Айодхья (Рамаяна)

Айодхья — легендарный город, упомянутый в древних текстах на санскрите , в том числе в Рамаяне и Махабхарате . Эти тексты описывают его как столицу царей Икшваку , включая Раму . [1]
Историчность этого легендарного города является предметом спора в Айодхье . По одной из теорий, это то же самое, что современный Айодхья город . По другой теории, это вымышленный город, и нынешняя Айодхья (первоначально называвшаяся Сакета) была переименована в его честь примерно в IV или V веке, в период Гуптов . [2] [3]
Легендарные изображения
[ редактировать ]Согласно Рамаяне , Айодхья была основана Ману , прародителем человечества, и имела 12х3 йоджана . площадь [4] И Рамаяна , и Махабхарата описывают Айодхью как столицу династии Икшваку из Косалы , включая Раму и Дашаратху . Пурана -панча-лакшана также описывает город как столицу царей Икшваку , включая Харишчандру . [1]
В Рамаяне говорится, что городом правил царь Дашаратха , потомок царя Икшваку. Его сын Рама был сослан в лес и вернулся в город после нескольких страданий, установив в королевстве идеальное правление. Согласно Уттара Канде , более позднему дополнению к Рамаяне Рама разделил королевство на Северную и Южную Косалу , в конце своего правления со столицами в Шравасти и Кушавати , и поставил управлять ими двух своих сыновей (Лаву и Кушу). [5] Сам Рама вошел в воды реки Сарайю вместе со всеми жителями города и вознесся на небеса. , местом их вознесения является Гопратара Тиртха Согласно Махабхарате . [6] Впоследствии Айодхья была заселена королем Ришабхой. [1]
Айодхья также упоминается в нескольких других литературных произведениях, основанных на истории Рамы. К ним относятся «Абхишека» и «Пратиманатака» поэта Бхасы или ранее) и Рагхувамша Калидасы (датированные II веком н.э. (ок. V века н.э.). [7]
Согласно джайнской пять тиртханкаров традиции, в Айодхье родились , в том числе Ришабханатха , Аджитанатха , Абхинандананатха , Суматинатха и Анантанатха . [8]
Историчность
[ редактировать ]Отождествление с современной Айодхьей
[ редактировать ]Многие современные учёные, в том числе Б.Б. Лал и Х.Д. Санкалиа , отождествляют легендарную Айодхью с современным городом Айодхья, но эта теория не является общепринятой. [9]
Аргументы, приводимые в пользу этой идентификации, включают:
- В нескольких древних текстах, в том числе в «Рамаяне» , «Бхагавата-пуране » и «Падма-пуране» , упоминается, что легендарная Айодхья располагалась на берегу реки Сарайю, как и современная Айодхья. [10]
- Калидаса В текстах эпохи Гуптов, таких как «Рагхувамша» и «Брахманда-пурана », «Айодхья» используется как другое имя Сакеты, которое было древним названием современной Айодхьи. Это отождествление также встречается в более поздних санскритских текстах, включая Хемачандры « Абхидхана-Чинтамани» и комментарий Яшодхары к Камасутре . [1]
- В нескольких древних текстах, в том числе в «Вишну-Смрити» и «Матья-пуране», Айодхья упоминается как место паломничества ( тиртха ). В надписи Чандравати 1092 года н.э., написанной Гахавалалы царем Чандрадевой, упоминается, что он совершил омовение в Сварга-двара -тиртхе, расположенной на слиянии рек Сараяу и Гагра в Айодхье. [11]
- Эпосы описывают легендарную Айодхью как столицу Косалы. Надпись I века до нашей эры, сделанная Дханадевой, который называет себя правителем Косалы, была найдена в современной Айодхье. [12] В нескольких более поздних надписях также упоминается город Айодхья. [11]
Идентификация как легендарный город
[ редактировать ]Часть ученых утверждала, что легендарная Айодхья из Рамаяны - это чисто мифический город, и это не то же самое, что современная Айодхья. [2] В число этих ученых входят М. К. Джоши , Ханс Т. Баккер , [13] и группа из 25 историков из Университета Джавахарлала Неру (JNU) и других. [2] По мнению этих учёных, процесс отождествления легендарной Айодхьи с Сакетой (древнее название современной Айодхьи) начался в первые века нашей эры и завершился в период Гуптов . [14]
Различные аргументы в пользу признания легендарной Айодхьи вымышленным городом включают следующее:
Отсутствие археологических свидетельств
[ редактировать ]Историки JNU утверждают, что, согласно археологическим данным, самые ранние возможные поселения в Айодхье можно датировать ок. 8 век до нашей эры, а действие Рамаяны происходит намного раньше. Рамаяна изображает Айодхью как городской центр с дворцами и зданиями, а раскопки в современной Айодхье указывают на примитивный образ жизни. [15]
Ханс Т. Баккер отмечает, что ни одно место под названием Айодхья не подтверждено какими-либо эпиграфическими или другими археологическими свидетельствами до II века нашей эры. [16] Самые ранние дошедшие до нас надписи, в которых упоминается место под названием Айодхья, относятся к периоду Гуптов. Например, надпись 436 г. н. э. описывает пожертвование браминам родом из Айодхьи. В надписи 533–534 гг. Н. Э. упоминается дворянин из Айодхьи. Надпись Гайя, которая, как говорят, была сделана Самудрагуптой (4 век н.э.), но, по мнению современных историков, возможно, является выдумкой 8-го века, описывает Айодхью как гарнизонный город. [17]
Отсутствие древних литературных свидетельств.
[ редактировать ]В ранних буддийских и джайнских текстах Шравасти и Сакета, а не Айодхья, упоминаются как крупные города региона Косала . Более поздние тексты, такие как Пураны , в которых Айодхья упоминается как столица Косалы, просто следуют легендарной Рамаяне . [15]
Согласно анализу Ханса Т. Баккера , санскритские источники, в которых упоминается Айодхья, но не Шакета, носят преимущественно художественный характер: к таким текстам относятся «Махабхарата» , «Рамаяна » и «Пурана-панча-лакшана» . С другой стороны, санскритские источники, в которых упоминается Сакета, но не Айодхья, носят «полунаучный или фактический характер». [18] В буддийских текстах на языке Пали город называется Айоджха или Аюджджха (на пали Айодхья), но предполагают, что он располагался на берегу реки Ганг ( см. ниже ). [19] В ранней джайнской канонической литературе «Ауджа» (пракритская форма «Айодхьи») упоминается только один раз: Тана Сутта описывает его как столицу Гандхилавати, района «в значительной степени мифологической» страны Махавидехи. [20] Это указывает на то, что Айодхья в санскритской эпической литературе — это вымышленный город. [18]
Среди санскритских источников отождествление Айодхьи с Шакетой впервые появляется в текстах периода Гуптов, включая « Брахманда-пурану» » Калидасы и «Рагхувамшу . [17] Джайнский текст Паумачария (датированный до 4 века нашей эры) впервые включает легенду о Раме в джайнскую мифологию. В этот период джайны связали мифологию династии Икшваку со своими тиртханкарами и чакравартинами . Например, говорят, что первый тиртханкара Ришабха родился в Иккхагабхуми (согласно Кальпасутре ) или Винье (согласно Джамбу-двипа-праджняпати ), которые идентифицируются как Айодхья (Аоджхха) или Шакета. [21] В 19 веке Александр Каннингем из Археологической службы Индии считал, что Рамаяна также отождествляет Айодхью с Сакетой, основываясь на стихе, который предположительно описывает Дашаратху как царя «Сакета-нагара». Однако этот стих был выдуман брахманом из Лакхнау : его нет в оригинальном тексте Рамаяны . [22]
Местная легенда Викрамадитьи
[ редактировать ]Местная устная традиция Айодхьи, впервые записанная Робертом Монтгомери Мартином в 1838 году. [23] упоминает, что город опустел после смерти потомка Рамы Брихадбалы . Он оставался заброшенным в течение нескольких столетий, пока король Викрама (или Викрамадитья) Удджайна . его не нашел [23] По совету мудреца Викрама определил место древней Айодхьи как место, где молоко будет течь из вымени теленка. [15] Он вырубил леса, покрывавшие древние руины, основал новый город, воздвиг форт Рамгар и построил 360 храмов. [23]
По мнению историков JNU, этот миф о «повторном открытии», похоже, признает, что современная Айодхья — это не то же самое, что древняя Айодхья, и, по-видимому, является попыткой придать современному городу религиозную святость, которой ему изначально не хватало. [15] Эти историки предполагают, что император V века Скандагупта (принявший титул Викрамдитья) перенес свою резиденцию в Сакету и переименовал ее в Айодхью, вероятно, чтобы ассоциировать себя с легендарной солнечной династией . [15] По словам Баккера, Гупты перенесли свою столицу в Сакету либо во время правления Кумарагупты I, либо во время правления Скандагупты, и это событие, возможно, упоминается в Рагхувамше . [17]
Кишор Кунал утверждает, что нет никаких исторических свидетельств в поддержку теории о том, что Скандагупта переименовал Сакету в «Айодхью». Он отмечает, что Калидаса « Рагхувамша» явно ссылается на один и тот же город под названиями «Сакета» и «Айодхья», повествуя легенду о Раме. [24] Историк Гьянендра Пандей утверждает, что упоминание Калидаса о «Сакете» и «Айодхье» не доказывает никакой связи между легендарной Айодхьей и современной Айодхьей, поскольку он жил в период Гуптов (ок. 5 века н.э.), предположительно после Гуптов. изменил имя Сакеты на «Айодхья». [25]
Относительно недавнее общение с Рамой.
[ редактировать ]Возвышение современного города Айодхья как центра поклонения Раме произошло относительно недавно, начиная с 13 века, когда секта Рамананди начала приобретать известность. В нескольких надписях, датированных V и VIII веками, город упоминается, но не упоминается о его связи с Рамой. В трудах Сюаньцзана (ок. 602–664 гг. Н. Э.) город связывается с буддизмом. Это также был важный центр паломничества джайнов, и здесь была найдена древняя джайнская фигура (датированная 4-3 веками до нашей эры). В текстах XI века упоминается Гопатару- тиртха в Айодхье, но не упоминается место рождения Рамы. [15]
Баккер отмечает, что легенда о Раме не всегда была связана с Айодхьей: например, буддийский Дашаратха-джатака упоминает Варанаси, а не Айодхью, как столицу Дашаратхи и Рамы. Таким образом, связь Рамы с Айодхьей может быть результатом утверждения о том, что он был членом семьи Икшваку, и связи этой семьи с Айодхьей. [18]
Анализ Рамаяны
[ редактировать ]По мнению М.К. Джоши , «критическое рассмотрение географических данных, имеющихся в повествованиях Валмики, не оправдывает общепринятого отождествления древнего города с современным». Например, в Айодхья Канде Рамаяны Бхарата выбирает географически «бессмысленный» маршрут, путешествуя в Айодхью из королевства своего дяди Кекейи (расположенного на крайнем западе Индийского субконтинента). Во время этого путешествия он проходит через места, расположенные на территории современных Одиши и Ассама . [13]
Расположение на берегу Ганга
[ редактировать ]По словам Ханса Т. Баккера , в старых частях Махабхараты и Пурана-панча-лакшаны Айодхья упоминается как столица царей Икшваку, но не утверждается, что она располагалась на берегах реки Сарайю. Более старые части Рамаяны лишь предполагают то, что он располагался недалеко от реки Сарайю. Например, в Рамаяне 2.70.19 говорится, что похоронные процессии Дашаратхи путешествовали из города в Сарайю, используя паланкины и колесницы, что, по мнению Баккера, предполагает, что Сарайю находился на некотором расстоянии от города. [18] По словам Баккера, только в более новых (V век и позже) частях Рамаяны Айодхья явно описывается как расположенная на берегах реки Сарайю. [26]
Историки JNU сходятся во мнении, что древний исторический город под названием «Айодхья» (пали: Айоджха или Аюджха [19] ) существовал, но утверждают, что это не было то же самое, что современная Айодхья или легендарный город, описанный в Рамаяне. Эта теория основана на том, что, согласно древним буддийским текстам, древний город Айодхья располагался на берегу реки Ганга (Ганг), а не Сарайю. Например, в Самьютта Никае говорится: «Однажды Господь Будда гулял в Айодхье по берегу реки Ганга». [27] Самьютта В комментарии Буддхагхоши к Никае упоминается, что жители Айодхьи (Аюджджха-пура) построили вихару для Будды «на излучине реки Ганги». [19]
Кишор Кунал утверждает, что слово «Ганга» также используется как нарицательное существительное для священной реки на санскрите. [27] В свою поддержку он приводит еще один стих из Самьютта Никаи (4.35.241.205), в котором говорится: «Однажды Господь Будда гулял в Каушамби на берегу реки Ганга». Древний город Каушамби на самом деле располагался на берегу реки Ямуны , а не Ганги. [28] С. Н. Арья аналогичным образом указывает, что китайский буддийский путешественник VII века Сюаньцзан утверждает, что он достиг Айодхьи («А-ю-тэ») после пересечения реки Ганга, путешествуя на юг (Айодхья на самом деле расположена к северу от реки Ганг). Сюаньцзан, похоже, использовал термин Ганга для описания «длинного притока великой реки». [29]
Тайттирия Араньяки и Атхарваведы Описание
[ редактировать ]MC Джоши утверждал, что Айодхья упоминается в стихе Тайттирия Араньяки , который с некоторыми вариациями также встречается в Атхарваведе : [30]
аштачакра навадвара деванам пурайодхья |
Айодхья (неприступный), город богов, состоит из восьми кругов (также циклов) и девяти входов; |
- Тайттирия Араньяка 1.27 | —Перевод MC Джоши [31] |
Джоши утверждает, что город Айодхья, описанный в «Тайттирия-араньяке» (и «Атхарваведе» ), очевидно, является мифическим городом, поскольку, как говорят, он окружен бассейном нектара и описывается как место расположения «золотого купола-сокровища». небесного мира». По мнению Джоши, эта Айодхья похожа на такие мифические места, как Самавасарана и Нандишварадвипа, которые фигурируют в джайнской мифологии. [31]
По мнению других учёных, таких как Б.Б. Лал , слово айодхья в данном контексте является не именем собственным (названием города), а прилагательным, означающим «неприступный». [32] Этот стих описывает человеческое тело ( пур ) как имеющее восемь чакр и девять отверстий : [33]
аштачакра навадвара деванам пурайодхья |
Восьмиколесный, девятидверный — неприступная твердыня богов; |
—Атхарваведа 10.2.31 | —Перевод Уильяма Дуайта Уитни. [32] |
Лал указывает, что две родственные формы ayodhyena и ayodhyah появляются в Атхарваведе 19.13.3 и 19.13.7 соответственно, в одинаковом смысле слова «непобедимый». комментатор XIV века Саяна . Такое значение слова подтверждает и [34] более поздний текст Бхагавад-гиты также описывает человеческое тело как город с девятью дверями, в котором обитает душа. Это подтверждает, что Атхарваведа использует «айодхью» как прилагательное, а не как название города. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 7.
- ^ Jump up to: а б с Сарвепалли Гопал и др. 1995 , с. 76.
- ^ Ханс Т. Баккер 1982 , стр. 103–126.
- ^ К.Д. Баджпай 1967 , с. 42.
- ^ Минакши Джайн 2013 , с. 91.
- ^ Ханс Т. Баккер 1982 , стр. 103–104.
- ^ Кишор Кунал 2016 , стр. 8–9.
- ^ Парас Кумар Чоудхари 2004 .
- ^ Герман Пол 2015 , стр. 113–114.
- ^ СН Арья 1990 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с С. Н. Арья 1990 , с. 46.
- ^ СН Арья 1990 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 10.
- ^ Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сарвепалли Гопал и др. 1995 , стр. 76–81.
- ^ Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 9, 11.
- ^ Jump up to: а б с Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 12.
- ^ Jump up to: а б с д Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 9.
- ^ Jump up to: а б с Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 5.
- ^ Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 3.
- ^ Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 11.
- ^ Кишор Кунал 2016 , стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б с Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 30.
- ^ Кишоре Кунал 2016 , с. 9.
- ^ Гьянендра Пандей 2006 , с. 97.
- ^ Ханс Т. Баккер 1984 , стр. 7, 10.
- ^ Jump up to: а б Кишоре Кунал 2016 , с. 6.
- ^ Кишоре Кунал 2016 , стр. 5–6.
- ^ СН Арья 1990 , стр. 44–45.
- ^ BB Лал 1978–79 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б Б.Б. Лал 1978–79 , стр.46.
- ^ Jump up to: а б Б.Б. Лал 1978–79 , стр.47.
- ^ BB Лал 1978–79 , стр. 47–48.
- ^ BB Лал 1978–79 , стр.48.
Библиография
[ редактировать ]- Б.Б. Лал (1978–79). К. Н. Дикшит (ред.). «Была ли Айодхья мифическим городом?» . Пурататтва (10). Индийское археологическое общество.
- Гопал, Сарвепалли; Тапар, Ромила; Чандра, Бипан; Бхаттачарья, Сабьясачи; Джайсвал, Сувира; Мухия, Харбанс; Паниккар, КН; Чампакалакшми, Р.; Сабервал, Сатиш; Чаттопадхьяя, BD; Верма, Р.Н.; Минакши, К.; Алам, Музаффар; Сингх, Дилбаг; Мукерджи, Мридула; Палат, Мадхаван; Мукерджи, Адитья; Ратнагар, Сан-Франциско; Бхаттачарья, Ниладри; Триведи, КК; Шарма, Йогеш; Чакраварти, Кунал; Джош, Бхагван; Гуруккал, Раджан; Рэй, Химаншу (1990). «Политическое злоупотребление историей: спор Бабри Масджида и Рамы Джанмабхуми». Социолог . 18 (1/2): 76–81. дои : 10.2307/3517330 . JSTOR 3517330 .
- Ханс Т. Баккер (1984). Айодхья . Институт индийских исследований Гронингенского университета. OCLC 769116023 .
- Ханс Т. Баккер (1982). «Возникновение Айодхьи как места паломничества». Индо-иранский журнал . 24 (2): 103–126. дои : 10.1163/000000082790081267 . S2CID 161957449 .
- Герман Пауль (2015). Ключевые вопросы исторической теории . Рутледж . ISBN 9-781-31751-945-4 .
- К.Д. Баджпай (1967). Географическая энциклопедия древней и средневековой Индии: на основе ведической, пуранической, тантрической, джайнской, буддийской литературы и исторических записей . Индийская академия.
- Кишор Кунал (2016). Возвращение в Айодхью . Книги Океана. ISBN 978-81-8430-357-5 .
- Минакши Джайн (2013). Рама и Айодхья . Нью-Дели: Арийские книги. ISBN 978-8173054518 .
- Гьянендра Пандей (2006). Обычное насилие . Издательство Стэнфордского университета .
- Парас Кумар Чоудхари (2004). Социология паломников . Публикации Калпаза. ISBN 978-81-7835-243-5 .
- С. Н. Арья (1990). «История Айодхьи». Труды Индийского исторического конгресса . 51 . Конгресс истории Индии: 44–48. JSTOR 44148186 .