Ахмад ибн Аби Джума
Ахмад ибн Аби Джума | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 3 июня 1511 г. [ 2 ] |
Религия | ислам |
Область | Магриб Северная Африка Испания |
Юриспруденция | Малики [ 1 ] |
Известные работы | Оранская фетва |
Другие имена | Абу аль-Аббас Ахмад ибн Аби Джума аль-Маграви аль-Вахрани Убайдаллах |
Занятие | Профессор исламского права |
Абу аль-Аббас Ахмад ибн Аби Джума аль-Маграви аль-Вахрани ( араб . أبو العباس احمد بن جمعة المغراوي الوهراني ) (умер 3 июня 1511 г.) Алжирский Малики, ученый исламского права , действовавший в Магрибе с конца пятнадцатого века до своей смерти. Он был идентифицирован как автор фетвы 1504 года, обычно называемой фетвой Орана , инструктирующей мусульман в Испании о том, как тайно практиковать ислам , и предоставляющей им всесторонние разрешения публично подчиняться христианству и совершать действия, обычно запрещенные в исламе , когда это необходимо для выживания. . [ 3 ] [ 4 ] Из-за его авторства фетвы его часто называют «муфтием Орана», хотя он, вероятно, издал фетву в Фесе , а не в Оране , и у него не было никаких официальных полномочий ни в одном городе. [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Его имя в различных формах и вариантах дано как в сохранившихся рукописях его сочинений, так и современными учеными. [ 6 ] Его полное имя состоит из нескольких имён:
- Абу аль-Аббас, что означает «отец аль-Аббаса», возможно, кунья или текноним.
- Ахмад , предположительно, его настоящее имя. [ 7 ]
- ибн (или бин) Аби (или Абу) Джума — отчество , означающее «сын Абу Джумы» [ 8 ]
- аль-Маграви — это нисба , имя, обозначающее место происхождения или племенную принадлежность. Его значение оспаривается. [ 8 ] Мнение, аргументированное Микелем де Эпальса и Жаном Кантино, гласит, что это означает « Альмагро », подразумевая, что он был испанским мусульманином, который позже бежал в Северную Африку. [ 9 ] Девин Дж. Стюарт , хотя и соглашался с тем, что аль-Маграви должен быть топонимом, вместо этого утверждал, что это относится к Маграве, области на северо-западе Алжира. [ 10 ] Хотя по мнению Л. П. Харви , это означает «из [племени] Маграва ». [ 10 ]
- аль-Вахрани — еще одна нисба, что означает «Оранский», имея в виду город Оран ( араб . وهran , Wahran ) в Западном Алжире . [ 8 ]
В некоторых рукописях также добавлено имя «Убайдаллах», теофорное имя, означающее «маленький слуга Божий», и, вероятно, было добавлено как благочестивая формула. [ 8 ]
Его различные имена, а также различные интерпретации и комбинации, встречающиеся в различных рукописях и транслитерациях, время от времени приводили к путанице. [ 6 ] Появившиеся версии включают: «Ахмед бен Джумаа», «Убайдаллах Ахмед бен Бу Джумуа», «Ахмад Фиджо де Абу Джумуа», «Обайдала Ахмед Абенабигиомоа», «Убайд Аллах аль-Вахрани» и «Ахмад Бу Джума». [ 11 ] [ 12 ]
Биография
[ редактировать ]Существует несколько противоречивых теорий о его рождении и детстве. [ 9 ] Возможно, он родился в Оране, в то время входившем в состав заянидского королевства Тлемсен . [ 13 ] или в соседнем регионе Маграва. [ 14 ] В любом случае, он предположительно был бербером по происхождению и принадлежал к племенной конфедерации Маграва . [ 1 ] Некоторые мнения также говорят, что он был уроженцем Испании, родившимся в Альмагро . [ 9 ] Дата его рождения неизвестна, но, по оценкам, это середина пятнадцатого века. [ 1 ]
В ранние годы он учился в Оране, затем переехал в Тлемсен , ближайшую крупную столицу, чтобы получить образование в области исламского права и теологии . [ 1 ] Он учился у Мухаммада ибн Юсуфа аль-Сануси , известного исламского ученого. [ 1 ] В Тлемсене он написал «Джами Джавами аль-Ихтисар ва ат-Тибьян» и занимал должность преподавателя. [ 1 ] В какой-то момент (предположительно около 1493 года) он переехал в Фес и получил оплачиваемую должность профессора права. [ 1 ] Он издал фетву Орана в 1504 году, вероятно, когда был в Фесе. [ 15 ] Он умер в Фесе 3 июня 1511 года. [ 2 ] [ 16 ] Его сын Мухаммад Шакрун также станет исламским ученым. [ 17 ]
Из-за того, что он был автором фетвы Орана, его часто называли «муфтием Орана», предполагая, что он написал фетву там и имел некую официальную власть как муфтий . [ 18 ] Однако Девин Дж. Стюарт он действовал в Фесе (на территории сегодняшнего Марокко), а не в Оране, и, вероятно, написал ее там. отметил, что во время составления фетвы [ 15 ] Его имя не значилось в списке официальных муфтиев Феса. [ 15 ] поэтому вполне вероятно, что фетва была издана не в каком-либо официальном качестве, а как частный муфтий, дающий юридическое заключение по запросу . [ 15 ] [ 19 ] Теоретически любой компетентный исламский юрист может издать фетву, хотя обычно она имеет меньший вес, чем фетва официального муфтия. [ 20 ]
Работает
[ редактировать ]Оранская фетва
[ редактировать ]Он наиболее известен благодаря ответной фетве, которую современные ученые обычно называют фетвой Орана . [ 21 ] [ 4 ] Само название «Оранская фетва» было дано современными учёными благодаря имени аль-Вахрани («Орана»), которое фигурировало в тексте как часть его имени. [ 18 ] Фетва инструктировала мусульман в Испании о том, как тайно исповедовать ислам, и предоставила им всесторонние разрешения публично подчиняться христианству и совершать действия, обычно запрещенные в исламе, когда это необходимо для выживания. [ 4 ] [ 21 ] Фетва, подтверждая ортодоксальные обязательства всех мусульман, предусматривает детальное смягчение требований шариата в интересах преследуемых мусульман Испании. Фетва позволяла внешне соответствовать христианству и совершать действия, которые обычно запрещены исламским законодательством, когда это необходимо для выживания, сохраняя при этом внутренние убеждения против таких действий. [ 22 ]
Фетва пользовалась широким распространением среди мусульман и морисков (мусульман, номинально принявших христианство, и их потомков) в Испании, а один из сохранившихся переводов альджамиадо был датирован 1564 годом, через 60 лет после первоначальной фетвы. [ 23 ] Фетва была описана как «ключевой богословский документ», позволяющий понять практику испанских мусульман после Реконкисты до изгнания мориско . [ 22 ]
Другие работы
[ редактировать ]Он написал «Джами Джавами аль-Ихтисар ва ат-Тибьян фима йаруду байна аль-муаллимин ва аба ас-сибьян » («Воплощение воплощений компетентности и объяснений о том, что возникает между учителями и отцами мальчиков»). ), трактат о начальном образовании в Тлемсене. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стюарт 2007 , с. 296.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2007 , с. 279.
- ^ Стюарт 2007 , с. 255.
- ^ Jump up to: а б с Харви 2005 , с. 67.
- ^ Стюарт 2007 , стр. 297–298.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2007 , с. 270.
- ^ Стюарт 2007 , с. 276.
- ^ Jump up to: а б с д Стюарт 2007 , с. 271.
- ^ Jump up to: а б с Стюарт 2007 , стр. 271–272.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2007 , с. 272.
- ^ Стюарт 2007 , стр. 270–271.
- ^ Харви 2005 , с. 42.
- ^ Майкл РТ Дампер; Брюс Э. Стэнли, ред. (2007), «Оран» , Города Ближнего Востока и Северной Африки , Санта-Барбара, США: ABC-CLIO (опубликовано в 2008 г.), ISBN 9781576079201
- ^ Стюарт 2007 , стр. 295–296.
- ^ Jump up to: а б с д Стюарт 2007 , с. 297.
- ^ Стюарт 2007 , с. 295.
- ^ Стюарт 2007 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2007 , с. 273.
- ^ Харви 2005 , с. 60.
- ^ Стюарт 2007 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2007 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2007 , с. 266.
- ^ Харви 2005 , с. 64.
- ^ Стюарт 2007 , стр. 275, 276–277, 296.
Библиография
[ редактировать ]- Харви, LP (16 мая 2005 г.). Мусульмане в Испании, 1500–1614 гг . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-31963-6 .
- Стюарт, Девин (2007). «Личность «муфтия Орана» Абу ль-Аббаса Ахмада ибн Аби Джумы аль-Маграви аль-Вахрани» . Аль-Кантара . 27 (2). Испанский национальный исследовательский совет : 265–301. дои : 10.3989/alqantara.2006.v27.i2.2 . ISSN 1988-2955 .