Гуру Рам Дас
Гуру Рам Дас | |
---|---|
Гуру Рам Дас | |
![]() Гуру Рам Дас (сидит), которого обмахивает служитель мухобойки, семейное ателье Наинсуха Гюлера, ок. 1800 г. | |
Персональный | |
Рожденный | Джета Мал Содхи 24 сентября 1534 г. [1] |
Умер | 1 сентября 1581 г. Гоиндвал , Лахор-Субах, Империя Великих Моголов | ( 46 лет
Религия | сикхизм |
Супруг | |
Дети | 3, включая Притхи Чанда и Гуру Арджана |
Родитель |
|
Известный | Основатель Амритсар города [2] |
Другие имена |
|
Подпись | ![]() |
Религиозная карьера | |
Базируется в | Рамдаспур |
Предшественник | Гуру Амар Дас |
Преемник | Мастер Арджан |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
![]() |
Гуру Рам Дас ( Гурмукхи : गुरु राम दास, произношение: [gʊɾuː ɾaːmᵊ d̯aːsᵊ] ; 24 сентября 1534 — 1 сентября 1581) был четвертым из десяти сикхских гуру . [2] [3] Он родился в семье, проживающей в Лахоре . [3] [1] Его имя при рождении было Джета, и он осиротел в семь лет; После этого он вырос со своей бабушкой по материнской линии в деревне. [3]
В 12 лет Бхаи Джетха и его бабушка переехали в Гойндвал, где встретили Гуру Амар Даса . [3] После этого мальчик принял Гуру Амар Даса своим наставником и служил ему. Дочь Гуру Амар Даса вышла замуж за Бхаи Джетхи, и таким образом он стал частью семьи Гуру Амар Даса. Как и в случае с первыми двумя гуру сикхизма, Гуру Амар Дас вместо того, чтобы выбрать своих собственных сыновей, выбрал Бхаи Джетха своим преемником, благодаря образцовому служению Бхаи Джетхи, его самоотверженной преданности и беспрекословному подчинению приказам Гуру, и переименовал его в Рама. Дас или «раб Божий». [3] [1] [4]
Гуру Рам Дас стал Гуру сикхизма в 1574 году и служил четвертым гуру, пока не оставил свое тело, чтобы выйти за пределы материального мира в 1581 году. [5] Он столкнулся с враждебностью со стороны сыновей Гуру Амар Даса и перенес свою официальную базу на земли, определенные Гуру Амар Дасом как Гуру-ка-Чак . [3] Этот недавно основанный город был одноименным Рамдаспуром, который позже развился и был переименован в Амритсар – самый священный город сикхизма. [6] [7] В сикхской традиции его также помнят за расширение организации манджи для назначения священнослужителей и сбор пожертвований для теологической и экономической поддержки сикхского движения. [3] Он назначил своего сына своим преемником, и в отличие от первых четырех гуру, не связанных родственниками по происхождению, сикхские гуру с пятого по десятый были прямыми потомками Гуру Рам Даса. [7] [8]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Семейное происхождение и жизнь в Лахоре
[ редактировать ]
Бхаи Джета родился утром 24 сентября 1534 года в семье, принадлежащей к Содхи готре (клану) касты Кхатри в Чуна Манди, Лахор. [9] [10] [11] Его отцом был Хари Дас, а матерью — Мата Ануп Деви (также известная позже как Ануп Каур или Дайя Каур). [10] [11] ), оба из которых были очень религиозными. [12] [10] [11] Его дедом по отцовской линии был Тхакур Дас, который был хорошо известен и работал лавочником в Чуна Манди, его бабушку по отцовской линии звали Джасванти, а его прадедом был Гурдьял Содхи. [12] [10] [11] Его отец, Хари Дас, унаследовал профессию лавочника от своего отца. [10] Его родители были женаты около двенадцати лет, прежде чем у них родился Рам Дас. [11] Его назвали Джета, потому что он был старшим ребенком среди своих братьев и сестер. [12] Некоторые источники утверждают, что его настоящее имя при рождении все еще было «Рам Дас», а «Джета» было всего лишь прозвищем, которое он получил. [10] [11] У него был брат по имени Хардьял и сестра по имени Рам Даси. [10] Оба родителя Джеты умерли, когда ему было около семи лет. [12] [10] [11] После смерти родителей он перешел на попечение бабушки по материнской линии. [10] [11]
Жизнь сироты в Басарке
[ редактировать ]Бабушка отвезла его в свою деревню Басарке, Джета прожила там пять лет. [1] [13] [12] Басарке также по совпадению оказался родовой деревней Гуру Амар Даса . [11] Бабушка Джеты была бедной женщиной, у которой были проблемы с воспитанием троих братьев и сестер-сирот. [10] Джета продавал вареные граммы, вареный черный нут (известный как гугаян ) и вареную пшеницу на местной рыночной площади Басарке, чтобы заработать на жизнь примерно в возрасте девяти лет. [10] [11] Джета иногда встречал святых людей, пока он работал, и которые бесплатно делились своими запасами продуктов питания, за что его бабушка делала ему выговор. [10] Говорят, что когда Амар Дас случайно посетил Басарке, он встретил молодого Джету. [10] Черты, которые Амар Дас увидел в молодом Джете и которые заставили его полюбить его, заключались в том, что он поддерживал свою пожилую бабушку в молодом возрасте и жил глубоко духовной жизнью. [10] Амар Дас много раз встречался с Джетой таким образом. [10] Однако однажды, когда Амар Дас посетил Басарке, он уехал в Кхадур, где жил его гуру Ангад. [10] Джета решил также отправиться в Хадур. [10]
Пребывание в Хадуре и Гоиндвале.
[ редактировать ]Амар Дас тогда жил в Кхадуре, в сангате (религиозном собрании) Гуру Ангада . Джетха отправился в Кхадур в 1546 году, посетил сангаты Гуру Ангада и очень полюбил Гуру и Амар Даса. [10] Он часто принимал участие в местном лангаре Хадур. [10] Бхаи Джета проводил много времени в разносах и продаже баклиана (вареной кукурузы), когда он останавливался в Хадуре, чтобы заработать себе на жизнь. [12] [10] В конце концов Гуру Амар Дас снова посетил Басарке и вернулся в Гоиндвал вместе с Бхаи Джетхой в его компании. [12] [10] Когда Гуру Амар Дас поселился в Гоиндвале гуру . в 1552 году, Джетха также переехал в новый поселок и проводил большую часть своего времени в дурбаре (дворе) [12] Одним из видов деятельности, за которую отвечал Джета в Гоиндвале, было обеспечение чистоты посуды, используемой в лангаре, которую он чистил сам. [10] Ему также была поручена роль разносчика питьевой воды в лангаре, и на него были возложены дополнительные обязанности, связанные с пангатом . [10] Кроме того, он помогал в раскопках и строительстве резервуара для воды. [10] Он проводил время с Гуру Амар Дасом, сопровождая его в религиозных паломничествах. [12] Под покровительством Гуру Амар Даса Бхаи Джетха получил образование в музыкальной традиции Северной Индии . [14]
Представление интересов сикхов в суде Великих Моголов
[ редактировать ]Прежде чем стать Гуру, Джетха представлял Гуру Амар Даса при дворе Великих Моголов . [15] [11] Местные жители (особенно брахманы ), живущие вокруг Гоиндвала, подали жалобу местному правительству Великих Моголов Лахора на деятельность сикхов в Гоиндвале. [11] Жители-брамины жаловались и протестовали против сикхской традиции использования бесплатной общественной кухни (лангар), отказа от традиционных верований и обычаев, а также непризнания кастового разделения и иерархии. [11] Гуру Амар Дас отправил Джету своим представителем при дворе Великих Моголов от его имени. [11] Джета встретился с императором Акбаром и просто выдвинул аргумент, что в глазах божества все человечество равно. [11] Говорят, что такой ответ удовлетворил Акбара, который отклонил любые жалобы, выдвинутые против сикхов. [11]
Свадьба
[ редактировать ]В 1553 году он женился на Биби Бхани, младшей дочери Амар Даса. Джетха был выбран лично женой Гуру Амар Даса, Матой Манса Деви , как лучшая пара для их дочери Бхани из-за его преданного и благочестивого характера. [10] [11] У них было трое сыновей: Притхи Чанд (1554–1623), Махадев (1559–1656) и Гуру Арджан (1563–1606). [3] Ближайшие родственники Джеты часто протестовали против работы, которую он выполнял в доме своих родственников. [10]
Испытайте себя, чтобы стать достойным преемником
[ редактировать ]Гуру Амар Дас разработал тест, чтобы определить, кто из двух его зятей, Рамо и Джетхи, достоин стать его преемником. [10] Он попросил их построить платформу, на которой мог бы сидеть сикхский гуру. [10] Рамо построил четыре платформы, но ни одна из них не понравилась Гуру Амар Дасу, поэтому Рамо сдался. [10] Джета построил семь собственных платформ, но также не смог удовлетворить Гуру, но вместо того, чтобы сдаться, как Рамо, он смиренно подчинился Гуру и заявил, что будет продолжать пытаться доставить ему удовольствие, построив достойную платформу для своего учителя. это действие заставило Гуру Амар Даса решить, что он достоин звания гуру. [10] Таким образом, Джета был выбран следующим сикхским гуру и стал известен как Гуру Рам Дас. [10]
Наставничество
[ редактировать ]
Джета стал гуру 30 августа 1574 г. [16] стал известен как Гуру Рам Дас и занимал этот пост семь лет.
Он был первым из преемников Гуру Нанака, который возобновил связи со Шри Чандом , сыном Нанака, после длительного периода натянутых отношений между основными сикхами и удаси . [10] Шри Чанд нанес Гуру Рам Дасу визит в Амритсар, где Гуру щедро принял его на окраине города. [10] Когда Шри Чанд прокомментировал длинную бороду Гуру Рам Даса, Гуру заявил, что борода полезна для вытирания ног таких святых, как он, и встал, чтобы фактически вытереть ноги Шри Чанда своей бородой. [10] Затем Шри Чанд понял, почему Гуру Рам Дас был достоин занять духовное место своего отца, став свидетелем этого действия. [10]
В конце концов к Гуру присоединился Бхаи Гурдас , родственник его предшественника, который был хорошо образован в религиозных, лингвистических и литературных сферах. [10] Бхаи Гурдас способствовал продвижению дела сикхов во времена Гуру Рам Даса. [10]
В какой-то момент местные сикхи Лахори нанесли визит Гуру, чтобы заняться волонтерской деятельностью Кар Сева , и попросили его найти время для посещения города, в котором он родился. [10] Гуру посетил город, его тепло встретили, и в процессе он приобрел больше последователей. [10]
Основание Амритсара и начало строительства комплекса Хармандир Сахиб
[ редактировать ]Гуру Рам Дасу приписывают основание и строительство города Амритсар в сикхских традициях. [6] [7] [10] Существуют две версии историй о земле, где поселился Гуру Рам Дас. В одном из них, согласно данным справочника, земля была куплена на пожертвования сикхов за 700 рупий от владельцев деревни Тунг . [1] [17]

Согласно сикхским историческим записям, это место было выбрано Гуру Амар Дасом и названо Гуру Да Чакк после того, как он попросил Гуру Рам Даса найти землю для строительства нового города с искусственным бассейном в качестве его центральной точки. [1] [18] [19] После его коронации в 1574 году и враждебного сопротивления, с которым он столкнулся со стороны сыновей Гуру Амар Даса, [3] Гуру Рам Дас основал город, названный в его честь Рамдаспур. Он начал с завершения строительства бассейна и строительства своего нового официального центра Гуру и дома рядом с ним. Он пригласил торговцев и ремесленников из других частей Индии поселиться вместе с ним в новом городе. [1] Город расширился во времена Гуру Арджана, финансируемый за счет пожертвований и построенный на добровольных началах . Город вырос и стал городом Амритсар, а территория бассейна превратилась в храмовый комплекс после того, как его сын построил Гурдвару Хармандир Сахиб и установил священные писания сикхизма внутри новой гурдвары в 1604 году. [7]
Строительная деятельность между 1574 и 1604 годами описана в «Махима Пракаш Вартак» , полуисторическом сикхском агиографическом тексте, вероятно, составленном в 1741 году, и самом раннем известном документе, посвященном жизни всех десяти гуру. [20]
По указанию своего предшественника Гуру Рам Дас также построил в Гуру-Да-Чаке два искусственных бассейна со святой водой (известных как саровары) под названиями Рамдас Саровар и Амритсар Саровар . [10]
Литературные произведения
[ редактировать ]Гуру Рам Дас составил 638 гимнов, или около десяти процентов гимнов Гуру Грантх Сахиб . Он был знаменитым поэтом и написал свои произведения в 30 древних рагах индийской классической музыки . [21]
Они охватывают широкий спектр тем:
Тот, кто называет себя учеником Гуру, должен встать до рассвета и медитировать на Имя Господа. В ранние часы ему следует встать и совершить омовение, очищая свою душу в резервуаре с нектаром [водой], повторяя Имя, которое сказал ему Гуру. Этой процедурой он действительно смывает грехи своей души. – ГГС 305 (частичный)
Имя Божие наполняет мое сердце радостью. Моя большая удача — медитировать на имя Бога. Чудо имени Бога достигается благодаря совершенному Гуру, но лишь редкая душа ходит в свете мудрости Гуру. – ГГС 94 (частичный)
О человек! Яд гордыни убивает вас, ослепляет вас для Бога. Ваше тело цвета золота покрыто шрамами и обесцвечено эгоизмом. Иллюзии величия чернеют, но к ним привязывается эго-маньяк. – GGS 776 (частично)- Гуру Грантх Сахиб, перевод Г.С. Мансухани [1]
Его композиции продолжают ежедневно исполнять в Хармандир-Сахиб ( Золотом храме ) сикхизма. [21]
Свадебный гимн
[ редактировать ]
Гуру Рам Дасу вместе с Гуру Амар Дасом приписывают различные части композиции Ананда и Лаавана в режиме Сухи . Это часть ритуала четырехкратного обхода сикхского писания женихом и невестой по часовой стрелке для празднования брака в сикхской традиции. [21] [22] Он использовался с перерывами, и в конце 18 века его использование прекратилось. Однако, согласно противоречивым сведениям, где-то в 19 или 20 веке композиция Гуру Рам Даса снова стала использоваться вместе с церемонией Ананд Карадж, заменив индуистский ритуал обхода вокруг огня. Состав Гуру Рама стал одной из основ Закона Ананда о браке британской колониальной эпохи 1909 года. [22]
Свадебный гимн был сочинен Гуру Рам Дасом для свадьбы его собственной дочери. Первая строфа гимна «Лааван» Гуру Рам Даса относится к обязанностям домохозяина принимать слово Гуру как руководство, помнить Божественное Имя. Второй стих и круг напоминают об единственном, Единого можно встретить повсюду и в глубинах личности. Третий говорит о Божественной Любви. Четвертый напоминает, что союз двоих — это союз личности с Бесконечным. [23]
Система Масанд
[ редактировать ]В то время как Гуру Амар Дас представил систему религиозной организации манджи , Гуру Рам Дас расширил ее, добавив институт масанд . [10] После предложения Бабы Будды открыть новые возможности для получения средств, Гуру Рам Дас придумал миссионерскую систему Масанд. [10] Масандами были лидеры и проповедники сикхской общины , которые жили вдали от Гуру в отдаленных частях субконтинента и за его пределами, но действовали, чтобы руководить отдаленными общинами, их взаимным взаимодействием и собирать доходы для сикхской деятельности и строительства Гурудвары. [3] [24] [10] Эта институциональная организация, как известно, способствовала развитию сикхизма в последующие десятилетия, но стала печально известной в эпоху более поздних гуру из-за своей коррупции и злоупотреблений в финансировании конкурирующих сикхских движений во времена споров о престолонаследии. [24] [25] Однако первые лидеры Масанда, как правило, были трудолюбивыми и преданными своему делу сикхами. [10]
Выбор преемника
[ редактировать ]У трех сыновей Гуру были разные роли и личностные качества: Притхи Чанд отвечал за обеспечение бесперебойной работы лангара, ведение учета и надзор за подходящим размещением посетителей; Махадев был глубоко духовным человеком, который не интересовался мирскими делами и предпочитал оставаться один; и Арьян Дев был самым младшим, но глубоко набожным и действительно считал своего отца духовным учителем и образцом для подражания. [10]
У Гуру Рам Даса был двоюродный брат по имени Сехари Мал, который посетил Гуру из Лахора и пригласил его на церемонию бракосочетания своего сына. [10] Однако Гуру был занят и не смог присутствовать на свадьбе, поэтому попросил своего старшего сына Притхи Чанда пойти от его имени и представлять его интересы. [10] Притхи отказался уйти, так как считал, что разлука с Гуру уменьшит его шансы быть избранным его преемником. [10] Однако Притхи использовал оправдание тем, что он был слишком поглощен и озабочен работой лангара, приобретением средств и другими обязанностями, чтобы иметь возможность поехать в Лахор на церемонию бракосочетания. [10] Махадева не интересовали мирские события, такие как свадьба, и он отказался идти. [10] Ариан Дев, с другой стороны, охотно принял просьбу представлять своего отца в Лахоре. [10] Аржан Дев пробыл в Лахоре несколько дней, ожидая сообщения от своего отца, одобряющего его возвращение, но сообщение так и не пришло. [10] В конце концов он ждал около месяца и до сих пор не получил известий от своего отца. [10] Арьян написал два поэтических письма своему отцу, чтобы узнать о ситуации, но так и не получил ответа. [10] Затем он отправил третье письмо, но специально приказал курьеру передать письмо самому Гуру и не допускать его попадания в чьи-либо руки. [10] Это третье письмо было успешно получено Гуру, и выяснилось, что именно Притхи Чанд украл письма и помешал их доставке. [10] Гуру удалось получить два предыдущих письма, которые не были доставлены из-за того, что их спрятал Притхи. [10]
Гуру Рам Дасу очень понравились три письма, написанные в стихах его сыном Арджаном, и он попросил других своих сыновей написать такие же поэтические письма. [10] Однако Арьян был очень рад воссоединению со своим отцом и решил написать еще одно, четвертое письмо в стихах, которое покорило сердце отца и заставило его решить выбрать своим достойным преемником своего младшего сына Арьяна. [10]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]
Гуру Рам Дас умер 1 сентября 1581 года в Гоиндвале он назначил своего младшего сына Арджана Дева , своим преемником . Старший сын Гуру Притхи Чанд яростно протестовал против подавления своего отца. [10] Второй сын Махадев не стал настаивать на своем. [10] Притхи Чанд использовал оскорбительные выражения в адрес своего отца, а затем сообщил Бабе Будхе , что его отец вел себя ненадлежащим образом и что должность гуру является его собственным правом. [10] Он поклялся, что устранит Гуру Арджана и станет Гуру сам. [10] Позже Притхи Чанд создал конкурирующую фракцию, которую сикхи, последовавшие за Гуру Арджаном, назвали Минас. [26] буквально «негодяи») и, как утверждается, пытался убить молодого Харгобинда . [27] [28] Однако альтернативные конкурирующие тексты, написанные Притхи Чандом, побудили сикхскую фракцию предложить другую историю, противоречить этому объяснению жизни Харгобинда и представить старшего сына Гуру Рам Даса преданным своему младшему брату Гуру Арджану. Конкурирующие тексты признают разногласия и описывают Притхи Чанда как ставшего сахибом Гуру после мученической смерти Гуру Арджана Дева и оспаривающего преемственность Гуру Харгобинда , внука Гуру Рам Даса. [29]
Галерея
[ редактировать ]- Фреска Гуру Рам Даса из самада в Удхаси Дарбаре.
- Фреска Гуру Рам Даса из самадхи махараджи Ранджита Сингха , Лахор.
- Картина Гуру Рам Даса из Раджастана.
- Картина Гуру Рамдаса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Г.С. Мансухани. «Рам Дас, Гуру (1534–1581)» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Уильям Оуэн Коул; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. стр. 22–24. ISBN 978-1-898723-13-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Издательство Блумсбери. стр. 38–40. ISBN 978-1-4411-5366-1 .
- ^ Шакти Павха Каур Хальса (1998). Кундалини йога: поток вечной силы . Пингвин. п. 76. ИСБН 978-0-399-52420-2 .
- ^ Арвинд-пал Сингх Мандаир (2013). Религия и призрак Запада: сикхизм, Индия, постколониальность и политика перевода . Издательство Колумбийского университета. стр. 251–252. ISBN 978-0-231-51980-9 .
- ^ Jump up to: а б WH Маклеод (1990). Текстовые источники для изучения сикхизма . Издательство Чикагского университета. стр. 28–29. ISBN 978-0-226-56085-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Кристофер Шекл; Арвинд Мандаир (2013). Учения сикхских гуру: отрывки из сикхских писаний . Рутледж. стр. xv – xvi. ISBN 978-1-136-45101-0 .
- ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. п. 86. ИСБН 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Фенек , стр. 259–260.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с Сингх, Притхи Пал (2006). История сикхских гуру . Лотос Пресс. стр. 54–60. ISBN 9788183820752 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Сингх, Пашаура; Мандаир, Арвинд-Пал Сингх (2023). «Глава 1: Сикхские гуру: единство и преемственность власти - Гуру Рам Дас (1534–1581)». Сикхский мир . Миры Рутледжа. Тейлор и Фрэнсис. стр. 16–17. ISBN 9780429848384 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джайн, Хариш К. (2003). Создание Пенджаба . Книги Юнистар. стр. 274–275.
- ^ Сингх, Притхи Пал (2007). История сикхских гуру . Лотос Пресс. п. 54. ИСБН 978-81-8382-075-2 .
- ^ Сингх, Пашаура; Мандаир, Арвинд-Пал Сингх (2023). Сикхский мир . Миры Рутледжа. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780429848384 .
Под его патронажем [Гуру Амар Даса] его зять Рам Дас прошел обучение музыкальным традициям Северной Индии, а его племянник Гурдас Бхалла получил раннее образование на пенджаби, брадже и персидском языках, включая индуистский и мусульманский литературный язык. традиции в Султанпур Лодхи.
- ^ Сингх, Кушвант (2004). История сикхов Том-1 . Издательство Оксфордского университета. п. 52. ИСБН 978-0-19-567308-1 .
- ^ «Сегодняшний день в истории: Гуру Рам Дас стал четвертым сикхским гуру в 1574 году» . Времена Индии . 30 августа 2019 года . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Фенек , с. 67
- ^ Пардип Сингх Арши (1989). Золотой храм: история, искусство и архитектура . Харман. стр. 5–7. ISBN 978-81-85151-25-0 .
- ^ Фенек , с. 33
- ^ WH Маклеод (1990). Текстовые источники для изучения сикхизма . Издательство Чикагского университета. стр. 28–29. ISBN 978-0-226-56085-4 .
- ^ Jump up to: а б с Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (март 2014 г.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 399–400. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Jump up to: а б Фенек , стр. 33–34.
- ^ Никки-Гуниндер Каур Сингх (2011). Сикхизм: Введение . ИБТаурис. п. 26. ISBN 978-1-84885-321-8 .
- ^ Jump up to: а б Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 44–. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Маданджит Каур (2007). Гуру Гобинд Сингх: историческая и идеологическая перспектива . Юнистар. стр. 251–252. ISBN 978-81-89899-55-4 .
- ^ Хари Рам Гупта (1999). История сикхских гуру . Муншилал Манохарлал Пвт.Лтд. ISBN 81-215-0165-2 .
- ^ Фенек , с. 39
- ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. п. 20. ISBN 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 171–172. ISBN 978-0-19-969930-8 .
Цитированные источники
[ редактировать ]- Фенек, Луи Э.; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-3601-1 .