Хафи Хан
Мухаммад Хашим (ок. 1664–1732), более известный под титулом Хафи-хан , был индо-персидским историком Индии Великих Моголов . Его карьера началась примерно в 1693–1694 годах клерком в Бомбее. Он служил преимущественно в Гуджарате и регионах Декана, включая последнее десятилетие правления императора Великих Моголов Аурангзеба . [ 1 ] Он является автором противоречивой и отчасти «явно вымышленной» « Мунтакхаб-аль-Любаб» — книги на персидском языке об истории Индии в период Великих Моголов, завершенной в 1731 году. [ 2 ] Это был хорошо изученный и оспариваемый источник информации об истории Великих Моголов, особенно о Шахе Джахане и Аурангзебе . [ 1 ] [ 2 ] [ примечание 1 ]
Биография
[ редактировать ]Мухаммед Хашим получил титул Хафи-хан (или Хвафи-хан) от императора Мухаммад-шаха , потому что его предки происходили из Хафа (или Хвафа) на территории современного Ирана . Точная дата и место его рождения неизвестны, но, скорее всего, он родился в Индии. В «Мунтахаб-аль-Любаб» говорится, что ему исполнилось 52 года с момента достижения «возраста благоразумия», когда прошло 74 года после смерти министра Шаха Джахана Саада Аллаха ( 1066 год хиджры ). Если предположить, что современный «возраст свободы действий» составляет 14 лет, это означает, что Хафи Хан родился около 1664 года. [ 1 ]
Отец Хафи-хана, Ходжа Мир, также был историком и занимал высокий пост при могольском принце Мураде . Хафи Хан, вероятно, начал свою карьеру как торговец или чиновник и посетил Бомбей в 1693–1694 годах, где имел интервью с английским чиновником. [ 1 ] Ходжа Мир был тяжело ранен в битве при Самугархе . [ 1 ] Позже Ходжа Мир служил брату Мурада Аурангзебу , а его сын Хафи-хан также занимал различные гражданские и военные должности во время правления Аурангзеба (1658-1707). [ 4 ]
Хафи-хан служил преемникам Аурангзеба, включая недолговечное правление Бахадур-шаха , Фаррухсияра и Мухаммад-шаха . [ 4 ] Он жил в Декане и Гуджарате , проводя долгое время в Сурате . Он также жил в Ахмадабаде , Рахури и Чампанере (губернатором которого он занимал во время правления Бахадур-шаха). Ему был присвоен титул Хашим Али Хан, а Мухаммад Шах еще больше облагородил его как Хвафи Хан Низам аль-Мульки. [ 1 ]
Титул Хафи Хана Низам аль-Мульки предполагает, что в последние годы своей жизни он служил Низам-уль-Мульку, Асафу Джаху I , дворянину Великих Моголов, основавшему штат Хайдарабад . Он был близким другом шаха Наваза , другого придворного Асафа Джаха I и автора «Маасир аль-Умара» . [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Введение в Аурангзиб
В соблюдении заповедей (ахкам) Ислама
и укрепление твердой Веры Мухаммеда и
выполнение божественных повелений и запретов,
он предпринял такие решительные действия, что
репутация его доброго имени и его поддержка
Вера потерла совет-приняв
уши правителей семи стран.
- Мунтахаб-аль-Любаб , Хафи Хан
Переводчик: Сайед Мойнул Хак [ 5 ]
Хафи Хана «Мунтахаб-аль-Любаб» в современную эпоху стал широко изучаемым текстом. Он охватывает события вплоть до начала 14-го года правления Мухмад-шаха, то есть около 1731–1732 годов. [ 1 ] По словам М. Атара Али, рукописи произведений Хафи Хана, обнаруженные позже, и рукописи других историков эпохи Великих Моголов показывают, что эта книга включает в себя, без упоминания, работы других мусульманских авторов под псевдонимами Садик Хан и Абул Фазл Мамури. императоров Шах-Джахана и Аурангзеба, таким образом, который в современной науке был бы «расценен как грубый плагиат». [ 2 ] [ 6 ] Личности первоначальных авторов, стоящих за псевдонимами, неизвестны, и их достоверность трудно оценить. [ 2 ] [ 6 ]
В первой версии работы Хафи Хана (MSS 6573 и 6574 в Британской библиотеке) массовое копирование заведомо вымышленных материалов [ который? ] наиболее очевиден. Его последняя версия, опубликованная К.Д. Ахмадом в 1874 году, удалила большую часть личных данных других авторов, чьи работы он включил в свой текст, сократила то, что он заимствовал, изменила мнения в соответствии с повествованием, которое он предпочитал, изменила версию истории предыдущие авторы, затем «существенно дополнившие повествование о последних годах правления Аурангзеба», утверждает Али. [ 2 ] Большие разделы книги Хафи Хана «Мунтахаб-аль-Любаб» , в том числе о периоде Аурангзеба, например, о кампании в Биджапуре, являются плагиатом и «безнадежно неверны», говорит историк А. Дж. Сайед. [ 6 ]
Вышеупомянутые взгляды Атара Али и Сайеда следуют взглядам, опубликованным ранее учеными колониальной эпохи, такими как Рам Шарма. По словам Шармы, написавшего в 1936 году, из всех исторических записей, доступных с конца 17 - начала 18 веков, работа Хафи Хана заняла «почетное место» в историографии колониальной эпохи, посвященной периоду Великих Моголов и особенно Аурангзебу. [ 7 ] Однако, как утверждает Шарма, Хафи Хан был «одним из крупнейших самозванцев среди историков». Хафи Хан пишет так, как будто он является очевидцем, когда он не присутствовал – и не мог присутствовать – где-либо рядом с событиями или Аурангзебом. Он утверждает, что обнаружил дефекты в Аламгир Наме Мухаммада Казима, которая «заканчивается на 10-м году правления Аурангзеба» примерно в то время, когда Хафи-хану было несколько лет, и он не мог ничего знать об Аурангзебе из первых рук. Хафи Хан не упоминает, что он сам собирал информацию об Аурангзебе, даже когда в конце 1690-х годов начал работать на администрацию Империи Великих Моголов. [ 7 ] [ 8 ] Шарма заявляет, что он наткнулся на рукопись в библиотеке Рампура, которая читается как книга Хафи Хана, но написана Абу'л Фазлом Ма'мури. В значительной степени, утверждает Шарма, Хафи Хан взял работу Абу'л Фазла Мамури, лишил текст ее фактического имени автора, украсил его своими собственными мнениями и повествованиями и опубликовал как свою собственную работу. [ 7 ]
По словам историка Муниса Фаруки, Хафи Хан является широко используемым источником о Декане в период Аурангзеба и после него. Это важный, но сомнительный источник, поскольку Хафи Хан представляет одностороннюю исламистскую точку зрения, изображающую «Хайдарабад как исламский бастион в Декане». [ 9 ] Исторические свидетельства значительно более двусмысленны, чем повествование Хафи-хана. В эпоху после султаната Голконды Низам был проницательным политическим агентом, который адаптировал свои письма к чувствам аудитории. В своей обширной переписке с императором Великих Моголов, утверждает Фаруки, Низам называет свои силы «святыми воинами» и «армией ислама» ( лашкар-и-ислам или фаудж-и-ислам ), ведущей «джихад» против « кафиры» и «поддержание престижа ислама». [ 9 ] Напротив, в своих письмах к индуистским правителям, таким как Савай Джай Сингх II , ища их постоянной поддержки, Низам был дипломатически мягок и использовал такие формулировки, как «наша борьба против… заблудших людей» и «сторонники Шаху» ( маратхи). ). Сосредоточение внимания на любом сборнике писем, как утверждает Фаруки, приводит к «диаметрально противоположным суждениям» о Низаме и состоянии политики Декана во время продолжающейся войны Великих Моголов и маратхов. [ 9 ] Хафи-хан считается важным источником событий и мотивов эпохи Великих Моголов, таких как отставка Низама из всех имперских комиссий империи Великих Моголов спустя годы после смерти Аурангзеба. [ 10 ] По словам Фаруки, Хафи Хан объясняет, что Низам подал в отставку, потому что Бахадур Шах отдавал предпочтение и продвигал «низкорожденных» при своем дворе по сравнению с теми, кто происходил из благородных семей Великих Моголов. Это можно подтвердить в трудах других мусульманских историков. [ 10 ]
Переводы
[ редактировать ]Хафи Хана «Мунтахаб-аль-Любаб» была переведена на английский язык Саедом Мойнулом Хаком как « История Аламгира (Карачи) Хафи Хана». Он доступен в виде отдельной книги, а также в виде статей в разных томах «Журнала Исторического общества Пакистана» . [ 11 ]
Эллиот и Доусон также опубликовали английский перевод Мунтахаб-аль-Любаба в 19 веке. [ 12 ] [ 13 ] Джадунатх Саркар сравнил версии Хафи-хана и Саки Мустаид-хана в своих пятитомных публикациях, посвященных периоду Великих Моголов и истории Аурангзиба . [ 14 ]
Использование
[ редактировать ]Текст Хафи Хана был одним из любимых источников исторической информации об Аурангзебе. [ 15 ] Перевод Саркара использовался такими учеными, как М. Атар Али . [ 16 ] Одри Трушке в своей книге «Аурангзеб: жизнь и наследие самого противоречивого короля Индии» использует перевод Хака в качестве одного из своих источников. [ 15 ] Она называет Хафи Хана «хвалебным» историком Аурангзеба. [ 17 ] По словам Трушке, Хафи Хан является одним из «так называемых ключевых историков» Аурангзеба наряду с Саки Мустаид Ханом, написавшим «Маасир-и Аламгири» . [ 18 ] Однако надежность обеих сомнительна, поскольку версия Хафи-хана 1731 года и версия Саки-хана 1711 года были написаны спустя годы после смерти Аурангзеба в 1707 году. Этот разрыв в годах означает, что они «широко полагались на память и слухи для реконструкции событий», и это, должно быть, позволили непреднамеренным ошибкам проникнуть в их хроники», — говорит Трушке. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В книге Хафи Хана есть множество оспариваемых исторических утверждений, в которых Аурангзеб восхваляется как идеальный исламский правитель, который, например, «запретил музыку» в своей империи. Хотя этот запрет также упоминается Никколао Маннучи - итальянским посетителем двора Аурангзеба (1668–1669) в манере, поразительно похожей на запрет, введенный Талибаном, остается спорным, является ли это исторической правдой или повлияло на богатую историю музыки Индии. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Х. Беверидж (1993). «Хвафи Хан » В М.Т. Хоутсма (ред.). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. пп. 868–869. ISBN 90-04-09790-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Али, М. Атар (1995). «Использование источников в историографии Великих Моголов». Журнал Королевского азиатского общества . 5 (3). Издательство Кембриджского университета: 361–363. дои : 10.1017/S1356186300006623 . JSTOR 25183062 .
- ^ Браун, Кэтрин Батлер (2007). «Запретил ли Аурангзеб музыку? Вопросы для историографии его правления». Современные азиатские исследования . 41 (1). Издательство Кембриджского университета: 77–120. дои : 10.1017/S0026749X05002313 . JSTOR 4132345 .
- ^ Перейти обратно: а б Харбанс Сингх, изд. (1992). Энциклопедия сикхизма: MR . Пенджабский университет. п. 148. ИСБН 978-81-7380-349-9 .
- ^ Хак, С. Мойнул, Журнал Исторического общества Пакистана, Vol. 12, выпуск 4 (1 октября 1964 г.), с. 256
- ^ Перейти обратно: а б с Сайед, Эй Джей (1976). «Заметка о Садик Хане и Мамури». Труды Индийского исторического конгресса . 37 . Конгресс истории Индии: 271–278. JSTOR 44138951 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шарма, Рам (1936). «Новая (?) Современная история правления Аурангзеба». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 68 (2). Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии: 279–283. дои : 10.1017/S0035869X00084094 . JSTOR 25201288 .
- ^ Браун, Кэтрин Батлер (2007). «Запретил ли Аурангзеб музыку? Вопросы для историографии его правления». Современные азиатские исследования . 41 (1). Издательство Кембриджского университета: 77–120. дои : 10.1017/S0026749X05002313 . JSTOR 4132345 . ; Цитата: «Хафи-хан жалуется, что отсутствие письменных источников после 1667 года вынудило его полагаться на свою «память» для последующих событий. Учитывая, что в 1668 году ему было всего четыре года и он жил в Декане, его «память» о запрете Аурангзеба вряд ли можно считать достоверным».
- ^ Перейти обратно: а б с Итон, РМ; Фаруки, доктор медицины; Гилмартин, Д.; Кумар, С.; Ричардс, Дж. Ф. (2013). Расширение границ в Южной Азии и мировой истории: очерки в честь Джона Ф. Ричардса . Издательство Кембриджского университета. стр. 30–31 со сносками. ISBN 978-1-107-03428-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Итон, РМ; Фаруки, доктор медицины; Гилмартин, Д.; Кумар, С.; Ричардс, Дж. Ф. (2013). Расширение границ в Южной Азии и мировой истории: очерки в честь Джона Ф. Ричардса . Издательство Кембриджского университета. стр. 11–12 со сносками. ISBN 978-1-107-03428-0 .
- ^ [1] Хак, С Мойнул. Журнал Исторического общества Пакистана; Карачи Том. 12, вып. 4 (1 октября 1964 г.); [2] Хак, С. Мойнул. Журнал Исторического общества Пакистана; Карачи Том. 17, вып. 1 (1 января 1969 г.); [3] Хак, С. Мойнул. Журнал Исторического общества Пакистана; Карачи Том. 17, вып. 4 (1 октября 1969 г.); [4] Хак, С. Мойнул. Журнал Исторического общества Пакистана; Карачи Том. 19, вып. 3 (1 июля 1971 г.); [5] Хак, С. Мойнул. Журнал Исторического общества Пакистана; Карачи Том. 21, вып. 1 (1 января 1973 г.)
- ^ Его Величество Эллиот и Дж. Доусон, Мунтахаб-уль-любаб / Мухаммад Хашим, Хафи Хан , Репринтеры: Sang-e-Meel Publications, Лахор, ISBN 9789693518825 , ОСЛК 86172620
- ^ Эллиот, HM; Доусон, Дж. (1959). Поздние Моголы: Мухаммад Хашим, Хафи-хан .
- ^ Джадунатх Саркар, История Аурангзиба на основе первоисточников , MC Sarkar & Sons, ОСЛК 684422066
- ^ Перейти обратно: а б Трушке, А. (2017). Аурангзеб: жизнь и наследие самого противоречивого короля Индии . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-1-5036-0259-5 . , Цитата: «За несколько десятилетий после смерти Аурангзеба авторы создали множество исторических произведений. «Мунтахаб аль-Любаб» Хафи-хана (ок. 1730 г.) и «Маасир-и Аламгири» Саки Мустаид-хана (1710 г.) являются фаворитами многих историков, [...] используйте оба с осторожностью и сопоставляйте их с другими источниками (стр. 112)».
- ^ Али, М. Атар (1975). «Уход Империи: Дело Великих Моголов». Современные азиатские исследования . 9 (3). Издательство Кембриджского университета: 385–396. дои : 10.1017/s0026749x00005825 .
- ^ Трушке, А. (2017). Аурангзеб: жизнь и наследие самого противоречивого короля Индии . Издательство Стэнфордского университета. п. 108. ИСБН 978-1-5036-0259-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Трушке, А. (2017). Аурангзеб: жизнь и наследие самого противоречивого короля Индии . Издательство Стэнфордского университета. стр. 109–115. ISBN 978-1-5036-0259-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Хан, Гульфишан (2021). «Хвафи Хан» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .