Бисваджит Дас (драматург)
Бисваджит Дас | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 18 августа 1936 г. |
Умер | 30 декабря 2004 г. | (68 лет)
Занятие | Драматург , автор рассказов, кинорежиссер и сценарист. |
Альма-матер | Колледж Рэйвеншоу , Каттак |
Супруг | Гаятри |
Дети | Ананья, Саманьяса, Ипсита, Шреяси и Субарна |
Бисваджит Дас (18 августа 1936 — 30 декабря 2004) был драматургом Одиа , автором рассказов, кинорежиссёром и сценаристом . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дас родился 18 августа 1936 года в Джаджпуре , подразделении Каттак в Одише , и был старшим из четырех братьев и сестер. Его отец, Субодх Дас , врач-гомеопат по профессии, также был борцом за свободу, драматургом и актером, а мать, Крушна Камини Деви , была борцом за свободу. Во время учебы в начальной школе Дас находился под глубоким влиянием традиционной формы театра под открытым небом «джатра», свидетелем которого он был в своей деревне. В 1946 году Дас был зачислен в Академию Пири Мохана в Каттаке для получения среднего образования, а затем окончил колледж Рэйвеншоу в Каттаке, где среди его современников были Сарат Пуджари, Хемант Дас и, прежде всего, Ананта Махапатра, который позже стал руководителем и сыграть в нескольких его пьесах. Асим Басу в 1967-68 годах основал любительскую драматическую труппу под названием Roopakar Natya Group. К группе присоединились Бисваджит Дас и Ананта Махапатра, и было решено предложить публике что-то новое, помимо просто отдыха или развлечений. Группа дала новые мысли и поставила новые вопросы перед интеллектуальной элитой, что сделало пьесы более яркими и привлекательными. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Дас начал свою профессиональную карьеру в 1958 году в качестве сотрудника по общественной информации в Департаменте информации и связей с общественностью правительства Одиши. Дас работал специалистом по связям с общественностью у четырех главных министров и одного губернатора Одиши, в том числе Нандини Сатпати, Биджу Патнаика и Джанаки Баллабха Патнаика. Он ушел со службы в 1994 году с должности дополнительного директора Департамента информации и связей с общественностью.
Работы и пьесы
[ редактировать ]Бисваджит Дас был влиятельным, экспериментальным, современным драматургом Одиа, автором многих выдающихся пьес. [ 3 ] После 1960 года возникла новая фаза современного театра Одиа, сломавшая традиционный стиль профессионального театра. Наба Натья Андолан : (Новое театральное движение) началось с современных экспериментов с пьесами, вдохновленными Ибсеном, Брехтом, Фрейдом, Бернардом Шоу и Сартром. Дас вышел на арену драматического искусства в начале пятидесятых годов и был одним из пионеров движения «Новый театр». Он начал писать одноактные пьесы в 1952 году. Его первой одноактной пьесой была « Gotte Drushya », поставленная на Джаната Ранга Манча. Пьесу, изображающую жизненную борьбу обедневшей семьи среднего класса, поставил Ананта Махапатра, и в ней играли Дас и Махапатра. Бисваджит Дас написал более 60 одноактных пьес, среди которых «Чхадмабеши» , «Тандра » , «Дахини», Шоу « », «Банши», «Бьяртха Лагна», «Трушна», «Антара», «Главный гость», «Пробеш-Прастхан», «Китта», «Сурьястха», «Шилпинка Анупаститире» и «Сварга Мартья» .
Успех его одноактных пьес побудил Даса написать свою первую полноценную пьесу «Банхи» («Огонь»), которая была признана лучшей на конкурсе, организованном правительством штата накануне празднования столетия Первой войны за независимость Индии в Индии. 1957 год. В то время он был студентом колледжа Рэйвеншоу, Каттак. Это побудило его писать больше. «Нишипадма» («Ночной лотос») в 1967 году, «Налипана рани калапана тика» («Дама червей» и «Пиковый туз») в 1968 году и «Ниджа пратинидхинка тару» («От нашего корреспондента») в 1968 году - вот некоторые из его выдающихся пьес. Хотя они были написаны в традиционном стиле, они были новаторскими в изложении. В «Нишипадме дас» говорится о том, как сложные ситуации могут объединить противников, заставляя их избегать разногласий. Адаптация Даса гоголевского «Ревизора» в «Пратапгархе дидин» («Два дня в Пратапгархе») была поставлена на платформе драматической организации «Сруджани» в 1961-62 годах и получила высокую оценку как мощная политическая сатира. Суна Суджане (1971) стала еще одной пьесой, получившей высокую оценку.
В 1970 году Дас продюсировал «Мругаю» («Охота»). Это была экспериментальная пьеса иного вкуса, художественно анализирующая агонию и беспомощность лицемерных людей. Психоанализ современного сознания придал этим усилиям оттенок реальности. Дас полагает, что жажда счастья всегда заканчивается агонией современной жизни. В этой пьесе он показал, что тьма является сутью жизни и постоянно увеличивающийся разрыв между тем, к чему мы стремимся, и тем, чего мы достигаем. [ 4 ]
Точно так же в «Самрате » («Император») 1972 года, экранизации произведения Альбера Камю «Калигула», Дас анализирует психическое состояние современного человека через личность императора. Паапи и Брутте были адаптацией «Ученика дьявола» Бернарда Шоу и «На скале» соответственно. Другие известные пьесы включают оперу Махамайя (1999), «Ом Шри Шри Праджапатея Намах», «Мукха», «Сей Тен Джон» и «Нуа Джанха» .
» Даса Дас открыл драматический центр под названием «Рупакар» в Бхубанешваре в 1967 году. Первой пьесой, поставленной Рупакаром, была « Нишашадма . его пьеса « Ниджа пратинидхинка тару Впоследствии была поставлена и ». Дас написал свою пьесу « Налипана рани калапана тика » для конкурса, организованного Академией Одиши Сангит Натак. Рупакар получил четыре из пяти наград Академии: лучший актер, лучшая женская роль, лучшая драматическая организация – Рупакар и лучший режиссер – Бисваджит Дас. В 1970 году Рупакар разделился на «Санкет» и «Уттар Пуруша», первый из которых возглавил Дас. Рождение Санкета было ознаменовано постановкой самой известной пьесы Даса « Мругая », которую он также поставил.
В отличие от многих своих современников Дас не был плодовитым писателем, но его произведения отличаются качественным совершенством. Его персонажи трехмерны. Он привнес в свои пьесы логику и реальность, и в 1970-е годы, когда профессиональный театр Одиа почти закрылся и зрители отвернулись от абсурдистской драмы, ему в какой-то степени удалось вернуть их в залы, главным образом, посредством эмоционального диалога. Это считается большим вкладом Бисваджита Даса. Он также применил технику освещения на сцене Одиа, которая долгое время была недостаточно развита.
Фильмография
[ редактировать ]Бисваджит Дас также был известным кинорежиссером. [ 5 ] Некоторые из его известных фильмов включают «Приятама» (1978), «Ниджхум Ратир Сати» (1979) и «Маана Абхимаан» (1980). Другие фильмы, сценарий которых он написал, включают «Ахалия», «Кабери», «Нага Фаса» и «Гури». Дас получил премию кинокритиков в 1987 году и премию правительства штата за вклад в кино Одиа.
Дас также писал сериалы для Дордаршана. В их число входили популярные «Сатья» и «Садху Сабхдан». Он также снял документальный фильм ко Всемирному дню театра.
Дас вел еженедельную колонку под названием «Бхинна Свар» («Разные мелодии») в ежедневной газете «Самбад», которая впоследствии была собрана в сборник рассказов.
Директор
[ редактировать ]- Приятама (1978)
- Ниджхум Ратир Сати (1979)
- Маана Абхимаан (1980)
Сценарист
[ редактировать ]- Ахалия
- Кабери
- Фазовый Дракон
- Гури
Сериалы
[ редактировать ]- Сатья
- Доброе утро
Почести и награды
[ редактировать ]- Премия Ориссы Сангит Паришад (1957) за «Банхи» - лучший драматург
- Ориссы Премия Сангит Натак Академии драматургу и режиссуре (1982)
- Премия Ассоциации кинокритиков (1987).
- Премия правительства штата за вклад в кинематограф Одия (1989)
- Премия кинокритиков (1991).
- Премия Мемориала Рамачандры Мишры (1998)
- Премия Сатабдира Калакара
Личная жизнь
[ редактировать ]Дас женился на Гаятри в 1962 году. Гаятри была известным педагогом и директором нескольких государственных школ. У них был сын Саманьяса и четыре дочери по имени Ананья, Ипсита, Шрейаси и Субарна. Его жена умерла раньше него в 2002 году.
Смерть
[ редактировать ]Дас умер 30 декабря 2004 года в возрасте 68 лет.
Галерея
[ редактировать ]![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Автор Бхиннасвары Бисваджит Дас» . worldcat.org . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ «Пионер» . www.dailypioneer.com . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Датта, Амареш (1988). Энциклопедия индийской литературы: от Девраджа до Джьоти, Том 2 . Сахитья Академия. ISBN 8126011947 .
- ^ Рассказы о региональной идентичности: возвращение к современному театру Ория в 1880-1980 годах - Шармила Чхотарай - Архивы и исследовательский центр этномузыкологии, Американский институт индейских исследований, 22, сектор 32, институциональная зона, Гургаон
- ^ Орисса: семьдесят пять лет кинотеатра Ория
- 1936 рождений
- 2004 смертей
- Индийские драматурги и драматурги-мужчины
- Одиа драматурги и драматурги
- Драматурги и драматурги Одиши
- Сценаристы из Одиши
- Сценаристы фильма Одиа
- Писатели на языке одиа
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Индийские сценаристы XX века
- Индийские драматурги и драматурги XX века.
- Индийские писатели-мужчины XX века