Анджали Мудра


Анджали Мудра ( санскрит : अञ्जलि मुद्रा ) — это жест руки, в основном связанный с индийскими религиями и искусством, встречающийся по всей Азии и за ее пределами. Это часть поз индийского классического танца, таких как Бхаратанатьям . [ 1 ] практика йоги, [ 2 ] и является частью приветствия Намасте . Среди исполнительских искусств Анджали Мудра представляет собой форму невербального визуального общения с публикой. Это одна из 24 самьюкта-мудр индийского классического искусства. [ 1 ] Существует несколько форм Анджали Мудры, например брахманджали . [ 3 ]
Этот жест включен во многие асаны йоги . [ 2 ] Современная йоги поза пранамасана (санскрит: प्रणामासन ) предполагает стояние прямо с руками в Анджали Мудре.
В качестве жеста он широко используется в знак уважения или молчаливого приветствия в Индии , Шри-Ланке , Непале , Бутане , Бирме , Таиланде , Лаосе , Камбодже , Индонезии и Малайзии . Он также используется среди восточноазиатских буддистов , китайских религиозников, синтоистов и приверженцев подобных азиатских традиций. Этот жест используется как часть молитвы или поклонения во многих индийских и других восточных религиях .
В скульптуре Анджали мудра часто встречается у входов и в рельефных работах исторических храмов, таких как Лингобхавамурти шиваизма . [ 4 ] [ 5 ] Анджали мудра отличается от Намасте тем, что представляет собой невербальный жест, тогда как Намасте можно произносить как с жестом, так и без него. По мнению Бхаумика и Говила, Анджали-мудра и Намаскара-мудра очень похожи, но имеют тонкие различия. Тыльная сторона больших пальцев в Анджали мудре обращена к груди и перпендикулярна другим пальцам, а в Намаскара мудре большие пальцы выровнены с другими пальцами. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Анджали (अञ्जलि) — это санскритское слово, обозначающее полость, образующуюся между ладонями при скрещивании рук, чтобы таким образом держать и предлагать цветы или воду, или пожертвовать, или получить что-то. [ 3 ] [ 7 ] Когда руки сжаты вместе и подняты, это означает «уважение», «благоговение», «благословение», «приветствие» или форму «мольбы». [ 3 ] [ 7 ] Оно происходит от слова anj , что означает «честь или праздновать». [ 8 ] Анджали означает «божественное подношение», «жест почтения». [ 8 ]
Мудра означает «печать» или «знак». Таким образом, значение фразы - «печать приветствия». [ 9 ]
Анджали мудра описана в древних индийских текстах, таких как стих 9.127–128 Натья Шастры (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.), в текстах храмовой архитектуры, датированных после VI века н.э., например в стихе 5.67 Девата мурти пракарана и те, что изображены на картине под названием «Читрасутры» . В Натья Шастре , классическом индийском танцевальном тексте, описывается это как поза, в которой две руки сложены вместе в благоговейном состоянии, и что она используется для молитвы перед божеством, приема любого человека, которого почитают, а также для приветствия друзей. В Натья Шастре далее говорится, что для молитв внутри храма Анджали мудру следует располагать возле головы или над головой, при встрече с кем-то почтенным ее размещают перед лицом или подбородком, а для друзей - возле груди. [ 10 ] [ 11 ]
Этот жест также известен как хрдаянджали мудра, что означает «благоговение перед печатью сердца» (от hrd , что означает «сердце»), и атманджали мудра, что означает «благоговение перед печатью сердца» (от atman , что означает «я»). [ 8 ]
Описание
[ редактировать ]
Анджали мудра выполняется путем сжатия ладоней рук вместе. Пальцы вместе, кончики пальцев направлены вверх. Руки плотно и равномерно прижаты друг к другу. [ 8 ]
В наиболее распространенной форме Анджали мудры руки держат у сердечной чакры , а большие пальцы слегка прижимаются к грудине . [ 8 ] Этот жест также можно выполнять в области Аджны , или межбровной чакры , приложив кончики больших пальцев к «третьему глазу» или к коронной чакре (над головой). В некоторых позах йоги руки располагаются в позе Анджали мудры сбоку от тела или за спиной.
Анджали мудра обычно сопровождается легким наклоном головы.
Символическое значение
[ редактировать ]
Анджали мудра имеет то же значение, что и санскритское приветствие Намасте , и может выполняться во время произнесения Намасте или Пранама или вместо произнесения слова.
Этот жест используется как для приветствия, так и для прощания, но имеет более глубокое значение, чем простое «привет» или «до свидания». Считается, что соединение ладоней обеспечивает связь между правым и левым полушариями мозга и символизирует объединение. [ 8 ] [ 9 ] Это ярмо символизирует связь практикующего с божественным во всех вещах. Слово Намасте иногда переводится как «Я кланяюсь божественности внутри тебя, от божественности внутри меня». [ 9 ]
В Шри-Ланке сингальский жест приветствия включает слова «аюбован» (желания вам жить долго), когда обе руки кладутся вместе на грудину с легким поклоном.
Физические преимущества
[ редактировать ]Анджали мудра выполняется как часть практики физической йоги с целью достижения ряда преимуществ. Это «центрирующая поза», которая, по мнению практикующих, помогает облегчить умственное напряжение и тревогу и поэтому используется, чтобы помочь практикующему достичь концентрации и войти в медитативное состояние. [ 8 ]
Физическое выполнение позы помогает повысить гибкость кистей, запястий, пальцев и рук. [ 8 ]
Использование в асанах для всего тела.
[ редактировать ]Хотя Анджали мудру можно выполнять отдельно из любой сидячей или стоячей позы, этот жест также включен в практику физической йоги как часть многих асан для всего тела, включая:
- Анжанеясана (выпад) – с руками над головой. [ 12 ]
- Хануманасана (поза обезьяны) [ 13 ]
- Маласана (поза гирлянды) [ 14 ]
- Матсьясана (поза рыбы) – продвинутый вариант. [ 15 ]
- Прасарита Падоттанасана (наклон вперед с широко расставленными ногами) – расширенный вариант с руками за спиной. [ 16 ]
- Раджакапотасана (поза голубя/поза короля голубя) – Анджали мудра в позе голубя [ 17 ]
- Тадасана /самастити (поза горы) – вариант позы, используемый во время приветствия солнцу . [ 18 ]
- Уткатасана (поза стула, буквально «жестокая поза»), руки над головой.
- Урдхва Хастасана (приветствие вверх/вытянутая поза горы) – руки над головой. [ 19 ]
- Вирабхадрасана I (воин I) – руки над головой. [ 20 ]
- Врикшасана (поза дерева) [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Анджали известен как 合掌 в Восточной Азии, произносится как Гассё на японском языке, хечжонг на мандаринском языке, хабджанг[haptɕaŋ] на корейском языке и hiệp chưởng на вьетнамском языке.
- Список мудр
- Боюсь
- Намасте
- Пранаам
- Поклонение
- Сампеа
- Тайское приветствие
- Вода
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Анами, Басаварадж С.; Бхандаге, Венкатеш А. (4 июня 2018 г.). «Метод, основанный на признаках вертикально-горизонтальных пересечений, для идентификации изображений мудры двойной руки бхаратанатьям». Мультимедийные инструменты и приложения . 77 (23). Спрингер Сайенс: 31021–31040. дои : 10.1007/s11042-018-6223-y . ISSN 1380-7501 . S2CID 254827995 .
- ^ Перейти обратно: а б С. Кэрролл; Р. Кэрролл (2012). Мудры Индии: подробное руководство по жестам рук йоги и индийского танца . Издательство СД. стр. 44–46. ISBN 978-0-85701-067-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ян Гонда (1980). Справочник востоковедения: Индия. Второй дивизион . Брилл Академик. стр. 65–67, 126–130. ISBN 9789004062108 .
- ^ Дуглас Барретт (1964). «Ранняя кола Лингодбхавамурти». Ежеквартальный журнал Британского музея . 28 (1/2 (Лето)): 32–39. JSTOR 4422848 .
- ^ Стелла Крамриш (1957). «Недавно приобретенная индийская скульптура». Бюллетень Художественного музея Филадельфии (зима) . 52 (252): 30-38 с рис. 2 и 3. doi : 10.2307/3795036 . JSTOR 379036 .
- ^ Бхаумик, Гопа; Говил, Махеш Чандра (2020). «Буддийское распознавание хаста-мудры по морфологическим признакам». Коммуникации в компьютерной и информатике . Сингапур: Springer Сингапур. стр. 356–364. дои : 10.1007/978-981-15-6315-7_29 . ISBN 978-981-15-6314-0 . ISSN 1865-0929 . S2CID 225349190 .
- ^ Перейти обратно: а б В. С. Апте (1965). Практический санскритско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. п. 25. ISBN 9780895811714 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Печать приветствия» . Журнал йоги . Проверено 12 июня 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Реа, Шива. «Для начинающих: Анджали Мудра» . Журнал йоги. Архивировано из оригинала 11 июня 2009 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ Изабелла Нарди (2003). Теория индийской живописи: Читрасутры, их использование и интерпретации . СОАС, Лондонский университет. стр. 132–134, также см. рис. 67 на стр. 273.
- ^ Джеймс Р. БРЭНДОН (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 137–139. ISBN 9780674028746 .
- ^ «Низкий выпад» . Журнал йоги . 5 мая 2008 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Поза обезьяны» . Журнал йоги . 28 августа 2007 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Поза гирлянды» . Журнал йоги . 28 августа 2007 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Поза рыбы» . Журнал йоги . 28 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2009 г. Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Наклон вперед с широко расставленными ногами» . Журнал йоги . Архивировано из оригинала 11 июня 2009 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Поза голубя» . Журнал йоги. 16 июля 2008 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Поза горы» . Журнал йоги . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Салют вверх» . Журнал йоги. 19 февраля 2008 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Воин Я» . Журнал йоги. Архивировано из оригинала 31 мая 2009 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Поза дерева» . Журнал йоги. Архивировано из оригинала 2 мая 2009 года . Проверено 12 июня 2009 г.