Файюмский оазис


Оазис Файюм ( араб . واحة الفيوم Waḥet El Fayyum ) — это впадина или бассейн в пустыне непосредственно к западу от реки Нил , в 62 милях к югу от Каира , Египет. Площадь бассейна оценивается в 1270 км2. 2 (490 миль 2 ) и 1700 км 2 (656 миль 2 ). Дно бассейна состоит из полей, орошаемых руслом Нила, Бахр Юсеф , который впадает в пустынную котловину к западу от долины Нила . Бахр-Юссеф поворачивает на запад через узкий перешеек к северу от Ихнасии , между археологическими памятниками Эль-Лахун и Гуроб недалеко от Хавары ; Затем он разветвляется, предоставляя сельскохозяйственные земли в бассейне Файюма, впадающем в большое соленое озеро Моэрис (Биркет Карун). [ 1 ] В доисторические времена это было пресноводное озеро, а сегодня это соленое озеро. [ 1 ] Это источник тиляпии и другой рыбы в этом районе.
В отличие от типичных оазисов , плодородие которых зависит от воды, получаемой из источников, обрабатываемые земли в Файюме образованы нильской грязью, принесенной по каналу Бахр-Юсеф длиной 24 км (15 миль). [ 2 ] Между началом Бахр-Юссефа в Эль-Лахуне и его окончанием в городе Файюм несколько каналов ответвляются для орошения провинции Файюм. Дренажная вода стекает в озеро Моэрис .
История
[ редактировать ]
Когда Средиземное море было горячей и сухой впадиной ближе к концу Мессинского кризиса солености в позднем миоцене , Файюм был сухой впадиной, а Нил протекал мимо него на дне каньона ( который составлял 8000 футов (2400 м)). глубже или больше, чем Каир ). сегодня [ 3 ] [ 4 ] После повторного затопления Средиземного моря в конце миоцена каньон Нила стал морским рукавом, простирающимся вглубь суши дальше Асуана . С течением геологического времени этот морской рукав постепенно заполнился илом и превратился в долину Нила. [ нужна ссылка ]
В конце концов, русло долины Нила заилилось настолько высоко, что Нил периодически перетекал в Файюмскую котловину, образуя озеро. Озеро впервые упоминается примерно за 3000 г. до н. э. , примерно во времена Менеса (Нармера). Однако по большей части он будет заполнен только паводковыми водами. Неолитические поселения граничили с озером, а город Крокодилополис (ныне Файюм ) вырос на юге, где возвышенность образовала хребет. [ нужна ссылка ]
В 2300 году до нашей эры водный путь от реки Нил к естественному озеру был расширен и углублен, образовав канал, ныне известный как Бахр Юсеф . Этот канал впадал в озеро. Это должно было служить трем целям: контролировать разливы Нила, регулировать уровень воды в Ниле в засушливые сезоны и обслуживать прилегающую территорию с помощью орошения. Есть свидетельства того, что фараоны Двенадцатой династии Египта использовали естественное озеро Файюм в качестве резервуара для хранения излишков воды для использования в засушливые периоды. Огромные гидротехнические сооружения, предпринятые древнеегипетскими фараонами двенадцатой династии с целью превратить озеро в огромный водоем, создавали впечатление, что озеро представляет собой искусственную выемку, как сообщали классические географы и путешественники. [ 5 ] В конечном итоге озеро было заброшено из-за того, что ближайший рукав Нила уменьшился в размерах с 230 г. до н.э.
Файюм был известен древним египтянам как двадцать первый ном Верхнего Египта , Атеф-Пеху («Северный платан»). Ее столицей был Ш-дит (обычно пишется «Шедит»), [ 6 ] греки называли его Крокодилополем , а Птолемей II Филадельф заново основал его как Арсиною. [ нужна ссылка ]

Этот регион имеет самые ранние свидетельства земледелия в Египте и был центром строительства царских пирамид и гробниц во времена Двенадцатой династии во время Среднего царства , а затем снова во время правления Царства Птолемеев . Фаюм стал одной из житниц римского мира . В течение первых трех столетий нашей эры жители Файюма и других мест Римского Египта не только бальзамировали своих мертвецов, но и помещали портрет умершего поверх оберток, савана или футляра мумии. Египтяне продолжали хоронить своих умерших, несмотря на то, что римляне предпочитали кремацию . сохранившиеся в условиях сухой пустыни, Эти портреты мумий Фаюма, составляют богатейшую портретную живопись, сохранившуюся с древности. Они открывают окно в общество народов смешанного происхождения — египтян, греков , римлян, сирийцев , ливийцев и других, — которое процветало 2000 лет назад в Файюме. Файюмские портреты написаны на дереве в технике пигментированного воска , называемой энкаустической живописью . [ 7 ]

В конце I тысячелетия пахотная площадь сократилась. Поселения по краям бассейна были заброшены. Эти места включают в себя некоторые из наиболее хорошо сохранившихся памятников поздней Римской империи , особенно Караниса , а также византийского и раннего арабского периодов, хотя недавняя реконструкция значительно уменьшила археологические особенности. Помимо портретов мумий, деревни Файюма также оказались источником фрагментов папируса, содержащих литературу и документы на латинском , греческом и египетском алфавитах.
Названия деревень «колониального типа» (деревни, названные в честь городов в других частях Египта и мест за пределами Египта) показывают, что в Файюме в греческий и римский периоды обрабатывалось много земель. [ 8 ]
По данным Британской энциклопедии Одиннадцатого издания , в 1910 году более 1000 км. 2 (400 миль 2 ) Файюмского оазиса возделывались, главными культурами были зерновые и хлопок . Завершение строительства Асуанской плотины обеспечило подачу воды, что позволило использовать 20 000 акров (80 км2) 2 ) земель, ранее не орошаемых и не облагаемых налогом, подлежащих обработке в 1903–1905 годах. За двадцать месяцев было получено три урожая. Провинция была известна своим инжиром , виноградом и оливками . Розовых деревьев было много, и большая часть розового масла (розового масла) Египта производилась в провинции. Файюм также разводил собственную породу овец . [ 2 ]
Археология
[ редактировать ]В окрестностях озера находится множество руин древних деревень и городов. Курганы к северу от города Файюм отмечают место Крокодилополиса/Арсинои. Археологические находки по всему региону простираются от доисторического периода до современности, например, монастырь Архангела Гавриила в Наклуне .
Культ Себека
[ редактировать ]В древности Фаджюм был центром культа крокодилового бога Себека . Во многих поселениях храмы были посвящены местным проявлениям бога и связанных с ним божеств. [ 9 ] Жрецы Себека были ключевыми игроками в социальной и экономической жизни; например, организуя религиозные фестивали или приобретая товары у местных производителей. Развитие храмов, посвященных культу Собека, можно особенно хорошо изучить в Бакчиасе, Нармутисе , Сокнопайу-Несосе , Тебтунисе и Теадельфии, поскольку там имеется множество письменных источников ( папирусы , остраки , надписи ) о повседневной жизни жрецов. [ 10 ]
Египетские храмы действовали на окраинах Файюма, по крайней мере, до начала третьего века, а в некоторых случаях и до четвертого века. Институционализированные культы Собека существовали наряду с раннехристианскими общинами, которые поселились в регионе с третьего века и построили свои первые церкви в поселениях Файюма к четвертому веку. [ 11 ]
Озеро Биркет Карун
[ редактировать ]Биркет-Карун ( -арабски по «Озеро Карун ») расположен в оазисе Файюм и имеет богатую популяцию рыбы , особенно бульти , значительные количества которой отправляются в Каир. [ 2 ] В древности это озеро было гораздо больше, и древние греки и римляне называли его озером Моэрис .
Города и поселки
[ редактировать ]Крупнейший город — Файюм , который также является столицей провинции Файюм. Другие города включают Синнурис и Тамию к северу от Файюма , а также Санхур и Ибшевей по дороге к озеру.
В популярной культуре
[ редактировать ]Оазис является местом действия примерно четверти Паоло Коэльо » «Алхимика , одной из 20 самых продаваемых книг в мире. Он также является одним из основных регионов в игре Assassin's Creed: Origins.
См. также
[ редактировать ]- Бахр Юсеф Канал
- Файюм
- Мухафаза Файюм
- Фарафра
- Портреты Фаюмской мумии
- Озеро Моэрис
- Монастырь Архангела Гавриила в Наклуне.
- Пьедесталы Биахму
- Фиомия (вымерший родственник слона, названный в честь Файюма)
- Римский Египет
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Озеро Моэрис» . www.brown.edu . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фаюм ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 219. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Уоррен, Джон (2006). Эвапориты: осадки, ресурсы и углеводороды . Берлин: Шпрингер. п. 352 . ISBN 3-540-26011-0 .
- ^ Эль Махмуди, А.; Габр, А. (2008). «Геофизические исследования для изучения связи между руслами четвертичного Нила и каньоном Мессинского Нила в дельте Восточного Нила, Египет». Арабский журнал геонаук . 2 (1): 53–67. дои : 10.1007/s12517-008-0018-9 . ISSN 1866-7511 . S2CID 128432827 .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Египет» . www.newadvent.org . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ В иероглифическом письме не было гласных , поэтому в египетской культуре варианты написания гласных для имен различаются. Иероглифическое произношение обозначалось определителями , которые показывали, какое значение имело слово.
- ^ «История искусства энкаустики» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2012 г.
- ^ «Проект Фаюм» . www.trismegistos.org . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Кокельманн, Хольгер (2017). Повелитель озер, болот и рек. Исследования бога Себека и культов египетского бога-крокодила с начала до римских времен . Висбаден: Харрасовиц. стр. 19–63, 375–421. ISBN 978-3-447-10810-2 .
- ^ Сиппель, Бенджамин (2020). Слуги Божьи и верблюдоводы: Повседневная и светская жизнь священников Себека в императорском Фаюме (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-11485-1 .
- ^ Чоат, Малькольм (2012). Риггс, Кристина (ред.). Христианство . Оксфорд, Нью-Йорк: Оксфордский университет. Нажимать. стр. 474–489. ISBN 978-0-19-957145-1 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )