Jump to content

Джаядева

Страница полузащищена

Джаядева
Древний каменный идол Джаядебы в храме Акхандалесвара, Пратапарудрапура, Одиша
Персональный
Рожденный в. 1170 [1]
Умер в. 1245 [1]
Религия индуизм
Организация
Философия Вайшнав
Религиозная карьера
Литературные произведения Гита Говинда

Джаядева ( произносится [dʑɐjɐˈdeːʋɐ] ; родился ок. 1170 г. н. э. ), также пишется как Джайдева , был санскритским поэтом XII века. Он наиболее известен своей эпической поэмой «Гита Говинда». [2] который концентрируется на гопи любви Кришны к Радхе в весеннем обряде. [3] Это стихотворение, в котором представлена ​​точка зрения, что Радха выше Кришны, считается важным текстом в движении Бхакти в индуизме . [4] [ нужен лучший источник ]

О его жизни мало что известно, за исключением того, что он был поэтом-одиночкой и индуистским нищим, прославившимся своим поэтическим гением в восточной Индии. Джаядева — самый ранний из датированных авторов гимнов, входящих в « Гуру Грантх Сахиб» , основное писание сикхизма — религии, основанной на Индийском субконтиненте спустя столетия после его смерти. [2] [1]

Биография

Джаядева с родителями, художник Манаку Гюлер.

Он родился в брамина Каньякубджа. семье [5] [6] но дата и место рождения Джаядевы неизвестны. Гитаговинда предполагает , что он родился в деревне «Киндубилва». Ученые по-разному отождествляли это место с современной деревней в своем регионе, включая Кендули Сасан возле Пури в Одише, Джайдев Кендули в районе Бирбхум в Западной Бенгалии и деревню Кендули недалеко от Джанджхарпура в Митхиле (Бихар). [7] В нескольких текстах шестнадцатого века говорится, что Джаядева был родом из Уткалы, другого имени Одиши. [8] Максимальное количество рукописей Гиты Говинды доступно в Одише, различных форм и размеров, где традиция Гиты Говинды является неотъемлемой частью региональной культуры. [9] Джаядева, странник, вероятно, в какой-то момент посетил Пури и там, согласно традиции, женился на танцовщице по имени Падмавати, хотя это не подтверждается ранними комментаторами и современными учеными. [10] [ нужна страница ] Родителей поэта звали Бходжадева и Рамадеви. Из храмовых надписей теперь известно, что Джаядева получил образование в области санскритской поэзии в месте под названием Курмапатака, расположенном недалеко от Конарка в Одише. [11] [12]

Исторические записи о жизни Джаядевы

Гита Говинда Кхандуа или Кендули Кхандуа , на которой в ткань вплетены линии Гита Говинды.
Поэт Джаядева кланяется Вишну. Бумага, гуашь, гр. 1730.

Надписи в храме Лингараджа , а также недавно обнаруженные храмы Мадхукешвара и храм Симхачала, которые были прочитаны и интерпретированы Падмашри доктором Сатьянараяна Раджгуру, пролили некоторый свет на раннюю жизнь Джаядевы. Эти надписи повествуют о том, как Джаядева был членом преподавательского состава школы Курмапатака. Возможно, он тоже учился в Курмапатаке. Должно быть, сразу после получения детского образования в деревне Кендули он уехал в Курмапатаку и приобрел опыт в сочинении стихов, музыки и танцев. [11] [12] [13]

Литературные вклады

Джаядева Питха, Кендули (Кендубилва) Сасана, Одиша
Картина Басохли ( ок. 1730 ), изображающая сцену из «Гита-Говинды» Джаядевы .

Ученый Томас Дональдсон упоминает, что «Гитаговинда» была известна в Пури вскоре после ее написания, поскольку самый ранний комментарий к ней был написан в Одише около 1190 года. другой сайт в Индии», — отмечает Дональдсон. Он также отмечает рост числа изображений Кришны в скульптуре Одишана с конца двенадцатого века, «задолго до того, как такие изображения стали популярными в Бенгалии или где-либо еще в Индии». [14] [8] [15] В храме Джаганнатхи в Пури Гита Говинду ритуально поют каждую ночь во время ритуала Бадасинхара со времен самого Джаядевы. [16] Махари было поручено добросовестно воспроизводить и исполнять или девадаси Гитаговинду в соответствии с рагами музыки Одисси , как это известно из надписей. Во время Бадасингхара Беса , ночного наряда, божества носят особый вид ткани, известный как Кендули Кхандуа или Гита Гобинда Кхандуа , в ткань которого в технике икат вплетены строки Гиты Говинды. Ткачи Кендули Сасана изготавливали эти ткани, и это также модный ритуал со времен самого поэта. [15]

У Одиши есть традиция писать Гита-Говинду в разных формах, например, в форме рукописи, напоминающей рыбу, или в виде гирлянды из маленьких круглых кусочков пальмового листа, используемой в качестве портативного текста для память. Рукописи Гиты Говинды были написаны и иллюстрированы в Одише в большом количестве, некоторые из них считаются одними из лучших произведений индийского искусства. [9] Доктор Бхагьялипи Малла, куратор отдела рукописей Государственного музея Одиши, пишет: [15]

Исключительно большое количество рукописей Гитаговинды хранится в Государственном музее Одиши, их насчитывается двести десять. В их число входит двадцать одна иллюстрированная, сто восемьдесят неиллюстрированных рукописей и девять рукописей различной формы, таких как гирлянда, рыба и кинжал. Помимо вышеупомянутых рукописей на пальмовых листьях, существует несколько версий Гитаговинды, написанных на слоновой кости, бамбуковом листе и даже на бумаге ручной работы. В музее сохранилось восемнадцать различных комментариев. [15]

Кумир Джаядевы в Кендубилве, Одиша

Даже сегодня традиционные мастера и писцы собираются в Одише, чтобы тонко сшить пальмовые листья на одном конце, чтобы рукопись раскрылась и упала, как таблица, составленная из фолиантов, на которой написан текст Гита Говинды, полный. с иллюстрациями. [9]

Несколько стихотворений Джаядевы, написанных на архаичном языке одиа, были опубликованы Управлением культуры Одиши. Они описывают роман Радхи-Кришны и содержат идеи, очень похожие на те, которые используются в «Гита-Говинде». [17] Джаядева широко считается одним из первых исполнителей музыки Одисси . Каждую ночь во время Бадасинхары или последнего ритуала храма Джаганнатхи в Пури Гитаговинда поется Джаядевы, основанная на традиционных рагах и талах Одисси, таких как Мангала Гуджари . Эта традиция продолжается со времен Джаядевы, который сам пел в храме. Со времен поэта пение Гитаговинды в соответствии с подлинными рагами и таласами Одисси было установлено как обязательная сева в храме, которую должны были совершать Махари или Девадаси , что систематически фиксировалось в надписях, Мадала Панджи и других официальных источниках. документы, описывающие функционирование храма. По сей день храм Джаганнатхи остается источником музыки Одисси , и самые древние и аутентичные композиции (включая несколько архаичных Одиа Чханда и Джананы самого Джаядевы) сохранились в храмовой традиции, хотя Девадаси больше не встречаются из-за их систематическое искоренение британским правительством. [18] [19]

Два гимна Джаядевы включены в « Гуру Грантх Сахиб» , священную книгу сикхской религии . [2] [1]

Гимны написаны на смеси санскрита и восточной апабхрамши . [20] Существуют записи, повествующие о том, как работа Джаядевы оказала глубокое влияние на Гуру Нанака во время его визита в Пури. [21] [22] [23]

См. также

  • Одисси музыка
  • Гимны Бхагата Джаядевы в Гуру Грантх Сахиб
  • Санскритская литература
  • Бхакта Джаядева , фильмы на телугу 1938 и 1961 годов.
  • Кави Джойдев , бенгальский фильм 1941 года о Джаядеве Хирена Боса.
  • Примечания

    1. ^ Jump up to: а б с д Пашаура Сингх (2003). Бхагаты Гуру Грантха Сахиба: сикхское самоопределение и Бхагат Бани . Издательство Оксфордского университета. стр. 9, 116–123. ISBN  978-0-19-566269-6 .
    2. ^ Jump up to: а б с Макс Артур Маколифф (2013). Религия сикхов: ее гуру, священные писания и авторы . Издательство Кембриджского университета. стр. 4–9. ISBN  978-1-108-05548-2 .
    3. ^ Миллер 1977 , предисловие ix.
    4. ^ http://orissa.gov.in/e-magazine/Orissareview/2008/May-2008/engpdf/Poet39-40.pdf . [ пустой URL PDF ]
    5. ^ Хираеханда, Харидас Лал (1865). Кавья Калапа Санскритская антология, представляющая собой сборник из 37 лучших небольших стихотворений на санскрите . Харидас.
    6. ^ Д. Прахладачарья, Раштриясамсккритавидьяпитхам Лал (2002). Уткаласриманджушала язык . Раштрия санскрит Видьяпитха.
    7. ^ Миллер 1977 , с. 4.
    8. ^ Jump up to: а б Уильям М. Редди (2012). Возникновение романтической любви: тоска и сексуальность в Европе, Южной Азии и Японии, 900–1200 гг . н.э. Издательство Чикагского университета. п. 257. ИСБН  978-0-226-70628-3 .
    9. ^ Jump up to: а б с Госвами, Б.Н.; Бхаттачарджья, Дхритабрата (2007). Слово священно, священно слово: индийская рукописная традиция . Книги Ниёги. стр. 29, 69, 71. ISBN.  978-81-89738-22-8 .
    10. ^ Миллер 1977 .
    11. ^ Jump up to: а б Журнал исторических исследований Ориссы . Руководитель исследований и музея. 1993.
    12. ^ Jump up to: а б Хариш Чандра Дас; Государственный уровень Вьясакаби Факир Мохан Смрути Самсад (2003 г.). Культурное наследие Хурды . Государственный уровень Вьясакаби Факир Мохан Смрути Самсад.
    13. ^ Анжелика Малинар; Йоханнес Бельц; Хайко Фрезе (1 сентября 2004 г.). Текст и контекст в истории, литературе и религии Ориссы . Манохар. ISBN  978-81-7304-566-0 .
    14. ^ Дональдсон, Томас Э. (1987). Сад удовольствий Камадевы, Орисса . Издательская корпорация БР. стр. 366–74. ISBN  978-81-7018-393-8 .
    15. ^ Jump up to: а б с д Малла, доктор. Бхагьялипи, изд. (2008). "Предисловие" Гита Говинда Шри Джаядевы: с иллюстрациями и комментариями Дхананджаи. Бхубанешвар, Одиша: Государственный музей Одиши.
    16. ^ Махапатра, Шалини (5 мая 2020 г.). «Гитаговинда Шри Джаганнатхи и Джаядевы» . Индийский сегодня . Проверено 9 июля 2023 г.
    17. ^ Мишра, Ниламани, изд. (1973). Одиа Бхаджан (в Одиа). Том. 3 (2-е изд.). Бхубанешвар, Одиша: Управление культуры, Одиша. стр. iv–v.
    18. ^ Пархи, Киртан Нараян (2009). «Музыка Одисси: ретроспектива и перспектива». В Мохапатре, ПК (ред.). Перспективы Ориссы . Нью-Дели: Центр изучения цивилизаций. стр. 613–626.
    19. ^ «История и история танца Одисси и Шри Гиты Говинды» (PDF) . Обзор Одиши : 43–45. Май 2007 года . Проверено 9 июля 2023 г.
    20. ^ Дасс, Нирмал (19 октября 2000 г.). Песни святых из Ади Грантх . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 130. ИСБН  978-0791446836 .
    21. ^ Энциклопедия образования, культуры и детской литературы: т. 3. Индийская культура и образование . Глубокие и глубокие публикации. 2009. стр. 49–. ISBN  978-81-8450-150-6 .
    22. ^ Хариш Диллон (1 января 2010 г.). Гуру Нанак . Источник Инда. стр. 88–. ISBN  978-81-88569-02-1 .
    23. ^ Навтей Сарна (1 апреля 2009 г.). КНИГА НАНАКА . Пингвин Букс Лимитед. стр. 33–. ISBN  978-81-8475-022-5 .

    Ссылки

    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: 37f695bc685a182ac938334548922e9f__1722539520
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/9f/37f695bc685a182ac938334548922e9f.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Jayadeva - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)