Абхиманью
Абхиманью | |
---|---|
![]() Абхиманью сражается колесом колесницы после того, как его оружие было разбито вражескими войсками, иллюстрация Пратапа Маллика , ок. 1970 год | |
Информация | |
Принадлежность | Кшатрий , потомок Куру |
Оружие | Лук и стрелы , меч |
Семья | |
Супруг | Уттара [а] |
Дети | Парикшит (из Уттары) |
Родственники | Дяди по отцовской линии Дяди по материнской линии Сводные братья Двоюродные братья по отцовской линии |
Абхиманью ( санскрит : अभिमन्यु , IAST : Абхиманью ) — воин из индуистского эпоса Махабхарата . Он был сыном Арджуны и Субхадры и был женат на Уттаре . Абхиманью изображается молодым, сильным и талантливым воином. Он также был одним из немногих людей, наряду со своим отцом, которые знали технику вступления в Чакравьюху , мощное военное формирование.
Согласно « Махабхарате» , Абхиманью был воспитан семьей по материнской линии, потому что Пандавы были изгнаны в течение тринадцати лет своими двоюродными братьями, Кауравами . После возвращения отца его брак был заключен с Уттарой , принцессой Королевства Матсья . Абхиманью сыграл значительную роль на стороне Пандавов во время войны на Курукшетре . Солдаты Кауравов объединились на тринадцатый день битвы, чтобы построить Чакравьюху, чтобы победить Пандавов. Поскольку Арджуну уговорили перейти на другую сторону поля битвы, Абхиманью смог прорваться сквозь строй и в одиночку сразиться с солдатами Кауравов. В этот момент на него одновременно напали шесть могущественных воинов, и он был несправедливо убит в возрасте шестнадцати лет. Посмертный сын Абхиманью Парикшит спас линию Куру от вымирания и стал известным монархом, прославляемым как в Махабхарате , так и в Бхагавата-пуране .
Этимология и эпитеты
[ редактировать ]Абхиманью — санскритское имя, которое переводится как «тот, кто уважает себя». Альтернативно его можно перевести как «героический» или «пламенный». [1] В Махабхарате для описания Абхиманью используется ряд эпитетов. [2] Ниже приводится список некоторых из них.
- Арджуни – «сын Арджуны ». [1]
- Арджунатмаджа — «сын Арджуны». [1]
- Арджунапара — «тот, кто равен Арджуне». [2]
- Пхалгуни - «сын Пхалгуны (Арджуны)». [2]
- Шакратмаятмаджа - «сын сына Индры (Арджуны)». [1]
- Саубхадра — «сын Субхадры ». [1]
- Джанмавира – «тот, кто храбр от рождения». [1]
Литературное образование
[ редактировать ]Махабхарата санскритский , . эпос Индийского субконтинента , рассказывает историю Абхиманью Он связан с героем эпоса Арджуной , который был его отцом, и Кришной , его дядей по материнской линии, который также является ключевой фигурой в Махабхарате . Текст, претерпевший на протяжении многих лет многочисленные модификации, правки и интерполяции, написан на классическом санскрите. Самые старые отрывки из сохранившегося текста датируются примерно 400 годом до нашей эры. [3] Ученые попытались создать критическое издание , опираясь главным образом на изучение «Бомбейского» издания, «Пунского» издания, «Калькуттского» издания и «южно-индийских» изданий рукописей. Наиболее распространенной версией является версия, подготовленная учеными под руководством Вишну Суктханкара в Институте восточных исследований Бхандаркара , сохранившаяся в Киотском университете , Кембриджском университете и различных индийских университетах. [4]
Битва между пятью Пандавами и сотней Кауравов лежит в основе повествования Махабхараты . Основное внимание в эпопее уделяется их великому конфликту, известному как Война Курукшетра . Большая часть текста описывает различные сражения между воинами двух сторон во время войны. [3] [5] Махабхарата парв разделена на восемнадцать или « книг ». Как и многие другие главные персонажи, Абхиманью также представлен в Ади Парве — первой из 18 парв. [6] В седьмой книге « Абхиманью-бадха Парва» основное внимание уделяется Абхиманью, которого повсюду восхваляют, и в котором содержится подробное описание того, как он умер. [2]
Легенды
[ редактировать ]Рождение и молодость
[ редактировать ]Самбхава Парва Ади Парвы повествует о причине рождения Абхиманью и его ранней кончины. Однажды на собрании богов было предложено, чтобы Варчас , сын лунного бога Сомы , принял земной облик Абхиманью и помог в уничтожении злых людей. Сома, который не хотел отказываться от своего сына, принял их предложение только при условии, что Варчас вернется к нему, когда ему (как Абхиманью) исполнится шестнадцать. [2] [6]
Абхиманью родился у Арджуны — третьего из братьев Пандавов — и его жены Субхадры , принадлежавшей к клану Ядавов . Арджуна сначала обучил его военному образованию, прежде чем Пандавы были вынуждены отказаться от своего королевства и были изгнаны на тринадцать лет их двоюродным братом Дурьодханой . Все это время Субхадра оставалась в царстве Дварака , доме своего брата, и воспитывала там Абхиманью с помощью своей семьи. Абхиманью получил военные инструкции от своих дядей Баларамы и Кришны, а также от двоюродного брата по материнской линии Прадьюмны . Когда Пандавы вернулись из изгнания, Дурьодхана отказался вернуть им их царство, что в конечном итоге спровоцировало войну Курукшетра . [2]
Арджуна научил Абхиманью стратегии проникновения в Чакравьюху , грозное военное сооружение, напоминавшее лабиринт из нескольких оборонительных стен. , Абхиманью был одним из четырех воинов, владевших этим умением По словам Юдхиштхиры . [7] Более поздний фольклор добавляет, что Абхиманью узнал эту информацию от Арджуны, еще находясь в утробе матери. Однако он не смог услышать, как выйти из чакравьюхи, и это неполное знание впоследствии способствовало его кончине. [8]
Свадьба
[ редактировать ]
О браке Абхиманью рассказывается в Вирата Парве , четвертой книге эпоса. Пандавам пришлось жить тайно и избегать обнаружения в последний год своего изгнания. оставались в царстве Матсья Пандавы , переодевшись, и служили его правителю Вирате . Дочь царя, Уттару , обучал танцам и музыке Арджуна, который притворялся евнухом по имени Бриханнала. Когда год их маскировки подошел к концу и истинные личности Пандавов были раскрыты, Вирата попросил Арджуну жениться на Уттаре. Однако Арджуна отказался, поскольку в то время он был ее учителем. Вместо этого он выдвинул идею свадьбы Уттары и Абхиманью. Церемония бракосочетания прошла в городе Упаплавья . [9] [2] Перед смертью Абхиманью забеременел своей жены, и позже она родила сына Парикшита . После победы Пандавов в Курукшетрской войне Парикшит становится наследником Юдхиштхиры, а позже занимает место Юдхиштхиры на посту правителя Хастинапура . [2]
Война на Курукшетре
[ редактировать ]Абхиманью встал на сторону Пандавов в войне на Курукшетре . Несмотря на то, что он был молодым человеком, он проявил удивительную храбрость в конфликте. В пятой книге эпоса, «Удьога Парва» , Абхиманью был отнесен к Атиратхи («лидеру предводителей автомобильных дивизий») Бхишмой , предводителем Куру, который курировал сторону Кауравов в течение первых одиннадцати дней конфликта. [2] [10]
« Бхишма Парва» содержит подробный отчет о боях, произошедших в течение первых одиннадцати дней войны, когда Бхишма служил командующим стороны Кауравов. Абхиманью впервые вступил в бой с Брихатбалой , царем Косалы , в первый день. Позже, во время ужасной битвы с Бхишмой, Абхиманью сломал флагшток Бхишмы. На второй день он вступил в бой вместе с Лакшманой , сыном Дурьодханы. Затем он занял позицию в построенной Арджуной полукруглой фаланге, известной как Ардха Чандра Вьюха. Он также яростно сражался с гандхарами, и когда он вторгся в Шалию , царь Магадхи Джаяцена и его слон были убиты. Оказав помощь Бхиме в бою, Абхиманью снова победил Лакшману. Кроме того, Викарна , Читрасена и другие братья Кауравы были побеждены Абхиманью. Позже он занял свое место в Шрингатаки Вьюхе, построенном Дхриштадьюмной , командующим стороны Пандавов. Абхиманью также победил Абаштху и Аламбушу . Затем он вступил в бой с Судишной, Дурьодханой и Брихатбалой. [2]
Смерть
[ редактировать ]
Смерть Абхиманью подробно описана в Абхиманью-вадха-парве Дрона -парвы , восьмой книге Махабхараты . [11] После того, как Бхишма потерпел поражение на одиннадцатый день, Дрона , который раньше был учителем Пандавов и Кауравов, был назначен новым лидером стороны Кауравов. После неудачного выступления на двенадцатый день Дурьодхана сделал ему выговор и напомнил о его клятве победить Пандавов. Дрона принял решение начать чакравьюху, почувствовав смущение. Поскольку Арджуна был искусен в защите чакравьюхи, он попросил Дурьодхану отвлечь Арджуну. направили Арджуну на юг На тринадцатый день Самсаптаки . Армия Кауравов во главе с Дроначарьей затем выстроилась в ряд Чакравьюхи. Такие махарати , как Дрона, Карна , Шаля , Крипа , Ашваттхама , Дурьодхана, Джаядратха , Духшасана и Бхуришрава, образовали колесо, охраняемое миллионами солдат. Силы Пандавов двинулись вперед, чтобы вступить в бой, но все были отброшены смертельными стрелами Дроны. Как один из немногих людей, способных войти в чакравьюху, Абхиманью получил это задание от Юдхиштхиры. Абхиманью напомнил Юдхиштхире, что он не знает способа побега из строя, но Юдхиштхира убедил его, что их воины следуют за ним, чтобы помочь в случае смертельной опасности. [7]
Затем Абхиманью приказал своему возничему Сумитре направиться к Дроне, а Пандавы следовали за ним. Солдаты Кауравов напали на Абхиманью, но он прорвал их грозную защиту и разорвал ее на части. Тогда грозные воины Кауравы бросили ему вызов. В отдельных битвах Абхиманью победил Дурьодхану, Душашану, Дрону, Ашватхаму, Карну, Шакуни. Он также убил многочисленных вражеских воинов, в том числе сына царя Асмаки , братьев Шальи, Рукмаратху, Лакшману , Вриндаку, Брихатбалу , Ашвакету и принца Бходжи Мартикавату. Дурьодхана, возмущенный убийством своего сына, поручил Дроне изменить первоначальный план убийства Абхиманью. Силы Пандавов были остановлены Джаядратхой, который в конечном итоге победил всех четверых, оставив Абхиманью одного. Шакуни , печально известный дядя Дурьодханы, разработал стратегию одновременного нападения на него, которая нарушила правила войны. На Абхиманью немедленно напали шесть махарати — Дрона, Карна, Крипа, Критаварма , Ашваттхама и Шакуни. Они разрушили его колесницу, убили лошадей его колесницы, сломали его оружие и расстреляли его множеством стрел. Абхиманью продолжал сражаться, используя колесо колесницы, хотя к этому моменту он был измотан и безнадежен, убив множество Солдаты Гандхары . Удар по голове, нанесенный сыном Душашаны, в конечном итоге привел к тому, что он скончался от ран и умер героем. [7] [2]
В производных произведениях
[ редактировать ]Сасирекха Паринаям
[ редактировать ]В то время как Махабхарата упоминает Уттару как единственную жену Абхиманью, телугуская сказка Сасирекха Паринаям добавляет историю о том, как Абхиманью женился на Саширекхе (также известной как Ватсала), дочери своего дяди Баларамы , прежде чем жениться на Уттаре. Согласно истории, Абхиманью влюбился в Шасирекху во время пребывания в Двараке, но Ревати хотела, чтобы она вышла замуж за Лакшману , сына Дурьодханы. Гхатоткача , сын Бхимы, который хотел помочь своему двоюродному брату, замаскировался под Саширекху и сломал Лакшмане руку. В результате инцидента Лакшмана расторг брак с Саширекхой. Настоящие Саширеха и Абхиманью в то время поженились в лесу. Ничего подобного не было засвидетельствовано в Махабхарате . [12] [13]
Кукольный
[ редактировать ]
В Индонезии , в яванской ваянгов культуре , Абхиманью ( индонезийский : Абиманью ) является важной фигурой. Его фигура в индонезийско - яванской культуре сложилась и отличается от версии в Индии.
В ваянге Абиманью описывается как мягкий, воспитанный, честный, твёрдый, ответственный и храбрый персонаж. Он также известен как Ангкавиджая, Джая Мурчита, Джака Пенгаласан, Партасута, Киритьятмаджа, Сумбадраатмаджа, Ванудара и Вирабатана. В этой версии истории у него есть еще 13 братьев и сестер, он обладает двумя божественными откровениями — Хидаятом , который может заставить его понять все, и Макутой Раджей , обретенным благодаря его торжественному аскетизму. Его обучал военному делу непосредственно его отец (Арджуна), а мистицизм он получил от своего деда, Багавана Абиясы. Абиманью жил в рыцарстве Палангкавати после победы над Прабу Джаямурчитой. Его жены — Деви Сити Сундари, дочь Прабу Кресны, короля государства Дваравати, от Деви Пративи. История брака Абиманью и Сити Сундари была показана в кожаном кукольном спектакле под названием «Алап-алапан Сити Сундари» или «Джая Мурчита Нграман». Деви Утари, дочь царя Матсьяпати и Деви Ни Ютиснавати из страны Вирата и сын Парикешита. История брака Абиманью и Утари была разыграна на сцене ваянг кулит под названием Путу Раби Нини или Калабендана Гугур.


Абиманью погиб в Баратаюде, битве между Кауравами и Пандавами на поле Курукшетра. В то время только три рыцаря из Пандавов находились на поле боя и владели военной стратегией, а именно Бхима, Арджуна и Абиманью. Гхатоткача ушел, потому что Карна протянул оружие Кунте Виджаядану. Другие рыцари выманили Биму и Арджуну у Кауравов, чтобы уйти с поля боя, так что Абиманью был единственным, на кого в то время полагались Пандавы.
После того, как все его братья погибли, Абиманью забыл выстроить боевой порядок. Он в одиночку продвинулся в середину линии Кауравов и оказался в ловушке смертоносного строя, созданного его врагом. Кауравы обрушивали оружие на тело Абиманью, пока Абиманью не упал и не упал с лошади — на ваянге изображены раны от древесного угля из корзины (их много). Абиманью похож на ежа из-за различного оружия, застрявшего в его теле. По сюжету, инцидент произошел из-за риска дать клятву при предложении Деви Утари. Абиманью однажды поклялся, что он все еще холост, и заявил, что, если он даст клятву лжесвидетельства, он будет готов умереть, будучи избитым и пронзенным различным оружием своих врагов. Абиманью дал клятву лжесвидетельства, потому что в то время он уже женился на Деви Сити Сундари.
Из-за того, что по всему его телу было застряло различное оружие, Абиманью больше не мог ходить. Однако Абиманью не сдался. Ему даже удалось убить будущего наследного принца Астины, а именно Лесмана Мандракумару, сына Прабу Дурьоданы, бросив крис Пулангени после проникновения в тела четырех других солдат. В то время Кауравы знали, что для убийства Абиманью необходимо отрезать лангсанг в его груди. В конце концов, Абиманью был убит булавой Кьяи Глингганга или Галиха Асема, принадлежавшей Джаядрате, рыцарю из Банакелинга. [14] [15] [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 1974 году была создана база под названием INS Abhimanyu, символизирующая характер Абхиманью. 1 мая 1980 года база Premier Chariot в Мумбаи была введена в эксплуатацию в качестве постоянной базы подразделения. Индийский морской спецназ (IMSF) базируется на базе INS Abhimanyu. [17] [18]
В медиаадаптациях Абхиманью изображали такие актеры, как Ашок Кумар в «Уттара Абхиманью» (фильм 1946 года) , С.М. Кумаресан в «Тамильском Абхиманью» (фильм 1948 года) , Аккинени Нагешвара Рао и Близнецы Ганесан в киноверсии фильма « Маябазар » на телугу и тамильском языке ( 1957) соответственно, [19] Нандамури Балакришна в телугуском фильме «Даана Вира Сура Карна» (1977), Маюр Верма в Б. Р. Чопры «Махабхарате » (сериал 1988 года) , Анудж Шарма в фильме «Кришна» (сериал) , Парас Арора в «Махабхарате» Star plus ) (сериал 2013 года , [20] Меган Джадхав в « сериале SET Сурьяпутра Карна» и Нихил Кумар в фильме на каннада «Курукшетра» (2019) . [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя это не упоминается в Махабхарате , согласно некоторым народным традициям, у Абхиманью также была жена по имени Саширекха.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ганди, Манека (1993). Книга индуистских имен пингвинов . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-012841-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу .
- ^ Перейти обратно: а б Брокингтон, Дж. Л. (1998). Санскритские эпопеи . Брилл Академик. п. 26. ISBN 978-9-00410-260-6 .
- ^ МакГрат, Кевин (2004). Санскритский герой: Карна в эпической Махабхарате . Брилл Академик. стр. 19–26. ISBN 978-9-00413-729-5 .
- ^ Чакраварти, Бишнупада (13 ноября 2007 г.). Пингвин-спутник Махабхараты . Пингвины Великобритании. ISBN 978-93-5214-170-8 .
- ^ Перейти обратно: а б «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Самбхава Парва: Раздел LXVII» . www.sacred-texts.com . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гангули, Кисари Мохан (10 января 2015 г.). «Тринадцатый день на Курукшетре; Смерть Абхиманью [Глава 3]» . www.wisdomlib.org . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Абхиманью и битва на Курукшетре» . Храм Радхи Кришны в Юте . 29 ноября 2009 года . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 4: Вирата Парва: Го-харана Парва: Раздел LXXII» .
- ^ «Махабхарата, Книга 5: Удьога Парва: Улука Дутагамана Парва: Раздел CLXXI» . www.sacred-texts.com . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 7: Дрона Парва: Абхиманью-бадха Парва: Раздел XXXI» . www.sacred-texts.com . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Индраджит Бандйопадхьяй (29 октября 2008 г.), «Народное исследование «Махабхарата»: как Баларама стал тестем Абхиманью» , Epic India: A New Arts & Culture Magazine , заархивировано из оригинала 17 февраля 2012 г.
- ^ Паттанаик, Девдутт (16 августа 2010 г.). Джая: иллюстрированный пересказ Махабхараты . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-169-7 .
- ^ Шри Гуритно, Пурномо, Соймун Х.П. (2002), Персонажи серии кукольных фигурок Махабраты v
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Агус Курниаван, Знакомство с фигурками марионеток: Учимся знакомиться с фигурками теневых марионеток из серии «А»
- ^ Амрих, Питойо, вдохновляющие кукольные фигурки
- ^ «Коммандос морской пехоты Индийского флота (МАРКОС)» . Учебный лагерь и Военный фитнес-институт . 10 февраля 2017 года . Проверено 30 августа 2019 г.
- ^ «INS Абхиманью | ВМС Индии» . www.indiannavy.nic.in . Проверено 8 сентября 2019 г.
- ^ «Возвращение к Маябазару: как первая сцена задает тон этой классике о двух принцах и озорном Боге» . Первый пост . 10 января 2021 г. Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ варма, липика (6 мая 2014 г.). «Абхиманью в Махабхарате будут любить: Парас Арора» . Деканская хроника . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ «Курукшетра будет эпической, — говорит Нихил Кумар» . Новый Индийский экспресс . Проверено 15 февраля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Абхиманью, на Викискладе?