Куклы из кожи
Куклы из кожи | |
---|---|
![]() Театр теней с Далангом | |
Типы | Индонезийская ваянга форма |
Искусство предков | яванский |
Зародившаяся культура | Индонезия |
Начальная эпоха | Индуистско-буддийские цивилизации |
Кукольный театр Ваянг | |
---|---|
![]() Представление ваянг -кулита выдающегося индонезийского «даланга» (кукловода) Мантеба Соедхарсоно по рассказу «Гатхуткача Винисуда» в Бентара-Будая, Джакарта , Индонезия , 31 июля 2010 года. | |
Страна | Индонезия |
Критерии | Исполнительское искусство, Традиционное мастерство |
Ссылка | 063 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (3-я сессия) |
Список | Репрезентативный список |
![]() Ваянг кулит , ваянг голек , ваянг клитик |
Ваянг кулит ( яванский : ꦮꦪꦁ ꦏꦸꦭꦶꦠ꧀ ) — традиционная форма теневого кукольного театра, первоначально обнаруженная в культурах Явы и Бали в Индонезии . [1] В представлении ваянг кулит фигурки марионеток проецируются назад на натянутый льняной экран с освещением из кокосового масла (или электрическим). Даланг (художник теней) манипулирует резными кожаными фигурками между лампой и экраном , чтобы оживить тени. Повествования о ваянг кулите часто связаны с основной темой борьбы добра и зла.
Ваянг кулит - одна из многих различных форм театра ваянг , встречающихся в Индонезии; другие включают ваянг бебер , ваянг клитик , ваянг голек , маску ваянг и ваянг вонг . Ваянг кулит – один из самых известных, предлагающий уникальное сочетание ритуала, уроков и развлечений.
7 ноября 2003 года ЮНЕСКО признала Ваянг — плоскую кожаную теневую марионетку ( вайанг кулит ), плоскую деревянную марионетку ( вайанг клитик ) и театр трехмерных деревянных кукол ( вайанг голек ) шедеврами устного и нематериального наследия . Человечества . В обмен на признание ЮНЕСКО потребовала от индонезийцев сохранить эту традицию. [2]
Этимология
[ редактировать ]Термин ваянг означает в переводе с яванского « тень ». [3] или «воображение». Его эквивалент на индонезийском языке — баян . В современном повседневном яванском и индонезийском словаре ваянг может относиться как к самой марионетке, так и ко всему представлению кукольного театра. Кулит означает « кожа » или « кожа », материал, из которого вырезаны фигурки.
История
[ редактировать ]
Ваянг — традиционный кукольный театр Индонезии . [4] [5] [6] Это древняя форма повествования, известная своими тщательно продуманными куклами и сложными музыкальными стилями. [7] Самые ранние свидетельства о ваянге происходят из текстов средневековой эпохи и археологических памятников, датируемых концом I тысячелетия нашей эры. Существует четыре теории относительно происхождения ваянга (коренной на Яве; Ява-Индия; Индия и Китай), но из них две более предпочтительны: Ява и Индия .
Независимо от своего происхождения, утверждает Брэндон, ваянг развился и превратился в яванский феномен. Ни в Китае, ни в Индии не существует настоящего современного кукольного теневого искусства с той утонченностью, глубиной и креативностью, выраженной в ваянге на острове Ява, Индонезия. [8]
Коренное происхождение на Яве
[ редактировать ]По словам академика Джеймса Р. Брэндона , куклы ваянг родом из Явы. Он утверждает, что ваянг тесно связан с яванской социальной культурой и религиозной жизнью , и представляет параллельные разработки древней индонезийской культуры, такие как гамелан , денежная система , метрические формы, батик , астрономия , сельское хозяйство на рисовых полях и государственное управление . Он утверждает, что ваянг не произошел от какого-либо другого типа теневого кукольного театра материковой Азии, а был коренным творением яванцев . Индийские куклы отличаются от ваянгов , и все ваянгов технические термины яванские , а не санскритские . Точно так же некоторые другие технические термины, используемые в ваянг кулит, встречающемся на Яве и Бали, основаны на местных языках, даже если пьеса пересекается с буддийской или индуистской мифологией. [8]
ГАДЖ Хазеу [ ВОЗ? ] также говорит, что ваянг пришел с Явы. Структура куклы, приемы кукольного искусства, голоса рассказчиков, язык и выражения — все составлено в соответствии со старыми традициями. Техническое оформление, стиль и композиция яванской пьесы выросли из поклонения предкам . [ нужна ссылка ]
Кац [ ВОЗ? ] утверждает, что технические термины пришли из Явы и что ваянг родился без помощи Индии. До 9 века он принадлежал яванцам. Это было тесно связано с религиозными практиками, такими как благовония и ночные/бродячие духи. Панакаван использует яванское имя, [ нужны разъяснения ] отличается от индийских героев. [ нужна ссылка ]
Круйт [ ВОЗ? ] утверждает, что ваянг произошел от шаманизма , и проводит сравнения с церемониальными формами древних архипелагов, целью которых является контакт с миром духов посредством представления религиозной поэзии, восхваляющей величие души. [ нужна ссылка ]
Передвижение яванцев по морскому региону Юго-Восточной Азии вплоть до 20-го века также распространило искусство за пределы его островного происхождения; это может происходить непосредственно в районах, где поселилось много яванцев, таких как западный Селангор на полуострове Малайзия . [9] или косвенная интеграция местных элементов, таких как Ваянг Кулит Келантан, исполняемый в Келантане к северу от полуострова, где, как говорят, келантанский даланг сам учился у оригинальных мастеров на Яве. [10]

Происхождение в Индии
[ редактировать ]Индуизм и буддизм пришли на индонезийские острова в первые века I тысячелетия, и наряду с теологией народы Индонезии и Индийского субконтинента обменивались культурой, архитектурой и торговали товарами. [8] [11] [12] Кукольное искусство и драматические пьесы были задокументированы в древних индийских текстах, относящихся к последним векам I тысячелетия до нашей эры и первым векам нашей эры. [13] Кроме того, в восточном прибрежном регионе Индии ( Андхра-Прадеш , Одиша и Тамил Наду ), который больше всего взаимодействовал с индонезийскими островами, существовали традиции замысловатого кукольного искусства на основе кожи, называемого толу боммалата , толпавакуту и рабана чхайя , которые имеют много общих черт. элементы с ваянгом . [5] [14]
Некоторые персонажи, такие как Видусака в санскритской драме и Семар в ваянге , очень похожи. Индийская мифология и персонажи индуистских эпосов фигурируют во многих крупных пьесах ваянг , что предполагает возможное индийское происхождение или, по крайней мере, влияние на доисламский период истории Индонезии. [8] Дживан Пани утверждает, что ваянг развился из двух форм искусства из Одиши в восточной Индии: кукольного театра Равана Чхая и танца Чхау . [15]
Рекорды
[ редактировать ]Самая старая известная запись о ваянге относится к 9 веку. В старых яванских (кави) надписях, называемых Джаха-надписями, датируемых примерно 840 годом н.э. и выпущенных Махараджей Шри Локапалой из Королевства Матарам в Центральной Яве , упоминаются три типа исполнителей: атапукан ( букв. « танцевальное шоу в масках » ), аринггит ( букв. « ваянг кукольный спектакль » ) и абанвал / абанол ( букв. « искусство шутки » ). Ринггит описан в яванском стихотворении XI века как кожаная теневая фигура.
В 903 году н.э. надпись Мантьясих (хартия Балитунга) была создана королем Балитунгом из династии Санджая Древнего Королевства Матарам. Они заявляют: « Си Галиги Мавайанг Буат Хьянг Макарита Бимма Я Кумара », что означает «Галиги устроил кукольный спектакль для богов, взяв историю Бимы Кумары». [16] Кажется, с того времени сохранились некоторые черты традиционного кукольного театра. Галиджи был странствующим артистом, которого попросили выступить по особому королевскому случаю. На этом мероприятии он исполнил рассказ о герое Бхиме из Махабхараты .

Мпу Канва, поэт при Аирлангги дворе в королевстве Кахурипан , пишет в 1035 году нашей эры в своей какавин (повествовательной поэме) Арджунавиваха : « santoṣâhĕlĕtan kĕlir sira sakêng sang hyang Jagatkāraṇa », что означает: «Он стойкий и просто ваянга экран ». вдали от «Двигателя мира». Поскольку келир — это яванское слово, обозначающее экран ваянг , этот стих красноречиво сравнивает реальную жизнь с представлением ваянг , где всемогущий Джагаткарана (двигатель мира) в качестве окончательного даланга (хозяина марионеток) находится всего в тонкой ширме от смертных. Эта ссылка на ваянг как на игру теней предполагает, что представление ваянга уже было известно при дворе Эйрлангги, а традиция ваянга зародилась на Яве, возможно, даже раньше. В надписи этого периода также упоминаются некоторые занятия, такие как авенанг и аринггит . [17]
Ваянг кулит – уникальная форма театра, использующая свет и тень. Куклы изготовлены из шкуры буйвола и закреплены на бамбуковых палках. Если держать его за куском белой ткани и использовать в качестве источника света электрическую лампочку или масляную лампу, на экране отбрасываются тени. Пьесы обычно основаны на романтических сказках и религиозных легендах, особенно на адаптациях классических индийских эпосов, Махабхараты и Рамаяны . Некоторые пьесы также основаны на местных историях, таких как сказки Панджи . [18]
Кукольные фигурки кукол
[ редактировать ]
Ваянг . бывает размеров от 25 см до 75 см Важные персонажи обычно представлены несколькими марионетками каждый. Ваянг шкур водяного обычно изготавливается из буйвола и козы и крепится на бамбуковые палки. Однако лучший ваянг обычно изготавливается из пергамента молодой самки буйвола, выдержанного до десяти лет. В этом эскизе руководствуются резьбой и штамповкой сыромятной кожи , которая в наибольшей степени отвечает за образ персонажа и отбрасываемые тени. Молоток используется для постукивания специальными инструментами, называемыми тата , для пробивания отверстий в сыромятной коже. Изготовление палочек ваянг из рога — это сложный процесс распиливания, нагревания, ручной формовки и шлифования до достижения желаемого эффекта. Когда материалы готовы, художник прикрепляет ручку, точно формируя концы рога вокруг отдельной фигурки ваянга и закрепляя ее ниткой. Создание большого персонажа может занять месяцы.
есть важные различия ваянг кулит, Между тремя островами, на которых играют (из-за местных религиозных канонов). [19] [20]
На Яве (где ислам преобладает ) куклы (называемые ринггит ) имеют удлиненную форму, пьеса длится всю ночь, а лампа (называемая бленконг ) в наши дни почти всегда электрическая. полный гамелан с (пе)синденом . Обычно используется [21]
- Некоторые яванские теневых марионеток фигурки
На Бали (где преобладает индуизм ) куклы выглядят более реалистично, спектакль длится несколько часов, а ночью в лампе используется кокосовое масло. Музыка в основном исполняется четырехполым вайангом , с барабанами только в том случае, если история из Рамаяны . нет Синденов . Даланг . поет Балийские даланги часто также являются священниками ( амангку даланг ). Таким образом, они также могут выступать при дневном свете в религиозных целях ( экзорцизм ) без лампы и экрана ( вайанг сакрал , или « лема »). [22]
- Некоторые балийские кукольные фигурки теней
На Ломбоке (где преобладает ислам и сильно влияние Бали) народный ваянг кулит известен как ваянг сасак , с марионетками, похожими на яванских ринггитов , небольшим оркестром без синдена , но с флейтами, металлофонами и барабанами. Репертуар уникален для острова и основан на мусульманском цикле Менак (приключения Амира Хамзы ).
- Некоторые марионеток-теней Сасака фигурки
На Кокосовых островах (Килинг) члены яванской диаспоры продолжали заниматься этим видом искусства с девятнадцатого века до смерти Нек Ичанга острова , даланга (кукловода) в 1949 году. [23] [24] Образцы ваянг-кулита находятся в коллекции Музея Пулу-Кокос и были представлены на наборе австралийских марок номиналом 1 и 2 доллара в 2018 году. [24]
Производительность
[ редактировать ]
Этап выступления ваянга включает в себя несколько компонентов. Натянутое льняное полотно ( келир ) выступает в роли полотна, разделяющего даланга (кукловода) и зрителя. Лампа с кокосовым маслом (яванский бленконг или балийский дамар ), которую в наше время обычно заменяют электрическим светом, отбрасывает тени на экран. Ствол банана (яванский гедебог , балийский гедебонг ) лежит на земле между ширмой и далангом , куда приклеиваются фигурки, удерживающие их на месте. Справа от даланга находится кукольный сундук, который даланг во время представления использует как барабан, ударяя по нему деревянным молотком. В яванском ваянг кулит исполнении даланг может использовать ударный инструмент, похожий на тарелку, у своих ног, чтобы подавать сигналы музыкантам. Музыканты сидят за далангом в обстановке оркестра гамелан. Оркестр гамелана является неотъемлемой частью яванского представления ваянг кулит . Представление сопровождают певцы-женщины ( песинден ) и певцы-мужчины ( вирасуара ).

Установка ствола банана на земле и полотна в воздухе символизирует землю и небо; вся композиция символизирует весь космос. Когда даланг оживляет кукольные фигурки и перемещает их по экрану, понимается, что в руках, которыми он руководит происходящим, действуют божественные силы. Лампа является символом солнца, а также глаза даланга . [25]
Традиционное представление ваянг кулит начинается после наступления темноты. Первая из трех фаз, на которой представляются персонажи и запускается конфликт, длится до полуночи. Бои и интриги второй фазы длятся около трех часов. Третий этап примирения и дружбы завершается на рассвете. [26]
Пьесы теней Ваянга обычно представляют собой рассказы из двух главных индуистских эпосов, Рамаяны и Махабхараты . Хозяин марионеток контекстуализирует истории из пьес, делая их актуальными для текущих общественных, национальных или глобальных проблем. Игроки гамелана реагируют на направление даланга .
- Галерея теневых кукол
- Кукольные фигурки яванского ваянг-кулита .
- Роспись Ваянг Кулита на в Джокьякарте. фабрике
- Резьба по коже на в Джокьякарте фабрике
- В специализированной деревне Сукавати , Бали.
- Все этапы изготовления ваянг-кулита
- Центрально-Яванская теневая марионетка
- Балийская теневая кукла
- Теневой кукольный спектакль
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Несс, Эдвард К. Ван; Правирохарджо, Шита (1980). Яванский теневой кукольный театр: введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195804140 .
- ^ « Кукольный театр Ваянг», включён в 2008 году (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально провозглашенный в 2003 году)» . ЮНЕСКО . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Майр, Виктор Х. Живопись и перформанс: декламация изображений и ее индийский генезис . Гонолулу: Гавайский университет Press, 1988. с. 58.
- ^ Джеймс Р. Брэндон (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 143–145, 352–353. ISBN 978-0-674-02874-6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Ваянг: Индонезийский театр» . Британская энциклопедия . 2012.
- ^ Дон Рубин; Чуа Су Понг; Рави Чатурведи; и др. (2001). Всемирная энциклопедия современного театра: Азия/Тихоокеанский регион . Тейлор и Фрэнсис. стр. 184–186. ISBN 978-0-415-26087-9 .
- ^ « Кукольный театр Ваянг», включён в 2008 году (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально провозглашенный в 2003 году)» . ЮНЕСКО . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Р. Брэндон (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 42–44, 65, 92–94, 278. ISBN. 978-0-674-02874-6 .
- ^ Линда Сунарти; Теуку Реза Фадели (2018). «Отслеживание яванской идентичности и культуры в Малайзии, ассимиляция и адаптация яванского языка в Малайзии». Парамита: Журнал исторических исследований . 28 (1): 52, 54–5. дои : 10.15294/paramita.v28i1.10923 . ISSN 0854-0039 .
- ^ Махо А. Исигуро (весна 2018 г.). « Малайский театр: нематериальное культурное наследие и ислам: Ваянг Кулит Келантан и Мак Йонг Кэти Фоули и Патрисии Хардвик и: Традиции в переходный период: нематериальное наследие в Южной и Юго-Восточной Азии (обзор)». Азиатский театральный журнал . 35 (1): 216–21.
- ^ Мияо, Дж. (1977). «ПЛ Амин Суини и Акира Гото (ред.) Международный семинар по играм теней в Азии» . Юго-Восточная Азия: история и культура . 1977 (7). Японское общество исследований Юго-Восточной Азии: 142–146. дои : 10.5512/sea.1977.142 .
- ^ Ив Боннефуа (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. п. 162. ИСБН 978-0-226-06456-7 .
- ^ Кэти Фоули (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 181–182. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Кэти Фоули (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 182–184. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра, Том 1 . Нью-Дели: Публикации Абхинава. п. 75. ИСБН 9788170172215 .
- ^ «Разнообразие индонезийского вайанга» . indonesia.go.id . Проверено 12 декабря 2020 г. .
- ^ Доктора. Р. Сукмоно (1973). Введение в историю культуры Индонезии 2 , 2-е изд. 5-е репринтное издание 1988 года . Джокьякарта: Издательство Канисиус. п. 56.
- ^ «История Панджи — культурное наследие архипелага, которое никогда не раскапывалось» . www.mediaindonesia.com . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Клэр Холт. Искусство в Индонезии: преемственность и изменения . Издательство Корнельского университета.
- ^ Гюнтер Шпитцинг. Индонезийская игра теней . Дюмон в мягкой обложке.
- ^ Джеймс Р. Брэндон. «На золотых престолах» яванские пьесы теней . Издательство Гарвардского университета.
- ^ Религия на Бали , К. Хойкаас, Лейденский университет.
- ^ Рикаса, Лурдес Одетт Аквитания (21 декабря 2020 г.). Отголоски любви... Делитесь и вдохновляйте . АвторДом. ISBN 978-1-6655-0940-4 .
- ^ Перейти обратно: а б «Теневые куклы Кокосовых островов (Килинг)» . Коллекционные предметы Почты Австралии . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Фоли, Кэти (1990). «Мои тела: исполнитель на Западной Яве». ТДР . 34 (2): 62–80. дои : 10.2307/1146027 . JSTOR 1146027 . здесь стр. 75ф.
- ^ Корсовитис, Константин (2001). «Пути Ваянга». Ежеквартальный журнал Индийского международного центра . 28 (2): 59–68. JSTOR 23005511 . здесь стр. 60.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Бали и не только образовательные ресурсы» . www.balibeyond.com . Проверено 21 мая 2016 г.
- «Ваянг Кулит — игра теней» . minyos.its.rmit.edu.au . Проверено 21 мая 2016 г.
- Shadow Music of Java , компакт-диск с тринадцатистраничным буклетом. Роллер CD 5060.
- Гани, Дахлан Абдул; Исхак, Сидин бин Ахмад (2012). «Связь между искусством Ваянг Кулита и двенадцатью принципами анимации Диснея» (PDF) . Журнал социальных исследований и вмешательств (37): 162–179.
- Юсуф, Гулам-Сарвар; Хор, Хенг-Киа (2017). «Ваянг Кулит Келантан: исследование характеристик и марионеток». Азиатский театральный журнал . 34 (1): 1–25. дои : 10.1353/atj.2017.0002 . S2CID 164974717 .
- https://www.storiesbysoumya.com/wayang-kulit-indonesian-shadow-puppets/