Кебяр сел
![]() Танцовщица кебьяра в сидячем положении (Исполняет Ньоман Т. Усадхи в Университете Саната Дхарма, 2014 г.) | |
Родное имя | ᬓᭂᬩ᭄ᬬᬃᬥᬸᬥᬸᬓ᭄ ( балийский ) Сидящий танец Кебяр ( индонезийский ) |
---|---|
Инструмент(ы) | Гонг Кебьяр в стиле Гамелан |
изобретатель | Балийский |
Источник | Индонезия |
Кебяр Дудук ( балийский : ᬓᭂᬩ᭄ᬬᬃᬥᬸᬥᬸᬓ᭄ ) — традиционный балийский танец, созданный балийцем И Кетутом Марией и впервые исполненный публично в 1925 году. Вдохновленный развитием быстро развивающегося гамелан гонг кебьяра , кебяр дудук — это назван в честь сидячих и полусидящих позиций танцоров. Оно не передает историю, а носит интерпретирующий характер.
История
[ редактировать ]
Танец кебяр дудук был впервые исполнен в 1925 году и разработан И Кетут Марья (более известным на Западе как И Марио) из Табанана , Бали . [ 1 ] При разработке танца кебяр-дудук И Марио руководствовался недавними нововведениями в балийском гамелане , которые позволяли интерпретировать музыку, а также обеспечивать быстрый темп. Это развитие, известное как гамелан гонг кебяр , рано проявилось в танцах легонг (в частности, кебьяр легонг), из которых Марио черпал свое вдохновение. [ 2 ] Позже Марио развил танец дальше, добавив длинные инструменты с перевернутыми гонгами-чайниками, известные как тромбонг ; эта форма известна как кебяр-тромпонг , хотя оригинальный кебяр-дудук остается самым известным творением Марио. [ 3 ]
Я, Марио, учил своих учеников танцевать кебяр-дудук, и таким образом этот танец распространился по всему Бали. [ 1 ] Один из таких студентов, И Ваян Бадра, выступал перед президентом Сукарно в 1950-х годах. К 2004 году танец стал редкостью. [ 4 ] но его популярность росла, так что в 2011 году был проведен конкурс по танцу кебяра дудука и одного из других творений Марио - олега тамулилингана (1952). Примерно в это же время группа жителей Табанана заявила, что танец далеко отошел от первоначального видения Марио, и начала преподавать то, что они считали «оригинальной» версией. [ 1 ]
Кебьяр дудук исполнялся на международном уровне еще в 1931 году, когда труппа, в которую, возможно, входил Марио или один из первых учеников, исполнила его как часть сета (также включавшего легонг, баронг и барис ) на Парижской колониальной выставке . [ 5 ] Видео, на котором Марио исполняет кебяр дудук, было включено в документальный фильм « Учимся танцевать на Бали» , который был завершен Грегори Бейтсоном и Маргарет Мид в 1930-х годах, но впервые выпущен в 1991 году. [ 6 ] [ 7 ]
«Кебьяр» на балийском языке означает «вспышка, взрыв» и в музыке описывает динамические и внезапные изменения громкости и темпа. Название кебяр дудук происходит от способа исполнения танца: почти все движения танцора завершаются в почти сидячем положении ( дудук ). Дудук на самом деле — малайско-индонезийское слово; по-балийски это « негак », но в танце это слово никогда не используется. [ 8 ] Он классифицируется как «бебанджихан» (гермафродитный) танец, в отличие от «халус» («утонченных») танцев героических мужских и женских персонажей, таких как Рама и Сита, и форм керас («сильных»), таких как барис. танец воина . [ 9 ]
Производительность
[ редактировать ]
Обычно танец кебяр-дудук исполняется одним танцором-мужчиной, хотя его грим делает его почти андрогинным . [ 8 ] Он носит 5-метровый (16 футов) кусок ткани ( камбен ), украшенный нарисованным золотом узором, известным как прада . [ 8 ] [ 9 ] Его аксессуары и головной убор (последний известен как уденг ) золотые и мерцающие; Из-за этого, а также из-за традиционного дизайна этих аксессуаров писатель Картика Суардана характеризует их как придающие «экстраэкзотический традиционный эффект». В правой руке танцор держит веер. [ 8 ]
Во время выступления танцор в основном сидит или полусидит, временами принимая позу на корточках со скрещенными ногами . [ 2 ] [ 10 ] Иногда с веером в руке танцор кружится по кругу, не стоя. Его глаза очень активны и передают широкий спектр эмоций, которые могут варьироваться от кокетливых до застенчивых и злых в течение рутины. [ 2 ] Однако этот танец носит чисто интерпретационный характер и не предназначен для передачи истории. [ 10 ]
Музыка исполняется с быстрыми, сложными ритмами и яркими звуками. [ 2 ] Музыковед Майкл Тензер характеризует отношения между барабанщиком труппы гамелана и танцовщицей почти как своего рода состязание. Барабанщик, отбивая темп четыре удара в секунду, должен также быстро реагировать на сигналы танцора, подавая сигналы другим членам труппы гамелана. Тем временем танцор должен посылать свои сигналы (расцветки, известные как ангсел ) в фиксированном соотношении с размером музыки. [ 11 ] Однако ближе к концу выступления барабанщик и танцор могут образовать своего рода дуэт, словно борясь за контроль над музыкой. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Суартая 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Суардана 2012 , с. 105.
- ^ Кусмаяти 1992 , с. 116.
- ^ Арини 2004 .
- ^ Винет 1998 , с. 105.
- ^ Джуниарта 2011 .
- ^ Декатнер 2004 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б с д Суардана 2012 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Макинтош 2012 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б Тензер 2000 , с. 90.
- ^ Тензер 2000 , с. 296.
- ^ Тензер 2000 , с. 297.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Арини, Кусума (15 февраля 2004 г.). «И Ваян Бадра и очарование «Кебяр Курси» » [И Вайан Бадра и завораживающий «Кебяр Сат»]. Bali Post (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 22 ноября 2014 г.
- Декатнер, Джанет (2004). Азиатский танец . Филадельфия: Дом Челси. ISBN 978-0-7910-7642-2 .
- Джуниарта, И Вайан (11 августа 2011 г.). «Остров, который часто снимают» . Джакарта Пост . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 22 ноября 2014 г.
- Кусмаяти, А. М. Хермин (1992). «Региональный танец» [Региональный танец]. В Соедарсоно (ред.). ( на Введение в оценку искусства индонезийском языке). Джакарта: Балай Пустака. OCLC 29591251 .
- Макинтош, Джонатан (2012). «Подготовка, презентация и сила: детские выступления в студии балийского танца». В Элен Неве Крингельбах; Джонатан Скиннер (ред.). Танцевальные культуры: глобализация, туризм и идентичность в антропологии танца . Обучение танцам и перформансу. Том. 4. Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 194–210. ISBN 978-0-85745-575-8 .
- Суардана, Картика Д (2012). Танцы Бали . Кута: Сейчас! Бали. ISBN 978-602-97971-1-4 .
- Суартая, Кадек (4 сентября 2011 г.). «Табанан Менгусунг Марио спел Маэстро Нан Виртуоз» [Табанан продвигает Марио, маэстро-виртуоза]. Bali Post (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 22 ноября 2014 г.
- Тензер, Майкл (2000). Гамелан Гонг Кебьяр: Искусство балийской музыки двадцатого века . Чикагские исследования этномузыкологии. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-79281-1 .
- Винет, Эван (1998). «Великие расплаты в симулированном городе: непонимание Арто балийского театра». В Стэнли Винсенте Лонгмане (ред.). Перекрестные течения в драме: Восток и Запад . Таскалуса: Издательство Университета Алабамы. стр. 108–15. ISBN 978-0-8173-0926-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кебьяром Дудуком, на Викискладе?