Джаядева
Джаядева | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | в. 1170 [1] |
Умер | в. 1245 [1] |
Религия | индуизм |
Организация | |
Философия | Вайшнав |
Религиозная карьера | |
Литературные произведения | Гита Говинда |
Джаядева ( произносится [dʑɐjɐˈdeːʋɐ] ; родился ок. 1170 г. н. э. ), также пишется как Джайдева , был санскритским поэтом XII века. Он наиболее известен своей эпической поэмой «Гита Говинда». [2] который концентрируется на гопи любви Кришны к Радхе в весеннем обряде. [3] Это стихотворение, в котором представлена точка зрения, что Радха выше Кришны, считается важным текстом в движении Бхакти в индуизме . [4] [ нужен лучший источник ]
О его жизни мало что известно, за исключением того, что он был поэтом-одиночкой и индуистским нищим, прославившимся своим поэтическим гением в восточной Индии. Джаядева — самый ранний из датированных авторов гимнов, входящих в « Гуру Грантх Сахиб» , основное писание сикхизма — религии, основанной на Индийском субконтиненте спустя столетия после его смерти. [2] [1]
Биография
Он родился в брамина Каньякубджа. семье [5] [6] но дата и место рождения Джаядевы неизвестны. Гитаговинда предполагает , что он родился в деревне «Киндубилва». Ученые по-разному отождествляли это место с современной деревней в своем регионе, включая Кендули Сасан возле Пури в Одише, Джайдев Кендули в районе Бирбхум в Западной Бенгалии и деревню Кендули недалеко от Джанджхарпура в Митхиле (Бихар). [7] В нескольких текстах шестнадцатого века говорится, что Джаядева был родом из Уткалы, другого имени Одиши. [8] Максимальное количество рукописей Гиты Говинды доступно в Одише, различных форм и размеров, где традиция Гиты Говинды является неотъемлемой частью региональной культуры. [9] Джаядева, странник, вероятно, в какой-то момент посетил Пури и там, согласно традиции, женился на танцовщице по имени Падмавати, хотя это не подтверждается ранними комментаторами и современными учеными. [10] [ нужна страница ] Родителей поэта звали Бходжадева и Рамадеви. Из храмовых надписей теперь известно, что Джаядева получил образование в области санскритской поэзии в месте под названием Курмапатака, расположенном недалеко от Конарка в Одише. [11] [12]
Исторические записи о жизни Джаядевы
Надписи в храме Лингараджа , а также недавно обнаруженные храмы Мадхукешвара и храм Симхачала, которые были прочитаны и интерпретированы Падмашри доктором Сатьянараяна Раджгуру, пролили некоторый свет на раннюю жизнь Джаядевы. Эти надписи повествуют о том, как Джаядева был членом преподавательского состава школы Курмапатака. Возможно, он тоже учился в Курмапатаке. Должно быть, сразу после получения детского образования в деревне Кендули он уехал в Курмапатаку и приобрел опыт в сочинении стихов, музыки и танцев. [11] [12] [13]
Литературные вклады
Ученый Томас Дональдсон упоминает, что «Гитаговинда» была известна в Пури вскоре после ее написания, поскольку самый ранний комментарий к ней был написан в Одише около 1190 года. другой сайт в Индии», — отмечает Дональдсон. Он также отмечает рост числа изображений Кришны в скульптуре Одишана с конца двенадцатого века, «задолго до того, как такие изображения стали популярными в Бенгалии или где-либо еще в Индии». [14] [8] [15] В храме Джаганнатхи в Пури Гита Говинду ритуально поют каждую ночь во время ритуала Бадасинхара со времен самого Джаядевы. [16] Махари было поручено добросовестно воспроизводить и исполнять или девадаси Гитаговинду в соответствии с рагами музыки Одисси , как это известно из надписей. Во время Бадасингхара Беса , ночного наряда, божества носят особый вид ткани, известный как Кендули Кхандуа или Гита Гобинда Кхандуа , в ткань которого в технике икат вплетены строки Гиты Говинды. Ткачи Кендули Сасана изготавливали эти ткани, и это также модный ритуал со времен самого поэта. [15]
У Одиши есть традиция писать Гита-Говинду в разных формах, например, в форме рукописи, напоминающей рыбу, или в виде гирлянды из маленьких круглых кусочков пальмового листа, используемой в качестве портативного текста для память. Рукописи Гиты Говинды были написаны и иллюстрированы в Одише в большом количестве, некоторые из них считаются одними из лучших произведений индийского искусства. [9] Доктор Бхагьялипи Малла, куратор отдела рукописей Государственного музея Одиши, пишет: [15]
Исключительно большое количество рукописей Гитаговинды хранится в Государственном музее Одиши, их насчитывается двести десять. В их число входит двадцать одна иллюстрированная, сто восемьдесят неиллюстрированных рукописей и девять рукописей различной формы, таких как гирлянда, рыба и кинжал. Помимо вышеупомянутых рукописей на пальмовых листьях, существует несколько версий Гитаговинды, написанных на слоновой кости, бамбуковом листе и даже на бумаге ручной работы. В музее сохранилось восемнадцать различных комментариев. [15]
Даже сегодня традиционные мастера и писцы собираются в Одише, чтобы тонко сшить пальмовые листья на одном конце, чтобы рукопись раскрылась и упала, как таблица, составленная из фолиантов, на которой написан текст Гита Говинды, полный. с иллюстрациями. [9]
Несколько стихотворений Джаядевы, написанных на архаичном языке одиа, были опубликованы Управлением культуры Одиши. Они описывают роман Радхи-Кришны и содержат идеи, очень похожие на те, которые используются в «Гита-Говинде». [17] Джаядева широко считается одним из первых исполнителей музыки Одисси . Каждую ночь во время Бадасинхары или последнего ритуала храма Джаганнатхи в Пури Гитаговинда поется Джаядевы, основанная на традиционных рагах и талах Одисси, таких как Мангала Гуджари . Эта традиция продолжается со времен Джаядевы, который сам пел в храме. Со времен поэта пение Гитаговинды в соответствии с подлинными рагами и таласами Одисси было установлено как обязательная сева в храме, которую должны были совершать Махари или Девадаси , что систематически фиксировалось в надписях, Мадала Панджи и других официальных источниках. документы, описывающие функционирование храма. По сей день храм Джаганнатхи остается источником музыки Одисси , и самые древние и аутентичные композиции (включая несколько архаичных Одиа Чханда и Джананы самого Джаядевы) сохранились в храмовой традиции, хотя Девадаси больше не встречаются из-за их систематическое искоренение британским правительством. [18] [19]
Ориши Сангита |
Одисси музыка |
---|
Композиторы |
Шастры |
Композиции |
Инструменты |
Два гимна Джаядевы включены в « Гуру Грантх Сахиб» , священную книгу сикхской религии . [2] [1]
Гимны написаны на смеси санскрита и восточной апабхрамши . [20] Существуют записи, повествующие о том, как работа Джаядевы оказала глубокое влияние на Гуру Нанака во время его визита в Пури. [21] [22] [23]
См. также
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Примечания
- ^ Jump up to: а б с д Пашаура Сингх (2003). Бхагаты Гуру Грантха Сахиба: сикхское самоопределение и Бхагат Бани . Издательство Оксфордского университета. стр. 9, 116–123. ISBN 978-0-19-566269-6 .
- ^ Jump up to: а б с Макс Артур Маколифф (2013). Религия сикхов: ее гуру, священные писания и авторы . Издательство Кембриджского университета. стр. 4–9. ISBN 978-1-108-05548-2 .
- ^ Миллер 1977 , предисловие ix.
- ^ http://orissa.gov.in/e-magazine/Orissareview/2008/May-2008/engpdf/Poet39-40.pdf . [ пустой URL PDF ]
- ^ Хираеханда, Харидас Лал (1865). Кавья Калапа Санскритская антология, представляющая собой сборник из 37 лучших небольших стихотворений на санскрите . Харидас.
- ^ Д. Прахладачарья, Раштриясамсккритавидьяпитхам Лал (2002). Уткаласриманджушала язык . Раштрия санскрит Видьяпитха.
- ^ Миллер 1977 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Уильям М. Редди (2012). Возникновение романтической любви: тоска и сексуальность в Европе, Южной Азии и Японии, 900–1200 гг . н.э. Издательство Чикагского университета. п. 257. ИСБН 978-0-226-70628-3 .
- ^ Jump up to: а б с Госвами, Б.Н.; Бхаттачарджья, Дхритабрата (2007). Слово священно, священно слово: индийская рукописная традиция . Книги Ниёги. стр. 29, 69, 71. ISBN. 978-81-89738-22-8 .
- ^ Миллер 1977 .
- ^ Jump up to: а б Журнал исторических исследований Ориссы . Руководитель исследований и музея. 1993.
- ^ Jump up to: а б Хариш Чандра Дас; Государственный уровень Вьясакаби Факир Мохан Смрути Самсад (2003 г.). Культурное наследие Хурды . Государственный уровень Вьясакаби Факир Мохан Смрути Самсад.
- ^ Анжелика Малинар; Йоханнес Бельц; Хайко Фрезе (1 сентября 2004 г.). Текст и контекст в истории, литературе и религии Ориссы . Манохар. ISBN 978-81-7304-566-0 .
- ^ Дональдсон, Томас Э. (1987). Сад удовольствий Камадевы, Орисса . Издательская корпорация БР. стр. 366–74. ISBN 978-81-7018-393-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Малла, доктор. Бхагьялипи, изд. (2008). "Предисловие" Гита Говинда Шри Джаядевы: с иллюстрациями и комментариями Дхананджаи. Бхубанешвар, Одиша: Государственный музей Одиши.
- ^ Махапатра, Шалини (5 мая 2020 г.). «Гитаговинда Шри Джаганнатхи и Джаядевы» . Индийский сегодня . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Мишра, Ниламани, изд. (1973). Одиа Бхаджан (в Одиа). Том. 3 (2-е изд.). Бхубанешвар, Одиша: Управление культуры, Одиша. стр. iv–v.
- ^ Пархи, Киртан Нараян (2009). «Музыка Одисси: ретроспектива и перспектива». В Мохапатре, ПК (ред.). Перспективы Ориссы . Нью-Дели: Центр изучения цивилизаций. стр. 613–626.
- ^ «История и история танца Одисси и Шри Гиты Говинды» (PDF) . Обзор Одиши : 43–45. Май 2007 года . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Дасс, Нирмал (19 октября 2000 г.). Песни святых из Ади Грантх . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 130. ИСБН 978-0791446836 .
- ^ Энциклопедия образования, культуры и детской литературы: т. 3. Индийская культура и образование . Глубокие и глубокие публикации. 2009. стр. 49–. ISBN 978-81-8450-150-6 .
- ^ Хариш Диллон (1 января 2010 г.). Гуру Нанак . Источник Инда. стр. 88–. ISBN 978-81-88569-02-1 .
- ^ Навтей Сарна (1 апреля 2009 г.). КНИГА НАНАКА . Пингвин Букс Лимитед. стр. 33–. ISBN 978-81-8475-022-5 .
Ссылки
- Любовная песня Темного Лорда: Гитаговинда Джаядевы . Перевод Миллера, Барбара Столер . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. 1977. ISBN 0231040288 .
Внешние ссылки
- Ученые-санскритологи Одиши (pdf)
- Американская энциклопедия . 1920. .
- СМИ, связанные с Джаядевой, на Викискладе?