Айодхья Надпись Дханы
Айодхья Надпись Дханы | |
---|---|
Материал | Камень |
Письмо | санскрит |
Созданный | 1 век до н.э. – 1 век н.э. |
Место | Айодхья, Уттар-Прадеш |
Текущее местоположение | Монастырь Ранопали, Ашрам Шри Удасин Сангат Риши |
Айодхья-надпись Дханы - это каменная надпись, относящаяся к индуистскому царю Дэва по имени Дхана или Дхана-дева I века до нашей эры или I века нашей эры. [1] [2] [3] [4] Он правил из города Айодхья , Косала , в Индии . Его имя встречается на старинных монетах и в надписи. По словам П.Л. Гупты , он был среди пятнадцати царей, которые правили Айодхьей между 130 г. до н.э. и 158 г. н.э. и чьи монеты были найдены: Муладева, Ваюдева, Вишакадева, Дханадева, Аджаварман, Сангамитра, Виджаямитра, Сатьямитра, Девамитра и Арьямитра. [5] Округ Колумбия Сиркар датирует надпись I веком нашей эры на основании эпиграфических свидетельств. [6] Палеография надписи идентична палеографии северных сатрапов в Матхуре , что дает дату I века нашей эры. [1] Поврежденная надпись примечательна упоминанием генерала Пушьямитры и его потомка Дханы , использованием им ведической лошади Ашвамедхи для утверждения границ своей империи и строительством храма-усыпальницы. [7]
Надпись Сунга из Айодхьи
[ редактировать ]Надпись Айодхьи эпохи династии Сунга была найдена Бабу Джаганнатхом Дасом Ратнакарой в монастыре Ранопали в Айодхье. [7] Надпись на санскрите , написанная письмом брахми , а камень с надписью находится на плоской поверхности подножия у восточного входа в самадхи (мемориал) Бабы Сангата Бахша из сикхов Удаси . Удаси ведут свое происхождение от старшего сына Гуру Нанака . Памятник самадхи находится внутри монастыря Ранопали Удаси Сампрадаи, также называемого Ашрамом Шри Удасин Риши, в секции, расположенной к западу. Считается, что он был построен во времена Наваба Шуджа-уд-Даулы, а камень с надписью, вероятно, произошел из каких-то руин того периода. [7]
По словам Кунала Кишора, надпись на санскрите грамматически неверна. [8] Другие ученые не согласны с этим и заявляют, что, за исключением одной незначительной ошибки переписчика, надпись выполнена на хорошем санскрите. [7] [9]
Надпись
[ редактировать ]Обнаруженная надпись повреждена и неполна. Там написано: [7]
1. Косал-адхипена двир-ашвамедха-йаджинах сенапатех Пушьямитрасья шаштхена Каусики-путрена Дхана
2. Дхармараджна питух Пхалгудевасйа кетанам каритам- Надпись Айодхья династии Шунга, I век до н.э. - I век н.э. [7] [8]
Перевод
[ редактировать ]Сахни - знаток санскрита, переводит это как:
Дхана (дева, бхути и т. д.), владыка Косалы, сын Каушики, шестой из сенапати Пушьямитры, дважды совершивший Ашвамедху, воздвиг святилище (или другой памятник) в честь Пхалгудевы, отца Дхармараджи.
- Надпись Дханы Айодхья [7]
Значение
[ редактировать ]Надпись Сунга короткая, но вызвала много споров. Ученые расходятся во мнениях относительно того, как интерпретировать Пушьямитрасья шаштена . [7] Это буквально означает «шестой из Пушьямитры», что можно интерпретировать как «шестой сын Пушьямитры» или «шестой потомок [поколения после] Пушьямитры». Первая интерпретация будет означать, что Дхана, вероятно, жил в начале I века до нашей эры, вторая будет означать, что Дхана был правнуком правнука по отцовской или материнской линии, и он жил в I веке нашей эры. [7] [4]
По словам Бхандаре, существует неуверенность в том, существовало ли более одного древних царей по имени Дханадева. Надпись предполагает, что одна из них существовала в I веке до нашей эры, а датировка монет с именем Дханадевы варьируется от I века до нашей эры до III века нашей эры. Обычно оба считаются одинаковыми. Монеты с изображением Дханадевы были отлиты из серебра или меди, на них изображен бык с подносом для корма впереди. Его имя написано письмом брахми, а на монетах также изображены свастика и знаки Уджайини. [10] [4]
Древняя надпись Айодхьи важна еще и потому, что она устанавливает, что индуистская династия Шунга правила Айодхьей примерно в I веке до н. тот же человек, что и Пушьямитра. Это также самое раннее эпиграфическое свидетельство того, что полководец Пушьямитра Шунга основал династию и дважды совершил ведический ритуал Ашвамедха (неясно, почему он сделал это дважды). [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Верма, Тхакур Прасад (1971). Палеография письма Брахми . п. 84 .
- ^ ПК Бхаттачарья. Историческая география Мадхьяпрадеша по ранним записям . Мотилал Банарсидасс. стр. 9 сноска 6. ISBN 978-81-208-3394-4 .
- ^ Ашвини Агравал (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс. п. 126. ИСБН 978-81-208-0592-7 .
- ^ Jump up to: а б с Шайлендра Бхандаре (2006). Патрик Оливель (ред.). Между империями: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. стр. 77–78. ISBN 978-0-19-977507-1 .
- ^ PL Гупта (1969), Материалы конференции по дате Канишки , редактор: Артур Ллевеллин Бэшам, Архив Брилла, 1969, стр.118
- ^ DC Sircar (1965), Select Inscriptions, Volume 1, 2nd Edition, страницы 94-95 и сноска 1 на странице 95
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж RBDR Сахни, Надпись Сунга из Айодхьи , Epigraphia Indica, том 20, ASI, страницы 54-58
- ^ Jump up to: а б Кунал Кишор, Возвращение к Айодхье, стр.24 , Прабхат Пракашан
- ^ Тео Дамстигт (1978). Эпиграфический гибридный санскрит . Брилл Академик. стр. 206, 209–210.
- ^ Округ Колумбия Сиркар (2005). Исследования индийских монет . Мотилал Банарсидасс. п. 352. ИСБН 978-81-208-2973-2 .