Пяндж Пяре
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Пандж Пьяре ( панджаби : ਪੰਜ ਪਿਆਰੇ , Пандж Пиаре , пять возлюбленных ) относится к собранному специальному квинтету из пяти крещеных ( Амритдхари ) сикхов Хальса , которые действуют как институциональные лидеры для более широкого сикхского сообщества. [1] [2] [3]
Функция
[ редактировать ]Пандж Пьяре созываются для решения неотложных вопросов сикхской общины, охватывая как местные, так и международные проблемы. [3] Составные члены квинтета Пяндж Пиаре отбираются на основе меритократических принципов. [3]
Церемонии
[ редактировать ]Они несут ответственность за руководство процессией Нагар-Киртана . [4] Пяндж Пьяре также несут ответственность за проведение церемонии Амрит Санчар крещения новых членов в сикхский орден Хальса. [1] До Вайсакхи 1699 года нашей эры церемония инициации сикхов была известна как Чаран Пахул . [5] Они несут ответственность за закладку краеугольного камня вновь построенных гурдваров . [3]
Историческое использование
[ редактировать ]В историческом смысле этот термин используется для обозначения собирательного имени, данного пяти мужчинам — Бхай Дая Сингх , Бхаи Дхарам Сингх , Бхаи Химмат Сингх , Бхаи Мохкам Сингх и Бхай Сахиб Сингх — десятым сикхским гуру , Гуру Гобинд Сингхом во время историческое и монументальное собрание в Анандпур-Сахибе в индийском регионе Пенджаб 30 марта 1699 года. (В 1752 году по григорианскому календарю пропущено 11 дней. Таким образом, в настоящее время Вайсакхи приходится на 13 апреля каждого года.)
Первая группа Пандж Пиаре сформировала ядро Хальсы : первые пять человек, получившие посвящение Кханда ди Пахула и обряды (крещение) обоюдоострого меча. Это были первые Пяндж Пьяре. Однако этот термин не ограничивается только этой первой группой. После них любая группа из пяти крещеных сикхов также называется Пандж Пьяре. [6]
Во время Второй битвы при Чамкауре совет Панджа Пиаре приказал Гуру Гобинд Сингху покинуть поле битвы, чтобы сохранить свою жизнь и продолжить возглавлять сикхов, и Гуру подчинился этому приказу. [3]
После образования института Пандж Пиаре в 1699 году Гуру Гобинд Сингх назначил пять сикхов в Нандеде , чтобы они сопровождали Мадхо Даса (широко известного как Банда Байраги ) в его миссии на север по завоеванию Сирхинда в 1708 году. [7] Имена этих пяти Пандж Пиаре были: Бинод Сингх , Кахан Сингх, Бадж Сингх , Дайя Сингх и Рам Сингх. [7] Гуру Гобинд Сингх просил Банду повиноваться совету Пандж Пиаре, но, поскольку ни в одном отчете о жизни Банды не упоминается институт Пандж Пиаре, кроме этого, считается, что он, возможно, не полностью прислушался к их приказам и сбился с пути. [8]
Фон
[ редактировать ]Идея пяти возлюбленных возникла еще до оформления Хальса Панта Гуру Гобинд Сингхом в 1699 году. Гуру Нанак намекает на институт «пяти любимых сыновей» в своем гурбани . [2]
«Гуру Нанак говорит: «В Гурмате (сикхизме) пятеро возлюбленных — сыновья Гуру». Мару М. 1"
- Джаспал Сингх, Гуру Грантх Сахиб: Сикхские Писания (2021), стр. 62
было пятеро возлюбленных На протяжении всей истории сикхов в разные периоды гуру . Ниже приведены примеры некоторых из них: [2]
Гуру Нанак
[ редактировать ]Пятью его возлюбленными были Бхаи Мардана , Бхаи Бала , Бхаи Аджита, Бхаи Лало и Бхаи Лена (позже преемник). [9]
Ангад Гуру
[ редактировать ]Пятью его возлюбленными были Баба Будда , Паро Джулка, Амар Дас (позже преемник), Пайда и Садхарн. [9]
Гуру Амар Дас
[ редактировать ]Пятью его возлюбленными были Баба Будда, Паро, Малхан, Балу и Джета (позже преемник). [9]
Гуру Рам Дас
[ редактировать ]Пятью его возлюбленными были Баба Будда, Бидхи Чанд , Тиратха, Дхарам и Гурия. [9]
Мастер Арджан
[ редактировать ]Пятью его возлюбленными были Бидхи Чанд, Бхаи Джета, Бхаи Ланга, Бхаи Пирана и Бхаи Пера. [2]
Гуру Харгобинд
[ редактировать ]Пятью его возлюбленными были Бхаи Гурдас , Бидхи Чанд, Бело, Калаяна и Бхаллан. [9]
Мастер Хар Рай
[ редактировать ]Пятью его возлюбленными были Бхаи Сутра, Феру, Дарга, Бхана и Бхагта. [9]
Гуру Хар Кришан
[ редактировать ]Пятью его возлюбленными были Бхаи Дарга, Гурбахш и Баба Гурдитта. [примечание 1] , Сант-Рам и Гурдас. [9]
Гуру Тег Бахадур
[ редактировать ]Пятью его возлюбленными были Деван Мати Дас , Гурдита. [примечание 2] , Бхаи Даяла , Бхаи Уде и Бхаи Джайта (позже крестившийся как Дживан Сингх). [2]
Гуру Гобинд Сингх
[ редактировать ]Пятью его возлюбленными были первоначальная/первоначальная группа Пяндж Пиаре, как уже упоминалось в статье. [2]
Учреждение
[ редактировать ]Гуру Гобинд Рай было 33 года, когда он получил божественное вдохновение, чтобы привести в исполнение свои замыслы и создать бессмертное наследие. Каждый год во время Байсакхи (весны) тысячи преданных приезжали в Анандпур, чтобы выразить свое почтение и получить благословения Гуру. В начале 1699 года, за несколько месяцев до Дня Байсакхи , Гуру Гобинд Рай разослал прихожанам по всему миру специальные указы о том, что год Байсакхи должен был стать уникальным событием. Он попросил их не стричь волосы — приходить с нестриженными волосами под тюрбанами и чуни, а мужчин — с пышными бородами.
В день Байсакхи, 30 марта 1699 года, сотни тысяч людей собрались вокруг его божественного временного престола в Анандпур Сахибе . Гуру обратился к прихожанам с волнующей речью о своей божественной миссии по восстановлению их веры и сохранению сикхской религии. После своей вдохновляющей речи он сверкнул обнаженным мечом и сказал, что каждому великому делу предшествует одинаково великая жертва: он потребовал одну голову для приношения. «Мне нужна голова», заявил он. После некоторого трепета один человек предложил себя. Гуру провел его в палатку. Немного позже он появился снова с окровавленным мечом и попросил еще одну голову. Один за другим еще четверо серьезных преданных предложили свои головы. Каждый раз, когда Гуру вводил человека в палатку, он выходил с окровавленным мечом в руке.
Решив, что их Гуру взбесился, прихожане начали расходиться. Затем появился Гуру со всеми пятью мужчинами, одетыми в оранжевые костюмы с синими нагрудниками. (Это цвета сикхизма). Он крестил пятерых в ходе новой уникальной церемонии под названием пахул, которую сикхи сегодня знают как церемонию крещения под названием Амрит. Затем Гуру попросил этих пятерых крещеных сикхов крестить и его. Так он стал известен как Гуру Чела, как учитель, так и ученик. Затем он провозгласил, что Пандж Пьяре — Пять Возлюбленных — будут воплощением самого Гуру: «Где есть Пандж Пьяре, там есть Я. Когда Пятеро встречаются, они — святейшие из святых».
Он сказал, что когда и где бы ни собрались пять крещеных (Амритдхари) сикхов , Гуру будет присутствовать. Все те, кто получит Амриту от пяти крещеных сикхов, будут наполнены духом мужества и силы для самопожертвования. Таким образом, опираясь на эти принципы, он основал Хальса Пантх, Орден Чистых.
Уникальная идентичность
[ редактировать ]В то же время Гуру придал своему новому Хальсе уникальную, неоспоримую и отчетливую индивидуальность. Гуру преподнес в подарок бану, характерную сикхскую одежду и головной убор. Он также предложил пять эмблем чистоты и мужества. Эти символы, которые носят все крещеные сикхи обоих полов, сегодня широко известны как « Пять К» :
- Кеш , нестриженые волосы – это дар божий;
- Канха , деревянная расческа, которая предотвращает спутывание волос сикхов, что показывает, что Бог не допускает спутывания волос в жизни;
- Кара , железный (или стальной) браслет, не имеющий ни начала, ни конца, который показывает, что у Бога нет ни начала, ни конца;
- Кирпан , меч, использовался только для защиты других, более слабых, чем его носитель; и
- Кашера — нижнее белье, которое сикхи носят в бою, чтобы свободно передвигаться.
Будучи узнаваемым, ни один сикх больше никогда не сможет прикрыться трусостью.
Политическая тирания и жестокость со стороны исламских правителей того времени были не единственным обстоятельством, снижавшим моральный дух людей. Дискриминационные классовые различия (индийская «кастовая» система) были причиной чувства деградации людей. Гуру хотел устранить аномалии, вызванные кастовой системой. Конституция Пяндж Пьяре была живым примером его мечты: высшая и низшая касты были объединены в одну. Среди первоначальных Пандж Пьяре был один Хатри, лавочник; один джат, фермер, один Чхимба, типограф/портной ситцевого полотна; один джимар, один кумхар, водонос; и один Най, парикмахер. Далее пятеро были из отдаленных регионов — Лахора, Уттар-Прадеша, Гуджарата и Карнатаки одиша. Каждому сикху он дал фамилию Сингх (Лев), а также взял это имя себе. Из Гобинд Рая он стал Гуру Гобинд Сингхом. Он также заявил, что все сикхские женщины олицетворяют королевскую власть, и дал им фамилию Каур (принцесса). Обладая ярко выраженной идентичностью Хальсы и сознанием чистоты, Гуру Гобинд Сингх дал всем сикхам возможность жить жизнью, полной мужества, самопожертвования и равенства.
Рождение Хальсы сикхи празднуют каждый день Байсакхи 13 апреля. Байсакхи в 1999 году отмечает 300-летие со дня дара Гуру Гобинд Сингхом Пантххалсы всем сикхам во всем мире.
Имя | Рождение - Смерть | Религия | Место рождения |
---|---|---|---|
Брат Дайя Сингх | 1661–1708 | сикх [10] | Сиалкот , Пакистан |
Брат Дхарам Сингх | 1666–1708 | сикх [10] | Хастинапур , округ Меерут , Индия |
Брат Химмат Сингх | 1661–1705 | сикх [10] | Пури Одиша , Индия |
Брат Мохкам Сингх | 1663–1705 | сикх [10] | Бет Дварка , Гуджарат , Индия |
Бхаи Сахиб Сингх | 1662–1705 | сикх [10] | Карнатака , Индия |
Улей Мукты
[ редактировать ]После первых пяти посвященных в орден Хальса, следующие пять (из десяти) были названы Пандж Мукте («пять мучеников») и названы следующим образом: [11] [12]
- Рам Сингх
- Фатех Сингх
- Дева Сингх [примечание 3]
- Ишар Сингх
- Тахил Сингх [примечание 4]
После первых десяти крещений
[ редактировать ]По словам Гуру Киан Сакхяна , после первых десяти крещений ( Пандж Пиаре и Пандж Мукте ) около 20 000 мужчин были готовы принять крещение, хотя некоторые отвергли его. [12] В список мужчин, которые затем прошли Пахул, входили: Мани Рам , Диван Бачиттар Дас, Уде Рай, Аник Дас, Аджаиб Дас, Аджаиб Чанд, Чаупат Рай, Диван Дхарам Чанд, Алам Чанд Начна и Сахиб Рам Коер. [12] Затем за этой группой последовали Рай Чанд Мултани, Гурбахш Рай, Пандит Кирпа Рам Датт из Маттана, Субег Чанд, Гурмукх Дас, Санмукх Дас, Амрик Чанд, Пурохит Дайя Рам, Ратна, Гани Дас, Лал Чанд Пешаурия, Руп Чанд, Содхи Дип. Чанд, Нанд Чанд, Нану Рай из Дивали и Хазари, Бхандари и Дарбари из Сирхинда . [12] Сообщается, что в первые несколько дней после Вайсакхи 1699 года крестилось около 80 000 мужчин. [12]
Пол
[ редактировать ]Поскольку первый квинтет, положивший начало учреждению Пандж Пьяре и назначенный самим Гуру Гобинд Сингхом, состоял исключительно из мужчин, многие сикхи считают, что Пандж Пьяре может состоять только из мужчин и что женщины не могут быть инициированы в качестве представителей. [4] Однако это оспаривается как противоречащее вере и практике сикхов в области гендерного равенства. [4] Секта сикхов 3HO позволяет крещеным сикхским женщинам формировать Пандж Пьяре. [4]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Не путать с сыном Гуру Харгобинда, Бабой Гурдиттой Содхи .
- ↑ Не путать с сыном Гуру Харгобинда, Бабой Гурдиттой Содхи .
- ↑ Также пишется как «Деса Сингх».
- ↑ Также пишется как «Техал Сингх».
Библиография
[ редактировать ]- «Концепции сикхизма» . Глобальные сикхские исследования [www.globalsikhstudies.net]. Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 года . Проверено 4 апреля 2006 г.
- Гурдас, Бхаи, Варан
- Джагги, Раттан Сингх, изд., Бансавалинама. Чандигарх, 1972 год.
- Куир Сингх, Гурбилас Патшахи 10. Патиала, 1968 г.
- Бхангу, Ратан Сингх, Прачин Пантх Пракаш. Амритсар, 1962 год.
- Санток Сингх, Бхаи, Шри Гур Пратап Сурадж Грантх, Амритсар, 1927–35 гг.
- Бхалла, Саруп Дас, Махима Пракаш.
- Джан Сингх, Джани, Пант Пракаш, Патиала, 1970 год.
- Сукха Сингх, Гурбилас Дасвин Патшахи, Патиала, 1970 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уильямс, Виктория (2016). «Дастаар Банди и Амрит Санчар, сикхизм». Празднование жизненных обычаев по всему миру: от детских праздников до похорон . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 70. ИСБН 978-1-4408-3658-9 . OCLC 956633929 .
Во время церемонии амрита сопровождается торжественной клятвой в присутствии Шри Гуру Грантха Сахиба и Пандж Пьяре, или пяти возлюбленных. Пандж Пьяре — это квинтет посвященных сикхов, мужчин и женщин, которые выступают в качестве лидеров внутри сикхской общины. Пандж Пьяре наблюдает за церемонией Амрит Санчар, готовя посвященных и вручая Амрит тем, кто готов к посвящению.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сингх, Джаспал (2021). Гуру Грантх Сахиб: Сикхское Писание . Публикации КК. п. 62.
- ^ Jump up to: а б с д и Сандху, Джан Сингх (2023). «34. Кто нынешние пандж пьяре?». Кто такие сикхи? Исследование верований, обычаев и традиций сикхов . Издательство Арчвей. ISBN 978-1-6657-3953-5 . OCLC 1376370414 .
Сегодня термин «пандж пьяре» относится к специальной группе из пяти сикхов амритдхари, которые признаны общиной за их приверженность сикхи и которых просят выполнять определенные функции. Панджьяре удостоена чести провести амрит санчар (церемонию инициации), а также могут быть призваны для выполнения других важных услуг, таких как закладка краеугольного камня гурдвары или возглавить религиозную процессию. Они также могут помочь в разрешении споров, например, в решении проблем, с которыми сталкивается семья, местный сикхский сангат (сообщество) или большой сикхский пантх в целом. Они должны иметь высочайшие моральные качества и строго придерживаться сикхских принципов и ценностей. Все пандж пьяре состоят из добровольцев, и их отбирают, когда возникает необходимость. Они сохраняют этот статус до тех пор, пока не будут выполнены возложенные на них обязанности.
В решающие моменты сикхской истории панджьяре коллективно действовали как высшая власть сикхов. Например, во время битвы при Чамкауре последние пять выживших сикхов объединились в Совет пяти и приказали Гуру Гобинду покинуть крепость и спастись, собрав сикхов заново. Прежде чем уйти из жизни, Гуру Гобинд Сингх положил конец линии ныне живущих гуру. Посредством учреждения панджьяре Гуру представлял себе продолжающееся общество, которое будет вести себя демократично и выбирать своих лидеров на основе заслуг. - ^ Jump up to: а б с д Джхутти-Джохал, Джагбир (2011). «Сикхизм и женщины: женщины Хальса - Пяндж Пьяре». Сикхизм сегодня . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 49. ИСБН 978-1-4411-8140-4 . OCLC 721194810 .
- ^ «Чаран пахул | Краткий Оксфордский словарь мировых религий» . www.энциклопедия.com . Проверено 24 сентября 2022 г.
Чаран пахул (панджаби, «посвящение стопы»). Индуистский ритуал инициации продолжили сикхские гуру. Гуру Гобинд Сингх заменил чаран пахул на кханде-ди-пахул, посвящение с кхандой в день Байсакхи 1699 года.
- ^ «Панч пьяре | Краткий Оксфордский словарь мировых религий» . www.энциклопедия.com . Проверено 23 сентября 2022 г.
Пандж пьяре (Панджаби, «пятеро возлюбленных»). 1. Пять мужчин, которые добровольно отдали свои головы Гуру Гобинд Сингху в Байсакхи 1699 года. Все они были переименованы в Сингх. Впоследствии они храбро сражались за Гуру. Панджпьяре ежедневно вспоминают в Ардасе, и часть карах прасада выносится в память о них перед всеобщим раздачей. 2. Пять крещеных сикхов, управляющих кханде-ди-пахулом. Обычно это мужчины, которые должны быть амритдхари, физически здоровы и соблюдать сикхский кодекс поведения (рахит). 3. Центральный и высший орган власти для всех сикхов, расположенный в Амритсаре.
- ^ Jump up to: а б Сагу, Харбанс Каур (2001). Банда Сингх Бахадур и суверенитет сикхов . Глубокие и глубокие публикации. п. 119.ISBN 9788176293006 .
- ^ Дханоа, Сурайн Сингх (2005). Радж Карега Хальса . Издательство Санбун. п. 173.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гревал, Далвиндар Сингх (14 июня 2010 г.). «Любимая пятёрка» . СикхНет . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Маколифф, Макс Артур (2009). Сикхская религия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781139506595 . ISBN 978-1-139-50659-5 .
- ^ Фенек, Луи Э. (2021). Заветная пятерка в истории сикхов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 48. ИСБН 978-0-19-753287-4 . OCLC 1157751641 .
Как мы можем заметить, сакхи содержит имена как Пандж Пиаре, так и менее известного пандж мукте, или Пяти Освобожденных. Пять Освобожденных, а именно Рам Сингх, Фатех Сингх, Дева Сингх, Ишар Сингх и Тахил Сингх, были, согласно сикхской традиции, следующими пятью сикхами, которым после Пандж Пиаре был введен эликсир обоюдоострого меча. В «Рахит-наме» конца восемнадцатого века, приписываемой Дайя Сингху, они упоминаются как пять бхуджанги или махан мукте (великие освобожденные).
- ^ Jump up to: а б с д и Ганди, Сурджит Сингх (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1606-1708 гг . н.э. Пересказ истории сикхских гуру. Том. 2. Atlantic Publishers & Dist. стр. 790–791.
- Сингх, Патвант (1989). Золотой Храм . Книги Южной Азии. ISBN 962-7375-01-2 .