Яяти
Яяти | |
---|---|
![]() Яяти | |
Тексты | Махабхарата |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруги | Деваяни , Шармиштха |
Дети | Яду , Турвашу, Анудрухью, Друхью , Пуру (Сыновья) Мадхави (дочь) |
Династия | Чандравамша |
Яяти ( санскрит : ययाति , латинизировано : Яяти ) — король Абхиры в индуистской традиции . Его описывают как царя Чандравамши . Он считается прародителем рас Ядавов и Пандавов . [1]
В некоторых текстах он считается сыном царя Нахуши и его жены Ашокасундари . [2] дочь Шивы и Парвати ; однако ранние источники утверждают, что Вираджас, дочь Аджьяпы, была матерью Яяти. У него было пять братьев: Яти, Самьяти, Аяти, Вияти и Крити. Яяти завоевал весь мир и был Чакраварти («Вселенским монархом» или «Мировым императором»). [3]
Он женился на Деваяни , дочери Шукры , а также взял Шармиштху , дочь царя Вришапарвана , и служанку Деваяни , в качестве своей любовницы. Услышав о его отношениях с Шармиштхой, Деваяни пожаловалась отцу, который, в свою очередь, проклял Яяти на старость в расцвете сил, но позже позволил ему променять ее на сына Пуру . Его история упоминается в Махабхараты » « Ади Парве , а также в « Бхагавата Пуране» и « Матья Пуране» . [4]
Генеалогия и ранняя жизнь
[ редактировать ]Брахмы Сыном был Атри , брахмарши . Сыном Атри был Чандра , бог луны. Чандра дал свое имя Лунной династии (Чандравамша). Сыном Чандры был Будха . У Будхи был сын от дочери Вайвасвайты Ману , Илы . Сыном Илы был Пуруравас , который учился у мудреца Кашьяпы . Пуруравас женился на Урваши псаре и имел много сыновей, из которых Аюс был старшим. Аюс получил образование у мудреца Чьяваны и женился на принцессе асуров Прабхе. Нахуша Сыном Аюса был , получивший образование у мудреца Васиштхи .
После потери Индрой силы дэвы попросили Нахушу стать новым Индрой. Нахуша правил тремя мирами под руководством мудреца Брихаспати в течение 100 лет. Сыновья Нахуши во главе с Яти и Яяти получили образование у тысяч брахмарши и дэвов, которые раньше прислуживали их отцу. В конце концов Нахуша (семь мудрецов) проклял его стал высокомерным и был сурово наказан, так как саптриши стать змеей и жить дальше в Нараке (Аде). Индра был снова восстановлен в должности царя дэвов.
Махабхарата упоминает о достижениях Яяти. Он совершил 100 раджасуй , 100 ашвамедх , 100 ваджапей , 1000 атиратр , 1000 пундариков и бесчисленные агништомы и чатурмасии . Куда бы он ни бросал палку Шами, он совершал жертвоприношение. Он раздал брахманам горы золота и миллиарды коров. [ нужна ссылка ]
Легенда
[ редактировать ]Легенда о Яяти появляется в восемнадцатой и девятнадцатой главах девятой песни « Бхагавата-пураны» . [5]
Отец Яяти, Нахуша , превратился в питона из-за проклятия, произнесенного мудрецами в наказание за его высокомерие. Старшему брату Яяти, Яти, первоначально было дано царство, но он отказался от него и вместо этого стал аскетом . Затем Яяти становится царем вместо него и правит землей. Он назначает своих четырех младших братьев управлять основными направлениями мира.
Свадьба
[ редактировать ]Однажды Шармиштха, дочь царя Вришапарвана даитьев , и Деваяни, дочь Шукры, идут со свитой Шармиштхи купаться в лесном пруду недалеко от их дома. Пока они купаются, Индра превращается в сильный ветер, собирает их одежду на берегу ручья и складывает в кучу. В возникшей неразберихе две женщины случайно надевают одежду друг друга. В завязавшейся ссоре Шармиштха бросает обнаженную Деваяни в колодец и вместе со своей свитой покидает лес. Позже Яяти, сын Нахуши, случайно наткнулся на пруд после охоты и помогает Деваяни выбраться из него, прежде чем вернуться в свое королевство. Деваяни послала свою служанку Гурнику к отцу и сообщила ему о ссоре. Шукра в ярости, и, чтобы умилостивить его, Вришапарван соглашается предложить тысячу служанок вместе со своей дочерью Шармиштхой, чтобы они служили Деваяни. Некоторое время спустя Яяти снова встречает Деваяни, и они влюбляются друг в друга. После того, как Шукра дает свое согласие, они женятся. [6]
Когда Деваяни переезжает во дворец Яяти после замужества, Шармиштха, теперь ее служанка, тоже идет с ней. Шукра, однако, строго предупреждает Яяти никогда не иметь никаких дел с Шармиштхой.
Проклинать
[ редактировать ]Спустя долгое время Шармиштха приходит к Яяти и просит подарить ей ребенка. Он отказывается, заявляя, что если бы он это сделал, то столкнулся бы с гневом Шукры. Тем не менее Шармиштхе удается убедить его, говоря, что было бы против дхармы, если бы он отклонил ее просьбу; он, будучи королем, должен был обеспечивать нужды граждан, а она отчаянно хочет иметь ребенка. Он неохотно соглашается, и у них завязывается роман в надежде, что она забеременеет. Со временем Деваяни рожает двух сыновей: Яду и Турвасу, а Шармиштха рожает трех сыновей: Друхью, Анудрухью и Пуру.
В конце концов, Деваяни узнает о романе своего мужа с Шармиштхой и жалуется отцу. Разгневанный непослушанием своего зятя, Шукра проклинает Яяти преждевременной старостью в наказание за причинение такой боли его дочери. Однако, узнав о желании Шармиштхи стать матерью, он позже смягчается, говоря Яяти, что, если он сможет убедить одного из своих сыновей (Яяти) поменяться с ним возрастом, он сможет избежать проклятия и вернуть себе утраченную молодость. какое-то время. Яяти спрашивает своих сыновей, откажется ли один из них от своей молодости, чтобы омолодить своего отца, но все отказываются, кроме самого младшего, Пуру (одного из его сыновей от Шармиштхи). В знак благодарности за сыновнюю преданность Пуру Яяти делает его своим законным наследником, и именно по линии Пуру - впоследствии короля Пуру - позже возникает Курувамша (династия Куру). [7]
По словам рассказа, Яяти наслаждается всеми чувственными удовольствиями «тысячу лет» и, испытав страсть в полной мере, приходит к пониманию ее полной тщетности, говоря: «Знай это наверняка… не все Еда, богатство и светские женщины могут утолить похоть одинокого мужчины с неконтролируемыми чувствами. Жажда чувственных удовольствий не устраняется, а усугубляется снисхождением, даже если топленое масло, вылитое в огонь, увеличивает ее... Тот, кто стремится к миру и миру. счастье должно немедленно отказаться от жажды и вместо этого искать то, что не стареет и не прекращается - независимо от того, насколько старым может стать тело». [5] Обретя мудрость, следуя дорогой излишеств, Яяти с благодарностью возвращает молодость своему сыну Пуру, а взамен забирает его старость, отрекаясь от мира, чтобы провести оставшиеся дни лесным аскетом. Его духовные практики, наконец, увенчались успехом, и, оставшись один в глухом лесу, он был вознагражден вознесением в Сваргу — райское царство праведников, управляемое Индрой , что находится всего лишь на один шаг ниже окончательного освобождения мокши. . [5]
Загробная жизнь
[ редактировать ]Яяти вознесся на небеса благодаря своим добродетелям. Он был настолько добродетелен, что мог путешествовать по многим небесным областям. Иногда он отправлялся в область Брахмы, а иногда останавливался в Амаравати, области Индры . Однажды, когда Яяти и Индра разговаривали, Индра задал ему вопросы. Индра спросил его, сколько жертвоприношений он совершил и с кем он равен в жертвоприношениях. Яяти хвастливо заявил, что число его жертвоприношений неисчислимо, и заявил о своем превосходстве. Индра разгневался на такое хвастовство и сбросил Яяти с небес. Яяти попросил у него прощения, поэтому Индра сказал, что, даже если он будет изгнан с небес, он падет среди добродетельных и мудрых людей. Таким образом, хотя Яяти упал с небесной области, он застрял в небесном своде. Его встретили его внуки: Аштака, Васуман, Праттардана и Шиви (цари и сыновья Маматы или Мадхави). Они спросили, кто он такой и почему он такой. Они спрашивали о рае, об аде, о возрождении. Яяти все пересказал. Затем из сострадания они предложили Яяти свои похвальные силы. Благодаря этим заслугам Яяти снова достиг райского царства. Прибыли пять золотых колесниц и увезли их в край вечного блаженства за заслуги его внуков и его собственные.
Потомки
[ редактировать ]Из Деваяни
[ редактировать ]- Яду дал начало Ядувамше , наследственной линии Кришны.
- Турвасу и его потомки образовали Королевство Явана.
- Мадхави или Мамата женился четыре раза, и от каждого мужа у них было по сыну. Она вышла замуж за Харьяшву, принадлежавшего к династии Сурьявамши ; Диводаса , царь Каши; Ушинара, царь Бходжи, и Махариши Вишвамитра .
- От царя Икшваку Харьяшвы у нее родился сын по имени Васуманас, который стал богатым царем и занимался благотворительностью.
- Вместе с Диводасой, царем Каши, у нее был могущественный воин-царь Пратарддана, который приобрел оружие у мудреца Бхарадваджи и победил в битве Хайхайев и Видехов.
- Вместе с царем бходжи Ушинарой у нее был Шиби , который стал Чакраварти и завоевал мир, а также практиковал дхарму и благотворительность.
- От мудреца Вишвамитры у нее родился сын по имени Аштака, прославившийся совершением жертвоприношений и благотворительностью.
Из Шармиштхи
[ редактировать ]- Считается, что Друхью и его потомки, Вайбходжа Вамша , согласно традиции Трипура , сформировали Королевство Твипра . [8]
- Анудрухью дал начало племени млечча , Тушарас (Тухарас), чье царство располагалось на северо-западе Индии, согласно эпосу Махабхарата . В «Бхагавата-пуране» сиби , ушинары , мадрасцы и кекаи являются прямыми потомками Анудрухью. Утверждается, что Сиби или Сиви является сыном Усинары. [9]
- Пуро
Еще одним из его потомков (через Пуру ) был царь Бхарата , сын царя Душьянты и Шакунталы . Дальнейшие потомки были частью Королевства Куру , в том числе Шантану , Дхритараштра , Панду , Юдхиштхира , Абхиманью и Парикшит .
Влияние
[ редактировать ]На современном языке и в обиходе обмен добросовестного поведения на внешнюю выгоду иногда называют синдромом Яяти. [10] [11]
«Яяти» , роман на маратхи В. С. Хандекара , принес ему премию Сахитья Академии (1960) и премию Джнанпит (1974). [12]
драматурга Гириша Карнада Дебютная пьеса «Яяти» (1961) основана на истории царя Яяти, найденной в Махабхарате . [13]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Махабхарата , Адипарва , стих. 71-80.
- Яяти (Маратхи). 1959. ISBN 978-81-7161-588-9
- Яяти: Классическая повесть о похоти, В.С. Хандекар (английский), Тр. Ю.П. Кулкарни. Восточные книги в мягкой обложке. ISBN 81-222-0428-7 .
- Яяти , Гириш Карнад . Издательство Оксфордского университета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ www.wisdomlib.org (24 июня 2012 г.). «Яяти, Яяти, Яяти: 18 определений » www.wisdomlib.org . Получено 7 октября.
- ^ Бибек Деброй, Дипавали Деброй (2002). Священные Пураны . п. 152. « У Нахуши и Ашокасундари был сын по имени Яяти ».
- ^ www.wisdomlib.org (14 ноября 2020 г.). «Счет короля Яяти [глава 30]» . www.wisdomlib.org . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ Лаура Гиббс: Яяти
- ^ Перейти обратно: а б с Венкатешананда (31 марта 2010 г.). Краткий Шримад Бхагаватам . СУНИ Пресс . стр. 227–229. ISBN 9781438422831 .
- ^ www.wisdomlib.org (28 января 2019 г.). «История Яяти» . www.wisdomlib.org . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ Прабхупада, Бхактиведанта Свами (1995). Шримад Бхагаватам – Песнь девятая . Книжный фонд Бхактиведанты. стр. 551–623. ISBN 978-81-8957491-8 .
- ^ Спер Раджмала , древняя королевская хроника королей Трипуры .
- ^ «У Ану, четвертого сына Яяти, было три сына: Сабханара, Чаксу и Паресну. От Сабханары родился сын по имени Каланара, а от Каланары - сын по имени Срньяя. От Срнджая родился сын по имени Джанамеджая. От Джанамеджайи произошел Махасала. от Махасалы — Махамана, а от Махамана — два сына, которых звали Усинара и Титиксу. Четырьмя сыновьями Усинары были Шиби, Вара, Крими и Дакша, а от Шиби снова произошли четыре сына, которых звали Вришадарбха, Судхира, Мадра и атма-таттва. вит Кекая...» (Бхагавата Пурана, 9.23.1-4).
- ^ Менеджмент и Бхагавад-гита
- ^ Синдром Яяти БДП
- ^ Веб-сайт Jnanpith - список лауреатов. Архивировано 13 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Дон Рубин (1998). Всемирная энциклопедия современного театра: Азия . Тейлор и Фрэнсис. п. 196. ИСБН 0-415-05933-Х .
- Доусон, Джон (1888). Классический словарь индуистской мифологии и религии, географии, истории и литературы . Трубнер и Ко, Лондон.
- Мани, Веттам (1964). Пураническая энциклопедия . Мотилал Банарсидас, Дели. ISBN 08426-0822-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История царя Яяти из Махабхараты
- Деваяни и Яяти в пересказе П.Р. Рамачандера
- Яяти в Брахма-пуране