Jump to content

Опасность

Опасность
Священный танец Бедхая Кетаванг.
Родное имя Яванский : ꦧꦼꦝꦪ , латинизированный: bedhaya
Жанр Традиционный танец
Инструмент(ы) Гамелан
изобретатель яванский
Источник Индонезия

Бедхая яванский (также пишется как бедойо , бедайя и различные другие транслитерации) ( : ꦧꦼꦝꦪ , латинизированный : Бедхая ) — священный, ритуальный танец Явы яванский , Индонезия , связанный с королевскими дворцами Джокьякарты и Суракарты . Наряду со сримпи , бедхая олицетворяла элегантный ( яванский : ꦲꦭꦸꦱ꧀ , латинизированный: alus ) характер королевского двора и стала важным символом власти правителя.

Бедхая имеет разные формы в двух придворных городах: бедхая Кетаванг в Суракарте (Соло) и бедхая Семанг в Джокьякарте, последний из которых не исполнялся более 20 лет. Солонский танец по-прежнему исполняется один раз в год, во второй день яванского месяца Рува (май), в ознаменование вознесения нынешнего Сусухунана (принца) Суракарты. Девять женщин, родственниц или жен Сусухунана, исполняют танец перед частной публикой. Приглашение кого-либо за пределами придворного круга – большая честь. [1]

Суд султана Джокьякарты , ок. 1876 ​​г.

Некоторый вид женского танца, известный как бедхайя, существовал на Яве, по крайней мере, еще во времена империи Маджапахит . [2] Действительно, некоторые шаги современного танца, как говорят, датируются третьим веком. [3] Однако современная форма традиционно датируется двором султана Агунга Матарама (годы правления 1613–1645 гг.). К сожалению, почти нет исторических свидетельств, подтверждающих утверждения о достижениях искусства при дворе султана Агунга, а существование танца не было четко задокументировано до конца 18 века. [4]

Существует множество мифов , объясняющих происхождение танца, которые обычно повествуют либо о встрече с индийским божеством ( Шивой , Брахмой , Вишну , Индрой или Господом Буддой ), либо о встрече с Кандженг Рату Кидул , богиней танца. Южное море, с основателем династии Матарам , либо султаном Агенгом, либо его дедом Сенапати . В первом случае девять танцоров были творением божества, которое было оживлено и в знак благодарности предложило танец своему создателю. В последнем танец был создан, когда Кандженг Рату Кидул влюбился в султана и станцевал для него бедхайю; девять танцоров современного танца представляют дух богини. [5]

После упадка власти королевских дворов стали популярными другие, более доступные формы бедхайи, но не как религиозный ритуал, а как художественное представление. Они не требуют королевского присутствия и могут быть исполнены на сцене за входную плату. Они часто рассказывают истории, используемые в ваянге . [6]

Танцевальное представление Бедхая на свадьбе Хусейна Джаджадининграта и Партини во дворце Пранг Ведоно (Мангко Негоро VII), отца невесты, в Соло , Ява , в январе 1921 года.

Танец проводится в пендхапе , зале для аудиенций с колоннами и остроконечной крышей, с Сусухунаном на троне в центре комнаты. Танец исполняется тремя большими частями. В каждой секции танцоры выходят из комнаты за залом для аудиенций, подходят к трону гуськом, танцуют перед троном, а затем отступают, снова гуськом. Они приближаются и отступают по противоположным сторонам трона, таким образом обходя трон по часовой стрелке, что является подходящим направлением для почитания в буддийских и шиваистских традициях.

Каждому из девяти танцоров присвоены имя и номер, которые обозначают определенную позицию в меняющемся хореографическом образце. В разных источниках есть небольшие различия в именах и количестве танцоров, но относительно общих форм существует консенсус. Это: человек, олицетворяющий танху (слово, обозначающее желание или жажду в буддизме), четыре чакры (три верхние из которых используются в качестве названий нот; см. Слендро ) и четыре конечности: [7]

  1. ' 'èndhèl/èndhèl ajeg , «желание», «постоянное/фиксированное желание», «привязанность»
  2. пембатак/батак , «голова», «разум»
  3. гулу/джангга , «шея»
  4. дхадха , «грудь»
  5. Buncit/buntil , «хвост», «гениталии», «нижний конец позвоночника».
  6. apit ngajeng/apit ngarep , «правая рука», «правый фланг», «передний фланг»
  7. apit wingking/apit mburi , «левая рука», «тыловой фланг»
  8. èndhèl weton/èndhèl wedalan ngajeng/èndhèl Javi , «правая нога», «возникающее желание», «переднее возникающее желание», «внешнее желание»
  9. apit meneng/èndhèl wedalan wingking , «левая нога», «тихий фланг», «выступающее сзади желание»

Первые две части танца имеют по три позиции с небольшими вариациями, а последняя добавляет последнюю, четвертую позицию. Первая позиция имеет форму человека: первые пять танцоров выстраиваются в линию посередине, а те представляют правую и левую стороны спереди и сзади (с точки зрения Сусухунана) соответственно. Во второй позиции танцоры делятся на две группы лицом друг к другу: руки и желание с одной стороны, а чакры и ноги с другой. В третьей части танца есть добавленная часть встречи между желанием и головными танцорами во второй позиции, в то время как остальные танцоры приседают. В третьей позиции танцоры располагаются либо в ряд (Суракарта), либо с руками в стороны (Джокьякарта), с желанием посередине. Конечное положение находится в сетке 3х3 ( ракит тига-тига ) с тремя центрами верхних чакр в средней колонке. [8]

Музыка и текст

[ редактировать ]
Танцоры бедхайи возносят сембах (дань уважения) султану Джокьякарты в 1884 году.

Танец сопровождается совместным пением мужчин и женщин. Этот стиль известен как синдхенан лампах секар . Раньше пели только женщины; однако, по крайней мере, с 1940-х годов эти партии пели и мужчины. В Суракарте вместо полного гамелана используются только колотомические инструменты ( кетхук , кенонг и гонг ), кеманак и барабаны ( кендханг кетипунг и гендхинг); нет инструментов балунгана и лишь иногда другие мелодические инструменты (например, гамбанг и гендер ). Джокьякарта В кратоне , где танец уже не исполняется как ритуал, полный гамелан в качестве аккомпанемента использовался , иногда даже с корнетами . [9]

Части, используемые для сопровождения танцев, традиционно представляют собой гендинг с длинными структурами (первоначально обозначавшийся как минимум кетхук 4 аранг ; см. в гендинге объяснение ); однако позже стали использоваться и более короткие гендинги (например, кетук 4 кереп или кетук 2 ). Самая древняя и священная песня — Бедхая Кетаванг . Когда танцоры бедхая появляются на сцене, в Джокьякарте их сопровождает аяк-аякан ; в Суракарте его сопровождает только патэтан, известный как патэтан бедхая , который потерял большую часть ритмической свободы, связанной с патетаном , чтобы лучше соответствовать шагу танцоров. [10]

Литературный ренессанс Явы в XVIII и XIX веках, сильно изменивший яванскую музыку, одним из первых последствий имел создание жанров гендинга, сопровождающих бедхая и серимпи, известных как гендинг кеманак и гендинг бедхая-серимпи . Первые были основаны на недавно сочиненной хоровой мелодии, а вторые вписывали новую хоровую партию в уже существовавшую мелодию гендинга, исполняемую гамеланом. Для этих частей написаны сотни строф текста, а конкретный гендинг использует не менее десятка. Тексты в основном имеют форму вангсалана ( поэтической загадки) и затрагивают самые разные темы. [11] Большая часть текста представляет собой эротическую любовную поэзию, описывающую влечение Кандженга Рату Кидула к султану Агунгу. [12]

Существует множество табу относительно исполнения и репетиций Бедхая кетаванга , как песни, так и связанного с ним танца. Его разрешается репетировать только каждые 35 дней (когда четверг семидневной недели совпадает с Кливоном, пятым днем ​​пятидневной недели яванского календаря ) и исполняться в годовщины в вступления Сусухунана трон. Все репетиции, а особенно выступление, должны сопровождаться подношениями (многие из которых соответствуют указанным в Гандавьюха-сутре ). Танцовщицы должны поститься и пройти ритуальное очищение, они должны быть в свадебном наряде и покрывать верхнюю часть тела куркумой ( борэ ) . При копировании текста вставляются несколько преднамеренных ошибок, чтобы избежать буквального копирования священного текста. заместители Рату Кидул . А все потому, что на любом выступлении или репетиции, как говорят, присутствуют [13]

Интерпретация

[ редактировать ]
Танцоры бедойо во дворце Сусухунан Соло, Суракарта , между 1910 и 1930 годами.

Танец можно интерпретировать по-разному, в том числе как абстрактную последовательность поз и реконструкцию любви между богиней и царственным предком. Другая распространенная интерпретация заключается в том, что они символизируют военные формирования , что может объяснить, почему танцорам даны названия флангов . Более того, танцоров выводили на поля сражений с правителем Джокьякартана. [14] Некоторые хореографические позиции отдаленно похожи на те, которые, как считалось, использовались в войне на Курукшетре , войне в Махабхарате , а некоторые тексты повествуют о военных победах.

Джудит Беккер дает тантрическую интерпретацию. Первая позиция показывает желание плюс тело; во втором показано противостояние желания и чакр (есть некоторые свидетельства того, что ноги считались пятой чакрой), а в последнем разделе — взаимодействие головы и желания. После этого желание поглощается телом, а затем танцоры располагаются в том же порядке, что и подношения во дворце Маджапахит. Три — число, богатое индуистской символикой, подобно трем праманам , Трилокье или Тримурти , поэтому тройной набор из трёх символизирует завершение и совершенство. [15]

В 19 веке танцоры держали в руках пистолеты и стреляли во время исполнения бедхайи. [16] Сумарсам считал использование пистолетов аристократической попыткой перенять иностранный элемент, чтобы продемонстрировать усиление королевской власти, или секуляризацией и неформальностью придворного ритуала в присутствии европейских гостей. [17]

В какой-то период XIX века танцорами в Джокьякарте были молодые люди, одетые как женщины. Считалось, что сочетание характеристик обоих полов обладает особой духовной силой. [1]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Беккер, 143.
  2. ^ Беккер, 116.
  3. Кнутссон, по состоянию на 29 июня 2006 г.
  4. ^ Сумарсам, 20 и 54.
  5. ^ Беккер, 119–124.
  6. ^ Беккер, 141–142.
  7. ^ Беккер, 132, цитирует KGPH Хадивиджоджо, Бедхая Кетаванг: Священные танцы в храмах , Джакарта: Балай Пустака , 1981, стр. 20; Соедарсоно, Ваянг Вонг в Джокьякартском Кратоне: история, ритуальные аспекты, литературные аспекты и характеристики , доктор философии. диссертация, Анн-Арбор: Мичиганский университет, 1983, с. 148; и Н. Тиртаамиджаджа, «Представление Бедаджи Кетаванг при дворе Суракарты», Индонезия Том. 1, 1967, с. 48.
  8. ^ Беккер, 131-136.
  9. ^ Ст., 128, 279-281.
  10. ^ Арт, 330.
  11. ^ Саммер Сэм, 96.
  12. ^ Беккер, 128.
  13. ^ Ст., 151-152, 280; Беккер 115-116.
  14. ^ Саммер Сэм, 7 лет; Беккер, 141.
  15. ^ Беккер, 136-141.
  16. ^ Р. Атмадикрама, Бабад Крама Далем Ингканг Синухун Кандженг Сусухунан Паку Бувана Капинг Санга инг Нагари Суракарта Аднининграт (Хроника бракосочетания Его Высочества Сусухунан Паку Бувана IX из Суракарты) , MS SMP KS 104/4, надпись Суракарта, середина-конец 19 век, стр.59; цитируется в Sumarsam, 77.
  17. ^ Саммер Сэм, 78 лет.
  • Беккер, Джудит. Истории гамелана: тантризм, ислам и эстетика в Центральной Яве . Программа Университета штата Аризона по исследованиям Юго-Восточной Азии, 1993 г. ISBN   1-881044-06-8
  • Кнутссон, Гунилла К. « Свадьба короля Соло ». The New York Times , 11 сентября 1983 г., по состоянию на 30 июня 2006 г.
  • Арт, Яап . Музыка на Яве . Гаага: Мартинус Нийхофф, 1949 г.
  • Сумарсам . Гамелан: культурное взаимодействие и музыкальное развитие в Центральной Яве . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1995. ISBN   0-226-78011-2

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Клара Бракель-Папенхейзен. Придворные танцы бедхая Центральной Явы . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл, 1992.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 660628edc1bd7249a79c4bc015a56321__1717924200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/21/660628edc1bd7249a79c4bc015a56321.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bedhaya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)