Брат Мати Дас
Брат Мати Дас | |
---|---|
Рожденный | 1641 Карьяла , Джелум , Пенджаб , Империя Великих Моголов , (ныне Пакистан ) |
Умер | 1675 1675 (33–34 года) Чандни Чоук , Дели , Империя Великих Моголов (ныне Индия ) |
Причина смерти | Смерть от распиловки |
Отец | Брат Хира Нанд |
Бхаи Мати Дас ( панджаби : Бхаи Мати Дас; умер в 1675 году; также известен как Деван Мати Дас) [ 1 ] ), вместе со своим младшим братом Бхаи Сати Дасом были мучениками ранней сикхской истории. Бхаи Мати Дас, Бхаи Даяла и Бхаи Сати Дас были казнены в котвали (полицейском участке) в Чандни Чоук районе в Дели по прямому приказу исламского захватчика Аурангзеба незадолго до мученической смерти Гуру Тег Бахадура . Бхаи Мати Даса казнили, связав между двумя колоннами и разрубив надвое.
Биография
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Бхаи Мати Дас принадлежал к семье ( Сарасват ) Мохьял Брахманов из клана Чиббер . [ 2 ] Он жил в древней деревне Карьяла , примерно в десяти километрах от Чаквала , по дороге к храмам Катас Радж в округе Джелум в регионе Пенджаб в Пакистане . Бхаи Сати Дас был его младшим братом. Бхаи Мати Дас был сыном Хира Нанда, учеником Гуру Хар Гобинда , под началом которого он сражался во многих битвах и был великим воином. Хира Нанд был внуком Лакхи Даса, сына Бхаи Праги, [ 3 ] который также был мучеником и Джатедаром (лидером) в первой битве Гуру Харгобинда. [ 4 ]
Служение Гуру Тег Бахадура
[ редактировать ]В период после физического исчезновения Гуру Хар Кришана Сахиба Джи в Дели и неопределенности относительно того, кто будет следующим Гуру, Бхаи Мати Дас и Бхаи Сати Дас иногда упоминаются как присутствовавшие в поисках Гуру. [ 5 ] или сразу после [ 6 ] когда Баба Махан Шах Лабана нашел Гуру Тех Бахадура в деревне Бакала, где тогда жил новый Гуру.
Новый Гуру доверил всю свою финансовую деятельность Бхаи Мати Дасу, поэтому его иногда называют Диван Мати Дас. [ 7 ] тогда как Бхаи Сати Дас служил поваром Гуру Тех Бахадуру. [ 8 ] Два брата сопровождали Гуру Тег Бахадура во время его двухлетнего пребывания в Ассаме . [ 9 ] Затем Гуру Тег Бахадур купил холм недалеко от деревни Маховал в пяти милях к северу от Киратпура и основал новый город Чакк Нанаки. [ 10 ] теперь называемый Анандпур Сахиб (обитель блаженства), где также проживали Бхаи Мати Дас и Бхаи Сати Дас.
Восточные туры Гуру
[ редактировать ]Бхаи Мати Дас и Бхаи Сати Дас присутствовали в восточных турах Гуру, начавшихся в августе 1665 года, включая туры по Сайфабаду. [ 11 ] и Дхамтан (Бангар) [ 12 ] где они были арестованы, возможно, из-за влияния Дхир Мала или улемов и ортодоксальных брахманов . [ 13 ] Гуру отправили в Дели и продержали под стражей один месяц. [ 14 ] После освобождения в декабре 1665 года он продолжил свое путешествие, и Бхаи Мати Дас и Бхаи Сати Дас снова были в его компании, особенно в Дакке и Мальде . [ 15 ]
Арест магистра
[ редактировать ]вызвал Гуру В 1675 году император Аурангзеб в Дели для принятия ислама. [ 16 ] Аурангзеб был очень счастлив, что все, что ему нужно было сделать, это обратить в веру одного человека, и остальные индусы из Кашмира , Курукшетры , Хардвара и Бенераса последуют его примеру. [ 17 ] Гуру по собственному желанию уехал в Дели, но был арестован в Маликпур Рангхаране недалеко от Ропара . [ 18 ] Пока Гуру путешествовал в Дели, его компания в это время состояла из его самых преданных сикхов, включая Бхаи Даялу , Бхаи Удаи и Бхаи Джайту (Рангретту), а также Бхаи Мати Даса и Бхаи Сати Даса. [ 19 ] Посетив несколько мест, где собрались большие толпы преданных, Гуру отправил Бхаи Джаиту и Бхаи Удая в Дели, чтобы они осмотрели окрестности и доложили ему, а также Анандпуру. [ 19 ]
После ареста Гуру Тех Бахадур был доставлен в Сирхинд , а оттуда в железной клетке отправлен в Дели. [ 18 ] В Дели Гуру и пятеро его спутников были доставлены в зал заседаний Красного Форта . Гуру задали множество вопросов о религии, индуизме , сикхизме и исламе , например, почему он жертвовал своей жизнью ради людей, носящих джанеу и тилак , когда он сам был сикхом. Гуру ответил, что они бессильны и слабы против тирании. Они пришли в обитель Гуру Нанака в качестве убежища, и, следуя той же логике, он также пожертвовал бы своей жизнью ради мусульман. [ 19 ] После решительного отказа Гуру отречься от своей веры, его спросили, почему его зовут Тег Бахадур (гладиатор или Рыцарь Меча; до этого его звали Тьяг Мал ). Бхаи Мати Дас немедленно ответил, что Гуру завоевал титул, нанеся тяжелый удар имперским силам в четырнадцатилетнем возрасте. Гуру Тех Бахадура Сахиб Джи и его товарищей приказали заключать в тюрьму и подвергать пыткам до тех пор, пока они не согласятся принять ислам. [ 20 ]
Мученичество Гуру
[ редактировать ]Через несколько дней Гуру Тех Бахадур и трое его товарищей снова предстали перед Кази города, и сикхи снова повторили свои чувства. [ 21 ] Бхаи Мати Дасу предложили жениться на дочери наваба, а также стать губернатором провинции, если он примет ислам. [ 22 ]
11 ноября 1675 г. [ 23 ] большие толпы собрались, чтобы увидеть Гуру [ 24 ] и палачи были вызваны в котвали (полицейский участок) возле Сунехри Масджид в Чандни Чоук . Гуру, которого держали в железной клетке, [ 25 ] и троих его товарищей перевезли на место казни. В записях Империи Великих Моголов 17 века смерть Бхаи Мати Даса объясняется как наказание за вызов властям. [ 26 ] Затем Бхаи Мати Дас, Бхаи Даяла и Бхаи Сати Дас были подвергнуты пыткам и казнены.
Мученичество Бхаи Мати Даса
[ редактировать ]Бхаи Мати Дас, первый принявший мученическую смерть, [ 27 ] спросили, есть ли у него какие-нибудь последние пожелания. Он ответил, что во время казни ему хотелось бы повернуться лицом к гуру. [ 22 ] Бхай Мати Даса заставили стоять прямо между двумя столбами, надели ему на голову двойную пилу и распилили его от головы до поясницы. [ 28 ] Пока это происходило, Бхаи Мати Дас читал Джапуджи Сахиб . [ 22 ] Существует мистическое поверье, что чтение Гурбани продолжалось и завершилось, даже несмотря на то, что тело было разделено на две отдельные половины. [ 29 ] Увидев это, Дьял Дас оскорбил Императора и его придворных за этот адский поступок. [ 30 ]
Мученичество Бхаи Даялы и Бхаи Сати Даса
[ редактировать ]Бхаи Даялу связали, как круглый узел, и поместили в огромный бронзовый сосуд. [ 22 ] котел с кипящим маслом. Его заживо зажарили на куске древесного угля. [ 31 ] Ученики Гуру не проявили никаких признаков горя. [ 29 ] и Гуру также с божественным спокойствием наблюдал за этой дикостью. [ 32 ] [ 33 ]
Бхаи Сати Дас был привязан к столбу [ 34 ] и обернут хлопковым волокном. Затем палач поджег его. [ 35 ] Он оставался спокойным и умиротворенным и продолжал произносить Вахегуру Гурмантар , в то время как огонь пожирал его тело.
Мученичество Гуру
[ редактировать ]Рано утром следующего дня Гуру Тег Бахадур был обезглавлен палачом по имени Джалал-уд-дин Джаллад. [ 36 ] который проживал в городе Самана на территории современного Пенджаба . Место казни находилось под баньяном (до сих пор сохранились ствол дерева и колодец рядом, где он принимал ванну). [ 37 ] напротив мечети Сунхери возле Котвали в Чандни Чоук, где он находился в качестве пленника, 11 ноября 1675 года.
Его голову нес Бхаи Джайта. [ 38 ] ученика Гуру, в Анандпур, где девятилетний Гуру Гобинд Сингх кремировал его ( Гурдвара в этом месте также называется Гурдвара Сис Гандж Сахиб ). Тело, прежде чем его удалось четвертовать, было украдено под покровом темноты Лакхи Шахом Ванджарой, другим учеником, который отвез его в телеге с сеном и кремировал, сжег свою хижину. Гурдвара Ракаб Гандж Сахиб . Сегодня на этом месте стоит [ 39 ] Позже Гурдвара Сис Гандж Сахиб был построен в Чандни Чоук на месте мученической смерти Гуру.
Наследие
[ редактировать ]считают Бхаи Мати Даса великомучеником Сикхи . [ 40 ] Дата его мученической кончины отмечается в некоторых частях Индии как государственный праздник. [37] [38] [39] Мученичество Бхаи Мати Даса открыто упоминается [ 41 ] в ежедневных молительных молитвах Ардаса .
Музей Бхаи Мати Даса Сати Даса был построен в честь Бхаи Мати Даса и Бхаи Сати Даса в Дели напротив Гурудвара Сис Гандж Сахиб , Чандни Чоук, места, где они были замучены. [ 42 ] [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сингх, Джаспал (2021). Гуру Грантх Сахиб: Сикхское Писание . Публикации КК. п. 62.
- ^ Сингх, Бахшиш (1998). Труды: Ред. Парм Бахшиш Сингх, Том 1 Конференция по истории Пенджаба . Патиала: Пенджабский университет. п. 113. ИСБН 9788173804625 .
Он был связан с Мати Дасом и Сати Дасом, браминами-мохьялами, которые, по его словам, действовали как диваны Гуру Тег Бахадура и приняли мученическую смерть.
- ^ Ганди 2007 , с. 593.
- ^ «Бхай Сати Дасс и Бхаи Мати Дасс» . сикх-история.com . Архивировано из оригинала 13 января 2019 года . Проверено 14 января 2019 г.
- ^ Кохли, Мохиндар (1992). Гуру Тег Бахадур: Свидетельство совести . Академия Сахитья. п. 14. ISBN 9788172012342 .
- ^ Сингх, Притхи Пал (2006). История сикхских гуру . Нью-Дели: Lotus Press. п. 116. ИСБН 9788183820752 .
- ^ Стрейси, Раселл (1911). История Мухиялов: воинствующая раса брахманов Индии . п. 24.
- ^ Сингх, HS 1998 , стр. 76.
- ^ Гупта, Хари (1984). История сикхов: Сикхские гуру, 1469–1708 гг . Мунширам Манохарлал. п. 375.ISBN 9788121502764 .
- ^ Сингх, Харбанс. Гуру Тег Бахадур . Стерлинговые издательства. п. 98.
- ^ Ганди 2007 , с. 629.
- ^ Ганди 2007 , с. 630.
- ^ Сингх, Фауха; Талиб, Гурбачан (1975). Гуру Тег Бахадур: мученик и учитель . Патиала: Пенджабский университет. п. 44.
- ^ Ганди 2007 , с. 631.
- ^ Ганди 2007 , с. 632.
- ^ Сингх, Хари (1994). Сикхское наследие, гурдвары и мемориалы в Пакистане . Азиатские издательские службы. п. 80.
- ^ Сингх, Трилочан (1967). Гуру Тег Бахадур Пророк и мученик (биография) . Сис Гандж, Чандни Чоук, Дели: Комитет сикхов Дели Гурдвара Парбхандак. п. 376.
- ^ Jump up to: а б Сингх, П. 2007 .
- ^ Jump up to: а б с Сингх, И. 2014 , с. 384.
- ^ Венкатешварараву, Адираджу (1991). Сикхи и Индия: кризис идентичности . Публикации Шри Сатьи. п. 36.
- ^ Сингх, Гурприт (2017). Десять мастеров . Diamond Pocket Books Pvt Ltd.
- ^ Jump up to: а б с д Сингх, Г. 2005 , с. 100.
- ^ Ганди 2007 , с. 664.
- ^ Гилл, Притам (1975). Гуру Тег Бахадур, уникальный мученик . Новый академический паб. Ко. п. 69 .
- ^ Суриндер, Джохар (1975). Гуру Тег Бахадур: Библиография . Нью-Дели: Публикации Абхинава. п. 206. ИСБН 9788170170303 .
- ^ «Мученичество Гуру Тег Бахадура» . Индус . 16 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2002 года . Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ Арнеха, Симран (2009). Я Онкар Единый Бог п. 45. ИСБН 9788184650938 .
- ^ Гупта 1978 , с. 376 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Х. 2011 , с. 15.
- ^ Сингх, HS 2005 , стр. 56.
- ^ Сингх, HS 1998 , стр. 56.
- ^ Гупта, Хари (1978). История сикхов: Сикхские гуру, 1469–1708 гг . Мунширам Манохарлал. п. 376.
- ^ Дуггал, Картар (1980). Сикхские гуру: их жизнь и учение . Викас. п. 176. ИСБН 9780706909951 .
- ^ Сингх, Притхи Пал (2006). История сикхских гуру . Нью-Дели: Lotus Press. п. 124. ИСБН 9788183820752 .
- ^ Кордуан, Винфрид (2013). Соседние конфессии: христианское введение в мировые религии . Межвузовская пресса. п. 383. ИСБН 9780830871971 .
- ^ Ралхан, ОП (1997). Великие гуру сикхов: Банда Бахадур, Ашт Ратнас и др . Anmol Publications Pvt Ltd. с. 9. ISBN 9788174884794 .
- ^ Сахи, Джогиндер (1978). Сикхские святыни в Индии и за рубежом . Общий мир. п. 60.
- ^ Сингх, HS 2005 , стр. 187.
- ^ Дас, Мадан (2014). История Гарри Сингха и Софи Каур . Куропатка Индия. п. 168. ИСБН 9781482821352 .
- ^ «Профиль Бхаи Мати Даса Джи» . searchsikhism.com . Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ Сингх, Индер Пал (1999). Величие Хальсы . Амритсар: Университет Гуру Нанака Дева. п. 77.
- ^ Киндерсли, Дорлинг (2010). Топ-10 Дели (Первое изд.). Нью-Йорк: Книги Пингвина . п. 10. ISBN 9780756688493 .
- ^ Основная Индия Фодора: с Дели, Раджастаном, Мумбаи и Кералой . Путешествие Фодора . 2015. ISBN 9781101878682 .
Источники
[ редактировать ]- Ганди, Сурджит (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1606-1708 гг . н.э. Атлантические издательства. ISBN 9788126908585 .
- Сингх, Гурприт (2005). Душа сикхизма . Дели: Книги о фьюжн. ISBN 9788128800856 .
- Сингх, Харбанс (1998). Энциклопедия сикхизма: СЗ . Патиала: Бюро публикаций. ISBN 9788173805301 .
- Сингх, HS (2005). Энциклопедия сикхизма (второе изд.). Нью-Дели: Hemkunt Press. ISBN 8170103010 .
- Сингх, Харджиндер (2011). Игра любви (Второе изд.). Уолсолл: Издательство Акаал. ISBN 9780955458712 .
- Сингх, Икбал (2014). Сикхская вера - воплощение межконфессионального взаимодействия для божественной реализации (второе изд.). Ашрам Сант Аттар Сингх Хари Садху: Калгидхар Траст. п. 384.
- Сингх, Патвант (2007). Сикхи . Издательство Crown Publishing G. ISBN 9780307429339 .
- Бхаи Мати Дас Джи. Архивировано 4 февраля 2012 г. на Wayback Machine , searchsikhism.com; по состоянию на 12 ноября 2016 г.
- Картар Сингх, Книга истории сикхов 5 , Hemkunt Press, Нью-Дели, Индия
- Казни сикхов в Империи Великих Моголов
- Людей казнили за отказ принять ислам
- Казненные индейцы
- Люди из района Джелум
- Казни 17 века в Империи Великих Моголов
- 1621 рождений
- 1675 смертей
- Жертвы нарушений прав человека
- Люди, казненные в Индии путем обезглавливания
- Переходит в сикхизм из индуизма
- Индийцы 17 века
- Sikh martyrs