Аджмер Шариф Дарга
Аджмер Шариф Дарга | |
---|---|
Могила Мойнуддина Чишти — одна из . самых важных суфийских гробниц Индии | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Округ | Аджмерский район |
Право собственности | Правительство Раджастана |
Расположение | |
Расположение | Аджмер |
Состояние | Раджастан |
Страна | Индия |
Географические координаты | 26 ° 27'22 "с.ш. 74 ° 37'41" в.д. / 26,45613 ° с.ш. 74,62817 ° в.д. |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Суннитский ислам |
Тип | Мечеть , суфийский мавзолей |
Стиль | Современный |
Дата установления | 1236 г. (н.э.) |
Завершенный | 1236 г. (н.э.) |
Технические характеристики | |
Направление фасада | Запад |
Купол (ы) | 1 |
угрожать (а) | 1 |
Веб-сайт | |
Аджмердаргахшариф |
Аджмер Шариф Дарга (также Аджмер Дарга Шариф , Аджмер Шариф или Дарга Шариф ) [ 1 ] Суфийская гробница ( дарга ) святого суфийского Ходжи Мойнуддина Чишти , расположенная в Аджмер Шарифе , Раджастхан , Индия .
Расположение
[ редактировать ]Аджмер Шариф Дарга находится в 2 км (1,2 мили) от главного центрального железнодорожного вокзала Аджмера и в 500 метрах от центральной тюрьмы и расположен у подножия холма Тарагарх .
Фон
[ редактировать ]Мойнуддин Чишти был суфийским святым и философом XIII века. Родился в Санджаре (современный Иран ) или в Сиджистане . [ 2 ] он прибыл в Дели во время правления султана Илтутмиша ( ум. 1236). Вскоре после этого Мойнуддин переехал из Дели в Аджмер , после чего на него все больше повлияли труды известного суннитского ханбалитского ученого и мистика Абдаллаха Ансари (ум. 1088), чей знаменитый труд о жизни ранних исламских святых « Табакат аль -Суфийя , возможно, сыграли роль в формировании мировоззрения Мойнуддина. Именно во время пребывания в Аджмере Мойнуиддин приобрел репутацию харизматичного и сострадательного духовного проповедника и учителя; он получил дары многих «духовных чудес ( карамат и биографические отчеты о его жизни, написанные после его смерти, сообщают, что в эти годы своей жизни ), таких как чудесные путешествия, ясновидение и видения ангелов».
История
[ редактировать ]
После его кончины Мойнуддина, похоже, единогласно считали великим святым. Гробница ( дарга ) Мухин ад-Дина стала глубоко почитаемым местом через столетие после смерти проповедника в марте 1236 года. К гробнице, почитаемой представителями всех социальных слоев, с большим уважением относились самые важные суннитские правители той эпохи. XIII века Делийский султан Илтутмиш совершил знаменитый визит к гробнице в 1232 году, чтобы почтить память святого. Подобным же образом и более поздний император Великих Моголов Акбар (ум. 1605) посещал храм не менее четырнадцати раз за время своего правления. Он также совершил паломничество к этой могиле в 1566 году вместе со своей супругой-индуисткой Мариам-уз-Замани босиком в надежде, что у них родятся сыновья. [ 3 ] [ 4 ] гробницы Он также реконструировал святилище в 1579 году. Джахангир, Шах Джахан и Джаханара позже отремонтировали строение. [ 5 ] Элегантное покрытие над даргой было построено в 1800 году махараджей Бароды . [ 6 ]
Сюда приходили молиться местные и национальные правители, популярность и размеры дарги с годами росли. [ 7 ] Разия Султана , Насируддин Махмуд , Мухаммад бин Туглук , Шер Шах Сури и Акбар , Мариам-уз-Замани и его потомки Джахангир , Шах Джахан , Аурангзеб , Дара Шико и Джаханара Бегум . Известно, что храм посещали [ 8 ]
В настоящее время могила Мойнуддина Чишти продолжает оставаться одним из самых популярных мест религиозных посещений мусульман-суннитов на Индийском субконтиненте, где на индийском субконтиненте собираются более «сотни тысяч людей со всего Индийского субконтинента». [святого] по случаю урса или годовщины смерти». Кроме того, это место также привлекает многих индуистов , которые также почитали исламского святого со времен средневековья.
В 2019 году компания Hindustan Zinc Limited решила отремонтировать комплекс под Свах Бхарат Абхиян , включая множество планов, специально направленных на санитарию и гигиену. [ 5 ] [ 9 ]
Архитектура
[ редактировать ]Белый мраморный купол святилища Чишти, каким он выглядит сегодня, был построен в 1532 году. Эта дата написана золотыми буквами на северной стене дарги. Это образец индо-исламской архитектуры , а купол украшен лотосом и золотой короной, подаренными навабом Хайдером Али Ханом из Рампура. [ 8 ] Он расположен в Ихата Нурани ( в переводе « Квартал Света ») комплекса. [ 8 ] Материалы, использованные для его строительства, включают мрамор, кирпич и песчаник. В дарге есть королевский дарбар Мехфил Хана, построенный в 1888 году. Это квадратное строение с узорчатым потолком. [ 5 ] Левая грань Дарги (Бегуми Далаан) была подарена Джаханарой Бегум. [ 10 ] перила вокруг дарги, а также построили небольшую платформу Бегуми Чабутра. Святилище дарги имеет две двери. Навес из перламутра и серебра был заказан Джахангиром и виден с четырех серебряных столбов кенотафа . [ 8 ] Потолок покрыт золотом, а в 1888 году стены были позолочены . [ 10 ]
Комплекс состоит из нескольких построек и имеет восемь въездных ворот. Однако используются только три из них. [ 11 ] Ворота Низама, желтое сооружение с цветочным орнаментом. [ 8 ] Это главные ворота, подаренные 7-м низамом Хайдарабада Мир Османом Али Ханом в 1911 году. Более старые ворота, ворота Шахджахани, были подарены императором Великих Моголов Шахом Джаханом . [ 12 ] Это ознаменовало расширение храмового комплекса за пределы Буланд Дарваза. [ а ] [ 5 ] построен султаном Махмудом Халджи . [ б ] [ 12 ] Другие ворота включают ворота Мадар и ворота Дели. [ 13 ] Джаннати Дарваза — это дверь из серебра, которая используется лишь в редких случаях. [ 10 ] Его также называют Бихисти Дарваза. [ 14 ]
Помимо могилы Чишти, в комплексе имеется восемь гробниц, принадлежащих членам его семьи. [ 11 ] В их число входят дочь Чишти Биби Хафиза Джамал и Низам Сикка, водонос, спасший жизнь Хумаюну. [ 10 ] Огромная люстра Сан Чираг была заказана Акбаром. Ахат -э-Нур — это большой двор, где проводятся религиозные мероприятия и каввали . поются [ 12 ] Рядом с воротами Низама находится Наккар Хана ( в переводе « барабанный дом »), где когда-то звучала музыка для приветствия посетителей. Большая серебряная люстра была подарена Золотым Храмом . Мечеть Акбари построена из красного песчаника и, вероятно, была построена по заказу Акбара. Более элегантная мечеть была построена по заказу Шах-Джахана в 1637 году. [ 8 ] и называется Джами Масджид. Он изготовлен из белого мрамора. Сандали Масджид была построена Аурангзебом. В комплексе также есть Лангар-хана и Махфил-хана (зал собраний каввалов , открытый только во время ура). [ 10 ] Джалара — природный резервуар с водой, которым пользуются паломники. Остальные танки были подарены Шахом Джаханом. [ 13 ] и королева Мария Текская в 1911 году. [ 15 ]
Джами Масджид расположена к западу от дарги, а большой мраморный двор расположен на ее восточной стороне. Архат-и-Нур - это территория, предназначенная только для женщин, которая расположена на южной стороне и содержит могилы дочери и внучки Чишти. За Джами Масджид находится более 40 могил. [ 6 ]
В 1568 году Акбар подарил дарге диг (котел), так как загадал желание подарить его после победы в битве при Читторгархе . Диг был изготовлен из сплава семи металлов, один из которых был привезен из Коломбо , Шри-Ланка . Диаметр дига составляет 20 футов. Край дига сделан таким образом, что он никогда не нагревается, даже когда дно дига разожжено и готовится еда. Диг привозили на слонах как три отдельные части и там же собирали эти три части заново. Этот градус является самым большим в мире. Акбар сам приготовил первое блюдо в этом диге, попробовал его и поделился им с другими факирами возле дарги. Меньший диг был подарен Джахангиром как часть семейной традиции. [ 16 ]
Культура
[ редактировать ]Дарга была местом паломничества, почитаемого последователями индуизма и ислама со времен средневековья. Паломники приезжают сюда со всего мира [ 11 ] и предложите чаддары (священные листы). храму [ 17 ] Паломники также предлагают лепестки роз, общий объём которых достигает семи тонн в день. [ 5 ] Женщинам разрешен вход в даргу. [ 8 ] По оценкам, каждый день это место посещают около 20 000 паломников. После того, как паломники покидают храм, фотографы из фотостудий предлагают профессиональные фотографии паломников по цене всего 20 фунтов стерлингов . Большинство этих фотографов - индуисты, мигрировавшие в Аджмер во время раздела Индии . [ 18 ]
Для лангара святыни Акбар и Джахангир пожертвовали дех ( в переводе котел ) в 1568 и 1614 годах соответственно. Эти два значения используются и сегодня. [ 8 ] поскольку дарга известна своей дех ка ханой ( в переводе « еда из котла »). Его готовят из риса, топленого масла, орехов кешью, миндаля и изюма. Люди проходят исламский ритуал очищения вуду , во время которого паломники моют лицо, руки и ноги перед совершением намаза . Улица, ведущая к дарге, известна своей едой, ремесленными изделиями и работами гота . [ 5 ]
Ежедневные ритуалы на дарге – это в основном пять обязательных молитв мусульман – намаз . На закате проводится церемония Дуа -е-Рошни ( в переводе « Молитва огней »), во время которой хадимы несут на дарбар большие желтые свечи. После ночной молитвы поются каввали , после чего всех посетителей просят уйти. Затем три хадима чистят дурбар метлами из павлиньих перьев. После того, как последний человек выходит из святилища, каввалы читают Карку, музыкальный стих на санскрите , бриидже и персидском языке . Затем дарга запирается и снова открывается только для предрассветной молитвы следующего дня. [ 19 ]
Некоторые считают, что влияние ислама на индийскую культуру началось с дарги, в том числе в ; музыке Тансена терпимость, которую практиковали Салим Чишти , Абул Фазл и Абул Фаизи ; и в индо-сарацинской архитектуре . существует традиция получать благовония, сандаловую пасту и иттар, используемые в дарге Еще со времен Чишти , в семье браминов. Одна святыня в комплексе Дарга почитается сикхами . [ 20 ]
Фестиваль Урса Шарифа
[ редактировать ]
Годовщина смерти Мойнуддина Чишти, ура , не оплакивается и празднуется, поскольку это день воссоединения ученика со своим Создателем ( Аллахом ). [ 15 ] Празднования начинаются с окончанием исламского месяца Джумада аль-Тани и завершаются в шестой день месяца Раджаб , всего шесть дней. [ 14 ] Члены семьи Бхилвары Гори маршируют через город к воротам Низам и поднимают флаг на Буланд Дарваза, отмечая начало фестиваля. После этого ритуалы урса начинаются с появления луны. Затем следует Асер ки Намаз. [ 21 ] Каждую ночь мехфил -и- сама , в котором разрешается участвовать женщинам (что не является обычным явлением в дарге). в Махфил-хане комплекса проводится [ 22 ] Урс заканчивается Кул, последней молитвой. [ 19 ] В этот период паломники стараются как можно больше раз войти в даргу и совершить молитву. Бихисти Дарваза (сделанная из серебра ) паломники омывают розовой водой во второй половине дня. Считается, что розы, предложенные дарге во время фестиваля, привезены из Пушкара . [ 20 ]
На урс приходят около пяти тысяч человек, примерное население города Аджмер. В город въезжает около 2700 автобусов паломников. [ 23 ] Индийские железные дороги запускают специальный поезд — поезда Гариба Наваза, чтобы облегчить транспортировку паломников по стране. [ 13 ] Вишрам Стхали в районе Каяд в Аджмере служит местом проживания тысяч паломников в это время. [ 24 ] хотя все помещения заняты огромным количеством паломников. [ 19 ] В марте 2020 года было объявлено, что для этих же целей в Аджмере будет построен большой гостевой дом Rubath. [ 25 ]
Основные события
[ редактировать ]Чадар предлагает
[ редактировать ]- Различные общественные деятели присылали «чадар» во время Урса.
- Красно-зеленый «чадар», подаренный посольством США от имени президента США Барака Обамы и народа страны, был преподнесен в Аджмер Шариф Дарге по случаю 803-го Урса с посланием «самой глубокой дружбы» и «глубочайшей дружбы». мир'.
- Главный министр Дели Арвинд Кеджривал отправил «чадар», предложенный на дарге Ходжи Мойнуддина Чишти в Аджмере по случаю 809-го Урса суфийского святого в среду, и помолился за прекращение Covid-19.
- Лидер Конгресса Рахул Ганди встретился с делегацией Департамента меньшинств Конгресса в присутствии ее национального председателя Имрана Пратапгархи и других и послал чадар для 810-го Урса Аджмера Шарифа Дарги.
- Чадар президента Афганистана Ашрафа Гани для Аджмера Шарифа прибыл из Кабула и был предложен в Дарге в 2021 году. [ 26 ]
- В 2015 году премьер-министр Нарендра Моди вручил «чадар», предложенный в дарге Аджмер Шариф, на встрече с мусульманскими священнослужителями в 808-й Урс Мойнуддина Чистого. [ 27 ]
Дело об изнасиловании в Аджмере
[ редактировать ]Скандал в Аджмере 1992 года представлял собой серию групповых изнасилований и шантажа, жертвами этого чудовищного преступления, как сообщается, стали 250 школьниц и учениц колледжей в возрасте от 11 до 20 лет. Преступниками была группа мужчин во главе с Фаруком и Нафисом Чишти, дальними членами семьи Хадим, которая курирует уход за Аджмером Шарифом Даргахом.
взрыв 2007 года
[ редактировать ]11 октября 2007 года во дворе Дарги Ходжи Мойнуддина Чишти в Аджмере в Раджастане произошел взрыв. Это был священный период поста Рамазан, и вечерние молитвы только что закончились. Во дворе собралась толпа, чтобы прервать пост. Бомба, заложенная в транспортер для завтрака, взорвалась. По сообщениям, взрыв унес жизни 7 человек и ранил 17 человек. [ 28 ] [ 29 ]
Почти 500-страничное решение специального судьи Динеша Гупты было основано на показаниях 149 свидетелей и 451 документе, представленном в его суд. [ 28 ] [ 29 ]
22 марта 2017 года Специальный суд Национального агентства расследований (NIA) приговорил двух убийц по имени Бхавеш Патель и Давендра Гупта к пожизненному заключению, которые были осуждены вместе с Сунилом Джоши, все они были экспрачараками Раштрии Сваямсевак Сангха . Осужденные были признаны виновными в соответствии с Законом о предотвращении незаконной деятельности, Законом о взрывчатых веществах и различными разделами Уголовного кодекса Индии . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Призыв к обезглавливанию
[ редактировать ]5 июля 2022 года Салман Чишти, хадем в Дарге, был арестован после того, как он якобы призвал обезглавить отстраненного от должности партии Бхаратия Джаната представителя Нупур Шарму за ее высказывания против Мухаммеда . [ 31 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В индийском фильме 1973 года «Мере Гариб Наваз » режиссера Г. Ишвара рассказывается о семье, которая преодолевает невзгоды благодаря своему благочестию в храме Мойнуддина Чишти в Аджмере. [ 32 ] Другие индийские фильмы, вращающиеся вокруг дарги и святого, включают «Султан Э Хинд» (1973) К. Шарифа, «Мере данные Гариб Наваз» (1994) М. Гульзара Султани. [ 33 ] [ 34 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Дарга Шариф, Аджмер, 1893 г.
-
Буланд Дарваза, построенный султаном Махмудом Хилджи.
-
Мавзолей Мойнуддина Чишти.
-
Кавали перед Даргой
-
Внутри мавзолея
-
Эмблема Дарги

См. также
[ редактировать ]- Хазрат Низамуддин Дарга
- Шах Джалал Дарга
- Храм Бабы Фарида
- Турбул Хак Дарга
- Дело об изнасиловании в Аджмере
Сноски
[ редактировать ]- ^ Акбара Эти «высокие ворота» или «буланд-дарваза» не следует путать с более известной Буланд-дарвазой в Фатехпур-Сикри .
- ↑ Султан Махмуд Хилджи II (Шихаб-уд-Дин Махмуд Шах II) правил малва с 1510 по
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Барак Обама предлагает «чадар» в Аджмер-Даргах-Шарифе для 803-го Урса Чишты» . ДНК Индии . 19 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 1 января 2017 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ Шривастава, Аширбади Лал (1964). Средневековая индийская культура . Шива Лал Агарвала. п. 80. Архивировано из оригинала 19 мая 2024 года . Проверено 25 июля 2020 г.
Родился в Сиджистане около 1141 года.
- ^ Findly 1993 , с. 189: «Джахангир открыл свои мемуары данью уважения суфию, назвав его «источником большинства святых Индии», а в конце 1608 года он в надежде вспомнил паломничество своего отца с Мариам-уз-Замани к святыне Хавджи Мойнуддина Чисти. сыновей, совершив собственное паломничество к могиле Акбара в Сикандре».
- ^ Ахмад, Азиз (1964). Исследования исламской культуры в индийской среде . Кларендон Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Танкха, Мадхур (3 сентября 2019 г.). «Будущее Аджмер дарги» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Худа (2003) , с. 64
- ^ Риппин, Эндрю, изд. (15 апреля 2008 г.). Блэквеллский спутник Корана . Джон Уайли и сыновья. п. 357. ИСБН 978-1-4051-7844-0 . Архивировано из оригинала 19 мая 2024 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Сафви, Рана (17 февраля 2019 г.). «В храме Чишти в Аджмере» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Мазумдар, Ракхи (1 сентября 2018 г.). «Аджмер Шариф Дарга будет преобразован в культовое место Свачча» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Краткий путеводитель: Аджмер, Раджастхан» . Перспективный путешественник . 10 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 26 июля 2020 г. . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Путешествие в Аджмер Шариф – от Акбара до Зардари» . Декан Вестник . 5 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 г. . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пер, Башарат (16 июля 2001 г.). «Мушарраф ищет встречи с божественным в Аджмере» . Редифф . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Подготовка к Урсу в Аджмер-дарге идет полным ходом» . Таймс оф Индия . Джайпур. 13 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 г. . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Худа (2003) , стр. 68–70
- ^ Перейти обратно: а б Муршед, Мехер (16 марта 2012 г.). «Почему эти две святыни Мойнуддина Чишти в Аджмере и Низамуддина Аулии в Дели являются славными символами толерантности в Индии» . Новости Персидского залива . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Аджмер Шариф Дарга — самый прекрасный день в мире. Кто его создал, почему он сделал то, что, как говорят, сделало этот день» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 мая 2024 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Гревал, Кайрви (2 марта 2020 г.). «За два года более 200 пакистанских паломников посетили даргу Аджмер Шариф ради Урса» . Печать . Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Акбар, Сохаил (3 февраля 2018 г.). «Фотобудки Аджмера Шарифа отражают многообразный и локальный ислам» . Экономический и политический еженедельник . 53 (5). ISSN 2349-8846 . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Суфи, Маянк Остин (3 февраля 2012 г.). «Суфийское решение» . Живая мята . Архивировано из оригинала 23 апреля 2020 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гош, Арун (1992). «Дневник путешествия: сценарий Раджастана» . Экономический и политический еженедельник . 27 (5): 185–186. ISSN 0012-9976 . JSTOR 41625319 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2023 года . Проверено 15 августа 2020 г. .
- ^ «Аджмер Урс начинается с того, что семья Гори поднимает флаг» . Таймс оф Индия . Джайпур. 15 марта 2018 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2023 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Пембертон, Келли (2013). Женщины-мистики и суфийские святыни в Индии . Издательство Университета Южной Каролины. п. 155. ИСБН 978-1-61117-232-4 . Архивировано из оригинала 19 мая 2024 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Саран, Митали (12 августа 2015 г.). «Сердце суфиев: Аджмер-Шариф» . Перспективный путешественник . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «В Раджастане не хватает 3000 карантинных коек» . Таймс оф Индия . Джайпур. 2 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2023 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Хан, Асиф Яр (1 марта 2020 г.). «Работы Рубата в Аджмере скоро начнутся» . Телангана сегодня . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ « «Чадар» послан президентом Афганистана Ашрафом Гани в пятницу для прибытия в Аджмер Шариф» . 18 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ «Обама посылает чадар мира в Аджмер-даргу» . Индийский экспресс . 20 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2023 г. Проверено 8 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Что такое взрыв в Аджмер-Дарге?» . Индийский экспресс . 22 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2017 г. Проверено 22 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Дело о взрыве в Аджмере: суд NIA приговорил к пожизненному заключению Девендру Гупту и Бхавеша Пателя» . Новости18 . 22 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2017 г. Проверено 22 марта 2017 г.
- ^ «Бхавеш Патель и Девендра Гупта в прошлом были обязаны своей верностью RSS, как показывают судебные процессы над СМИ» . Индус . 22 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2017 г. Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ «Клирик Аджмер Дарга арестован за предложение награды за Нупура Шарму» . Квинт . Аджмер. 7 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2022 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Рамнатх, Нандини (4 сентября 2015 г.). «Пророки и прибыль: чудесный мир индийских религиозных фильмов» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Султан Э Хинд» . Домашние развлечения Eagle. 3 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 2 января 2022 г. Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ "Простые данные Гариба Наваза, VCD (1994)" . Индуна.com . Архивировано из оригинала 2 января 2022 года . Проверено 14 марта 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Находка, Эллисон Б. (1993). Нур Джан: Императрица Великих Моголов Индии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195360608 .
- Худа, Камар-ул (2003). «Фестиваль смерти Ходжа Муин Уд-Дина Чишти: конкурирующие власти за священное пространство» . Журнал ритуальных исследований . 17 (1): 61–78. ISSN 0890-1112 . JSTOR 44368645 . Архивировано из оригинала 16 августа 2020 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- Хан, Мотиур Рахман (2010). «Акбар и Дарга Аджмера» . Труды Индийского исторического конгресса . 71 : 226–235. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44147489 . Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 25 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карри, премьер-министр (1989). Храм и культ Муин ад-Дина Чишти в Аджмере . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-563144-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Комитет Дарга, Дарга Ходжа Сахеб, Аджмер» . gharibnawaz.in . Министерство по делам меньшинств , Правительство Индии. Архивировано из оригинала 8 сентября 2019 года . Проверено 25 августа 2019 г.
- «Аджмер Шариф Дарга, Храм Мойнуддина Чишти, Аджмер» . Департамент туризма Раджастана .