Субхадра
Субхадра | |
---|---|
Другие имена | Бхадра, Читра |
Деванагари | Субхадра |
Принадлежность | Деви |
Тексты | Махабхарата , Бхагавата Пурана. |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры |
|
Супруга | Арджуна |
Дети | Абхиманью (сын) |
Династия | Ядувамша – Чандравамша (по рождению) Династия Куру (по браку) |
Субхадра ( санскрит : सुभद्रा , IAST : Subhadrā ) — принцесса Двараки, упомянутая в индуистском эпосе Махабхарата . Она сестра божеств Кришны и Баларамы в индуистской мифологии . Субхадра вышла замуж за Арджуну , одного из братьев Пандавов , и у них родился сын по имени Абхиманью .
Субхадра — часть триады божеств, которым поклоняются в храме Джаганнатхи в Пури , наряду с Кришной (как Джаганнатхой ) и Баларамой (или Балабхадрой). одна из колесниц ежегодной Ратха-ятры Ей посвящена .
Этимология и другие имена
[ редактировать ]Санскритское Субхадра имя бхадра состоит из двух слов су и : . Приставка su означает добро, [1] а бхадра переводится как удача или совершенство. [2] Это имя означает «славный», «удачный», «великолепный» или «благоприятный». [3]
Субхадру называют Бхадрой (भद्रा), буквально «удачливой», когда ее знакомят с Арджуной в Махабхарате . [4] Согласно приложению к Махабхарате , Харивамсе , ее имя при рождении было Читра (चित्रा), что означает «яркая, ясная, превосходная или красочная». [5]
Легенды
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Субхадра родилась у вождя ядавов Васудевы и его жены Рохини , что делает ее сестрой Баларамы и сводной сестрой Кришны . Согласно эпосу «Махабхарата» , она была любимой дочерью Васудевы. [а]
Брак с Арджуной
[ редактировать ]О браке Субхадры и Арджуны впервые рассказывается в разделе Субхадрахарана Парва» « Ади Парвы , первой книги Махабхараты . Различные редакции эпоса содержат разные версии этой истории, а более поздние производные тексты добавляют к ней больше деталей. [7]
Согласно Чатурдхарской редакции Махабхараты , Арджуна находился в самом разгаре добровольного паломничества из -за нарушения условий соглашения, которое он заключил со своими братьями относительно личного времени с их общей женой Драупади . Достигнув города Двараки и встретив своего двоюродного брата по материнской линии Кришну , он посетил фестиваль, проводимый на горе Райвата. Там Арджуна увидел Субхадру, был поражен ее красотой и захотел на ней жениться. Кришна рассказал, что она была ребенком Васудевы и Рохини и его сводной сестрой. Кришна заявил, что не может предсказать решение Субхадры на ее сваямваре (церемонии выбора жениха), и посоветовал Арджуне сбежать с Субхадрой. Получив согласие на письмо, отправленное Юдхиштхире за разрешением, Арджуна погнал колесницу в горы и взял с собой Субхадру. После того, как охранники Субхадры безуспешно попытались остановить их, Ядавы, Вришни и Андхаки собрались на встречу, чтобы обсудить этот вопрос. После того, как Кришна утешил их, они согласились, и таким образом Арджуна женился на Субхадре, соблюдая ведические ритуалы. [4] Похожая история включена в Критическое издание Махабхараты , составленное Институтом восточных исследований Бхандаркара . [8]
Издание Кумбхаконам (Южная редакция) Махабхараты представляет собой отдельный отчет о похищении Субхадры, отличающийся от версии Чатурдхары . Эта интерпретация превращает повествование в историю взаимной любви, предоставляя дополнительные подробности событий. Согласно этой версии, во время своего паломничества Арджуна достиг Прабхасы, где встретил Гаду, вождя ядавов. Гада рассказал Арджуне о Субхадре, разжигая в Арджуне желание жениться на ней. Преследуя эту цель, Арджуна принял облик аскета, созерцающего под деревом в надежде, что Кришна облегчит его бракосочетание. Одновременно в Двараке Кришна, используя свои божественные способности, узнал о стремлении Арджуны и посетил его в Прабхасе. Кришна привел Арджуну на гору Райватака, место надвигающегося праздника выдающихся Ядавов. Во время празднества Арджуна в сопровождении Кришны случайно встретил Субхадру и был очарован ее очарованием. Кришна предложил похитить Субхадру, на что Арджуна согласился и решил дождаться подходящего момента. После фестиваля Баларама встретил замаскированного Арджуну и в знак гостеприимства пригласил его поселиться во дворце Двараки. Субхадра взяла на себя роль смотрителя аскета, а Арджуна, глубоко очарованный, открыто восхищался ею. Субхадра, наблюдая за ним, заметил его сходство с Арджуной, поскольку ранее он был описан Гадой и Кришной. Признав ответную любовь Субхадры, Арджуна раскрыл свою истинную личность. На острове недалеко от Двараки был запланирован грандиозный ритуал, посвященный богу Шиве, что побудило Ядавов во главе с Баларамой отправиться на поклонение. Воспользовавшись удобным моментом, Арджуна сбежал с Субхадрой. [6] [9]
Бхагавата -пурана описывает роль Субхадры в выборе Арджуны. Здесь также добавляется подробность о том, что Баларама выбрал Дурьодхану — одного из Кауравов — женихом Субхадры без ее согласия. Зная, что, узнав о побеге Субхадры, Баларама будет вести войну против Арджуны, Кришна решил стать колесничим Арджуны. Арджуна взял Субхадру, и вместе с Кришной они ушли. Получив известие о том, что Субхадра сбежал с Арджуной, Баларама соглашается и проводит свадьбу Субхадры с Арджуной в Двараке. [6] [7]
Супружеская жизнь
[ редактировать ]По возвращении Арджуны из изгнания в Индрапрастху — столицу Пандавов — вместе с Субхадрой его встретили теплый прием. Расспрашивая о его первой жене Драупади , его братья рассказали о ее нежелании с кем-либо встречаться из-за гнева. Арджуна, пытаясь примириться, представил Субхадру Драупади в образе простого пастуха. Субхадра, представив себя пастухом и младшей сестрой Кришны, доверила Драупади свои вещи, выразив себя ее служанкой. Этот жест вызвал доверие и привязанность, побудив Субхадру смиренно заявить о своем нежелании заменять Драупади. Тронутая этим проявлением любви, Драупади обняла Субхадру, приняв ее как младшую сестру и признав в ней жену Арджуны. [10]
Субхадра осталась с Арджуной в Индрапрастхе, где она родила Абхиманью . После того, как Пандавы были вынуждены провести тринадцать лет в изгнании Кауравов , Субхадра и Абхиманью переехали в Дварку. После окончания периода изгнания Субхадра отправился на церемонию бракосочетания Абхиманью, проходившую в городе Упаплавья . Когда Абхиманью погиб в войне на Курукшетре , Субхадра оплакивал его смерть. После войны она присутствовала на Ашвамедха Яджне, организованной Юдхиштхирой . [6]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После того, как Парикшит сел на трон, отправляясь на небеса, Юдхиштхира обоих королевств Хастинапура, которым управляет ее внук, и Индрапрастхи, которым управляет Ваджранабха, правнук ее брата Кришны возложила на себя ответственность за поддержание в гармонии . В эпосе нет конкретного упоминания о том, как и когда она умерла, но считается, что после того, как Пандавы вместе с Драупади достигли небес, Субхадра и ее невестка ( Уттара ) отправились в лес, чтобы прожить остаток своей жизни. как отшельники. [11]
Как богиня
[ редактировать ]Ассоциация с Эканамшей или Йогамайей.
[ редактировать ]Субхадра связана с богиней Эканамшей или Йогмайей , обеими формами изначальной богини Шакти . Изображения Кушаны II века нашей эры из Матхуры изображают триаду божеств: двух богов, окружающих богиню. Сопоставимые изображения 9-го века в Этахе и Эллоре отражают эту композицию. Это идентифицируется как триада Вришни , в которую входят Самкаршана (Баларама), Эканамша и Васудева (Кришна). Здесь Эканамша — древняя богиня, которой поклоняются люди Вришни и отождествляется с Субхадрой; позже эта триада становится популярной в секте Джаганнатхи . [13] [14]
В жизни Кришны Йогамайя играет роль содействующей его земному рождению и его опекуна. Она рождается дочерью пастухов Нанды и Яшоды , после чего меняется ее местом с Кришной, чтобы защитить последнего от тирана-правителя Камсы . Предупредив Камсу о его неминуемой смерти, Йогамайя исчезает. По словам Девдутта Паттанаика , писания не уточняют, станет ли Йогмайя Субхадрой после выполнения своей роли, но имя «Йогамайя» является синонимом Субхадры в Пури , Одиша, где ей широко поклоняются. [15] Профессор Лаванья Вемсани считает, что единственный способ понять связь Субхадры с богинями — это рассматривать ее как реинкарнацию Эканамши, которая, в свою очередь, является земным проявлением Йогмайи. По ее словам, Йогамайя нисходит на Землю как Эканамша — дочь Нанды и Яшоды — а позже перевоплощается в Субхадру. [7]
Поклонение
[ редактировать ]Субхадра — одно из трех божеств, которым поклоняются в храме Джаганнатхи в Пури , наряду с Кришной (как Джаганнатхой ) и Баларамой (или Балабхадрой). Идол Субхадры представляет собой резной и украшенный деревянный пень с большими круглыми глазами и симметричным лицом желтого цвета, контрастирующим с черным цветом лица Джаганнатхи и белым цветом лица Балабхадры. Она украшена красными и черными одеждами и имеет иконографические элементы, подобные иконографическим элементам богини Бхубанешвари , включая лассо (паша) и слоновий рожок (анкуша). Одна из колесниц ежегодной Ратха-ятры посвящена ей и называется Дварпадалана , символизируя уничтожение зла. [15] Помимо этого, ей также поклоняются некоторые общины в Одише , Западной Бенгалии , Гуджарате и Бангладеш . [16]
есть деревня под названием Бхадраджун В западной части Раджастана , где Субхадре поклоняются как Дхумда мате со времен Махабхараты . Считается, что после побега со своим возлюбленным Арджуной и изнурительного трехдневного путешествия пара поженилась здесь. [17]
В некоторых текстах, таких как « Брахма Пурана» и « Гарга Самхита» , Субхадра упоминается как Деви Шатарупа, а Арджуна — Сваямбхува Ману . [18] ей также поклоняются как Мате Бхуванешвари В некоторых сектах иногда связывают Субхадру с богиней Лакшми . Кроме того, некоторые вайшнавы .
В популярной культуре
[ редактировать ]- В Б. Р. Чопры сериале «Махабхарат » 1988 года Субхадру сыграла Алока Мукерджи. [19]
- В » Рамананда Сагара 1993 года сериале «Кришна Субхадру сыграла Соня Капур .
- В Драупади (DD National) Субхадру сыграла Приянка Гаурав Шарма .
- В сериале 2001 года «Джай Махабхарат » Субхадру сыграла Соня Раккар .
- В Sahara One сериале 2002 года «Драупади » Субхадру сыграла Шармили Радж.
- В сериале « Большая магия » 2018 года «Чакрадхари Аджай Кришна » Субхадру сыграл Сумбул Тукир .
- В Sony TV сериале 2017 года «Вигнахарта Ганеш » Субхадру сыграл Прапти Шукла .
- В бенгальском сериале «Бхактер Бхагабан Шри Кришна» Субхадру сыграл Каушамби Чакраборти .
- В сериале Plus Star « Махабхарат » (2013) Субхадру сыграл Вибха Ананд . [20]
- В Star Bharat сериале 2018 года « Радха Кришна » Субхадру сыграл Анчал Госвами / Никита Тивари.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Балди, Филип; Дини, Пьетро У. (1 января 2004 г.). Исследования по балтийской и индоевропейской лингвистике: в честь Уильяма Р. Шмальстига . Издательство Джона Бенджамина. п. 103. ИСБН 978-90-272-4768-1 .
- ^ Бопп, Франц (1845). Сравнительная грамматика санскрита, зендского, греческого, латинского, литовского, готского, немецкого и славянских языков . Мэдден и Малькольм. п. 398.
- ^ Монье-Вильямс, Лейманн и Каппеллер 1899 , с. 1229.
- ^ Jump up to: а б Гангули 1883 год .
- ^ Монье-Вильямс, Лейманн и Каппеллер 1899 , с. 396.
- ^ Jump up to: а б с д Я в 1975 году .
- ^ Jump up to: а б с Вемсани, Лаванья (21 мая 2021 г.). Женские путешествия Махабхараты: индуистские женщины в истории, текстах и практике . Спрингер Природа. ISBN 978-3-030-73165-6 .
- ^ Деброй, Бибек. Махабхарата (Версия 2) .
- ^ Южная редакция Кумбхаконам, издание Ади Парва.
- ^ Шривастава 2017 .
- ^ Махапрастханика Парва https://www.sacred-texts.com/hin/m17/m17001.htm
- ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 70–72.
- ^ Хоули и Вульф 1982 .
- ^ Доктор философии 2016 , с. 257-258.
- ^ Jump up to: а б Паттанаик, Девдутт (1 июля 2018 г.). Шьям: иллюстрированный пересказ Бхагаваты . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-5305-100-6 .
- ^ «Почему Субхадре поклоняются вместе с Кришной в Джаганнатха-ятре» . indiatimes.com . Июль 2011 года . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ «История деревни Бхадраджун» . Arc.Ask3.Ru.орг . Сентябрь 2009 года.
- ^ «Брахма Вайварта Пурана, глава 6: 181–190» . ru.krishnakosh.org . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ «31 год Махабхараты на Дордаршане: интересные факты об одном из самых популярных телешоу всех времен» . Финансовый экспресс . 2 октября 2019 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Вибха Ананд в роли Субхадры в Махабхарате StarPlus» . Таймс оф Индия . 4 сентября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Монье-Уильямс, сэр Монье; Леуманн, Эрнст; Каппеллер, Карл (1899). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3105-6 .
- Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0597-2 .
- Доктор философии, Лаванья Вемсани (13 июня 2016 г.). Кришна в истории, мысли и культуре: Энциклопедия индуистского Господа многих имен: Энциклопедия индуистского Бога многих имен . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-211-3 .
- Гангули, Кисари Мохан (1883). «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Субхадра-харана Парва: Раздел CCXXI» . www.sacred-texts.com . Проверено 9 июня 2020 г.
- Хоули, Джон Стрэттон; Вульф, Донна Мари (1982). Божественная супруга: Радха и богини Индии . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-89581-102-8 .
- Шривастава, Дивакер Икшит (11 декабря 2017 г.). Расшифровка метафоры Махабхараты . One Point Six Technology Pvt Ltd. ISBN 978-93-5201-000-4 .