Таксират аль-Адилья
![]() | |
Автор | Абу аль-Муин ан-Насафи |
---|---|
Оригинальное название | Понимание доказательств в основах религии |
Переводчик | Под редакцией Клода Саламе с предисловием на французском языке . [1] |
Язык | арабский |
Предмет | Акида , Калам (исламское богословие) |
Издатель | Французский институт Дамаска |
Дата публикации | 1990 |
Место публикации | Насаф , ![]() |
ISBN | 9782351591321 |
Одно из важных классических произведений Крида Матуриди . [2] |
Табсират аль-Адилья фи Усул ад-Дин: 'ала Тарикат аль-Имам Аби Мансур аль-Матуриди ( арабский : понимание доказательств в основах религии по методу имама Абу Мансура аль-Матуриди , букв. «Изложение Доказательства в Основных принципах религии на основе доводов Учения Имама Абу Мансура аль-Матуриди ), более известного как Табсират аль-Адилья ( перевод «Инструкция по убедительным доказательствам »), [3] считается второй по важности каламов книгой школы Матуридит после Китаб ат-Таухид самого аль-Матуриди , составленной Абу аль-Муином ан-Насафи .
Изложение вопросов в этой работе ан-Насафи более систематично, а его стиль более доступен, чем стиль аль-Матуриди. Книга ценится знатоками даже больше, чем «Китаб ат-Таухид», поскольку дает более полную и подробную информацию об основных принципах науки калам. Вероятно, именно из-за этого стиля Нур ад-Дин ас-Сабуни (ум. 580 г.х. / 1184 г. н.э.), более поздний представитель школы Матуридитов, утверждает, что работа ан-Насафи была его основным источником. И возможно, именно поэтому Абу аль-Муин ан-Насафи был оценен среди специалистов в этой области почетным званием «Сахиб ат-Табсира» (Автор «Табсиры») и прославился среди знатоков науки о калам.
Связь между ан-Насафи и аль-Матуриди в «Табсират аль-Адилья» очевидна и не нуждается в дополнительных доказательствах. Поскольку ан-Насафи восхищается аль-Матуриди, он несколько раз ссылается на его идеи и всегда поддерживает свои взгляды, направленные против мутазилитского и ашаритского мышления. Кроме того, он приводит список ученых ханафитско - матуридитской школы в Трансоксании и их труды, которого нет ни в одном другом источнике. ан-Насафи в «Табсирате аль-Адилле» называет взгляды аль-Матуриди в основном «кала аль-Шейх аль-Имам Абу Мансур аль-Матуриди», не называя его работы.
В своих объяснениях ан-Насафи внимательно следует взглядам аль-Матуриди и иногда приводит его прямые цитаты. Он также довольно объективно излагает точку зрения своих оппонентов. Обсуждая эти вопросы, ан-Насафи применяет семантический анализ — метод, который не использовался и не разрабатывался его последователями. [4] [5]
Краткое содержание
[ редактировать ]Во второй половине XI и начале XII веков, когда жил Абу аль-Муин ан-Насафи , наука калам достигла своего пика развития. Поэтому наряду с учениями имама Абу Мансура аль-Матуриди и имама Абу аль-Хасана аль-Ашари подробно комментировались труды других авторов, их идеи и различные взгляды, которые впоследствии нашли свою научную оценку. Наряду с основными положениями науки о каламе в книге содержатся материалы, посвященные спорам и дискуссиям с противниками школы, а также отказы автора от претензий соперников в науке. Книга также содержит критический анализ и интерпретацию идей, продвигаемых различными партиями, пытавшимися противостоять принципам, провозглашенным школой Матуридия , а также автором книги. [6]
Большая часть этой работы посвящена идеям аль- Мутазила . школы исламской мысли [7] Изложение суннитского вероучения с опровержением еретических учений.
Содержание
[ редактировать ]«Табсират аль-Адилья» начинается с теории познания. Затем ан-Насафи обсуждает проблему сотворения мира и переходит к установлению существования его Создателя. Абсолютное единство Бога и неприятие противоположных взглядов – следующая тема. Затем следует обсуждение атрибутов Бога, в частности его речи (калам) и творческой силы (таквин). ан-Насафи продолжает обсуждать пророчество, отношения Бога и человечества, человеческую свободу и ответственность, предопределение и определение веры (имана) и заканчивает обсуждением правления. [8]
Издания и рукописи
[ редактировать ]Часть серии о |
Матуридизм |
---|
![]() |
Фон |
Книга настолько толстая, что состоит из двух томов, содержащих более тысячи страниц. Первый том был опубликован в Дамаске , столице Сирии , в 1990 году, а второй том — в 1993 году Французским центром изучения арабского языка. Занимаясь этим вопросом, следует отметить любезную услугу, оказанную исследователем Клодом Саламой, который, по сути, проделал огромную работу, сравнив имевшиеся в его распоряжении четыре рукописи книги и показав их достоинства и недостатки.
Первая рукопись состоит из 209 страниц и хранится в научной библиотеке Александрии в Египте под кодом 779 B. Написанная в стиле письма насх , «Ат-Табсира» была скопирована Мухаммадом ибн Хасаном ибн аль-Хусейном в 659/1269 в Бухаре . Эта версия, как написано в предисловии, считается самым старым экземпляром книги.
Вторая рукопись также написана шрифтом насх большими буквами и содержит 490 страниц. Он хранится в библиотеке « Дар аль-Кутуб аль-Мисрия » в Каире . Однако год переписывания и имя переписчика в рукописи не указаны. Возможно, вторая рукопись была скопирована с первой, поскольку обе рукописи содержат одни и те же достоинства и недостатки.
Третья рукопись, использованная для публикации, хранится в библиотеке университета аль-Азхар в Каире под кодом 1106 (301). Она состоит из 383 страниц, а последняя страница содержит короткое сообщение, написанное шрифтом насх, которое было скопировано в 1129/1717 году. На первой странице рукописи написано, что владелец этой книги Ибрагим Челеби аль-Баруди подарил его ученикам Университет аль-Азхар по его завещанию.
Исследователь использовал еще одну рукопись, хранящуюся в библиотеке «Дар аль-Кутуб аль-Мисрия» под номером «10 м Таухид». Он был скопирован писцом Абду-л-Фаттахом Джадом аль-Мавлой Абу-л-Фатхом ад-Далиджи письмом насх в 1136/1724 году и состоит из 395 страниц. На последней странице содержится следующее короткое сообщение: «Эта копия была сравнена с оригинальной версией, и переписчик внес некоторые исправления». [9]
Подлинность
[ редактировать ]Нур ад-Дин ас-Сабуни в беседе с Фахром ад-Дином ар-Рази сказал, что он не видел другой книги, более точной, чем «Табсират аль-Адилья». Книга также не была так известна в истории калама , как следовало бы. [10]
Ханафитский ученый Наджм ад-Дин Умар ан-Насафи (ум. 537/1142-3), написавший сокращенное изложение исламского вероучения, известное как аль-Акаид ан-Насафия , внимательно следил за Абу аль-Муином. Формулировки ан-Насафи в его «Табсират аль-Адилья». [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Табсират аль-Адилья (Том 1) Взгляд на доказательства в основах религии » . Книжный магазин Джарир.
- ^ «Табсират аль-Адилья (Том 1) Взгляд на доказательства в основах религии » . Книжный магазин Джарир.
- ^ М. С. Азимов и К. Э. Босворт (2000). История цивилизаций Центральной Азии: Том IV: Эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века - Часть вторая: Достижения . ЮНЕСКО . п. 128. ИСБН 9789231036545 .
- ^ Оливер Лиман (2015). Биографическая энциклопедия исламской философии . Издательство Блумсбери . п. 367. ИСБН 9781472569455 .
- ^ Йозеф ван Эсс (2018). Хинрих Бистерфельдт (ред.). Маленькие сочинения: Сборник коротких сочинений Йозефа ван Эсса (3 тома) . Издательство «Брилл» . п. 910. ИСБН 9789004336483 .
- ^ Убайдулла Уватов (2013). Узбекистан: страна разных гениев . Издательство имени Гафура Гулама. п. Имам аль-Матуриди (Часть 6). ISBN 9789943034938 .
- ^ «Табсират Аль-Адилья фи-Усул Ад-Дин (ДВА ТОМА)» . ООО "Полюс".
- ^ Оливер Лиман (2015). Биографическая энциклопедия исламской философии . Издательство Блумсбери . п. 367. ИСБН 9781472569455 .
- ^ Убайдулла Уватов (2013). Узбекистан: страна разных гениев . Издательство имени Гафура Гулама. п. Имам аль-Матуриди (Часть 6). ISBN 9789943034938 .
- ^ Абу Мансур аль-Матуриди . Книга Таухид имама Абу Мансура Матуриди . Издательство Рипол Классик. п. 24. ISBN 9785872760412 .
- ^ Клиффорд Эдмунд Босворт (1989). Энциклопедия ислама: Главы 111–112: Масра Маулид Издательство «Брилл» . п. 848. ИСБН 9789004092396 .