Jump to content

Астра (оружие)

Астра эпосах ( санскрит : अस्त्र ) — сверхъестественное оружие в индуистских . Им руководит определенное божество, и оно наделено духовными и оккультными силами, которые и вызывают его эффекты. Впоследствии этот термин стал обозначать любое оружие, которое использовалось путем высвобождения его из руки (например, стрелы), по сравнению с тем, чтобы держать его в руке. (например, меч).

Носителя астры называют астрадхари . [ 1 ]

Краткий обзор и происхождение

[ редактировать ]

Астры — это сверхъестественное оружие, которое можно вызвать с помощью мантр. В бою воин использовал мантру, чтобы превратить любое оружие (обычно стрелу) в божественное оружие. Есть четыре класса оружия. Происхождение Астр подробно описано в «Ахирбудхья-самхите», представляющем собой диалог между мудрецом Нарадой и Шивой.

Когда Нарада спрашивает Шиву о происхождении Астры, бог рассказывает эту историю: много веков назад, когда вселенная еще не была создана, Вишну принимал множество форм для собственного развлечения. В конце концов он принял форму Брахмы и создал вселенную. Чтобы защитить вселенную от некоторых злых существ, созданных им самим, Вишну создал Сударшана Чакру. Однако только он мог владеть Чакрой, в то время как никто из богов и королей не мог этого сделать. Таким образом, используя силу Сударшана-чакры, Вишну создал более сотни различных астр. Они были классифицированы в соответствии с их происхождением - от рта Вишну, груди, бедер и ступней, а также других частей, таких как верхняя часть груди, талия и нижняя часть живота.

Вызов Астры

[ редактировать ]

Чтобы вызвать или использовать астру, требовалось использование определенного заклинания или призыва. наделяло Призванное божество оружие сверхъестественными способностями, делая невозможным противодействие обычными средствами. Существовали особые условия использования астр , нарушение которых могло привести к летальному исходу. Из-за задействованной силы знания, связанные с астрой передавались , в традиции Гуру-шишья от Гуру (учителя) к Шишье (ученику) только из уст в уста и только после формирования характера ученика. Некоторые астры должны были передаваться непосредственно от участвующего божества, поскольку знание заклинания было недостаточным. [ нужна ссылка ]

Астры в индуистских эпосах

[ редактировать ]

Астры приобретают важное значение главным образом в Рамаяне и Махабхарате , где они используются в великих битвах, описанных в каждом эпосе. Они изображены используемыми лучниками, такими как Парашурама , Рама , Лакшмана , Мегханада (Индраджит), Равана , Кришна , Бхишма , Дрона , Карна , Ашваттхама , Арджуна и другие воины. В Рамаяне и Махабхарате у Рамы и Шри Кришны было больше астр, чем у любого другого воина. Считается, что Рама обладал всеми астрами. [ 2 ] [ 3 ]

Дивья («божественный») [ 4 ] Астры обычно использовались в стрелах, хотя потенциально их можно было использовать с чем угодно. Ашваттхама призвал Брахмаширшстру , используя травинку в качестве оружия. [ 5 ] [ 6 ]

Астра Божество Эффект
Брахмастра Брахма Это небесное оружие Брахмы. Он мог уничтожить целые армии одновременно, а также противостоять большинству других астр. он описан как непобедимое и высшее оружие В Матсья-пуране . [ 7 ] В эпосе «Махабхарата» говорится, что оружие проявляется с головой Брахмы на кончике. В эпоху Махабхараты Парашурама, Бхишма, Дрона, Карна, Крипа, Ашваттхама, Арджуна, а в другие эпохи некоторые другие махарати обладали знаниями, позволяющими использовать это оружие. Это было единственное оружие, способное пробить Брахма-кавачу, непобедимую броню Брахмы. Атикайя , один из сыновей Раваны, обладал непобедимыми доспехами Брахмы, которые мог пробить только Брахмастра. Он был убит Лакшманой, братом Рамы, с помощью Брахмастры. [ 8 ]
Тришула Шива Это трезубец Шивы. Согласно традиции Шайва , тришула — самое мощное оружие в индуистской мифологии, непогрешимое и способное уничтожить что угодно, кроме самого Шивы и Парвати.
Сударшана Чакра Вишну Это небесный диск Вишну, созданный для него Вишвакармой . Считается, что это самое мощное оружие в индуистской мифологии, согласно традициям вайшнавов , оно непогрешимо и летает по команде Вишну. Остановить это могло только желание Вишну. [ 9 ] [ 10 ] Его использовал Кришна, восьмой аватар Вишну , чтобы обезглавить своего двоюродного брата Шишупалу . [ 11 ]
Вибхути Деви Это небесное оружие Деви, подаренное Барбарике брамином, обладающее способностью «расколоть жизненный центр тела врага». Он описывается как обладающий пеплом, напоминающим шафран, и при высвобождении он проливает пепел на уязвимые позиции вражеских бойцов, не затрагивая союзников. [ 12 ] Когда стрелы были выпущены после того, как пепел был пролит на врага, считается, что его можно уничтожить безошибочно. [ 13 ] Барбарика использовал это в войне на Курукшетре, планируя в одиночку победить армию Кауравов, но был убит Кришной прежде, чем его план смог быть осуществлен из-за проклятия предыдущей жизни. [ 14 ]
Индрастра Индра Это небесное оружие Индры. Утверждается, что он умножается на тысячи и атакует врага с разрушительным эффектом, как это использовал Арджуна в Махабхарате. [ 15 ] Им также обладают некоторые другие воины, такие как Лакшмана, Мегханада и Рама.
Васавишакти Индра Это оружие называют шакти (божественной энергией) Индры. Его можно было использовать только один раз, и при использовании он обязательно убивал противника. использовал его Карна против Гхатоткачи , чтобы убить его во время войны на Курукшетре. [ 16 ]
Прашвапастра Отвечать Утверждается, что это оружие заставляет пострадавших засыпать на поле боя. В Махабхарате Нарада не позволил Бхишме использовать это оружие против своего гуру Парашурамы. [ 17 ] В Рамаяне Рама описывается как обладатель этого оружия.
Агнеастра Агни Это небесное оружие Агни. Говорят, что при разряде он выделяет пламя, которое невозможно потушить обычными средствами. Арджуна использовал его против Ангарапарны, гандхарвы. Аурва предложил астру Сагаре . [ 18 ]
Варунастра Варуна Это небесное оружие Варуны. Утверждается, что выпущенное оружие выделяет обильные объемы воды. Это оружие обычно упоминается как используемое для борьбы с Агнеастрой. [ 19 ] Им обладают Рама, Индраджит, Равана, Лакшмана, Арджуна, Бхишма и Дрона.
Манавастра Ману Это небесное оружие Ману. Утверждается, что он уносит цель на сотни тысяч йоджан . [ 20 ] Это могло бы пробудить в злом существе гуманные черты. Это оружие использовал Рама на ракшасе , Марича в Рамаяне. [ 21 ] Арджуна также владеет этим оружием. [ 22 ]
Варунапаша Варуна Это петля Варуны. [ 23 ] Описано, что на нем есть семь петель, способных мучить грешников и не позволяющих сбежать. [ 24 ] Этим оружием владели воины, в том числе Рама, Индраджит и Арджуна.
Бхаумастра Бхуми Это небесное оружие Бхуми. Оружие могло создавать туннели глубоко под землей и призывать драгоценности. Описано, что Арджуна использовал эту астру в Махабхарате. [ 25 ]
Бхаргавастра Парашурам Это небесное оружие Парашурамы. Это одно из загадочных оружий в индуистской мифологии. Кроме Парашурамы и Карны об этом оружии никто не знает. Карна использует эту астру, чтобы противостоять Индрастре в Махабхарате. [ 26 ]
Нагастра Наги Это небесное оружие, связанное с расой нагов. Утверждается, что он имеет безошибочную цель и принимает форму змеи, оказываясь смертельно опасным при ударе. Арджуна использовал это против Сушармы, и Карна также описывается как обладатель этого. [ 27 ]
Нагапаша Наги Это петля, связанная с расой наг. Утверждается, что при ударе это оружие связывает цель кольцами живых ядовитых змей. [ 28 ] В Рамаяне Индраджит использует его против Рамы и Лакшмана. Арджуна получил его от своей жены Улупи.
Гарудастра Гаруда Это небесное оружие Гаруды. Его обычно используют для противодействия нагастре. Он принадлежит Арджуне, а также используется Рамой в Рамаяне. [ 29 ]
Анджаликастра Индра Это небесное оружие, связанное с Индрой. Его использовал Арджуна, чтобы обезглавить Карну и положить конец его жизни. [ 30 ]
Ваявьястра Вайю Это небесное оружие Ваю. Утверждается, что он вызывает шторм, способный поднять армии с земли. Во время войны на Курукшетре Ашваттхама использовал это оружие, чтобы разрушить иллюзии, созданные Анджанапарваном. Утверждается, что Арджуна использовал эту астру против Дроны. [ 31 ] Индраджит и Рама тоже имели это оружие.
Сурьястра Сурья Это небесное оружие Сурьи. Утверждается, что он излучает ослепительный свет, который рассеивает тьму вокруг и высушивает водоемы, одновременно разжигая огонь. [ 32 ]
Магхавана Индра Это небесное оружие Индры. Описывается как быстрое и пылающее оружие во время перекрестного огня, особенно используемое в иллюзорной войне. Арджуна получил это оружие от Индры. [ 33 ]
Ваджра Индра Это личная молния Индры. Утверждается, что он создает молнии для атаки целей. Индра подарил эту астру своему сыну Арджуне. [ 34 ]
Мохиниастра Мохини Это небесное оружие, названное в честь Мохини, женского аватара Вишну. Он описывается как создание завораживающей песни и рассеивание любой формы майи или колдовства поблизости. Арджуна использовал эту астру против ниватакавачей и рассеял все созданные ими иллюзии. [ 35 ]
ТВаштарастра Тваштр При использовании против группы противников (например, армии) они будут принимать друг друга за врагов и сражаться друг с другом. только Арджуна Этим оружием обладали и Рама.
Саммохана/Прамохана Гандхарва Заставит целые воинства/армии погрузиться в транс. Арджуна использует это оружие против армии Кауравов во время войны Вираты. На 6-й день войны Курукшетры Дхриштадьюмна использовал его против Кауравов, в результате чего они потеряли сознание, но Дрона использовал свою Праджнястру, чтобы остановить его эффект.
Парватастра Заставит Парвату (гору) упасть на цель с неба. Арджуна обладал этой астрой.
Брахмаширастра Брахма Способен убивать дэвов . Его использовал Ашваттхама на Парикшите . Считается, что Брахмаширша астра — это развитая версия Брахмастры и секретное непогрешимое оружие, созданное Брахмой, которое в четыре раза сильнее Брахмастры. В эпосе «Махабхарата» говорится, что оружие проявляется с четырьмя головами Брахмы на кончике. В эпоху Махабхараты мудрец Агнивеша, Бхишма , Дрона , Карна , Крипа , Арджуна и Ашваттхама (Ашваттхама не обладал знаниями, чтобы отказаться от этого). [ требуется редактирование копии ] Он мог стереть существ из прошлого, настоящего и будущего. [ 36 ]
Брахмаданда Брахма Защитное личное оружие и божественный жезл (данда), которым обладает только Бхрамана. Способен отражать другое оружие более высокой энергии. Используется Вашиштой против Вишвамитры . Это высокоэнергетическое оружие используется только как средство защиты.
Нараянастра Вишну Создаст ливень стрел и дисков. Сила астры будет возрастать по мере оказания ей сопротивления. Это оружие нужно было получить непосредственно от Нараяны от Вишну , и его можно было использовать только один раз. Это одно из самых мощных орудий индуистской мифологии. [ 37 ]

Любая попытка вызвать его во второй раз отразится на пользователе и его войсках. В эпоху Махабхараты Вишну в Нараяне сформировал Дрона, благословившего этим оружием. Впоследствии Дрона подарил эту астру своему сыну Ашваттхаме . В войне Махабхараты Ашваттхама использовал это оружие против армии Пандавов после смерти Дроны. [ 38 ] Он уничтожил одну Акшаухини из армии Пандавов. Единственный способ спастись — это полное подчинение оружию, что побуждает это оружие щадить цель, как сказал Кришна. При его использовании в небе появляются Экадаша (Одиннадцать) Рудр, чтобы уничтожить цели. Миллионы видов оружия, в том числе чакры, гадхи и сверхострые стрелы, появились в ярости, чтобы уничтожить цель или армию противника, как это показано в Махабхарате. Тот, кто попытается сопротивляться этому, будет уничтожен.

Вайшнавастра Вишну Полностью уничтожит свою цель, независимо от ее природы. Непогрешимый. Его нужно было получить напрямую от Вишну . Единственным противодействием этому оружию было призвать другого Вайшнавастру, чтобы противостоять атакующему Вайшнавастре, или чтобы верховное божество Вайшнавастры остановило Вайшнавастру. В Махабхараты эпоху Наракасуры , Бхагадатты , Кришны , Шишупалы и Карны это оружие было у . Бхагадатта применил это оружие против Арджуны, но Кришна встал перед Арджуной, чтобы забрать оружие. Рама использовал это оружие, чтобы уничтожить энергию Бхаргавы Рамы. [ 39 ]
Каумодаки Вишну Божественная булава Вишну . Уничтожил бы целые армии. Непогрешимый и не имеющий аналогов. Им Кришна убил демона Дантавакру.
Шаранга Вишну Лук Вишну, также называемый вайшнавским дханушем, использовался Рамой , затем Кришной .
Выгнали Вишну Священный меч Вишну . У него было неразрушимое лезвие. Кришна использовал его, чтобы убить бесчисленное количество демонов.
Виджая Шива Это небожитель был создан Вишвакармой для Господа Шивы . Его передали Парашураме , который отдал его Карне, впечатленный его навыками. [ 40 ] [ 41 ] Единственный раз, когда Карна сражался, используя Виджая дхануш. [ 42 ] Это было на 17-й день войны Курукшетры, когда он сражался против Арджуны и встретил свою судьбу вместе с Анджаликастрой.
Большинство Шива Также называемый Шива дхануш, это был лук Шивы, который он использовал, чтобы убить бесчисленное количество асуров в бою (Город Трипура был разрушен Шивой с помощью Пинаки ). подарил его Парашураме Шива .
Махешварастра Шива Содержит силу Шивы третьего глаза . Стреляет очень быстрым огненным лучом, который может превратить в пепел даже небесных существ. Он способен превратить все творение в пепел. Сообщается, что Лакшмана использовал его против Индраджита. В Двапар-югу им обладал только Арджуна . [ 43 ]
Рудрастра Шива Содержит силу Рудры. Когда он используется, он вызывает силу Рудры из Экадаши (Одиннадцати) Рудр и уничтожает цель. В Махабхарате Арджуна использует эту астру в войне против 30 миллионов Ниватакавачей и Калакей. Только Арджуна обладал этим оружием в Махабхарате. [ 44 ]
Пашупатастра Шива Одно из самых мощных орудий среди всех астр. Каждый раз, когда его вызывали, его голова никогда не была прежней. Он призывает большее количество монстров и огромного духа, олицетворяющего оружие. Полностью уничтожит цель, независимо от ее характера. Эта астра была способна уничтожить целый мир. В Двапара-югу Арджуна , Дрона и Карна владели Пашупатастрой. [ 45 ] В Трета-югу этим оружием владел мудрец Вишвамитра. [ 46 ]
Парашу Шива Парашу (топор) был непобедимым и неразрушимым божественным оружием, данным Парашураме его гуру Шивой вместе с другим божественным оружием из-за крайней преданности Парашурамы. Позже Парашурама подарил этот топор Ганеше . Парашурама означает Рама, владеющий топором, поскольку Рама — это имя, под которым был известен Парашурама, пока он не получил топор от Шивы.
Чандрахаса Шива Божественный меч Чандрахаса (Чандра-Луна, Хас-смех, буквально «смех луны», но относится к форме полумесяца, напоминающей улыбку) был дан Раване с предупреждением, что, если он будет использован в несправедливых целях, причинам, он вернется к трехглазому Шиве, и дни Раваны будут сочтены.
Гандива Брахма Этот непобедимый лук создал Брахма , Создатель Вселенной. Сначала Брахма держал его тысячу лет, затем Праджапати держал его пятьсот три года, Индра - пятьсот восемьдесят лет, а Сома - пятьсот лет. После этого Варуна держал его в течение ста лет, прежде чем передать его Арджуне вместе с колесницей, украшенной знаменами Капи/ Ханумана , и двумя неисчерпаемыми колчанами, как просил Агни во время Кхандава-даха Парвы . Лук был украшен сотнями золотых выступов и имел сияющие концы. Луку поклонялись Дэвы , Гандхарвы и Данавы . Никто, кроме Арджуны, не мог владеть Гандивой , а Арджуна был владельцем Гандивы, после чего он стал известен как Гандивдхари (носитель лука Гандивы).
Шабдаведастра Это оружие не позволяет противнику стать невидимым. Используется Арджуной против царя Гандхарвов Читрасены. В Махабхарате это оружие знали только Карна, Арджуна и Кришна.
Антардханастра Потому что Антардханастра заставит исчезнуть вещи, людей или целые места. Его подарил Арджуне Кубера.
Праджнястра Это оружие использовалось для восстановления чувств и мыслей кого-либо. Это была хорошая альтернатива Саммохане Астре. Такие воины, как Арджуна и Дрона, использовали эту астру на войне.
Сайластра Вайю Сайластра использовалась для исчезновения сильных ветров, то есть она была противовесом Вайваястре, ветровому оружию. Им владели воины Рама, Кришна, Индраджит и Арджуна.
Вишошана Индра Вишошана была сушильным оружием. Сушить можно что угодно. Это было удивительное противодействие Варунастре. Арджуна получил это оружие от Индры на небесах. [ 47 ]
Астрология Сурья Джйотикшастра могла осветить темную область. У Арджуны была эта астра в Махабхарате.
Супарна Саупарнатра выпускала на свободу сумасшедших птиц. Следовательно, это было хорошее противодействие Нагастре. Он использовался Сушармой в войне Махабхараты, когда Арджуна использовал Нагастру против армии Сампшапатаки.
Говардхана Вишну Говардхан был мощным луком Вишну. Во время Махабхараты Вишну подарил Видуре этот лук.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бэйн, Тереза ​​(29 мая 2020 г.). Энциклопедия мифологических объектов . МакФарланд. п. 120. ИСБН  978-1-4766-3920-8 .
  2. ^ Гопа л, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 72.
  3. ^ Махабхарата Роя, Чандра Пратап
  4. ^ «Санскрит: Дивья» . База данных Бхактиведанты . Архивировано из оригинала 18 марта 2012 г. Проверено 27 июля 2018 г. Согласование употреблений слова дивья в Бхагавад-гите и других священных текстах с переводом каждого случая.
  5. ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Кайрата Парва: Раздел XL» . www.sacred-texts.com . Проверено 28 января 2018 г.
  6. ^ Священные тексты индуизма, Махабхарата, раздел CLXIV.
  7. ^ Басу, Баман Дас (2007). Матсья Пуранам (том 2) . Публикации Космо. п. 79. ИСБН  978-81-307-0557-6 .
  8. ^ ДК (15 декабря 2022 г.). Иллюстрированная Рамаяна: вневременная эпопея долга, любви и искупления . Дорлинг Киндерсли Лимитед. п. 292. ИСБН  978-0-241-56053-2 .
  9. ^ Бодхасарананда Свами. (2016). Истории из Бхагаватам . Адвайта Ашрам. ISBN  978-81-7505-814-9 . , Цитата: «Там Махадева сказал ему: «Я тоже не могу тебе помочь. Отправляйся на Вайкунтху. Никто, кроме Шри Хари, не сможет тебя спасти».
  10. ^ Шри Свами Вишвананда (2016). Сущность Шримад Бхагаватам . Публикации Бхакти Марги. п. 308. ИСБН  978-3-940381-52-1 . , Цитата: «Лорд Шанкар посмотрел и сказал: «Ааа! Я не могу тебе помочь. Идите к Маха Вишну».
  11. ^ «Махабхарата, Книга 8: Карна Парва: Раздел 89» . www.sacred-texts.com . Проверено 11 января 2018 г.
  12. ^ Бэйн, Тереза ​​(29 мая 2020 г.). Энциклопедия мифологических объектов . МакФарланд. п. 167. ИСБН  978-1-4766-3920-8 .
  13. ^ Шастри, Дж.Л.; Бхатт, врач общей практики (1993). Сканда Пурана. Часть 2: Древние индийские традиции и мифология [Том 50] . Мотилал Банарсидасс. п. 565. ИСБН  978-81-208-1022-8 .
  14. ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. стр. 107–108. ISBN  978-81-208-0597-2 .
  15. ^ Кришнамачарья, НВР (2015). Махабхарата Доктора. NVR Кришнамачарья на английском языке . ТТД. п. 274.
  16. ^ Махабхарата . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. 2007. с. 664.ISBN  978-81-7276-405-0 .
  17. ^ Валмики; Вьяса (19 мая 2018 г.). Дельфийский сборник санскритских эпосов (иллюстрированный) . Делфи Классика. п. 4472. ИСБН  978-1-78656-128-2 .
  18. ^ Уильямс, Джордж М. (27 марта 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . ОУП США. п. 69. ИСБН  978-0-19-533261-2 .
  19. ^ Доктор наук (Париж), доктор Р. Кришнан (8 мая 2023 г.). Махабхарата . Торговое агентство Гири Прайвит Лимитед. п. 443. ИСБН  978-81-7950-842-8 .
  20. ^ Шарма, Бюльбюль (9 января 2008 г.). Рамаяна . Книги Пингвинов Индия. п. 10. ISBN  978-0-14-333031-8 .
  21. ^ Бэйн, Тереза ​​(22 июня 2020 г.). Энциклопедия мифологических объектов . МакФарланд. п. 106. ИСБН  978-1-4766-7688-3 .
  22. ^ Менон, Рамеш (20 июля 2006 г.). Махабхарата: современная интерпретация . iUniverse. п. 275.ISBN  978-0-595-84565-1 .
  23. ^ Далал, Рошен (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. п. 1324. ИСБН  978-81-8475-277-9 .
  24. ^ Пандей, Раджбали (3 марта 2015 г.). Атхарваведа . Diamond Pocket Books Pvt Ltd. п. 35. ISBN  978-81-288-2276-6 .
  25. ^ Менон, Рамеш (июль 2006 г.). Махабхарата: современная интерпретация . iUniverse. п. 147.ISBN  978-0-595-40187-1 .
  26. ^ Менон, Рамеш (20 июля 2006 г.). Махабхарата: современная интерпретация . iUniverse. п. 382.ISBN  978-0-595-84565-1 .
  27. ^ Раман, Гоури (9 июня 2020 г.). Махабхарата . Издательство Blue Rose. п. 322.
  28. ^ Махабхаратам Вьясы . Академические издательства. 2008. с. 596. ИСБН  978-81-89781-68-2 .
  29. ^ «Вальмики Рамаяна - Юддха Канда» . www.valmikiramayan.net .
  30. ^ «Махабхарата на санскрите: Книга 8: Глава 67» . www.sacred-texts.com . Проверено 11 января 2018 г.
  31. ^ Менон, Рамеш (20 июля 2006 г.). Махабхарата: современная интерпретация . iUniverse. п. 190.ISBN  978-0-595-84565-1 .
  32. ^ Бэйн, Тереза ​​(29 мая 2020 г.). Энциклопедия мифологических объектов . МакФарланд. п. 148. ИСБН  978-1-4766-3920-8 .
  33. ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Тиртха-ятра Парва: Раздел CLXIX» . www.sacred-texts.com . Проверено 1 мая 2020 г.
  34. ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Тиртха-ятра Парва: Раздел CLXXI» . www.sacred-texts.com . Проверено 11 января 2018 г.
  35. ^ Менон, Рамеш (20 июля 2006 г.). Махабхарата: современная интерпретация . iUniverse. п. 515.ISBN  978-0-595-84564-4 .
  36. ^ Чилдресс, Дэвид Хэтчер (18 декабря 2013 г.). Вимана: летающие машины древних . Дистрибьюторы СКБ. ISBN  978-1-939149-23-7 .
  37. ^ Опперт, Густав Саломон (1880). Об оружии, организации армии и политических максимах древних индусов: с особым упором на порох и огнестрельное оружие . Хиггинботэм. п. 30 . Нараянастра самая могущественная.
  38. ^ «Махабхарата, Книга 7: Дрона Парва: Дрона-вадха Парва: Раздел CC» . www.sacred-texts.com . Проверено 1 мая 2020 г.
  39. ^ Рао, Десираджу Хануманта. «Валмики Рамаяна – Баала Канда – Сарга 76» . www.valmikiramayan.net .
  40. ^ Шах, Умакант Премананд (1995). Исследования джайнского искусства, иконографии и смежных предметов в честь доктора У.П. Шаха . Публикации Абхинава. ISBN  9788170173168 .
  41. ^ Нарасимхан, Чакраварти В. (1999). Махабхарата: английская версия, основанная на избранных стихах . Мотилал Банарсидасс. ISBN  9788120816732 .
  42. ^ «Махабхарата, Книга 8: Карна Парва: Раздел 42» .
  43. ^ Кришнан, Р. (16 января 2021 г.). Валмики Рамаяна . Торговое агентство Гири Прайвит Лимитед. п. 288. ИСБН  978-81-7950-730-8 .
  44. ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Тиртха-ятра Парва: Раздел 170» .
  45. ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Кайрата Парва: Раздел XL» . www.sacred-texts.com . Проверено 11 января 2018 г.
  46. ^ Рао, Десираджу Хануманта. «Валмики Рамаяна – Бала Канда – Сарга 56» . www.valmikiramayan.net .
  47. ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Тиртха-ятра Парва: Раздел 170» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1173f201f8177a38eab10bf5e6e965be__1723739160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/be/1173f201f8177a38eab10bf5e6e965be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Astra (weapon) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)