Jump to content

Куклы из кожи

Куклы из кожи
Театр теней с Далангом
Типы Индонезийская ваянга форма
Искусство предков яванский
Зародившаяся культура Индонезия
Начальная эпоха Индуистско-буддийские цивилизации
Кукольный театр Ваянг
Представление ваянг -кулита выдающегося индонезийского «даланга» (кукловода) Мантеба Соедхарсоно по рассказу «Гатхуткача Винисуда» в Бентара-Будая, Джакарта , Индонезия , 31 июля 2010 года.
Страна Индонезия
Критерии Исполнительское искусство, Традиционное мастерство
Ссылка 063
Область Азия и Тихоокеанский регион
История надписи
Надпись 2008 г. (3-я сессия)
Список Репрезентативный список

Ваянг кулит , ваянг голек , ваянг клитик

Ваянг кулит ( яванский : ꦮꦪꦁ ꦏꦸꦭꦶꦠ꧀ ) — традиционная форма теневого кукольного театра, первоначально обнаруженная в культурах Явы и Бали в Индонезии . [1] В представлении ваянг кулит фигурки марионеток проецируются назад на натянутый льняной экран с освещением из кокосового масла (или электрическим). Даланг (художник теней) манипулирует резными кожаными фигурками между лампой и экраном , чтобы оживить тени. Повествования о ваянг кулите часто связаны с основной темой борьбы добра и зла.

Ваянг кулит - одна из многих различных форм театра ваянг , встречающихся в Индонезии; другие включают ваянг бебер , ваянг клитик , ваянг голек , маску ваянг и ваянг вонг . Ваянг кулит – один из самых известных, предлагающий уникальное сочетание ритуала, уроков и развлечений.

7 ноября 2003 года ЮНЕСКО признала Ваянг — плоскую кожаную теневую марионетку ( вайанг кулит ), плоскую деревянную марионетку ( вайанг клитик ) и театр трехмерных деревянных кукол ( вайанг голек ) шедеврами устного и нематериального наследия . Человечества . В обмен на признание ЮНЕСКО потребовала от индонезийцев сохранить эту традицию. [2]

Этимология

[ редактировать ]

Термин ваянг означает в переводе с яванского « тень ». [3] или «воображение». Его эквивалент на индонезийском языке баян . В современном повседневном яванском и индонезийском словаре ваянг может относиться как к самой марионетке, так и ко всему представлению кукольного театра. Кулит означает « кожа » или « кожа », материал, из которого вырезаны фигурки.

Представление ваянг кулит в сопровождении оркестра гамелана , между 1862 и 1872 годами.

Ваянг — традиционный кукольный театр Индонезии . [4] [5] [6] Это древняя форма повествования, известная своими тщательно продуманными куклами и сложными музыкальными стилями. [7] Самые ранние свидетельства о ваянге происходят из текстов средневековой эпохи и археологических памятников, датируемых концом I тысячелетия нашей эры. Существует четыре теории относительно происхождения ваянга (коренной на Яве; Ява-Индия; Индия и Китай), но из них две более предпочтительны: Ява и Индия .

Независимо от своего происхождения, утверждает Брэндон, ваянг развился и превратился в яванский феномен. Ни в Китае, ни в Индии не существует настоящего современного кукольного теневого искусства с той утонченностью, глубиной и креативностью, выраженной в ваянге на острове Ява, Индонезия. [8]

Коренное происхождение на Яве

[ редактировать ]

По словам академика Джеймса Р. Брэндона , куклы ваянг родом из Явы. Он утверждает, что ваянг тесно связан с яванской социальной культурой и религиозной жизнью , и представляет параллельные разработки древней индонезийской культуры, такие как гамелан , денежная система , метрические формы, батик , астрономия , сельское хозяйство на рисовых полях и государственное управление . Он утверждает, что ваянг не произошел от какого-либо другого типа теневого кукольного театра материковой Азии, а был коренным творением яванцев . Индийские куклы отличаются от ваянгов , и все ваянгов технические термины яванские , а не санскритские . Точно так же некоторые другие технические термины, используемые в ваянг кулит, встречающемся на Яве и Бали, основаны на местных языках, даже если пьеса пересекается с буддийской или индуистской мифологией. [8]

ГАДЖ Хазеу [ ВОЗ? ] также говорит, что ваянг пришел с Явы. Структура куклы, приемы кукольного искусства, голоса рассказчиков, язык и выражения — все составлено в соответствии со старыми традициями. Техническое оформление, стиль и композиция яванской пьесы выросли из поклонения предкам . [ нужна ссылка ]

Кац [ ВОЗ? ] утверждает, что технические термины пришли из Явы и что ваянг родился без помощи Индии. До 9 века он принадлежал яванцам. Это было тесно связано с религиозными практиками, такими как благовония и ночные/бродячие духи. Панакаван использует яванское имя, [ нужны разъяснения ] отличается от индийских героев. [ нужна ссылка ]

Круйт [ ВОЗ? ] утверждает, что ваянг произошел от шаманизма , и проводит сравнения с церемониальными формами древних архипелагов, целью которых является контакт с миром духов посредством представления религиозной поэзии, восхваляющей величие души. [ нужна ссылка ]

Передвижение яванцев по морскому региону Юго-Восточной Азии вплоть до 20-го века также распространило искусство за пределы его островного происхождения; это может происходить непосредственно в районах, где поселилось много яванцев, таких как западный Селангор на полуострове Малайзия . [9] или косвенная интеграция местных элементов, таких как Ваянг Кулит Келантан, исполняемый в Келантане к северу от полуострова, где, как говорят, келантанский даланг сам учился у оригинальных мастеров на Яве. [10]

Бленконг, яванская масляная лампа в форме мифической птицы Гаруды для представлений ваянг кулит , до 1924 года.

Происхождение в Индии

[ редактировать ]

Индуизм и буддизм пришли на индонезийские острова в первые века I тысячелетия, и наряду с теологией народы Индонезии и Индийского субконтинента обменивались культурой, архитектурой и торговали товарами. [8] [11] [12] Кукольное искусство и драматические пьесы были задокументированы в древних индийских текстах, относящихся к последним векам I тысячелетия до нашей эры и первым векам нашей эры. [13] Кроме того, в восточном прибрежном регионе Индии ( Андхра-Прадеш , Одиша и Тамил Наду ), который больше всего взаимодействовал с индонезийскими островами, существовали традиции замысловатого кукольного искусства на основе кожи, называемого толу боммалата , толпавакуту и ​​рабана чхайя , которые имеют много общих черт. элементы с ваянгом . [5] [14]

Некоторые персонажи, такие как Видусака в санскритской драме и Семар в ваянге , очень похожи. Индийская мифология и персонажи индуистских эпосов фигурируют во многих крупных пьесах ваянг , что предполагает возможное индийское происхождение или, по крайней мере, влияние на доисламский период истории Индонезии. [8] Дживан Пани утверждает, что ваянг развился из двух форм искусства из Одиши в восточной Индии: кукольного театра Равана Чхая и танца Чхау . [15]

Самая старая известная запись о ваянге относится к 9 веку. В старых яванских (кави) надписях, называемых Джаха-надписями, датируемых примерно 840 годом н.э. и выпущенных Махараджей Шри Локапалой из Королевства Матарам в Центральной Яве , упоминаются три типа исполнителей: атапукан ( букв. « танцевальное шоу в масках » ), аринггит ( букв. « ваянг кукольный спектакль » ) и абанвал / абанол ( букв. « искусство шутки » ). Ринггит описан в яванском стихотворении XI века как кожаная теневая фигура.

В 903 году н.э. надпись Мантьясих (хартия Балитунга) была создана королем Балитунгом из династии Санджая Древнего Королевства Матарам. Они заявляют: « Си Галиги Мавайанг Буат Хьянг Макарита Бимма Я Кумара », что означает «Галиги устроил кукольный спектакль для богов, взяв историю Бимы Кумары». [16] Кажется, с того времени сохранились некоторые черты традиционного кукольного театра. Галиджи был странствующим артистом, которого попросили выступить по особому королевскому случаю. На этом мероприятии он исполнил рассказ о герое Бхиме из Махабхараты .

Рукопись Какавина Арджунавивахи из пальмовых листьев была написана Мпу Канвой в 1035 году нашей эры.

Мпу Канва, поэт при Аирлангги дворе в королевстве Кахурипан , пишет в 1035 году нашей эры в своей какавин (повествовательной поэме) Арджунавиваха : « santoṣâhĕlĕtan kĕlir sira sakêng sang hyang Jagatkāraṇa », что означает: «Он стойкий и просто ваянга экран ». вдали от «Двигателя мира». Поскольку келир — это яванское слово, обозначающее экран ваянг , этот стих красноречиво сравнивает реальную жизнь с представлением ваянг , где всемогущий Джагаткарана (двигатель мира) в качестве окончательного даланга (хозяина марионеток) находится всего в тонкой ширме от смертных. Эта ссылка на ваянг как на игру теней предполагает, что представление ваянга уже было известно при дворе Эйрлангги, а традиция ваянга зародилась на Яве, возможно, даже раньше. В надписи этого периода также упоминаются некоторые занятия, такие как авенанг и аринггит . [17]

Ваянг кулит – уникальная форма театра, использующая свет и тень. Куклы изготовлены из шкуры буйвола и закреплены на бамбуковых палках. Если держать его за куском белой ткани и использовать в качестве источника света электрическую лампочку или масляную лампу, на экране отбрасываются тени. Пьесы обычно основаны на романтических сказках и религиозных легендах, особенно на адаптациях классических индийских эпосов, Махабхараты и Рамаяны . Некоторые пьесы также основаны на местных историях, таких как сказки Панджи . [18]

Кукольные фигурки кукол

[ редактировать ]
Гунунган в яванском представлении ваянг кулит ознаменовал начало и разделение сцен. Перфорированный ваянг создает изысканную тень.

Ваянг . бывает размеров от 25 см до 75 см Важные персонажи обычно представлены несколькими марионетками каждый. Ваянг шкур водяного обычно изготавливается из буйвола и козы и крепится на бамбуковые палки. Однако лучший ваянг обычно изготавливается из пергамента молодой самки буйвола, выдержанного до десяти лет. В этом эскизе руководствуются резьбой и штамповкой сыромятной кожи , которая в наибольшей степени отвечает за образ персонажа и отбрасываемые тени. Молоток используется для постукивания специальными инструментами, называемыми тата , для пробивания отверстий в сыромятной коже. Изготовление палочек ваянг из рога — это сложный процесс распиливания, нагревания, ручной формовки и шлифования до достижения желаемого эффекта. Когда материалы готовы, художник прикрепляет ручку, точно формируя концы рога вокруг отдельной фигурки ваянга и закрепляя ее ниткой. Создание большого персонажа может занять месяцы.

есть важные различия ваянг кулит, Между тремя островами, на которых играют (из-за местных религиозных канонов). [19] [20]

На Яве (где ислам преобладает ) куклы (называемые ринггит ) имеют удлиненную форму, пьеса длится всю ночь, а лампа (называемая бленконг ) в наши дни почти всегда электрическая. полный гамелан с (пе)синденом . Обычно используется [21]

На Бали (где преобладает индуизм ) куклы выглядят более реалистично, спектакль длится несколько часов, а ночью в лампе используется кокосовое масло. Музыка в основном исполняется четырехполым вайангом , с барабанами только в том случае, если история из Рамаяны . нет Синденов . Даланг . поет Балийские даланги часто также являются священниками ( амангку даланг ). Таким образом, они также могут выступать при дневном свете в религиозных целях ( экзорцизм ) без лампы и экрана ( вайанг сакрал , или « лема »). [22]

На Ломбоке (где преобладает ислам и сильно влияние Бали) народный ваянг кулит известен как ваянг сасак , с марионетками, похожими на яванских ринггитов , небольшим оркестром без синдена , но с флейтами, металлофонами и барабанами. Репертуар уникален для острова и основан на мусульманском цикле Менак (приключения Амира Хамзы ).

На Кокосовых островах (Килинг) члены яванской диаспоры продолжали заниматься этим видом искусства с девятнадцатого века до смерти Нек Ичанга острова , даланга (кукловода) в 1949 году. [23] [24] Образцы ваянг-кулита находятся в коллекции Музея Пулу-Кокос и были представлены на наборе австралийских марок номиналом 1 и 2 доллара в 2018 году. [24]

Производительность

[ редактировать ]
Ваянг кулит играют дети в Джакарте .

Этап выступления ваянга включает в себя несколько компонентов. Натянутое льняное полотно ( келир ) выступает в роли полотна, разделяющего даланга (кукловода) и зрителя. Лампа с кокосовым маслом (яванский бленконг или балийский дамар ), которую в наше время обычно заменяют электрическим светом, отбрасывает тени на экран. Ствол банана (яванский гедебог , балийский гедебонг ) лежит на земле между ширмой и далангом , куда приклеиваются фигурки, удерживающие их на месте. Справа от даланга находится кукольный сундук, который даланг во время представления использует как барабан, ударяя по нему деревянным молотком. В яванском ваянг кулит исполнении даланг может использовать ударный инструмент, похожий на тарелку, у своих ног, чтобы подавать сигналы музыкантам. Музыканты сидят за далангом в обстановке оркестра гамелан. Оркестр гамелана является неотъемлемой частью яванского представления ваянг кулит . Представление сопровождают певцы-женщины ( песинден ) и певцы-мужчины ( вирасуара ).

Теневой кукольный спектакль.

Установка ствола банана на земле и полотна в воздухе символизирует землю и небо; вся композиция символизирует весь космос. Когда даланг оживляет кукольные фигурки и перемещает их по экрану, понимается, что в руках, которыми он руководит происходящим, действуют божественные силы. Лампа является символом солнца, а также глаза даланга . [25]

Традиционное представление ваянг кулит начинается после наступления темноты. Первая из трех фаз, на которой представляются персонажи и запускается конфликт, длится до полуночи. Бои и интриги второй фазы длятся около трех часов. Третий этап примирения и дружбы завершается на рассвете. [26]

Пьесы теней Ваянга обычно представляют собой рассказы из двух главных индуистских эпосов, Рамаяны и Махабхараты . Хозяин марионеток контекстуализирует истории из пьес, делая их актуальными для текущих общественных, национальных или глобальных проблем. Игроки гамелана реагируют на направление даланга .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Несс, Эдвард К. Ван; Правирохарджо, Шита (1980). Яванский теневой кукольный театр: введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195804140 .
  2. ^ « Кукольный театр Ваянг», включён в 2008 году (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально провозглашенный в 2003 году)» . ЮНЕСКО . Проверено 25 марта 2021 г.
  3. ^ Майр, Виктор Х. Живопись и перформанс: декламация изображений и ее индийский генезис . Гонолулу: Гавайский университет Press, 1988. с. 58.
  4. ^ Джеймс Р. Брэндон (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 143–145, 352–353. ISBN  978-0-674-02874-6 .
  5. ^ Перейти обратно: а б «Ваянг: Индонезийский театр» . Британская энциклопедия . 2012.
  6. ^ Дон Рубин; Чуа Су Понг; Рави Чатурведи; и др. (2001). Всемирная энциклопедия современного театра: Азия/Тихоокеанский регион . Тейлор и Фрэнсис. стр. 184–186. ISBN  978-0-415-26087-9 .
  7. ^ « Кукольный театр Ваянг», включён в 2008 году (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально провозглашенный в 2003 году)» . ЮНЕСКО . Проверено 10 октября 2014 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Р. Брэндон (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 42–44, 65, 92–94, 278. ISBN.  978-0-674-02874-6 .
  9. ^ Линда Сунарти; Теуку Реза Фадели (2018). «Отслеживание яванской идентичности и культуры в Малайзии, ассимиляция и адаптация яванского языка в Малайзии». Парамита: Журнал исторических исследований . 28 (1): 52, 54–5. дои : 10.15294/paramita.v28i1.10923 . ISSN   0854-0039 .
  10. ^ Махо А. Исигуро (весна 2018 г.). « Малайский театр: нематериальное культурное наследие и ислам: Ваянг Кулит Келантан и Мак Йонг Кэти Фоули и Патрисии Хардвик и: Традиции в переходный период: нематериальное наследие в Южной и Юго-Восточной Азии (обзор)». Азиатский театральный журнал . 35 (1): 216–21.
  11. ^ Мияо, Дж. (1977). «ПЛ Амин Суини и Акира Гото (ред.) Международный семинар по играм теней в Азии» . Юго-Восточная Азия: история и культура . 1977 (7). Японское общество исследований Юго-Восточной Азии: 142–146. дои : 10.5512/sea.1977.142 .
  12. ^ Ив Боннефуа (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. п. 162. ИСБН  978-0-226-06456-7 .
  13. ^ Кэти Фоули (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 181–182. ISBN  978-1-317-27886-3 .
  14. ^ Кэти Фоули (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 182–184. ISBN  978-1-317-27886-3 .
  15. ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра, Том 1 . Нью-Дели: Публикации Абхинава. п. 75. ИСБН  9788170172215 .
  16. ^ «Разнообразие индонезийского вайанга» . indonesia.go.id . Проверено 12 декабря 2020 г. .
  17. ^ Доктора. Р. Сукмоно (1973). Введение в историю культуры Индонезии 2 , 2-е изд. 5-е репринтное издание 1988 года . Джокьякарта: Издательство Канисиус. п. 56.
  18. ^ «История Панджи — культурное наследие архипелага, которое никогда не раскапывалось» . www.mediaindonesia.com . Проверено 13 февраля 2021 г.
  19. ^ Клэр Холт. Искусство в Индонезии: преемственность и изменения . Издательство Корнельского университета.
  20. ^ Гюнтер Шпитцинг. Индонезийская игра теней . Дюмон в мягкой обложке.
  21. ^ Джеймс Р. Брэндон. «На золотых престолах» яванские пьесы теней . Издательство Гарвардского университета.
  22. ^ Религия на Бали , К. Хойкаас, Лейденский университет.
  23. ^ Рикаса, Лурдес Одетт Аквитания (21 декабря 2020 г.). Отголоски любви... Делитесь и вдохновляйте . АвторДом. ISBN  978-1-6655-0940-4 .
  24. ^ Перейти обратно: а б «Теневые куклы Кокосовых островов (Килинг)» . Коллекционные предметы Почты Австралии . Проверено 4 сентября 2021 г.
  25. ^ Фоли, Кэти (1990). «Мои тела: исполнитель на Западной Яве». ТДР . 34 (2): 62–80. дои : 10.2307/1146027 . JSTOR   1146027 . здесь стр. 75ф.
  26. ^ Корсовитис, Константин (2001). «Пути Ваянга». Ежеквартальный журнал Индийского международного центра . 28 (2): 59–68. JSTOR   23005511 . здесь стр. 60.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b16abbefa1daf84647c15a70c787f7c__1722050700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/7c/7b16abbefa1daf84647c15a70c787f7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wayang kulit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)