокопоставленных агентов титул Махди для Са' ид и титул каима для новорожденного Абд ар-Рахмана. [ 3 ] [ а ] Эти претензии вызвали раскол в исмаилитском движении в 899 году между теми, кто признавал притязания Саида на имамата, и теми, кто отвергал их и продолжал ждать возвращения Мухаммада ибн Исмаила в качестве махди . Последние обычно известны под термином « карматы ». [ 6 ] [ 7 ]

Перелет в Сиджилмасу

[ редактировать ]

После того, как Саид разоблачил, что он был скрытым имамом, некоторые из его самых ярых последователей начали серию восстаний бедуинов в Сирии против халифата Аббасидов . С Саидом заранее не проконсультировались, и начало этих восстаний поставило его под угрозу, поскольку его личность и местонахождение были раскрыты правительству Аббасидов. Аббасиды начали против него розыск, поэтому Саид взял Абд ар-Рахмана и нескольких других близких членов своей семьи и уехал из Саламии в Рамлу в Палестине. Там местный губернатор, тайно новообращенный исмаилит, спрятал их от преследования Аббасидов. [ 8 ] [ 9 ] Бедуинские повстанцы, называвшие себя «Фатимидами», захватили контроль над большей частью Сирии и установили шиитский режим от имени своего тайного хозяина, но, несмотря на получение нескольких писем с призывами присоединиться к ним, Саид продолжал скрываться в Рамле. [ 10 ] [ 11 ] В ноябре 903 года повстанцы были окончательно разбиты армией Аббасидов, а их лидер схвачен и допрошен. [ 11 ] [ 12 ]

Это еще раз вынудило Саида покинуть Рамлу и переехать в Фустат в Египте , которым тогда управляла автономная династия Тулунидов . [ 13 ] [ 14 ] Саид, Абд аль-Рахман и их небольшая свита оставались там до января 905 года, когда Аббасиды вторглись в страну и свергли режим Тулунидов. Саид решил переехать в Магриб , на западную окраину мусульманского мира. [ 15 ] где один из его агентов, даи Абу Абдаллах аш-Шии , обратил берберов Кутамы на сторону исмаилитов и к 905 году одержал некоторые победы над автономной династией Аглабидов , правившей Ифрикией (современный Тунис и восточная часть страны). Алжир ) под номинальным сюзеренитетом Аббасидов. [ 16 ] [ 17 ] По пути на запад один из членов группы, брат Абу Абдаллы Абу Аббас Мухаммад , был арестован, и Аглабиды узнали о личности и внешнем виде членов группы. [ 18 ] В результате группа обошла территорию Аглабидов вдоль ее южных границ и направилась к городу-оазису Сиджилмаса на территории современного восточного Марокко . [ 19 ] Саид, Абд ар-Рахман и их небольшая свита поселились в Сиджилмасе, ведя комфортную жизнь богатых торговцев на следующие четыре года. [ 20 ] [ 21 ]

Наследник и военачальник

[ редактировать ]

В марте 909 года Кутама под командованием Абу Абдаллы аш-Шии окончательно разбил последнюю армию Аглабидов, вынудив эмира Зиядат Аллаха III покинуть страну и захватив столицу Ифрикии Кайруан и близлежащий город-дворец Аглабидов Раккаду . [ 22 ] Абу Абдаллах установил шиитское правительство от имени отсутствующего и пока неназванного имама. [ 23 ] [ 24 ] и как только новый режим стабилизировался, ушел со своей армией, чтобы доставить Саида и его семью в Ифрикию. [ 25 ] Узнав о приближении армии Кутамы, эмир Сиджилмасы допросил Саида и поместил его под домашний арест вместе с Абд ар-Рахманом, но в остальном с ними обращались хорошо. С другой стороны, их слуг бросали в тюрьму и регулярно избивали. [ 26 ] 26 августа 909 года армия Кутамы достигла Сиджилмасы и потребовала освобождения пленного имама. После непродолжительных столкновений с войсками Мидрарида Эмир аль-Яса бежал из своего города, который был оккупирован и разграблен. Верхом на лошадях и в красивых одеждах Абд аль-Рахман и его отец были представлены армии среди криков и слез религиозного восторга. На следующий день, 27 августа, Саид был возведен на трон и встречен войсками. [ 27 ]

Армия оставалась в Сиджилмасе в течение нескольких недель, в течение которых делегации, предлагающие подчинение, прибыли со всего западного Магриба, прежде чем 12 октября отправиться в Ифрикию. Подчинив на своем пути несколько берберских племен, армия достигла города-дворца Аглабидов Раккады . 4 января 910 года [ 28 ] На следующий день, в пятницу, 5 января 910 г., в проповеди пятничной молитвы был зачитан манифест, приветствующий возвращение халифата его законным владельцам, семье Мухаммеда, а также были названы имя и титулы нового правителя. официально объявлено: «Абдаллах Абу Мухаммад, Имам, ведомый Богом, Повелитель правоверных». [ 29 ] [ 30 ] Тогда же Абд ар-Рахман получил новое имя — Абуль-Касим Мухаммад. В сочетании с новым именем его отца это было то же имя, которое носил исламский пророк Мухаммед: Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдаллах. [ 31 ] [ 32 ] Это было имя, которое уже давно было предсказано Махди . [ 31 ] [ 32 ] а современные ученые предполагают, что этот выбор был тонкой уловкой нового халифа, направленной на то, чтобы переложить милленаристские ожидания своих последователей на своего сына. [ 33 ]

антимахди Подавление

[ редактировать ]

Объяснение аль-Махди о том, что он был всего лишь одним из череды имамов, а не мессией последних времен, [ 34 ] и реальность нового правителя как человека — торговца средних лет, который любил все самое прекрасное в жизни — противоречила доктринам, пропагандируемым Абу Абдаллой. Последний начал подвергать сомнению притязания своего хозяина, и к нему присоединились несколько наиболее выдающихся вождей Кутамы, которые возглавляли кампанию Кутамы против Аглабидов. [ 35 ] Узнав об их намерениях, аль-Махди нанес удар первым, и 18 февраля 911 года Абу Абдаллах и Абу'л-Аббас Мухаммад были убиты верными солдатами Кутамы в собственном дворце халифа. Вскоре за ними последовали другие вожди Кутамы, принимавшие участие в заговоре. [ 36 ]

Однако это не успокоило сомнения Кутамы: в апреле 912 года маленький мальчик, Каду ибн Муарик аль-Мавати, был провозглашен некоторыми из Кутамы истинным махди , были назначены новые даи и новый святой. книга написана. [ 37 ] Начиная с Икджана, первоначального центра миссии Абу Абдаллы, восстание распространилось на города Мила и Константин , в то время как армия лоялистов, посланная против них, была отброшена после того, как многие кутама в ее рядах перешли на сторону. [ 38 ]

В ответ в апреле/мае 912 года аль-Махди официально провозгласил Абу'л-Касима Мухаммада наследником ( вали аль-ахд ), дал ему царственное имя аль-каим би-амр Аллах («Тот, кто казнит Божье повеление»), и поручил ему командовать армией, посланной для подавления восстания. [ 38 ] 21 июня 912 года лоялистская армия нанесла решительное поражение повстанцам возле Милы. Антимахди аль- Мавати и другие лидеры повстанцев вскоре были схвачены и заняли видное место в триумфальном вступлении аль-Каима в Кайруан осенью. [ 39 ]

Кампании против Египта

[ редактировать ]

После консолидации правления Фатимидов в Ифрикии первой целью аль-Махди стал Египет, ворота в Сирию и Ирак , старый центр исламского мира и резиденция его соперников Аббасидов. [ 40 ] Триполи , самый восточный город владений Аглабидов, подчинился Фатимидам после падения эмирата Аглабидов, но местные берберы- хавара быстро возмутились властным поведением солдат Кутамы, а также высокими налоговыми требованиями, возложенными на них. . За первым восстанием и осадой Триполи в 910–911 годах последовало всеобщее восстание хавара летом 912 года. Фатимидский губернатор Триполи бежал, и все Кутама в городе были убиты. Аль-Каиму было поручено возглавить объединенную сухопутную и военно-морскую экспедицию, которая осадила Триполи до тех пор, пока он не капитулировал в июне 913 года. Аль-Каим оставил там одного из главных генералов Кутамы, Хабасу ибн Юсуфа , чтобы подготовить Дальнейшая экспансия империи Фатимидов на восток. [ 41 ] В январе 914 года Хабаса повел армию на восток и захватил Барку , столицу Киренаики. [ 42 ] [ 43 ]

Первое вторжение в Египет

[ редактировать ]

После этого первого успеха 11 июля аль-Каим покинул Раккаду во главе другой армии и направился на восток, чтобы принять на себя командование экспедицией. Аль-Каим приказал Хабасе дождаться его прибытия в Барку, но Хабаса, движимый амбициями, повел свои войска в Египет и вошёл в Александрию 27 августа. [ 44 ] [ 45 ]

В Триполи случайное присутствие аль-Каима и его людей предотвратило нападение повстанческого флота с Сицилии , который недавно разграбил Сфакс дальше на север. [ 46 ] Аль-Каим прибыл в Александрию 6 ноября 914 года, где он навязал Фатимидскому призыву к молитве губернатору Кутамы и исмаилитскому кади (судье). [ 44 ] [ 45 ] В начале декабря, когда разливы Нила прекратились и позволили армиям пройти вдоль реки, армия Фатимидов двинулась к Фустату двумя колоннами: впереди Хабаса, а позади - Аль-Каим. [ 45 ] [ 47 ] Губернатор Аббасидов Такин аль-Хазари отказался от призывов сдаться и вместо этого призвал Багдад на помощь и мобилизовал свои силы для защиты переправы через реку по понтонному мосту на остров Равда и Гизу. [ 45 ] [ 48 ] Армия Фатимидов попыталась захватить мост 15 декабря, но была отброшена: тюркские конные лучники Кутамы Такина нанесли тяжелые потери уланам . Египетские войска преследовали Кутаму всю ночь, но во время преследования неопытные рекруты попали в засаду, спасая армию Фатимидов от полного разгрома. [ 45 ] [ 47 ] Некоторые египтяне (как христиане- копты , так и мусульмане) переписывались с аль-Каимом, что свидетельствует о продолжающемся присутствии элемента возможных сочувствующих и, по словам Хайнца Хальма , возможном присутствии Фатимидского даи в Фустате. [ 45 ] [ 47 ]

Не имея возможности переправиться через реку к Фустату, аль-Каим повел большую часть своей армии вокруг обороны Такина и в плодородный оазис Файюм , где они могли найти провизию. Кутама сначала разграбил этот район, но Аль-Каим восстановил порядок и ввел для жителей регулярный налоговый режим. [ 45 ] [ 49 ] В этот момент аль-Каим и Хабаса, которые остались командовать основной частью армии Фатимидов в Гизе, поссорились, когда аль-Каим приказал заменить Хабасу. 8 января 915 г. в крупномасштабной битве при Гизе Фатимиды потерпели решительное поражение; Фатимидские источники единогласно приписывают это поражение Хабасе, которая бежала с поля боя, несмотря на призывы аль-Каима стоять твердо. В отчетах, поддерживающих Фатимидов, утверждается, что аль-Каим предпринял три атаки на врага и причинил много жертв, но эти приукрашивания не могут скрыть тот факт, что битва обернулась катастрофой: когда его армия развалилась, аль-Каим отступил в Александрию. , куда он поступил 23 января. [ 45 ] [ 50 ]

Несмотря на неудачу, в своих письмах к отцу и сохранившихся проповедях, которые он произнес в Александрии, аль-Каим, похоже, не потерял уверенности в своем окончательном успехе. [ 51 ] В Александрии он провел ряд пятничных молитвенных проповедей ( хутбы ), пропагандируя дело исмаилитов и Фатимидов. [ 52 ] Некоторое время он также вел переговоры с некоторыми египетскими перебежчиками, которые просили аман у аль-Каима и поднимали вопрос о капитуляции Фустата. [ 53 ] Похоже, что сам аль-Каим не был полностью убежден в искренности подобных предложений, что стало невозможным, когда главнокомандующий Аббасидов Мунис аль-Музаффар прибыл в Фустат в апреле 915 года. [ 53 ] [ 54 ]

Вскоре после этого Хабаса с тридцатью своими ближайшими последователями покинули Аль-Каим и направились в Ифрикию; встревоженный этим, аль-Каим поспешно и без боя эвакуировал Александрию, оставив большую часть своего вооружения и техники. Город был быстро вновь оккупирован Аббасидами. [ 53 ] Аль-Каим прибыл в Раккаду 28 мая 915 года. В его тылу Киренаика подняла восстание и свергла власть Фатимидов; в Барке весь гарнизон Кутамы был перебит. [ 53 ]

Второе вторжение в Египет

[ редактировать ]

Несмотря на неудачу первой попытки, немедленно началась подготовка ко второму нападению на Египет, начиная с возвращения Киренаики. Это было достигнуто с капитуляцией Барки после 18-месячной осады в апреле 917 года. [ 55 ] Аль-Каим выступил из Раккады в свою вторую кампанию против Египта 5 апреля 919 года. [ 55 ] [ 56 ] Его авангард прибыл к Александрии 9 июля 919 года, а аль-Каим с основной частью своей армии прибыл в сентябре/октябре. Аббасидский правитель города бежал, и Александрия сдалась без боя. [ 55 ] [ 56 ] Уже признав суверенитет Фатимидов во время первого вторжения и, следовательно, теперь считающийся восставшим, город был разграблен войсками Фатимидов. [ 55 ]

Как и в 914 году, губернатор Аббасидов сосредоточил немногочисленные местные силы в Гизе для защиты переправы через Нил. [ 57 ] пока Багдад не смог отправить подкрепление: верховное командование снова было поручено Мунису аль-Музаффару, который 23 февраля 920 г. отправился в Египет. [ 58 ] Хотя аль-Каим переписывался с несколькими ключевыми фигурами в Фустате, включая бывшего Тулунидов визиря Абу Бакра Мухаммада ибн Али аль-Мадхараи , который информировал его о состоянии гарнизона Аббасидов, он не предпринял никаких попыток использовать слабость гарнизон Фустата и штурмуют Гизу. Вполне возможно, что аль-Мадхараи вел двойную игру, пытаясь отложить атаку до прибытия свежих войск Аббасидов. [ 56 ] [ 59 ] Аль-Каим оставался в Александрии до конца года, поскольку подкрепление продолжало прибывать из Ифрикии. [ 58 ] В их число входил флот Фатимидов , состоящий из 80 кораблей под командованием евнуха Сулеймана, но корабли Фатимидов были решительно разбиты эскадрой Аббасидов под командованием Тамаля ад-Дулафи 12 марта в Абукире . [ 56 ] [ 58 ]

После провала своего флота и прибытия подкреплений Аббасидов, а также ухудшения ситуации со снабжением в Александрии аль-Каим решил повторить маневр 914 года: 30 июля он покинул Александрию и, минуя Гизу, захватил плодородную территорию. Оазис Файюм, который мог бы обеспечить продовольствием и оперативной базой. Как и раньше, он начал облагать налогом жителей, как если бы он был законным правителем Египта. [ 60 ] другая армия Кутамы захватила Верхний Египет Весной 921 года вплоть до коптского епископства аль-Ушмуния . Это не только увеличило площадь налогообложения Аль-Каима, но и прекратило поставки зерна оттуда в Фустат. [ 61 ]

Целый год обе стороны избегали открытого конфликта и вели скорее дипломатическую и пропагандистскую битву. Мунис пообещал охранную грамоту ( аман ), а также признание Фатимидов автономными правителями Ифрикии в стиле Аглабидов, если аль-Каим подчинится халифу Аббасидов. [ 61 ] Аль-Каим отверг эти предложения в письме, в котором подтвердились претензии Фатимидов на всеобщее владычество как законных наследников Мухаммеда. [ 62 ] Сохранился также фрагмент длинного стихотворения аль-Каима, призывающего жителей Фустата подражать примеру Ифрикияна и следовать законному дааву Фатимидов , в виде копии, отправленной в Багдад. [ 63 ] В то же время командующий Фатимидов направил обращения к двум священным городам ислама , Мекке и Медине , призывая их признать претензии Фатимидов на суверенитет над исламским миром. Его просьбы были проигнорированы. [ 59 ] [ 64 ]

Тупик был преодолен Аббасидами в мае-июне 921 года: флот Тамаля захватил Александрию, а затем поплыл по Нилу, чтобы поддержать нападение Муниса на Файюм. Силы Аббасидов заблокировали единственное соединение Файума с Нилом у Иллахуна , отрезав аль-Каима и его людей в оазисе от остальной части страны. [ 65 ] Как только силы Аббасидов начали продвигаться в оазис, 8 июля аль-Каим приказал отступить: вся тяжелая техника была оставлена, а он и его люди пробирались через пустыню к прибрежной дороге в Барку, трудному пути. марш, в котором погибло много людей. [ 66 ]

Кампания против зенатских берберов

[ редактировать ]

На периферии Аглабидов Ифрикии зарождающийся режим Фатимидов столкнулся с серьезными проблемами со стороны коренных берберских племен, особенно тех, кто проживал в более горных районах, где Аглабидам и их халифальным предшественникам не удалось установить твердый контроль. [ 67 ] Главным оплотом Фатимидов за пределами собственно Ифрикии был Тахерт , расположенный примерно в 300 километрах (190 миль) к западу. [ 68 ] Его губернатор-фатимид Масала ибн Хабус был бербером -микнасом , который привел свое племя под знамя Фатимидов. [ 68 ] С другой стороны, усилия Микнасы по распространению исмаилизма в Уарсенисе с треском провалились. [ 68 ] и их поддержка Фатимидов привела к тому, что другая племенная группа, Зената, выступила против Фатимидов под предводительством Ибн Хазара и неоднократно нападала на Тахерта. [ 69 ]

Масала был убит своим соперником в ноябре 924 года, и ему наследовал его брат Ясал . Хотя последний смог отразить нападение зенатов на Тахерт в 925 году, поражение Ибн Хазаром армии помощи Фатимидов побудило другие берберские племена в этом районе подняться на восстание. [ 70 ] Это вынудило аль-Махди послать аль-Каима лично разобраться с восстанием. Наследник выступил 12 апреля 917 года, обратившись с общим призывом к оружию не только Кутаме, но и арабскому ополчению ( джунду ), собравшемуся в аль-Арибусе под командованием Халила ибн Исхака аль-Тамими . [ 71 ] Затем Аль-Каим двинулся в Багайю , откуда он обязал покоренные берберские племена, такие как хавара , садина и аджиса , предоставить людей в его экспедицию; чтобы обеспечить лояльность последних, семьи их вождей были отправлены в качестве заложников в Махдию. [ 72 ] Лишь в июле, в Сетифе , Кутама присоединился к армии, и экспедиция была полностью собрана. [ 72 ]

Оттуда камергер Джафар ибн Убайд, бывший домашний раб аль-Махди в Саламии, подчинил племя Кияна в горах Ходна . Аль-Каим основал новый город, названный аль-Мухаммадия (современная Мсила ) в честь себя, на близлежащей равнине, чтобы закрепить контроль Фатимидов над этой территорией. Одному из первых партизан-исмаилитов, Али ибн Хамдуну аль-Андалуси , было поручено завершить его строительство, и он стал его первым губернатором. [ 72 ] Зири ибн Манад , вождь другого берберского племени, Санхаджа , также предложил в это время свое подчинение аль-Каиму. [ 73 ]

В сентябре аль-Каим вошел на земли Зената в горах Заб . Армия Фатимидов перемещалась, пытаясь лишить Зенату еды и пастбищ и преследуя Ибн Хазара. Аль-Каим лично возглавил кавалерийские войска, пытаясь схватить неуловимого вождя зенатов, но последнему удавалось бежать снова и снова, часто в самый последний момент. [ 72 ] Условия были тяжелыми: непрерывные дожди в течение более месяца в декабре и январе прервали связь с Махдией, где суд опасался, что вся экспедиция была потеряна. [ 74 ] 29 января 928 года армия Фатимидов разгромила оседлое племя Матмата в крупномасштабной битве и заставила его подчиниться правлению Фатимидов. В марте аль-Каим подошел к последнему оплоту зенатов, Забраке. После непродолжительной осады и бомбардировки катапультами город-крепость был разграблен. [ 75 ] Победное сообщение Аль-Каима привело к распространению стихотворения, в котором аль-Каим объявляет себя «Сыном Посланника Божьего», который собирается «бродить по Божьей земле... в Египет и Ирак, а потом я займусь Багдадом». [ 75 ]

Затем армия вернулась в Тахерт, где был размещен сильный гарнизон. 20 октября аль-Каим начал свое возвращение в Ифрикию; 1 ноября он и его армия получили триумфальный прием в Махдии. [ 76 ] Кампания была провозглашена большим успехом пропаганды Фатимидов, но была омрачена побегом Ибн Хазара, который сбежал в глубокую пустыню; Люди аль-Каима, поскольку их запасы истощались, не могли последовать за ним. [ 76 ] Уже в следующем году зенатский вождь вернулся, чтобы угрожать Фатимидам в районе Заба. [ 77 ] Кроме того, возвращение аль-Каима было, по крайней мере частично, связано с опасениями по поводу его положения: его старший сын аль-Касим сообщил ему, что в его отсутствие один из сводных братьев аль-Каима, Абу Али Ахмад, , было разрешено играть ведущую роль в публичных церемониях. Мотивация этого необычного шага – то ли результат дворцовых интриг, то ли искреннее опасение, что аль-Каим может быть мертв – и действительно ли аль-Махди намеревался выдвинуть Ахмада в качестве альтернативного преемника, остается неизвестным. Возвращение Аль-Каима укрепило его позиции, но этот роман оставил прочный разрыв между ним и его отцом. [ 78 ]

Другая деятельность

[ редактировать ]

Как наследник аль-Каим также упоминается как частый посредник, сообщающий своему отцу о недовольстве, например, против тиранического поведения губернатора Кайруана Абу Саида ад-Дайфа . [ 79 ] или привлечение внимания халифа к антиномическим тенденциям некоторых наиболее экстремистски настроенных верующих-исмаилитов в Ифрикии, которые утверждали, что аль-Махди был воплощением Бога. [ 80 ]

Царствование

[ редактировать ]

Преемственность и главные фигуры правления

[ редактировать ]

Аль-Махди умер в Махдии 4 марта 934 года после периода болезни. [ 81 ] Аль-Каим хранил свою смерть в секрете в течение ста дней, прежде чем объявить период общественного траура. [ 81 ] Будучи назначенным ( насс ) преемником имама-халифа, аль-Каим не встречал никакого противодействия. За исключением одного случая в 928 году, его многочисленные сводные братья и сестры от наложниц — шесть сыновей и семь дочерей — никогда не играли важной роли, и аль-Махди намеренно держал их во дворце, не доверяя им губернаторское или военное командование. [ 82 ]

Если не считать сетований некоторых даи -ветеранов о том, что смерть аль-Махди означала конец всякой надежды на загробную жизнь, [ 83 ] единственный вызов престолонаследию исходил от Триполитании, где некий Мухаммад ибн Талут утверждал, что является сыном аль-Махди, и претендовал на имамат и халифат. Ему удалось собрать большое количество последователей среди местных берберов-хавара, прежде чем его обман был раскрыт и он был казнен своими последователями. [ 84 ] [ 83 ] В остальном переход к новому правлению прошел гладко: аль-Каим поселился в халифском дворце Махдия, где он провел остаток своей жизни. Он отказался от публичных выступлений во время фестивалей и стал настолько замкнутым человеком, что его персонаж практически неизвестен потомкам. [ 83 ]

Аль-Каим в основном оставил министров своего отца на своих местах. Абу Джафар Мухаммад ибн Ахмад аль-Багдади занимал должность главного секретаря и главы почтовой службы , фактически квазивизиря . Общественную казну ( байт аль-маль ) возглавлял Абуль-Хасан Мухаммад, потомок выдающихся ранних даи с обеих сторон. Дворцовую службу возглавил камергер Джафар ибн Али , еще один бывший домашний раб времен Саламии. [ 83 ] Главной новой фигурой правления аль-Каима стал Джавдхар , дворцовый евнух славянского ( сакалиба ) происхождения. Он стал управляющим дворца аль-Каима в Махдии, когда тот еще был наследником, а после вступления на престол своего хозяина был назначен ответственным за частную казну и склады одежды. [ 85 ]

Стабилизация империи Фатимидов

[ редактировать ]

При аль-Махди зарождающееся царство Фатимидов расширилось сразу в трех направлениях: против мусульманских «узурпаторов», Аббасидов на востоке и на Кордовского эмирата Омейядов западе; ведя священную войну против главного христианского врага, Византийской империи , на севере, в Сицилии и южной Италии . [ 86 ] Эта экспансия была идеологически обусловлена: халифы Фатимидов были не только светскими правителями государства ( давла ), но одновременно также и шиитскими имамами, возглавлявшими широкую сеть да'ва и тем самым бросавшими вызов суннитам. Аббасиды за руководство всем исламским миром. [ 87 ] [ 88 ] Уже в своей инаугурационной декларации отец аль-Каима заявил о своем мандате «отвоевать мир на востоке и западе от грешных повстанцев в соответствии с обещанием Бога». [ 89 ] [ 31 ]

Вид на руины Ачира

Таким образом, Аль-Каим унаследовал от своего отца большую империю, но завоевание которой было неполным и неконсолидированным. Новый халиф унаследовал серьезный кризис в западном Магрибе (современное Марокко ), где правление Фатимидов рухнуло в 931/2 году с бегством наместника Фатимидов, Микнаса берберского вождя Мусы ибн Абил-Афии , в лагерь Омейядов. [ 90 ] [ 84 ] [ 91 ] Аль-Каим поручил двум славянским офицерам, Сандалу аль-Фата и Майсуру аль-Фата , отвоевать территорию: Сандал против эмирата Некор , в то время как Майсур двинулся на Фес . [ 84 ] [ 92 ] Сандал завоевал Некор и убил его правителя в сентябре 936 года, прежде чем присоединиться к Майсуру в Фесе. Город сдался после семимесячной осады, а его губернаторов депортировали в Махдию. Майсур назначил Идрисидов , преследуемых Ибн Абил-Афией, вассалами Фатимидов и начал преследование вождя-отступника Микнаса, но безуспешно. [ 90 ] [ 84 ] [ 92 ]

Чтобы помочь сдержать неуправляемого Зената, в то же время, в 936 году, аль-Каим дал разрешение лидеру Санджахи Зири ибн Манаду на строительство укрепленного города-дворца Ачир , а также предоставил строительные материалы и ремесленников. для этой цели. Это укрепило тесную связь и лояльность Зиридов к Фатимидам. [ 84 ] [ 93 ] Халиф также укрепил власть своего пограничника в Мсиле Али ибн Хамдуна аль-Андалузи над берберами Бану Камлан. [ 84 ]

Сицилия и центральное Средиземноморье

[ редактировать ]

На севере в 931/2 года было заключено перемирие с византийцами в обмен на регулярную выплату дани Махдии, которое соблюдалось даже после смены аль-Каима. [ 94 ] [ 95 ] В результате Фатимиды устремили свой взор на север. В июне 934 года флот Фатимидов под командованием Якуба ибн Исхака ат-Тамими разграбил город Генуя . Затем он совершил набег на побережье Корсики и Сардинии , а затем с триумфом вернулся в Аль-Махдию в августе 935 года. [ 84 ] [ 96 ]

На Сицилии местные арабские и берберские поселенцы продолжали возмущаться режимом Фатимидов, в котором доминировали Кутама и облагали налогами, и в апреле 937 года население Агридженто , в основном берберы некутамского происхождения, изгнало своего губернатора и подняло восстание. [ 96 ] Фатимидский губернатор острова Салим ибн Асад ибн Аби Рашид послал против города армию Кутамы под командованием Абу Дукака, но тот потерпел поражение, и агриджентцы двинулись на столицу острова Палермо . Салиму удалось отбить их, но в сентябре Палермо тоже поднял восстание, вынудив Салима осадить свою столицу. [ 96 ]

Свежие войска прибыли из Ифрикии в октябре. Их командир Халил ибн Исхак ат-Тамими был назначен губернатором Сицилии и быстро подчинил Палермо. [ 97 ] Следующим, с марта 938 года, был осажден Агридженто, но Халилу пришлось отказаться от осады с наступлением зимы и вернуться в Палермо. Эта неудача спровоцировала дальнейшие восстания во внутренних районах. [ 98 ] Повстанцы успешно запросили помощь у византийцев, и Халил был вынужден запросить подкрепление у Ифрикии. [ 94 ] [ 98 ]

Халил отвоевал Мазару и мятежные внутренние города в 939–940 годах, а 20 ноября 940 года его примеру последовал Агридженто. Последние оплоты повстанцев продержались еще немного, но к сентябрю 941 года остров был умиротворен, и Халил вернулся в Ифрикию. [ 98 ] Остров снова оказался под контролем Фатимидов, но был опустошен и обезлюдел. Халил хвастался, что убил один миллион человек во время своей кампании, кадастровые реестры были уничтожены, что сделало невозможным проверку земельного налога, многие сицилийские мусульмане были лишены собственности и насильственно переселены, а многие другие бежали на контролируемые Византией территории южной Италии. [ 84 ] [ 98 ]

Третье вторжение в Египет

[ редактировать ]

На востоке, во время воцарения аль-Каима, халифат Аббасидов находился в состоянии окончательного упадка после убийства халифа аль-Муктадира в 932 году. [ 93 ] Хаос в Аббасидском столичном регионе Ирака также ощущался в провинциях, особенно в Египте, где амбициозный генерал Мухаммад ибн Тугдж аль-Ихшид в конечном итоге пришел к власти. [ 93 ]

Однако некоторые командиры местного гарнизона отказались принять это и бежали в Барку, где обратились за помощью к Аль-Каиму. Аль-Каим, возможно, собирался вторгнуться в Египет в любом случае, и вполне вероятно, что его отец подготовился к этой цели, но такое развитие событий предоставило ему прекрасную возможность: войска под командованием вольноотпущенника Зайдана и Амира аль-Маджуна были немедленно отправлен в Барку, чтобы присоединиться к повстанцам. Александрия была легко захвачена в начале марта 936 года, но уже в конце того же месяца армия вторжения была разгромлена силами аль-Ихшида. Силы Фатимидов были снова изгнаны из Александрии, потеряв многих пленных, и отошли в Барку. [ 84 ] [ 99 ]

Установление сильного правителя в Египте в лице аль-Ихшида на какое-то время сдерживало амбиции Фатимидов, но, что более важно, в последующие годы режим Фатимидов был потрясен до глубины души крупномасштабным восстанием, которое едва не привело к династия подошла к концу. [ 100 ] Лишь через поколение после смерти аль-Каима, в 969 году, Фатимидам наконец удалось завоевать Египет. [ 101 ]

Восстание Абу Язида

[ редактировать ]

Абу Язид был школьным учителем смешанного зенатско-берберского и чернокожего африканского происхождения и приверженцем секты ибади- хариджитов , которая преобладала среди ифрикийских берберов до прихода Фатимидов. [ 102 ] [ 103 ] С 937 года он начал тайную агитацию против Фатимидов в Тозере . Разоблаченный и заключенный в тюрьму, он был освобожден из тюрьмы своими последователями и бежал к племенам хавара в горах Орес . [ 104 ] [ 105 ]

Там он быстро завоевал множество последователей своего дела и был избран их лидером. [ 104 ] [ 106 ] Его движение задействовало как антиимперские традиции великого берберского восстания против халифата Омейядов в 740-х годах, так и [ 107 ] а также местные мессианские традиции, которые легли в основу халифата аль-Махди. [ 108 ] Однако последователи Абу Язида отвергли претензии Фатимидов на наследственного имамата и настаивали на избрании своего лидера. [ 109 ]

Начало восстания и падение Кайруана

[ редактировать ]

В феврале 944 года последователи Абу Язида спустились с гор, застигнув Фатимидов врасплох. Аль-Каим мобилизовал солдат Кутамы, но небольшие и очень мобильные отряды Абу Язида ускользали от них и всегда могли уйти обратно в безопасные места Ореса. [ 104 ] Летом города начали сдаваться повстанцам, и первое генеральное сражение между хариджитами и кутамой возле Дугги закончилось разгромом Фатимидов. [ 110 ]

7 августа 944 года аль-Арибус (древний Ларибус ), ворота в центр Фатимида Ифрикии, сдался в обмен на охранное письмо ( аман ) для его жителей; Должностные лица Фатимидов и все приверженцы исмаилизма были явно исключены из него. [ 111 ] В ответ Аль-Каим мобилизовал четыре армии: одну для защиты старого города-дворца Аглабидов Раккады , одну под командованием Халила ибн Исхака ат-Тамими для защиты бывшей столицы и главного города Ифрикии Кайруана , одну под командованием евнуха Бушры для район Бежа и основная армия под командованием Майсура аль-Фата, которая должна была расположиться лагерем на полпути между аль-Махдией и Кайруаном, тоже готов помочь. [ 111 ]

Такая диспозиция оставила инициативу повстанцам, которые могли атаковать командиров Фатимидов в изоляции. [ 112 ] Бушра потерпел поражение и был вынужден отступить к Тунису , а затем к Сусу , открыв путь на Кайруан. [ 113 ] Там Халил аль-Тамими сопротивлялся призывам своих офицеров выступить и противостоять армии повстанцев, ожидая прибытия основной армии Фатимидов под командованием Майсура аль-Фата, но последний также не решался решительно выступить против повстанцев. [ 114 ] В результате недовольные солдаты местной милиции, которым не заплатили зарплату, начали дезертировать на сторону повстанцев, что вынудило Халила сдаться 14 октября. города Абу Язид приказал казнить его и главного кадия . [ 106 ] [ 114 ] Абу Язид завершил свой триумф, уничтожив армию Майсура внезапной ночной атакой 29/30 октября: Майсур был убит, а его армия распалась. Вскоре после этого был уволен и Сус. [ 115 ]

Большинство маликитов жителей Кайруана -суннитов- , которые сильно возмущались правлением Фатимидов, первоначально поддерживали приход к власти Абу Язида, но неуправляемое поведение его берберских последователей и их хищническое поведение быстро оттолкнули их. Тем не менее, на данный момент они были готовы терпеть Абу Язида как меньшее зло в своей борьбе против аль-Каима, «Имама неверующих». [ 106 ] [ 116 ]

Осада аль-Махдии и контрнаступление Фатимидов

[ редактировать ]

Спасаясь от наступления хариджитов, отчаявшиеся солдаты Кутамы и сторонники Фатимидов скопились в аль-Махдии, но аль-Каим, полный решимости сохранить припасы для предстоящей осады, отказался впустить их в стены. [ 117 ] Вместо этого правитель Фатимидов приказал построить новую стену и ров, чтобы прикрыть внешние пригороды, за которыми укрылись беженцы. [ 117 ] Защиту стены и двух ее ворот взяли на себя Кутама и верные дворцовые войска, состоящие из солдат-рабов . [ 117 ]

Абу Язид прибыл к столице Фатимидов 9 января 945 года. [ 118 ] Первая атака на город 20 января 945 года достигла стены города-дворца, но в конечном итоге была отбита. Город был помещен в блокаду, которая продлилась до 16 сентября 945 года. [ 119 ] Положение Фатимидов было трудным, поскольку корабли, привозившие зерно из Сицилии и Триполи, садились на мель и были захвачены повстанцами, но с проблемами столкнулся и Абу Язид. Большинство его людей были необученными крестьянами, которые теперь вернулись на свои поля или отправились на грабеж; лидер хариджитов мог твердо рассчитывать только на хавара. В результате осада была не очень эффективной, и вылазки Фатимидов иногда оказывались пустыми. [ 120 ] Однако даже в этот опасный период аль-Каим отказался показаться на публике или послать вместо себя одного из своих сыновей, несмотря на просьбы своего двора. [ 121 ]

Осада аль-Махдии была прорвана в результате бегства арабских войск из аль-Арибуса после ссоры с хариджитами-берберами. 16 сентября, в решающий момент сражения против вылазки Фатимидов, арабы обратились против своих бывших союзников. Армия повстанцев понесла тяжелые потери, и Абу Язид был вынужден отступить к Кайруану. [ 122 ] Там Абу Язид нашел враждебную атмосферу. Некоторые местные жители связались с Фатимидами, предлагая передать город и лидера повстанцев; заговор с убийством был раскрыт и предотвращен; и беспорядки вспыхнули из-за насильственного похищения дочерей и наложниц местных жителей хариджитскими солдатами, оправданного хариджитской доктриной, согласно которой мусульмане других вероисповеданий рассматривались как неверующие. Абу Язид был вынужден пообещать прекратить эту практику и покинул Кайруан; после этого местные жители насильно освободили многих похищенных женщин. [ 123 ]

Недовольство правлением Абу Язида распространилось по другим частям Ифрикии: Сус поднял восстание и при помощи флота Фатимидов сверг правление хариджитов. Тунис, Бежа и Аль-Арибус последовали этому примеру. [ 124 ] В течение следующих месяцев ожесточенные бои между силами Абу Язида и Фатимидов произошли в Тунисе, который был захвачен и отбит обеими сторонами и остался почти полностью разрушенным. Похожая судьба постигла Бежу и аль-Арибуса. [ 125 ] Ветеран фатимидского партизана Али ибн Хамдун аль-Андалузи выступил из своей крепости Мсила против хариджитов, но потерпел поражение от сына Абу Язида Айюба и вскоре после этого скончался от ран. [ 125 ]

В поисках союзников против Фатимидов Абу Язид отправил некоторых видных деятелей Кайруана в качестве послов к Омейядам Кордовы. После того, как это первое посольство было хорошо принято, Абу Язид отправил Айюба присягнуть на верность халифу Омейядов Абд ар-Рахману III , который, в свою очередь, пообещал оказать поддержку. [ 126 ] Однако, поскольку год уже подходил к концу и сезон мореплавания закончился, флот Омейядов должен был выйти в море в следующем году. [ 106 ] Вновь перехватив инициативу, Абу Язид двинулся, чтобы восстановить контроль над Суссом, начав осаду города 13 января 946 года. [ 106 ]

Смерть и преемственность

[ редактировать ]

Согласно официальным сообщениям Фатимидов, аль-Каим умер 17 мая 946 года, и ему наследовал его сын Исмаил, который стал новым халифом как аль-Мансур Биллах ( годы правления 946–953 ). [ 127 ] Передача власти прошла гладко, но нерегулярно, поскольку Исмаил не был старшим сыном аль-Каима. Судьба первенца, аль-Касима, неясна — как сообщается, он тем временем умер, а профатимидские источники изо всех сил стараются подчеркнуть, что Исмаил был официально назначен наследником своего отца; Джавдхар настаивает в своих мемуарах, что он был попечителем нераскрытого назначения Исмаила наследником своего отца уже во время воцарения Аль-Каима в 934 году. Тем не менее, тот факт, что у нового правителя были все его дяди и полукровки, братья, арестованные и удерживаемые под эгидой Джавдхара, привели современных историков периода Фатимидов, таких как Хайнц Хальм и Майкл Бретта , чтобы подозревать, что неожиданный приход к власти Исмаила был результатом дворцовой интриги, возглавляемой Джаудхаром, с участием других фигур из гарема аль-Каима . [ 127 ] [ 128 ]

Независимо от законности, преемственность Исмаила была провиденциальной для государства Фатимидов. Он немедленно перешел в наступление против повстанцев и в короткие сроки освободил Сус, вернул Кайруан и разгромил попытки Абу Язида вернуть его. Фатимиды преследовали Абу Язида в горах под предводительством лично их нового правителя и, наконец, схватили и казнили в августе 947 года. [ 129 ] [ 130 ] Чтобы не дать повстанцам никакого преимущества, Исмаил и его правительство скрыли смерть аль-Каима, и эта задача облегчалась затворническим образом жизни, который вел аль-Каим. Все государственные дела и церемонии по-прежнему проводились от имени аль-Каима, а Исмаил якобы действовал только как назначенный им наследник. [ 131 ] Даже царственное имя аль-Мансур («Победоносный») было публично принято только после окончательного подавления восстания. [ 129 ] [ 132 ]

Он женился уже в раннем возрасте, еще до того, как его семья покинула Саламию. Его жена Умм Хабиба, очевидно, была еще ребенком, когда сопровождала его в Магриб. [ 133 ] У него также было шесть известных наложниц, из которых одна, Карима, стала матерью его преемника аль-Мансура. [ 133 ]

Придя к власти, аль-Каим был опытным человеком: ему была доверена часть государственных дел довольно скоро после прихода его отца к халифату, и хотя его послужной список в качестве полководца был посредственным, судя по результатам Во время египетских кампаний аль-Каим проявил некоторые способности и решимость. [ 134 ] Большая часть его правления была периодом мира для Ифрикии, когда летописцы почти не отмечали никаких событий; тем не менее, в его наследии преобладает катастрофический конец его правления на фоне катастрофического восстания Абу Язида. [ 134 ]

Историк Фархат Дахрауи называет его «одним из менее выдающихся членов династии». [ 134 ] и указывает, что его «чрезмерное налогообложение и религиозные преследования» в его попытке укрепить свое правление фактически в конечном итоге поощрили хариджитское восстание Абу Язида. [ 84 ] Дахрауи также критикует его пассивную оборонительную стратегию и разделение его сил, которое дало Абу Язиду инициативу и позволило ему победить их по частям. [ 112 ] По мнению Майкла Бретта, затворническое правление аль-Каима «[потеряло] инициативу революции внутри страны и за рубежом в то время, когда мир вокруг менялся», не смогло сравниться со стремлением к универсальному правлению, пробужденным его именем и титулом. и закончилось катастрофой. [ 135 ]

  1. ^ Разделение двух титулов было новшеством: в исламской эсхатологии до того времени титул каим («Тот, кто возникает») был еще одним прозвищем, используемым для обозначения Махди . [ 4 ] [ 5 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 63.
  2. ^ Хальм 1991 , стр. 61–63.
  3. ^ Хальм 1991 , стр. 61–62.
  4. ^ Бретт 2017 , с. 18.
  5. ^ Хальм 1991 , стр. 28–30.
  6. ^ Хальм 1991 , стр. 64–66, 68.
  7. ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117, 120–122.
  8. ^ Хальм 1991 , стр. 68–76.
  9. ^ Дафтари 2007 , стр. 122–123.
  10. ^ Хальм 1991 , стр. 76–82.
  11. ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 123.
  12. ^ Хальм 1991 , стр. 83–86.
  13. ^ Хальм 1991 , стр. 86–87.
  14. ^ Дафтари 2007 , с. 125.
  15. ^ Хальм 1991 , стр. 88–89.
  16. ^ Бретт 2017 , стр. 29–33.
  17. ^ Хальм 1991 , стр. 99–105.
  18. ^ Хальм 1991 , стр. 89–90.
  19. ^ Хальм 1991 , стр. 90–91.
  20. ^ Хальм 1991 , стр. 91–92.
  21. ^ Дафтари 2007 , стр. 125–126.
  22. ^ Хальм 1991 , стр. 111–114.
  23. ^ Бретт 2017 , с. 34.
  24. ^ Хальм 1991 , стр. 115–117.
  25. ^ Хальм 1991 , стр. 122, 124.
  26. ^ Хальм 1991 , стр. 124–125.
  27. ^ Хальм 1991 , стр. 125–132.
  28. ^ Хальм 1991 , стр. 134–139.
  29. ^ Дафтари 2007 , с. 128.
  30. ^ Хальм 1991 , стр. 138–139.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2017 , с. 35.
  32. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 144.
  33. ^ Хальм 1991 , стр. 144–145.
  34. ^ Хальм 1991 , с. 145.
  35. ^ Хальм 1991 , стр. 148–154.
  36. ^ Хальм 1991 , стр. 154–156.
  37. ^ Хальм 1991 , стр. 159–160.
  38. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 160.
  39. ^ Хальм 1991 , стр. 161.
  40. ^ Живой 1988 , с. 192.
  41. ^ Хальм 1991 , стр. 161–162, 182.
  42. ^ Живой 1988 , с. 187.
  43. ^ Хальм 1991 , с. 182.
  44. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 183.
  45. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Живой 1988 , с.
  46. ^ Хальм 1991 , с. 166.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 184.
  48. ^ Хальм 1991 , стр. 183–184.
  49. ^ Хальм 1991 , стр. 184–185.
  50. ^ Хальм 1991 , с. 185.
  51. ^ Хальм 1991 , стр. 185–186.
  52. ^ Хальм 1991 , стр. 186–187.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , с. 187.
  54. ^ Бретт 2001 , с. 141.
  55. ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , с. 188.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д Живой 1988 , с. 190.
  57. ^ Хальм 1991 , стр. 184, 189.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 189.
  59. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 191.
  60. ^ Хальм 1991 , стр. 184–185, 190.
  61. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 190.
  62. ^ Хальм 1991 , стр. 190–191.
  63. ^ Хальм 1991 , стр. 191–192.
  64. ^ Живой 1988 , с. 191.
  65. ^ Хальм 1991 , стр. 192–193.
  66. ^ Хальм 1991 , стр. 193.
  67. ^ Хальм 1991 , стр. 237–240.
  68. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 238.
  69. ^ Хальм 1991 , стр. 238, 241.
  70. ^ Хальм 1991 , с. 241.
  71. ^ Хальм 1991 , стр. 241–242.
  72. ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , с. 242.
  73. ^ Хальм 1991 , стр. 252–253.
  74. ^ Хальм 1991 , стр. 242–243.
  75. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 243.
  76. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 243–244.
  77. ^ Хальм 1991 , с. 244.
  78. ^ Хальм 1991 , стр. 247–248.
  79. ^ Хальм 1991 , стр. 220–221.
  80. ^ Хальм 1991 , стр. 222–224.
  81. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 246.
  82. ^ Хальм 1991 , с. 247.
  83. ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , стр. 248.
  84. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дахрауи 1978 , с. 459.
  85. ^ Хальм 1991 , с. 249.
  86. ^ Дахрауи 1986 , с. 1243.
  87. ^ Дафтари 2007 , стр. 137–138.
  88. ^ Кеннеди 2023 , с. 316.
  89. ^ Хальм 1991 , с. 138.
  90. ^ Перейти обратно: а б Бенчекрун 2016 .
  91. ^ Хальм 1991 , стр. 251–252.
  92. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 252.
  93. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 253.
  94. ^ Перейти обратно: а б Живой 1984 , с. 232.
  95. ^ Хальм 1991 , стр. 215, 254.
  96. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 254.
  97. ^ Хальм 1991 , стр. 254–255.
  98. ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , с. 255.
  99. ^ Хальм 1991 , стр. 253–254.
  100. ^ Кеннеди 2023 , с. 317.
  101. ^ Кеннеди 2023 , с. 318.
  102. ^ Бретт 2017 , с. 57.
  103. ^ Хальм 1991 , стр. 265–266.
  104. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 267.
  105. ^ Бретт 2017 , стр. 57–58.
  106. ^ Перейти обратно: а б с д и Бретт 2017 , с. 58.
  107. ^ Бретт 2017 , с. 51.
  108. ^ Бретт 2017 , стр. 51–52.
  109. ^ Бретт 2017 , стр. 50, 51, 57.
  110. ^ Хальм 1991 , стр. 267–268.
  111. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 268.
  112. ^ Перейти обратно: а б Дахрауи 1978 , стр. 459–460.
  113. ^ Хальм 1991 , стр. 268–269.
  114. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 269.
  115. ^ Хальм 1991 , стр. 271–272.
  116. ^ Хальм 1991 , стр. 269–272.
  117. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 272.
  118. ^ Хальм 1991 , стр. 272–273.
  119. ^ Хальм 1991 , с. 273.
  120. ^ Хальм 1991 , стр. 273–274.
  121. ^ Хальм 1991 , стр. 273, 276.
  122. ^ Хальм 1991 , с. 274.
  123. ^ Хальм 1991 , стр. 272, 274.
  124. ^ Хальм 1991 , стр. 274–275.
  125. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 275.
  126. ^ Хальм 1991 , с. 280.
  127. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 276–277.
  128. ^ Бретт 2017 , стр. 59, 229.
  129. ^ Перейти обратно: а б Бретт 2017 , с. 59.
  130. ^ Хальм 1991 , стр. 278–286.
  131. ^ Хальм 1991 , стр. 277–278.
  132. ^ Хальм 1991 , с. 278.
  133. ^ Перейти обратно: а б Хальм 2015 , с. 99.
  134. ^ Перейти обратно: а б с Дахрауи 1978 , с. 458.
  135. ^ Бретт 2017 , с. 55.

Источники

[ редактировать ]
аль-Каим
Родился: март/апрель 893 г.   Умер: 17 мая 946 г.
Царственные титулы
Предшественник Фатимидский халиф
4 марта 934 г. - 17 мая 946 г.
Преемник
Титулы шиитского ислама
Предшественник Имам исмаилизма
4 марта 934 г. - 17 мая 946 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f019d4650f5e8ce566141a1e5a4d663__1716038520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/63/1f019d4650f5e8ce566141a1e5a4d663.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Qa'im (Fatimid caliph) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)