Астра (оружие)
Астра эпосах ( санскрит : अस्त्र ) — сверхъестественное оружие в индуистских . Им руководит определенное божество, и оно наделено духовными и оккультными силами, которые и вызывают его эффекты. Впоследствии этот термин стал обозначать любое оружие, которое использовалось путем высвобождения его из руки (например, стрелы), по сравнению с тем, чтобы держать его в руке. (например, меч).
Носителя астры называют астрадхари . [ 1 ]
Краткий обзор и происхождение
[ редактировать ]Астры — это сверхъестественное оружие, которое можно вызвать с помощью мантр. В бою воин использовал мантру, чтобы превратить любое оружие (обычно стрелу) в божественное оружие. Есть четыре класса оружия. Происхождение Астр подробно описано в «Ахирбудхья-самхите», представляющем собой диалог между мудрецом Нарадой и Шивой.
Когда Нарада спрашивает Шиву о происхождении Астры, бог рассказывает эту историю: много веков назад, когда вселенная еще не была создана, Вишну принимал множество форм для собственного развлечения. В конце концов он принял форму Брахмы и создал вселенную. Чтобы защитить вселенную от некоторых злых существ, созданных им самим, Вишну создал Сударшана Чакру. Однако только он мог владеть Чакрой, в то время как никто из богов и королей не мог этого сделать. Таким образом, используя силу Сударшана-чакры, Вишну создал более сотни различных астр. Они были классифицированы в соответствии с их происхождением - от рта Вишну, груди, бедер и ступней, а также других частей, таких как верхняя часть груди, талия и нижняя часть живота.
Вызов Астры
[ редактировать ]Чтобы вызвать или использовать астру, требовалось использование определенного заклинания или призыва. наделяло Призванное божество оружие сверхъестественными способностями, делая невозможным противодействие обычными средствами. Существовали особые условия использования астр , нарушение которых могло привести к летальному исходу. Из-за задействованной силы знания, связанные с астрой передавались , в традиции Гуру-шишья от Гуру (учителя) к Шишье (ученику) только из уст в уста и только после формирования характера ученика. Некоторые астры должны были передаваться непосредственно от участвующего божества, поскольку знание заклинания было недостаточным. [ нужна ссылка ]
Астры в индуистских эпосах
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2017 г. ) |
Астры приобретают важное значение главным образом в Рамаяне и Махабхарате , где они используются в великих битвах, описанных в каждом эпосе. Они изображены используемыми лучниками, такими как Парашурама , Рама , Лакшмана , Мегханада (Индраджит), Равана , Кришна , Бхишма , Дрона , Карна , Ашваттхама , Арджуна и другие воины. В Рамаяне и Махабхарате у Рамы и Шри Кришны было больше астр, чем у любого другого воина. Считается, что Рама обладал всеми астрами. [ 2 ] [ 3 ]
Дивья («божественный») [ 4 ] Астры обычно использовались в стрелах, хотя потенциально их можно было использовать с чем угодно. Ашваттхама призвал Брахмаширшстру , используя травинку в качестве оружия. [ 5 ] [ 6 ]
Астра | Божество | Эффект |
---|---|---|
Брахмастра | Брахма | Это небесное оружие Брахмы. Он мог уничтожить целые армии одновременно, а также противостоять большинству других астр. он описан как непобедимое и высшее оружие В Матсья-пуране . [ 7 ] В эпосе «Махабхарата» говорится, что оружие проявляется с головой Брахмы на кончике. В эпоху Махабхараты Парашурама, Бхишма, Дрона, Карна, Крипа, Ашваттхама, Арджуна, а в другие эпохи некоторые другие махарати обладали знаниями, позволяющими использовать это оружие. Это было единственное оружие, способное пробить Брахма-кавачу, непобедимую броню Брахмы. Атикайя , один из сыновей Раваны, обладал непобедимыми доспехами Брахмы, которые мог пробить только Брахмастра. Он был убит Лакшманой, братом Рамы, с помощью Брахмастры. [ 8 ] |
Тришула | Шива | Это трезубец Шивы. Согласно традиции Шайва , тришула — самое мощное оружие в индуистской мифологии, непогрешимое и способное уничтожить что угодно, кроме самого Шивы и Парвати. |
Сударшана Чакра | Вишну | Это небесный диск Вишну, созданный для него Вишвакармой . Считается, что это самое мощное оружие в индуистской мифологии, согласно традициям вайшнавов , оно непогрешимо и летает по команде Вишну. Остановить это могло только желание Вишну. [ 9 ] [ 10 ] Его использовал Кришна, восьмой аватар Вишну , чтобы обезглавить своего двоюродного брата Шишупалу . [ 11 ] |
Вибхути | Деви | Это небесное оружие Деви, подаренное Барбарике брамином, обладающее способностью «расколоть жизненный центр тела врага». Он описывается как обладающий пеплом, напоминающим шафран, и при высвобождении он проливает пепел на уязвимые позиции вражеских бойцов, не затрагивая союзников. [ 12 ] Когда стрелы были выпущены после того, как пепел был пролит на врага, считается, что его можно уничтожить безошибочно. [ 13 ] Барбарика использовал это в войне на Курукшетре, планируя в одиночку победить армию Кауравов, но был убит Кришной прежде, чем его план смог быть осуществлен из-за проклятия предыдущей жизни. [ 14 ] |
Индрастра | Индра | Это небесное оружие Индры. Утверждается, что он умножается на тысячи и атакует врага с разрушительным эффектом, как это использовал Арджуна в Махабхарате. [ 15 ] Им также обладают некоторые другие воины, такие как Лакшмана, Мегханада и Рама. |
Васавишакти | Индра | Это оружие называют шакти (божественной энергией) Индры. Его можно было использовать только один раз, и при использовании он обязательно убивал противника. использовал его Карна против Гхатоткачи , чтобы убить его во время войны на Курукшетре. [ 16 ] |
Прашвапастра | Отвечать | Утверждается, что это оружие заставляет пострадавших засыпать на поле боя. В Махабхарате Нарада не позволил Бхишме использовать это оружие против своего гуру Парашурамы. [ 17 ] В Рамаяне Рама описывается как обладатель этого оружия. |
Агнеастра | Агни | Это небесное оружие Агни. Говорят, что при разряде он выделяет пламя, которое невозможно потушить обычными средствами. Арджуна использовал его против Ангарапарны, гандхарвы. Аурва предложил астру Сагаре . [ 18 ] |
Варунастра | Варуна | Это небесное оружие Варуны. Утверждается, что выпущенное оружие выделяет обильные объемы воды. Это оружие обычно упоминается как используемое для борьбы с Агнеастрой. [ 19 ] Им обладают Рама, Индраджит, Равана, Лакшмана, Арджуна, Бхишма и Дрона. |
Манавастра | Ману | Это небесное оружие Ману. Утверждается, что он уносит цель на сотни тысяч йоджан . [ 20 ] Это могло бы пробудить в злом существе гуманные черты. Это оружие использовал Рама на ракшасе , Марича в Рамаяне. [ 21 ] Арджуна также владеет этим оружием. [ 22 ] |
Варунапаша | Варуна | Это петля Варуны. [ 23 ] Описано, что на нем есть семь петель, способных мучить грешников и не позволяющих сбежать. [ 24 ] Этим оружием владели воины, в том числе Рама, Индраджит и Арджуна. |
Бхаумастра | Бхуми | Это небесное оружие Бхуми. Оружие могло создавать туннели глубоко под землей и призывать драгоценности. Описано, что Арджуна использовал эту астру в Махабхарате. [ 25 ] |
Бхаргавастра | Парашурам | Это небесное оружие Парашурамы. Это одно из загадочных оружий в индуистской мифологии. Кроме Парашурамы и Карны об этом оружии никто не знает. Карна использует эту астру, чтобы противостоять Индрастре в Махабхарате. [ 26 ] |
Нагастра | Наги | Это небесное оружие, связанное с расой нагов. Утверждается, что он имеет безошибочную цель и принимает форму змеи, оказываясь смертельно опасным при ударе. Арджуна использовал это против Сушармы, и Карна также описывается как обладатель этого. [ 27 ] |
Нагапаша | Наги | Это петля, связанная с расой наг. Утверждается, что при ударе это оружие связывает цель кольцами живых ядовитых змей. [ 28 ] В Рамаяне Индраджит использует его против Рамы и Лакшмана. Арджуна получил его от своей жены Улупи. |
Гарудастра | Гаруда | Это небесное оружие Гаруды. Его обычно используют для противодействия нагастре. Он принадлежит Арджуне, а также используется Рамой в Рамаяне. [ 29 ] |
Анджаликастра | Индра | Это небесное оружие, связанное с Индрой. Его использовал Арджуна, чтобы обезглавить Карну и положить конец его жизни. [ 30 ] |
Ваявьястра | Вайю | Это небесное оружие Ваю. Утверждается, что он вызывает шторм, способный поднять армии с земли. Во время войны на Курукшетре Ашваттхама использовал это оружие, чтобы разрушить иллюзии, созданные Анджанапарваном. Утверждается, что Арджуна использовал эту астру против Дроны. [ 31 ] Индраджит и Рама тоже имели это оружие. |
Сурьястра | Сурья | Это небесное оружие Сурьи. Утверждается, что он излучает ослепительный свет, который рассеивает тьму вокруг и высушивает водоемы, одновременно разжигая огонь. [ 32 ] |
Магхавана | Индра | Это небесное оружие Индры. Описывается как быстрое и пылающее оружие во время перекрестного огня, особенно используемое в иллюзорной войне. Арджуна получил это оружие от Индры. [ 33 ] |
Ваджра | Индра | Это личная молния Индры. Утверждается, что он создает молнии для атаки целей. Индра подарил эту астру своему сыну Арджуне. [ 34 ] |
Мохиниастра | Мохини | Это небесное оружие, названное в честь Мохини, женского аватара Вишну. Он описывается как создание завораживающей песни и рассеивание любой формы майи или колдовства поблизости. Арджуна использовал эту астру против ниватакавачей и рассеял все созданные ими иллюзии. [ 35 ] |
ТВаштарастра | Тваштр | При использовании против группы противников (например, армии) они будут принимать друг друга за врагов и сражаться друг с другом. только Арджуна Этим оружием обладали и Рама. |
Саммохана/Прамохана | Гандхарва | Заставит целые воинства/армии погрузиться в транс. Арджуна использует это оружие против армии Кауравов во время войны Вираты. На 6-й день войны Курукшетры Дхриштадьюмна использовал его против Кауравов, в результате чего они потеряли сознание, но Дрона использовал свою Праджнястру, чтобы остановить его эффект. |
Парватастра | Заставит Парвату (гору) упасть на цель с неба. Арджуна обладал этой астрой. | |
Брахмаширастра | Брахма | Способен убивать дэвов . Его использовал Ашваттхама на Парикшите . Считается, что Брахмаширша астра — это развитая версия Брахмастры и секретное непогрешимое оружие, созданное Брахмой, которое в четыре раза сильнее Брахмастры. В эпосе «Махабхарата» говорится, что оружие проявляется с четырьмя головами Брахмы на кончике. В эпоху Махабхараты мудрец Агнивеша, Бхишма , Дрона , Карна , Крипа , Арджуна и Ашваттхама (Ашваттхама не обладал знаниями, чтобы отказаться от этого). [ требуется редактирование копии ] Он мог стереть существ из прошлого, настоящего и будущего. [ 36 ] |
Брахмаданда | Брахма | Защитное личное оружие и божественный жезл (данда), которым обладает только Бхрамана. Способен отражать другое оружие более высокой энергии. Используется Вашиштой против Вишвамитры . Это высокоэнергетическое оружие используется только как средство защиты. |
Нараянастра | Вишну | Создаст ливень стрел и дисков. Сила астры будет возрастать по мере оказания ей сопротивления. Это оружие нужно было получить непосредственно от Нараяны от Вишну , и его можно было использовать только один раз. Это одно из самых мощных орудий индуистской мифологии. [ 37 ]
Любая попытка вызвать его во второй раз отразится на пользователе и его войсках. В эпоху Махабхараты Вишну в Нараяне сформировал Дрона, благословившего этим оружием. Впоследствии Дрона подарил эту астру своему сыну Ашваттхаме . В войне Махабхараты Ашваттхама использовал это оружие против армии Пандавов после смерти Дроны. [ 38 ] Он уничтожил одну Акшаухини из армии Пандавов. Единственный способ спастись — это полное подчинение оружию, что побуждает это оружие щадить цель, как сказал Кришна. При его использовании в небе появляются Экадаша (Одиннадцать) Рудр, чтобы уничтожить цели. Миллионы видов оружия, в том числе чакры, гадхи и сверхострые стрелы, появились в ярости, чтобы уничтожить цель или армию противника, как это показано в Махабхарате. Тот, кто попытается сопротивляться этому, будет уничтожен. |
Вайшнавастра | Вишну | Полностью уничтожит свою цель, независимо от ее природы. Непогрешимый. Его нужно было получить напрямую от Вишну . Единственным противодействием этому оружию было призвать другого Вайшнавастру, чтобы противостоять атакующему Вайшнавастре, или чтобы верховное божество Вайшнавастры остановило Вайшнавастру. В Махабхараты эпоху Наракасуры , Бхагадатты , Кришны , Шишупалы и Карны это оружие было у . Бхагадатта применил это оружие против Арджуны, но Кришна встал перед Арджуной, чтобы забрать оружие. Рама использовал это оружие, чтобы уничтожить энергию Бхаргавы Рамы. [ 39 ] |
Каумодаки | Вишну | Божественная булава Вишну . Уничтожил бы целые армии. Непогрешимый и не имеющий аналогов. Им Кришна убил демона Дантавакру. |
Шаранга | Вишну | Лук Вишну, также называемый вайшнавским дханушем, использовался Рамой , затем Кришной . |
Выгнали | Вишну | Священный меч Вишну . У него было неразрушимое лезвие. Кришна использовал его, чтобы убить бесчисленное количество демонов. |
Виджая | Шива | Это небожитель был создан Вишвакармой для Господа Шивы . Его передали Парашураме , который отдал его Карне, впечатленный его навыками. [ 40 ] [ 41 ] Единственный раз, когда Карна сражался, используя Виджая дхануш. [ 42 ] Это было на 17-й день войны Курукшетры, когда он сражался против Арджуны и встретил свою судьбу вместе с Анджаликастрой. |
Большинство | Шива | Также называемый Шива дхануш, это был лук Шивы, который он использовал, чтобы убить бесчисленное количество асуров в бою (Город Трипура был разрушен Шивой с помощью Пинаки ). подарил его Парашураме Шива . |
Махешварастра | Шива | Содержит силу Шивы третьего глаза . Стреляет очень быстрым огненным лучом, который может превратить в пепел даже небесных существ. Он способен превратить все творение в пепел. Сообщается, что Лакшмана использовал его против Индраджита. В Двапар-югу им обладал только Арджуна . [ 43 ] |
Рудрастра | Шива | Содержит силу Рудры. Когда он используется, он вызывает силу Рудры из Экадаши (Одиннадцати) Рудр и уничтожает цель. В Махабхарате Арджуна использует эту астру в войне против 30 миллионов Ниватакавачей и Калакей. Только Арджуна обладал этим оружием в Махабхарате. [ 44 ] |
Пашупатастра | Шива | Одно из самых мощных орудий среди всех астр. Каждый раз, когда его вызывали, его голова никогда не была прежней. Он призывает большее количество монстров и огромного духа, олицетворяющего оружие. Полностью уничтожит цель, независимо от ее характера. Эта астра была способна уничтожить целый мир. В Двапара-югу Арджуна , Дрона и Карна владели Пашупатастрой. [ 45 ] В Трета-югу этим оружием владел мудрец Вишвамитра. [ 46 ] |
Парашу | Шива | Парашу (топор) был непобедимым и неразрушимым божественным оружием, данным Парашураме его гуру Шивой вместе с другим божественным оружием из-за крайней преданности Парашурамы. Позже Парашурама подарил этот топор Ганеше . Парашурама означает Рама, владеющий топором, поскольку Рама — это имя, под которым был известен Парашурама, пока он не получил топор от Шивы. |
Чандрахаса | Шива | Божественный меч Чандрахаса (Чандра-Луна, Хас-смех, буквально «смех луны», но относится к форме полумесяца, напоминающей улыбку) был дан Раване с предупреждением, что, если он будет использован в несправедливых целях, причинам, он вернется к трехглазому Шиве, и дни Раваны будут сочтены. |
Гандива | Брахма | Этот непобедимый лук создал Брахма , Создатель Вселенной. Сначала Брахма держал его тысячу лет, затем Праджапати держал его пятьсот три года, Индра - пятьсот восемьдесят лет, а Сома - пятьсот лет. После этого Варуна держал его в течение ста лет, прежде чем передать его Арджуне вместе с колесницей, украшенной знаменами Капи/ Ханумана , и двумя неисчерпаемыми колчанами, как просил Агни во время Кхандава-даха Парвы . Лук был украшен сотнями золотых выступов и имел сияющие концы. Луку поклонялись Дэвы , Гандхарвы и Данавы . Никто, кроме Арджуны, не мог владеть Гандивой , а Арджуна был владельцем Гандивы, после чего он стал известен как Гандивдхари (носитель лука Гандивы). |
Шабдаведастра | Это оружие не позволяет противнику стать невидимым. Используется Арджуной против царя Гандхарвов Читрасены. В Махабхарате это оружие знали только Карна, Арджуна и Кришна. | |
Антардханастра | Потому что | Антардханастра заставит исчезнуть вещи, людей или целые места. Его подарил Арджуне Кубера. |
Праджнястра | Это оружие использовалось для восстановления чувств и мыслей кого-либо. Это была хорошая альтернатива Саммохане Астре. Такие воины, как Арджуна и Дрона, использовали эту астру на войне. | |
Сайластра | Вайю | Сайластра использовалась для исчезновения сильных ветров, то есть она была противовесом Вайваястре, ветровому оружию. Им владели воины Рама, Кришна, Индраджит и Арджуна. |
Вишошана | Индра | Вишошана была сушильным оружием. Сушить можно что угодно. Это было удивительное противодействие Варунастре. Арджуна получил это оружие от Индры на небесах. [ 47 ] |
Астрология | Сурья | Джйотикшастра могла осветить темную область. У Арджуны была эта астра в Махабхарате. |
Супарна | Саупарнатра выпускала на свободу сумасшедших птиц. Следовательно, это было хорошее противодействие Нагастре. Он использовался Сушармой в войне Махабхараты, когда Арджуна использовал Нагастру против армии Сампшапатаки. | |
Говардхана | Вишну | Говардхан был мощным луком Вишну. Во время Махабхараты Вишну подарил Видуре этот лук. |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бэйн, Тереза (29 мая 2020 г.). Энциклопедия мифологических объектов . МакФарланд. п. 120. ИСБН 978-1-4766-3920-8 .
- ^ Гопа л, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 72.
- ^ Махабхарата Роя, Чандра Пратап
- ^ «Санскрит: Дивья» . База данных Бхактиведанты . Архивировано из оригинала 18 марта 2012 г. Проверено 27 июля 2018 г. Согласование употреблений слова дивья в Бхагавад-гите и других священных текстах с переводом каждого случая.
- ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Кайрата Парва: Раздел XL» . www.sacred-texts.com . Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Священные тексты индуизма, Махабхарата, раздел CLXIV.
- ^ Басу, Баман Дас (2007). Матсья Пуранам (том 2) . Публикации Космо. п. 79. ИСБН 978-81-307-0557-6 .
- ^ ДК (15 декабря 2022 г.). Иллюстрированная Рамаяна: вневременная эпопея долга, любви и искупления . Дорлинг Киндерсли Лимитед. п. 292. ИСБН 978-0-241-56053-2 .
- ^ Бодхасарананда Свами. (2016). Истории из Бхагаватам . Адвайта Ашрам. ISBN 978-81-7505-814-9 . , Цитата: «Там Махадева сказал ему: «Я тоже не могу тебе помочь. Отправляйся на Вайкунтху. Никто, кроме Шри Хари, не сможет тебя спасти».
- ^ Шри Свами Вишвананда (2016). Сущность Шримад Бхагаватам . Публикации Бхакти Марги. п. 308. ИСБН 978-3-940381-52-1 . , Цитата: «Лорд Шанкар посмотрел и сказал: «Ааа! Я не могу тебе помочь. Идите к Маха Вишну».
- ^ «Махабхарата, Книга 8: Карна Парва: Раздел 89» . www.sacred-texts.com . Проверено 11 января 2018 г.
- ^ Бэйн, Тереза (29 мая 2020 г.). Энциклопедия мифологических объектов . МакФарланд. п. 167. ИСБН 978-1-4766-3920-8 .
- ^ Шастри, Дж.Л.; Бхатт, врач общей практики (1993). Сканда Пурана. Часть 2: Древние индийские традиции и мифология [Том 50] . Мотилал Банарсидасс. п. 565. ИСБН 978-81-208-1022-8 .
- ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. стр. 107–108. ISBN 978-81-208-0597-2 .
- ^ Кришнамачарья, НВР (2015). Махабхарата Доктора. NVR Кришнамачарья на английском языке . ТТД. п. 274.
- ^ Махабхарата . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. 2007. с. 664.ISBN 978-81-7276-405-0 .
- ^ Валмики; Вьяса (19 мая 2018 г.). Дельфийский сборник санскритских эпосов (иллюстрированный) . Делфи Классика. п. 4472. ИСБН 978-1-78656-128-2 .
- ^ Уильямс, Джордж М. (27 марта 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . ОУП США. п. 69. ИСБН 978-0-19-533261-2 .
- ^ Доктор наук (Париж), доктор Р. Кришнан (8 мая 2023 г.). Махабхарата . Торговое агентство Гири Прайвит Лимитед. п. 443. ИСБН 978-81-7950-842-8 .
- ^ Шарма, Бюльбюль (9 января 2008 г.). Рамаяна . Книги Пингвинов Индия. п. 10. ISBN 978-0-14-333031-8 .
- ^ Бэйн, Тереза (22 июня 2020 г.). Энциклопедия мифологических объектов . МакФарланд. п. 106. ИСБН 978-1-4766-7688-3 .
- ^ Менон, Рамеш (20 июля 2006 г.). Махабхарата: современная интерпретация . iUniverse. п. 275.ISBN 978-0-595-84565-1 .
- ^ Далал, Рошен (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. п. 1324. ИСБН 978-81-8475-277-9 .
- ^ Пандей, Раджбали (3 марта 2015 г.). Атхарваведа . Diamond Pocket Books Pvt Ltd. п. 35. ISBN 978-81-288-2276-6 .
- ^ Менон, Рамеш (июль 2006 г.). Махабхарата: современная интерпретация . iUniverse. п. 147.ISBN 978-0-595-40187-1 .
- ^ Менон, Рамеш (20 июля 2006 г.). Махабхарата: современная интерпретация . iUniverse. п. 382.ISBN 978-0-595-84565-1 .
- ^ Раман, Гоури (9 июня 2020 г.). Махабхарата . Издательство Blue Rose. п. 322.
- ^ Махабхаратам Вьясы . Академические издательства. 2008. с. 596. ИСБН 978-81-89781-68-2 .
- ^ «Вальмики Рамаяна - Юддха Канда» . www.valmikiramayan.net .
- ^ «Махабхарата на санскрите: Книга 8: Глава 67» . www.sacred-texts.com . Проверено 11 января 2018 г.
- ^ Менон, Рамеш (20 июля 2006 г.). Махабхарата: современная интерпретация . iUniverse. п. 190.ISBN 978-0-595-84565-1 .
- ^ Бэйн, Тереза (29 мая 2020 г.). Энциклопедия мифологических объектов . МакФарланд. п. 148. ИСБН 978-1-4766-3920-8 .
- ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Тиртха-ятра Парва: Раздел CLXIX» . www.sacred-texts.com . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Тиртха-ятра Парва: Раздел CLXXI» . www.sacred-texts.com . Проверено 11 января 2018 г.
- ^ Менон, Рамеш (20 июля 2006 г.). Махабхарата: современная интерпретация . iUniverse. п. 515.ISBN 978-0-595-84564-4 .
- ^ Чилдресс, Дэвид Хэтчер (18 декабря 2013 г.). Вимана: летающие машины древних . Дистрибьюторы СКБ. ISBN 978-1-939149-23-7 .
- ^ Опперт, Густав Саломон (1880). Об оружии, организации армии и политических максимах древних индусов: с особым упором на порох и огнестрельное оружие . Хиггинботэм. п. 30 .
Нараянастра самая могущественная.
- ^ «Махабхарата, Книга 7: Дрона Парва: Дрона-вадха Парва: Раздел CC» . www.sacred-texts.com . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Рао, Десираджу Хануманта. «Валмики Рамаяна – Баала Канда – Сарга 76» . www.valmikiramayan.net .
- ^ Шах, Умакант Премананд (1995). Исследования джайнского искусства, иконографии и смежных предметов в честь доктора У.П. Шаха . Публикации Абхинава. ISBN 9788170173168 .
- ^ Нарасимхан, Чакраварти В. (1999). Махабхарата: английская версия, основанная на избранных стихах . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120816732 .
- ^ «Махабхарата, Книга 8: Карна Парва: Раздел 42» .
- ^ Кришнан, Р. (16 января 2021 г.). Валмики Рамаяна . Торговое агентство Гири Прайвит Лимитед. п. 288. ИСБН 978-81-7950-730-8 .
- ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Тиртха-ятра Парва: Раздел 170» .
- ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Кайрата Парва: Раздел XL» . www.sacred-texts.com . Проверено 11 января 2018 г.
- ^ Рао, Десираджу Хануманта. «Валмики Рамаяна – Бала Канда – Сарга 56» . www.valmikiramayan.net .
- ^ «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Тиртха-ятра Парва: Раздел 170» .