Чиштинский Орден
![]() Печать-эмблема ордена Чишти | |
Аббревиатура | Чишти |
---|---|
Формирование | в. 930 г. н.э. |
Тип | Суфийский орден |
Штаб-квартира | Герат , Афганистан |
Ключевые люди | Абу Исхак Шами – основатель |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Орден Чишти ( персидский : چشتی طريقة , латинизированный : Чишти Тарика ) — суфийский орден суннитского ислама, названный в честь города Чишт , где он был инициирован Абу Исхаком Шами . Орден был привезен в Южную Азию Муин ад-Дином Чишти в городе Аджмер .
Орден Чишти известен своим упором на любовь, терпимость и открытость. [ 1 ] Порядок Чишти в основном соблюдается в Афганистане и на Индийском субконтиненте . Это был первый из семи основных суфийских орденов (Чишти, Кадирий , Сухраварди , Мадарийя , Кубравийя , Каландарийя и Накшбанди ), основанных в этом регионе. Ходжа Муинуддин Чишти основал Орден Чишти в Аджмере ( Раджастан , Индия) где-то в середине XII века. Он был восьмым в линии преемственности от основателя Ордена Чишти Абу Исхака Шами . В настоящее время существует несколько ветвей ордена, который является самым известным суфийским братством Южной Азии с XII века. [ 2 ]

В 20 веке орден распространился за пределы Афганистана и Индийского субконтинента. Учителя Чишти открыли центры в Великобритании , США , Канаде , Австралии , Восточной и Южной Африке.
Руководящие принципы
[ редактировать ]Чиштийские шейхи подчеркивали важность держаться на расстоянии от мирской власти. [ 3 ] Правитель мог быть покровителем или учеником, но к нему или к ней всегда нужно было относиться как к еще одному преданному. Учитель Чишти не должен присутствовать при дворе или заниматься государственными делами, так как это развратит душу мирскими делами. В своей последней беседе со своими рабами Хаваджа Мойнуддин Чишти сказал:
Никогда не ищите никакой помощи, милостыни или благосклонности ни у кого, кроме Бога. Никогда не ходи ко дворам королей, но никогда не отказывайся благословлять и помогать нуждающимся и бедным, вдовам и сиротам, если они придут к твоей двери. [ 4 ]

Практика Чишти также примечательна Сама : пробуждение божественного присутствия посредством прослушивания и растворения себя в форме музыки и поэзии, обычно Каввали . [ 5 ] Чишти и некоторые другие суфийские ордена верят, что Сама может помочь преданным забыть себя в любви к Аллаху . Однако приказ также настаивает на том, чтобы последователи соблюдали весь спектр мусульманских обязательств; он не отвергает их как простой законничество, как это сделали некоторые направления суфизма. [ 5 ]
Однако некоторые Кадири отмечают, что Орден Чишти и Мойнуддин Чишти никогда не разрешали использовать музыкальные инструменты, и цитируют Чишти, Мухаммада ибн Мубарака Кирмани, мюрида Ходжи Фарида ад-Дина Гандж-и-Шакара, который написал в своей книге «Сияр аль-Аулия», что Низамуддин Аулия сказал следующее: [ 6 ]
«Сима» (слушать Каввали) разрешено при соблюдении нескольких условий. Певец должен быть взрослым, а не ребенком или женщиной. Слушатель должен слушать все только в поминание Аллаха. Слова, которые поются должны быть свободны от непристойности и непристойности и не должны быть недействительными. Музыкальные инструменты не должны присутствовать на собрании. Если все эти условия соблюдены, сима разрешена».
«...Кто-то пожаловался султану Машаихов, что некоторые дервиши танцевали на собрании, где были музыкальные инструменты. Он сказал, что они не делали добра, поскольку нельзя мириться с чем-то недопустимым».
Более того, Низамуддин Аулия сказал: [ 6 ]
Музыкальные инструменты – Харам.
Практики
[ редактировать ]Чишти следуют пяти основным практикам религиозного служения ( зикру ). [ 9 ]
- Громкое произнесение имен Аллаха, сидя в предписанной позе в установленное время ( зикр-и джали )
- Произнесение имен Аллаха про себя ( зикр-и хафи )
- Регулирование дыхания ( pās-i anfās )
- Погружение в медитацию на Божественное ( мура-каба )
- Сорок дней и более дней духовного заключения в уединенном углу или келье для молитвы и созерцания ( чилла )
Литература
[ редактировать ]Ранние шейхи Чишти переняли концепции и доктрины, изложенные в двух влиятельных суфийских текстах: « Авариф аль-Маариф» шейха Шихаба ад-Дина Сухраварди и « Кашф аль-Махджуб» Худжвири Али . Эти тексты читают и уважают до сих пор. Чиштис также читал сборники изречений, речей, стихов и писем шейхов. Эти сборники, называемые малфушат , были подготовлены учениками шейха. [ 10 ]
Духовная линия
[ редактировать ]Суфийские ордена в конечном итоге ведут свое происхождение от исламского пророка Мухаммеда , который, как полагают, обучал своего преемника мистическим учениям и практикам в дополнение к Корану или скрытым в Коране. Мнения относительно этого преемника расходятся. Почти все суфийские ордена ведут свое начало от Али ибн Аби Талиба , двоюродного брата Мухаммеда.
Традиционная силсила (духовная линия) ордена Чишти выглядит следующим образом: [ 11 ]
- Мухаммед
- Али ибн Абу Талиб
- Аль-Хасан аль-Басри (ум. 728, ранний персидский мусульманский богослов)
- 'Абдул Вахид ибн Заид Абул Фадл (ум. 793, ранний суфийский святой)
- Фудайл ибн 'Ийад ибн Масуд ибн Бишр ат-Тамими
- Ибрагим ибн Адхам (легендарный ранний суфийский аскет)
- Ходжа Садид ад-Дин Хузайфа аль-Мараши Басра Ирак
- Абу Хубайра аль-Басри Басра Ирак
- Ходжа Мумшад Улув Аль Динавари
- Абу Исхак Шами (ум. 940, основатель собственно ордена Чишти)
- Абу Ахмад Абдал Чишти
- Абу Мухаммад Чишти
- Абу Юсуф Насар-уд-Дин Чишти
- Кутаб-уд-Дин Модуд Чишти
- Хаджи Шариф Зиндани (ум. 1215)
- Усман Харуни (ум. 1220)
- Муинуддин Чишти (Мойнуддин Чишти) (1141–1230 или 1142–1236)
- Кутаб-уд-Дин Бахтияр Каки (1173–1228)
- Фаридуддин Масуд («Баба Фарид», 1173 или 1175–1266)
После Фаридуддина Масуда орден Чишти разделился на две ветви:
- Чишти Сабри, последователи Алауддина Сабира Калияри (ветвь Сабири/Сабрии)
- Чишти Низами, последователи Низамуддина Аулии . (Филиал Низами/Низамия)
История
[ редактировать ]
Энциклопедия ислама делит историю Чишти на четыре периода:
- Эпоха великих шейхов ( ок. 597/1200 – 757/1356)
- Эпоха провинциальных ханак (8/14 и 9/15 вв.)
- Возвышение ветви Сабирийя (9/15 века и далее)
- Возрождение ветви Низамия (12/18 века и далее). [ 12 ] )
Орден был основан Абу Исхаком Шами («Сириец»), который преподавал суфизм в городе Чишт, примерно в 95 милях к востоку от Герата на территории современного западного Афганистана . [ 13 ] Прежде чем вернуться в Сирию, где он сейчас похоронен рядом с Ибн Араби в Джебель-Касиуне , [ 14 ] Шами инициировал, обучал и замещал сына местного эмира Абу Ахмада Абдала. [ 15 ] Под руководством потомков Абу Ахмада Чиштия , как их еще называют, процветала как региональный мистический орден. [ 14 ]
Основателем Ордена Чишти в Южной Азии был Мойнуддин Чишти . Он родился в провинции Силистан на востоке Персии около 536 г. хиджры (1141 г. н.э.) в семье сайидов, заявлявших о своем происхождении от Мухаммеда. [ 16 ] Когда ему было всего девять лет, он выучил Коран, став таким образом хафизом . Его отец умер, когда он был подростком; Мойнуддин унаследовал семейную мельницу и фруктовый сад. Он продал все и раздал вырученные деньги бедным. Он побывал в Балхе и Самарканде , где изучал Коран, хадисы и фикх . [ 17 ] Он искал чего-то помимо учености и права и учился у чиштского шейха Усмана Харуни (Харвани). Он переехал в Лахор, а затем в Аджмер, где и умер. Его могила в Аджмере — Дарга Шариф , популярная святыня и место паломничества.
За Мойнуддином последовали Кутаб-уд-Дин Бахтияр Каки и Фаридуддин Масуд « Баба Фарид ». После Фаридуддина Южноазиатский Орден Чишти раскололся на две ветви. Каждая ветвь была названа в честь одного из преемников Фаридуддина.
- Низамуддин Аулия – Чишти Низами филиал
- Алауддин Сабир Калияри – Чишти-Сабири филиал
Именно после Низамуддина Аулии цепь суфизма Чишти распространилась по всему Индийскому полуострову. Две выдающиеся линии передачи возникли от Низамуддина Аулии: одна от его ученика Насируддина Чирага Дехлави , а другая от другого ученика, Ахи Сираджа Айнае Хинд , который мигрировал в Западную Бенгалию из Дели по приказу Низамуддина Аулии. За Сираджем Аанае Хиндом последовал его известный ученик Алаул Хак Пандави, поселившийся в Пандаве, в самой Западной Бенгалии. Из этой цепочки передачи возникла еще одна выдающаяся ветвь пути Чишти, известная как Ашрафия Силсила в честь прославленного святого Ашрафа Джахангира Семнани , который был учеником Алаула Хака Пандави в тринадцатом веке нашей эры. Позже от линии передачи Чишти ответвились еще другие традиции; во многих случаях они сливались с другими популярными суфийскими орденами в Южной Азии.
В результате слияния ордена Чишти с другими ветвями большинство суфийских мастеров теперь посвящают своих учеников во всех четырех основных орденах Южной Азии: Чишти, Сухравади, Кадри и Накшбанди. Однако они обучают практикам преданности, типичным для ордена, с которым они в первую очередь связаны.
Орден Чишти также впитал в себя влияния и время от времени сливался с различными антиномистическими суфийскими группами факири , особенно с Каландаром . Некоторые чишти как в прошлом, так и в настоящем жили как отшельники или как странствующие дервиши . [ 18 ]
Первым мастером Чишти на Западе был Хазрат Пир-о-Муршид Инайят Хан, который приехал на Запад в 1910 году и основал центры в Европе и США. Его преемниками по линии были Пир Вилаят Инайят Хан (ум. 2004) и Пир. Зия Инайят-Хан, нынешний глава 'Инайятия. Этот тарикат необычен тем, что принимает искателей всех вероисповеданий, не требуя обращения в формальный ислам, что является спорной практикой, но которая является общепринятой в ветви Низами, восходящей к Низамуддину Аулии и позже сформулированной в письменном виде Шахом Калимуллой Джаханабади в начале 1700-х годов нашей эры.
В 1937 году суфийский имам Аль-Хадж Вали Акрам основал Первую Кливлендскую мечеть, обнародовал свою суфийскую принадлежность и в 1950-х годах начал привлекать новых членов в Чишти, сделав мечеть первым общественным суфийским центром Соединенных Штатов. [ 19 ] [ 20 ] В более позднее время более современное выражение традиционных суфийских практик Чишти можно найти в создании Тариката Ишк-Нури. [ 21 ] в 1960-е годы как филиал силсилы Чишти-Низами . [ 22 ]
Кроме того, ряд групп или движений смешанного суфийского типа в исламе также находились под влиянием собственно Ордена Чишти. [ 23 ] Самый известный и наиболее распространенный пример — Джамаат Ахле Суннат , мусульманская секта- суннит с огромным количеством последователей во всем мире, которая по сути не является настоящей суфийской организацией, хотя и переняла многие суфийские обычаи и традиции. [ 24 ]
Индо-исламские правители
[ редактировать ]Начиная с 14 века (во время правления Туглуков ), Орден Чишти стал ассоциироваться с политическим процветанием мусульманских королевств Индийского субконтинента. Делийский султанат , Бахманийский султанат , Бенгальский султанат и различные провинциальные династии связывали себя с шейхами Ордена Чишти на удачу. Святыням выдающихся шейхов покровительствовали правящие династии, совершавшие паломничества к этим местам. Часто член-основатель королевства выражал почтение Чишти-шейху, чтобы узаконить свое новое государство, и этот шейх становился тесно связанным со всей династией. Например, четырнадцать последовательных бенгальских султанов считали шейха Ала Аль-Хака своим духовным учителем. [ 25 ]
Несколько правителей династии Великих Моголов в Южной Азии были приверженцами Чишти и общались с Орденом так же, как и предшественники Великих Моголов. Император Акбар был, пожалуй, самым пылким из них. Говорят, что по благословению шейха Салима Чишти первый выживший ребенок Акбара, будущий Джахангир родился . Ребенка назвали Салимом в честь шейха, а Акбар ласково называл его Шейху Баба . [ нужна ссылка ]
Акбар также приписал Чишти-шейхам свою победу при осаде Читторгарха . [ 25 ] Акбар поклялся посетить Чишти дарга , могилу Мойнуддина Чишти , в Аджмере , если он победит. Он выполнил свой обет, посетив даргу со своими музыкантами, игравшими в честь шейха.
Шаха Джахана Дочь , Джаханара Бегум Сахиб , также была ревностной последовательницей Ордена Чишти. Сын Шаха Джахана Аурангзеб покровительствовал различным святыням Чишти.
-
Кончина Шаха Джахана ; его сопровождала его дочь принцесса Джаханара .
-
Император Великих Моголов Акбар был великим покровителем Ордена Чишти.
Другие известные чиштские шейхи
[ редактировать ]- Кутб уд дин Модуд Чишти 527 г.х.
- Хаджи Шариф Зандани 612 г.х.
- Усман Харуни 617 г.х.
- Мойнуддин Чишти
- Кут уль Актаб Кутб уд дин Бахтияр хаки 635 хиджры (Дели, Индия)
- Фарид уд Дин Мас'уд Гандж Э Шакар 668 г.х. (Пак Патан Шариф, Пакистан)
- Имя Махмуда Чарага Дехлави 757 г. хиджры (Дели, Индия)
- Таджуддин Чишти (Чиштян Шариф, Пакистан)
- Амир Хусро (Дели, Индия)
- Ахи Сирадж Аайна Хинд (район Мальда, Западная Бенгалия, Индия)
- Алаул Хак Пандави (район Мальда, Западная Бенгалия, Индия)
- Нур Кутб Алам (район Мальда, Западная Бенгалия, Индия)
- Ашраф Джахангир Семнани [ 26 ] (Кичуча, Уттар-Прадеш, Индия)
- Бурхануддин Гариб (Махараштра, Индия)
- Банде Наваз (Гулбарга, Индия)
- Салим Чишти (Фатехпур Сикри, Индия)
- Нур Мухаммад Махарви 1205 г. хиджры (Махар Шариф, Пакистан)
- Мухаммад Сулеман Таунсви 1267 г. хиджры (Таунса Шариф, Пакистан)
- Ата Хусейн Фани Чишти (Бихар, Индия)
- Ходжа Гулам Фарид (Митханкот, Пакистан)
- Мухаммад Шамсуддин Сиалви 1300 г.х. ( Сиал Шариф , Пакистан)
- Ахамед Мохиюдин Нуриша Джилани (Нури Маскан, Хайдарабад) [ 27 ] [ циклическая ссылка ]
- Мехер Али Шах (Голра Шариф, Пакистан) [ 28 ]
- Инайят Хан (Вадодара, Гуджарат)
- Хаджи Имдадулла Мухаджир Макки (Музаффарнагар, Индия/Мекка, Саудовская Аравия)
- Ашраф Али Танви ( Тана Бхаван , Индия)
См. также
[ редактировать ]
- Наследник шаха
- Братья Сабри
- Нусрат Фатех Али Хан
- Судья Ахмад Шуджа
- Суфийский Руханиат Интернэшнл
- Сайед Вахид Ашраф
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эрнст, Карл В. и Лоуренс, Брюс Б. (2002) Суфийские мученики любви: Орден Чишти в Южной Азии и за ее пределами Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк, 1234567 4039-6026-7
- ^ Розегнал, Роберт. Исламский суфизм без границ: политика и благочестие в Пакистане XXI века . Пэлгрейв Макмиллан, 2007. Печать.
- ^ Суфийские мученики любви Карл В. Эрнст, Брюс Б. Лоуренс, с. 4.
- ^ Чишти, Хаким Мойнуддин (1991). Книга суфийского исцеления . Рочестер: Inner Traditions International. ISBN 0-89281-324-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Суфийские мученики любви. Карл В. Эрнст, Брюс Б. Лоуренс, с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хусейн, Захид (22 апреля 2012 г.). «Разрешено ли слушать Каввали?» . TheSunniWay . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ Мухаммад бин Мубарак Кирмани. Сияр-уль-Аулия: История Чишти Силсилы (на урду). Перевод Гулама Ахмеда Бирьяна. Лахор: Книжный уголок Муштак.
- ^ Низамуддин Аулия (31 декабря 1996 г.). Фаваид аль-Фуад: духовные и буквальные беседы . Перевод Ж. Х. Фаруки. ООО "ДК Принт Мир" ISBN 9788124600429 .
- ^ Низами, КА -0141 "Чиштия". [ постоянная мертвая ссылка ] Энциклопедия ислама , второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель и В. П. Генрихс. Брилл, 2011. Брилл Онлайн. Августана. 6 апреля 2011 г.
- ^ Бёверинг, Герхард. «Цестия». Энциклопедия Ираника. Интернет-издание. Том. 5. 1992. Интернет. < http://www.iranica.com/articles/cestiya. Архивировано 19 января 2011 г. в Wayback Machine >.
- ^ Мухаммад Закария Кандалви . Машаих-э-Чишт . Пер. Маджлисул Улама Южной Африки. Доступно на Scribd.
- ^ Низами, К.А. "Иштийя" Энциклопедия ислама , второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель и В. П. Генрихс. Брилл, 2011. Брилл Онлайн. Августана. 6 апреля 2011 г. < http://www.brillonline.nl/subscriber/entry?entry=islam_COM [ постоянная мертвая ссылка ] -0141>.
- ^ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧИШТИ. Архивировано 27 августа 2010 г. в Wayback Machine . Проверено 15 августа 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Суфии Британии: исследование мусульманской идентичности Рон Гивз. Кардифф Академик Пресс, 2000, стр. 87.
- ^ Энциклопедия индийской философии, том 2, автор Врадж Кумар Пандей. Публикации Анмола, 2007, с. 78.
- ^ Низами, К.А. "Чишти, Хваджа Муин ад-Дин Хасан". Энциклопедия ислама , второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель и В. П. Генрихс. Брилл, 2011. Брилл Онлайн. Августана. 6 апреля 2011 г. < http://www.brillonline.nl. Архивировано 24 ноября 2015 г. в Wayback Machine /subscriber/entry?entry=islam_SIM-1623>.
- ^ Хаэри, Мунира. Чишты: живой свет . Издательство Оксфордского университета, США, 2000. Печать.
- ^ Фрембген, Юргин Васим. Путешествие к Богу: суфии и дервиши в исламе . Издательство Оксфордского университета, США, 2008 г., стр. 94–95. ISBN 978-0-19-547642-2 .
- ^ Миллер, Расул (18 марта 2020 г.). «Суфий Аль-Хадж Вали Акрам: чернокожий американский мусульманский пионер XX века» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Миллер, Расул. «Черный американский суфий: история» . Архивировано из оригинала 5 мая 2020 года . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Популярен в Южной Азии, в частности в некоторых частях Пакистана, Индии и Бангладеш. См . Аннемари Шиммель в статье «Чишти-суфии Южной Азии — традиции и эволюция в 20-м веке» в Anderoon: Sufi Journal , Vol 82, np, nd.
- ^ Шиммель, как указано выше
- ^ М.З. Ахунд «Суфии на субконтиненте и их влияние на исламское общество» Лахор, пабы Навратна, урду-базар, 1957. стр. 12, 109–115.
- ^ Ахунд, 114–115.
- ^ Перейти обратно: а б Максвелл., Итон, Ричард (2004). Осквернение храмов и мусульманские государства в средневековой Индии . Надежда Индия Издательство. стр. 22–31. ISBN 81-7871-027-7 . OCLC 705284564 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ * Хаяте Махдум Сайед Ашраф Джахангир Семнани (1975), второе издание (2017) ISBN 978-93-85295-54-6 , Maktaba Jamia Ltd, Рынок Шамшад, Алигарх 202002, Индия
- ^ Ахамед Мохиюдхин Нуриша Джилани
- ^ Статья Омера Тарина в онлайн-журнале «Muse India». Особый очерк суфийской литературы, В. №73, май–июнь 2017 г.]
Ссылки
[ редактировать ]- Хаери, Мунира (2000) Чишти: живой свет Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, ISBN 0-19-579327-7
- Эрнст, Карл В. и Лоуренс, Брюс Б. (2002) Суфийские мученики любви: Орден Чишти в Южной Азии и за ее пределами Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк, ISBN 1-4039-6026-7 . Выдержки
- Фариди, Ихтишамуддин (1992) Tariq2h-i iblagh-i Cisht Al India Baz-i Hanafī, Дели, OCLC 29752219 на урду с биографиями
- Арья, Гулам Али (2004) Тарикат-и Чиштия дар Хинд ва Пакистан: та'лиф-и Гулам'али Арья Заввар, Тегеран, ISBN 964-401-200-3 на персидском языке
- Чопра, Р.М., «СУФИЗМ», 2016, Анурадха Пракашан, Нью-Дели. ISBN 978-93-85083-52-5 .