Курукшетра война
Эта статья может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( Ноябрь 2017 г. ) |
Курукшетра война | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в. На акварели 1700 года из Мевара изображены армии Пандавов и Кауравов, выстроившиеся друг против друга. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
| Другие союзники | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Повелитель Юдхиштхира Главнокомандующий Дхриштадьюмна (дни 1-18) † Другие-Командиры Арджуна Бхима Друпада † Вирата † Абхиманью † Упапандавы † Сатьяки Шикханди † Накула Сахадева Стратег Кришна |
Повелители Дхритраштра Дурьодхана † Главнокомандующие Бхишма (день 1-10) † Дрона (11-15 день) † Карна (16-17 дни) † Шаля (день 18) † Ашваттхама (ночной рейд) Другие командиры Душасана † Джаядратха † Соль Критаварма Бхуришравас † Бахлика † Бхагадатта † Судакшина † Стратег Шакуни † | ||||||
Сила | |||||||
7 Акшаухинис 153,090-100,300,000 [ 1 ] колесницы и всадники на колесницах 10 000–153 090 слонов и наездников на слонах 459 270 - 1 000 000 лошадей и всадников 765 450 - 1 000 000 000 пехоты [ 2 ] (всего 1 530 900 солдат-1 003 830 900) |
11 Акшаухинис 240 570 колесниц и всадников на колесницах 240 570 слонов и наездников на слонах 721 710 лошадей и всадников - 100 000 000 лошадей (возможно, упоминается как гипербола) [ 3 ] 1 202 850 пехотинцев 6 000 000 защищают слонов и колесницы [ 4 ] 140 000 000 пишачей 280 000 000 ракшасов 420 000 000 якшей 100 000 000 Нараяни Сена [ 5 ] [ 6 ] (всего 8 450 700 - 1 048 405 700 солдат) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Почти всего (1 530 892 солдата) известно, что выжили только восемь человек - Пандавы, Кришна, Сатьяки и Ююцу. |
Почти всего (2 405 697 солдат) известно, что выжили только трое - Ашваттхама, Крипа и Критаварма. | ||||||
Юдхиштхира приводит другую цифру: 1 660 020 000 погибших и 24 165 пропавших без вести. [ 7 ] |
( Война Курукшетра санскрит : कुरुक्षेत्र युद्ध ), также называемая Войной Махабхараты , — война, описанная в индуистской эпической поэме «Махабхарата» , возникшая в результате династической борьбы между двумя группами двоюродных братьев, Кауравов и Пандавов , за трон Хастинапура . . Война используется как контекст диалогов Бхагавад -гиты .
Фон
Махабхарата кланом представляет собой рассказ о жизни и деяниях нескольких поколений правящей династии, называемой Куру . [ 8 ] Центральное место в эпосе занимает рассказ о войне, которая произошла между двумя враждующими семьями, принадлежащими к этому клану. [ 9 ] Курукшетра (буквально « Область Куру»), также известная как Дхармакшетра («Область Дхармы »), [ 10 ] был полем битвы, на котором велась война на Курукшетре. [ 11 ] В первой Махабхарате говорится, что это место было выбрано потому, что грех, совершенный на земле, был прощен из-за ее святости. [ 12 ]
События войны составляют более четверти « Махабхараты» . Эти главы считаются одними из старейших в Махабхарате .
Историчность и датировка
Историчность войны остается предметом научной дискуссии. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Битва десяти царей , упомянутая в Ригведе , возможно, легла в основу истории войны на Курукшетре. война была значительно расширена и изменена В описании Махабхараты , что делает ее сомнительной. [ 16 ] Были предприняты попытки определить историческую дату войны на Курукшетре, при этом исследования показывают, что ок. 1000 г. до н.э. [ 14 ] Однако популярная традиция утверждает, что война знаменует собой переход к Кали-юге , датируя ее ок. 3102 год до нашей эры. [ 17 ]
Литературные следы
Вполне возможно, что битва десяти королей , упомянутая в Ригведе , могла «образовать «ядро» истории» войны на Курукшетре, хотя она была значительно расширена и изменена в «Махабхараты», описании составив « Махабхарату ». Эта версия весьма сомнительна по историчности. [ 16 ] Хотя война на Курукшетре не упоминается в ведической литературе, ее известность в более поздней литературе привела к тому, что британский индолог А.Л. Башам пришел к выводу, что на Курукшетре произошла великая битва, которая, «увеличенная до титанических размеров, легла в основу истории о величайшей из индийских войн». эпосы « Махабхарата ». Признавая, что более поздние «поколения считали это концом эпохи», он предположил, что это могла быть не гражданская война, а «путаное воспоминание о завоевании Куру племенем монгольского типа с холмов». . Он считал это бесполезным для историка и датировал войну девятым веком до нашей эры, основываясь на археологических данных и «некоторых свидетельствах в самой брахманской литературе, показывающих, что она не могла быть намного раньше». [ 20 ] [ примечание 1 ]
Пураническая литература представляет генеалогические списки, связанные с повествованием Махабхараты . Есть два свидетельства Пуран: прямое утверждение [ где? ] что между рождением Парикшита (внука Арджуна) и воцарением Махападмы Нанды , обычно датируемого 382 годом до нашей эры, прошло 1015 (или 1050) лет, что дает оценку примерно 1400 года до нашей эры для битвы при Бхарате, [ 22 ] что подразумевало бы в среднем невероятно долгое правление королей, перечисленных в генеалогиях. [ 23 ]
В Пуранах также есть анализ параллельных генеалогий между временами Адхисимакришны (правнука Парикшита) и Махападмы Нанды. Паргитер оценил 26 поколений, усреднив 10 различных династических списков и предположив, что средняя продолжительность правления составляет 18 лет, и пришел к оценке 850 г. до н.э. для Адхисимакришны и примерно 950 г. до н.э. для битвы при Бхарате. [ 24 ]
Научные знакомства
Несмотря на неубедительность данных, предпринимались попытки определить историческую дату Курукшетрской войны. Существующий текст Махабхараты претерпел множество изменений и в основном относится к периоду между ок. 500 г. до н.э. и 400 г. н.э. [ 25 ] [ 26 ] [ примечание 2 ] В рамках истории « Махабхараты » цари Парикшит и Джанамеджая значительно фигурируют как потомки клана Куру. [ 28 ] и Майкл Витцель заключает, что общий сеттинг эпоса имеет исторический прецедент в ведический период , когда царство Куру было центром политической власти примерно с 1200 по 800 год до нашей эры. [ 28 ] По мнению профессора Альфа Хилтебейтеля , Махабхарата по своей сути мифологична. [ 29 ] Индийский историк Упиндер Сингх писал:
Случалась ли когда-либо ожесточенная война между Пандавами и Кауравами, невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Не исключено, что произошел небольшой конфликт, преобразованный бардами и поэтами в гигантскую эпическую войну. Некоторые историки и археологи утверждают, что этот конфликт мог произойти примерно в 1000 году до нашей эры. [ 14 ]
По мнению финского синдолога Аско Парполы , война, возможно, произошла на более позднем этапе расписной серой посуды , около 750–350 гг. до н.э. [ 30 ]
Популярная традиция и археоастрономия
Популярная традиция гласит, что война знаменует собой переход в Кали-югу и датирует ее 3102 годом до нашей эры . Был выдвинут ряд других предложений:
- Ведвир Арья дает дату 3162 г. до н. э., проводя различие между эпохами Шака и Шаканта и применяя поправку на 60 лет к дате, указанной в популярной традиции и на основе надписи Айхоле . [ 31 ]
- Б. Н. Ачар использовал программное обеспечение планетария, чтобы доказать, что война Махабхараты произошла в 3067 году до нашей эры. [ 32 ]
- Дитер Кох датирует войну 1198 годом до нашей эры, используя программное обеспечение планетария на основе суперсоединений, упомянутых в тексте. [ 33 ]
- Кешео Лакшман Дафтари, один из членов Комитета по реформе календаря, подготовившего индийский национальный календарь , считает, что война произошла в 1197 году до нашей эры. [ 34 ]
- В. С. Дубей утверждает, что война произошла около 950 г. до н. э. [ 35 ]
Ассоциации с археологическими культурами
Индийский археолог Б.Б. Лал использовал тот же подход с более консервативным предположением о средней продолжительности правления, чтобы оценить дату 836 г. до н.э., и сопоставил ее с археологическими данными из памятников расписной серой посуды (PGW), причем связь между артефактами PGW и местами, упомянутыми в эпос. [ 36 ] Джон Кей подтвердил это и также датировал битву 950 годом до нашей эры. [ 37 ]
По мнению Парполы, война могла произойти на более позднем этапе развития культуры расписной серой посуды, ок. 750-350 гг. до н.э. [ 30 ] Он отметил, что герои Пандавов не упоминаются в ведической литературе до Грихьясутр . [ 30 ] Парпола предполагает, что Пандавы были иранскими мигрантами, пришедшими в Южную Азию около 800 г. до н.э. [ 38 ]
Раскопки в Синаули обнаружили захоронения с остатками повозок [ а ] принадлежность к культуре охряной керамики (OCP). [ 39 ] Некоторые авторы предлагали связать Ригведическую культуру и войну с OCP, а не с PGW. [ 40 ] [ 41 ] Хотя повозки датированы 1800–1500 гг. До н.э. (±150), [ 42 ] Гупта и Мани заявляют, что «при нынешнем состоянии археологических данных OCP кажется более сильным претендентом на ассоциацию Махабхараты », датируя войну 4-м тысячелетием до нашей эры. [ 43 ] Парпола рассматривает находки как повозки, запряженные волами, что указывает на поддержку его предложения о первой волне индоарийских миграций на Индийский субконтинент в начале 2-го тысячелетия до нашей эры, до миграции людей Ригведы. [ 39 ] [ примечание 3 ]
Махабхарата, повествование о войне
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2021 г. ) |
Начало
Вначале Санджая дает описание различных континентов Земли и , других планет и сосредотачивается на Индийском субконтиненте, затем дает подробный список королевств, племен, провинций, городов, поселков, деревень, рек, гор леса древнего Индийского субконтинента ( Бхарата-Варша ). Он также объясняет военные порядки, принятые каждой стороной в каждый день, смерть каждого героя и детали каждой военной гонки.
Мирная миссия Кришны
Поскольку в Раджадхарме требуется последняя попытка мира, Кришна отправляется в Королевство Хастинапур , чтобы убедить Кауравов здравомыслить, избежать кровопролития среди своих родственников и вступить на мирный путь вместе с ним как с «божественным» послом Пандавы. Дурьодхана оскорблен тем, что Кришна отклоняет его приглашение поселиться в царском дворце. Дурьодхана замышляет арестовать Кришну и оскорбить, унизить и опорочить его перед всем королевским двором Хастинапура, бросив вызов престижу Пандавов и объявив акт открытой войны.
При официальном представлении мирного предложения Кришны в Куру Махасабхе при дворе Хастинапура Кришна просит Дурьодхану вернуть Индрапрастху Пандавам и восстановить статус-кво или, по крайней мере, дать пять деревень, по одной для каждого из Пандавов; Дурьодхана отказывается. Мирные предложения Кришны игнорируются и отвергаются, а Дурьодхана публично приказывает своим солдатам арестовать Кришну, несмотря на предупреждения старейшин. Кришна смеется и демонстрирует свою божественную форму, излучая яркий свет. Он проклинает Дурьодхану за то, что его падение неизбежно от рук того, кто поклялся оторвать ему бедро. Его мирная миссия, полностью оскорбленная Дурьодханой, Кришна возвращается в лагерь Пандавов в Упаплавье, чтобы сообщить Пандавам, что единственный оставшийся путь для поддержания принципов добродетели и праведности - это война. Во время своего возвращения Кришна встречает Карну , первенца Кунти (до Юдхиштхиры), и просит его помочь своим братьям и сражаться на стороне Дхармы. Однако, когда ему помогает Дурьодхана, Карна говорит Кришне, что он будет сражаться против Пандавов, поскольку у него есть долг, который нужно выплатить.
Подготовка к войне
Дурьодхана и Арджуна идут к Кришне в Двараку, чтобы попросить помощи у него и его армии. Дурьодхана приходит первым и находит Кришну спящим. Дурьодхана выбирает место у головы Кришны и ждет, пока он проснется, а Арджуна сидит и ждет у ног Кришны. Когда Кришна проснулся, он первым увидел Арджуну и предоставил ему первое право обратиться с просьбой. Кришна говорит Арджуне и Дурьодхане, что подарит Нараяни Сену, состоящую из гопов. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] в одну сторону, а себя как невоюющего - в другую. Поскольку Арджуне предоставляется первая возможность выбора, Дурьодхана беспокоится, что Арджуна выберет могучую армию Кришны. Когда Арджуне предоставляется выбор: либо армия Кришны, либо сам Кришна на их стороне, Арджуна выбирает Кришну. Арджуна просит Кришну стать его возничим, и тот соглашается. И Дурьодхана, и Арджуна вернулись довольные.
Пандавы собирают свои армии, разбивая лагерь в Упаплавье на . территории Вираты Контингенты прибывают со всей страны.
Армия Пандавов
Юдхиштхира просит своих братьев организовать свою армию. У Пандавов есть семь акшаухини с помощью своих союзников. Посоветовавшись со своими командирами, Пандавы назначают Дхриштадьюмну генерал - майором армии Пандавов.
Армия Кауравы
Армия Кауравов состоит из 11 акшаухини . Сюда входит Нараяни Сена Кришны, в которую первоначально входили семь ( махаратхи Кришна, Баларама , Самба , Ахука, Чарудешна, Чакрадева и Сатьяки ) и семь атиратхи ( Критаварма , Анадхришти, Самика, Самитинджая, Канка, Санку и Кунти). . [ нужна ссылка ] Дурьодхана просит Бхишму командовать армией Кауравов. Бхишма соглашается при условии, что, хотя он будет искренне сражаться в битве, он не причинит вреда пяти братьям Пандавам. Он также говорит, что Карна предпочел бы не сражаться под его началом, а служить телохранителем Дурьодханы, пока он находится на поле битвы. Имея мало выбора, Дурьодхана соглашается на условия Бхишмы и делает его генерал-майором армии Кауравов, в то время как Карна лишается права сражаться. Карна присоединяется к войне позже, когда Бхишма тяжело ранен Арджуной.
Нейтральные стороны
Королевство Видарбха , Видура и Баларама являются нейтральными сторонами в этой войне. Рукми , царь Видарбхи, хотел присоединиться к войне, но Арджуна отказывается, потому что он проиграл Кришне во время сваямвары Рукмини и хвастался своей военной силой и армией, а Дурьодхана не хочет, чтобы Арджуна отверг его. Видура не хочет видеть кровопролития, и Дурьодхана оскорбляет его.
Ход войны
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2016 г. ) |
Перед битвой
Махабхарата утверждает , что в год, когда произошла война, три солнечных затмения за тридцать дней произошло ; затмения считаются дурным предзнаменованием в индуистской астрологии . [ 48 ]
В первый день войны, как и во все последующие дни, армия Кауравов стояла лицом на запад, а армия Пандавов — на восток. Армия Пандавов была организована Юдхиштхирой и Арджуной в ромбовидном ( ваджрном ) построении.
Десять акшаухини армии Кауравов выстроились в фалангу . Одиннадцатый был передан под непосредственное командование Бхишмы, отчасти для его защиты. Безопасность верховного главнокомандующего Бхишмы была центральной в стратегии Дурьодханы, поскольку он возлагал всю свою надежду на способности великого воина.
Бхагавад Гита
Когда объявляется война и две армии сталкиваются друг с другом, Арджуна понимает, что ему придется убить своего дорогого дедушку Бхишму и уважаемого учителя Дрону. В подавленном состоянии и не понимая, что правильно, а что нет, Арджуна обращается к Кришне за божественным советом и наставлениями. Кришна, которого Арджуна выбрал своим возничим, посоветовал ему выполнить его долг. Кришна наставляет Арджуну не поддаваться унизительному бессилию и сражаться со своими родственниками. Он также напоминает ему, что это война между праведностью и неправедностью ( дхармой и адхармой ), и долг Арджуны - убить любого, кто поддерживает причину неправедности или греха. Кришна раскрывает свою божественную форму и объясняет, что он рождается на земле в каждую эону, когда зло поднимает голову. [ 49 ]
Перед началом битвы Юдхиштхира бросает оружие, снимает доспехи и идет к армии Кауравов со сложенными в молитве руками. Он падает к ногам Бхишмы, чтобы получить его благословение на успех в битве, и он благословлен. Юдхиштхира вернулся в свою колесницу , и битва была готова начаться.
День 1
Пандавы понесли тяжелые потери и потерпели поражение в конце первого дня. Сыновья Вираты, Уттара и Света, убиты Шальей и Бхишмой. Кришна утешает Юдхиштхиру, говоря, что в конечном итоге победа будет за ним.
День 2
Арджуна, понимая, что нужно что-то делать быстро, чтобы обратить вспять потери Пандавов, решает убить Бхишму. Кришна находит колесницу Бхишмы и направляет Арджуну к нему. Арджуна пытается вступить в поединок с Бхишмой, но солдаты Кауравов защищают его и нападают на Арджуну. Арджуна и Бхишма ведут ожесточенную битву, продолжающуюся несколько часов. Дрона и Дхриштадьюмна аналогичным образом вступают в поединок, и Дрона побеждает Дхриштадьюмну, которого спасает Бхима . Дурьодхана посылает войска Калинга атаковать Бхиму, и большинство из них, включая царя Калинга, убиты. Бхишма приходит на помощь разбитым силам Калинги. Сатьяки , который помогал Бхиме, стреляет в возничего Бхишмы и убивает его. Лошади Бхишмы уносят Бхишму с поля битвы.
День 3
Кауравы концентрируют свою атаку на Арджуне, колесница которого покрывается стрелами и копьями. Арджуна строит укрепление вокруг своей колесницы бесконечным потоком стрел из лука. Абхиманью и Сатьяки объединяют свои силы, чтобы победить Шакуни Гандхары силы . Бхима и Гхатоткача атакуют Дурьодхану с тыла. Стрелы Бхимы попали в Дурьодхану, который упал в колесницу. Его возничий выгоняет его с поля боя, и силы Дурьодханы рассеиваются. Бхишма восстанавливает порядок, и Дурьодхана возвращается, чтобы возглавить армию. Он злится на Бхишму за то, что он считал снисходительностью к пяти братьям Пандавам, и резко отзывается о нем. Бхишма, уязвленный этим несправедливым обвинением, возвращается на поле битвы.
Арджуна нападает на Бхишму, чтобы восстановить порядок. Арджуна и Бхишма снова сражаются на дуэли.
День 4
Бхишма приказывает армии Кауравов перейти в наступление. Когда Кауравы образуют чакравьюху , Абхиманью входит в нее, но его окружают и атакуют принцы Кауравов. Арджуна присоединяется, чтобы помочь ему. Появляется Бхима и нападает на Кауравов. Дурьодхана посылает огромный отряд боевых слонов на Бхиму, который покидает свою колесницу и в одиночку атакует их своей железной булавой . Слоны разбегаются и бросаются на силы Кауравов. Дурьодхана приказывает тотально атаковать Бхиму, который убивает восемь братьев Дурьодханы, прежде чем его поразила стрела Душасаны, второго по старшинству Кауравы, в грудь, и он ошеломленный садится в свою колесницу.
В конце четвертого дня Дурьодхана идет к Бхишме и спрашивает его, как Пандавы, столкнувшись с превосходящими силами, могли одержать верх. Бхишма говорит, что на стороне Пандавов справедливость, и советует Дурьодхане искать мира.
День 5
Армия Пандавов страдает от атак Бхишмы. избивает Сатьяки Дрона , но Бхима проезжает мимо и спасает его. Арджуна убивает тысячи солдат, посланных Дурьодханой атаковать его. Бхима вступает в бой с Бхишмой, победитель которого неизвестен. Друпада и его сын Шикханди идут на помощь Бхиме, но их останавливает Викарна , один из братьев Дурьодханы, который нападает на них и сильно ранит их.
День 6
Дрона убивает множество солдат-пандавов, и порядки обеих армий разбиты. Бхима проникает в строй Кауравов и атакует Дурьодхану, который терпит поражение, но спасается. Упапандавы ) (сыновья Драупади сражаются с Ашваттхамой и уничтожают его колесницу.
День 7
Дрона убивает Шанку, одного из сыновей Вираты. Ююцу ранен Крипой в бою на мечах. Накула и Сахадева сражаются с братьями Дурьодханы, но их количество подавляет их.
День 8
Бхима убивает 17 Дхритараштры сыновей . Ираван , сын Арджуны, убивает пятерых . братьев Шакуни Дурьодхана использует ракшаса воина- Аламбушу , который убивает Иравана.
День 9
Бхишма уничтожает армии Пандавов. Арджуна направляется к Бхишме, но без особого энтузиазма сражается с ним. Кришна, охваченный гневом из-за очевидной неспособности Арджуны убить Бхишму, бросается к полководцу Кауравов. Гхатоткача убивает ракшаса Аламбушу.
Понимая, что войну невозможно выиграть, пока стоит Бхишма, Кришна предлагает выставить трансгендера на поле боя лицом к лицу с ним.
День 10
Пандавы поставили Шикханди , которая в предыдущей жизни была женщиной, перед Бхишмой, поскольку Бхишма дал обет не нападать на женщину. Стрелы Шикханди беспрепятственно упали на Бхишму. Арджуна располагается позади Шикханди, защищаясь от атаки Бхишмы, направляет свои стрелы в слабые места в доспехах Бхишмы и побеждает его.
Кауравы и Пандавы собрались вокруг Бхишмы, и по его просьбе Арджуна помещает три стрелы под голову Бхишмы, чтобы поддержать ее. Бхишма пообещал своему отцу, царю Шантану , что он будет жить до тех пор, пока Хастинапур не будет обеспечен со всех сторон. Чтобы сдержать это обещание, Бхишма использовал дар Ичча Мритью (саможеланная смерть), данный ему отцом. После окончания войны, когда Хастинапур стал безопасным со всех сторон и дал уроки политики и Вишну Сахасранамы Пандавам , Бхишма умирает в первый день Уттараяны .
День 11
Поскольку Бхишма не может продолжать, Карна присоединяется к полю битвы. По совету Карны Дурьодхана делает Дрону генерал-майором сил Кауравов. Дурьодхана хочет захватить Юдхиштхиру живым; убийство Юдхиштхиры в бою только еще больше разозлит Пандавов, а держать его в качестве заложника было бы стратегически полезно. Дрона перерезает лук Юдхиштхиры, и Арджуна не дает Дроне захватить Юдхиштхиру.
День 12
Дрона говорит Дурьодхане, что будет трудно захватить Юдхиштхиру, пока присутствует Арджуна. Он приказывает самсаптакам ( воинам Тригарты во главе с Сушармой , которые поклялись либо победить, либо умереть) занять Арджуну в отдаленной части поля битвы, приказ, которому они с готовностью подчиняются из-за своих старых враждебных действий с отпрыском Пандавов. Арджуна побеждает их до полудня, затем сталкивается с Бхагадаттой , который сеял хаос среди войск Пандавов и победил Бхиму, Абхиманью и Сатьяки. Арджуна и Бхагадатта дерутся, и последний убит. Дрона продолжает свои попытки захватить Юдхиштхиру, однако в тот день его атаки были отражены Пративиндхьей . Пандавы, однако, сражались упорно и нанесли серьёзные удары армии Кауравов, сорвав планы Дроны.
День 13
Целью Дроны остается захватить Юдхиштхиру. Среди Пандавов только Арджуна и Кришна знали, как проникнуть в этот строй, и чтобы помешать им это сделать, Самсаптаки во главе с Сушармой бросают вызов Арджуне и целый день занимают его на отдаленной части поля боя.
На другой стороне поля битвы оставшиеся четыре Пандава и их союзники не могут сломать формирование чакры Дроны. Юдхиштхира поручил Абхиманью разорвать образование чакры/падмы. Абхиманью знает, как войти в образование чакры, но не знает, как выйти, поэтому Пандавы следуют за ним, чтобы защитить его от любой потенциальной опасности. Как только Абхиманью входит в строй, Джаядратха останавливает их с помощью дара, полученного от Шивы , и побеждает Бхиму и Сатьяки .
Внутри образования чакры/камалы Абхиманью убивает множество воинов, включая Врихадвалу (царя Косалы ); царь Асмаки Мартикавата (сын Критавармы ); Рукмаратха (сын Шалии ); и младший брат Шалии, Лакшмана (сын Дурьодханы) и второй сын Душасаны, Душманара.
Командиры Кауравов разрабатывают стратегию, чтобы не дать Абхиманью нанести дальнейший ущерб их силам. Следуя инструкциям Дроны, шесть воинов нападают на Абхиманью и отбирают у него колесницу, лук, меч и щит. Абхиманью берет булаву; разбивает колесницу Ашваттмы (на которой последний бежал); и убивает одного из братьев Шакуни, многочисленные войска и слонов, прежде чем его убивает сын Душасаны в бою на булавах. [ 50 ]
Узнав о смерти сына, Арджуна клянется убить Джаядратху.
День 14
В поисках Джаядратхи на поле битвы Арджуна убивает семь акшаухини солдат Кауравов. По замыслу Шакуни Дурьодхана прячет Джаядратху в их лагере. Арджуна использует дивьястру , чтобы отнести голову Джаядратхи к отцу, что привело к смерти его собственного отца. Многие махарати, включая Дрона и Карну, пытаются защитить Джаядратху, но им это не удается. Арджуна предупреждает, что все, кто поддерживает адхарму, будут убиты.
Пока Арджуна уничтожает остальную часть Шакатавьюхи, Викарна, третий по старшинству Каурава, вызывает Арджуну на бой по стрельбе из лука. Арджуна просит Бхиму убить Викарну, но Бхима отказывается, потому что Викарна защищал Пандавов во время Драупади Вастрапахаранам. Бхима и Викарна стреляют друг в друга стрелами, прежде чем Бхима убивает Викарну своей булавой. Дрона убивает Врихаткшатру, царя Кекеи , и Дхриштакету, царя Чеди .
Первый сын Душасаны, Драмсена, убит Пративиндья, старшим сыном Драупади и Юдхиштхиры, на дуэли. Когда взошла яркая луна, Гхатоткача убил таких воинов, как Аламбуша и Алаюдха, летая в воздухе. Карна сражается с ним и освобождает Васава Шакти , божественное оружие, данное ему Индрой . Гхатоткача увеличивается в размерах и, умирая, нападает на армию Кауравов, убивая акшаухини из них .
День 15
После того, как Друпада и Вирата убиты Дроной, Бхима и Дхриштадьюмна сражаются с ним. Поскольку у Дроны есть Брахманда астра , Кришна говорит Юдхиштхире, что Дрона отдаст свое оружие, если его сын Ашваттхама умрет. Юдхиштхир лжет Дроне. Это приводит Дроначарью в уныние , и он складывает свое оружие перед тем, как его убьет Дхриштадьюмна, чтобы отомстить за смерть своего отца и выполнить свою клятву. Кунти тайно встречает Карну и просит его пощадить Пандавов, так как они были его младшими братьями. Карна обещает Кунти, что пощадит их, кроме Арджуны, но также добавляет, что он не будет стрелять в Арджуну из одного и того же оружия дважды.
День 16
Карна становится генерал-майором армии Кауравов. Он окружен и атакован генералами Пандавов, которые не могут его победить. Карна наносит тяжелый урон армии Пандавов.
День 17
Сын Карны Банасена убит Бхимой, затем Бхима взмахивает булавой и разбивает колесницу Душасаны. Вришасена побеждает Бхиму, Сахадеву и Упапандавов. Бхима хватает Душасану, отрывает ему правую руку от плеча и убивает его, разрывая ему грудь, выпивая его кровь и неся немного, чтобы намазать ею распущенные волосы Драупади, выполняя свою клятву, данную, когда Драупади была унижена. Накула убил сыновей Карны, Читрасену , Сатьясену и Сушену. Сахадева убил сыновей Карны, Двипату, Шатрунджаю и Прасену. Арджуна убивает Сушарму , Тригартаса , Самсаптакаса и первого сына Карны, Вришасену . Позже Карна побеждает Сатьяки, Шикханди, братьев Пандавов Накулу , Сахадеву , Юдхиштхиру и Бхиму в битве, но сохраняет им жизни. Карна убивает несколько акшаухини из армии Пандавов и убивает Панчалов . Карна возобновляет дуэль с Арджуной. Во время дуэли колесо колесницы Карны застревает в грязи, и Карна просит сделать паузу. Кришна напомнил Арджуне о безжалостности Карны к Абхиманью, в то время как он тоже остался без колесницы и оружия. Услышав о судьбе своего сына, Арджуна выпускает стрелу, обезглавливающую Карну.
День 18
Шаля становится генерал-майором оставшихся сил Кауравов. Юдхиштхира убивает его в бою на копьях, а Сахадева убивает Шакуни . Накула убивает сына Шакуни Улуку . Поняв, что он побеждён, Дурьодхана бежит с поля боя и укрывается в озере, где его догоняют Пандавы. Под присмотром вернувшегося теперь Баларамы начинается битва между Бхимой и Дурьодханой. Бхима нарушает правила по указанию Кришны и наносит удар Дурьодхане ниже пояса, в результате чего тот смертельно ранен.
Ашваттхама , Крипа и Критаварма собираются у смертного одра Дурьодханы и обещают отомстить за него. Позже той же ночью под руководством Ашваттхамы они нападают на лагерь Пандавов и убивают всю оставшуюся армию Пандавов, включая их детей. [ 51 ]
Последствия
Только одиннадцать главных воинов пережили войну: пять Пандавов, Кришна, Сатьяки, Ашваттхама, Крипа, Ююцу и Критаварма. Юдхиштхира коронован как царь Хастинапура . Правив 36 лет, он отказывается от престола и передает титул внуку Арджуны Парикшиту . Драупади и четверо Пандавов — Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева — умирают во время путешествия. Юдхиштхира, единственный выживший и обладающий благочестивым сердцем, приглашен Ямой войти на небеса в качестве смертного.
См. также
Примечания
- ^ Эти повозки, часто называемые «колесницами», не имеют спиц на колесах, как колесницы (санскрит: Ратха ), упомянутые в ведической или эпической литературе ; колеса цельные, без спиц.
- ↑ Обсуждая вопрос датировки, историк А.Л. Башам говорит: «Согласно самой популярной более поздней традиции, война Махабхараты произошла в 3102 году до нашей эры, что в свете всех свидетельств совершенно невозможно. Более разумной является другая традиция, помещающая ее в 15 век до н. э., но это также на несколько столетий раньше в свете наших археологических знаний. Вероятно, война произошла примерно в начале 9 века до н. э., такая дата, кажется, хорошо соответствует скудным археологическим находкам того периода; и в самой литературе брахманов есть некоторые свидетельства того, что это не могло произойти намного раньше». [ 21 ] Башам цитирует Х.К. Райчаудхури, «Политическая история Древней Индии» , стр. 27 и далее.
- ^ Индийский археолог Сварадж Пракаш Гупта и К.С. Рамачандран: «Разногласия относительно войны Махабхараты обусловлены отсутствием достоверной истории древнего периода. Это справедливо и в отношении исторического периода, где также нет единства мнений по бесчисленным Доктор Мираши признает, что в «Махабхарате» была интерполяция, и отмечает, что «первоначально это (Махабхарата) было небольшим стихотворением. из 8800 стихов и был известен под названием Джая (победа), затем он увеличился до 24000 стихов и стал известен как Бхарата, и, наконец, достиг нынешнего колоссального размера в один лакх стихов, проходя под названием Махабхарата». [ 27 ]
- ^ См. также Джакомо Бенедетти, «Махабхарата и археология: колесница Санаули и положение расписной серой посуды» и «Хронология пуранических царей и ригведических риши в сравнении с этапами цивилизации Синдху-Сарасвати» , датирующая войну Махабхараты 1432 годом до нашей эры.
Ссылки
- ^ «Махабхарата, Книга 6: Бхишма Парва: Бхагават-Гита Парва: Раздел L» . www.sacred-texts.com . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 25 марта 2023 г.
А Накула и Сахадева расположились на левом фланге. А на суставах крыльев разместились десять тысяч машин, и на голове сто тысяч, и на спине сто миллионов двадцать тысяч и на шее сто семьдесят тысяч.
- ^ Махабхарата . Нью-Дели: Пингвин. 2009. с. 291. ИСБН 978-0-14-044681-4 .
- ^ «Махабхарата, Книга 5: Удьога Парва: Улука Дутагамана Парва: Раздел CXCIX» . www.sacred-texts.com . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 25 марта 2023 г.
За ним следовали Саучитти, который твердо придерживался истины и был непобедим в бою, и Шренимат, и Васудева, и Вибху, сын правителя Каши, с двадцатью тысячами колесниц и сотнями миллионов отважных коней, на каждом из которых было множество колокольчиков на его конечностях, и двадцать тысяч поражающих слонов с бивнями длиной с лемехи плуга, все доброй породы, с разделенными храмами и все похожие на движущиеся массы облаков.
- ^ «Махабхарата, Книга 6: Бхишма Парва: Бхагават-Гита Парвад: Раздел XVIII» . www.sacred-texts.com . Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 25 марта 2023 г.
И с дивизией, состоящей из десяти тысяч действующих слонов, король Магадхи последовал за этой большой автомобильной дивизией. Тех, кто защищал колеса машин и тех, кто защищал слонов, насчитывалось целых шесть миллионов.
- ^ «Махабхарата, Книга 5: Удьога Парва: Раздел VII» . www.sacred-texts.com . Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Драупади-харана Парва: Раздел CCLXXIX» . www.sacred-texts.com . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 26 марта 2023 г.
Сто сорок миллионов пишачей, вдвое больше ракшасов-людоедов ужасных дел и втрое больше якшей выполняют мои приказания!
- ^ Махабхарата . Нью-Дели: Пингвин. 2009. с. 593. ИСБН 978-0-14-044681-4 .
Дхристараштра спрашивает Юдхиштхиру о количестве боевых потерь: он сообщает, что 1 660 020 000 человек убиты и 24 165 пропали без вести.
- ^ Датта, Амареш (1 января 2006 г.). Энциклопедия индийской литературы (том второй) (от Девраджа до Джьоти) . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-1194-0 .
- ^ Нараян, РК (1 марта 2001 г.). Махабхарата . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0-14-119081-5 .
- ^ https://www.learnsanskrit.cc/translate?search=region&dir=au [ только URL ]
- ^ Кольцо, Труди; Салкин, Роберт М.; Шеллингер, Пол Э.; Бода, Шэрон Ла; Уотсон, Ноэль; Хадсон, Кристофер; Хаст, Адель (1994). Международный словарь исторических мест: Азия и Океания . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-884964-04-6 .
- ^ Тайна Махабхараты: Том. II: Системы индуистской философии и религии . Индийская исследовательская пресса.
- ^ Сингх, Упиндер (2006). Дели: Древняя история . Книги Бергана. п. 85. ИСБН 9788187358299 .
- ^ Jump up to: а б с Сингх 2009 , с. 19.
- ^ Инсолл, Тимоти. Тематические исследования в области археологии и мировой религии: материалы Кембриджской конференции . Археопресс. п. 166.
- ^ Jump up to: а б Мурти, SSN (8 сентября 2016 г.). «Сомнительная историчность Махабхараты» . Электронный журнал ведических исследований . 10 (5): 1–15. дои : 10.11588/ejvs.2003.5.782 . ISSN 1084-7561 . Архивировано из оригинала 26 января 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Махабхарата: Том 1, Том 1 . Пингвин Великобритания. 2015. ISBN 9788184753882 .
- ^ Бронкхорст 2017 .
- ^ Самуэль 2010 .
- ^ Бэшам 1954 , с. 39-40.
- ^ Бэшам 1954 , с. 40.
- ^ А.Д. Пусалкер, История и культура индийского народа , Том I, Глава XIV, стр.273
- ^ Ф.Э. Паргитер, Древняя индийская историческая традиция , стр.180. Он показывает оценки среднего значения в 47, 50, 31 и 35 для различных версий списков.
- ^ Паргитер, цит. стр. 180-182
- ^ Сауптикапарван Махабхараты: Ночная резня . Издательство Оксфордского университета. 1998. с. 13. ISBN 9780192823618 .
- ^ Сингх 2009 , с. 18-21.
- ^ Сварадж Пракаш Гупта; КС Рамачандран (2006). «Махабхарата: миф и реальность». В Сингхе (ред.). Дели: Древняя история . Пресса социальных наук. п. 86. ИСБН 978-8187358299 . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Витцель 1995 .
- ^ Хилтебейтель 2005 , с. 5594.
- ^ Jump up to: а б с Парпола 2015 , с. 299.
- ^ Хронология Индии: от Ману до Махабхараты ISBN 978-8194321309
- ^ Сингх 2010 , с. Глава 7, стр. 202-252, 302.
- ^ Кох, Дитер (2015). «Астрономическая датировка войны Махабхараты» (PDF) . п. 395. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июля 2021 года . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Дафтари, КЛ (1942). «Астрономический метод и его применение к хронологии Древней Индии» . стр. 40–45.
- ^ «Эксперты считают 950 год до н.э. датой эпической войны» . Времена Индии . 1 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 18 января 2022 г. Проверено 15 января 2021 г.
- ^ BB Лал, Махабхарата и археология в Гупте и Рамачандране (1976), стр.57-58
- ^ Кей, Джон (2000). Индия: История . Нью-Йорк: Grove Press. п. 42. ИСБН 0-8021-3797-0 .
- ^ Парпола 2015 , с. 299-3
- ^ Jump up to: а б Parpola 2020Парпола
- ^ Парпола 2020 , с. 176.
- ^ Гупта и Мани 2017 .
- ^ Дуа, Рохан (22 февраля 2020 г.). «Возраст крупнейшего известного захоронения в Индии составляет 3800 лет, это подтверждает радиоуглеродное датирование» . Времена Индии . Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Гупта и Мани 2017 , с. 378.
- ^ Кумар, Нава (1979). Махабхарата: духовная интерпретация . Паб Сура Садан. п. 152.
- ^ Нат Сони, Лок (2000). Скот и палка. Этнографический профиль раутов Чхаттисгарха . Антропологическое исследование Индии, Правительство Индии, Министерство туризма и культуры, Департамент культуры. п. 16. ISBN 9788185579573 .
- ^ Ганга Рам, Гарг (1992). Энциклопедия индуистского мира, Том 1 . п. 129. ИСБН 978-81-7022-376-4 .
- ^ Пол, Самиран Кумар (2023). Величие и повествования великих индийских эпосов — Рамаяны и Махабхараты . п. 65. ИСБН 9789357649186 .
- ^ «Периодичность солнечных затмений» . НАСА . Архивировано из оригинала 16 мая 2021 года . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Гарб, Ричард (1918). ВВЕДЕНИЕ В БХАГАВАДГИТУ . Университет Бомбея.
- ^ «Махабхарата, Книга 7: Дрона Парва: Абхиманью-бадха Парва: Раздел XLVII» . священные тексты.com . Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ Виродай, Яшодхара (31 августа 2017 г.). «Тело ни одного воина Курукшетры до сих пор не найдено» . Ньюстренд (на хинди). Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 13 августа 2020 г. .
Источники
- Бэшам, Ал. (1954), Чудо, которым была Индия: обзор культуры Индийского субконтинента до прихода мусульман , Электронная книга ACLS по гуманитарным наукам, ISBN 978-1597405997
- Бронкхорст, Йоханнес (2017), «Брахманизм: его место в древнеиндийском обществе» , вклад в индийскую социологию , 51 (3): 361–369, doi : 10.1177/0069966717717587 , S2CID 220050987
- Гупта, Винай; Мани, БР (2017). «Культура расписной серой посуды: меняющиеся перспективы» . Журнал междисциплинарных исследований в археологии : 377–378.
- Хилтебейтель, Альф (2005), «Махабарата», в Джонсе, Линдси (редактор), Энциклопедия религии Макмиллана , Макмиллан
- Парпола, Аско (2015), Корни индуизма. Ранние арийцы и цивилизация Инда , Oxford University Press
- Парпола, Аско (2020). «Царские «колесные» захоронения Санаули близ Дели и археологические корреляты доисторических индоиранских языков» . Студия Восточной Электроники . 8 (1): 176. дои : 10.23993/store.98032 . S2CID 226331373 .
- Сэмюэл, Джеффри (2010). Истоки йоги и тантры. Индийские религии до тринадцатого века . Издательство Кембриджского университета.
- Сингх, Апиндер (2009), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Лонгман, ISBN 978-8131716779
- Сингх, Бал Рам (2010), Происхождение индийской цивилизации (первое издание), Дартмут: Центр индийских исследований, Массачусетский университет и DK Printworld, Нью-Дели, ISBN 978-8124605608 , заархивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- Витцель, Майкл (1995), «Ранняя санскритизация: происхождение и развитие состояния Куру» (PDF) , Электронный журнал ведических исследований , 1 (4): 1–26, заархивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2007 г.
Внешние ссылки
СМИ, связанные с войной Курукшетра , на Викискладе?