Jump to content

Кукольный

Кукольный
Типы Традиционный кукольный театр
Искусство предков Яванский народ
Зародившаяся культура Индонезия
Начальная эпоха Индуистско-буддийские цивилизации
Кукольный театр Ваянг
Спектакль «Ваянг кулит» известного индонезийского даланга (кукловода) Мантеба Соедхарсоно по рассказу «Гатхуткача Винисуда» в Бентара-Будая, Джакарта , Индонезия , 31 июля 2010 г.
Страна Индонезия
Критерии Исполнительское искусство, Традиционное мастерство
Ссылка 063
Область Азия и Тихоокеанский регион
История надписи
Надпись 2008 г. (3-я сессия)
Список Репрезентативный список

Ваянг кулит (кожаная теневая марионетка), Ваянг Клитик (плоская деревянная марионетка), Ваянг Голек (трехмерная деревянная марионетка)

Ваянг ( яванский : ꦮꦪꦁ , латинизированный: ваянг ) — традиционная форма кукольного театра, происходящая с индонезийского острова Ява . [1] [2] [3] Ваянг относится ко всему драматическому шоу. Иногда саму кожаную куклу называют ваянгом . [4] Спектакли кукольного театра ваянг сопровождаются оркестром гамелан на Яве и гендерным ваянгом на Бали . Драматические истории изображают мифологию, например, эпизоды из индуистских эпосов « Рамаяна» и «Махабхарата» , а также местные адаптации культурных легенд. [2] [5] [6] Традиционно ваянг разыгрывается в рамках ритуального представления с полуночи до рассвета далангом , художником и духовным лидером; люди смотрят шоу с обеих сторон экрана. [2] [5]

Представления ваянгов до сих пор пользуются большой популярностью среди индонезийцев , особенно на островах Ява и Бали. Представления ваянгов обычно проводятся во время определенных ритуалов, определенных церемоний, определенных мероприятий и даже туристических достопримечательностей. В ритуальном контексте кукольные представления используются для молитвенных ритуалов (проводятся в храмах Бали), [7] руватан ритуал (очищение детей Сукерто от невезения), [8] и ритуал седеках буми (благодарение Богу за обильный урожай). [9] В контексте церемоний обычно его используют для празднования мантенан (яванская свадебная церемония) и сунатан ( церемония обрезания ). На мероприятиях его используют для празднования Дня независимости, юбилеев муниципалитетов и компаний, дней рождения, празднования определенных дней и многого другого. Даже в современную эпоху, с развитием туристической деятельности, кукольные спектакли ваянг используются в качестве достопримечательностей культурного туризма. [10]

Традиции Ваянга включают актерское мастерство , пение , музыку , драму , литературу , живопись , скульптуру , резьбу и символическое искусство. Традиции, которые продолжают развиваться на протяжении более тысячи лет, также являются средством информации , проповеди , образования , философского понимания и развлечения . [11]

ЮНЕСКО объявила ваянг – плоскую кожаную теневую марионетку ( вайанг кулит ), плоскую деревянную марионетку ( вайанг клитик трехмерных деревянных кукол ( вайанг голек ) и театр ) шедевром устного и нематериального наследия человечества 7 ноября . 2003. В обмен на признание ЮНЕСКО потребовала от индонезийцев сохранить традицию. [12]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «вайанг означает » на яванском языке « тень ». [3] [13] или «воображение». Эквивалент этого слова на индонезийском языке баян . В современном повседневном яванском и индонезийском словаре ваянг может относиться как к самой марионетке, так и ко всему представлению кукольного театра. [ нужна ссылка ]

Ваянг — традиционный кукольный театр Индонезии . [14] [2] [5] Это древняя форма повествования, известная своими тщательно продуманными куклами и сложными музыкальными стилями. [15] Самые ранние свидетельства о ваянге происходят из текстов средневековой эпохи и археологических памятников, датируемых концом 1-го тысячелетия нашей эры. Существует четыре теории относительно происхождения ваянга (коренной на Яве; Ява-Индия; Индия и Китай), но из них две более предпочтительны: Ява и Индия .

Независимо от своего происхождения, утверждает Брэндон, ваянг развился и превратился в яванский феномен. Ни в Китае, ни в Индии не существует настоящего современного кукольного теневого искусства, которое обладало бы утонченностью, глубиной и креативностью, выраженными в ваянге на Яве, Индонезия. [16]

Коренное происхождение на Яве

[ редактировать ]

По словам академика Джеймса Р. Брэндона , куклы ваянг родом из Явы. Он утверждает, что ваянг тесно связан с яванской социальной культурой и религиозной жизнью , и представляет параллельные разработки древней индонезийской культуры, такие как гамелан , денежная система , метрические формы, батик , астрономия , сельское хозяйство на рисовых полях и государственное управление . Он утверждает, что ваянг не произошел от какого-либо другого типа теневого кукольного театра материковой Азии, а был коренным творением яванцев . Индийские куклы отличаются от ваянгов , и все ваянгов технические термины яванские , а не санскритские . Точно так же некоторые другие технические термины, используемые в ваянг кулит, встречающемся на Яве и Бали, основаны на местных языках, даже если пьеса пересекается с буддийской или индуистской мифологией. [16]

ГАДЖ Хазеу также говорит, что ваянг пришел с Явы. Структура куклы, приемы кукольного искусства, голоса, язык и выражения рассказчиков созданы в соответствии со старыми традициями. Техническое оформление, стиль и композиция яванских пьес выросли из поклонения предкам . [ нужна ссылка ]

Дж. Кац утверждает, что технические термины пришли из Явы и что ваянг родился без помощи Индии. [17] До 9 века он принадлежал яванцам. Это было тесно связано с религиозными практиками, такими как благовония и ночные/бродячие духи. Панакаван использует яванское имя, [ нужны разъяснения ] отличается от индийских героев. [ нужна ссылка ]

Круйт [ ВОЗ? ] утверждает, что ваянг произошел от шаманизма , и проводит сравнения с церемониальными формами древних архипелагов, целью которых является контакт с миром духов посредством представления религиозной поэзии, восхваляющей величие души. [ нужна ссылка ]

Бленконг, яванская масляная лампа в форме мифической птицы Гаруды для представлений ваянг кулит , до 1924 года.

Происхождение в Индии

[ редактировать ]

Индуизм и буддизм пришли на индонезийские острова в первые века I тысячелетия, и наряду с богословием народы Индонезии и Индийского субконтинента обменивались культурой, архитектурой и торговали товарами. [16] [18] [6] Кукольное искусство и драматические пьесы были задокументированы в древнеиндийских текстах, датированных последними веками I тысячелетия до нашей эры и первыми веками нашей эры. [19] Кроме того, в восточном прибрежном регионе Индии ( Андхра-Прадеш , Одиша и Тамил Наду ), который больше всего взаимодействовал с индонезийскими островами, существовали традиции замысловатого кукольного искусства на основе кожи, называемого толу боммалата , толпавакуту и ​​рабана чхайя , которые имеют много общих черт. элементы с ваянгом . [2] [20]

Некоторые персонажи, такие как Видусака в санскритской драме и Семар в ваянге , очень похожи. Индийская мифология и персонажи индуистских эпосов фигурируют во многих крупных пьесах ваянг , что предполагает возможное индийское происхождение или, по крайней мере, влияние на доисламский период истории Индонезии. [16] Дживан Пани утверждает, что ваянг развился из двух форм искусства из Одиши в восточной Индии: кукольного театра Равана Чхая и танца Чхау . [21]

Самая старая известная запись о ваянге относится к 10 веку. В 903 году н. э. Далинанская хартия была издана королём Балитунгом из династии Санджая Древнего королевства Матарам. В нем описывается представление ваянг : си галиги маваям буАт тьям мачарита бимва йа кумара , что означает «Галиги устроил кукольный спектакль в качестве служения богам, рассказывая историю Бимы Кумары». [22] Кажется, с того времени сохранились некоторые черты традиционного кукольного театра. Галиджи, возможно, был странствующим артистом, которого попросили выступить по особому королевскому случаю. На этом мероприятии он исполнил рассказ о герое Бхиме из Махабхараты .

Старая яванская надпись под названием Кути, вероятно, сделанная в середине X века Махараджем Шри Локапалой из Восточной Явы. [23] Упомяните три вида исполнителей: атапукан ( букв. « танцевальное шоу в масках » ), аринггит ( букв. « ваянг кукольный спектакль » ) и абанвал / абанол ( букв. « искусство шуток » ). Ринггит описан в яванском стихотворении XI века как кожаная теневая фигура.

Рукопись Какавина Арджунавивахи из пальмовых листьев написана Мпу Канвой в 1035 году нашей эры.

Мпу Канва, поэт при Аирлангги дворе в королевстве Кахурипан , пишет в 1035 году н.э. в своей какавин (повествовательной поэме) Арджунавиваха : « Сантошахелетан келир сира сакêнг санг хьянг Джагаткарана », что означает: «Он стойкий и просто ваянга экран ». вдали от «Двигателя мира». [24] Поскольку келир - это яванское слово, обозначающее экран ваянг , этот стих красноречиво сравнивает реальную жизнь с представлением ваянг , где всемогущий Джагаткарана (движитель мира) как окончательный даланг (кукловод) находится всего в тонкой ширме от смертных. Эта ссылка на ваянг как на игру теней предполагает, что представление ваянга уже было известно при дворе Эйрлангги, а традиция ваянга зародилась на Яве, возможно, даже раньше. В надписях этого периода также упоминаются некоторые занятия, такие как авенанг и аринггит . [25]

Ваянг кулит – уникальная форма театра, использующая свет и тень. Куклы изготовлены из шкуры буйвола и закреплены на бамбуковых палках. Если держать его за куском белой ткани и использовать в качестве источника света электрическую лампочку или масляную лампу, на экране отбрасываются тени. Пьесы обычно основаны на романтических сказках и религиозных легендах, особенно на адаптациях классических индийских эпосов « Махабхараты» и « Рамаяны» . Некоторые пьесы также основаны на местных историях, таких как сказки Панджи . [26]

Форма искусства

[ редактировать ]

Куклы из кожи

[ редактировать ]
Даланг представлении (кукловод), изображающий бой в кулит. ваянг
Есть три основных компонента шоу ваянг кулит , включая даланг , гамелан (музыка и синдхен ) и ваянг кулит . сам

Ваянг кулит , без сомнения, самый известный из индонезийских ваянгов . [ нужна ссылка ] Кулит означает «кожа» и относится к кожаной конструкции кукол, которые тщательно выточены тонкими инструментами, поддерживаются ручками из рога буйвола и стержнями управления тщательной формы и окрашены в красивые цвета, включая золото. Истории обычно взяты из индуистских эпосов « Рамаяна» и «Махабхарата» . [27]

есть семейство персонажей, В яванском ваянге называемое пунокаван ; их иногда называют «слугами-клоунами», потому что они обычно ассоциируются с героем рассказа и служат юмористическими и философскими интермедиями. Семар на самом деле бог любви, который согласился жить на земле, чтобы помогать людям. У него трое сыновей: Гаренг (старший), Петрук (средний) и Багонг (младший). Эти персонажи возникли не в индуистских эпосах, а были добавлены позже. [28] Они представляют собой нечто вроде политического кабаре , занимающегося сплетнями и современными событиями. [ нужна ссылка ]

Сами кукольные фигурки варьируются от места к месту. В Центральной Яве города Суракарта (Соло) и Джокьякарта имеют самые известные традиции ваянга и наиболее часто имитируемый стиль марионеток. Региональные стили теневых марионеток также можно найти в Теманггунге , Западной Яве , Баньюмасе , Чиребоне , Семаранге и Восточной Яве . Балийские ваянги представляют собой более компактные и натуралистичные фигурки, а на Ломбоке есть фигурки, изображающие реальных людей. Часто для комического эффекта добавляются объекты современного мира, такие как велосипеды, автомобили, самолеты и корабли, но по большей части традиционные конструкции кукол мало изменились за последние 300 лет. [ нужна ссылка ]

Спектакль ваянг кулит (кожаная теневая марионетка) с использованием келира (тонкой ткани) в качестве границы между кукловодом ( далангом ), который играет марионетками, и публикой.

Исторически представление представляло собой тени, отбрасываемые масляной лампой на ватную ширму. Сегодня источником света, используемого в представлениях ваянг на Яве, чаще всего является галогенное электрическое освещение, тогда как на Бали по-прежнему используется традиционный свет от камина. В некоторых современных формах ваянга, таких как ваянг-сандоса (от индонезийского языка, поскольку в нем используется национальный язык индонезийский вместо яванского), созданных в Академии искусств в Суракарте (STSI), используются театральные прожекторы , цветные огни, современная музыка и другие инновации. [ нужна ссылка ]

Создание фигурки ваянг кулит , подходящей для представления, требует ручной работы, которая занимает несколько недель, при этом художники работают вместе в группах. Они начинаются с мастер-моделей (обычно на бумаге), которые перерисовываются на коже или пергаменте, придавая фигурам контур и указывая любые отверстия, которые нужно будет вырезать (например, для рта или глаз). Затем фигурки разглаживают, обычно стеклянной бутылкой, и грунтуют. Конструкция проверяется и, в конечном итоге, прорабатываются детали. Далее следует разглаживание перед индивидуальной покраской, которую выполняет еще один мастер. [ нужна ссылка ]

Наконец, подвижные части (плечи, предплечья с кистями и связанные с ними палки для манипуляций) закреплены на корпусе, имеющем центральную рейку, за которую он удерживается. Бригада изготавливает до десяти фигурок за раз, обычно завершая это количество в течение недели. Однако постоянного спроса на высококвалифицированных мастеров ваянга нет , и относительно небольшому числу экспертов, все еще владеющих этим искусством, иногда бывает трудно получить удовлетворительный доход. [29]

Роспись менее дорогих кукол целесообразно производить распылением с использованием шаблонов, причем каждый цвет обрабатывает отдельный человек. Менее дорогие куклы, которые часто продаются детям во время представлений, иногда делаются на картоне, а не на коже. [ нужна ссылка ]

Кукольный спектакль

[ редактировать ]
Спектакль «Ваянг голек» (деревянная 3D-марионетка), Индонезия

Ваянг голек ( сунданский : ᮝᮚᮀ ᮍᮧᮜᮦᮊ᮪ ) — это трехмерные деревянные куклы-стержни, которыми управляют снизу с помощью деревянного стержня, проходящего через тело к голове, и палок, соединенных с руками. Конструкция кукол придает им универсальность, выразительность и способность имитировать танец человека. ваянг голек главным образом связан с суданской культурой Западной Явы . В Центральной Яве деревянный ваянг также известен как ваянг менак , который произошел из Кудуса , Центральная Ява. [ нужна ссылка ]

Мало что известно наверняка об истории ваянг голека , но ученые предполагают, что он, скорее всего, возник в Китае и прибыл на Яву где-то в 17 веке. Некоторые из старейших традиций ваянг голека происходят от северного побережья Явы, в так называемом регионе Пасисир . Здесь расположены одни из старейших мусульманских королевств на Яве, и вполне вероятно, что популярность ваянг-голека выросла благодаря рассказам ваянг-менаков историй об Амире Хамзе , дяде Мухаммеда . Эти истории до сих пор широко исполняются в Кабумене, Тегале и Джепаре как ваянг голек менак , а в Чиребоне ваянг голек чепак . Легенды о происхождении ваянг-голека приписывают их изобретение мусульманскому святому Вали Сунан Кудусу , который использовал это средство для пропаганды мусульманских ценностей. [ нужна ссылка ]

В 18 веке традиция переместилась в горный регион Прианган , Западная Ява , где она в конечном итоге использовалась для рассказа историй из Рамаяны и Махабхараты в традиции, которая сейчас называется ваянг голек пурва , которую можно найти в Бандунге , Богоре и других странах. Джакарта. Принятие яванской культуры Матарам кеджавен суданскими аристократами, вероятно, было остатком влияния Матарама на Прианганский регион во время экспансивного правления султана Агунга . Хотя главные герои Рамаяны и Махабхараты похожи на версии ваянг кулит пурва из Центральной Явы, некоторые пунакаваны (слуги или шуты) были переданы сунданскими именами и характеристиками, например, Чепот или Астраджингга как Багонг, а Давала или Удель как Петрук. Ваянг голек пурва сегодня стал самой популярной формой ваянг голек .

Клитические куклы

[ редактировать ]

Фигуры ваянг-клитика или ваянг-каруцила занимают промежуточное положение между фигурами ваянг-голека и ваянг-кулита . Они построены аналогично фигуркам ваянг кулит , но из тонких кусков дерева, а не кожи, и, как и фигурки ваянг кулит , используются в качестве теневых марионеток. Еще одно сходство заключается в том, что они такого же меньшего размера, как и фигурки ваянг кулит . Однако дерево более подвержено поломкам, чем кожа. Во время батальных сцен фигурки ваянг-клитика часто получают значительные повреждения, к большому удовольствию публики, но в стране, где до 1970 года не было подходящего клея, поломка обычно означала дорогую, новую фигурку. По этой причине фигурки ваянг-клитик , которые появляются в пьесах, где им приходится пережить батальные сцены, имеют кожаные руки. Название этих фигурок звукоподражательное, от звука «клитик-клитик» , который эти фигурки издают при работе с далангом .

Фигурки ваянг-клитик родом из восточной Явы , где до сих пор можно найти мастерские, производящие их. Их производство обходится дешевле, чем фигурки ваянг кулит .

Происхождение историй, задействованных в этих кукольных пьесах, происходит из королевств восточной Явы: Дженггала , Кедири и Маджапахит . Из Дженггала и Кедири происходят истории Радена Панджи и Синделараса , повествующие о приключениях пары деревенских юношей с боевыми петухами . В «Дамарвулане» представлены истории героя из Маджапахита. Дамарвулан - умный парень, который благодаря храбрости, способностям, интеллекту и помощи своего юного возлюбленного Анджасмара совершает внезапное нападение на соседнее королевство и свергает Минакджинго , Адипати (наместника) Бламбангана и могучего врага прекрасной королевы Маджапахита Шри Рату. Кенканавунгу . В награду Дамарвулан женится на Кенканавунгу и становится королем Маджапахита; он также берет леди Анджасмару во вторую жену. Эта история полна любовных приключений и сражений и пользуется большой популярностью у публики. Даланг обязан включать последние местные сплетни и ссоры и превращать их в комедию.

Ваянг Бебер

[ редактировать ]

Ваянг Бебер полагается на нарисованные свитками изображения рассказываемых историй. [30] Ваянг бебер имеет большое сходство с повествованиями в форме иллюстрированных баллад , которые были распространены на ежегодных ярмарках в средневековой и ранней современной Европе . Их постигла та же участь: они почти исчезли, хотя все еще существуют группы художников, поддерживающих ваянг бебер в таких местах, как Суракарта (Соло) на Центральной Яве. [31] Китайские посетители Явы в 15 веке описали рассказчика, который разворачивал свитки и рассказывал истории, которые заставляли публику смеяться или плакать. С тех времен сохранилось несколько свитков с изображениями, которые сегодня найдены в музеях. Есть два набора, расписанных вручную на ткани из коры ручной работы, которые до сих пор принадлежат семьям, унаследовавшим их от многих поколений назад, в Пацитане и Воногири, деревнях на Центральной Яве. Выступления, преимущественно в небольших открытых павильонах или залах, проходят по следующей схеме:

Даланг (инструментом, похожим на скрипку, который подает знак, небольшой оркестр гамелана с барабанщиком, несколькими гонгами с ручками и музыкантом с ребабом держится вертикально) начинает играть, и даланг разворачивает первый свиток истории. Затем, говоря и напевая, он более подробно рассказывает эпизод. Таким образом, в течение вечера он разворачивает по одному несколько свитков. Каждая сцена в свитках представляет собой историю или часть истории. Содержание истории обычно происходит из романов Панджи, которые представляют собой полуисторические легенды, действие которых происходит в восточно-яванских королевствах Дженггала, Даха и Кедири XII–XIII веков, а также на Бали. [32]

Кукольные люди

[ редактировать ]

Ваянг вонг , также известный как ваянг оранг (буквально «человеческий ваянг »), представляет собой тип яванского театрального представления, в котором человеческие персонажи имитируют движения кукольного представления. Шоу также объединяет танец человеческих персонажей в драматическое представление. Обычно там показаны эпизоды из Рамаяны или Махабхараты . [33]

Фильм в масках

[ редактировать ]

ваянг топенг или ваянг гедог Театральные представления берут темы из цикла рассказов Панджи из королевства Джангала . Игроки носят маски, известные как ваянг топенг или ваянг гедог . Слово гедог происходит от слова «кедок» , которое, как и топенг , означает «маска».

Ваянг гедог рассказывает историю любви принцессы Чандры Кираны из Кедири и Радена Панджи Асмарабангуна, легендарного наследного принца Джанггалы. Чандра Кирана был воплощением Деви Ратих (индуистской богини любви), а Панджи был воплощением Камаджая (индуистского бога любви). Рассказ Кираны получил название Смарадахана («Огонь любви»). В конце сложной истории они наконец женятся и рожают сына по имени Раджа Путра. Первоначально ваянг вонг исполнялся только как аристократическое развлечение во дворцах Джокьякарты и Суракарты . Со временем оно распространилось и стало популярной и народной формой.

Персонажи ваянгов созданы из нескольких групп историй и сеттингов. Самым популярным и самым древним является ваянг пурва , история и персонажи которого взяты из индийских индуистских эпосов « Рамаяна» и «Махабхарата» , действие которых происходит в древних королевствах Хастинапура, Айодхья и Аленгкапура (Ланка). Другая группа символов происходит из цикла Панджи , изначально разработанного на Яве во времена Королевства Кедири ; Действие этих историй происходит в яванских королевствах-близнецах Джангала и Панджалу (Кедири).

Оригинальный фильм

[ редактировать ]

Ваянг пурва ( по-явански «древний» или «оригинальный ваянг ») относится к ваянгу , основанному на индуистских эпосах « Рамаяна» и «Махабхарата» . Обычно они исполняются как ваянг кулит , ваянг голек и ваянг вонг . танцевальные драмы [34]

В Центральной Яве популярные символы ваянг кулит включают следующие (Notopertomo & Jatirahayu 2001): [35]

Кукольный баннер

[ редактировать ]

Основанный на циклах Панджи , изначально разработанных на Яве во времена Королевства Кедири , история разворачивается в двух яванских королевствах Джанггала и Панджалу (Кедири). Его форма выражения обычно исполняется как ваянг гедог ( вайанг в маске ) ​​и ваянг вонг танцевальные драмы на Яве и Бали.

  • Раден Панджи , он же Панджи Асморо Бангун, он же Панджи Куда Ваненгпати, он же Ину Кертапати
  • Галух Чандра Кирана, он же Секартаджи
  • Панджи Семиранг, он же Куда Наравангса, мужской облик принцессы Кираны.
  • Анггреени

Марионетка Менак

[ редактировать ]
Рукописи Менака Амира Хамзы, до 1792 года.

«Менак» — это цикл кукольных пьес ваянга , в которых рассказывается о героических подвигах Вонга Агунга Джаенграны, основанного на мусульманском литературном герое XII века Амире Хамзе . Истории Менак исполнялись на островах Ява и Ломбок Индонезийского архипелага уже несколько сотен лет. Их преимущественно исполняют на Яве в виде голеков , или деревянных кукол-стержней, но их также можно найти на Ломбоке как традицию теневых марионеток, ваянг сасак . [36] Традиция ваянг голек менак , скорее всего, зародилась вдоль северного побережья Явы под влиянием китайских мусульман, распространилась на восток и юг и в настоящее время чаще всего встречается в южнобережных регионах Кабумен и Джокьякарта. [37]

Слово менак — это яванский почетный титул, который дается людям, признанным при дворе за их образцовый характер, даже если они не благородного происхождения. Джайенграна - именно такой персонаж, который внушает верность и преданность своей самоотверженной скромностью и преданностью монотеистической вере, называемой «Религия Авраама». Джаенграна и его многочисленные последователи сражаются с языческими верованиями, которые угрожают их мирному царству Копарман. Главным зачинщиком неприятностей является Пати Бестак, советник короля Нуресевана, который подстрекает языческих королей захватить жену Джайенграны, Деви Маннинггар. Языческим королям в конечном итоге не удается поймать ее, и они либо подчиняются Джаенгране и отказываются от своей языческой веры, либо быстро погибают в бою.

Литературная фигура Амира Хамзы во многом основана на исторической личности Хамзы ибн Абдул-Мутталиба, который был дядей по отцовской линии Мухаммеда . Хамза был жестоким воином, который сражался вместе с Мухаммедом и погиб в битве при Ухуде в 624 году нашей эры. литературная традиция распространилась из Персии в Индию, а затем в Юго-Восточную Азию, где придворный поэт Ясадипура I (1729–1802) записал эпос на яванском языке в «Серат Менак» . [38]

[39] Деревянный вайанг менак по форме похож на вайанг голек ; он наиболее распространен на северном побережье Центральной Явы, особенно в районе Кудус .

  • Вонг Агунг Джаенграна/Амир Амбия/ Амир Хамза
  • Прабу Нурсеван
  • Умар Майя
  • Омар Мади
  • Деви Ретна Манинггар

Олень фильм

[ редактировать ]

Ваянг канчил — это разновидность теневой куклы, главный герой которой — канчил и другие истории о животных, взятые из Хитопадеши и Тантри Камандака . Ваянг канчил был создан Сунаном Гири в конце 15 века и используется как средство проповеди ислама в Гресике . [40] История канчила очень популярна среди детей, содержит юмористический элемент и может использоваться в качестве средства обучения, поскольку послание, передаваемое через средства массовой информации ваянг канчил, очень полезно для детей. [ редакция ] Ваянг кансил не отличается от ваянг кулит ; Ваянг канчил также изготавливается из кожи буйвола. Даже игра в сопровождении гамелана мало чем отличается . Язык, которым пользуется кукольник, зависит от места представления и типа публики. Если зрителями являются дети, кукловод обычно использует яванский язык нгоко полностью, но иногда в человеческие сцены вставляются Крама Мадья и Крама Инггил.Куклы вырезаны, раскрашены, нарисованы реалистично и адаптированы под кукольный спектакль. Цвета деталей ваянг канчил сунгингана очень интересны и разнообразны. Фигуры изображены в виде хищных животных, таких как тигры, слоны, буйволы, коровы, рептилии и птицы, такие как крокодилы, ящерицы, змеи, различные виды птиц и другие животные, связанные с сказкой о кансиле . Есть также человеческие фигуры, в том числе Пак Тани и Бу Тани, но о человеческих фигурах рассказывается не так уж много. Общее количество кукол составляет всего около 100 штук в наборе.

[ редактировать ]
Кукольное откровение

Исторически популярный ваянг кулит обычно основан на индуистских эпосах Махабхарата и Рамаяна . [41] В 1960-х годах христианские миссионеры приняли эту форму искусства для создания ваянг вахью . Яванский брат- иезуит Тимофей Л. Виньосуброто использовал шоу, чтобы донести до яванцев и других индонезийцев учения Библии и католической церкви в доступной для публики форме. [41] Точно так же ваянг садат использовал ваянг для религиозных учений ислама, а ваянг панчасила использовал его как средство национальной политики. [41]

Были также попытки пересказать современную художественную литературу с помощью искусства ваянга , наиболее известная из которых - «Звездные войны» , сделанная малазийцами Тинтуой Чуо и Даланг Пак Дайном. [42]

Культурный контекст

[ редактировать ]

Его первоначальная функция, ваянг, представляет собой ритуал, предназначенный для духов предков веры хян . Более того, роль ваянга меняется, а именно как средство социального общения. Пьесы, которые разыгрываются на ваянге , обычно содержат несколько ценностей, таких как образование , культура и учение философии . Ваянг функционирует как эффективное средство передачи сообщений, информации и уроков. Ваянг использовался как эффективное средство распространения религий , от индуизма до ислама . Благодаря гибкости марионеток ваянг они существуют до сих пор и используются для различных целей. Функции ваянга можно сгруппировать в три, а именно:

Татанан (нормы и ценности)

[ редактировать ]

Ваянг — это среда исполнения, которая может содержать все аспекты человеческой жизни. Человеческие мысли, независимо от того, связаны ли они с идеологией , политикой , экономикой , обществом , культурой , правом , обороной и безопасностью , могут содержаться в ваянге . В марионетках ваянг присутствует порядок, а именно норма или условность, содержащая этику ( моральную философию ). Эти нормы или соглашения согласованы и используются в качестве руководящих принципов для художников-идей. В кукольном спектакле существуют правила игры, а также процедуры кукольного представления и то, как играть в марионетку, из поколения в поколение и традиции, со временем это становится чем-то, что согласовано в качестве руководства (конвенции).

Ваянг — это образовательная среда, которая фокусируется на воспитании нравственности и характера. Воспитание характера – это вещь неотложная и фундаментальная; Воспитание характера может сформировать человека с хорошим поведением. [43]

Руководство (руководящие принципы)

[ редактировать ]

Ваянг является коммуникативным средством в обществе. Ваянг используется как средство понимания традиции, подхода к обществу, освещению, [ нужны разъяснения ] и распространение ценностей. Ваянг как средство воспитания персонажей заключается не только в элементах истории, сцене, инструментах и ​​кукольном искусстве, но и в воплощении ценностей каждого ваянга персонажа . Воплощение символов ваянга может описать характер человека. От куклы можно научиться лидерству , смелости , решительности , честности и искренности . Кроме того, куклы могут отражать природу гнева , а именно жадность , ревность, зависть, жестокость и амбиции . [43]

Зрелище (развлечение)

[ редактировать ]

Кукольные представления ваянгов — это форма развлечения ( тонтонан ) для общества. Представления ваянгов в форме театральных представлений до сих пор очень популярны, особенно на островах Ява и Бали. Кукольные спектакли по-прежнему являются фаворитами сообщества и часто включаются на телевидении , радио , YouTube и в других социальных сетях . Представления ваянгов представляют различные виды искусства, такие как драма, музыка, танцы, литературное искусство и изобразительное искусство. Диалоги между персонажами, повествовательные выражения ( джантуран , покапан , чарита ), сулук , комбанган , доходоган и кепьякан являются важными элементами представлений ваянгов . [43]

Художник

[ редактировать ]

Проведение

[ редактировать ]
Даланг (кукловод), синдхен (традиционный яванский певец) и вияга (музыканты гамелана) в шоу ваянг кулит на Яве.
Вид спереди на музей Ваянг с площади Фатахилла ( индонезийский : Таман Фатахилла )

Даланг . , иногда называемый дхаланг или кави даланг , является кукловодом, стоящим за представлением [2] [5] [44] Именно он сидит за ширмой, поет и рассказывает диалоги разных персонажей повести. [45] На заднем плане звучит традиционный оркестр, обеспечивающий резонансную мелодию и ее традиционный ритм, даланг модулирует свой голос, создавая напряжение, тем самым усиливая драматизм. Кульминацией пьесы неизменно является победа добра над злом. Даланг пользуется большим уважением в индонезийской культуре за свои знания, искусство и как духовную личность , способную воплотить в жизнь духовные истории религиозных эпосов. [2] [5] [45]

Фигуры ваянгов присутствуют и на картинах того времени, например, фрески на крыше зала суда в Клунгкунге , Бали. Они до сих пор присутствуют в традиционной балийской живописи. Фигурки представляют собой раскрашенные плоские (толщиной от 5 до максимум 15 мм — около полдюйма) резные изделия из дерева с подвижными рычагами. Голова прочно прикреплена к телу. Ваянг-клитик можно использовать для представления кукольных спектаклей как днем, так и ночью. Этот тип ваянга встречается относительно редко. [ нужна ссылка ]

Ваянг сегодня – это одновременно самая древняя и самая популярная форма кукольного театра в мире. Сотни людей будут не спать всю ночь, чтобы посмотреть на выступления суперзвезд, даланг , которые получают экстравагантные гонорары и являются международными знаменитостями. Некоторые из самых известных далангов в новейшей истории — Ки Нартосабдхо, Ки Аном Сурото, Ки Асеп Сунандар Сунарья , Ки Сугино и Ки Мантеб Сударсоно. [ нужна ссылка ]

Pasindhèn Pesindhén или sindhén (с яванского языка) — это термин, обозначающий женщину, которая поет под аккомпанемент оркестра гамелан, обычно в качестве единственной певицы. Хороший певец должен обладать обширными коммуникативными навыками и хорошими вокальными данными, а также способностью петь много песен. Название Синден происходит от слова Pasindhian , что означает «богатый песнями» или «тот, кто поет песню». Pesindhen можно интерпретировать как человека, поющего песню. Кроме того, синден также часто называют варанггана , что происходит от комбинации слов вара и анггана . Само слово вара означает «тот, кто женского пола», а анггана означает «сам»; В древние времена варанггана была единственной женщиной в исполнении ваянг или клененган .

Вияга — это термин в музыкальном искусстве, который означает группу людей, обладающих особыми навыками игры на гамелане, особенно в сопровождении традиционных церемоний и исполнительских искусств. Виягу также называют нияга или наяга , что означает «музыкант из гамелана».

Музей кукол

[ редактировать ]

Музей Ваянг расположен в туристической зоне Кота Туа Джакарта (старый город) в Джалан Пинту Бесар Утара № 27, Джакарта 11110, Индонезия. Музей Ваянг находится рядом с Историческим музеем Джакарты. [46]

В этом музее представлены различные типы коллекций индонезийского ваянга , такие как ваянг кулит , ваянг голек , ваянг клитик , ваянг сукет , ваянг бебер и еще один индонезийский ваянг . [ нужны разъяснения ] Также имеется коллекция масок ( топенг ), гамелана и ваянга картин . Коллекции не только из Индонезии, но есть много коллекций кукол из разных стран, таких как Малайзия , Таиланд , Камбоджа , Суринам , Китай , Вьетнам , Франция , Индия , Турция и многие другие страны.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ « Театр кукол Ваянг», включён в 2008 году (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально провозглашенный в 2003 году)» . ЮНЕСКО . Проверено 10 октября 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Ваянг: Индонезийский театр» . Британская энциклопедия . 2012.
  3. ^ Jump up to: а б «История и этимология ваянга» . Мерриам-Вебстер . Проверено 22 декабря 2020 г.
  4. ^ Сиюань Лю (2016). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 72–81. ISBN  978-1-317-27886-3 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Дон Рубин; Чуа Су Понг; Рави Чатурведи; и др. (2001). Всемирная энциклопедия современного театра: Азия/Тихоокеанский регион . Тейлор и Фрэнсис. стр. 184–186. ISBN  978-0-415-26087-9 .
  6. ^ Jump up to: а б Ив Боннефуа (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. п. 162. ИСБН  978-0-226-06456-7 .
  7. ^ « Кукольные спектакли как культурные достопримечательности, хорошие или плохие » ? www.kompasiana.com. 15 декабря 2019 года . Проверено 13 февраля 2021 г.
  8. ^ " "Кукловод Руват, профессия Ки Мантеба Соедхарсоно не случайна" " . www.cnnindonesia.com . Проверено 13 февраля 2021 г.
  9. ^ « Земная милостыня и теневые марионетки, способ поблагодарить фермеров за урожай » . www.jawapos.com. 10 октября 2018 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
  10. ^ " "Ритуальное искусство кукольного театра, в котором ранее играл Саман" " . www.balihbalihan.com. 12 июня 2020 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
  11. ^ " "Кукольный театр: национальные культурные ценности как отражение жизни, содержащей восточные философские ценности" " . Министерство образования и культуры Индонезии (Кемдикбуд) . Проверено 8 января 2021 г.
  12. ^ « Театр кукол Ваянг», включён в 2008 году (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально провозглашенный в 2003 году)» . ЮНЕСКО . Проверено 10 октября 2014 г.
  13. ^ Майр, Виктор Х. Живопись и перформанс: декламация изображений и ее индийский генезис . Гонолулу: Гавайский университет Press, 1988. с. 58.
  14. ^ Джеймс Р. Брэндон (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 143–145, 352–353. ISBN  978-0-674-02874-6 .
  15. ^ « Театр кукол Ваянг», включён в 2008 году (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально провозглашенный в 2003 году)» . ЮНЕСКО . Проверено 10 октября 2014 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д Джеймс Р. Брэндон (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 42–44, 65, 92–94, 278. ISBN.  978-0-674-02874-6 .
  17. ^ Кац, Дж. (1984). Ваджанг Пурва Форма яванского театра . Публикации Фориса. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  18. ^ Мияо, Дж. (1977). «ПЛ Амин Суини и Акира Гото (ред.) Международный семинар по играм теней в Азии» . Юго-Восточная Азия: история и культура . 1977 (7). Японское общество исследований Юго-Восточной Азии: 142–146. дои : 10.5512/sea.1977.142 .
  19. ^ Кэти Фоули (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 181–182. ISBN  978-1-317-27886-3 .
  20. ^ Кэти Фоули (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 182–184. ISBN  978-1-317-27886-3 .
  21. ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра, Том 1 . Нью-Дели: Публикации Абхинава. п. 75. ИСБН  9788170172215 .
  22. ^ Гриффитс, Арло; Састраван, Вайан Джарра. «Устав Фонда Далинанского монастыря» . Проверено 20 июля 2024 г.
  23. ^ Гриффитс, Арло. «Вновь открывая старую яванскую надпись: пожертвование Мпу Мано в пользу буддийского сановника в 888 году в Саке». Архипел . 99 : 107–141. дои : 10.4000/archipel.1976 .
  24. ^ Робсон, Стюарт (2008). Арджунавиваха: свадьба Арджуны с Мпу Канва . Лейден: KITLV Press. п. 39-40.
  25. ^ Доктора. Р. Сукмоно (1973). Введение в историю культуры Индонезии 2 , 2-е изд. 5-е репринтное издание 1988 года . Джокьякарта: Издательство Канисиус. п. 56.
  26. ^ «История Панджи — культурное наследие архипелага, которое никогда не раскапывалось» . www.mediaindonesia.com . Проверено 13 февраля 2021 г.
  27. ^ Сумарсам (15 декабря 1995 г.). Гамелан: культурное взаимодействие и музыкальное развитие в Центральной Яве . Издательство Чикагского университета. п. 30 . ISBN  978-0-226-78011-5 . Проверено 19 июня 2012 г.
  28. ^ Экерсли. М. (ред.) 2009. Драма с окраин: Азиатско-Тихоокеанский драматический сборник . Драма Виктория. Мельбурн. 2009. (с. 15)
  29. Саймон Сударман, « Сагио: стремление сохранить ваянг» , The Jakarta Post , 11 сентября 2012 г.
  30. Гануг Нугрохо Адиль, «Джоко Шри Йоно: Сохранение «вайанг бебер»» , The Jakarta Post , 27 марта 2012 г.
  31. Гануг Нугрохо Адиль, « Метаморфоза «Ваянг Бебер»» , The Jakarta Post , 19 апреля 2013 г.
  32. Гануг Нугрохо Адиль, «Синханто: мастер вайанга» , The Jakarta Post , 22 июня 2012 г.
  33. ^ Джеймс Р. Брэндон (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 46–54, 143–144, 150–152. ISBN  978-0-674-02874-6 .
  34. ^ Инна Соломоник . «Марионетки Ваянг Пурва: язык силуэта», «Вклад в язык, географию и этнологию» , 136 (1980), №: 4, Лейден, стр. 482–497.
  35. ^ Нопертомо, Маргоно; Варих Джатирахаю. 2001. 51 популярный персонаж ваянгов . Клатен, Индонезия: Хафамина. ISBN   979-26-7496-9
  36. ^ Петерсен, Роберт С. «Остров посередине: Домены Ваянга Голека Менака, Кукольный театр Центральной Явы. В театральном обзоре 34.2.
  37. ^ Синдху Джотарионо. Предатель Джобин: представление ваянг-голека из Центральной Явы. Перевод Дэниела МакГуайра и Лукмана Ариса, предисловие Роберта С. Петерсена. Эд. Джоан Суйенага. Джакарта, Фонд Лонтар, 1999.
  38. ^ Пижо, Т. Г. «Роман об Амире Хамзе на Яве». В Binkisan Budi: Составление пакета для PS Van Ronkel: Uitgeversmaatschappij NV AW Sijthoff, Лейден, 1950.
  39. ^ «Амир Хамза, дядя Пророка Мухаммеда, распространитель ислама и герой Серат Менак» . Азиатское художественное образование .
  40. ^ " "Ваянг Канчил, исполнительское искусство" " . Джакарта-туризм . Проверено 6 января 2021 г.
  41. ^ Jump up to: а б с Поплавская, Маржанна (2004). «Ваянг Вахю как пример христианских форм театра теней». Азиатский театральный журнал . 21 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 194–202. дои : 10.1353/atj.2004.0024 . S2CID   144932653 .
  42. ^ Шармилла Ганесан (12 сентября 2017 г.). «Все старое снова новое» . Звезда . Проверено 7 января 2021 г.
  43. ^ Jump up to: а б с «Значение фильмов, функции, содержание и типы завершенных фильмов» . урок.co.id . Проверено 20 января 2021 г.
  44. ^ Седана, я Ньоман; Фоли, Кэти (1993). «Образование балийского даланга». Азиатский театральный журнал . 10 (1). Издательство Гавайского университета: 81–100. дои : 10.2307/1124218 . JSTOR   1124218 .
  45. ^ Jump up to: а б Сиюань Лю (2016). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 166, 175, прим. 2, 76–78. ISBN  978-1-317-27886-3 .
  46. ^ « Музей кукол Джакарты » . Джакартский музей . Проверено 20 января 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Элтон Л. Беккер (1979). «Построение текста, эпистемология и эстетика в яванском театре теней». У Арама Енгояна и Элтона Л. Беккера (ред.). Воображение реальности: очерки систем согласованности Юго-Восточной Азии . Норвуд, Нью-Джерси: ABLEX.
  • Брэндон, Джеймс (1970). На золотых престолах — три яванских пьесы теней . Гарвард.
  • Гулам-Сарвар Юсуф (1994). Словарь традиционного театра Юго-Восточной Азии . Издательство Оксфордского университета.
  • Клара ван Грюнендаль, Виктория (1985). Даланг за Ваянгом . Дордрехт, Форис.
  • Килер, Уорд (1987). Яванские пьесы теней, яванские личности . Издательство Принстонского университета.
  • Килер, Уорд (1992). Яванские теневые куклы . ОУП.
  • Лонг, Роджер (1982). Яванский театр теней: движение и характеристики в Нгайокьякарте ваянг кулит . Уми Исследовательская Пресса.
  • Меллема, РЛ (1988). Марионетки ваянг: резьба, раскраска, символизм . Амстердам, Королевский тропический институт, Бюллетень 315.
  • Муджанаттистомо (1976). Педаланг Нгайокьякарта . Джокьякарта (на яванском языке).
  • Поплавская, Маржанна (2004). Азиатский театральный журнал . Том 21, стр. 194–202.
  • Сигнелл, Карл (1996). Теневая музыка Явы . Буклет на компакт-диске. Компакт-диск Rounder Records 5060.
  • Соедарсоно (1984). Ваянг Вонг . Джокьякарта, Издательство Университета Гаджа Мада.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 130092de0f3cfdbcba0df6ca93cda7fc__1722142140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/fc/130092de0f3cfdbcba0df6ca93cda7fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wayang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)