Парикшит
Парикшит | |
---|---|
Кауравья Раджа Вишваджанина | |
Король Куру | |
Царствование | 12-10 вв. до н.э. [ нужна ссылка ] |
Предшественник | Юдхиштхира (Дедушка) согласно Махабхарате |
Преемник | Джанамеджая (Сын) |
Супруг | Нянчить |
Проблема | |
Династия | Кому |
Отец | Абхиманью |
Мать | в Уттаре |
Религия | индуизм |
Парикшит ( санскрит : Парикшит , IAST : Парикшит) [примечание 1] ) был царем Куру , правившим в средний ведический период (12–10 века до н.э.). [1] Вместе со своим сыном и преемником Джанамеджайей он сыграл решающую роль в консолидации государства Куру, объединении ведических гимнов в сборники и развитии ортодоксального ритуала сраута , превратив царство Куру в доминирующий политический и культурный центр. северной Индии железного века . [2] Он также появляется как фигура в более поздних легендах и традициях. Согласно легендарным рассказам Махабхараты и Пуран , он сменил своего двоюродного дядю Юдхиштхиру на троне Хастинапура . [примечание 2]
Введение
[ редактировать ]«Выслушайте добрую похвалу Царя, принадлежащую всем людям, который, (подобно) богу, выше людей,(слушай восхваление) Парикшита! - «Парикшит только что сделал нам мирное жилище; темнотатолько что прибежал к своему жилищу. Домохозяин Куру, готовящий (зерно) к помолу, говорит(таким образом) со своей женой. — «Что тебе принести, кислое молоко, манту [ячменный/молочный напиток?» жена продолжает спрашивать в Царстве царя Парикшита. — Сам по себе спелыйячмень тяжело наклоняется ( ива ) над глубокой колеей тропы. Династия процветает вЦарство царя Парикшита». [7] [8]
Парикшит восхваляется в гимне Атхарваведы ( XX.127.7-10) как великий Куру царь ( Кауравья ), царство которого текла молоком и медом, и люди жили счастливо в его царстве. Он упоминается как раджа Вишваджанина (вселенский царь). [9]
Согласно «Махабхарате», Парикшит женился на принцессе Мадравати из королевства Мадра , правил 60 лет и умер. Считается, что его сын Джанамеджая . на престол унаследовал [10]
Историчность
[ редактировать ]В ведической литературе упоминается только один Парикшит; однако постведическая литература (Махабхарата и Пураны), кажется, указывает на существование двух царей с этим именем – одного, который жил до войны на Курукшетре , предка Пандавов , и другого, который жил позже как потомок Пандавов . Историк Х.К. Райчаудхури считает, что описание второго Парикшита лучше соответствует ведическому царю, тогда как информация, доступная о первом, скудна и противоречива, но Райчаудхури задается вопросом, существовало ли на самом деле два разных царя. Он предполагает, что удвоение в конечном итоге было «изобрето специалистами по генеалогии для объяснения анахронизмов» в более поздних частях Махабхараты как «бардовское дублирование одного и того же первоначального человека относительно точного места которого в генеалогии Куру не сохранилось ни одной единогласной традиции» и поэтому «происходит вторжение в генеалогические тексты» поздней, постведической традиции, в которой также упоминаются двое сыновей Парикшита Джанамеджая. [11] [примечание 3]
Майкл Витцель отмечает, что Парикшит был одним из первых царей Куру; он датирует династию Парикшита ок. 1200–1100 гг. до н. э. (поздний Ригведический период). [12] Напротив, Х.К. Райчаудхури датировал его девятым веком до нашей эры. [13] Витцель считает, что Парикшит (наряду с другими царями династии) несет главную ответственность за объединение различных материалов в единые «национальные» коллекции — «Ригведа Самхита» , «Самведа Самхита» и «Хилани» . [14]
Семья
[ редактировать ]Парикшит — сын Абхиманью и Уттары и внук Арджуны . [15] [16]
Согласно «Шатапатха-брахману» (XIII.5.4), у Парикшиты было четыре сына: Джанамеджая, Бхимасена, Уграсена и Шрутасена. Все они совершили Ашвамедха Яджну . [17]
Его телесное существование закончилось из-за проклятия мудреца Шринги , который использовал нагов царя Такшаки , правителя Таксилы , как орудие смерти. [18] Парикшит был мужем царицы Мадравати, и ему наследовал его сын Джанамеджая . [19] Согласно Махабхарате , он правил 60 лет и умер. [20]
Легенды
[ редактировать ]Считается, что Парикшит является реинкарнацией Сатья-юги , олицетворенной первой юги в индуистских писаниях. В «Бхагавата-пуране» (1.8.9) говорится, что сын Дроны , Ашваттхама, приготовил Брахмастру (мощное оружие, призванное к Брахме ), чтобы убить наследника Пандавов (царя Парикшита), пока тот находился в утробе своей матери ( Уттары ), как месть Пандавам за убийство его родственников и друзей (в частности, отца Дроны и друга Дурьодхана ) в войне на Курукшетре . Уттара была напугана мощными лучами оружия и беспокоилась о своем ребенке. Ее свекровь Субхадра молилась Кришне , который также был ее братом, о помощи в спасении их наследника. Кришна усмирил ее и защитил ребенка в утробе матери от смертоносного оружия и тем самым спас ему жизнь. Таким образом, у Уттары родился Парикшит. Его назвали Вишнуратой, потому что Господь Вишну отдал его Пандавам, когда их раса была на грани вымирания. Позже он был коронован наследником Пандавов в Хастинапуре . [21]
После коронации он совершил три жертвоприношения. Совершая жертвоприношения, он путешествовал по стране. Однажды он увидел, как человек бил розгой одноногого быка и пинал корову. Он рассердился на это зрелище и арестовал мужчину. Парикшит собирался убить его, когда мужчина раскрыл свою истинную личность — Кали . Кали попросил прощения у Парикшита, который простил его, но приказал покинуть королевство. Кали подчинилась этому приказу и покинула царство Парикшита. Удовлетворенная корова проявила себя как Притхви , которая была убита горем из-за того, что Кришна вернулся в свою обитель ( Вайкунтху ) и покинул землю. Быком был Дхарма , у которого другие три ноги были изуродованы, и теперь в Кали-югу он стоял только на одной ноге. [22]
Смерть
[ редактировать ]Однажды во время охоты царь Парикшит встретил Кали Пуруша , который попросил у него новое прибежище, кроме мест азартных игр, проституции, порока и аморальных отношений. Царь Парикшит позволил ему жить в золоте. Хотя он просил его жить в золоте, корона короля оказалась золотой, в конце концов Кали Пуруш вошла в сознание короля. Когда король пересекся, он увидел медитирующего мудреца Шамику и спросил его, где находится олень, на которого он охотился. Но мудрец не ответил, пока медитировал. Разгневанный этим, Парикшит набросил мертвую змею на шею мудреца из-за пагубного воздействия Кали Пуруша на его разум. У мудреца был сын по имени Шринги (не путать со Шринги в Рамаяне), который услышал об этом инциденте от сына другого мудреца по имени Криса. Он пришел в ярость, так как не знал об обмане Кали Пуруша. Он проклял Парикшита умереть от укуса змеи через семь дней за неуважение к своему отцу, Риши Шамике. [ нужна ссылка ]
Когда Шамика узнал о проклятии, наложенном его сыном, он был недоволен. Шамика приказал своему ученику Гаурмукхе пойти к Парикшиту и рассказать ему все о своей смерти. Когда Парикшит услышал о проклятии, он принял свою судьбу, но министры построили особняк, который будет стоять на одинокой колонне и хорошо охраняться. [ нужна ссылка ]
Кашьяпа За царем приходил , мудрец, знавший, как лечить змеиные укусы. Но Такшака изменил мнение мудреца, предложив ему больше богатства. Такшака пришел к царю в образе насекомого во фруктах и укусил Парикшита, что в конечном итоге привело к его смерти. [23]
Смерть Парикшита зафиксирована и в другом эпизоде, когда Пандавы завоевали Кхандавапрастху (ныне известную как Индрапрастха). Такшака — глава змей, который жил в Нагалоке без какого-либо вмешательства человека. Когда прибыли Пандавы , Такшака почувствовал, что его свобода отнята, и в чистом гневе приказал своим войскам атаковать Пандавов и их подданных. Широкомасштабное нападение привело к гибели многих людей или всех, кроме Пандавов и их жены Драупади . После этого случая Арджуна , третий Пандав, поднял свой лук и поджег Нагалоку. Такшака разгневался еще больше и поклялся убить одну из линий Пандавов. Обет Такшаки и проклятие сына Риши Шамики Срингина определили окончательную судьбу Парикшита: он будет убит укусом змеи.
Узнав о смерти своего отца от Такшаки, сын Парикшита Джанамеджая поклялся убить Такшаку в течение недели. Он начинает Сарпасатру, яджну, которая заставила каждую змею во вселенной упасть в хаван кунду . Однако Индра пытается спасти Такшаку от принесения в жертву. Мудрецы, совершающие жертвоприношение, начинают петь «Индраай свааха, Такшакаай ча свааха». Из-за этого даже Индру начинает втягивать в жертвоприношение. Позже эту яджну/жертвоприношение остановил Астика Муни (сын Манасы Деви ). Таким образом, Такшака был спасен, а Джанамеджая останавливает его Сарпасатру. В этот день был Шукла Пакша Панчами в месяце Шравана , и с тех пор он отмечается как праздник Нага Панчами . [24]
Преемственность
[ редактировать ]Парикшиту наследовал его сын Джанамеджая . [25]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Парикшит» — правильная санскритская форма имени. «Парикшита» относится к сыну/потомку Парикшита, например Джанамеджая (Witzel 1997). Парикшита — это причастие прошедшего времени, означающее «исследуемый», а не имя.
- ^ Согласно Махабхарате, его столица находилась в Хастинапуре . Но ведическая литература ранних Куруов находилась в Асандивате. указывает, что столица [3] отождествляется с современным Асандхом в Харьяне . [4] [5] [6]
- ↑ Кроме того, Витцель (1995) упоминает только одного Парикшита и одного Джанамеджайю.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Майкл Витцель (1989), Прослеживание ведических диалектов в диалектах индоарийской литературы, изд. Кайя , Париж, 97–265.
- ^ Майкл Витцель, «Ранняя санскритизация. Истоки и развитие государства Куру». Б. Кёлвер (редактор), Право, государство и управление в классической Индии. Государство, право и управление в классической Индии. Мюнхен: Р. Ольденбург 1997, 27–52. «EJVS — текущие и старые выпуски» . Архивировано из оригинала 15 августа 2006 года . Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ Майкл Витцель, «Ранняя санскритизация. Истоки и развитие государства Куру». Б. Кёлвер (редактор), Право, государство и управление в классической Индии. Государство, право и управление в классической Индии. Мюнхен: Р. Ольденбург 1997, 27–52. «EJVS — текущие и старые выпуски» . Архивировано из оригинала 15 августа 2006 года . Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ «Праки-джйоти: Сборник индологических исследований» . 1967.
- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . ISBN 9780143414216 .
- ^ Райчаудхури 2006 , с. 18.
- ^ Витцель 1997
- ^ Блумфилд, Гимны Атхарва-Веды. ( Священные книги Востока 42.) Оксфорд, 1897 г., переп. Дели, 1964 г.
- ^ Райчаудхури 2006 , стр. 10–13.
- ^ Райчаудхури (1996), стр.19
- ^ Райчаудхури (1996), стр.13-19.
- ^ Майкл Витцель (1989), Прослеживая ведические диалекты (PDF) , стр. 19, 141, заархивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2021 г.
- ^ Райчаудхури 2006 , с. 29.
- ^ Витцель, Майкл (1989). Царство Куру: истоки и развитие первого государства в Индии . Киото: итоги конгресса Японской ассоциации исследований Южной Азии. стр. 1–3.
- ^ Райчаудхури 2006 , стр. 11–16.
- ^ Доусон, Джон (1888). Классический словарь индуистской мифологии и религии, географии, истории и литературы . Трубнер и Ко, Лондон. п. 1.
- ^ Райчаудхури 2006 , стр. 14, 39.
- ^ «Махараджа Парикшит» . Архивировано из оригинала 14 июля 2006 года.
- ^ Мисра, В.С. (2007). Древние индийские династии, Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван, ISBN 81-7276-413-8 , стр.278.
- ^ Райчаудхури 2006 , стр. 19.
- ^ «Кем был Раджа Парикшит в Махабхарате и почему история его смерти носит философский характер» . www.timesnownews.com . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Мотилал Бансаридас Бхагавата Пурана Книга 1 Скандха I Главы 16-17
- ^ Пртап Чандра Рой Махабхарата, Астика Парва
- ^ Гарг 1992 , с. 743.
- ^ Райчаудхури 2006 , с. 30.
Источники
[ редактировать ]- Гарг, Ганга Рам (1992), Энциклопедия индуистского мира , Concept Publishing Company, ISBN 978-81-7022-376-4 , получено 2 августа 2013 г.
- Райчаудхури, Хемчандра (2006), Политическая история Древней Индии , Cosmo Publications , ISBN 81-307-0291-6