Тилак
В индуизме тилака как ( санскрит : तिलक ), в просторечии известная как тика , представляет собой знак, который обычно носят на лбу, в точке аджна-чакры (третьего глаза или духовного глаза), а иногда и на других частях тела, таких шея, рука, грудь или рука. [ 1 ] Тилаку можно носить ежедневно в декоративных целях, как символ сектантской принадлежности, для обрядов посвящения или для особых духовных и религиозных мероприятий, в зависимости от региональных обычаев. [ 2 ] [ 3 ] Он также используется как выражение чести или для приветствия кого-либо по прибытии. [ 4 ]
Тилаки бывают самых разных стилей и форм и украшаются различными материалами, такими как «зола от жертвенного огня или коровий навоз, сандаловая паста, куркума, глина, древесный уголь или сурик». [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Вариации и значение
[ редактировать ]Различные индуистские конфессии используют разные материалы и формы для изготовления тилаки. [ 6 ]
Вайшнавские тилаки
[ редактировать ]Традиционно стойкий вайшнав помечает двенадцать частей тела тилаками и другими символами, но самая заметная тилака располагается на лбу. Вайшнавская тилака, также известная как урдхва-пундра , состоит из двух или трех вертикальных линий, начинающихся чуть ниже линии роста волос почти до кончика носа и перехваченных в середине удлиненной буквой U. Стиль урдхва-пундры варьируется. в каждой секте вайшнавов по всей Индии и может быть изготовлен из сандаловой пасты или других материалов. [ 3 ] [ 7 ]
По словам доктора Виджая Пракаша Шармы, известные стили включают: [ 8 ]
- Виджайшри - белая тилака урдхва пундра с белой линией посередине, [ 8 ] основан Свами Баланандом из Джайпура;
- Бенди тилака - белая тилака урдхва пундра с белой круглой отметкой посередине, [ 9 ] основан Свами Рампрасадом Ачарьей из Бадастана Айодхьи; и
- Чатурбхуджи Тилака - Белая Тилака Урдхва Пундра с верхней частью, повернутой на 90 градусов в противоположном направлении, без шри в середине, основанная Нараяндой из Бихара, за ней следуют аскеты Сварг Двара из Айодхьи.
Дополнительные стили включают: Валлабха Сампрадая Тилака, Шри Тилака Реваса Гадди, Рамачарандас Тилака, Шридживарама тилака, Шри Джанакраджа Кишори Шаран Расик Алиджи тилака, Шри Рупкаладжи тилака, Рупсарасджи тилака, Рамасакхиджи тилака, Каманенду Мани тилака, Карунасиндхуджи тилака, Сваминараяна Тилака, имбарка тилака , и Мадхва тилака. [ 10 ]
Васудева Упанишад , текст вайшнавской традиции, объясняет значение трех вертикальных линий в урдхва пундра тилаке как напоминания о Брахме, Вишну и Шиве; ведические писания – Ригведа, Яджурведа и Самаведа; три мира Бху, Бхува, Свар; три слога Ом – а , у , м ; три состояния сознания – бодрствование, сон-сновидение, глубокий сон; три реальности – Майя , Брахман и Атман ; три тела – стхула , сукшма и карана . [ 11 ] [ 12 ]
Шиваитские тилаки
[ редактировать ]Трипундра или Рудра-тилака — другой основной вариант тилаки, который часто носят последователи Шивы . [ 13 ] [ 14 ] Он состоит из трех горизонтальных полос на лбу и одной вертикальной полосы или круга посередине. Традиционно это делается с использованием священного пепла жертвенных костров, также известного как вибхути . Использование вибхути символизирует непривязанность к миру или отречение. [ 15 ] Этот вариант является более древним из двух и имеет много общего с аналогичными знаками, которые носят по всему миру. [ 3 ]
Глава 2 Калагни Рудра Упанишады , традиционного текста Шайвы, объясняет три линии Тилаки как напоминание о различных триадах: трех священных огнях , трех слогах в Ом , трех гунах , трех мирах, трех типах атмана (самости), три силы в себе, первые три Веды , три раза извлечения ведического напитка Сомы . [ 16 ] [ 17 ]
- Первая линия приравнивается к Гархапатье (священному огню на домашней кухне), слогу Ом, гуне Раджас , земле, внешнему «я», Крие – силе действия, Ригведе , утреннему извлечению Сомы, и Махешвара . [ 16 ] [ 17 ]
- Вторая полоса пепла – напоминание о Дакшинагни (священном огне, зажженном на Юге для предков), звуке У Ом, Саттва-гуне , атмосфере, внутреннем я, Ичча – силе воли, Яджурведе , полуденной Соме. добыча и Садашива . [ 16 ] [ 17 ]
- Третья полоса — это Ахавания (огонь, используемый для Хомы ), слог М в Ом, гуна Тамас , Сварга — небеса, Параматман — высшее «Я» (высшая реальность Брахмана ), Джнана — сила знания, Самаведа , извлечение Сомы в сумерках и Шива . [ 16 ] [ 17 ]
Эти линии представляют тройственную силу воли (иччашакти), знания (гьянашакти) и действия (крияшакти) Шивы. [ 18 ] Трипундра, описанная в этом и других шиваитских текстах, также символизирует трезубец Шивы ( тришула ) и божественную триаду Брахмы, Вишну и Шивы. [ 18 ]
Другие индуистские конфессии
[ редактировать ]Шакты , поклоняющиеся различным формам Богини ( Деви ), носят красную точку на лбу посередине трех горизонтальных линий или полукруглой линии. [ 1 ] [ 19 ]
Последователи Ганапатьи используют красную сандаловую пасту ( ракта чандана ). [ 20 ]
Другие традиции
[ редактировать ]Джайны носят тилаку, чтобы пометить лоб джайнских изображений сандаловой пастой во время церемоний пуджи. [ 21 ] По той же причине его также можно использовать для обозначения идолов в начале пуджи ( поклонения), для обозначения камня или дерева перед тем, как его срубят или уберут с первоначального места для ремесленной работы, или для обозначения нового изделия. собственности. [ 4 ] [ 22 ]
Отношение к бинди
[ редактировать ]Хотя бинди родственна тилаке, между ними есть несколько заметных отличий. Бинди — это точка, которую носят в основном замужние индуистские женщины на лбу и обычно красного цвета, символизирующая удачу. Сегодня его можно найти в различных цветах, формах, материалах, и его в основном носят в декоративных целях. [ 23 ] [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Пепельная среда - традиция маркировки лба в христианстве.
- Бинди – косметический предмет украшения женщин Южной Азии.
- Фасинатор - косметический предмет, который носят возле лба, альтернатива шляпе.
- Третий глаз
- Урдхва Пундра
- Вибхути – священный пепел, полученный из сгоревшего дерева, сожженного коровьего навоза или кремации тел.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Миттал, Сушил; Терсби, Джин (18 апреля 2006 г.). Религии Южной Азии: Введение . Рутледж. п. 73. ИСБН 978-1-134-59322-4 .
- ^ Канти Гош, Сумит (18 мая 2023 г.). «Тело, одежда и символический капитал: многогранное представление PUGREE в колониальном управлении Британской Индией» . Текстиль . 22 (2): 334–365. дои : 10.1080/14759756.2023.2208502 . ISSN 1475-9756 . S2CID 258804155 .
- ^ Перейти обратно: а б с Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Розен. п. 709. ИСБН 978-0-8239-3180-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Аксель Майклс (2015), Homo Ritualis: индуистский ритуал и его значение для теории ритуалов , Oxford University Press, ISBN 978-0190262631 , стр. 100-112, 327
- ^ «Тилак | Индуистская символика» . Британника . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Махан Джа, Антропология древних индуистских королевств: исследование в цивилизационной перспективе , с. 126
- ^ Перейти обратно: а б Чаттерджи, Гаутам (2001). Священные индуистские символы . Публикации Абхинава. п. 59. ИСБН 978-81-7017-397-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Виджай Пракаш Шарма , с. 72.
- ^ Виджай Пракаш Шарма , с. 73.
- ^ Виджай Пракаш Шарма , с. 75.
- ^ Сундер Хаттангади (2000), Васудева Упанишад, архивировано 8 февраля 2016 г. в Wayback Machine , Сама Веда, Архив санскритских документов.
- ^ D Деннис Хадсон (2008), Тело Бога , Oxford University Press, ISBN 978-0195369229 , стр. 90-95
- ^ Деуссен 1997 , стр. 789–790.
- ^ Клостермайер 1984 , стр. 131, 371.
- ^ Нарайанан, Васудха (29 мая 2018 г.). «Тилак и другие следы на лбу» . Интернет-энциклопедия индуизма Брилла . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дойссен 1997 , с. 790.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нене 1999 год .
- ^ Перейти обратно: а б Антонио Ригопулос (2013), Энциклопедия индуизма Брилла, Том 5 , Brill Academic, ISBN 978-9004178960 , стр. 182-183
- ^ Комиссар переписи населения Индии (1902 г.). Перепись Индии 1901 года . Отпечатано в центральной типографии правительства. п. 83.
- ^ Граймс, Джон А. (1995). Ганапати: Песня о себе . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 202, примечание 40. ISBN. 0-7914-2440-5 .
- ^ Роберт Уильямс (1998), Джайна-йога: обзор средневековых шравакачар , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120807754 , стр. 221-222
- ^ Э. Уошберн Хопкинс (1910). «Мифологические аспекты деревьев и гор в великом эпосе». Журнал Американского восточного общества . 30 (4): 347–374. дои : 10.2307/3087578 . JSTOR 3087578 .
- ^ ДеМелло, Марго (14 февраля 2012 г.). Лица по всему миру: Культурная энциклопедия человеческого лица: Культурная энциклопедия человеческого лица . АВС-КЛИО. стр. 24–25. ISBN 978-1-59884-618-8 .
- ^ Кенни, Эрин; Николс, Элизабет Гакстеттер (22 июня 2017 г.). Красота во всем мире: Культурная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 22–23. ISBN 978-1-61069-945-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Дойссен, Пол (1997). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1467-7 .
- Энтвистл, AW (1981). Вайшнавские тилаки: сектантские знаки, которые носят поклонники Вишну (бюллетень IAVRI) . Международная ассоциация исследовательского института Вриндавана.
- Клостермайер, Клаус К. (1984). Мифологии и философии спасения в теистических традициях Индии . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. ISBN 978-0-88920-158-3 .
- Нене, Рупа (1999). «Калангнирудра Упанишад» (PDF) (на санскрите ) Получено 28 января.
- Виджай Пракаш Шарма. Садху и индийская цивилизация . [ нужна полная цитата ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Миттал, Сушил; Терсби, Джин Р. (2006). Религии Южной Азии: Введение . Тейлор и Фрэнсис, Великобритания. ISBN 0-415-22390-3 . стр. 73.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Как надевать тилак , Храм Харе Кришна
- Тилака: индуистские знаки на лбу , Приябала Шах.