Ахмад ибн Ибрагим ан-Найсабури
Ахмад ибн Ибрагим ан-Найсабури | |
---|---|
Эра | Золотой век ислама |
Область | Исламская философия |
Школа | Isma'ili |
Основные интересы | Исламская космология , Исламская эсхатология , дава , история |
Ахмад ибн Ибрагим ан-Нисабури или ан-Найсабури ( араб . أحمد بن إبراهيم النيسابوري ; конец 10 века - начало 11 века ) был исмаилитским ученым из Нишапур , поступивший на службу к фатимидским халифам аль-Азизу Биллаху и аль-Хаким би-Амр Аллах в Каире . Его жизнь относительно неясна и известна в основном из упоминаний в его произведениях. Среди них три выделяются как чрезвычайно важные для истории Фатимидов и исмаилитов: « Иститар аль-имам» , исторический труд, который предлагает уникальную информацию о ранней истории исмаилитского движения и подъеме Фатимидского халифата, « Рисала аль-имам» , -муджаза , которая содержит изложение качеств и обязанностей идеального исмаилитского миссионера, и « Итбат аль-имама» , влиятельный анализ исмаилитских концепций имамата , сочетающий рационалистические философские аргументы с исламской теологией.
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Ахмада ибн Ибрагима ан-Нейсабури известно очень мало, за исключением того, что можно почерпнуть из его произведений. [1] Как показывает его нисбах , он приехал из Нишапура , который в то время был крупным центром исмаилитской миссионерской деятельности ( дава ) в Хорасане . [1] Некоторые из главных богословов-исмаилитов того периода, такие как Мухаммад ан-Насафи и Абу Якуб ас-Сиджистани , а позже Хамид ад-Дин аль-Кирмани , действовали там активно. [2] Саманидов династия Местная в значительной степени терпимо относилась к исмаилитскому даву , и Нишапур в то время переживал интеллектуальный ренессанс: великий философ Авиценна был сыном новообращенного исмаилита, и философские традиции того времени, подчеркивавшие рационализм , очевидны в собственных работах ан-Найсабури. [1] [3]
Как и его современник Хамид ад-Дин аль-Кирмани, а позднее аль-Муайяд фи'л-Дин аль-Ширази , ан-Найсабури покинул свой родной город и поселился в Каире , столице исмаилитского халифата Фатимидов. , во время правления халифа аль-Азиза Биллаха ( годы правления 975–996 ). Он оставался там во время последующего правления аль-Хакима би-Амра Аллаха ( годы правления 996–1021 ), поднявшись до того, что, по мнению историка Пола Э. Уокера , кажется, было высокопоставленным положением в исмаилитском обществе. дава . [4] Именно во время правления аль-Хакима ан-Найсабури написал свои произведения: [5] с темами от истории до богословия и литературы. [1]
Работает
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Три основные работы ан-Найсабури — это « Иститар аль-имам» , «Рисала аль-муджаза» и «Итбат аль-имама» , вторая из которых не сохранилась напрямую, но была включена в более позднюю работу. [6]
Иститар аль-имамы
[ редактировать ]Его работа Istitār al-imām wa tafarruq al-du'āt fi'l-jazā'ir li-ṭalabih («[Книга] о сокрытии имама и расселении даи в поисках его на разные «острова»)», обычно сокращается. Иститар аль-имам , является важным историческим источником по ранней истории исмаилитского движения, раннему расколу, который привел к бегству Абдуллы аль-Махди Биллаха из штаб-квартиры исмаилитов в Саламие , и его путешествию в Северная Африка , где в 909 году он основал Фатимидский халифат. [2] [7] [8] Он также содержит первую публичную версию официальной генеалогии династии Фатимидов, возможно, опубликованную, как предполагает историк Майкл Бретт, как реакцию на антифатимидский Багдадский манифест, изданный аббасидским халифом аль-Кахиром в 1011 году. [9]
Работа была отредактирована и опубликована Владимиром Ивановым в «Бюллетене факультета искусств» (Египетский университет, том 4, часть 2, 1936), стр. 93–107, а английский перевод был предоставлен тем же автором в его Исмаилитская традиция относительно возвышения Фатимидов (Лондон, Oxford University Press, 1942), стр. 157–183. [10] [11] Арабский текст также опубликован в книге Сухайла Заккара «Ахбар аль-Карамита» (2-е издание, Дамаск, 1982), стр. 111–132. [10] [11]
Рисал аль-Муджаз
[ редактировать ]Его работа аль-Рисала аль-муджаза аль-кафия фиадаб ад-духат («Краткий, но достаточный отчет о правилах руководства для даи ») содержит единственный исмаилитский трактат о квалификациях и качествах, необходимых для исма'а. или миссионер ( даи ), а также их обязанности и ответственность во время миссии, сочетая богословское обучение с советами по практическим вопросам. [12] [13] [14] Это пример литературы адаб («надлежащее поведение, этикет») . [15] Написано где-то между 1013 и 1015 годами. [16] [17] он подчеркивает строгое повиновение даи халифу -имаму и считает все другие власти нелегитимными; как пишет Майкл Бретт, его стратегия была направлена на то, чтобы «привлечь новобранцев к тому времени, когда лорды земли будут либо обращены, либо свергнуты». [18]
XII века йеменских тайибитов Полностью, за исключением утраченного предисловия, он цитируется лидером Хатимом ибн Ибрагимом в конце его собственного трактата « Тухфат аль-Кулуб» : [19] и с тех пор передается среди общины тайиби, особенно среди Давуди Бохрас , до наших дней. [20]
Факсимильное издание было опубликовано в Верене Клемм, Миссия агентов Фатимидов аль-Муайяд фиаддин в Сиразе (Франкфурт, Питер Ланг, 1989), стр. 205–277, [11] [12] и переведенное критическое издание Верены Клемм и Пола Э. Уокера под названием «Кодекс поведения». Трактат об этикете Фатимидской исмаилитской миссии (Лондон, 2011 г.).
Итбат аль-имама
[ редактировать ]Его главный богословский и философский труд - « Итбат аль-имама» («Демонстрация/доказательство имамата»). [12] [21] где он применяет рационалистическую философию и платоновский принцип «степени совершенства» для обоснования своих теологических и космологических концепций. [22] Она была написана в атмосфере глубокого кризиса исмаилитского дава , вызванного беспорядочными изменениями халифа аль-Хакима как в доктрине, так и в управлении, и представляет собой попытку вновь подтвердить, по словам Бретта, «необходимость веры в Имам как источник знаний и авторитет закона». [23] Наряду с современными работами Абу'л-Фавариса Ахмада ибн Якуба ( Рисала фил-имама ) и аль-Кирмани ( аль-Масабих фи итбат аль-имама ), а также более ранним Татбитом аль-имама, написанным третьим Работа халифа Фатимидов аль-Мансура Биллаха ан-Нусайби представляет собой «чрезвычайно важное представление фатимидского видения имамата». [24]
Он был опубликован М. Галибом, Бейрут, 1984 г. [25] и в критическом издании с английским переводом Арзины Р. Лалани в книге « Степени совершенства: Фатимидский трактат о лидерстве в исламе». Арабское издание и английский перевод книги Ахмада ан-Найсабури «Китаб Итбат аль-Имама» (Лондон, IB Tauris совместно с Институтом исмаилитских исследований , 2006). [11]
Другие работы
[ редактировать ]Другими произведениями ан-Найсабури являются « Китаб ат-таухид» («Книга единства»), богословский трактат, и « Рисала аз-захира фи ма'рифат аль-дар аль-ахира» («Блистательный трактат о признании обители»). будущей жизни»), посвященной эсхатологии , но его приписывание Ивановым ан-Найсабури было подвергнуто сомнению современным историком Исмаилом Пунавалой, который приписывает его Ахмаду ибн Ибрагиму аль-Ябури аль-Хамдани. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Ряд 2015 , с. 369.
- ^ Перейти обратно: а б Ряд 2010 , стр. 4–5.
- ^ Бретт 2017 , стр. 117–118.
- ^ Клемм и Уокер 2011 , стр. 4, 23–24.
- ^ Бретт 2017 , с. 116.
- ^ Дафтари 2004 , стр. 140–141.
- ^ Дафтари 2004 , стр. 7, 11–14.
- ^ Клемм и Уокер 2011 , стр. 3–4.
- ^ Бретт 2017 , стр. 87, 116, 145.
- ^ Перейти обратно: а б Дафтари 2007 , с. 552 (примечание 63).
- ^ Перейти обратно: а б с д Ряд 2015 , с. 370.
- ^ Перейти обратно: а б с Клемм и Уокер 2011 , с. 3.
- ^ Бретт 2017 , стр. 116–117.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 219–220.
- ^ Строка 2010 , с. 6.
- ^ Клемм и Уокер 2011 , с. 4.
- ^ Бретт 2017 , с. 146.
- ^ Бретт 2017 , с. 117.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 219, 594–595 (примечание 190).
- ^ Клемм и Уокер 2011 , стр. 2, 5.
- ^ Бретт 2017 , с. 148.
- ^ Строка 2015 , стр. 369–370.
- ^ Бретт 2017 , стр. 144–148.
- ^ Строка 2010 , стр. 7–8.
- ^ Дафтари 2007 , с. 590 (примечание 142).
- ^ Строка 2010 , с. 7.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2004). Исмаилитская литература: библиография источников и исследований . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-1386-5 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Клемм, Верена; Уокер, Пол Э. (2011). Кодекс поведения: трактат об этикете исмаилитской миссии Фатимидов. Критическое издание арабского текста и английский перевод Ахмада б. Ибрагима ан-Найсабури Аль-Рисала аль-муджаза аль-кафия фи адаб ад-духат . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-78076-126-8 .
- Лалани, Арзина Р. (2010). Степени совершенства: Фатимидский трактат о лидерстве. Новое арабское издание и английский перевод Ахмада б. Ибрагима ан-Найсабури «Китаб итбат аль-имама» . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-145-8 .
- Лалани, Арзина Р. (2015). «Ан-Найсабури, Ахмад ибн Ибрагим » В Лимане, Оливер (ред.). Биографическая энциклопедия исламской философии Академик Блумсбери. стр. 100-1 369–370. ISBN 978-1-4725-6944-8 .
- Иранские философы X века
- Иранские философы XI века
- Историки X века из Фатимидского халифата
- Историки средневекового исламского мира XI века
- Люди XI века из Фатимидского халифата
- Историки Фатимидского халифата
- Иранские исмаилиты
- Исмаилитские богословы
- Средневековые арабоязычные писатели
- Люди из Нишапура
- Исмаилиты 10-го века
- Исмаилиты 11 века
- Исламские философы