Осада Сирхинда
Осада Сирхинда | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Моголо-сикхских войн | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() | |||||||
Сила | |||||||
Неизвестный | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
500 | Неизвестный |
Осада Сирхинд велась между Империей Великих Моголов и силами сикхов в 1710 году. Сикхи осадили, штурмовали, захватили, разграбили и разрушили город Сирхинд. [1] [2] [3] после победы и обезглавливания Вазир-хан в битве при Чаппар-Чири . [1] [4] [5] [6]
Фон
[ редактировать ]Город Сирхинд был анафемой для сикхов, которые были в ярости, чтобы отомстить режиму Великих Моголов Сирхинд, при котором двое маленьких детей Гуру Гобинд Сингха были казнены по приказу губернатора Сирхинда Вазир Хана и его дэвана Сухи. Нанд. [7] Некоторые известные города на пути к Сирхинду были захвачены и разграблены, в том числе Сонепат , Кайтал , Самана , Шахабад , Мустафабад и Садхаура . [8] поскольку они могли оказать военную помощь правительству Великих Моголов Сирхинд. [9] [10] Благодаря постоянным победам, многие грабители, стремившиеся разграбить богатства в стенах Сирхинда, также последовали за Банда Сингхом Бахадуром и его сикхскими войсками в его марше к Сирхинду. [11]
Осада
[ редактировать ]После победы и убийства Вазир-хана в битве при Чаппар-Чири Банда Сингх Бахадур и его войска начали марш к Сирхинду, примерно в 10 милях от поля битвы. Ворота города были закрыты, а орудия, установленные на стенах форта, вели непрерывный огонь по сикхам и сумели нанести им значительные потери. Бои возобновились 13 мая, орудиям форта удалось уничтожить 500 солдат Банды, в ответ сикхи дали смертельный залп по орудию форта, сделав его бесполезным, и атаковали городские ворота, успешно сумев открыть некоторые из них. [4] [5] [6]
Захватывать
[ редактировать ]14 мая 1710 года Банда и его армия вошли и захватили Сирхинд, вскоре после этого последовали огромные разрушения среди людей и имущества. [4] [5] [6] Суча Нанд был схвачен живым и позже казнен. [12] [5] тогда как другие индусы, содействовавшие преступлениям Вазир-хана, были наказаны. [6] Банда конфисковал два крора государственную казну и движимое имущество на сумму (20 миллионов), которое было перевезено в Лохгарх, Биласпур . [13]
Зверства над мусульманами
[ редактировать ]Ряд сообщений указывает на общие зверства, совершенные войсками Банды в отношении мусульманской общины и их вассалов в Сирхинде; однако во время экспедиции были сохранены многочисленные мусульманские гробницы, в том числе мавзолеи шейха Ахмада Муджаддида Алифа Сани, что вызвало сомнения в масштабах. [14]
Хари Рам Гупта отметил, что несколько известных мусульман спасли свои жизни, приняв сикхизм. [13] Йогеш Снехи отметил, что Банда Сингх Бахадур во время своего рейда разрушил имперские мечети и форт Сирхинд, где были казнены два маленьких сына Гуру Гобинд Сингха. [15] В.Д. Махаджан также пишет, что во время осады были убиты тысячи мусульман. [16] В «Новой кембриджской истории Индии» отмечается, что сикхи устроили резню тех, кто не сразу обратился в сикхизм, и разрушили городские здания. [17] По словам Ганда Сингха , обвинения в осквернении мечетей были необоснованными, поскольку мавзолей шейха Ахмада Муджаддида Алифа Сани, являвшийся самым великолепным зданием в городе, после боя остался нетронутым. Далее он критикует авторов «Сияр-уль-Мутахерин» и «Мунтахиб-уль-Любаб» за преувеличение зверств сикхов, утверждения о которых повторялись более поздними авторами, такими как Мохаммад Латиф. [6] Далее он пишет, что мусульманское население из-за своей принадлежности к преследованиям и религиозной нетерпимости по отношению к бедным и невинным подвергалось безразборному грабежу со стороны сикхов, побуждаемых памятью о казни сыновей Гуру Гобинд Сингха и сонма грабителей. и нерегулярные формирования жадно грабили и мстили за личную вражду. Лишь мусульманам, которые замаскировались и спрятались в домах индусов, удалось избежать ранений. Аналогичным образом были наказаны индуисты, виновные в преступлениях против невинных, и город был спасен от полного разрушения, поскольку местные индуисты обратились с просьбой о прощении, а жителям города была предоставлена амнистия после уплаты большого выкупа Банда Сингху Бахадуру. [18] [6] Рассказ Хафи Хана и Латифа об осаде также подвергся критике со стороны доктора Харбанса Сагу. [19] СС Ганди, [20] и Гокул Чанд Наранг как ошибочные, лишенные критического анализа и понимания, и на том основании, что летописцы были мусульманами и, следовательно, якобы беспристрастными по отношению к своему режиму. [18] [21] [6]
Последствия
[ редактировать ]После завоевания Сирхинда Банда Сингх вытеснил мусульманских офицеров из всех 28 парганов дивизии Сирхинд и заменил их своими людьми. [22] Он назначил Баджа Сингха губернатором Сирхинда, а Али Сингха из Салауди своим заместителем и начал чеканить монеты. [23] [24] [6] Хотя Моголы смогли восстановить контроль над городскими районами Сирхинда, они не смогли контролировать сельскую местность, что позволило Банде и его людям установить параллельную власть в этих районах, взимая налоги, совершая набеги на города и торговые пути и чеканя собственные монеты. [25] Банда Сингх сделал Лохгарх, Биласпур, столицей Первого сикхского государства , установил свои собственные административные меры, назначил своих собственных фаудждаров , диванов и кардаров (налоговых инспекторов) и использовал свою собственную подпись и уполномоченную печать по своим приказам. [26] Далее он отменил систему заминдари (феодальный строй) и раздал землю крестьянам . [27]
После победы, из-за сообщений о нетерпимости и предвзятом обращении со стороны мусульман из городов Сахаранпур , Бехар, Нанаута и Джелалабад , Банда двинулся в бой с Имперской армией Великих Моголов . [28] Имея под своим контролем всю провинцию Сирхинд, Банда Сингх стал популярным как защитник веры и защитник угнетателей. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад . Гринвуд Пресс. п. 948. ИСБН 978-0-313-33536-5 .
- ^ Дхаван, Пурнима (3 ноября 2011 г.). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета, США. п. 51. ИСБН 978-0-19-975655-1 .
- ^ Маклеод, штат Вашингтон (1997). Сикхизм . Книги о пингвинах. п. 64. ИСБН 9780140252606 .
- ^ Jump up to: а б с Сагу 2001 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с д Маколифф, Макс Артур (28 марта 2013 г.) [1909]. Религия сикхов: ее гуру, священные писания и авторы . Издательство Кембриджского университета. п. 248. ИСБН 978-1-108-05547-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сингх, Ганда (1989) [1950]. Краткая история сикхов . Издательское бюро Пенджабского университета. п. 84.
- ^ Сингх, Кхушвант (2004). История сикхов: 1469-1838 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 105. ИСБН 9780195673081 .
- ^ Сагу 2001 , с. 128.
- ^ Ганди, Сурджит (1999). Сикхи в восемнадцатом веке . п. 28.
- ^ Сагу, Харбанс Каур (2001). Банда Сингх Бахадур и суверенитет сикхов . Глубокие и глубокие публикации. п. 124.ISBN 9788176293006 .
- ^ Сагу 2001 , с. 129.
- ^ Сагу 2001 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Гупта, Хари Рам (1978) [1937]. История сикхов: эволюция сикхских конфедераций (1708-69) (3-е изд.). Издательство Мунширам Манохарлал. п. 14. ISBN 9788121502481 .
- ^ Мадра, Амандип Сингх; Сингх, П. (27 сентября 2016 г.). Сикки, тигры или воры: свидетельства очевидцев сикхов (1606-1810) . Пэлгрейв Макмиллан США (Спрингер). п. 92. ИСБН 978-1-137-11998-8 .
- ^ Снехи, Йогеш (24 апреля 2019 г.). Пространство популярных суфийских святынь в Пенджабе: мечты, воспоминания, территориальность . опубликовано совместно Тейлором и Фрэнсисом и Индийским институтом перспективных исследований. п. 66. ИСБН 978-0-429-51563-7 .
- ^ Махаджан, В.Д. (1971). Индия с 1526 года . Издательство С. Чанд. п. 232. ИСБН 9788121911450 .
- ^ Ричардс, Джон Ф. (1993). Новая Кембриджская история Индии . Том. 1, Часть 3. Издательство Кембриджского университета. п. 257. ИСБН 978-0521400275 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Ганда (1990) [1935]. Жизнь Банда Сингха Бахадура . Издательское бюро Пенджабского университета. стр. 67–69.
- ^ Сагу 2001 , с. 143.
- ^ Ганди, СС (1999). Сикхи в восемнадцатом веке: их борьба за выживание и господство . Братья Сингх, с. 33. ISBN 9788172052171 .
- ^ Прошлое и настоящее Пенджаба: Том 22 . Департамент исторических исследований Пенджаба, Пенджабский университет. 1988. с. 76.
Некоторые обвинения против Банды, а именно, эксгумация могил, осквернение мечетей или их поджог, насильственное обращение в сикхизм после разграбления Сирхинд, Садхауры или других мест, были рассмотрены Ганда Сингхом и не нашли ни капли истины. ... заявление Г.К. Наранга, в котором говорится, что состояние мавзолея Ахмад Шаха после того, как мусульмане потеряли Сирхинд, само по себе является достаточным доказательством преувеличения в заявлении Латифа, которое, тем не менее, подтверждается Хафи-ханом.
- ^ Гупта, Хари Рам (1944). Исследования по позднейшей истории Великих Моголов Пенджаба . Книжный магазин Минерва. п. 47.
- ^ Доктор Х.С. Сингха (2005 г.). Сикхские исследования . Хемкунт Пресс. стр. 9. ISBN 9788170102588 .
- ^ Гупта 1999 , с. 14.
- ^ Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 52. ИСБН 9780191004117 .
- ^ Гревал, Дж. С. (1998). Сикхи Пенджаба, тома 2–3 . Издательство Кембриджского университета. п. 83. ИСБН 9780521637640 .
- ^ Каур, Маданджит (2007). Гуру Гобинд Сингх: историческая и идеологическая перспектива . Книги Юнистар. п. 241. ИСБН 9788189899554 .
- ^ Гупта, Хари Рам (1944). Исследования по позднейшей истории Великих Моголов Пенджаба . Книжный магазин Минерва. п. 47.
- ^ Сагу 2001 , с. 134.