Jump to content

Субхадра

Субхадра
Картина Раджи Рави Вармы, изображающая Арджуну , одетого аскетом, ухаживающего за Субхадрой.
Другие имена Бхадра, Читра
Деванагари Субхадра
Принадлежность Деви
Тексты Махабхарата , Бхагавата Пурана.
Генеалогия
Родители
Братья и сестры
Супруга Арджуна
Дети Абхиманью (сын)
Династия Ядувамша Чандравамша (по рождению)
Династия Куру (по браку)

Субхадра ( санскрит : सुभद्रा , IAST : Subhadrā ) — принцесса Двараки, упомянутая в индуистском эпосе Махабхарата . Она сестра божеств Кришны и Баларамы в индуистской мифологии . Субхадра вышла замуж за Арджуну , одного из братьев Пандавов , и у них родился сын по имени Абхиманью .

Субхадра — часть триады божеств, которым поклоняются в храме Джаганнатхи в Пури , наряду с Кришной (как Джаганнатхой ) и Баларамой (или Балабхадрой). одна из колесниц ежегодной Ратха-ятры Ей посвящена .

Этимология и другие имена

[ редактировать ]

Санскритское Субхадра имя бхадра состоит из двух слов су и : . Приставка su означает добро, [1] а бхадра переводится как удача или совершенство. [2] Это имя означает «славный», «удачный», «великолепный» или «благоприятный». [3]

Субхадру называют Бхадрой (भद्रा), буквально «удачливой», когда ее знакомят с Арджуной в Махабхарате . [4] Согласно приложению к Махабхарате , Харивамсе , ее имя при рождении было Читра (चित्रा), что означает «яркая, ясная, превосходная или красочная». [5]

Рождение

[ редактировать ]

Субхадра родилась у вождя ядавов Васудевы и его жены Рохини , что делает ее сестрой Баларамы и сводной сестрой Кришны . Согласно эпосу «Махабхарата» , она была любимой дочерью Васудевы. [а]

Брак с Арджуной

[ редактировать ]
Гравюра начала 20 века, изображающая похищение Субхадры. В отличие от традиционного повествования, где Арджуна прогоняет ее, здесь Субхадра изображена уезжающей на колеснице из Двараки вместе с Арджуной и Кришной. Эта версия повествования популярна в Бенгальском регионе.

О браке Субхадры и Арджуны впервые рассказывается в разделе Субхадрахарана Парва» « Ади Парвы , первой книги Махабхараты . Различные редакции эпоса содержат разные версии этой истории, а более поздние производные тексты добавляют к ней больше деталей. [7]

Согласно Чатурдхарской редакции Махабхараты , Арджуна находился в самом разгаре добровольного паломничества из -за нарушения условий соглашения, которое он заключил со своими братьями относительно личного времени с их общей женой Драупади . Достигнув города Двараки и встретив своего двоюродного брата по материнской линии Кришну , он посетил фестиваль, проводимый на горе Райвата. Там Арджуна увидел Субхадру, был поражен ее красотой и захотел на ней жениться. Кришна рассказал, что она была ребенком Васудевы и Рохини и его сводной сестрой. Кришна заявил, что не может предсказать решение Субхадры на ее сваямваре (церемонии выбора жениха), и посоветовал Арджуне сбежать с Субхадрой. Получив согласие на письмо, отправленное Юдхиштхире за разрешением, Арджуна погнал колесницу в горы и взял с собой Субхадру. После того, как охранники Субхадры безуспешно попытались остановить их, Ядавы, Вришни и Андхаки собрались на встречу, чтобы обсудить этот вопрос. После того, как Кришна утешил их, они согласились, и таким образом Арджуна женился на Субхадре, соблюдая ведические ритуалы. [4] Похожая история включена в Критическое издание Махабхараты , составленное Институтом восточных исследований Бхандаркара . [8]

Издание Кумбхаконам (Южная редакция) Махабхараты представляет собой отдельный отчет о похищении Субхадры, отличающийся от версии Чатурдхары . Эта интерпретация превращает повествование в историю взаимной любви, предоставляя дополнительные подробности событий. Согласно этой версии, во время своего паломничества Арджуна достиг Прабхасы, где встретил Гаду, вождя ядавов. Гада рассказал Арджуне о Субхадре, разжигая в Арджуне желание жениться на ней. Преследуя эту цель, Арджуна принял облик аскета, созерцающего под деревом в надежде, что Кришна облегчит его бракосочетание. Одновременно в Двараке Кришна, используя свои божественные способности, узнал о стремлении Арджуны и посетил его в Прабхасе. Кришна привел Арджуну на гору Райватака, место надвигающегося праздника выдающихся Ядавов. Во время празднества Арджуна в сопровождении Кришны случайно встретил Субхадру и был очарован ее очарованием. Кришна предложил похитить Субхадру, на что Арджуна согласился и решил дождаться подходящего момента. После фестиваля Баларама встретил замаскированного Арджуну и в знак гостеприимства пригласил его поселиться во дворце Двараки. Субхадра взяла на себя роль смотрителя аскета, а Арджуна, глубоко очарованный, открыто восхищался ею. Субхадра, наблюдая за ним, заметил его сходство с Арджуной, поскольку ранее он был описан Гадой и Кришной. Признав ответную любовь Субхадры, Арджуна раскрыл свою истинную личность. На острове недалеко от Двараки был запланирован грандиозный ритуал, посвященный богу Шиве, что побудило Ядавов во главе с Баларамой отправиться на поклонение. Воспользовавшись удобным моментом, Арджуна сбежал с Субхадрой. [6] [9]

Бхагавата -пурана описывает роль Субхадры в выборе Арджуны. Здесь также добавляется подробность о том, что Баларама выбрал Дурьодхану — одного из Кауравов — женихом Субхадры без ее согласия. Зная, что, узнав о побеге Субхадры, Баларама будет вести войну против Арджуны, Кришна решил стать колесничим Арджуны. Арджуна взял Субхадру, и вместе с Кришной они ушли. Получив известие о том, что Субхадра сбежал с Арджуной, Баларама соглашается и проводит свадьбу Субхадры с Арджуной в Двараке. [6] [7]

Супружеская жизнь

[ редактировать ]

По возвращении Арджуны из изгнания в Индрапрастху — столицу Пандавов — вместе с Субхадрой его встретили теплый прием. Расспрашивая о его первой жене Драупади , его братья рассказали о ее нежелании с кем-либо встречаться из-за гнева. Арджуна, пытаясь примириться, представил Субхадру Драупади в образе простого пастуха. Субхадра, представив себя пастухом и младшей сестрой Кришны, доверила Драупади свои вещи, выразив себя ее служанкой. Этот жест вызвал доверие и привязанность, побудив Субхадру смиренно заявить о своем нежелании заменять Драупади. Тронутая этим проявлением любви, Драупади обняла Субхадру, приняв ее как младшую сестру и признав в ней жену Арджуны. [10]

Субхадра осталась с Арджуной в Индрапрастхе, где она родила Абхиманью . После того, как Пандавы были вынуждены провести тринадцать лет в изгнании Кауравов , Субхадра и Абхиманью переехали в Дварку. После окончания периода изгнания Субхадра отправился на церемонию бракосочетания Абхиманью, проходившую в городе Упаплавья . Когда Абхиманью погиб в войне на Курукшетре , Субхадра оплакивал его смерть. После войны она присутствовала на Ашвамедха Яджне, организованной Юдхиштхирой . [6]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

После того, как Парикшит сел на трон, отправляясь на небеса, Юдхиштхира обоих королевств Хастинапура, которым управляет ее внук, и Индрапрастхи, которым управляет Ваджранабха, правнук ее брата Кришны возложила на себя ответственность за поддержание в гармонии . В эпосе нет конкретного упоминания о том, как и когда она умерла, но считается, что после того, как Пандавы вместе с Драупади достигли небес, Субхадра и ее невестка ( Уттара ) отправились в лес, чтобы прожить остаток своей жизни. как отшельники. [11]

Как богиня

[ редактировать ]

Ассоциация с Эканамшей или Йогамайей.

[ редактировать ]
Баларама , Васудева и богиня Эканамша изображены на наскальной живописи в Тикле , III-II века до нашей эры. [12]

Субхадра связана с богиней Эканамшей или Йогмайей , обеими формами изначальной богини Шакти . Изображения Кушаны II века нашей эры из Матхуры изображают триаду божеств: двух богов, окружающих богиню. Сопоставимые изображения 9-го века в Этахе и Эллоре отражают эту композицию. Это идентифицируется как триада Вришни , в которую входят Самкаршана (Баларама), Эканамша и Васудева (Кришна). Здесь Эканамша — древняя богиня, которой поклоняются люди Вришни и отождествляется с Субхадрой; позже эта триада становится популярной в секте Джаганнатхи . [13] [14]

В жизни Кришны Йогамайя играет роль содействующей его земному рождению и его опекуна. Она рождается дочерью пастухов Нанды и Яшоды , после чего меняется ее местом с Кришной, чтобы защитить последнего от тирана-правителя Камсы . Предупредив Камсу о его неминуемой смерти, Йогамайя исчезает. По словам Девдутта Паттанаика , писания не уточняют, станет ли Йогмайя Субхадрой после выполнения своей роли, но имя «Йогамайя» является синонимом Субхадры в Пури , Одиша, где ей широко поклоняются. [15] Профессор Лаванья Вемсани считает, что единственный способ понять связь Субхадры с богинями — это рассматривать ее как реинкарнацию Эканамши, которая, в свою очередь, является земным проявлением Йогмайи. По ее словам, Йогамайя нисходит на Землю как Эканамша — дочь Нанды и Яшоды — а позже перевоплощается в Субхадру. [7]

Поклонение

[ редактировать ]
Субхадра в центре со своими братьями Балабхадрой (Баларамой) и Джаганнатхом (Кришной).
Субхадра (в храме Джаганнатхи, Пури )

Субхадра — одно из трех божеств, которым поклоняются в храме Джаганнатхи в Пури , наряду с Кришной (как Джаганнатхой ) и Баларамой (или Балабхадрой). Идол Субхадры представляет собой резной и украшенный деревянный пень с большими круглыми глазами и симметричным лицом желтого цвета, контрастирующим с черным цветом лица Джаганнатхи и белым цветом лица Балабхадры. Она украшена красными и черными одеждами и имеет иконографические элементы, подобные иконографическим элементам богини Бхубанешвари , включая лассо (паша) и слоновий рожок (анкуша). Одна из колесниц ежегодной Ратха-ятры посвящена ей и называется Дварпадалана , символизируя уничтожение зла. [15] Помимо этого, ей также поклоняются некоторые общины в Одише , Западной Бенгалии , Гуджарате и Бангладеш . [16]

есть деревня под названием Бхадраджун В западной части Раджастана , где Субхадре поклоняются как Дхумда мате со времен Махабхараты . Считается, что после побега со своим возлюбленным Арджуной и изнурительного трехдневного путешествия пара поженилась здесь. [17]

Идолы Баларамы, Лакшми (Субхадры), Васудева (Кришны, Джаганнатха) в начале 11 века.

В некоторых текстах, таких как « Брахма Пурана» и « Гарга Самхита» , Субхадра упоминается как Деви Шатарупа, а Арджуна Сваямбхува Ману . [18] ей также поклоняются как Мате Бхуванешвари В некоторых сектах иногда связывают Субхадру с богиней Лакшми . Кроме того, некоторые вайшнавы .

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В альтернативных источниках матерью Субхадры упоминается Деваки - еще одна жена Васудевы и мать Кришны, что делает ее прямым братом Кришны. [6]
  1. ^ Балди, Филип; Дини, Пьетро У. (1 января 2004 г.). Исследования по балтийской и индоевропейской лингвистике: в честь Уильяма Р. Шмальстига . Издательство Джона Бенджамина. п. 103. ИСБН  978-90-272-4768-1 .
  2. ^ Бопп, Франц (1845). Сравнительная грамматика санскрита, зендского, греческого, латинского, литовского, готского, немецкого и славянских языков . Мэдден и Малькольм. п. 398.
  3. ^ Монье-Вильямс, Лейманн и Каппеллер 1899 , с. 1229.
  4. ^ Jump up to: а б Гангули 1883 год .
  5. ^ Монье-Вильямс, Лейманн и Каппеллер 1899 , с. 396.
  6. ^ Jump up to: а б с д Я в 1975 году .
  7. ^ Jump up to: а б с Вемсани, Лаванья (21 мая 2021 г.). Женские путешествия Махабхараты: индуистские женщины в истории, текстах и ​​практике . Спрингер Природа. ISBN  978-3-030-73165-6 .
  8. ^ Деброй, Бибек. Махабхарата (Версия 2) .
  9. ^ Южная редакция Кумбхаконам, издание Ади Парва.
  10. ^ Шривастава 2017 .
  11. ^ Махапрастханика Парва https://www.sacred-texts.com/hin/m17/m17001.htm
  12. ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 70–72.
  13. ^ Хоули и Вульф 1982 .
  14. ^ Доктор философии 2016 , с. 257-258.
  15. ^ Jump up to: а б Паттанаик, Девдутт (1 июля 2018 г.). Шьям: иллюстрированный пересказ Бхагаваты . Penguin Random House India Private Limited. ISBN  978-93-5305-100-6 .
  16. ^ «Почему Субхадре поклоняются вместе с Кришной в Джаганнатха-ятре» . indiatimes.com . Июль 2011 года . Проверено 15 июня 2017 г.
  17. ^ «История деревни Бхадраджун» . Arc.Ask3.Ru.орг . Сентябрь 2009 года.
  18. ^ «Брахма Вайварта Пурана, глава 6: 181–190» . ru.krishnakosh.org . Проверено 26 января 2024 г.
  19. ^ «31 год Махабхараты на Дордаршане: интересные факты об одном из самых популярных телешоу всех времен» . Финансовый экспресс . 2 октября 2019 года . Проверено 24 июля 2020 г.
  20. ^ «Вибха Ананд в роли Субхадры в Махабхарате StarPlus» . Таймс оф Индия . 4 сентября 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f5a20907f307a0d745f838b4c99489d__1722173520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/9d/2f5a20907f307a0d745f838b4c99489d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Subhadra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)