Халил Ахмад Сахаранпури
Халил Ахмад Сахаранпури Халил Ахмад Сахаранпури | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Халил Ахмед декабрь 1852 г. [1] |
Умер | 13 октября 1927 г. (74 года) [1] |
Место отдыха | Джаннат аль-Баки` Медина , Саудовская Аравия |
Религия | ислам |
Номинал | Суннитский ислам |
Юриспруденция | Ханафитский |
Движение | Деобанди |
Основной интерес(и) | Изучение хадисов |
Известные работы | Бадхл Аль-Маджхуд Фи Холл Аби Дауд Аль-Муханад аля аль-Муханад |
Альма-матер | Мазахир Улум Сахаранпур |
Тарикат | Чишти ( Сабири-Имдади ) |
Родственники | Мамлюк Али Нанаутави (дедушка по материнской линии), Мухаммад Якуб Нанаутави (дядя по материнской линии) |
Мусульманский лидер | |
Ученик | Имдадулла Мухаджир Макки (Rh) |
Студенты | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Часть серии о |
Движение Деобанди |
---|
Идеология и влияния |
Основатели и ключевые фигуры |
|
Известные учреждения |
Центры (центр) Таблиги Джамаат |
Ассоциированные организации |
Халил Ахмад Сахаранпури ( урду : خلیل احمد سہارنپوري , латинизированный : Халил Ахмад Сахаранпури ; декабрь 1852 — 13 октября 1927) — индийский исламский учёный движения Деобанди . Он является автором Бадхл Аль-Маджхуд Фи Холл Аби Дауд , 18-томного комментария к хадисов сборнику Сунан Аби Дауд . Он также был суфийским шейхом ордена Чишти , будучи учеником и преемником Рашида Ахмада Гангохи. [1] [3]
Имя и семейное происхождение
[ редактировать ]В одной из своих книг он представляется как « Хафиз Абу Ибрагим Кхалил Ахмад ибн Шах Маджид Али ибн Шах Ахмад Али ибн Шах Кутб Али». [4] В биографическом труде Нужат аль-Хаватир написано: «Кхалиль Ахмад аль-Анбетави ас-Сахаранпури: Шейх, Алим, Факих, Кхалиль Ахмад ибн Маджид Али ибн Ахмад Али ибн Кутб Али ибн Гулам Му Хаммад аль -Ансари аль-Ханафи аль-Анбетхави, один из праведных ученых , старших юристов и традиционалистов ». [примечание 1] [5] В Муджам аль-Мааджим ва-аль-Машьяхат написано: «Шейх, Мухаддис, Факих, Халил Ахмад ибн Маджид Али [...] аль-Ансари аль-Ханафи аль-Анбайтхави ас-Хави Сахаранфури аль-Мухаджир аль-Мадани, один из старших ученых Индии». [6] Хусейн Ахмад Мадани пишет во введении к «Бадхл аль-Маджхуд» : «Маулана Абу Ибрагим Халил Ахмад, аль-Айюби аль-Ансари по происхождению и происхождению, аль-Ханафи ар-Рашиди по машрабу (духовный характер, букв. «весна») и мазхаб (юридическая школа) и аль-Джишти аль-Кадири ан-Накшбанди ас-Сухраварди по тарикату (суфийскому ордену) и маслаку (следу)». [7]
Биография
[ редактировать ]Халил Ахмад родился в конце Сафара 1269 года хиджры (начало декабря 1852 года) в Нанауте , округ Сахаранпур , Британская Индия (на территории современного Уттар-Прадеша , Индия ). [5] [6] [8] Его звали и «Захируддин», и «Халил Ахмад», но именно под вторым именем он стал известен. [8] Хронограмма цифр « Захируддин ва Ахмад » ( Захируддин и Ахмад) приравнивается к году его рождения, 1269, с использованием Абджада . [7]
Его мать Мубарак-ун-Ниса была дочерью Мамлюка Али Нанаутави и сестрой Мухаммада Якуба Нанаутави , который позже станет садром мударрисом (старшим учителем) в Дарул Улум Деобанде . [9] Со стороны отца его звали Айюби Ансари, а со стороны матери — Сиддики.
Раннее образование
[ редактировать ]Халил Ахмад начал свое образование в возрасте пяти лет в мактабе (начальной школе) с изучения каиды — распространенного текста для изучения арабской графики. Для барака (благословения) его дед Мамлюк Али провел церемонию открытия бисмиллы . За короткое время завершил назиру (чтение) Корана , а затем начал изучать урду . В Амбехте и Нанауте он завершил хифз (запоминание) Корана и изучение основных книг на урду и персидском языке под руководством разных учителей. [8] [9]
В возрасте одиннадцати лет он начал изучать арабский язык в Гвалиоре у своего дяди по отцовской линии Мауланы Ансара Али Сахаранпури, который служил Садрусом Судуром в Гвалиоре, главой религиозного департамента штата. Вместе с Ансаром Али он изучил основные книги на арабском языке — «Мизан ас-Сарф» , «Сарф Мир» и «Пяндж Гандж» . [10] [8] [11] Через некоторое время отец Халила Ахмада, который также работал в Гвалиоре, уволился с работы и вернулся в Амбехту вместе с Халилом Ахмадом. [8] [9] Его образование было поручено Маулане Сахавату Али Амбехтави, у которого он учился до «Кафии» и ее комментария Шарх Джами по арабской грамматике. После этого, в соответствии с желанием отца, он поступил в государственную англоязычную школу и начал светское обучение. [9] [10]
Высшее образование
[ редактировать ]Когда в Мухарраме 1283 года хиджры (май 1866 года) был открыт Дарул Улум Деобанд и Маулана Якуб Нанаутави был назначен садром мударрисом (главным учителем), Халил Ахмад взял разрешение у своих родителей и отправился в Деобанд , где возобновил свое исламское обучение в Кафии . Шесть месяцев спустя Мазахир Улум был основан , а Мажар Нанаутави был назначен садром мударрисом . Из-за того, что среда в Деобанде ему не подходила, он перевелся в Мазахир Улум Сахаранпур и поступил в класс Мухтасара аль-Маани . [9] [8] [10]
В Мазахир Улуме он провел несколько лет, приобретая знания по таким предметам, как фикх , усул аль-фикх , хадисы и тафсир . Большинство книг преподавал Маулана Мажар Нанаутави, а некоторые - Маулана Ахмад Хасан Канпури. Исследования хадисов были начаты в 1285 году хиджры (1868 год) Мишкатом аль-Масабихом . Сахих аль-Бухари и Хидайя были среди книг, изученных в 1286 году хиджры (1869 г.). На ежегодных экзаменах Халил Ахмад регулярно входил в число студентов, получавших награды за высокие оценки. Он получил санад-и фарагхат (высшую степень) в 1288 году хиджры (1871 год) в возрасте 19 лет. В том же году он получил копию Сахих аль-Бухари в качестве специального приза от Мауланы Ахмада Али Сахаранпури. [8]
После окончания учебы он был назначен помощником преподавателя арабского языка в Мазахир Улум. Однако вскоре он уехал в Лахор, чтобы продолжить изучение адаба (арабской литературы) у Мауланы Файзула Хасана Сахаранпури, заведующего арабским отделением Восточного колледжа в Лахоре. [5] [8] За несколько месяцев Халил Ахмад изучил книги адаба, у него в том числе Макамат и Мутанабби . [8] [9]
Байат
[ редактировать ]Однажды дядя Муланы Халила по отцовской линии, Моулви Ансар Али, сказал: «После учебы тебе следует приобрести тасаввуф у Моулви Сааба (т.е. Гангохи)». Примерно в это же время был заключен брак Муланы Халила с женщиной из Гангоха . Таким образом, он проводил большую часть своего времени в Ганго. Находясь в Ганго, Халил оставался в благословенной компании Гангохи. Однако мысль о том, чтобы попросить Халила о беяте, ему не пришла в голову. идея баата Однако после окончания учебы ему в голову все же пришла Мулана Мухаммад Касим Нанотви . По совпадению прибыл . Ночью, в уединении, Мулана Халил сказал: «У меня возникла мысль о баяте . В наших окрестностях есть несколько бузургов . Я не знаю, что лучше для меня. Если вы чувствуете, что мне лучше войти в общество твоего худдама , тогда прими меня, однако наставь меня так, как ты считаешь лучшим для меня». В ответ Мулана объяснил, что для этого нет никого лучше, чем Мулана Рашид Ахмад. Мулана Халил затем сказал: «Он крайне неохотно относится к байат . Однако, если вы заступитесь за меня, то это дело будет решено. Он ответил: «Хорошо, когда я приеду в Ганго, будь там». Таким образом, когда ему сообщили, что Мулана едет в Ганго, Мулана Халил немедленно сделал то же самое. Утром, поговорив с Гангохи, он позвал Мулану Халила. Мулана Халил вошел, поприветствовал Гангохи и сел. Гангохи с легкой улыбкой сказал: «Моими мюридами становятся скромные и скромные люди . Ты сын пира и избранный. Почему ты хочешь, чтобы твой беят я принял ?» Это заявление лишило Халила чувства, и он запнулся: «Хазрат, я хуже, более презренный и бесполезный, чем они (скромные люди). Гангохи ответила: «Хватит! Достаточно! Сделайте Истихару . Я иду в мечеть ». Мулана Халил немедленно проследовал в мечеть, совершил вуду и совершил истихару. Когда прибыл Гангохи, он поручил Мулане Халилу покаяться и после этого посвятил его в Систему подчинения .
Карьера
[ редактировать ]В 1871 году Халил стал учителем в Мазахирул Улум Сахаранпуре . Его ежемесячная зарплата составляла три рупии. Однако вскоре после этого он отправился в Лахор, чтобы продолжить обучение в Улумул Адабийе . Он оставался в Лахоре несколько месяцев. После изучения Макаамата и Мутанабби у Муланы Фаидхула Хасана он отправился в Деобанд . Мулана Якуб устроил его переводчиком Каамуса на урду . Ежемесячная зарплата составляла десять рупий. Для выполнения этой задачи его отправили в горную местность, и он вернулся примерно через два месяца. После этого он стал директором медресе Манглора . Примерно в это же время Маулане Якубу поступило предложение о работе из Бхопала с ежемесячной зарплатой в триста рупий, но он отклонил это предложение. Однако его заставили прислать на этот пост другого надежного человека, поэтому он решил послать Халила. По выбору своего почтенного дяди и с одобрения Гангохи он уехал в 1293 году хиджры, чтобы занять пост в Бхопале с ежемесячной зарплатой в пятьдесят рупий. Однако из-за своей неприязни к Бхопалу и его атмосфере Халил подал в отставку и попросил разрешения вернуться. В соответствии с указаниями Муланы Гангохи Халил оставался в Бхопале до Сезон хаджа . Затем Халил уехал из Бхопала, получив вперед зарплату за несколько месяцев.
Вернувшись из своего первого хаджа, Халил провел несколько дней в родном городе. После этого он отправился в Сикандрабад в районе Буландшахр штата Уттар-Прадеш в Джумадул-Аввале 1294 года хиджры, где стал учителем в медресе Арабийя Джами Масджид . Однако жители там яростно выступили против него. Таким образом, он попросил у Гангохи разрешения вернуться. Однако Гангохи отказался. Несмотря на привязанность и приветливость Халила, непримиримость народа возрастала. Таким образом, позже с разрешения Гангохи Халил подал в отставку и вернулся. В 1295 году хиджры Мулане Мухаммаду Якубу было отправлено письмо от Моулви Шамсуддина, главного судьи Бхавалпура. В письме содержалась просьба о высококвалифицированном преподавателе. Мулана Якуб выбрал на этот пост Халила. Наконец, по указанию Муланы Якуба и Муланы Гангохи, Халил принял должность в Бхавалпуре с ежемесячной зарплатой в тридцать рупий.
После этого Халил вернулся в Сахаранпур и возобновил там свою должность учителя. Вскоре он стал старшим учителем и преподавал Тавди Талвиха , Хаммаасу Рашидийю , Шархула Викайю , Шара Нухбатуль Фикра , Муатту Имама Мухаммада и Сираджи . В следующем году вместе с несколькими китабами различных предметов Халил преподавал Сахих аль-Бухари , Сунан Абу Дауда , Сунан ат-Тирмизи и Сахих Муслима . Халил наряду с внутренними духовными знаниями обладал и внешними теоретическими знаниями. читать лекции по любому китабу Он мог с легкостью и обладал совершенной методикой. Даже Мулана Анвар Шах Кашмири посещал Халила за советом и руководством в его трудах и выступлениях.
Хадж паломничества
[ редактировать ]Халил совершил хадж (паломничество в Мекку) семь раз.
Первый раз это произошло в 1293 году хиджры, когда он жил в Бхопале .
Второй хадж Халила состоялся, когда он жил в Бхавалпуре в Шаввале 1297 года хиджры.
Третий и все последующие хадж-путешествия Халила были предприняты из Сахаранпура . Третий хадж состоялся после смерти Гангохи.
Четвертый хадж Халила состоялся в 1910 году.
Халила Пятый хадж состоялся в Шаввале 1332 года хиджры в компании шейхуль Хинд. из-за притеснений Шарифа Хусейна В Мекке [ нужны дальнейшие объяснения ] Халилу пришлось вернуться до хаджа . Он покинул Мекку в конце месяца Шавваль , и его корабль прибыл в Бомбей 6 сентября 1916 года. Когда он покинул корабль, он, его жена и его брат Хаджи Макбул Ахмад, который был его правой рукой, были арестованы. Всех троих доставили в Нанитал вместе с багажом . Вскоре после этого они были освобождены.
Шестой хадж Халила произошел в 1920 году. Он покинул Сахаранпур 21 апреля 1920 года и достиг Мекки 29 мая 1920 года. Халил вернулся в Сахаранпур в Сафаре 1339 года хиджры.
Халил не вернулся в Индию после своего седьмого хаджа. Он покинул Сахаранпур 29 апреля 1926 года и достиг Мекки 6 июня 1926 года.
Последние годы и смерть
[ редактировать ]К концу Рамадана Халила парализовало, и он с трудом передвигался. Паралич начался после завершения Бадхлул Маджхуда , когда он заболел. Однако эта болезнь исчезла с наступлением Рамадана . Однако болезнь снова появилась за два или три дня до Ид уль-Фитра , а затем наступил паралич. В конце Рамадана он испытал последствия частичного паралича. Даже в Ид аль-Фитр эффект паралича преобладал до такой степени, что он не мог присутствовать на Салят аль-Фитр в Хараме. Однако, когда он восстановил свои силы, он прихромал к Аль-Масджиду ан-Набави с тростью. В месяце Рабиуль Ахир в 1346 году хиджры тяжесть его болезни усилилась. Его лихорадка и паралич усилились. Иногда, когда тяжесть его болезни возрастала, он не мог присутствовать на намазе в Аль-Масджид ан-Набави . Однако, когда ему стало немного лучше, он отправился в Аль-Масджид ан-Набави, опираясь на трость и с помощью одного из своих помощников. В первую неделю Раби уль Ахира в 1346 году хиджры он почувствовал боль в груди, которая исчезала, когда ему делали массаж. На второй неделе по просьбе некоторых Улама Медины . Халил начал преподавать Сунан Абу Дауда после Асра намаза в резиденции Мауланы Сайида Ахмада После уроков на выходных, возвращаясь из Зухр- Намаза в понедельник, Халил пожаловался на усиление боли в груди. Он добавил, что три-четыре дня назад ощущал аналогичную боль, которая исчезла через два-три часа после массажа. Когда он добрался до дома, ему сделали массаж. Во время Аср-намаза , хотя боль и уменьшилась, слабость не позволяла ему посещать намаз в Хараме. Таким образом, он совершил Аср-намаз дома позади Мулви Сайида Ахмада. Несмотря на свою слабость, он встал и совершил намаз. Его слабость усилилась, и вместо лихорадки он начал чувствовать холод и пот. Он не мог совершать магриб- намаз стоя. Таким образом, он сел и попросил Моулви Сайида Ахмада быстро совершить намаз . Его состояние ухудшилось, и он совершил Иша- намаз, сидя на кровати. Он провел ночь в беспокойстве, постоянно выступая зикр . Он вообще не спал. Во вторник утром Халил совершил фаджр- намаз, сидя на своей кровати. Его потливость и холод продолжали усиливаться. Лекарство принимали в течение суток. Во время зухр-намаза Халил был охвачен слабостью до такой степени, что не мог совершить вуду . Таким образом, он совершил тайаммум , а затем совершил намаз , сидя на кровати. После этого движение стало затруднено. Ко времени Асра Салаха его состояние еще больше ухудшилось. Он совершил Аср-намаз с большим трудом. К магриб- намазу у него уже не было сил подняться. Кроме Пас Анфаса , метода зикра посредством дыхания, Халил не мог делать ничего другого. Он не ответил ни на один разговор и не задал никаких вопросов. Двадцать четыре часа прошли в полной тишине, и в четверг, 13 октября 1927 года, Халил умер, неоднократно провозглашая «Аллах!» вслух. Затем его глаза закрылись, и он замолчал.
Похороны
[ редактировать ]Несмотря на небольшое количество времени, организация похорон была успешно завершена. Сайид Ахмад Таваб совершил полное омовение , пока Абу Сауд разливал воду. Помогали Мулви Сайид Ахмад и Мулви Абдул Карим. Салат аль-Джаназа или его тело было подготовлено к похоронам, вынесено за пределы Аль-Масджид ан-Набави (мечеть Мухаммеда ) и помещено возле Бабула Джибраила для Салат аль-Джаназа . После магриб-намаза ректор шариатского медресе намаз аль-Джаназа возглавил Маулана Шейх Тайиб. Затем похоронная процессия направилась к кладбищу Джаннат аль-Баги . Халил был похоронен в могиле незадолго до молитвы Иша .
Наследие
[ редактировать ]Среди его биографических работ: «Тазкиратул Халил» Аашика-э-Илахи Мирати. [12]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Написание имен собственных на урду сохранилось в Нужат аль-Хаватир и, следовательно, здесь также в транслитерации.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Профиль Халила Ахмада Сахаранпури на веб-сайте jamiat.org , дата обращения 12 мая 2017 г.
- ^ Халил Ахмад аль-Сахаранпури (январь 2017 г.). Бадхл аль-Маджхуд фи Холл Аби Дауд (на арабском языке). Дар Аль Котоб Аль Ильмия, Дом научной книги. ISBN 9782745155818 .
- ^ Озшенель, Мехмет (1988–2016). «СЕХАРЕНПЕРО, Халил Ахмед» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.
- ^ Халил Ахмад Сахаранпури. Хидаятуш-Шиат (на урду). Лахаур: Мактабатуль-Мадина. п. 4.
- ^ Jump up to: а б с Абд аль-Хай ибн Фахр ад-Дин аль-Хасани (1999). Путешествие мыслей и радость слуха и наблюдения / Нужат аль-хаватир ва-бахджат аль-масами' ва-ан-навацир (на арабском языке) (1-е изд.). Байрут: Дар Ибн Хазм. стр. 1222–1223.
- ^ Jump up to: а б Юсуф Абд ар-Рахман аль-Марашли (2002). Словарь словарей, шейхов, указателей, программ и доказательств / Муджам аль-мааджим ва-аль-машьяхат ва-аль-фахарис ва-аль-барамидж ва-аль-атбат (на арабском языке). Том. 2 (1-е изд.). ар-Рияд: Мактабах ар-Рушд. стр. 385–386.
- ^ Jump up to: а б Хусейн Ахмад аль-Мадани. «Перевод автора / Тарджама аль-Муаллиф [Биография автора]».
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) В Халил Ахмад ас-Сахаранфури. Бадхл аль-Маджхуд фи Халл Аби Дауд (на арабском языке). Байрут: Дом научной книги / Дар аль-Кутуб аль-Ильмия. - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сайид Мухаммад Шахид Сахаранпури (1982). «Введение и введение / Мукаддама ва тааруф».
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) В Халил Ахмад Сахаранпури. Фатава Мазахир Улум / Фатава Мазахир-и Улум (на урду). Том. 1. Бихарабад, Карачи: Мактабатуш-Шейх. - ^ Jump up to: а б с д и ж Мухаммад Закария Кандалави . «Хазрат Акдас Маулана аль-Хадж Халил Ахмад». Машейх Чишта: Духовное древо (Шаджара) и эпизоды жизни благородного Аулии и Машаиха Чишта . Перевод Маджлисуль Уламы Южной Африки из Тарих-и Машаих-и Чишт (1973).
- ^ Jump up to: а б с Джавед, Иффат Масуд (1996). Вклад Мазахир-э-Улума из Сахаранпура в Тасаввуф (доктор философии). Нью-Дели: Джамия Миллия Исламия. Архивировано из оригинала 15 июля . Получено 9 сентября.
- ^ Мухаммад Закария Кандхалави (1973). Самое святое место Мауланы Хаджа Сахиба Нуруллы – его святыня. [Хадрат Акдас Маулана аль-Хадж Халил Ахмад Сахиб Наввар Аллаху Маркада]. История Машаиха Чишта [ Tarikh-i Masha'ikh-i Chisht ] (in Urdu).
- ^ Ахмад, Иштиаке (2020). Улама Э. Деобанд Ки Сване Умрион Ка Танкиди Тайзия Азади Се Кабл (докторская диссертация) (на урду). Индия: Факультет урду, Национальный университет урду имени Мауланы Азада . стр. 250–264. hdl : 10603/338413 .
библиография
[ редактировать ]- Насири, Алиакбар; Дехани, Фатима (2018). «Обращение к взгляду Ашрафа Али Таханави и Халила Ахмда Сахарнпури» . Журнал исследований субконтинента . 10 (35): 215–228. дои : 10.22111/jsr.2018.4624 . ISSN 2008-5710 .
- Харун, Мухаммед (2016). Маулана Халил Ахмад Сахаранпури Аур Унки Талиф Базл Аль-Маджхуд Фи Хал Сунан Аби Давуд (доктор философии). Пакистан: Университет Саргодхи .
- Уддин, Хамид (2018). «Вклад Халила Ахмада Сахаранпури в развитие арабского языка и литературы на Индийском субконтиненте» (PDF) . Пратидвани Эхо (на арабском языке). 6 (4): 364–371. ISSN 2278-5264 .
- Харун, Мухаммед; Мандж, Мухаммад Шахбаз (2016). «Критика Мавланы Халила Ахмада Сахаранпури в Бадхл аль-Маджхуде на Гаят аль-максуд и Аун аль-мабуд: исследование» . Фикр-о Назар . 54 (1 (2)): 97–126. ISSN 2518-9948 .
- Харун, Мухаммед (2018). «Исследование подлинности традиций Сунан Аби Дауда: исследование Бадхл аль-Маджхуда» . Аль-Камар (на урду). 1 (1): 1–20. ISSN 2664-4398 .
- Харун, муфтий Мухаммед; Мандж, Мухаммад Шахбаз (2019). «Разъяснение юридических терминов, Изучение Базл аль-Маджхуда» . Рахат-уль-Кулуб (на урду). 3 (1): 100–114. дои : 10.51411/rahat.3.1.2019.58 . ISSN 2521-2869 . S2CID 240826635 .
- Харун, муфтий Мухаммад (2018). «Исследование Хал Гариб Хадиса Мауланы Сахарана Пури в контексте «Бадж аль-Маджуд» » . Улум-э-Исламия (на арабском языке). 25 (1): 19–34.
- Харун, Мухаммед; Бухари, Хамид Фарук; Файяз, Мухаммед (2020). «Использование синтаксических описаний для понимания хадисов: исследование Бадхл аль-Маджхуда» . Аль-Камар (на арабском языке). 3 (2): 1–12. ISSN 2664-4398 .
- Харун, Мухаммед; Ирфан, Мухаммед; Нет, Талиб Али (2021). «Объяснение и уточнение рассказчиков Сунан и Аби Дауда: специальное исследование Бзл-аль-Маджхуда» . Аль-Камар (на урду). 4 (2): 439–448. ISSN 2664-4398 .
- Шейх Халил Ахмад Аль-Сахаранфури и его подход в книге «Приложение усилий для решения Сунан Абу Дауд»
- Индийские мусульманские ученые-сунниты ислама
- Деобандис
- Матуридис
- Мусульманские богословы XIX века
- Ученые хадисов
- Ученые ханафитского фикха
- Индийские суфии
- сунниты-суфии
- Суннитские имамы
- Мусульманские ученые-сунниты ислама
- Чишти-Сабирис
- Критики ваххабизма
- 1852 рождения
- 1927 смертей
- Выпускники Мазахира Улума
- Похороны в Джаннат аль-Баки.
- Критики шиитского ислама
- Мусульманские богословы ХХ века
- Люди из района Сахаранпур