Ахмад аль-Ваншариси
Ахмад ибн Яхья аль-Ваншариси | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1430 или 1431 год Горы Уарсенис (в Алжире ) |
Умер | 20 июня 1508 г. Фес (ныне Марокко) |
Место отдыха | Кладбище Кудьят аль-Баратил, Фес |
Религия | ислам |
Область | Магриб Северная Африка Испания |
Юриспруденция | Малики |
Крид | Ашари |
Основной интерес(и) | Мусульмане под немусульманским правлением; Нотариальное заверение юридического документа |
Известные работы | Четкий стандарт ; Высший метод и чистый источник по правилам нотариального заверения ; Самая благородная коммерция |
Занятие | исламский теолог и юрист |

Ахмад ибн Яхья Аль-Ваншариси ( араб . Ахмед бин Яхья Аль-Ванчериси , полное имя: Абу 'Л-Аббас Ахмад ибн Яхья Ибрагим Мухаммад ибн Ахид Аль-Маншариси или Просто известный известный известный известный АРИСИ , р. 1430 или 1 в Уарсенисе , ум. 1508 г. в Фесе. [1] ) был берберским мусульманским богословом и юристом школы Малики примерно во времена падения Гранады . [2] Он был одним из ведущих авторитетов по вопросам иберийских мусульман, живущих под христианским правлением . [3]
Биография
[ редактировать ]Он родился в горах Уарсенис ( араб . الونشريس , Аль-Ваншарис ) на территории современного Алжира , [1] в семье, принадлежащей к одному из берберских племен в этих горах. [4] Его семья переехала в Тлемсен, когда он был ребенком. [1] В Тлемсене он изучал, а затем преподавал исламское право . [1] Позже он переехал в Фес , современное Марокко. [1] Он стал официальным муфтием Феса и ведущим авторитетом по вопросам иберийских мусульман, живущих под христианским правлением, после христианского завоевания (так называемой реконкисты ) исламского Аль-Андалуса . [1] [3] Он умер во вторник, 20 июня 1508 года. Он был похоронен в Фесе, на кладбище Кудьят аль-Баратил, недалеко от могилы ибн Аббада . [5]
Работает
[ редактировать ]Его самая известная работа - « Аль-Мияр аль-Мугриб» («Четкая мера и необычайный сборник судебных заключений ученых Ифрикии, аль-Андалуса и Магриба»), многотомный сборник юридических заключений ( фетв) . ) и случаи ( навазиль ) в Северной Африке и исламской Испании. [6] [1] [2] К шестнадцатому веку оно стало частью образовательной программы в Северной Африке, а в наше время изучается как источник информации о религиозных и социальных практиках современной исламской Испании и Магриба Северной Африки. [2]
Другая работа, Аль-Манхадж аль-Фаик ва аль-Манхал аль-Раик фи Ахкам аль-Ватайк («Высший метод и чистый источник правил нотариального заверения»). [7] состоит из 16 глав о нотариальном заверении исламских юридических документов. [8] Он включает требования и желаемые характеристики нотариуса , стандарты и требования исламского юридического документа, а также нотариальные темы, такие как правильная датировка юридического документа. [1]
Всего сохранилось не менее 15 работ аль-Ваншариси, почти все на тему фикха (исламской юриспруденции). [2]
О мусульманах в Испании
[ редактировать ]Он также написал «Асна аль-матаджир фи баян ахкам ман гхалаба 'ала ватанихи ан-насара ва лам йухаджир ва ма ятараттабу 'алейхи мин аль-укубат ва аз-заваджир» («Самая благородная торговля, устанавливающая юридические постановления относительно того, чья Земли были завоеваны христианами и суровые угрозы, которые касаются его как следствие», сокращенно Асна аль-матаджир или « Самая благородная коммерция »), [9] обширная фетва, утверждающая, что мусульмане в завоеванной христианами Испании обязаны эмигрировать в мусульманские земли. [10] [11] Он был выпущен в 1491 году, незадолго до падения Гранады , ознаменовавшего конец Реконкисты . К этому моменту большая часть Испании, за исключением Гранады, была завоевана христианами, и на этих территориях уже жили мусульмане под христианским правлением (такие мусульмане также известны как мудехары ). [12] Помимо цитирования Корана, хадисов и предыдущего консенсуса юристов, он также поддержал свою точку зрения подробной демонстрацией того, почему мудехары не могли должным образом выполнить ритуальные обязательства мусульманина. [11]
Эта фетва является одним из наиболее выдающихся досовременных юридических заключений о мусульманах, живущих под немусульманским правлением, хотя она была издана в контексте мусульман Иберии и Северной Африки. [13] В дополнение к «Благороднейшей торговле » он также написал более короткую сопутствующую фетву, иногда называемую «Марбельской фетвой», отвечая на вопрос о человеке из Марбельи на юге Испании, который пожелал остаться в христианской Испании, чтобы помочь тем, кто не может этого сделать. мигрировать. [14] Эти две фетвы были распространены как самостоятельные произведения и позже включены в его сборник «Четкий стандарт» . [14]
Позиция аль-Ваншариси, которая подчеркивала необходимость эмигрировать, была преобладающей позицией школы Малики в то время. [15] Оранская фетва , изданная в 1504 году после принудительного обращения в Корону Кастилии , была исключением из этого мнения большинства, утверждая, что испанским мусульманам может быть позволительно оставаться и даже внешне соответствовать христианству, когда это вынуждено и необходимо для выживания. [15] [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Высший метод и чистый источник по правилам нотариального удостоверения» . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ Jump up to: а б с д «Ваншариси, Ахмад аль-» . Оксфордский словарь ислама . oxfordislamicstudies.com. Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
Журнал истории арабской науки . Институт истории арабской науки Университета Алеппо. 1995. с. 12.
WG Кларенс-Смит (2006). Ислам и отмена рабства . К. Херст и компания. п. 28. ISBN 978-1-85065-708-8 .
«Ахмад ибн Яхья ат-Тилимсани аль-Ваншариси » . Проверено 28 августа 2019 г. - ^ Jump up to: а б Стюарт 2007 , с. 298.
- ^ Лагардер, В. (2002). «аль-Вансхарариси» . В Бирмане, П .; Бьянкис, Т.; Босворт, CE ; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама . Том XI (2-е изд.). Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . п. 139. ИСБН 9004081143 .
- ^ Лагардер, В. (2002). «аль-Вансхарариси» . В Бирмане, П .; Бьянкис, Т.; Босворт, CE ; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама . Том XI (2-е изд.). Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . п. 140. ИСБН 9004081143 .
- ^ Ахмад ибн Яхья аль-Ваншариши, аль-Мийар аль-муриб ва-аль-джами аль-мугриб ан фатава улама Ифрикия ва-аль-Андалус ва-аль-Магриб , изд. Мухаммада Хаджи, 13 томов (Байрут: Дар аль-Гарб аль-аль-Ислами, 1981–1983). По словам Дэвида С. Пауэрса, это «по сути транскрипция» литографии, основанной на пяти рукописях, опубликованных в двенадцати томах в Фесе в 1314-15/1896-97 годах; «он содержит многочисленные типографские ошибки, и окончательное издание является научным требованием»: Дэвид С. Пауэрс, «Ахмад аль-Ваншариси», в книге «Исламская правовая мысль: сборник мусульманских юристов» , под ред. Усама Араби, Дэвид Стефан Пауэрс и Сьюзан А. Спекторски, Исследования исламского права и общества, 36 (Лейден: Брилл, 2013), стр. 375–99 (стр. 381).
- ↑ Отрывки переведены на французский язык Э. Амаром, La Pierre di touche des Fetwas , 2 тома, Париж, 1908–09.
- ↑ О появлении института нотариального заверения в судах Малики в Магрибе см. Ноэль Дж. Коулсон, История исламского права , стр. 146.
- ^ Полный перевод см. Алан Верскин, Исламское право и кризис Реконкисты: Дебаты о статусе мусульманских общин в христианском мире (Лейден: Брилл, 2015), Приложение B.
- ^ Стюарт 2007 , стр. 298–299.
- ^ Jump up to: а б Хендриксон 2009 , с. 25.
- ^ Хендриксон 2009 , с. 24.
- ^ Хендриксон, Джоселин Н (2009). Исламское обязательство эмигрировать: новый взгляд на Асну аль-матаджир Аль-Ваншариси (доктор философии). Университет Эмори. Архивировано из оригинала 18 июня 2010 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ Jump up to: а б Хендриксон 2009 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2007 , с. 266.
- ^ Харви, LP (16 мая 2005 г.). Мусульмане в Испании, 1500–1614 гг . Издательство Чикагского университета. п. 64 . ISBN 978-0-226-31963-6 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Стюарт, Девин (2007). «Личность «муфтия Орана» Абу ль-Аббаса Ахмада ибн Аби Джумы аль-Маграви аль-Вахрани» . Аль-Кантара . 27 (2): 298. doi : 10.3989/alcantara.2006.v27.i2.2 . ISSN 1988-2955 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Винсент Лагардер, История и общество на мусульманском Западе в средние века: анализ Мияра аль-Ваншариси (Мадрид: Casa de Velázquez, 1995)
- Дэвид С. Пауэрс, «Ахмад аль-Ваншариси», в книге «Исламская правовая мысль: сборник мусульманских юристов» , изд. Усама Араби, Дэвид Стефан Пауэрс и Сьюзен А. Спекторски, Исследования в области исламского права и общества, 36 (Лейден: Брилл, 2013), стр. 375–99.