маска Танцевальная
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Родное имя | ᬢᭀᬧᬾᬂ ( балийский ) ᮒᮧᮕᮨᮔᮌ ( суданский ) ꦠꦺꦴꦥꦺꦁ ( яванский ) Танец в масках ( индонезийский ) |
---|---|
Инструмент(ы) | Гамелан , Барабаны , Флейта |
Источник | Индонезия |
Топенг (от балийского : ᬢᭀᬧᬾᬂ , сунданского : ᮒᮧᮕᮨᮔᮌ и яванского : ꦠꦺꦴꦥꦺꦁ , латинизированного: топенг , букв. «Маска») - это драматическая форма индонезийского танца , в которой один или несколько носителей масок богато одеты исполнители интерпретируют традиционные повествования о легендарных королях, героях и мифах в сопровождении гамелана или других традиционных музыкальных инструментов. [ 1 ] Танец Топенг — типичный индонезийский танец, который можно встретить в различных регионах Индонезии. Основная особенность танца Топэнг заключается в том, что танцоры закрывают лица масками. Танец обычно исполняется одним танцором или группой танцоров.
Топенг широко используется в танцах, которые являются частью традиционных церемоний или пересказом древних историй предков. Считается, что топенг тесно связан с духами предков, которые считаются интерпретациями богов. В некоторых племенах топенг до сих пор украшает различные повседневные художественные и обычаи. Танец Топенг – это танцевальное представление, наполненное значимыми символами, которые должны быть понятны публике. Эти символы передаются через цвета масок, выражения лиц и сопровождающую музыку. Передаваемый смысл может быть в форме ценностей лидерства, любви, мудрости и многих других, выраженных посредством танцевальных движений. [ 2 ]
В 2010 году Топенг Чиребон из Чиребона , Западная Ява, был признан Индонезии национальным нематериальным культурным наследием Индонезии Министерством образования и культуры . [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин топенг - это яванское слово, означающее « маска » или «танцевальная драма, в которой используется маска». [ 4 ] В современном повседневном яванском и индонезийском словаре тари топенг или «танец топенг» относится к танцевальному или танцевально-драматическому представлению, в котором используется маска.
История
[ редактировать ]Индонезийский танец в масках появился еще до индуистско-буддийского влияния. Коренные индонезийские племена до сих пор исполняют традиционные танцы в масках, чтобы представить природу, как Худок танец народа даяков на Калимантане , или чтобы представить духов предков . С приходом индуизма на архипелаг эпосы Рамаяна Махабхарата и . стали исполняться в танце в масках
Самая старая известная запись, касающаяся танца Топенг, относится к девятому веку. Около 840 года нашей эры в старых яванских (кави) надписях под названием «Надписи Джаха», выпущенных Махараджей Шри Локапалой из Королевства Меданг в Центральной Яве, упоминаются три типа исполнителей: атапукан , аринггит и абанол . Атапукан означает танцевальное шоу в масках, Аринггит означает кукольный спектакль Ваянг, а абанол означает искусство шуток.
На надписи Канди Перо (850 г. н.э.) слово «манапель» написано от слова «тапук» или «тапель», что означает маска. На надписи Бебетина (896 г. н.э.) есть слово «патапукан», что означает ассоциацию маски. В надписи Мантиаси (904 г. н. э.) встречаются термины «матапукан» и «манапукан», означающие, что они относятся к драматическому изображению масок.
Однако самая популярная сюжетная линия танца топенг заимствована из местных яванских циклов Панджи , основанных на сказках и романах о принце Панджи и принцессе Чандре Киране XII века , действие которых происходит в королевстве Кадири .
Одно из самых ранних письменных упоминаний о танце топенг также можно найти в поэме XIV века «Нагаракретагама» , в которой описывается король Хайям Вурук Маджапахита , носящий золотую маску, как опытный танцор топенг . [ 5 ] Нынешняя форма танца топенг возникла в 15 веке на Яве и Бали , где она до сих пор распространена, но ее также можно встретить и на других индонезийских островах, таких как Мадура (недалеко от Восточной Явы). Различные танцы и стили топенг развивались в различных местах индонезийского архипелага, особенно в Чиребоне , Джокьякарте , Маланге и Бали . Хорошо разработанная техника топенг сейчас изучается в университетах Европы и Америки.
Вариации
[ редактировать ]Балийская маска
[ редактировать ]Считается, что использование масок связано с культом предков, которые считали танцоров толкователями богов. Спектакли Топенг открываются серией молчаливых персонажей в масках, которые могут не иметь отношения к разыгрываемой истории. Эти традиционные маски часто включают Топенг Манис (утонченный герой), Топенг Крас (воинственный, авторитарный персонаж) и Топенг Туа (старик, который может шутить и привлекать публику).
История рассказывается с помощью пенасара — полумаски без челюсти, которая позволяет актеру ясно говорить. В группе топенг обычно есть два пенсара, обеспечивающие две точки зрения. В представлении чередуются говорящие и не говорящие персонажи, и оно может включать в себя танцевальные и боевые сцены, а также специальные эффекты (иногда предоставляемые гамеланом ) . Почти всегда его завершает серия комических персонажей, представляющих свои взгляды. Рассказчики и комические персонажи часто нарушают западные традиции повествования, включая текущие события или местные сплетни, чтобы рассмешить.
В топенге есть сознательная попытка включить многие, порой противоречивые, аспекты человеческого опыта: священное и мирское, красоту и уродство, утонченность и карикатуру. [ 6 ] Подробное описание и анализ топенг паджегана , индивидуальной формы топенга , доступно в «Маскированном представлении». [ 7 ] , профессор Джон Эмиг западного театра, ставший исполнителем балийского топенг .
-
Старая Маска
-
Дерьмовая маска
-
Маска Сидакарья
Банджаресская маска
[ редактировать ]Маску . также называют маской барикина из Южного Калимантана
Маска Батак
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2020 г. ) |
-
Танец в масках Батак во время фестиваля мертвых, около 1930 года.
-
Маска Батака
-
Маска Батака
Бетави Маска
[ редактировать ]Танец в маске Бетави или танец в маске Бетави — театральная форма танцевальной драмы народа Бетави в Джакарте , Индонезия . [ 8 ] Эта танцевальная драма включает в себя танец, музыку, бебодоран (комедию) и лакон (драма). [ 9 ] Танец в маске Бетави демонстрирует тему жизни общества Бетави, которая представлена в форме танца и драмы. Это называется танцем в масках, потому что танцоры используют топенг (маску) во время танца, а народ бетави верил, что топенг обладает магической силой. [ 10 ]
(Западная Ява) Суданские и чиребонские маски
[ редактировать ]Танец Чиребонезе Топенг — местный вид искусства Чиребона на Яве, включая Индрамаю и Джатибаранг , Западная Ява , и Бребес , Центральная Ява . Танец-маска Чиребон очень разнообразен, как с точки зрения танцевального стиля, так и с точки зрения передаваемых историй. Танец в масках может исполняться сольно или несколькими людьми. Изящные движения рук и тела, а также музыкальное сопровождение, в котором преобладают барабаны и скрипка, являются отличительными чертами этого вида искусства. Танец с маской Чиребон может изображать историю принца Панджи из Восточной Явы 15-го века или другую Маджапахита историю . Топенг Клана Кенчана Вунгу — танец в масках Чиребон в стиле масок Парахьянган , который изображает историю королевы Кенчана Вунгу из Маджапахита, которую преследует гротескный и грубый король Минак Джинга из Бламбангана . Суданский , танец топенг кандага похож на Чиребон топенг и находится под его влиянием где танцоры носят красные маски и костюмы.
-
Баннерная маска
-
Маска Cirebon Performance
-
Клана Маска
даяка Маска
[ редактировать ]Худок — танец в масках, исполняемый во время фестиваля Дня благодарения урожая Эрау многими подгруппами даяков этнической группы провинции Восточный Калимантан , Индонезия . Культура и представления худок являются коренными среди даяков провинции Восточный Калимантан .
-
Танцевальное представление Худок в верховьях реки Махакам , Борнео , Голландская Ост-Индия , около 1896 года.
-
Маска Худока
-
Маска Худока
Яванская маска
[ редактировать ]Плохая маска
[ редактировать ]На Восточной Яве танец топенг называется ваянг гедог и является самым известным видом искусства в Регентстве Маланг на Восточной Яве . Театральные представления ваянг гедог включают темы из рассказов цикла Панджи из королевства Джанггала , а игроки носят маски, известные как ваянг топенг или ваянг гедог . Слово гедог происходит от слова «кедок» , которое, как и топенг , означает «маска».
Эти представления посвящены истории любви принцессы Чандры Кираны из Кедири и Радена Панджи Асмарабангуна, легендарного наследного принца Джанггалы. Чандра Кирана был воплощением Деви Ратих (индуистской богини любви), а Панджи был воплощением Камаджаи (индуистского бога любви). Рассказ Кираны получил название Смарадахана («Огонь любви»). В конце сложной истории они наконец женятся и рожают сына по имени Раджа Путра.
-
Маланг Маски массового танца
-
Маски в ваянг гедог исполнении
-
Марионетки в масках Маланга
Суракартанская маска
[ редактировать ]Топенг . двора Сунаната Суракарты по стилю и тематике похож на варианты Джокьякарты Различия заметны в изготовлении масок; волосы на лице изображаются волосами или волокнами, а в стиле Джокьякарты используется черная краска. Как и в Джокьякарте, Сукарта топенг пунакаван (шут) часто использует полумаску без челюсти.
Джокьякартана Маска
[ редактировать ]В традиции Джокьякарты танец в масках является частью представлений ваянг вонг . Сочиненные и созданные султаном Хаменгкубувоно I (1755–1792), некоторые персонажи, такие как ванара (обезьяна) и денава (гигант) в Рамаяне и Махабхарате, используют маски, в то время как рыцари и принцессы не носят масок. Пунакаван ( шут ) может использовать полумаску (маску без челюсти), чтобы говорить свободно и ясно. Примечательно, что здесь усы окрашены в черный цвет. Танцы Топенг Клоно Алус, Топенг Клоно Гага и Топенг Путри Кенакавулан — это классические придворные танцы Джокьякарты, заимствованные из истории Радена Панджи 15-го века из наследия Маджапахита . Клоно Алус Джунгкунгмандея и Клоно Гага Дасавасиса — это танцы в масках, адаптированные из Махабхараты историй .
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «История и этимология Топенг» . Мерриам-Вебстер . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ «Маскарадный танец, содержательная игра персонажей» . Богатая Индонезия . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Нематериальное культурное наследие, обозначение» . Культурное наследие, Министерство образования и культуры Индонезии . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ «История и этимология Топенг» . Мерриам-Вебстер . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ «Фигура Раваны в танце масок Келана» (на индонезийском языке). Богатая Индонезия . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ «Тайна масок» . Интернет-журнал Bohème. Июнь 2003 г. Архивировано 24 сентября 2010 г. в Wayback Machine .
- ^ Эмиг, Джон (1996). Представление в маске: игра себя и других в ритуале и театре . ISBN 081221336X .
- ^ «Танец в масках Бетави, традиционный танец Джакарты» . Моя страна Индонезия . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ АСЕАН (5 сентября 2020 г.). «Традиционный танец в масках Бетави, традиционный танец из Джакарты?» . Индонезийский . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ «Священный танец масок Бетави» . Индонезия Туризм . Проверено 6 ноября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о танцах топенг из программы выступления в Глазго в 2003 году (архивировано 19 декабря 2005 года).
- Различные примеры индонезийских топенг масок . Архивировано 12 августа 2020 г. в Wayback Machine .