Каумодаки
Каумодаки ( санскрит : Каумодаки , латинизированное : Каумодаки , букв. «Пленник разума») [1] — гада (булава) индуистского божества Вишну . [2] Вишну часто изображают держащим Каумодаки в одной из четырех рук; другими его атрибутами являются чакра , раковина и лотос . Гада также встречается в иконографии некоторых аватаров Вишну .
Имя «Каумодак» впервые появляется в индуистском эпосе «Махабхарата» , где оно связано с аватаром Вишну, Кришной . Гада ок изображается в изображениях Вишну начиная с . 200 г. до н.э. Первоначально Каумодаки не имел украшений, но размер и форма на изображениях различаются. Более сложные элементы дизайна, такие как флейты Вишну и сегменты, были добавлены в изображения гады .
Хотя оружие может быть изображено как неодушевленная гада в образе женщины, известной как Гададеви или Гаданари , Каумодаки иногда появляется в скульптурах Вишну . В изображениях, в которых используется эта версия, Вишну кладет одну руку ей на голову, в то время как она сама держит гада , видно, как она выходит из нее, или гада вырезана на ее голове/макушке.
Гада , считающаяся одним из старейших и сильнейших видов оружия, является символом шакти Вишну . В различных текстах обсуждается символика Каумодаки в иконографии Вишну.
Этимология
[ редактировать ]Этимология слова «Каумодаки» неясна. Согласно популярной этимологии, Каумодаки получил свое название от санскритского слова кумуда , голубая кувшинка или голубой лотос ( Nymphaea nouchali ). [3] [4] Другая теория предполагает, что булава могла получить свое название от эпитета Вишну, Кумодака или наоборот. Буквальный синоним Каумодаки, каумуди, интерпретируется как «радость на земле». [4] Основываясь на « Вишну-пуране» , Ален Даниэлу переводит Каумодаки как «отупляющий разум». [5]
Иконография
[ редактировать ]Вишну обычно изображают четырехруким с четырьмя атрибутами в руках: Панчаджанья , Сударшана-чакра , Падма и Каумодаки. [3] Популярный эпитет Вишну — Шанкха-чакра-гада-пани , «тот, кто держит в своих руках шанкху, чакру и гаду». [6] Обычно на современных изображениях гада держится в нижней (естественной) левой руке Вишну. Гада иногда также появляется в изображениях аватаров Вишну Матсьи , Курмы , Варахи и Нарасимхи .
Гада Малхара появляется как атрибут самой старой известной скульптуры Вишну (из , Чхаттисгарх ), датированной ок. 200 г. до н.э. [3] Одно из самых ранних изображений Вишну, датируемое кушанским периодом (30–375 гг. н.э.), найденное в окрестностях Матхуры . Гада не имеет стилизованного дизайна, как в более поздних изображениях, а булава представляет собой простой «жезл с круглым верхом и тяжелым стержнем», который держат в руках. в верхней (задней) правой руке и поднят над плечами. [7] В другой кушанской скульптуре гада изображена в виде длинного жезла, почти ростом с Вишну, который он держит в верхней правой руке. Он изображается похожим на длинный пестик ( мусала ). [8] Подобное изображение, найденное в Джуси , а также ранние изображения из Западной Индии изображают Вишну, положившего верхнюю правую руку на булаву или держащего булаву в этой руке. [7] Изображения Гупта продолжают тенденцию к тому, что верхняя (задняя) правая рука опирается на гада или держит ее . [9] Гада . стали изображать в других руках Отмечаются двадцать четыре конфигурации изображений Вишну, в которых изменен порядок четырех атрибутов. [10]
Вместе с изменением руки, держащей гада , изменился и дизайн оружия. В искусстве позднего средневековья, особенно Пала (8–12 вв. н. э.), размер ручки гады уменьшен до флейты, а верх принимает богато украшенную круглую форму. В Уттар-Прадеше ручка сужается и расширяется вверху; сфера наверху также изображена с каннелюрами . Чалукьян - гада толстая и имеет бочкообразную форму, а Паллава- гада изображена толстой повсюду. Чола вырезают Каумодаки тоньше, но имеют ребра и сегменты. [8]

Вишнудхармоттара Пурана описывает иконографию Вишну. В то время как лотос и шанкха удерживаются в верхних руках, нижние руки опираются на две фигуры карликов: олицетворенные гада и чакра. Гада , олицетворяемая женщиной с тонкой талией, держит в руках метелку (чамара или чаури) и украшена орнаментами, при этом правая рука Вишну покоится на ее голове; чакра стоит в виде человека слева от Вишну. [11] [12] Персонифицированное оружие, известное как Аюдхапуруша, появляется в скульптурах эпохи Гуптов (320–550 гг. Н. Э.). Персонифицированная Каумодаки также известна как Гада-Деви (суффикс деви означает богиня) или Гада-нари («гада-женщина»). Поскольку санскритское слово «гада» женского рода, гада считается женщиной. [13] Гупта Вишну в пещерах Удаягири изображает Вишну в сопровождении Гададеви и олицетворенной чакры. [9] Гададеви часто появляется на изображениях Вишну из Кашмира , включая четырехголовую форму Вишну Вайкунтха Чатурмурти . Она держит чамару и с обожанием смотрит на своего хозяина, рука которого лежит на ее голове. Она носит корону или имеет сложную прическу. Помимо нижней одежды, она могла носить блузку или иметь обнаженный торс. Она изображена выходящей из гады . [13]
Гададеви может быть изображена как карлик или как обычный человек, как на панели Шешашая Вишну храма Гупта Деогарха . Она изображена держащей гаду. [14] Мотив Каумодаки, держащего гаду, чаще всего встречается в Уттар-Прадеша и Бенгалии . искусстве [15] [16] [17] В другом варианте Каумодаки стоит рядом с Вишну со сложенными руками (в позе анджали мудры ) с гада, изображенным на голове как часть короны, или знаком оружия на лбу, как в бронзовых изделиях гада эпохи Чола. [15] [16] [17]
Развитие и символика
[ редактировать ]
Булава или дубинка — один из древнейших видов оружия. [3] Популярность оружия среди поклонников Вишну, возможно, привела к его изображению с божеством. Гада – символ силы – был распространенным оружием для рукопашного боя и считался самым сильным оружием. Атрибуты Вишну происходят от его аватаров , Рамы и Кришны , героев древних индуистских эпосов Рамаяны и Махабхараты (существовавших в V-IV веках до нашей эры) соответственно. Оба эпоса повествуют о различных персонажах – богах, людях и демонах – используя гада . [3] [18]
В философском значении, излагаемом сектой вайшнавов , поклоняющихся Вишну , Каумодаки символизирует «интеллект, силу знания и силу времени». [3] Объясняя символизм четырех атрибутов в руках Вишну, Гопала Тапани Упанишада говорит, что гада , олицетворяющая изначальное знание, держится в нижней левой руке, что означает «индивидуальное существование». [19] Вишну -пурана называет гада силой знания. Говорят, что Каумодаки «опьяняет» разум. [5]
Согласно «Вишнудхармоттара-пуране» , Каумодаки представляет жену Вишну Лакшми , богиню богатства и красоты. [13] Кришна Упанишада приравнивает Гаду к богине Кали , «силе времени». Далее в тексте говорится, что, как и непобедимое Время, булава является разрушителем всех противников. [3] [5]
Другая интерпретация предполагает, что Каумодаки символизирует жизненную силу ( прану ), из которой возникают все «физические и умственные силы». [5] [19] Гада Вишну также означает дисциплину, дополненную его лотосом, который означает хвалу. В то время как лотос и шанкха в его руках — водные символы, олицетворяющие жизнь и любовь, гада и чакра — символы огня, обозначающие боль и разрушение и приказывающие соблюдать правила общества и природы. [20] В Вараха-пуране говорится, что гада призвана преподать урок нерелигиозным правителям. [6] Говорят также, что Вишну очищает иллюзии с помощью своей гады. [13]
Литература
[ редактировать ]
В Махабхарате Каумодаки описывается как звучащий как молния и способный убить множество даитьев (демонов). Его даровал Вишну-Кришне Варуна , бог морей. [3] [4] Принцам Пандавов был передан лес Кхандава для строительства своего королевства. Бог огня Агни хотел «съесть» лес, чтобы вылечить расстройство желудка. Он попросил Пандава Арджуну царь богов и защитник леса Индра и его друга Кришну помочь ему, так как боялся , что вмешается . Арджуна и Кришна согласились, и Варуна дал им небесное оружие. Кришне были даны Сударшана Чакра и Каумодаки Гада, а Арджуне достался лук Гандива и различные божественные стрелы . Дуэт побеждает Индру, и Агни сжигает лес, прокладывая путь к основанию столицы Пандавов Индрапрастхи . [21]
Махабхарата гаду описывает Вишну, держащего и чакру, что, возможно, указывает на двурукие изображения Вишну. [22] В Махабхарате также записано, что во время войны чакра-мусала Каумодаки Кришны вместе с другим оружием появляются в человеческом облике с небес, чтобы наблюдать за битвой. [23] В « Харивамсе» , приложении к « Махабхарате», описываются четыре оружия Вишну, падающие с небес, чтобы помочь Кришне и его брату Балараме в их битве против Джарасандхи . Баларама использует плуг и дубину Саунанда ; пока Кришна сражается с Каумодаки и луком Шарангой . [24]
Дута -Вакья («послание посланника») санскритского драматурга Бхасы (ок. 2 в. до н. э. – 2 в. н. э.) описывает эпизод из Махабхараты , когда Кришна изображает свою Вишварупу (всепроникающую «Вселенскую форму») при дворе Хастинапура и вызывает свое оружие, которое выглядит как люди, включая Каумодаки. Калидасы В Рагхувамсе упоминаются . карликоподобные аюдхапуруши, в том числе булава Вишну [23]
В Гаруда Пуране Каумодаки упоминается в Вишну Панджараме: [25]
Возьми свою палицу. Каумодаки, о божество с лотосным пупом, приветствие тебе.
- Гаруда Пурана , Глава 13
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кнапп, Стивен (2012). Индуистские боги и богини . Издательство Джайко. п. 65. ИСБН 978-81-8495-366-4 .
- ^ www.wisdomlib.org (01 августа 2015 г.). «Каумодаки, Каумодаки: 12 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Нандита Кришна (2009). Книга Вишну . Книги Пингвинов Индия. стр. 17–9, 25–6. ISBN 978-0-14-306762-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ян Гонда (1 января 1993 г.). Аспекты раннего вишнуизма . Мотилал Банарсидасс. п. 99. ИСБН 978-81-208-1087-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ален Даниэлу (1991). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Внутренние традиции / Медведь и компания, стр. 156–7. ISBN 978-1-59477-733-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б В.Р. Рамачандра Дикшитар (1999). Война в древней Индии . Космо. стр. 146–7. ISBN 978-81-7020-894-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Десаи п. 8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шиварамамурти стр. 135
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Десаи п. 9
- ^ Десаи стр. 10–14
- ^ Рао, стр. 289–90.
- ^ Десаи стр. 6–7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пратападитья Пал (1988). Индийская скульптура: 700–1800 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 53 , 78. ISBN. 978-0-520-06477-5 .
- ^ К. Шиварамамурти, стр. 128–9
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анна Л. Даллапиккола, помощница или шастрадевата (2002). В словаре индуистских преданий и легенд, Темза и Гудзон .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рао, стр. 288–9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б К. Шиварамамурти, стр. 130–1
- ^ Десаи с. 6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Суреш Чандра (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. стр. 363–4. ISBN 978-81-7625-039-9 .
- ^ Девдутт Паттанаик (2011). Семь тайн Вишну . Вестленд. стр. 70, 210–1. ISBN 978-93-80658-68-1 .
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 409 . ISBN 978-0-8426-0822-0 .
- ^ Десаи с. 7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Варадпанде, Манохар Лаксман (2005). История индийского театра . Публикации Абхинава. стр. 48–9. ISBN 81-7017-430-9 .
- ^ Фреда Матчетт (11 января 2013 г.). Кришна: Господь или Аватара?: Отношения между Кришной и Вишну . Рутледж. стр. 58–9. ISBN 978-1-136-11842-5 .
- ^ www.wisdomlib.org (12 апреля 2015 г.). «Молитва Вишну Панджарама [Глава XIII]» . www.wisdomlib.org . Проверено 14 июля 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Доктор Калпана Десаи (31 декабря 2013 г.). Иконография Вишну . Публикации Абхинава. GGKEY:GSELHU3JH6D.
- Рао, Т. А. Гопинатха (1914). Элементы индуистской иконографии . Том. 1: Часть I. Мадрас: Юридическая типография.
- К. Шиварамамурти, К. (1955). «Оружие Вишну». Искусство Азии 18 (2). Издательства Arts of Asia: 128–136. дои : 10.2307/3248789 . JSTOR 3248789 .