Ибн Тумарт
Имам аль-Умма Абу Абдулла Амгар ибн Тумарт | |
---|---|
![]() Рукопись Ааззу Ма Ютлаба 1183 года , книга учения Ибн Тумарта. | |
Заголовок | Имам аль-Умма Имам нации |
Персональный | |
Рожденный | 1080 |
Умер | в. 1128–1130 гг. |
Место отдыха | Мечеть Тинмел |
Религия | ислам |
Родители |
|
Область | Магриб и Аль-Андалус |
Юриспруденция | На самом деле |
Крид | Ашари - Мутазили [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] |
Движение | Альмохад [4] [8] |
Мусульманский лидер | |
Ученик | Ат-Туртуши |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Абу Абдаллах Амгар ибн Тумарт ( берберский : Амгар ибн Тумерт , арабский : Абу Абдуллах Амгар ибн Тумарт , ок. 1080–1130 или 1128). [9] ) был мусульманским берберским религиозным учёным, учителем и политическим лидером из Су на юге современного Марокко . Он основал и стал духовным и первым военным лидером движения Альмохадов , пуританского реформаторского движения, возникшего среди Масмуда берберов в Атласских горах . Ибн Тумарт поднял открытое восстание против правящих Альморавидов в 1120-х годах. После его смерти его последователи Альмохады завоевали большую часть Северной Африки и часть Испании. Хотя само движение Альмохадов было основано Ибн Тумартом, его ученик Абд аль-Мумин был основателем правящей династии и создателем империи Альмохадов.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Многие подробности жизни Ибн Тумарта были записаны агиографами , чьи отчеты, вероятно, смешивают легендарные элементы из доктрины Альмохадов об их основателе и духовном лидере. [10] Ибн Тумарт родился где-то между 1078 и 1082 годами в маленькой деревне Игилиз (точное местонахождение неизвестно) . [11] ) в регионе Су на юге современного Марокко. [12] Он был членом Харга, берберского племени Анти-Атласского хребта, входившего в конфедерацию племен Масмуда ( бербер : имесмуден ). [13] [14] Его имя альтернативно называют Мухаммад ибн Абдаллах или Мухаммад ибн Тумарт. Аль-Байдхак сообщил, что «Тумарт» на самом деле было прозвищем его отца Абдаллы («Тумарт» или «Тунарт» происходит из берберского языка и означает «удача», «восторг» или «счастье», что делает его эквивалентом арабского имя « Саад ». Как отметил Ахмед Туфик в своем исследовании Ибн аз-Зайята ат-Тадили знаменитой книги «Ат-Ташауф », это имя носили многие ранние суфийские святые в современном Марокко). [15] [16] Его отец Тумарт ибн Нитавас или ибн Титавин [17] принадлежал Харге и его матери Умм аль-Хусейн бинт Вабуркан аль-Масаккали [18] к Масаккала, которые являются подразделениями племенной конфедерации Масмуда. [13]
Ибн Халдун сообщает, что сам Мухаммад ибн Тумарт в детстве был очень набожным и что его прозвали Асафу (по-берберски «головня» или «любитель света») за его привычку зажигать свечи в мечетях. [19]
Ибн Тумарт происходил из скромной семьи, а его отец был фонарщиком в мечети. [20] Он и его последователи утверждали, что он был потомком Идриса I из Марокко и, следовательно, Хасана ибн Али , внука пророка Мухаммеда , который нашел убежище на территории современного Марокко в восьмом веке. Однако, несмотря на поддержку ибн Халдуна , сегодня это во многом оспаривается. [13] В то время берберские лидеры и племена обычно заявляли о своей шарифанской линии, чтобы получить религиозную власть.
Доктрины
[ редактировать ]В то время Аль-Андалусом и значительной частью территории современного Марокко управляли Альморавиды , школы пуританское движение Санхаджа Малики , которые основали Марракеш и которым приписывают распространение ислама на большую часть Западной Африки . Чтобы продолжить свое образование, ибн Тумарт в молодости отправился (около 1106 г.) в Кордову , которая была крупнейшим центром обучения во владениях Альморавидов, где он был учеником аль-Туртуши . После этого Ибн Тумарт отправился на восток, чтобы углубить свои исследования, где попал под влияние аль-Газали идей . Историки Альмохадов, такие как ибн Абд аль-Малик аль-Марракуши. [21] поддержка того, что он встретился и учился у аль-Газали, но это противоречит тому, что говорили другие современные историки, такие как ибн Халликан , а современные историки также утверждают, что неизвестно, произошла ли эта встреча). [22] Он встречался и учился у богословов- мутазилитов и ашаритов . [4] Де Лейси О'Лири утверждает, что в Багдаде он присоединился к ашаритской теологии и школе юриспруденции Захири , но придерживался вероучения ибн Хазма , которое значительно отличалось от ранних захиритов своим отказом от таклида и опорой на разум. [3] Однако Абдулла Явуз утверждает следующее:
Он сформировал свою собственную сектантскую идентичность, объединив взгляды фикха Малики и Захири, калам Ашарии и Мутазилита, мысли шиитского имамата и веру Махди, а также некоторые принципы хариджизма со своим собственным опытом. Его сектантская идентичность возникла как результат избирательного отношения. Благодаря сформированной им сектантской идентичности он получил почву для демонстрации как своей акционистской личности, так и своих политических целей.
— Явуз [4]
Вероятно, именно находясь в Багдаде, ибн Тумарт начал развивать свою собственную систему, объединяя учения своих учителей-ашаритов с частями доктрин других, с оттенком суфийского мистицизма, впитанного от аль-Газали. [7] Агиографы Альмохада сообщают, что ибн Тумарт находился в присутствии аль-Газали, когда пришло известие о том, что Альморавиды запретили и публично сожгли его недавнюю великую работу « Ихья Улум ад-Дин» , по поводу которой аль-Газали, как говорят, обратился к ибн Тумарту и обвинил ему, как уроженцу тех земель, с миссией исправить положение Альморавидов. [12]
Главным принципом Ибн Тумарта был жесткий унитаризм ( таухид ), который отрицал существование атрибутов Бога как несовместимых с его единством и, следовательно, политеистической идеей . [7] Ибн Тумарт представлял бунт против того, что он считал антропоморфизмом в мусульманской ортодоксальности, но он был жестким сторонником предопределения и строгим блюстителем закона. Он обвинил в «теологических ошибках» халифата правящую династию Альморавидов. Ибн Тумарт решительно выступил против их поддержки школы юриспруденции Малики , которую он обвинил в пренебрежении Сунной и хадисами (традициями и высказываниями Мухаммеда и его сподвижников) и в слишком большой опоре на иджму (согласие юристов) и другие источники, что является анафемой для более строгий захиризм, предпочитаемый ибн Тумартом. Ибн Тумарт осудил тонкие рассуждения учёных-маликитов как «нововведения» ( бидаа ), мракобесия, извращенные и, возможно, еретические. [7] Ибн Тумарт также обвинил правительство Альморавидов в той свободе, которую он нашел в обществе Магриби, особенно в публичной продаже вина и свинины на рынках - продуктов питания, запрещенных для мусульман. Еще одной реформой стало уничтожение или сокрытие предметов религиозного искусства в мечетях. Его правление и последующее правление Альмохадов были полны реформ , которые пытались превратить территорию, находившуюся под его контролем, в место, где господствовали его доктрины.
Проявляя мощное единство и солидарность, последователи Ибн Тумарта взяли имя аль-Муввахидун , что означает «те, кто подтверждает унитаризм Бога». Это имя позже было переведено испанскими авторами как Альмохадес .
Возвращение в Магриб
[ редактировать ]
В одном сообщении утверждается, что после учебы в Багдаде Ибн Тумарт отправился в паломничество в Мекку ( хадж ), но был настолько полон доктрин, которые он изучил, и однонаправленного рвения «исправить» нравы людей, которых он попалось, что он быстро наделал себе неприятностей и был изгнан из города. [23] Он проследовал в Каир , а затем в Александрию , где в 1117/18 году на корабле вернулся в Магриб . Путешествие не обошлось без происшествий - Ибн Тумарт взял на себя задачу выбросить за борт корабельные фляги с вином и начал читать лекции (или беспокоить) моряков, чтобы убедиться, что они соблюдают правильное время молитв и количество коленопреклонений; в некоторых сообщениях морякам это надоело, и они выбросили Ибн Тумарта за борт, но через полдня обнаружили, что он все еще качается, и выловили его обратно (в различных хрониках также сообщается, что он либо вызвал, либо успокоил шторм на море). [24]

Прибыв в Триполи , Ибн Тумарт высадился в Махдии и направился в Тунис , а затем в Беджайю , проповедуя по пути пуританский, упрощенный ислам. Размахивая своим пуританским посохом среди толп слушателей, Ибн Тумарт жаловался на смешение полов в общественных местах, производство вина и музыки, а также на моду покрывать мужчин покрывалами женщин (обычай берберов- санхаджа в пустыне Сахара , который распространился в городские центры с Альморавидами). Расположившись на ступенях мечетей и школ, Ибн Тумарт бросал вызов всем, кто был близок к дискуссии – неосторожным маликитским правоведам и ученым часто доставалось по уши.
Его выходки и пламенные проповеди побудили пресыщенные властями гонять его из города в город. После изгнания из Беджая Ибн Тумарт около 1119 г. поселился в лагере в Меллале (в нескольких милях к югу от города), где он начал принимать своих первых последователей и приверженцев. Среди них были аль-Башир (учёный, который стал его главным стратегом), Абд аль-Мумин ( Зената -бербер, который стал его возможным преемником) и Абу Бакр Мухаммад аль-Байдхак (который позже напишет «Китаб аль- Байдхак»). -Ансаб , хроника Альмохадов.) Именно в Меллале Ибн Тумарт и его ближайшие соратники начали разрабатывать план политических действий.
В 1120 году Ибн Тумарт и его небольшая группа последователей направились на запад, в территорию современного Марокко. Он остановился в Фесе , интеллектуальной столице того времени, и принял участие в полемических дебатах с ведущими маликитскими учеными города. Утомив их, улемы Феса решили, что с них достаточно, и изгнали его из города. Он двинулся на юг, спешил из города в город, как бродяга (по сообщениям, ему и его товарищам пришлось переплыть Бу-Регрег , так как они не могли позволить себе переправу на пароме). Сообщается, что вскоре после прибытия в Марракеш Ибн Тумарт успешно разыскал правителя Альморавидов Али ибн Юсуфа в местной мечети. Сообщается, что во время знаменитой встречи, когда Ибн Тумарт приказал признать присутствие эмира, он ответил: «Где эмир? Я вижу здесь только женщин!» - оскорбительное упоминание о чадре тагельмуст, которую носил правящий класс Альморавидов. [25]
Обвиненный в разжигании восстания, Ибн Тумарт защищался перед эмиром и его ведущими советниками. Представив себя простым ученым, голосом за реформы, Ибн Тумарт начал читать эмиру и его ведущим советникам лекции об опасностях нововведений и центральной роли Сунны. Когда собственные ученые эмира напомнили ему, что Альморавиды тоже придерживаются пуританских идеалов и привержены Сунне, Ибн Тумарт отметил, что исповедуемый Альморавидами пуританизм был затуманен и отклонен «мракобесами», привлекая внимание к обширным доказательствам распущенности и нечестия. что преобладало в их владениях. Когда Ибн Тумарт возразил, что, по крайней мере, в вопросах доктрины между ними мало различий, он сделал больший акцент на своих собственных особых доктринах о таухиде и атрибутах. После длительного расследования юристы Альморавида в Марракеше пришли к выводу, что Ибн Тумарт, каким бы известным он ни был, был богохульным и опасным, намекнув, что он, вероятно, хариджитский агитатор, и рекомендовали его казнить или заключить в тюрьму. Однако эмир Альморавидов решил просто изгнать его из города после порка четырнадцатью ударами плетью. [12]
Ибн Тумарт отправился в Агмат и сразу же возобновил свое прежнее поведение - уничтожал все кувшины с вином, которые попадались на глаза, упрекал прохожих за нечестивое поведение или одежду, вовлекал местных жителей в спорные дебаты. Улемы Агмата пожаловались эмиру, который передумал и все-таки решил арестовать Ибн Тумарта. Он был спасен благодаря своевременному вмешательству Абу Ибрагима Исмаила ибн Ясаллали аль-Хазраджи («Исмаил Игиг»), известного вождя племени хазраджа Масмуда, который помог ему сбежать из города. Ибн Тумарт направился в сторону долины Су, чтобы спрятаться среди своего народа, Хагры.
Пещера Игилиз
[ редактировать ]В конце 1120 года Ибн Тумарт прибыл в свою родную деревню Игилиз в долине Су (точное местонахождение неизвестно). [26] Почти сразу же Ибн Тумарт обосновался в близлежащей горной пещере (сознательное отголосок ухода Мухаммеда в пещеру Хира ). Его причудливое уединение, его аскетический образ жизни, вероятно, в сочетании со слухами о том, что он был целителем и маленьким чудотворцем, произвели у местных жителей первое впечатление, что он был святым человеком со сверхъестественными способностями (этот момент преуменьшили значение более поздних агиографов). . [12] Но вскоре он приступил к распространению своей основной идеи пуританских реформ. Он проповедовал на местном берберском языке . Его ораторское мастерство и красноречие часто упоминаются в летописях.

Ближе к концу Рамадана в конце 1121 года в особенно трогательной проповеди Ибн Тумарт рассказал о своей неспособности убедить Альморавидов реформироваться посредством аргументов. После проповеди, уже заявив, что он , Ибн потомок Мухаммеда Тумарт внезапно «раскрыл» себя как истинный Махди , ожидаемый судья, направляемый Богом. Его аудитория сразу же признала его таковым. Фактически это было объявление войны государству Альморавидов. Ибо отвергать или сопротивляться интерпретациям Махди было равносильно сопротивлению Богу и, следовательно, караться смертью как отступничество . [12]
(Представления о махдизме не были незнакомы в этой части современного Марокко — незадолго до этого долина Су была рассадником вакафитского шиизма , остатка влияния Фатимидов , а происхождение от Мухаммеда было основной рекомендацией с любовью вспоминал Идрисидов ).
В какой-то момент его посетил Абу Хафс Умар ибн Яхья аль-Хинтати («Умар Хинтати»), известный вождь Хинтата (и потомок будущих Хафсидов ). Омар Хинтати был немедленно впечатлен и предложил Ибн Тумарту укрыться среди масмуда племен Высокого Атласа , где он будет лучше защищен от властей Альморавидов. В 1122 году Ибн Тумарт покинул свою пещеру и поднялся на Высокий Атлас. [12]
В последующие годы путь Ибн Тумарта от пещеры Игилиз до горного форта Тинмель – еще одно сознательное отголосок жизни Мухаммеда (хиджра из Мекки в Медину) – станет популярным маршрутом паломничества верующих Альмохадов. Сама пещера в течение многих лет сохранялась как святыня, где, очевидно, сторонники Альмохадов, независимо от их происхождения или происхождения, церемониально отказывались от своей прошлой принадлежности и были «приняты» в племя Харга Ибн Тумарта). [28]
Тинмел и восстание Альмохадов
[ редактировать ]
Ибн Тумарт призвал своих последователей с оружием в руках поднять открытое восстание против Альморавидов , чтобы выполнить миссию по очищению государства Альморавидов. В 1122 г. или вскоре после этого (ок. 1124 г.) [29] ) он основал рибат в Тинмеле (или «Тин Мал», что означает «(та, кто) белая»), в небольшой долине Нфиса в середине Высокого Атласа. Тинмел представлял собой неприступный укрепленный комплекс, который служил одновременно духовным центром и военным штабом восстания Альмохадов. Именно в этот период он написал серию монографий по различным доктринам для обучения своих людей. Эти разрозненные произведения были позже собраны и составлены в 1183–1184 годах по приказу халифа Альмохадов Юсуфа ибн Абд аль-Мамуна (позже переведены на французский язык в 1903 году под названием Livre d'Ibn Toumert ).
Шесть основных племен масмуда присоединились к восстанию Альмохадов: собственное племя Харга Ибн Тумарта (из Анти-Атласа ) и Ганфиса, Гадмива, Хинтата, Хаскура и Хазраджа (примерно с запада на восток, вдоль хребта Высокого Атласа ). . [30]

В течение следующих восьми лет восстание Альмохадов в основном ограничивалось нерешительной партизанской войной в ущельях и вершинах Атласского хребта. Основной ущерб, нанесенный Альмохадами на этом этапе, заключался в нарушении сбора налогов Альморавидами и в том, что они сделали небезопасными (или вообще непроходимыми) дороги и горные перевалы к югу от Марракеша. Долина Су , окруженная с трех сторон альмохадистскими горцами Масмуда, была практически отрезана и изолирована. Особую озабоченность Альморавидов вызывала угроза перевалам Урика и Тизи-н'Тичка , которые соединяли Марракеш с долиной Драа на другой стороне Высокого Атласа. Это были основные маршруты к важнейшему городу Сиджилмасса , воротам транссахарской торговли , по которым золото поступало из Западной Африки в современное Марокко. Но Альморавиды не смогли послать через узкие перевалы достаточное количество живой силы, чтобы выбить повстанцев Альмохадов из их легко защищаемых горных опорных пунктов. Власти Альморавидов смирились с созданием опорных пунктов для их сдерживания (наиболее известная крепость Тасгимут , защищавший подход к Агмату ), одновременно исследуя альтернативные маршруты через более восточные перевалы. [12] [31]
Ближайший соратник и главный стратег Ибн Тумарта аль-Башир взял на себя роль политического комиссара, насаждающего доктринальную дисциплину среди представителей племени Масмуда, часто с тяжелой головой. Кульминацией этого стала печально известная чистка ( тамиз ), проведенная аль-Баширом зимой 1129–1130 годов, с массовыми казнями нелояльных партизан, которую охарактеризовали как кратковременное «царство террора». [12] [32]
Битва при аль-Бухайре
[ редактировать ]В начале 1130 года Альмохады наконец спустились с гор и совершили свое первое крупное нападение на Альморавидов в низменностях. Это была катастрофа. Аль-Башир (другие сообщают, что Абд аль-Мумин [33] ) первым возглавил армии Альмохадов против Агмата . Они быстро разгромили силы Альморавидов, вышедшие им навстречу, а затем преследовали их бегущие остатки обратно в Марракеш . Альмохады разбили осадный лагерь перед Марракешем, это была первая зарегистрированная осада столицы Альморавидов, стены которой были возведены совсем недавно. Эмир Альморавидов Али ибн Юсуф немедленно вызвал подкрепление из других частей современного Марокко. После сорока дней осады, в мае (другие датируются 14 апреля 1130 г.) [34] Воодушевленные новостями о приближении колонны помощи из Сиджилмассы, Альморавиды выступили из Марракеша и разгромили Альмохадов в кровавой битве при аль-Бухайре (названном в честь большого сада к востоку от города). Альмохады были разгромлены, понеся огромные человеческие потери - 12 000 человек только из Харги. Аль-Башир и несколько других ведущих деятелей были убиты в бою. [35] Если бы не внезапный проливной дождь, который прекратил бой и позволил остаткам бежать обратно в горы, Альмохады могли бы быть прикончены прямо на месте.
В причудливой и пугающей сноске после этого говорится, что Ибн Тумарт вернулся ночью на поле битвы с некоторыми из своих последователей и приказал им закопаться в поле с небольшой соломинкой, чтобы дышать. Затем, чтобы воодушевить остальных деморализованных Альмохадов, он призвал тех, кто сомневался в праведности своего дела, выйти на поле битвы и спросить самих мертвецов, наслаждаются ли они блаженством небес после падения в борьбе за дело Бога. Когда они услышали положительный ответ от похороненных мужчин, они успокоились. Говорят, что, чтобы уловка не была раскрыта, Ибн Тумарт оставил их там закопанными, набив соломинки, чтобы они задохнулись. [36]
Подушки после Ибн Тумарта
[ редактировать ]Ибн Тумарт умер в августе 1130 года, всего через несколько месяцев после катастрофического поражения при аль-Бухайре. [12] То, что движение Альмохадов не рухнуло сразу под ударами сокрушительного поражения и больших потерь у стен Марракеша, а также смерти не только их духовного лидера, но и их главных военачальников, является свидетельством тщательной организации, которую Ибн Тумарт обосновался в Тинмеле.
Ибн Тумарт создал коммуну Альмохадов как детально детализированную пирамидальную иерархию с четырнадцатью ступенями. На вершине находилась Ахль ад-Дар (семья Махди), дополненная тайным советом, известным как Совет десяти ( Ахль аль-джамаа ), в который входили ифрикийские мигранты, которые впервые присоединились к Ибн Тумарту в Меллале. Существовал также более широкий консультативный «Совет пятидесяти», в состав которого входили шейхи основных берберских племен Масмуда — Харга (племя Ибн Тумарта, имевшее первенство в иерархии среди племен), Ганфиса, Гадмива, Хинтата, Хаскура и Хазраджа. [12] Армия Альмохадов была организована как организованные «подразделения», названные по племенам, с тщательно и точно прописанными подразделениями и внутренней иерархией. Существовали также организованные группы Тальбы и Хуффаза , проповедников, которые были первыми миссионерами и распространителями послания Ибн Тумарта.
Совет десяти
[ редактировать ]Ибн Тумарт организовал внутренний « Совет десяти » ( Ахль аль-джамаа ), состоящий из десяти, которые первыми свидетельствовали об Ибн Тумарте как о Махди . Некоторые из них были взяты из ядра последователей, которых Ибн Тумарт подобрал в Ифрикии (особенно во время стоянки в Маллале , недалеко от Беджая, в 1119–1120 годах); другие были местными лидерами, взятыми из местных берберов Масмуда, которые доказали свою раннюю приверженность. Хотя в списке есть некоторые вариации и есть некоторые разногласия по поводу названий, Совет Десяти часто называют следующим: [37]
Имя | Примечания |
---|---|
Абд аль-Мумин ибн Али | родом из Тагры (недалеко от Тлемсена , современный Алжир), Абд аль-Мумин был бербером из племени кумия конфедерации Зената . [38] Абд аль-Мумин придерживался позиции в Меллале и получил прозвище «Светильник Альмохадов» ( Сираж аль-Муваххидин ). Он стал эмиром Альмохадов и первым халифом Альмохадов после смерти Ибн Тумарта в 1130 году. |
Омар ибн Али аль-Санхаджи (известный как «Омар Асанаг») | Санхаджа Бербер , проб. придерживался в Меллале. Умер ок. 1142 естественных причин. Иногда его называют братом летописца Альмохадов аль-Байдака . |
Абу ар-Раби Сулейман ибн Махлуф аль-Хадрами (известный как «Ибн аль-Баккаль») | от жителей Агмата. Его имя было арабизировано, берберам он был известен как ибн аль-Баккаль и ибн Тадамиит. Погиб в битве при аль-Бухайре в 1130 году. |
Абу Ибрагим Исмаил ибн Ясаллали аль-Хазраджи (известный как «Исмаил Игиг» или «Исмаил аль-Хазраджи») | вождь племени Хазраджа Масмуда, который увез Ибн Тумарта из Агмата в Высокий Атлас в 1120 году. Позже назначен руководить собственным племенем Харга Ибн Тумарта. |
Абу Имран Муса ибн Таммара аль-Гадмиви | вождь племени Гадмива Масмуда Высокого Атласа. Погиб в 11:30 в битве при аль-Бухайре. |
Абу Яхья Абу Бакр ибн Йиггит | из племени Хинтата. Он был убит в битве при аль-Бухайре в 1130 году. Его сын некоторое время занимал пост Альмохадов, губернатора Кордовы. |
Абу Абдаллах Мухаммад ибн Сулейман | родом из племени Массакала. Он пришел из Ансы, оазиса на юге Анти-Атласа. |
Абдаллах ибн Яла (известный как «Ибн Малвия») | проблема. придерживался в Меллале, позже был назначен шейхом племени Ганфиса Масмуда. Он оспаривал правопреемство с Абд аль-Мумином, но потерпел поражение и был казнен в 1132 году. |
Абдаллах ибн Мухсин аль-Ваншариси (известный как «аль-Башир») | Учёный из Орана , проб. придерживался в Меллале. Он стал первой правой рукой Ибн Тумарта, главным стратегом и исполнителем. Известный как «Вестник» ( аль-Башир ), он был убит в битве при аль-Бухайре в 1130 году. |
Абу Хафс Умар ибн Яхья аль-Хинтати (известный как «Омар Хинтата» или «Омар Инти») | вождь племени Хинтата Масмуда Высокого Атласа. Омар Хинтата стал тестем и главным союзником Абд аль-Мумина . Крупный военачальник, он является потомком более поздней Хафсидов Ифрикии династии . |
Из Совета Десяти пятеро были убиты при аль-Бухайре в 1130 году, двое умерли в последующие годы, и только трое дожили до расцвета империи Альмохадов — Абд аль-Мумин , Омар Хинтата и Исмаил аль-Хазраджи.
Преемственность
[ редактировать ]Агиограф Альмохадов аль-Байдхак утверждает, что Ибн Тумарт уже назначил Абд аль-Мумина своим преемником еще в Беджае. Но кажется более вероятным (хотя это и не упоминается в хрониках), что после смерти Ибн Тумарта произошла ожесточенная борьба за власть за престол. [12] Поскольку половина Совета Десяти была убита в аль-Бухайре, Абд аль-Мумин заявил о своих правах как «преемник» Ибн Тумарта (термин « халиф », как «преемник» Махди, появился лишь позже, в сознательном подражании первоначального использования этого термина для «преемников» Мухаммеда . ) Заявление Абд аль-Мумина было оспорено Ибн Мальвией (еще одним выжившим из Десяти), а также Ахл ад-Дар (братьями Ибн Тумарта).
Неизвестно, как именно Абд аль-Мумин проявил себя. Будучи зенатским бербером, Абд аль-Мумин был чужаком среди Масмуда. Но сама эта иностранность могла бы рекомендовать его в качестве нейтрального выбора шейхам Масмуды , поскольку это позволило бы избежать проявления фаворитизма по отношению к какому-либо конкретному племени. Тем не менее, сообщается, что более восточные племена масмуда, хаскура и харзаджа, отвергли руководство Абд аль-Мумина и на этом этапе отделились от коалиции Альмохадов. [39] Абд аль-Мумину придется заставить их вернуться в лоно. (Ибн Халдун сообщает (что маловероятно), что Абд аль-Мамуну удавалось скрывать смерть Ибн Тумарта в течение почти двух лет, чтобы собрать союзников и жениться на дочери Омара Хинтати, которая станет его главным союзником.) Его главный союзник. соперник Ибн Мальвия был схвачен, осужден и казнен к 1132 году, а собственная семья Ибн Тумарта вскоре теряет свое значение, их роль затмевает собственная семья Абд аль-Мумина, будущая династия халифов Альмохадов. Какие бы сомнения ни сохранялись в отношении лидерства Абд аль-Мумина, они, безусловно, рассеялись десять лет спустя, когда Абд аль-Мумин повел обновленных Альмохадов вниз с гор в семилетнюю кампанию по завоеванию современного Марокко, кульминацией которой стало падение Марракеша в 1147 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мукти, Мохд Фахрудин Абдул. «История малайского калама с особым акцентом на вопрос о природе Аллаха». Журнал исламской веры и мысли 3.1 (2002): 1-32.
- ^ Эймс, Марк. «Кемаль Х. Карпат, редактор, совместно с Робертом В. Зенсом, Османские границы: проблемы, личности и политические изменения (Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press, 2003). Стр. 347. Бумага за 37,50 долларов». Международный журнал ближневосточных исследований 40.3 (2008): 493-495.
- ^ Jump up to: а б Де Лейси О'Лири, Арабская мысль и ее место в истории , с. 249. Публикации Courier Dover Publications, 1939. ISBN 9780486149554
- ^ Jump up to: а б с д ЯВУЗ, А. Э. (2017). «Сектантская идентичность Ибн Тумарта». Богословский журнал Джумхуриет Илахият Дергиси-Джумхуриет, том 21, стр. 2069-2101.
- ^ Гарсия, Сенен. «Берберы Масмуда и Ибн Тумарт: этнографическая интерпретация подъема движения Альмохадов». Уфахаму: Журнал африканских исследований 18.1 (1990). «Ибн Тумарт проповедовал то, что он считал ортодоксальным исламом, симбиотическую доктрину аналогичной интерпретации Корана, учений мутазилитов и ашаритов, а также шиитских догм, особенно догм непогрешимого Махди».
- ^ ВАСИЛ, ИБН и Б. САЛИМ ДЖАМАЛАЛ-ДИН. «ИБН ЮНУС, АЛИ ИБН «АБД». Средневековая исламская цивилизация: АК, индекс 1 (2006): 375.
- ^ Jump up to: а б с д Кодзиро Накамура , «Критика арабских грамматистов Ибн Мадой». Восток , т. 10, стр. 89–113. 1974 год
- ^ Флетчер, Мадлен. «Таухид Альмохадов: теология, опирающаяся на логику». Нумен 38.1 (1991): 110–127.
- ^ Ибн Халдун, Абдерахман (1377 г.). История Ибн Халдуна: сборник Аль-Мубтады и Аль-Хабара по истории арабов и берберов и их современников, имеющих большее значение . Том. 6. Дар Аль-Фикр . п. 305.
- ^ Французский перевод рассказа агиографа Альмохадов Мохаммеда аль-Байдака можно найти в Леви-Провансале (1928). Испанский перевод, пожалуй, самой надежной хроники Альмохадов аль-Баян аль-Мугриб Ибн Идхари аль-Марракуши можно найти в Huici Miranda (1951). Ибн Идхари был основным источником рассказа « Китаб аль-Ибар » Ибн Халдуна . Запись Ибн Халликана об Ибн Тумарте можно найти в английском переводе в Biographical Dictionary , 1843 M. de Slane trans., Paris, vol. 3, с.205 )
- ^ Фромхерц (2005: стр.177) отождествляет Игилиз (и близлежащую пещеру Ибн Тумарта) с современной небольшой деревней Игли, примерно в 30 км к востоку от Таруданта в Су . долине
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Х. Кеннеди (1996)
- ^ Jump up to: а б с Хопкинс, JFP (24 апреля 2012 г.). «Ибн Тумарт» . Энциклопедия ислама (2-е изд.). Издательство «Брилл» . п. 958. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 28 мая 2017 г.
- ^ Кеннеди, Хью (2014). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. п. 197. ИСБН 9781317870418 .
- ^ Ибн аз-Зайят ат-Тадили ; Ахмед Туфик (1997) [1220]. ат-Ташауф .
- ^ Джо, Джимми (11 января 2022 г.). «Ибн Тумарт: харизматический религиозный лидер» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 года . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Шарф, Уильям (2010). Самый дорогой квест: Биография Ибн Тумарта Лулу.com. п. 50. ISBN 978-1-4452-7825-4 .
- ^ Фиерро, Марибель (4 ноября 2021 г.). 'Абд аль-Мумин: махдизм и халифат на исламском Западе . Саймон и Шустер. п. 55. ИСБН 978-0-86154-192-8 .
- ^ Драмани Иссифу (1988) «Ислам как социальная система в Африке с седьмого века», в М. Эльфаси, редакторе, « Всеобщая история Африки, Африка с седьмого по одиннадцатый век» , глава 4, стр. 99
- ^ История Ибн Халдуна
- ^ Корнелл, Винсент Дж. «Понимание — мать способностей: ответственность и действие в доктрине Ибн Тумарта». Студия Исламика (1987): 71-103.
- ^ Джулиан, с. 93; Ибн Халликан, стр.206;
- ^ Ибн Халликан, с. 206
- ^ Вассерштейн (2003)
- ^ Мессье (2010: стр. 141)
- ^ См. Фромхерц (2005).
- ^ Полная надпись на арабском языке: Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Нет бога, кроме Бога, Мухаммад - Посланник Бога, Махди, Имам Уммы.
- ^ Фромхерц (2005: стр. 181)
- ^ Мессье (2010:148)
- ^ Жюльен, стр.99
- ^ Мессье, 2010: стр.153-54).
- ^ Мессье (2010: стр. 149) сообщает, что 15 000 мужчин в районе Тинмел были убиты, а их жены и имущество были розданы воинам Альмохадов.
- ^ Мессье (2010: стр. 150–51)
- ^ Мессье (2010: стр. 151)
- ^ Энциклопедия ислама , стр.592. Архивировано 11 мая 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Джеймс Эдвард Баджетт-Микин , (1899) Мавританская империя: историческое воплощение , Лондон: Sonnenschein, стр.69
- ^ Фромхерц, Аллен Дж. (2012). Альмохады: Расцвет исламской империи . ИБТаурис. стр. 123–124. ISBN 9781780764054 .
- ^ Жюльен, стр.93
- ^ Мессье (2010: стр. 153)
Библиография
[ редактировать ]
Автор: Ибн Тумарт.
[ редактировать ]- (на арабском языке) Le livre de Mohammed Ibn Toumert, Mahdi des Almohades , издание 1903 года, Игнак Гольдзихер , редактор, Алжир : П. Фонтана. полный текст онлайн ; введение (пт.)
- (на арабском и французском языках) Эварист Леви-Провансаль (1928), редактор, Неопубликованные документы по истории Альмохаде: фрагменты рукописи «Легахо» 1919 года арабского происхождения Эскуриала . Париж : Гойтнер.
Написано об Ибн Тумарте
[ редактировать ]- (на французском языке) Буруиба, Рашид (1966) «О дате рождения Ибн Тумарта», Revue d'Histoire et de Civilization du Maghreb , январь, стр. 19–25.
- Корнелл, Винсент Дж. (1987) «Понимание — мать способностей: ответственность и действие в доктрине Ибн Тумарта», StudiaИсламика , № 66 (1987), стр. 71–103, JSTOR: Понимание — мать Способности: ответственность и действие в учении Ибн Тумарта
- Кушинг, Дана (2016) «Ибн Тумарт» в: Курта и Холт, ред. Энциклопедия ключевых событий в истории религии
- Флетчер, Мадлен (1991) «Альмохад Таухид: теология, опирающаяся на логику», Нумен , том 38, номер 1, 1991, стр. 110–127. [1]
- Фромхерц, Аллен Дж. (2005) «Подушка Мекки: местонахождение Игли и пещеры Ибн Тумарта», Аль-Кантара , ISSN 0211-3589, том. 26, №1, стр. 101-1 175–190
- Гарсиа, Сенен А. (1990) «Берберы Масмуда и Ибн Тумарт: этнографическая интерпретация подъема движения Альмохадов» в Уфахаму , ISSN 0041-5715, том. 18, нет. 1, стр. 3–24
- (на испанском языке) Уичи, Миранда, А. (1953–54, 1963) Сборник арабских хроник Реконкисты , 3 тома, Тетуан. Марокканский редактор.
- (на испанском языке) Уичи, Миранда, А. (1956–57) Historia politica delimperio Almohade , 2 тома, Тетуан. Марокканское издательство.
- Ибн Халликан , Биографический словарь , 1843 г. М. де Слейн пер., Париж, вып. 3, с.205 )
- (на французском языке) Жюльен, Шарль-Андре (1931), История Северной Африки от истоков до 1830 года , изд. 1961 г., Париж: Payot.
- Кеннеди, Хью (1996) Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Лондон: Аддисон-Уэсли-Лонгман
- Лауст, Х., «Фетва Ибн Таймии на Ибн Тумарта», в «Бюллетене Французского института восточной археологии, LIX» (Каир, 1960), стр. 158–184.
- Мессье, Р.А. (2010) Альморавиды и значения джихада, Санта-Барбара, Калифорния: Praeger .
- (на французском языке) Милле, Рене (1923) Альмохады: история берберской династии . Париж:, Соц. географические издания.
- Вассерштейн, ди-джей (2003) «Тема Ионы в биографии Ибн Тумарта», в книге Ф. Дафтари и Дж. В. Мери, редакторов, « Культура и память в средневековом исламе: очерки в честь Уилфреда Маделунга ». Нью-Йорк : ИБ Таурис . стр. 232–49.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография по «мусульманской философии»: Махди
- Сравнительные заметки (на английском языке) об источниках марокканской истории французского историка Лагадера.