Кукольный
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Кукольный | |
---|---|
Типы | Традиционный кукольный театр |
Искусство предков | Яванский народ |
Зародившаяся культура | Индонезия |
Начальная эпоха | Индуистско-буддийские цивилизации |
Кукольный театр Ваянг | |
---|---|
Страна | Индонезия |
Критерии | Исполнительское искусство, Традиционное мастерство |
Ссылка | 063 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (3-я сессия) |
Список | Репрезентативный список |
Ваянг кулит (кожаная теневая марионетка), Ваянг Клитик (плоская деревянная марионетка), Ваянг Голек (трехмерная деревянная марионетка) |
Эта статья является частью серии, посвящённой |
индонезийский мифология и фольклор |
---|
Портал Индонезии Мифологический портал |
Ваянг ( яванский : ꦮꦪꦁ , латинизированный: ваянг ) — традиционная форма кукольного театра, происходящая с индонезийского острова Ява . [1] [2] [3] Ваянг относится ко всему драматическому шоу. Иногда саму кожаную куклу называют ваянгом . [4] Спектакли кукольного театра ваянг сопровождаются оркестром гамелан на Яве и гендерным ваянгом на Бали . Драматические истории изображают мифологию, например, эпизоды из индуистских эпосов « Рамаяна» и «Махабхарата» , а также местные адаптации культурных легенд. [2] [5] [6] Традиционно ваянг разыгрывается в рамках ритуального представления с полуночи до рассвета далангом , художником и духовным лидером; люди смотрят шоу с обеих сторон экрана. [2] [5]
Представления ваянгов до сих пор пользуются большой популярностью среди индонезийцев , особенно на островах Ява и Бали. Представления ваянгов обычно проводятся во время определенных ритуалов, определенных церемоний, определенных мероприятий и даже туристических достопримечательностей. В ритуальном контексте кукольные представления используются для молитвенных ритуалов (проводятся в храмах Бали), [7] руватан ритуал (очищение детей Сукерто от невезения), [8] и ритуал седеках буми (благодарение Богу за обильный урожай). [9] В контексте церемоний обычно его используют для празднования мантенан (яванская свадебная церемония) и сунатан ( церемония обрезания ). На мероприятиях его используют для празднования Дня независимости, юбилеев муниципалитетов и компаний, дней рождения, празднования определенных дней и многого другого. Даже в современную эпоху, с развитием туристической деятельности, кукольные спектакли ваянг используются в качестве достопримечательностей культурного туризма. [10]
Традиции Ваянга включают актерское мастерство , пение , музыку , драму , литературу , живопись , скульптуру , резьбу и символическое искусство. Традиции, которые продолжают развиваться на протяжении более тысячи лет, также являются средством информации , проповеди , образования , философского понимания и развлечения . [11]
ЮНЕСКО объявила ваянг – плоскую кожаную теневую марионетку ( вайанг кулит ), плоскую деревянную марионетку ( вайанг клитик трехмерных деревянных кукол ( вайанг голек ) и театр ) шедевром устного и нематериального наследия человечества 7 ноября . 2003. В обмен на признание ЮНЕСКО потребовала от индонезийцев сохранить традицию. [12]
Этимология
[ редактировать ]Термин «вайанг означает » на яванском языке « тень ». [3] [13] или «воображение». Эквивалент этого слова на индонезийском языке — баян . В современном повседневном яванском и индонезийском словаре ваянг может относиться как к самой марионетке, так и ко всему представлению кукольного театра. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Ваянг — традиционный кукольный театр Индонезии . [14] [2] [5] Это древняя форма повествования, известная своими тщательно продуманными куклами и сложными музыкальными стилями. [15] Самые ранние свидетельства о ваянге происходят из текстов средневековой эпохи и археологических памятников, датируемых концом 1-го тысячелетия нашей эры. Существует четыре теории относительно происхождения ваянга (коренной на Яве; Ява-Индия; Индия и Китай), но из них две более предпочтительны: Ява и Индия .
Независимо от своего происхождения, утверждает Брэндон, ваянг развился и превратился в яванский феномен. Ни в Китае, ни в Индии не существует настоящего современного кукольного теневого искусства, которое обладало бы утонченностью, глубиной и креативностью, выраженными в ваянге на Яве, Индонезия. [16]
Коренное происхождение на Яве
[ редактировать ]По словам академика Джеймса Р. Брэндона , куклы ваянг родом из Явы. Он утверждает, что ваянг тесно связан с яванской социальной культурой и религиозной жизнью , и представляет параллельные разработки древней индонезийской культуры, такие как гамелан , денежная система , метрические формы, батик , астрономия , сельское хозяйство на рисовых полях и государственное управление . Он утверждает, что ваянг не произошел от какого-либо другого типа теневого кукольного театра материковой Азии, а был коренным творением яванцев . Индийские куклы отличаются от ваянгов , и все ваянгов технические термины яванские , а не санскритские . Точно так же некоторые другие технические термины, используемые в ваянг кулит, встречающемся на Яве и Бали, основаны на местных языках, даже если пьеса пересекается с буддийской или индуистской мифологией. [16]
ГАДЖ Хазеу также говорит, что ваянг пришел с Явы. Структура куклы, приемы кукольного искусства, голоса, язык и выражения рассказчиков созданы в соответствии со старыми традициями. Техническое оформление, стиль и композиция яванских пьес выросли из поклонения предкам . [ нужна ссылка ]
Дж. Кац утверждает, что технические термины пришли из Явы и что ваянг родился без помощи Индии. [17] До 9 века он принадлежал яванцам. Это было тесно связано с религиозными практиками, такими как благовония и ночные/бродячие духи. Панакаван использует яванское имя, [ нужны разъяснения ] отличается от индийских героев. [ нужна ссылка ]
Круйт [ ВОЗ? ] утверждает, что ваянг произошел от шаманизма , и проводит сравнения с церемониальными формами древних архипелагов, целью которых является контакт с миром духов посредством представления религиозной поэзии, восхваляющей величие души. [ нужна ссылка ]
Происхождение в Индии
[ редактировать ]Индуизм и буддизм пришли на индонезийские острова в первые века I тысячелетия, и наряду с богословием народы Индонезии и Индийского субконтинента обменивались культурой, архитектурой и торговали товарами. [16] [18] [6] Кукольное искусство и драматические пьесы были задокументированы в древнеиндийских текстах, датированных последними веками I тысячелетия до нашей эры и первыми веками нашей эры. [19] Кроме того, в восточном прибрежном регионе Индии ( Андхра-Прадеш , Одиша и Тамил Наду ), который больше всего взаимодействовал с индонезийскими островами, существовали традиции замысловатого кукольного искусства на основе кожи, называемого толу боммалата , толпавакуту и рабана чхайя , которые имеют много общих черт. элементы с ваянгом . [2] [20]
Некоторые персонажи, такие как Видусака в санскритской драме и Семар в ваянге , очень похожи. Индийская мифология и персонажи индуистских эпосов фигурируют во многих крупных пьесах ваянг , что предполагает возможное индийское происхождение или, по крайней мере, влияние на доисламский период истории Индонезии. [16] Дживан Пани утверждает, что ваянг развился из двух форм искусства из Одиши в восточной Индии: кукольного театра Равана Чхая и танца Чхау . [21]
Рекорды
[ редактировать ]Самая старая известная запись о ваянге относится к 10 веку. В 903 году н. э. Далинанская хартия была издана королём Балитунгом из династии Санджая Древнего королевства Матарам. В нем описывается представление ваянг : си галиги маваям буАт тьям мачарита бимва йа кумара , что означает «Галиги устроил кукольный спектакль в качестве служения богам, рассказывая историю Бимы Кумары». [22] Кажется, с того времени сохранились некоторые черты традиционного кукольного театра. Галиджи, возможно, был странствующим артистом, которого попросили выступить по особому королевскому случаю. На этом мероприятии он исполнил рассказ о герое Бхиме из Махабхараты .
Старая яванская надпись под названием Кути, вероятно, сделанная в середине X века Махараджем Шри Локапалой из Восточной Явы. [23] Упомяните три вида исполнителей: атапукан ( букв. « танцевальное шоу в масках » ), аринггит ( букв. « ваянг кукольный спектакль » ) и абанвал / абанол ( букв. « искусство шуток » ). Ринггит описан в яванском стихотворении XI века как кожаная теневая фигура.
Мпу Канва, поэт при Аирлангги дворе в королевстве Кахурипан , пишет в 1035 году н.э. в своей какавин (повествовательной поэме) Арджунавиваха : « Сантошахелетан келир сира сакêнг санг хьянг Джагаткарана », что означает: «Он стойкий и просто ваянга экран ». вдали от «Двигателя мира». [24] Поскольку келир - это яванское слово, обозначающее экран ваянг , этот стих красноречиво сравнивает реальную жизнь с представлением ваянг , где всемогущий Джагаткарана (движитель мира) как окончательный даланг (кукловод) находится всего в тонкой ширме от смертных. Эта ссылка на ваянг как на игру теней предполагает, что представление ваянга уже было известно при дворе Эйрлангги, а традиция ваянга зародилась на Яве, возможно, даже раньше. В надписях этого периода также упоминаются некоторые занятия, такие как авенанг и аринггит . [25]
Ваянг кулит – уникальная форма театра, использующая свет и тень. Куклы изготовлены из шкуры буйвола и закреплены на бамбуковых палках. Если держать его за куском белой ткани и использовать в качестве источника света электрическую лампочку или масляную лампу, на экране отбрасываются тени. Пьесы обычно основаны на романтических сказках и религиозных легендах, особенно на адаптациях классических индийских эпосов « Махабхараты» и « Рамаяны» . Некоторые пьесы также основаны на местных историях, таких как сказки Панджи . [26]
- ваянг-кулита Представление под аккомпанемент гамелана в контексте назначения на престол на Хаменгкубувоно VIII пятнадцатилетие в Джокьякарте , между 1900 и 1940 годами.
- Даланг ( (кукловод) в представлении ваянг голек деревянная марионетка), между 1880 и 1910 годами.
- Выступление Ваянга Бебера из деревни Геларан в доме доктора. Вахидин Соедирохесодо в Джокьякарте ; в середине Др. ГАЙ Хазеу, Голландская Ост-Индия , 1902 год.
Форма искусства
[ редактировать ]Куклы из кожи
[ редактировать ]Ваянг кулит , без сомнения, самый известный из индонезийских ваянгов . [ нужна ссылка ] Кулит означает «кожа» и относится к кожаной конструкции кукол, которые тщательно выточены тонкими инструментами, поддерживаются ручками из рога буйвола и стержнями управления тщательной формы и окрашены в красивые цвета, включая золото. Истории обычно взяты из индуистских эпосов « Рамаяна» и «Махабхарата» . [27]
есть семейство персонажей, В яванском ваянге называемое пунокаван ; их иногда называют «слугами-клоунами», потому что они обычно ассоциируются с героем рассказа и служат юмористическими и философскими интермедиями. Семар на самом деле бог любви, который согласился жить на земле, чтобы помогать людям. У него трое сыновей: Гаренг (старший), Петрук (средний) и Багонг (младший). Эти персонажи возникли не в индуистских эпосах, а были добавлены позже. [28] Они представляют собой нечто вроде политического кабаре , занимающегося сплетнями и современными событиями. [ нужна ссылка ]
Сами кукольные фигурки варьируются от места к месту. В Центральной Яве города Суракарта (Соло) и Джокьякарта имеют самые известные традиции ваянга и наиболее часто имитируемый стиль марионеток. Региональные стили теневых марионеток также можно найти в Теманггунге , Западной Яве , Баньюмасе , Чиребоне , Семаранге и Восточной Яве . Балийские ваянги представляют собой более компактные и натуралистичные фигурки, а на Ломбоке есть фигурки, изображающие реальных людей. Часто для комического эффекта добавляются объекты современного мира, такие как велосипеды, автомобили, самолеты и корабли, но по большей части традиционные конструкции кукол мало изменились за последние 300 лет. [ нужна ссылка ]
Исторически представление представляло собой тени, отбрасываемые масляной лампой на ватную ширму. Сегодня источником света, используемого в представлениях ваянг на Яве, чаще всего является галогенное электрическое освещение, тогда как на Бали по-прежнему используется традиционный свет от камина. В некоторых современных формах ваянга, таких как ваянг-сандоса (от индонезийского языка, поскольку в нем используется национальный язык индонезийский вместо яванского), созданных в Академии искусств в Суракарте (STSI), используются театральные прожекторы , цветные огни, современная музыка и другие инновации. [ нужна ссылка ]
Создание фигурки ваянг кулит , подходящей для представления, требует ручной работы, которая занимает несколько недель, при этом художники работают вместе в группах. Они начинаются с мастер-моделей (обычно на бумаге), которые перерисовываются на коже или пергаменте, придавая фигурам контур и указывая любые отверстия, которые нужно будет вырезать (например, для рта или глаз). Затем фигурки разглаживают, обычно стеклянной бутылкой, и грунтуют. Конструкция проверяется и, в конечном итоге, прорабатываются детали. Далее следует разглаживание перед индивидуальной покраской, которую выполняет еще один мастер. [ нужна ссылка ]
Наконец, подвижные части (плечи, предплечья с кистями и связанные с ними палки для манипуляций) закреплены на корпусе, имеющем центральную рейку, за которую он удерживается. Бригада изготавливает до десяти фигурок за раз, обычно завершая это количество в течение недели. Однако постоянного спроса на высококвалифицированных мастеров ваянга нет , и относительно небольшому числу экспертов, все еще владеющих этим искусством, иногда бывает трудно получить удовлетворительный доход. [29]
Роспись менее дорогих кукол целесообразно производить распылением с использованием шаблонов, причем каждый цвет обрабатывает отдельный человек. Менее дорогие куклы, которые часто продаются детям во время представлений, иногда делаются на картоне, а не на коже. [ нужна ссылка ]
- Принцесса Тари, Tropenmuseum коллекция , Индонезия , до 1934 года.
Кукольный спектакль
[ редактировать ]Ваянг голек ( сунданский : ᮝᮚᮀ ᮍᮧᮜᮦᮊ᮪ ) — это трехмерные деревянные куклы-стержни, которыми управляют снизу с помощью деревянного стержня, проходящего через тело к голове, и палок, соединенных с руками. Конструкция кукол придает им универсальность, выразительность и способность имитировать танец человека. ваянг голек главным образом связан с суданской культурой Западной Явы . В Центральной Яве деревянный ваянг также известен как ваянг менак , который произошел из Кудуса , Центральная Ява. [ нужна ссылка ]
Мало что известно наверняка об истории ваянг голека , но ученые предполагают, что он, скорее всего, возник в Китае и прибыл на Яву где-то в 17 веке. Некоторые из старейших традиций ваянг голека происходят от северного побережья Явы, в так называемом регионе Пасисир . Здесь расположены одни из старейших мусульманских королевств на Яве, и вполне вероятно, что популярность ваянг-голека выросла благодаря рассказам ваянг-менаков историй об Амире Хамзе , дяде Мухаммеда . Эти истории до сих пор широко исполняются в Кабумене, Тегале и Джепаре как ваянг голек менак , а в Чиребоне — ваянг голек чепак . Легенды о происхождении ваянг-голека приписывают их изобретение мусульманскому святому Вали Сунан Кудусу , который использовал это средство для пропаганды мусульманских ценностей. [ нужна ссылка ]
В 18 веке традиция переместилась в горный регион Прианган , Западная Ява , где она в конечном итоге использовалась для рассказа историй из Рамаяны и Махабхараты в традиции, которая сейчас называется ваянг голек пурва , которую можно найти в Бандунге , Богоре и других странах. Джакарта. Принятие яванской культуры Матарам кеджавен суданскими аристократами, вероятно, было остатком влияния Матарама на Прианганский регион во время экспансивного правления султана Агунга . Хотя главные герои Рамаяны и Махабхараты похожи на версии ваянг кулит пурва из Центральной Явы, некоторые пунакаваны (слуги или шуты) были переданы сунданскими именами и характеристиками, например, Чепот или Астраджингга как Багонг, а Давала или Удель как Петрук. Ваянг голек пурва сегодня стал самой популярной формой ваянг голек .
- Равана , Индонезия, 2004 г.
- Рамавиджая, Индонезия, 2004 г.
- Гатот Кака , Индонезия , 2015 год.
- Кумбакарна, Индонезия, до 1976 г.
- Деви Драупади, Индонезия до 1976 г.
Клитические куклы
[ редактировать ]Фигуры ваянг-клитика или ваянг-каруцила занимают промежуточное положение между фигурами ваянг-голека и ваянг-кулита . Они построены аналогично фигуркам ваянг кулит , но из тонких кусков дерева, а не кожи, и, как и фигурки ваянг кулит , используются в качестве теневых марионеток. Еще одно сходство заключается в том, что они такого же меньшего размера, как и фигурки ваянг кулит . Однако дерево более подвержено поломкам, чем кожа. Во время батальных сцен фигурки ваянг-клитика часто получают значительные повреждения, к большому удовольствию публики, но в стране, где до 1970 года не было подходящего клея, поломка обычно означала дорогую, новую фигурку. По этой причине фигурки ваянг-клитик , которые появляются в пьесах, где им приходится пережить батальные сцены, имеют кожаные руки. Название этих фигурок звукоподражательное, от звука «клитик-клитик» , который эти фигурки издают при работе с далангом .
Фигурки ваянг-клитик родом из восточной Явы , где до сих пор можно найти мастерские, производящие их. Их производство обходится дешевле, чем фигурки ваянг кулит .
Происхождение историй, задействованных в этих кукольных пьесах, происходит из королевств восточной Явы: Дженггала , Кедири и Маджапахит . Из Дженггала и Кедири происходят истории Радена Панджи и Синделараса , повествующие о приключениях пары деревенских юношей с боевыми петухами . В «Дамарвулане» представлены истории героя из Маджапахита. Дамарвулан - умный парень, который благодаря храбрости, способностям, интеллекту и помощи своего юного возлюбленного Анджасмара совершает внезапное нападение на соседнее королевство и свергает Минакджинго , Адипати (наместника) Бламбангана и могучего врага прекрасной королевы Маджапахита Шри Рату. Кенканавунгу . В награду Дамарвулан женится на Кенканавунгу и становится королем Маджапахита; он также берет леди Анджасмару во вторую жену. Эта история полна любовных приключений и сражений и пользуется большой популярностью у публики. Даланг обязан включать последние местные сплетни и ссоры и превращать их в комедию.
- Фигура Батара Гуру
Ваянг Бебер
[ редактировать ]Ваянг Бебер полагается на нарисованные свитками изображения рассказываемых историй. [30] Ваянг бебер имеет большое сходство с повествованиями в форме иллюстрированных баллад , которые были распространены на ежегодных ярмарках в средневековой и ранней современной Европе . Их постигла та же участь: они почти исчезли, хотя все еще существуют группы художников, поддерживающих ваянг бебер в таких местах, как Суракарта (Соло) на Центральной Яве. [31] Китайские посетители Явы в 15 веке описали рассказчика, который разворачивал свитки и рассказывал истории, которые заставляли публику смеяться или плакать. С тех времен сохранилось несколько свитков с изображениями, которые сегодня найдены в музеях. Есть два набора, расписанных вручную на ткани из коры ручной работы, которые до сих пор принадлежат семьям, унаследовавшим их от многих поколений назад, в Пацитане и Воногири, деревнях на Центральной Яве. Выступления, преимущественно в небольших открытых павильонах или залах, проходят по следующей схеме:
Даланг (инструментом, похожим на скрипку, который подает знак, небольшой оркестр гамелана с барабанщиком, несколькими гонгами с ручками и музыкантом с ребабом держится вертикально) начинает играть, и даланг разворачивает первый свиток истории. Затем, говоря и напевая, он более подробно рассказывает эпизод. Таким образом, в течение вечера он разворачивает по одному несколько свитков. Каждая сцена в свитках представляет собой историю или часть истории. Содержание истории обычно происходит из романов Панджи, которые представляют собой полуисторические легенды, действие которых происходит в восточно-яванских королевствах Дженггала, Даха и Кедири XII–XIII веков, а также на Бали. [32]
- Финальный бой на городской площади в Кедири , Восточная Ява . Таванг Алун убивает Клану . Индонезия 17 век.
- Принцесса Секар Таджи , мбок Кили (слева) и Ганда Рипа или Панджи (справа) во дворце в Кедири , 17 век
- Раден Гунунг Сари на лошади прощается со своими советниками Тратагом и Гименгом перед поездкой к принцессе Кумуда Нинграт, 18 век.
- Принцесса Секар Таджи и Панджи встречаются на рынке Палухамба, 17 век.
- Принцесса Секар Таджи в дворцовом саду, к которой приближается Клана , 17 век.
- Соревнование между Панджи Сепухом (слева) и Джайей Пуспитой (справа), 18 век.
Кукольные люди
[ редактировать ]Ваянг вонг , также известный как ваянг оранг (буквально «человеческий ваянг »), представляет собой тип яванского театрального представления, в котором человеческие персонажи имитируют движения кукольного представления. Шоу также объединяет танец человеческих персонажей в драматическое представление. Обычно там показаны эпизоды из Рамаяны или Махабхараты . [33]
- Король Дурьодана во время выступления ваянг вонг в Таман Будая Рахмат Салех, Семаранг , Центральная Ява , Индонезия
- Гиганты в Ваянг Вонга исполнении
- Пунокаван в исполнении Ваянг Вонга
- Открытие представления ваянг вонг , обычно демонстрирующего традиционный яванский танец.
Фильм в масках
[ редактировать ]ваянг топенг или ваянг гедог Театральные представления берут темы из цикла рассказов Панджи из королевства Джангала . Игроки носят маски, известные как ваянг топенг или ваянг гедог . Слово гедог происходит от слова «кедок» , которое, как и топенг , означает «маска».
Ваянг гедог рассказывает историю любви принцессы Чандры Кираны из Кедири и Радена Панджи Асмарабангуна, легендарного наследного принца Джанггалы. Чандра Кирана был воплощением Деви Ратих (индуистской богини любви), а Панджи был воплощением Камаджая (индуистского бога любви). Рассказ Кираны получил название Смарадахана («Огонь любви»). В конце сложной истории они наконец женятся и рожают сына по имени Раджа Путра. Первоначально ваянг вонг исполнялся только как аристократическое развлечение во дворцах Джокьякарты и Суракарты . Со временем оно распространилось и стало популярной и народной формой.
- Танцующие куклы в масках в Маланге
- Студийный портрет в маске Ваянга актеров
- Марионетки в масках Маланга
- Маска Ваянг на Java
- Маска Ваянг на Java
- Маска Ваянг на Java
Истории
[ редактировать ]Персонажи ваянгов созданы из нескольких групп историй и сеттингов. Самым популярным и самым древним является ваянг пурва , история и персонажи которого взяты из индийских индуистских эпосов « Рамаяна» и «Махабхарата» , действие которых происходит в древних королевствах Хастинапура, Айодхья и Аленгкапура (Ланка). Другая группа символов происходит из цикла Панджи , изначально разработанного на Яве во времена Королевства Кедири ; Действие этих историй происходит в яванских королевствах-близнецах Джангала и Панджалу (Кедири).
Оригинальный фильм
[ редактировать ]Ваянг пурва ( по-явански «древний» или «оригинальный ваянг ») относится к ваянгу , основанному на индуистских эпосах « Рамаяна» и «Махабхарата» . Обычно они исполняются как ваянг кулит , ваянг голек и ваянг вонг . танцевальные драмы [34]
В Центральной Яве популярные символы ваянг кулит включают следующие (Notopertomo & Jatirahayu 2001): [35]
|
Кукольный баннер
[ редактировать ]Основанный на циклах Панджи , изначально разработанных на Яве во времена Королевства Кедири , история разворачивается в двух яванских королевствах Джанггала и Панджалу (Кедири). Его форма выражения обычно исполняется как ваянг гедог ( вайанг в маске ) и ваянг вонг танцевальные драмы на Яве и Бали.
- Раден Панджи , он же Панджи Асморо Бангун, он же Панджи Куда Ваненгпати, он же Ину Кертапати
- Галух Чандра Кирана, он же Секартаджи
- Панджи Семиранг, он же Куда Наравангса, мужской облик принцессы Кираны.
- Анггреени
Марионетка Менак
[ редактировать ]«Менак» — это цикл кукольных пьес ваянга , в которых рассказывается о героических подвигах Вонга Агунга Джаенграны, основанного на мусульманском литературном герое XII века Амире Хамзе . Истории Менак исполнялись на островах Ява и Ломбок Индонезийского архипелага уже несколько сотен лет. Их преимущественно исполняют на Яве в виде голеков , или деревянных кукол-стержней, но их также можно найти на Ломбоке как традицию теневых марионеток, ваянг сасак . [36] Традиция ваянг голек менак , скорее всего, зародилась вдоль северного побережья Явы под влиянием китайских мусульман, распространилась на восток и юг и в настоящее время чаще всего встречается в южнобережных регионах Кабумен и Джокьякарта. [37]
Слово менак — это яванский почетный титул, который дается людям, признанным при дворе за их образцовый характер, даже если они не благородного происхождения. Джайенграна - именно такой персонаж, который внушает верность и преданность своей самоотверженной скромностью и преданностью монотеистической вере, называемой «Религия Авраама». Джаенграна и его многочисленные последователи сражаются с языческими верованиями, которые угрожают их мирному царству Копарман. Главным зачинщиком неприятностей является Пати Бестак, советник короля Нуресевана, который подстрекает языческих королей захватить жену Джайенграны, Деви Маннинггар. Языческим королям в конечном итоге не удается поймать ее, и они либо подчиняются Джаенгране и отказываются от своей языческой веры, либо быстро погибают в бою.
Литературная фигура Амира Хамзы во многом основана на исторической личности Хамзы ибн Абдул-Мутталиба, который был дядей по отцовской линии Мухаммеда . Хамза был жестоким воином, который сражался вместе с Мухаммедом и погиб в битве при Ухуде в 624 году нашей эры. литературная традиция распространилась из Персии в Индию, а затем в Юго-Восточную Азию, где придворный поэт Ясадипура I (1729–1802) записал эпос на яванском языке в «Серат Менак» . [38]
[39] Деревянный вайанг менак по форме похож на вайанг голек ; он наиболее распространен на северном побережье Центральной Явы, особенно в районе Кудус .
- Вонг Агунг Джаенграна/Амир Амбия/ Амир Хамза
- Прабу Нурсеван
- Умар Майя
- Омар Мади
- Деви Ретна Манинггар
Олень фильм
[ редактировать ]Ваянг канчил — это разновидность теневой куклы, главный герой которой — канчил и другие истории о животных, взятые из Хитопадеши и Тантри Камандака . Ваянг канчил был создан Сунаном Гири в конце 15 века и используется как средство проповеди ислама в Гресике . [40] История канчила очень популярна среди детей, содержит юмористический элемент и может использоваться в качестве средства обучения, поскольку послание, передаваемое через средства массовой информации ваянг канчил, очень полезно для детей. [ редакция ] Ваянг кансил не отличается от ваянг кулит ; Ваянг канчил также изготавливается из кожи буйвола. Даже игра в сопровождении гамелана мало чем отличается . Язык, которым пользуется кукольник, зависит от места представления и типа публики. Если зрителями являются дети, кукловод обычно использует яванский язык нгоко полностью, но иногда в человеческие сцены вставляются Крама Мадья и Крама Инггил.Куклы вырезаны, раскрашены, нарисованы реалистично и адаптированы под кукольный спектакль. Цвета деталей ваянг канчил сунгингана очень интересны и разнообразны. Фигуры изображены в виде хищных животных, таких как тигры, слоны, буйволы, коровы, рептилии и птицы, такие как крокодилы, ящерицы, змеи, различные виды птиц и другие животные, связанные с сказкой о кансиле . Есть также человеческие фигуры, в том числе Пак Тани и Бу Тани, но о человеческих фигурах рассказывается не так уж много. Общее количество кукол составляет всего около 100 штук в наборе.
- Олень
- Волк
- Тигр
- Позади
- Раковина
- Фермерская бабушка
Другие истории
[ редактировать ]Исторически популярный ваянг кулит обычно основан на индуистских эпосах Махабхарата и Рамаяна . [41] В 1960-х годах христианские миссионеры приняли эту форму искусства для создания ваянг вахью . Яванский брат- иезуит Тимофей Л. Виньосуброто использовал шоу, чтобы донести до яванцев и других индонезийцев учения Библии и католической церкви в доступной для публики форме. [41] Точно так же ваянг садат использовал ваянг для религиозных учений ислама, а ваянг панчасила использовал его как средство национальной политики. [41]
Были также попытки пересказать современную художественную литературу с помощью искусства ваянга , наиболее известная из которых - «Звездные войны» , сделанная малазийцами Тинтуой Чуо и Даланг Пак Дайном. [42]
Культурный контекст
[ редактировать ]Его первоначальная функция, ваянг, представляет собой ритуал, предназначенный для духов предков веры хян . Более того, роль ваянга меняется, а именно как средство социального общения. Пьесы, которые разыгрываются на ваянге , обычно содержат несколько ценностей, таких как образование , культура и учение философии . Ваянг функционирует как эффективное средство передачи сообщений, информации и уроков. Ваянг использовался как эффективное средство распространения религий , от индуизма до ислама . Благодаря гибкости марионеток ваянг они существуют до сих пор и используются для различных целей. Функции ваянга можно сгруппировать в три, а именно:
Татанан (нормы и ценности)
[ редактировать ]Ваянг — это среда исполнения, которая может содержать все аспекты человеческой жизни. Человеческие мысли, независимо от того, связаны ли они с идеологией , политикой , экономикой , обществом , культурой , правом , обороной и безопасностью , могут содержаться в ваянге . В марионетках ваянг присутствует порядок, а именно норма или условность, содержащая этику ( моральную философию ). Эти нормы или соглашения согласованы и используются в качестве руководящих принципов для художников-идей. В кукольном спектакле существуют правила игры, а также процедуры кукольного представления и то, как играть в марионетку, из поколения в поколение и традиции, со временем это становится чем-то, что согласовано в качестве руководства (конвенции).
Ваянг — это образовательная среда, которая фокусируется на воспитании нравственности и характера. Воспитание характера – это вещь неотложная и фундаментальная; Воспитание характера может сформировать человека с хорошим поведением. [43]
Руководство (руководящие принципы)
[ редактировать ]Ваянг является коммуникативным средством в обществе. Ваянг используется как средство понимания традиции, подхода к обществу, освещению, [ нужны разъяснения ] и распространение ценностей. Ваянг как средство воспитания персонажей заключается не только в элементах истории, сцене, инструментах и кукольном искусстве, но и в воплощении ценностей каждого ваянга персонажа . Воплощение символов ваянга может описать характер человека. От куклы можно научиться лидерству , смелости , решительности , честности и искренности . Кроме того, куклы могут отражать природу гнева , а именно жадность , ревность, зависть, жестокость и амбиции . [43]
Зрелище (развлечение)
[ редактировать ]Кукольные представления ваянгов — это форма развлечения ( тонтонан ) для общества. Представления ваянгов в форме театральных представлений до сих пор очень популярны, особенно на островах Ява и Бали. Кукольные спектакли по-прежнему являются фаворитами сообщества и часто включаются на телевидении , радио , YouTube и в других социальных сетях . Представления ваянгов представляют различные виды искусства, такие как драма, музыка, танцы, литературное искусство и изобразительное искусство. Диалоги между персонажами, повествовательные выражения ( джантуран , покапан , чарита ), сулук , комбанган , доходоган и кепьякан являются важными элементами представлений ваянгов . [43]
Художник
[ редактировать ]Проведение
[ редактировать ]Даланг . , иногда называемый дхаланг или кави даланг , является кукловодом, стоящим за представлением [2] [5] [44] Именно он сидит за ширмой, поет и рассказывает диалоги разных персонажей повести. [45] На заднем плане звучит традиционный оркестр, обеспечивающий резонансную мелодию и ее традиционный ритм, даланг модулирует свой голос, создавая напряжение, тем самым усиливая драматизм. Кульминацией пьесы неизменно является победа добра над злом. Даланг пользуется большим уважением в индонезийской культуре за свои знания, искусство и как духовную личность , способную воплотить в жизнь духовные истории религиозных эпосов. [2] [5] [45]
Фигуры ваянгов присутствуют и на картинах того времени, например, фрески на крыше зала суда в Клунгкунге , Бали. Они до сих пор присутствуют в традиционной балийской живописи. Фигурки представляют собой раскрашенные плоские (толщиной от 5 до максимум 15 мм — около полдюйма) резные изделия из дерева с подвижными рычагами. Голова прочно прикреплена к телу. Ваянг-клитик можно использовать для представления кукольных спектаклей как днем, так и ночью. Этот тип ваянга встречается относительно редко. [ нужна ссылка ]
Ваянг сегодня – это одновременно самая древняя и самая популярная форма кукольного театра в мире. Сотни людей будут не спать всю ночь, чтобы посмотреть на выступления суперзвезд, даланг , которые получают экстравагантные гонорары и являются международными знаменитостями. Некоторые из самых известных далангов в новейшей истории — Ки Нартосабдхо, Ки Аном Сурото, Ки Асеп Сунандар Сунарья , Ки Сугино и Ки Мантеб Сударсоно. [ нужна ссылка ]
Синд
[ редактировать ]Pasindhèn Pesindhén или sindhén (с яванского языка) — это термин, обозначающий женщину, которая поет под аккомпанемент оркестра гамелан, обычно в качестве единственной певицы. Хороший певец должен обладать обширными коммуникативными навыками и хорошими вокальными данными, а также способностью петь много песен. Название Синден происходит от слова Pasindhian , что означает «богатый песнями» или «тот, кто поет песню». Pesindhen можно интерпретировать как человека, поющего песню. Кроме того, синден также часто называют варанггана , что происходит от комбинации слов вара и анггана . Само слово вара означает «тот, кто женского пола», а анггана означает «сам»; В древние времена варанггана была единственной женщиной в исполнении ваянг или клененган .
Вияга
[ редактировать ]Вияга — это термин в музыкальном искусстве, который означает группу людей, обладающих особыми навыками игры на гамелане, особенно в сопровождении традиционных церемоний и исполнительских искусств. Виягу также называют нияга или наяга , что означает «музыкант из гамелана».
Музей кукол
[ редактировать ]Музей Ваянг расположен в туристической зоне Кота Туа Джакарта (старый город) в Джалан Пинту Бесар Утара № 27, Джакарта 11110, Индонезия. Музей Ваянг находится рядом с Историческим музеем Джакарты. [46]
В этом музее представлены различные типы коллекций индонезийского ваянга , такие как ваянг кулит , ваянг голек , ваянг клитик , ваянг сукет , ваянг бебер и еще один индонезийский ваянг . [ нужны разъяснения ] Также имеется коллекция масок ( топенг ), гамелана и ваянга картин . Коллекции не только из Индонезии, но есть много коллекций кукол из разных стран, таких как Малайзия , Таиланд , Камбоджа , Суринам , Китай , Вьетнам , Франция , Индия , Турция и многие другие страны.
Галерея
[ редактировать ]- Картина на стекле Ваянг , изображающая битву Бхаратаюдхи.
- Набор ваянг кулит и коллекция ансамбля гамелана , секция Индонезии в Музее музыкальных инструментов , Феникс , Аризона , США .
- Ваянг (теневые марионетки) из центральной Явы, сцена из , «Свадьбы Иравана» середина 20 века, факультет театра и танца Гавайского университета.
- Ваянг-бебер, изображение битвы.
- Кукловод Ки Энтус . Сусмоно
- Выступление Ваянг Голека в Джокьякарте .
- Представление теневых кукол (кожаных теневых кукол).
- Кайон ( Гунунган ).
- Макассарская марионетка
См. также
[ редактировать ]- Куклы из кожи
- Кукольный спектакль
- Ваянг Бебер
- Культура Индонезии
- Яванская культура
- Гамелан
- Музей кукол
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Театр кукол Ваянг», включён в 2008 году (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально провозглашенный в 2003 году)» . ЮНЕСКО . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Ваянг: Индонезийский театр» . Британская энциклопедия . 2012.
- ^ Jump up to: а б «История и этимология ваянга» . Мерриам-Вебстер . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Сиюань Лю (2016). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 72–81. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дон Рубин; Чуа Су Понг; Рави Чатурведи; и др. (2001). Всемирная энциклопедия современного театра: Азия/Тихоокеанский регион . Тейлор и Фрэнсис. стр. 184–186. ISBN 978-0-415-26087-9 .
- ^ Jump up to: а б Ив Боннефуа (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. п. 162. ИСБН 978-0-226-06456-7 .
- ^ « Кукольные спектакли как культурные достопримечательности, хорошие или плохие » ? www.kompasiana.com. 15 декабря 2019 года . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ " "Кукловод Руват, профессия Ки Мантеба Соедхарсоно не случайна" " . www.cnnindonesia.com . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ « Земная милостыня и теневые марионетки, способ поблагодарить фермеров за урожай » . www.jawapos.com. 10 октября 2018 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ " "Ритуальное искусство кукольного театра, в котором ранее играл Саман" " . www.balihbalihan.com. 12 июня 2020 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ " "Кукольный театр: национальные культурные ценности как отражение жизни, содержащей восточные философские ценности" " . Министерство образования и культуры Индонезии (Кемдикбуд) . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ « Театр кукол Ваянг», включён в 2008 году (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально провозглашенный в 2003 году)» . ЮНЕСКО . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Майр, Виктор Х. Живопись и перформанс: декламация изображений и ее индийский генезис . Гонолулу: Гавайский университет Press, 1988. с. 58.
- ^ Джеймс Р. Брэндон (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 143–145, 352–353. ISBN 978-0-674-02874-6 .
- ^ « Театр кукол Ваянг», включён в 2008 году (3.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества (первоначально провозглашенный в 2003 году)» . ЮНЕСКО . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Р. Брэндон (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 42–44, 65, 92–94, 278. ISBN. 978-0-674-02874-6 .
- ^ Кац, Дж. (1984). Ваджанг Пурва Форма яванского театра . Публикации Фориса.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Мияо, Дж. (1977). «ПЛ Амин Суини и Акира Гото (ред.) Международный семинар по играм теней в Азии» . Юго-Восточная Азия: история и культура . 1977 (7). Японское общество исследований Юго-Восточной Азии: 142–146. дои : 10.5512/sea.1977.142 .
- ^ Кэти Фоули (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 181–182. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Кэти Фоули (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 182–184. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра, Том 1 . Нью-Дели: Публикации Абхинава. п. 75. ИСБН 9788170172215 .
- ^ Гриффитс, Арло; Састраван, Вайан Джарра. «Устав Фонда Далинанского монастыря» . Проверено 20 июля 2024 г.
- ^ Гриффитс, Арло. «Вновь открывая старую яванскую надпись: пожертвование Мпу Мано в пользу буддийского сановника в 888 году в Саке». Архипел . 99 : 107–141. дои : 10.4000/archipel.1976 .
- ^ Робсон, Стюарт (2008). Арджунавиваха: свадьба Арджуны с Мпу Канва . Лейден: KITLV Press. п. 39-40.
- ^ Доктора. Р. Сукмоно (1973). Введение в историю культуры Индонезии 2 , 2-е изд. 5-е репринтное издание 1988 года . Джокьякарта: Издательство Канисиус. п. 56.
- ^ «История Панджи — культурное наследие архипелага, которое никогда не раскапывалось» . www.mediaindonesia.com . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Сумарсам (15 декабря 1995 г.). Гамелан: культурное взаимодействие и музыкальное развитие в Центральной Яве . Издательство Чикагского университета. п. 30 . ISBN 978-0-226-78011-5 . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Экерсли. М. (ред.) 2009. Драма с окраин: Азиатско-Тихоокеанский драматический сборник . Драма Виктория. Мельбурн. 2009. (с. 15)
- ↑ Саймон Сударман, « Сагио: стремление сохранить ваянг» , The Jakarta Post , 11 сентября 2012 г.
- ↑ Гануг Нугрохо Адиль, «Джоко Шри Йоно: Сохранение «вайанг бебер»» , The Jakarta Post , 27 марта 2012 г.
- ↑ Гануг Нугрохо Адиль, « Метаморфоза «Ваянг Бебер»» , The Jakarta Post , 19 апреля 2013 г.
- ↑ Гануг Нугрохо Адиль, «Синханто: мастер вайанга» , The Jakarta Post , 22 июня 2012 г.
- ^ Джеймс Р. Брэндон (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 46–54, 143–144, 150–152. ISBN 978-0-674-02874-6 .
- ^ Инна Соломоник . «Марионетки Ваянг Пурва: язык силуэта», «Вклад в язык, географию и этнологию» , 136 (1980), №: 4, Лейден, стр. 482–497.
- ^ Нопертомо, Маргоно; Варих Джатирахаю. 2001. 51 популярный персонаж ваянгов . Клатен, Индонезия: Хафамина. ISBN 979-26-7496-9
- ^ Петерсен, Роберт С. «Остров посередине: Домены Ваянга Голека Менака, Кукольный театр Центральной Явы. В театральном обзоре 34.2.
- ^ Синдху Джотарионо. Предатель Джобин: представление ваянг-голека из Центральной Явы. Перевод Дэниела МакГуайра и Лукмана Ариса, предисловие Роберта С. Петерсена. Эд. Джоан Суйенага. Джакарта, Фонд Лонтар, 1999.
- ^ Пижо, Т. Г. «Роман об Амире Хамзе на Яве». В Binkisan Budi: Составление пакета для PS Van Ronkel: Uitgeversmaatschappij NV AW Sijthoff, Лейден, 1950.
- ^ «Амир Хамза, дядя Пророка Мухаммеда, распространитель ислама и герой Серат Менак» . Азиатское художественное образование .
- ^ " "Ваянг Канчил, исполнительское искусство" " . Джакарта-туризм . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Поплавская, Маржанна (2004). «Ваянг Вахю как пример христианских форм театра теней». Азиатский театральный журнал . 21 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 194–202. дои : 10.1353/atj.2004.0024 . S2CID 144932653 .
- ^ Шармилла Ганесан (12 сентября 2017 г.). «Все старое снова новое» . Звезда . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Значение фильмов, функции, содержание и типы завершенных фильмов» . урок.co.id . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Седана, я Ньоман; Фоли, Кэти (1993). «Образование балийского даланга». Азиатский театральный журнал . 10 (1). Издательство Гавайского университета: 81–100. дои : 10.2307/1124218 . JSTOR 1124218 .
- ^ Jump up to: а б Сиюань Лю (2016). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 166, 175, прим. 2, 76–78. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ « Музей кукол Джакарты » . Джакартский музей . Проверено 20 января 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элтон Л. Беккер (1979). «Построение текста, эпистемология и эстетика в яванском театре теней». У Арама Енгояна и Элтона Л. Беккера (ред.). Воображение реальности: очерки систем согласованности Юго-Восточной Азии . Норвуд, Нью-Джерси: ABLEX.
- Брэндон, Джеймс (1970). На золотых престолах — три яванских пьесы теней . Гарвард.
- Гулам-Сарвар Юсуф (1994). Словарь традиционного театра Юго-Восточной Азии . Издательство Оксфордского университета.
- Клара ван Грюнендаль, Виктория (1985). Даланг за Ваянгом . Дордрехт, Форис.
- Килер, Уорд (1987). Яванские пьесы теней, яванские личности . Издательство Принстонского университета.
- Килер, Уорд (1992). Яванские теневые куклы . ОУП.
- Лонг, Роджер (1982). Яванский театр теней: движение и характеристики в Нгайокьякарте ваянг кулит . Уми Исследовательская Пресса.
- Меллема, РЛ (1988). Марионетки ваянг: резьба, раскраска, символизм . Амстердам, Королевский тропический институт, Бюллетень 315.
- Муджанаттистомо (1976). Педаланг Нгайокьякарта . Джокьякарта (на яванском языке).
- Поплавская, Маржанна (2004). Азиатский театральный журнал . Том 21, стр. 194–202.
- Сигнелл, Карл (1996). Теневая музыка Явы . Буклет на компакт-диске. Компакт-диск Rounder Records 5060.
- Соедарсоно (1984). Ваянг Вонг . Джокьякарта, Издательство Университета Гаджа Мада.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Историческое развитие кукольного искусства: сценические оттенки (включает информацию о ваянге бебере, кулите, клитике и голеке)
- Статья Seleh Notes об идентификации центральнояванского ваянг кулита
- Традиционный танец ваянг оранг (вайанг вонг) из Индонезии. Туризм
- Ваянг Клитик: постоянная экспозиция Музея кукольного искусства.
- Фотогалерея Ваянг Голек включает описание, историю и фотографии отдельных марионеток Уолтера О. Кенига.
- Ваянг Кулит: Художественная форма балийской игры теней [ постоянная мертвая ссылка ] от Лизы Голд
- Кукольный театр Ваянг на индонезийском сайте ЮНЕСКО
- Деревянные куклы-палки Ваянг Голек, Ява, Индонезия (коммерческий сайт)
- Обзор традиции теневых кукол (со множеством изображений) на сайте Discover Indonesia.
- Выставка Ваянг Кулит в Музее международного народного искусства
- Коллекция теневых кукол Ваянга Кулита, Музей археологии и этнологии Университета Саймона Фрейзера оцифрована на веб-сайте Multicultural Canada
- Архив современного ваянга, Национальный университет Сингапура.
- Wayang Kontemporer, интерактивная докторская диссертация по современному архиву Ваянга