Толу боммалата
Толу боммалата — это традиция театра теней в штате Андхра-Прадеш в Индии, корни которой уходят корнями в III век до нашей эры . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Его исполнители входят в группу бродячих артистов и торговцев, которые в течение года проходят по деревням и предлагают петь баллады, гадать, продавать амулеты, исполнять акробатические трюки, очаровывать змей, плести рыболовные сети, делать татуировки местным жителям и чинить горшки. Толу боммалата имеет историю постоянного королевского покровительства. [ 4 ] Это прародитель ваянга , индонезийского кукольного театра, который был основным продуктом индонезийского туризма и внесён ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества . [ 11 ]
Этот древний обычай, который на протяжении веков до радио, кино и телевидения обеспечивал знание индуистских эпосов и местных народных сказок, не говоря уже о новостях, распространился в самые отдаленные уголки Индийского субконтинента . [ 1 ] В состав кукольников входят некоторые артисты, которые выступают всю ночь и обычно воспроизводят различные истории из индуистских эпосов, таких как Рамаяна и Махабхарата . [ 12 ]
Этимология
[ редактировать ]Толу боммалата буквально означает «танец кожаных кукол» ( толу – «кожа», бомма – « марионетка/кукла» и аата – «игра/танец»). [ 12 ] [ 13 ] Его также переводят как «игра кожаных кукол» или «танец кожаных кукол». [ 14 ] [ 6 ]
Толу Боммалаттам, также известный как «Боммалаттам» или « Толпава Куту », — это традиционная форма теневого кукольного искусства, берущая свое начало в штате Тамил Наду, Индия. Это очень стилизованная и сложная форма повествования с использованием кожаных кукол. Термин «Толу» означает кожу, а «Боммалаттам» на тамильском языке означает кукольный театр.
История
[ редактировать ]История Андхры свидетельствует, что теневые куклы были в моде в период Сатаваханы (2 век до н.э. – 2 век н.э.). [ 2 ] [ 3 ] Искусствоведы полагают, что кукольный театр распространился из Андхры в Индонезию , Камбоджу , Малайзию , Таиланд , Бирму . [ 3 ] Ваянг , индонезийский кукольный театр, который был основным продуктом индонезийского туризма и признан ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества , берет свое начало в Толу-Боммалата . [ 11 ] Некоторые пьесы теней импровизированы по мотивам Ранганатхи Рамаянаму ( ок. 1300 г. н. э. ). [ 13 ]
Толу Боммалаата
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Андхра-Прадеша |
---|
![]() |
История |
Люди и культура |
Спектакль начинается с серии пения заклинаний и ряда богато украшенных, поразительно стилизованных кукол, прикрепленных внахлест по бокам экрана. [ 15 ] Марионетки установлены посередине на стебле пальмы, вытянутом в форме ручки, используемой для перемещения тела марионетки. Их шарнирные руки передвигаются с помощью съемных палочек с небольшим кусочком веревки с колышком на конце, который вставляется в отверстия на руках. Обычно один кукловод манипулирует всеми тремя палками одной марионетки, держа центральную ручку в одной руке и две ручки управления руками в другой. Часто два-три кукловода одновременно управляют марионетками на экране, каждый из которых произносит слова для своей куклы.
Когда игроки манипулируют марионетками, размещая их на экране, а затем убирая, они создают иллюзию того, что фигуры внезапно материализуются, а затем исчезают. Они также заставляют фигурки ходить, покачиваться, подпрыгивать и летать по воздуху. Они могут поворачивать съемную голову танцовщицы и манипулировать ее руками, заставляя ее бедра покачиваться, создавая удивительную иллюзию вращения.
Все речи персонажей кукловоды сопровождают анимированными движениями рук и кистей, которые они могут переворачивать для создания трехмерного эффекта. Ощущения оживления добавляет и покачивание свободно свисающих ног. Когда на экране одновременно неподвижно находятся несколько кукол, их можно прикрепить к экрану шипами финиковой пальмы. Марионетку можно быстро прикрепить одним или двумя длинными тонкими шипами, продетыми через перфорацию головного убора или наплечных украшений. Такие куклы по-прежнему способны вести оживленную беседу, двигая руками палочками. Персонажей, участвующих в жестоких боях, таких как король обезьян Хануман или шуты, часто держат за бедро, что позволяет перемещать их с большим контролем, чем с помощью только центральной палки.
Каждые несколько минут на протяжении всего спектакля действие будет прерываться эпизодами широкого комического характера, в которых шуты говорят жаргонным, причудливым стилем и демонстрируют фарсовые выходки. Некоторые из них основаны на каламбурах или рискованных намеках. За исключением некоторых часто используемых ругательств, их язык не является непристойным, хотя некоторые из них могут быть непристойными до такой степени, которая не наблюдается в других популярных формах развлечений.
, перемежающиеся устными диалогами, Стихотворные отрывки на литературном телугу и даже санскрите исполняются под инструментальное сопровождение. Они происходят особенно в контексте повышенных эмоций или важных событий, подобно ариям в европейских операх. Игроки выступают в роли своих собственных музыкантов, и все члены труппы знают музыку, сопровождающую различные отрывки.
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]Музыкальные инструменты состоят из фисгармонии — портативного клавишного органа, который иногда служит только гудением; длинный двуглавый южноиндийский барабан с сужающимися концами ( мрудангам ); веревочки с колокольчиками, которые носят на лодыжках и запястьях; и пары пальчиковых тарелок. Деревянная обувь на ходулях используется, чтобы удерживать ее владельца над грязью в сезон дождей, и ее можно ударять о доски для сидения школьников, чтобы создать драматические звуковые эффекты щелкания и стука в сценах боя.
Стиль пения и правила исполнения вокала, сопровождающие толу боммалата, очень напоминают форму пения из старомодного драматического жанра, известного как сатьябхамакалапам . Под аккомпанемент только барабана и тарелок-пальчиков игрок поет, поднося руку к уху, как будто прислушиваясь к тому, что он поет.
Марионетки и кино
[ редактировать ]Сравнение пьес теней с фильмами может быть информативным. Игра теней представляла собой гениальную технологию анимации изображений, разработанную за столетия до появления киноиндустрии. Это был метод, позволяющий четырем-пяти людям оживить сотню или более ярких мифологических персонажей в самой отдаленной деревне, и все это в сопровождении виртуозного пения, заразительных ритмов и драматических звуковых эффектов. Костюмы персонажей были тщательно продуманы, с закрученными поясами, богато украшенными ожерельями и гирляндами, все скроено так, чтобы точки света блестели в замысловатых узорах.
Изготовление кукол
[ редактировать ]Для изготовления кукол использовались шкуры трех видов: антилопы, пятнистого оленя и козы. [ 7 ] Шкуры антилоп предназначены для создания ограниченного числа благоприятных персонажей, таких как боги и эпические герои. Оленья кожа, известная своей прочностью и устойчивостью к грубому обращению, используется в фигурках воина Бхимы и десятиголового короля демонов Раваны . Все остальные куклы обычно изготавливаются из козьей шкуры, которую легко приобрести на месте. Большинство марионеток сделаны из одной кожи, хотя для некоторых требуется больше. Раване необходимо как минимум четыре шкуры: одна для тела, одна для ног и одна для изготовления каждого набора из пяти рук. Марионетки сделаны из «ненасильственной кожи», то есть используется кожа животных, умерших естественной смертью, а не убой животных ради их кожи. [ 6 ]
Текущее положение дел
[ редактировать ]
Игра теней была лишь одним из приемов драматизации чрезвычайно богатых индуистских эпосов. Сейчас его вытеснили кино и телевидение, которые вдохнули новую жизнь в эпопею электронной эпохи. Но игра теней была блестящим нововведением, визуальные артефакты которой содержат ключ к истории южноазиатского искусства и драмы и заслуживают того, чтобы их сохранили для радости будущих поколений. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- Тогалу гомбеяата , похожая форма кукольного театра в соседнем штате Карнатака.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Кукольные формы Индии» . Центр культурных ресурсов и обучения (CCRT), Министерство культуры, правительство Индии. Архивировано из оригинала 15 мая 2013 года.
- ^ Jump up to: а б Оснес, Бет (2001). Актерское мастерство: Международная энциклопедия . АВС-Клио . стр. 152, 335. ISBN. 978-0-87436-795-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Датта, Амареш (1988). Энциклопедия индийской литературы: от Девраджа до Джьоти . Сахитья Академия. п. 1317. ИСБН 978-81-260-1194-0 .
Кукольный театр является одним из самых древних индийских народных искусств, и история Андхры свидетельствует о том, что это искусство было в моде в период Сатаваханы в 4 веке до нашей эры. Искусствоведы полагают, что кукольный театр распространился из Андхры в Индонезию, Камбоджу, Малайзию, Таиланд, Бирму и оттуда в Африку, Грецию, Македонию и Византийскую империю.
- ^ Оснес, Бет (10 января 2014 г.). Театр теней Малайзии: исследование Ваянг Кулита со сценариями спектаклей и дизайнами кукол . МакФарланд и компания . п. 27. ISBN 978-0-7864-5792-2 .
- ^ «Ваянг | Индонезийский театр» . Британская энциклопедия . Проверено 3 апреля 2023 г.
Эта форма, разработанная до 10 века, берет свое начало от толу боммалата, кожаных кукол южной Индии. Искусство теневого кукольного театра, вероятно, распространилось на Яву с распространением индуизма.
- ^ Jump up to: а б с Кейт, Роулингс (ноябрь 1999 г.). «Наблюдения над историческим развитием кукольного театра – Глава вторая» . Проверено 3 апреля 2023 г.
Однако, пожалуй, наиболее интересными для меня типами южно-индийских марионеток были толу боммалата — шарнирные кожаные теневые куклы, которые являются вероятными предками индонезийского ваянга.
- ^ Jump up to: а б Каррелл, Дэвид (1974). Полная книга кукольного театра . Питман. п. 25. ISBN 978-0-273-36118-3 .
Теневые куклы толу боммалата встречаются в регионе Андхра и могут быть источником яванских марионеток ваянг кулит.
- ^ Рамараджу, Би (1991). Взгляд на фольклор телугу . Джанапада Виджняна Прачураналу. п. 90.
Кожаная кукольная игра теней — одна из самых древних исполнительских форм народного искусства, известная Андхрасу с III века до нашей эры. Историки и искусствоведы полагают, что она распространилась на Яву, Малайзию и Индонезию из Андхры.
- ^ Шарма, Манорма (2004). Народная Индия: комплексное исследование индийской народной музыки и культуры . Сандип Пракашан. п. 33. ISBN 978-81-7574-140-9 .
Индонезийская версия Толу Боммалата, известная как «Ваянг», имеет корни в регионе, где говорят на телугу.
- ^ Аутьеро, Серена. Толу Боммалата: Театр теней на телугу .
- ^ Jump up to: а б [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ]
- ^ Jump up to: а б «Андхра-Прадеш» . Puppetryindia.org. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Лю, Сиюань (5 февраля 2016 г.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж . ISBN 978-1-317-27885-6 .
- ^ Койпер, Кэтлин, изд. (15 августа 2010 г.). Культура Индии . Британское образовательное издательство . п. 290. ИСБН 978-1-61530-149-2 .
- ^ Рубин, Дон (2001). Всемирная энциклопедия современного театра: Азия/Тихоокеанский регион . Тейлор и Фрэнсис. п. 162. ИСБН 978-0-415-26087-9 .
- ^ Брюс Тэппер (весна – лето 1994 г.). Азиатское искусство и культура . Том. 7. Издательство Оксфордского университета совместно с Галереей Артура М. Саклера/Смитсоновским институтом, Нью-Йорк. ISBN 9780195088694 .