Вот и все
![]() Танец и драма Мак Ёнг на Пенанге, около 1903 года. | |
Родное имя | танец Мак Ёна |
---|---|
Источник | Малайзия |
Театр Мак Ён | |
---|---|
Страна | Малайзия |
Ссылка | 0167 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2008 |
Мак Ёнг ( Джави : مق يوڠ ; Тайский : มะโย่ง , RTGS : ma yong ) — традиционная форма танцевальной драмы из северной Малайзии , особенно штата Келантан . Он был запрещен Панмалайзийской исламской партией из-за его анимистических и индуистско - буддийских предшествуют исламу в азиатском регионе. корней, которые намного [1] Покойный Сик Нин был ведущим исполнителем макён в 1980-х годах. В 2005 году ЮНЕСКО объявила театр Мак Ён « Шедеврами устного и нематериального наследия человечества ». [2]
Мак Ён считается [ ВОЗ? ] самое аутентичное и представительное малайское исполнительское искусство, поскольку оно по большей части не затронуто внешними источниками. [ нужна ссылка ] . Хотя большинство традиционных малайских танцев возникли под влиянием Индии , Явы и других частей Юго-Восточной Азии , пение и музыкальный репертуар Мак Ёна уникальны. Из основных историй, представленных в Мак ёнге , большинство заимствовано из мифологии Келантан - Патани . Некоторые из тех, что были получены за пределами малайско-тайского региона, теперь вымерли в других местах, например, Анак Раджа Гонданг , история, первоначально взятая из буддийских сказок Джатаки , но теперь почти неизвестная в Индии .
Представление начинается с выражения почтения духам ( семах кумпунг ) с подношения. Далее следуют танцы, актерское мастерство и импровизированные диалоги. Истории были представлены в виде трехчасовых представлений в течение нескольких вечеров. Главного танцора зовут Пак Ён , и он одевается как король. В актерский состав обычно входят королева во второй главной роли, дворцовые девушки и шуты. Традиционно все исполнители были женщинами, за исключением клоунов, которые всегда были мужчинами. Группа под названием Jong Dongdang поет и танцует в перерывах между главами и в конце истории. Оркестр мак ён небольшой, основными инструментами, на которых играют, являются трехструнная шипованная лютня, барабан ( гендан ) и пара гонгов . Сюда также могут входить флейта ( серунай ), барабаны кедук и маленькие тарелки ( кеси ).
исполнителей осталось менее десяти ветеранов Сегодня среди молодых . Хотя было несколько попыток возродить этот вид искусства, опытные исполнители отметили явную разницу между коммерциализированным мак ён городских танцоров по сравнению с движениями сельских исполнителей. Немногие молодые люди готовы пройти тщательное обучение, поэтому искусство сейчас находится в упадке.
История
[ редактировать ]Мак ён изначально представлял собой форму народного театра, включающую ритуалы, связанные как с умилостивлением, так и с исцелением. что он возник в Королевстве Паттани , которое сейчас является провинцией Таиланда Считается , . Поскольку оно передавалось устно среди жителей деревни, точный возраст Мак Ёна неизвестен. Однако тот факт, что он в основном свободен от внешнего влияния, делает его возрастом как минимум 800 лет и почти наверняка намного старше. Легенды обычно приписывают танец рисовому духу по имени Мак Хианг, но более позднее поверье гласит, что он был создан яванским клоуном-божеством Семаром . Некоторые наблюдатели связывали мак ён с дворцом, особенно в Патани, но подтверждений этому нет. Ему покровительствовали все слои общества, чтобы выразить почтение духам, поблагодарить за урожай или вылечить человека от различных болезней.
Мак Ёнг был привезен в Келантан более 200 лет назад. Оттуда он также распространился на Кедах и существовал как народный театр. С 1920-х годов в Келантане оказывалась некоторая поддержка мак йонгу и предпринимались попытки усовершенствовать его. В 1923 году младший сын короля, Лонг Абдул Гаффар, поддержал мак Ёнг и построил на территории своего дворца культурный центр под названием Кампунг Теменггунг, чтобы оказать поддержку искусству. За это время стало обычным иметь главную женщину. За его смертью в 1935 году последовала Вторая мировая война . Мак Ён снова стал народной традицией. В 1970-х годах была предпринята попытка создать усовершенствованную версию мак ён , предположительно продолжая усилия Лонга Абдула Гаффара. С этой целью под руководством Хатиджи Аванга была создана группа под названием Сери Теменггонг. Выступления проводились в крупных городах, а мак Ён также нашел место в академических учреждениях.
Традиционный макён продолжался в 1960-е и 1970-е годы, но позже ему помешало исламское возрождение. Когда PAS взяла под свой контроль Келантан в 1991 году, они запретили мак ён в штате из-за его «неисламских элементов» и одежды, в которой у женщин остаются непокрытыми головы и руки. Хотя многие старые исполнители нарушили запрет, мак Ён больше нельзя было показывать публично. Некоторые думали, что эта традиция вымрет, пока ЮНЕСКО не объявит ее одним из нематериальных культурных наследий , которые следует сохранить. С тех пор были предприняты некоторые попытки исполнить мак ён за пределами Келантана, но интереса среди молодого поколения нет.
В настоящее время мак ён исполняется редко, поскольку приоритет часто отдаётся современным танцам малайской этнической группы, таким как джогет . Иногда его до сих пор устраивают в честь государственных событий, а также для туристов. Однако эти современные сокращенные представления лишены старых анимистических ритуалов, а их музыка упрощена, поскольку песни исполняются очень редко. Осталось всего несколько трупп, которые исполняют традиционный мак ён в деревнях Келантан и Теренггану .
Ритуальное представление
[ редактировать ]Как и многие другие древние малайские формы театра, мак йонг когда-то использовался в лечебных целях. Исцеляющий мак йонг называется мак йонг мак путери и включает в себя трансовый танец и одержимость духом посредством использования традиционного ритуала исцеления, называемого майн путери . Эти лечебные ритуалы до сих пор практикуются в деревнях, а также в некоторых более традиционных городах, но сегодня они в значительной степени не одобряются.
Ритуальные представления более сложны, чем развлекательные, и сочетают в себе шаманизм, пиршество духов и танцевальный театр. Он отражает глубокое мистическое значение историй и танцев Мак Ёна , а также его первоначальную цель — служить проводником в духовный мир. Ритуальные представления проводятся для духовного исцеления, в знак почтения учителю и для выпуска исполнителя. [3]
Индонезия
[ редактировать ]В Индонезии и представление мак ён встречается в Риау и Северной Суматре распространилось из Южного Таиланда через Сингапур . На Риау островах мак ён исполняется в Батаме и Бинтане группами из Пулау Панджанг, Кекаматан Киджанг и Пулау Мантанг Аранг. [4]
Таиланд
[ редактировать ]Мак йонг также был широко распространен в Патани , бывшем городе Паттани в эпоху Королевства Паттани , и до сих пор практикуется в нескольких местах, таких как Яла. [5] [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Келантан отказывается снять запрет на Мак Ёна» . Звезда . 2007 . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ «Мак Ён Малайзия» . ЮНЕСКО. 2008 год . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Профессор доктор Гулам-Сарвар Юсуф: «Мак Йонг как ритуал», Том. 8: Исполнительское искусство. Энциклопедия Малайзии, 2004.
- ^ Пудентия (август 2010 г.). «Возрождение Мак Ёнга в малайском мире» . 12 (1).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «1954 год. «Убийца» Хаджи Сулонг начинает антиправительственное движение» [смерть Хаджи Сулонга]. Искусство и культура (на тайском языке).
- ^ Альфан, Сяфик Фалик (2020). «Поддержание Мак Ёнга - главного путири в Рамане: обсуждение его существования в нити культурной эволюции» . Джурай Сембах . 1 (2): 1–13. дои : 10.37134/juraisembah.vol1.2.1.2020 . S2CID 238095406 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Гулам-Сарвар Юсуф. «Театр танца Келантан Мак Ёнг: исследование структуры спектакля». Докторская диссертация, Гавайский университет, Гонолулу, 1976 год.
Гулам-Сарвар Юсуф. Мак Ён: Театр всемирного наследия. Пенанг, Малайзия: Areca Books, 2019.
Основы игры на келантанских барабанах в Мак Йонг, автор Яп Энг Сим