Jump to content

Храм Бабы Фарида

Координаты : 30 ° 20'28 "с.ш. 73 ° 23'15" в.д.  /  30,34111 ° с.ш. 73,38750 ° в.д.  / 30,34111; 73,38750
Храм Бабы Фарида
Баба Фарид Дарга
Храм Бабы Фарида — одна из самых важных суфийских и сикхских святынь Пакистана.
Религия
Принадлежность Суннитский ислам
Округ Пакпаттан
Провинция Пенджаб
Год освящен 1265
Расположение
Расположение Пакпаттан
Страна Пакистан Пакистан
Географические координаты 30 ° 20'28 "с.ш. 73 ° 23'15" в.д.  /  30,34111 ° с.ш. 73,38750 ° в.д.  / 30,34111; 73,38750
Архитектура
Тип Мечеть и суфийский мавзолей
Веб-сайт
http://www.ganjshakkar.com/

Храм Бабы Фарида ( панджаби и урду : بابا فرید درगाہ святыня 13-го века ) — суфийская , расположенная в Пакпаттане , Пакистан , и посвященная суфийскому мистику Бабе Фариду . Храм является одним из самых важных в Пакистане. [ 1 ] и был одним из первых исламских святых мест в Южной Азии. [ 2 ] – предоставление мусульманам региона местного центра поклонения. [ 2 ] Святыня также почитается сикхами , которые включают стихи Бабы Фарида в « Гуру Грантх Сахиб» , которого сикхи считают вечным Гуру . [ 3 ]

Святыня сыграла центральную роль в обращении местных жителей в ислам на протяжении нескольких столетий. [ 4 ] Вожди высоко почитаемой святыни когда-то контролировали политически автономное государство, которое защищали солдаты, набранные из местных кланов, присягнувших на верность святыне, и потомкам Бабы Фарида . [ 2 ] Сегодня святыня считается самой значимой в Пенджабе. [ 1 ] и привлекает до двух миллионов посетителей на свой ежегодный фестиваль урс . [ 5 ]

Расположение

[ редактировать ]

Святыня расположена в городе Пакпаттан , в пакистанской провинции Пенджаб , недалеко от правого берега реки Сатледж .

Тюркские поселенцы прибыли в регион вокруг Пакпаттана в 13 веке в результате давления со стороны расширяющейся Монгольской империи . [ 2 ] Таким образом, к моменту прибытия Бабы Фарида в городе уже была мусульманская община со своей мечетью. Баба Фарид основал Джама Хана , или монастырь, в месте, известном тогда как Аджодхан , который привлекал большие массы преданных, которые ежедневно собирались в монастыре в надежде получить та'вид , или письменные благословения и амулеты. [ 2 ] Преданные, в свою очередь, предлагали взамен футух или подарок святыне. [ 2 ]

К XIII веку в мусульманском мире было широко распространено убеждение, что духовные силы великих суфийских святых связаны с местами их захоронений. [ 2 ] поэтому был построен храм в память о месте захоронения Бабы Фарида после его смерти в 1265 году.

В соответствии с суфийской традицией в Пенджабе святилище оказывает влияние на более мелкие святыни по всему региону вокруг Пакпаттана, посвященные конкретным событиям из Бабы Фарида . жизни [ 6 ] Второстепенные святыни образуют вилаят , или «духовную территорию» святыни. [ 6 ] Пакпаттан служит столицей духовной территории Бабы Фарида, или вилаята . [ 6 ] Святилище и его вилаят также объединяли местные племена коллективной идентичностью, основанной на почитании святыни. [ 4 ]

Учреждение

[ редактировать ]

К моменту смерти Бабы Фарида в мусульманском мире было широко распространено мнение о том, что духовные силы святых были связаны с местами их захоронений. [ 2 ] и поэтому после смерти Бабы Фарида в 1265 году на месте его захоронения недалеко от его монастыря был построен храм. Со временем храмовый комплекс разросся и включил в себя не только саму гробницу, но также мечеть, лангар и несколько других связанных с ней построек. [ 2 ]

Могила Бабы Фарида служит эпицентром деятельности храмового комплекса.

В 1281 году шейх Ала ад-Дин Маудж Дарья был назначен духовным преемником Бабы Фарида. Под его руководством популярность святыни значительно возросла. [ 2 ] и сельская местность вокруг святыни начала почитать святыню. [ 7 ] В 1315 году суфийский мистик Амир Хосров подробно отметил, что 50-летие со дня смерти Бабы Фарида было отмечено фестивалем урс , который привлекал верующих, которые слушали декламацию деяний святого и были угощены ансамблем дервишей . [ 2 ]

Примерно в 14 веке также начали возводиться различные второстепенные святыни, посвященные Бабе Фариду, которые расширили духовную территорию святыни, или вилаят . [ 2 ] хотя святыни были построены простолюдинами, а не королевскими покровителями. [ 2 ] Сеть святынь определяла участки в Пенджабе как территории, принадлежащие духовному царству Бабы Фарида, где духовные силы святого могли защищать путешественников. [ 2 ] Было отмечено, что за пределами вилаята Бабы Фарида находится вилаят, принадлежащий храму Бахауддина Закарии в Мултане . [ 2 ]

Туглукский султанат

[ редактировать ]
В храмовый комплекс входят также святыни, посвященные ранним диванам святыни.

Репутация святыни продолжала расти и распространилась за пределы средневековой исламской Индии. Святыню посетил арабский исследователь Ибн Баттута в 1334 году, который рассказал, что египетский шейх Бурхан-уд-дун аль-Арадж предсказал в Александрии , что Ибн Баттута встретится с потомками Бабы Фарида. [ 2 ] Тамерлан захватил Пакпаттан в 1398 году и молился у святыни об увеличении силы. [ 8 ] Он пощадил жителей города из уважения к святыне. [ 9 ]

В эпоху династии Туглук между 1321 и 1398 годами святыня получила официальное покровительство королевского двора в Дели после того, как основатель династии Гият ад-Дин Туглук увлекся «духовной силой» Маудж Дарья. [ 2 ]

Было отмечено, что Гият ад-Дин Туглук часто посещал святыню, когда он был губернатором Пенджаба и правил из соседнего Дипалпура . [ 2 ] Летописец XIV века Шамс-и Сирадж Афиф отметил, что губернатор и будущий султан привел своего сына и племянника, будущих султанов Мухаммада бин Туглака и Фируз Шаха Туглака к святыне , где они приняли участие в церемонии завязывания тюрбана, известной как как дастар банди , [ 2 ] которое давало символическую власть, подобно церемонии коронации . [ 2 ]

святыни Традиция утверждает, что Мухаммад бин Туглук был учеником второго дивана , Мауджа Дарья, который провел церемонию дастар банди для Мухаммада бин Туглука. Мухаммед хотел построить прекрасный храм для своего духовного учителя Мауджа Дарья, но хозяин отказывался разрешить строительство до своей смерти. После смерти шейха Ала ад-Дина в 1335 году Мухаммад бин Туглук приказал построить для него храм, который в конечном итоге стал одним из лучших произведений архитектуры Туглука. [ 2 ] которое затмило даже могилу Бабы Фарида.

Фируз Туглук провел ремонт храма Бабы Фарида в 14 веке и начал раздавать одежды в честь потомков Бабы Фарида. [ 2 ] В конце концов, последующие диваны святыни стали тесно связаны с двором Туглуков в Дели, и святыня стала все больше полагаться на королевское покровительство. [ 2 ] Тамерлан посетил святыню в 1398 году во время вторжения в северную Индию. [ 2 ]

Основатель сикхизма посетил Гуру Нанак святыню в начале 1500-х годов, чтобы забрать сочинения на стихи Бабы Фарида у шейха Ибрагима, потомка Бабы Фарида в 12-м поколении. [ 10 ] Император Великих Моголов Акбар в 1571 году выразил свое почтение святыне и умолял Бабу Фарида. [ 2 ] Шах Джахан в 1629 году издал королевский указ, объявляющий, что доходы от региона вокруг Пакпаттана будут использоваться для содержания святыни. [ 2 ] и что хадимы , или «слуги», святыни, также получат королевскую поддержку. [ 2 ]

Местные смотрители Бабы Фарида, известные как Чишти смотрители святыни , и другие ученики святыни образовали автономное государство, сосредоточенное на святыне. Местные жители присягнули на верность святыне и ее смотрителям и, как сообщается, смогли собрать армию из 10 000 человек для защиты святыни и Чишти . [ 2 ]

В 1757 году армия святыни атаковала раджу Биканера , но была разбита. [ 2 ] Армия преданных смогла защитить эмират Чишти от нападений сикхов в 1776 году. [ 2 ] Святыня и ее независимое государство были завоеваны сикхами в 1810 году, которые еще больше обогатили святыню.

Поэзия Бабы Фарида стала почитаться в сикхизме и была включена в священную книгу сикхов « Гуру Грантх Сахиб» - таким образом, святыня приобрела важное значение как место поклонения сикхов в дополнение к своей функции мусульманской святыни. Махараджа Ранджит Сингх из Империи сикхов захватил храм в 1810 году. Позже он посетил храм и пообещал ежегодно выделять 9000 рупий на его содержание. [ 6 ] Святыня стала центром раздора между сикхской и мусульманской общиной из-за совместной преданности святыне. [ 11 ]

Британский

[ редактировать ]
Храм шейха Фарида Шакарганджа, фотография 1928 года.

Британское колониальное правление над святыней началось после поражения Сикхской империи в 1849 году. Британский колониальный режим поддерживал связи со святыней и стремился использовать ее для достижения цели «косвенного правления» над регионом через политические и социальные системы, существовавшие до их правления. прибытие. [ 4 ]

Современная эпоха

[ редактировать ]

После раздела Британской Индии в 1947 году святыня больше не служила источником межобщинных конфликтов и вместо этого стала идентифицироваться исключительно как мусульманская святыня. [ 11 ] Святыня приобрела еще большее значение в Пакистане, поскольку пакистанским паломникам часто бывает трудно посещать святыни Чисти в Дели и Аджмере из-за плохих отношений между Пакистаном и Индией. В результате святыня Бабы Фарида стала «непревзойденным центром» суфизма Чисти в Пакистане. [ 11 ] Хотя сикхи и индуисты в Индии в настоящее время по большей части отрезаны от святыни, празднование его ежегодного ура проводится в Амритсаре . [ 12 ]

В апреле 2001 года 36 преданных были раздавлены во время давки у храма, когда паломники бросились к Бехишти Дарваза на открытии ежегодного фестиваля урс . [ 13 ] После терактов 11 сентября смотрители святыни осудили экстремистские и эксклюзивистские интерпретации ислама. [ 11 ] 25 октября 2010 года у ворот храма взорвалась бомба, в результате чего погибли шесть человек. [ 14 ] В последние годы основатель и председатель Пакистанской организации «Техрик-и-Инсаф» , бывший игрок в крикет Имран Хан , регулярно посещал храм по ночам. [ 15 ]

В храмовый комплекс входит большая мечеть.

В храмовый комплекс входит не только могила Бабы Фарида, но и его потомственных преемников. В комплекс также входит место старой городской мечети, построенной еще до прибытия в город Бабы Фарида. Небольшая гробница Бабы Фарида сделана из белого мрамора с двумя дверями: одна обращена на восток и называется Нури Дарваза, или «Врата Света», а другая, обращенная на юг, называется Бахишти Дарваза , или «Ворота Рая».

Длинный крытый коридор окружает большую часть здания. Внутри мавзолея находятся две могилы из белого мрамора: одна принадлежит Бабе Фариду, а другая - его старшему сыну. Пространство внутри гробницы ограничено; одновременно внутри может находиться не более десяти человек. В здании нет разделения по полу, но существует зона, предназначенная исключительно для женщин.

Значение

[ редактировать ]
святилища Портал Баб-э-Джаннат , ведущий в самое сокровенное святилище храма, представляет собой символические врата в рай.

Суфизмский Орден Чишти был первым великим суфийским орденом, укоренившимся в столице средневековой исламской Индии, Дели . [ 2 ] Храм вместе с Чисти Аджмер Шариф Дарга и Низамуддин Дарга были первыми, установленными в исламской Индии. [ 2 ] Трио святынь впервые позволило местным мусульманам получить доступ к исламским святыням без необходимости ехать на Ближний Восток . [ 2 ]

Построенный в городе, который в средние века был известен как Аджодхан , важность старого города затмила важность святыни, о чем свидетельствует его переименование в «Пакпаттан», что означает «Чистый паром», что является отсылкой к переправе через реку, которую паломники совершали в святыня. [ 16 ] Святыня сыграла центральную роль в процессе, который привел к обращению местных племен джат в ислам в течение нескольких столетий. [ 4 ] [ 2 ]

Поэзия Бабы Фарида была включена в священную книгу сикхов « Гуру Грантх Сахиб », и таким образом святыня приобрела важное значение как место поклонения сикхов в дополнение к своей функции мусульманской святыни. Махараджа Ранджит Сингх из Империи сикхов захватил храм в 1810 году. Позже он посетил храм и пообещал ежегодно выделять 9000 рупий на его содержание. [ 6 ] Святыня стала центром раздора между сикхской и мусульманской общиной из-за совместной преданности святыне. [ 11 ]

Политический

[ редактировать ]

С тех пор святыня стала ключевым фактором, определяющим политику Пакпаттана. [ 16 ] Покровительство со стороны королевского двора Туглуков началось еще при жизни второго дивана Мауджа Дарья, и последующие диваны стали все больше ассоциироваться с двором Туглуков - третий диван святыни, Муизз ад-Дин, даже был помещен на государственную службу Гуджарате в Мухаммад Туглук, а его брат считался «Шейх уль-Исламом» Индии. [ 2 ]

Шах Джахан в 1692 году издал фарман , или королевский указ, согласно которому потомки Бабы Фарида, известные как Баба Фарид, должны были получить поддержку со стороны двора Великих Моголов. Число потомков было настолько велико, что они сформировали новый класс землевладельцев в районе Пакпаттана, имевших привилегии по сравнению с земледельческими кланами, обитавшими в этом районе. [ 2 ] Новый класс землевладельцев-потомков Бабы Фарида стал известен как Чисти , которым покровительствовали правители Дели, чтобы распространить суверенитет Дели на Пенджаб. [ 17 ]

Потомственные смотрители святыни, или диваны , в конечном итоге начали утверждать себя в качестве политических администраторов, управляя сетью фортов и солдатами-преданными. [ 1 ] Религиозные обязанности дивана все чаще выполнялись сетью проповедников и «подчиненных религиозных специалистов». [ 1 ] в то время как диван сосредоточил усилия на управлении городом-государством Пакпаттан.

Британские колонизаторы конца XIX века отмечали, что Чисти имели влияние, но полностью полагались на фермеров-арендаторов из местных сельскохозяйственных кланов. [ 2 ] Сообщается, что Чистису принадлежало 9% всей земли в округе Монтгомери в конце 19 века. [ 17 ]

Местные земледельческие кланы остались верны Чисти , потомкам святыни [ 2 ] и присягнул в духовной верности потомкам Бабы Фарида из Чисти , а не самому Бабе Фариду. [ 2 ] Кланы предлагали невест клану Чисти в знак верности Чисти . [ 2 ] Со временем кланы стали тесно связаны как со святыней, так и с Диваном . [ 2 ]

Автономное государство

[ редактировать ]

Присяга на верность также включала в себя обязательство защищать святыню и Чисти военным путем . [ 2 ] Сообщается, что кланы Хокарс, Бхатти, Дхудхи и Ханс смогли собрать армию из 10 000 человек для защиты святыни и Чисти , если это необходимо. [ 2 ] святыни В 1757 году диван Абд ас-Субхан собрал армию из кланов, чтобы атаковать раджу Биканера , и смог расширить территорию святыни до противоположного берега реки Сатледж. [ 2 ] Армия преданных смогла отразить нападение сикхов на Пакпаттан в 1776 году, в результате которого погибла Хира Сингх Сандху , основатель сикхского государства Накаи Мисл . [ 2 ] Кавалерия святынь смогла преследовать отступающих сикхских солдат, убив еще несколько тысяч человек. [ 2 ]

Практики

[ редактировать ]

Благотворительность

[ редактировать ]

Подарки и пожертвования храму перераспределяются среди других преданных, что следует примеру Бабы Фарида. [ 2 ] Храм Бабы Фарида впоследствии стал центром перераспределения богатства по всему западному Пенджабу. [ 2 ] В храме есть лангар , или столовая, где беднякам подают бесплатную еду. [ 1 ]

Адабские традиции

[ редактировать ]

Вокруг святыни сложилась система сложных ритуалов, которая интегрировала местные кланы в социальную и религиозную структуру святыни. [ 2 ] В сборнике биографий Бабы Фарида 1623 года, « Джавахир аль-Фариди» , отмечается, что основные ритуалы святыни фактически были установлены во время положения дивана Бадр ад-Дина , которое было унаследовано сразу после смерти Бабы Фарида. [ 2 ]

Такие традиции включали повязывание тюрбана ( дастар банди ) в знак наследования духовного авторитета Бабы Фарида, упорядочение музыки каввали , создание бесплатной кухни при храме и открытие южной двери гробницы, чтобы посетители фестиваля урс могли напрямую пройти самую священную область святыни. [ 2 ] святилища Преданные также проходили через Бехешти Дарваза , чтобы символически войти в рай. [ 2 ]

Паломники считали путешествие на пароме через реку Сатледж к святыне метафорическим путешествием спасения на лодке, которую пилотировал святой. [ 18 ] в ритуале, который может перекликаться с индуистской концепцией тиртхи или перехода реки вброд из мирского в духовный мир. [ 4 ]

святыни Система социальной иерархии сложилась в результате Адаба . Диван и его семья считались самыми важными, за ними следовали храма халифы , члены класса Чисти , вожди местных земледельческих кланов. [ 2 ]

Опека храма

[ редактировать ]

К 13 веку в мусульманских обществах укоренилось широко распространенное убеждение, что духовные силы суфийского святого могут быть унаследованы его потомками. [ 2 ] После смерти Бабы Фарида его сын Бадр ад-Дин Сулейман считался главным преемником Бабы Фарида, установив образец наследственного приобретения этой должности. [ 2 ] Преемство сына Бадр ад-Дина, шейха Ала ад-Дина Мауджа Дарья, в 1281 году еще больше укрепило эту традицию. [ 2 ]

Главного смотрителя и духовного авторитета большинства святынь обычно называют садджада нашин , хотя в храме Бабы Фарида название этой должности взято из королевских дворов средневековой исламской Индии и вместо этого называется диваном . [ 2 ] унаследовал диван Традиционно считается, что бараку , или духовную силу Бабы Фарида. [ 1 ] Диван святыни Пакпаттан исторически не поддерживал духовную власть в регионе сам по себе - скорее, власть святыни была также распространена среди барадари , или сети потомков Бабы Фарида, которые жили в регионах, окружающих святыню. [ 1 ] которые, в свою очередь, иногда сами были саджада нашинами небольшого храма, посвященного благочестивым потомкам Бабы Фарида. [ 1 ] Члены барадари часто владели большими участками земли, подаренными им различными правителями, или были местными деревенскими чиновниками. [ 1 ] К XIX и XX векам сеть саджада нашинов Баба Фарид в вилаяте сохраняла сеть власти, параллельную официальной административной системе региона. [ 1 ]

Успех каждого дивана или садджада нашина был связан с его способностью привлечь официальное покровительство и увеличить пожертвования с целью дальнейшего повышения престижа святыни. [ 1 ] и распределить среди дополнительных святынь, расположенных в окрестностях Пакпаттана. [ 1 ] Ресурсы, направленные на вспомогательные святыни, использовались для поддержания социальных служб, таких как лангар , который раздавал бесплатное питание бедным. [ 1 ] Гостеприимство, оказанное в Лангаре, еще больше повысило статус народа Саджада . [ 1 ]

Дивана Преемственность

[ редактировать ]

Назначение преемника наследственного титула требовало «откровения» духа Бабы Фарида, чтобы определить наследника его бараки , или благословенного прямого доступа к Богу. [ 1 ] Выбор наследника был поддержан с согласия преданных преданных Бабы Фарида и членов сети святынь барадари . [ 1 ]

Конфликты по поводу преемственности

[ редактировать ]

Иногда возникали конфликты по поводу преемственности: в 1880-х годах, во время британского колониального правления , участники спора обратились в британскую судебную систему, чтобы определить, кто из истцов унаследовал откровения от Бабы Фарида. [ 1 ] хотя суд основывал свое решение на уважении исторических обычаев при определении преемника. [ 1 ]

святилища В течение 1880-х и 1890-х годов диван менялся трижды в ходе обсуждений, хотя посещаемость храма не снижалась, и, похоже, преданных не особенно заботило, кто из людей исполнял эту роль. [ 1 ] В конечном итоге успешный петиционер Саид Мухаммад не считался образованным религиоведом. [ 1 ] Эрозия духовной роли дивана привела к критике всей системы святынь со стороны мусульманских реформистских движений ХХ века.

Во время смерти Саида Мухаммада в 1934 году разразился еще один кризис по поводу наследства, поскольку некоторые члены барадари храма оспаривали правопреемство несовершеннолетнего Гулама Кутб ад-Дина на роль, которую, по их мнению, было неподходящим для исполнения молодым человеком. мужчина. [ 1 ] Британские суды признали Гулама Кутб ад-Дина следующим преемником и установили систему ухода за святыней до тех пор, пока он не достигнет зрелости, а также организовали его обучение и образование в престижном колледже Эйчисон в Лахоре - план, который встретил сопротивление со стороны членов Барадари , который боялся, что образование там будет сигнализировать об интеграции дивана в британскую систему ценностей, а не в систему ислама. [ 1 ] Британские попытки урегулирования конфликта были расценены как вмешательство в религиозные дела храма и подорвали легитимность системы диванов храма . [ 1 ]

Администрация

[ редактировать ]

Храм находится в ведении департамента Аукаф. [ 19 ] Храм открыт для посетителей круглосуточно, каждый день в году.

Споры о Бахишти Дарвазе

[ редактировать ]

В 2018 году по случаю ежегодного празднования Урса Бабы Фарида комиссара полиции района Сахивал администрация храма пригласила . Согласно правилам храма, Бахишти Дарваза обычно открывается комиссаром местной полиции, но в то же время администрация храма не позволяет женщинам вторгаться в Бахишти Дарваза. Поэтому администрация храма поручила женщине-комиссару полиции привести с собой полицейского-мужчину, который откроет Бахишти Дарвазу. Нарушив законы и правила храма, женщина-комиссар полиции открыла Бахишти Дарвазу вместе с женщиной-сотрудницей районной полиции. Указанное нарушение создало дополнительные осложнения, и позднее управление полиции отстранило от должности и перевело женщину-комиссара полиции. [ 20 ]

Ритуал Бабы Фарида Урса

[ редактировать ]

781-й ежегодный 10-дневный ритуал в храме Бабы Фаридуддина Ганджа Шакара начался во вторник в Пакпаттане. [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Дэвид Гилмартин (1984). Меткалф, Барбара Дейли (ред.). Моральное поведение и авторитет: место Адаба в исламе Южной Азии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520046603 . Проверено 29 августа 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть Ричард М. Итон (1984). Меткалф, Барбара Дейли (ред.). Моральное поведение и авторитет: место Адаба в исламе Южной Азии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520046603 . Проверено 29 августа 2017 г.
  3. ^ Кин, Майкл (2004). Онлайн-рабочие листы . Нельсон Торнс. п. 38. ISBN  0-7487-7159-Х .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ван дер Вир, Питер (1994). Религиозный национализм: индуисты и мусульмане в Индии . Калифорнийский университет. ISBN  9780520082564 . Проверено 29 августа 2017 г.
  5. ^ «Духовный экстаз: преданные заполняют дом Бабы Фарида в Пакпаттане» . Экспресс Трибьюн . 23 октября 2014 года . Проверено 29 августа 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Сингх, Риши (2015). Формирование государства и установление немусульманской гегемонии: Пенджаб XIX века после Великих Моголов . SAGE Индия. ISBN  9789351505044 . Проверено 29 августа 2017 г.
  7. ^ Подмигните, Андре (1997). Аль-Хинд Создание индо-исламского мира: цари-рабы и исламское завоевание: 11-13 века . Брилл. ISBN  9789004102361 . Проверено 29 августа 2017 г.
  8. ^ Хамадани, Ага Хусейн (1986). Пограничная политика делийских султанов . Atlantic Publishers & Distri.
  9. ^ Меткалф, Барбара Дейли (1984). Моральное поведение и авторитет: место Адаба в исламе Южной Азии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520046603 .
  10. ^ Сингх, Пашаура (27 декабря 2002 г.). Бхагаты Гуру Грантха Сахиба: сикхское самоопределение и Бхагат Бани . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199087723 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и Розегнал, Р. (2016). Исламский суфизм без границ: политика и благочестие в Пакистане XXI века . Спрингер. ISBN  9780230605725 . Проверено 29 августа 2017 г.
  12. ^ «Празднование ура в Амритсаре» . Трибьюн Индия .
  13. ^ «36 человек раздавлены насмерть, пытаясь добраться до райских ворот в Пакистане» . Рейтер. 2 апреля 2001 года . Проверено 29 августа 2017 г.
  14. ^ Камран Хайдер; Миан Хуршид; Хасан Махмуд (25 октября 2010 г.). «Бомба убила шесть человек в суфийском храме на востоке Пакистана» . Рейтер.
  15. ^ Батт, Шафик (3 августа 2017 г.). «Что привело руководителя PTI в отдаленный город?» . Рассвет . Проверено 22 января 2018 г.
  16. ^ Jump up to: а б Мубин, Мухаммед (2015). Делаж, Реми; Бойвен, Мишель (ред.). Религиозный ислам в современной Южной Азии: святыни, путешествия и странники . Рутледж. ISBN  978-1317379997 .
  17. ^ Jump up to: а б Мартин, Николас (2015). Политика, землевладельцы и ислам в Пакистане . Рутледж. ISBN  9781317408970 . Проверено 29 августа 2017 г.
  18. ^ Мери, Йозеф (2005). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. ISBN  9781135455965 . Проверено 29 августа 2017 г.
  19. ^ Омер Тарин, «Хазрат Баба Фарид Гандж Шакар и эволюция литературного пенджаби: краткий обзор» в Journal of Humanities and Liberal Arts, 1995, стр. 21-30.
  20. ^ «Пакпаттан открывает дверь для споров о кодексе храма» . Новости рассвета. 21 сентября 2018 г.
  21. ^ Корреспондент «Наш» (19.07.2023). «Начинаются ритуалы Урса Бабы Фарида» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 16 апреля 2024 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9df49af0384d7b890e6410d37e5df3cc__1723709940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/cc/9df49af0384d7b890e6410d37e5df3cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shrine of Baba Farid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)