Джата
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Джатха ( ( панджаби : Jatha [sg] ; Jathe [pl] ) Гурмукхи ) — вооруженное объединение сикхов. [1] который существует в сикхской традиции с 1699 года, с момента основания Хальсы ( сикхского военного ордена). [2] Джатха по сути означает группу людей. [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]Это слово происходит от санскритского слова ютха , что означает «стадо, стадо, множество, отряд, группа или хозяин». [3]
Происхождение
[ редактировать ]Дамдами Таксал Джатха
[ редактировать ]Говорят, что после создания Хальсы Гуру Гобинд Сингх создал Дамдами Таксал в 1706 году. [ нужна ссылка ] Его первым Джатедаром (лидером) был Баба Дип Сингх , который умер в возрасте 83 лет, когда ему отрубили голову в битве против сил Дуррани . [ нужна ссылка ]
Последствия смерти Банда Сингха Бахадура
[ редактировать ]В сикхской традиции Джатха относится к группе сикхских добровольцев, работающих вместе ради общего дела, независимо от того, является ли это дело насильственным или мирным. [3] Этот термин уже использовался сикхами в первой половине 18 века, но точная точка его происхождения до сих пор не установлена. [3] Последствия казни Банда Сингха Бахадура и преследования сикхов со стороны властей Великих Моголов привели к тому, что сикхи собрались в вооруженные кочевые группы, называемые Джатхами. [3]
Каждую Джатху возглавлял местный лидер, известный как Джатедар . [3] Джатедар выбирался исключительно на основе заслуг, поскольку для этой чести удостаивался только самый смелый и отважный воин конкретной группы. [3] Набожные сикхи Хальсы присоединились к различным джатам, которые призывали их продвигать дело своей религии и бороться с угнетением. [3] Важным критерием отбора для вступления в Джатху было мастерство верховой езды, поскольку тактика кавалерии и партизанская война были жизненно важны для боевого стиля Джатх против гораздо более многочисленных сил Великих Моголов и афганцев. [3] Таким образом, ловкость и маневренность были наиболее важными навыками, которыми сикх должен был овладеть, чтобы добиться успеха в Джатхе. [3]
Джаты в обычное время были независимы друг от друга и должны были полагаться только на себя, чтобы выжить, но они сотрудничали в миссиях. [3] Все джаты подчинились власти Сарбат Хальсы и присутствовали на ежегодном собрании Дивали в Амритсаре. [3] Если Гурмату , Джаты подчинялись ему. Сарбат Хальса передал [3]
Мир в Амритсаре
[ редактировать ]Правительство Великих Моголов заключило мир с сикхами на короткий промежуток времени между 1733 и 1735 годами и разрешило Джатам проживать в Амритсаре, не подвергаясь преследованиям. [3] В этот период Наваб Капур Сингх, лидер сикхов того времени, решил организовать различные Джаты в две группы (« Далс », что означает «бригада» или «секция»): Будха Дал (Старшая бригада) и Таруна Дал (Молодежная бригада). [3] Сам Таруна Дал был разделен на пять подразделов. [3] Каждая часть Таруна Дала развевала свой собственный баннер. [3]
Правительственное притеснение возобновляется
[ редактировать ]Однако вскоре после этого государственное притеснение сикхов возобновилось, и джаты начали делиться на все больше и больше групп. [3] Затем, на ежегодном созыве Сарбат Хальсы в Дивали в 1745 году, был принят Гурмата, реорганизовавший Джатхи в 25 групп. [3] Тем не менее, число Джат продолжало расти, пока не стало известно около 65 Джат, как записано современным Али уд-Дином Муфтием в его «Ибрат Намах» . [3]
Наконец, на ежегодном собрании Сарбат Хальса в Амритсаре в Дивали в 1748 году джаты были реорганизованы в новую группировку, названную мислами , с 11 мислами, сформированными из различных ранее существовавших джатх, и объединенной армией, известной как Дал Хальса Джи . [3] Окончательное командование над мислами было передано Джассе Сингху Ахлувалии . [3] После этого слова Джата и Джатедар начали выходить из употребления, поскольку лидеры Мислов предпочитали термин « Сардар » относиться к себе из-за влияния Афганистана. [3]
Растворение
[ редактировать ]После прихода к власти Махараджи Ранджита Сингха и создания Империи сикхов различные аспекты сикхизма 18 века, включая формирования Джатхи, были упразднены. [3]
Оборудование
[ редактировать ]Воины джаты XVIII века сначала были вооружены дубинками с набалдашниками , копьями , боевыми топорами , луком и стрелами , а также фитильными ружьями . [3] В обязательном порядке для Хальсы все воины были вооружены длинным мечом и кинжалом ( кирпаном ). [3] Некоторые, но не все воины носили бронежилеты, за исключением шлемов. [3] Лошади невероятно ценились, а качественные скакуны использовались во время набегов на транспортные колонны (колонны и обозные поезда) противника. [3]
Позже, когда Джатам удалось захватить вражеские ресурсы, у них появилось больше огнестрельного оружия в виде фитильных ружей, чтобы вооружить свои ряды. [3] Сикхи избегали использования тяжелой артиллерии, поскольку это мешало их военной стратегии быть быстрой и мобильной. [3] Согласно Раттану Сингху Бхангу в его «Пантх Пракаше» , сикхи той эпохи использовали некоторые легкие артиллерийские орудия, такие как замбураки (поворотные пушки, установленные на верблюдах) и дальнобойный мушкет, известный как джанджайл . [3]
Возрождение
[ редактировать ]Термины «джатха» и «джатедар» были возрождены во время движения Сингх Сабха для обозначения «групп проповедников и хоров», ассоциации, которая существует до наших дней. [3] Однако во время более позднего реформаторского движения Гурдвары эти термины снова начали приобретать военный тон, реанимируя и возвращая это слово к контексту 18-го века. [3] Группа сикхов, протестующих и борющихся за свободу сикхских святынь и мест отправления культа от контроля потомственных махантов , называлась Акали Джатхами . [3] Термин «Джатха» стал относиться к «группе [сикхских] добровольцев, идущих вперед, чтобы выдвинуть требование или бросить вызов несправедливому распоряжению правительства». [3] Эта семантика слова используется до сих пор. [3]
Сикх Джатха во время британского правления
[ редактировать ]Джаты существовали во времена британского владычества в Пенджабе , на севере Индии. За это время британцы заключили в тюрьмы многих сикхов, индуистов и мусульман, а многие деревни и города подверглись набегам британской колониальной полиции . [4] В эти трудные времена сикхи начали формировать джаты и новые вооруженные отряды в Британской Индии, и многие деревни и города полагались на защиту сикхских джат. Сикхи совершили множество нападений и убийств на британцев, в результате чего многие сикхи были арестованы и казнены. [ нужна ссылка ] Сикхи сыграли влиятельную роль в движении за независимость Индии . Среди выдающихся деятелей - Бхагат Сингх и Удхам Сингх , которые ездили в Лондон и выслеживали людей, которым сошли с рук убийства в Индии. Большинство заключенных-сикхов были казнены после убийства высокопоставленного британского офицера Джона Саймона, 1-го виконта Саймона , главы комиссии Саймона британского парламента. [4] Также произошел взрыв в британских судах. Сообщается, что Бхагат Сингх стоял за большинством действий, предпринятых против британцев, и позже был повешен.
Некоторые сикхские джаты, такие как движение Баббар Акали , сформированное в 1921 году, отвергли ненасилие и оказали жесткое сопротивление британцам, что привело к небольшим сражениям и убийствам, а в конечном итоге к 1939 году переросло в крупные перестрелки. [5]
Раздел Пенджаба
[ редактировать ]Во время раздела Пенджаба в 1947 году многие сикхи начали формировать вооруженные отряды Джатхи как для оборонительных, так и для наступательных целей против мусульман . [6]
Когда британское правление в Индии подошло к концу, ей пришлось принять решающее решение по определению границ новой страны Пакистана. [4] Некоторые историки говорят, что самой большой ошибкой, которую британцы совершили перед тем, как покинуть Индию, было разделение главной земли сикхов Пенджаба на две части, отдав одну половину исламскому правительству Пакистана, а другую половину - индуистскому правительству. [4] Это привело к безостановочному кровопролитию между многими сикхами и мусульманами. Тысячи мусульман бежали из Восточного Пенджаба в Пакистан, а тысячи сикхов покинули Пакистан, чтобы отправиться в «Новый» Пенджаб, но это путешествие привело к гибели тысяч людей из-за массовых убийств, совершенных обеими сторонами. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гражданские войны в мире: основные конфликты после Второй мировой войны, Том 1
- ^ «Кто такие сикхи? Что такое сикхизм?» . Сихнет.com . 5 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2016 г. Проверено 26 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Сингх, Харбанс. Энциклопедия сикхизма . Том. 2: ЭЛ. Пенджабский университет, Патиала. стр. 362–3.
- ^ Jump up to: а б с д Абель, Эрнест. «История сикхов в Британской Индии» . Архивировано из оригинала 07 сентября 2019 г. Проверено 23 июня 2011 г.
- ^ Сингх, Гуракарана (1993). Движение Баббара Акали: исторический обзор (2-е изд.). Мичиган: Публикации Амана, 1993. 192–194. ISBN 9788171163007 .
- ^ Хаджари, Нисид (29 июня 2015 г.). «Участвовали ли отряды сикхов в организованной попытке очистить Восточный Пенджаб во время раздела?» . Караван . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Дж. Деви (2005), «Пахта реки» , Литературные полиритмы: новые голоса в новых произведениях на английском языке , Sarup & Sons, ISBN 9788176255950