Храм Лакшана Деви, Бхармур
Храм Лакшана Деви | |
---|---|
![]() Храм Лакшана Деви VII века, Химачал-Прадеш | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Чамбинский район |
Божество | Дурга и другие |
Расположение | |
Расположение | Бхармур |
Состояние | Химачал-Прадеш |
Страна | Индия |
Географические координаты | 32 ° 26'32,3 "N 76 ° 32'14,7" E / 32,442306 ° N 76,537417 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Гупта был |
Завершенный | в. 7 век [ 1 ] [ 2 ] |
Высота | 2,135 [ 3 ] м (7005 футов) |
Храм Лакшана Деви в Бхармуре эпохи постгуптов — это индуистский храм в Химачал-Прадеше, посвященный Дурге в ее форме Махишасура-мардини. Он датируется второй половиной VII века и частично является одним из старейших сохранившихся деревянных храмов в Индии . [ 4 ] [ 1 ] [ 5 ]
Храм является старейшим сохранившимся сооружением бывшей столицы Бхармура, которую в исторических текстах также называют Бхармаур, Бармавар, Брахмор или Брахмапура. [ 6 ] [ 7 ] Его крыша и стены ремонтировались на протяжении веков, и он выглядит как хижина, но индуистская община Химачал сохранила деревянный вход, интерьер и потолок с замысловатой резьбой, которые отражают высокое искусство стиля и эпохи позднего Гупта. Дизайн и надпись, написанная поздним шрифтом Гупта под латунной металлической статуей богини в ее святилище, подтверждают ее древность. [ 6 ] [ 8 ] Резьба по дереву включает мотивы и темы шиваизма и вайшнавизма . [ 9 ]
Расположение
[ редактировать ]Храм Лакшана Деви находится в южной части города Бхармур и является одним из группы индуистских храмов, построенных между 7 и 12 веками. Он расположен в Гималаях, вдоль реки Рави и хребта Дхаола Дхар . [ 7 ] Это примерно в 400 километрах (250 миль) к северо-западу от Шимлы , примерно в 180 километрах (110 миль) к востоку от Патханкота (ближайший аэропорт, IATA : IXP) и примерно в 110 километрах (68 миль) от Далхаузи . Город входит в сеть Индийских железных дорог на станции Бхармар (BHMR). [ 10 ] [ 11 ]
История
[ редактировать ]Бхармур был столицей индуистского горного королевства Чампа, также называемого Чамба. Документально подтвержденная древняя история региона не известна, а самые ранние записи представлены в виде надписей и легендарных текстов, датированных второй половиной I тысячелетия нашей эры. Другой источник, в котором упоминается Чампа до XII века, — это кашмирский текст «Раджатарангини» . [ 7 ]
Столица была основана Меру Варманом, и ряд надписей в городе и других местах долины Чамба свидетельствуют о его правлении. Используемый сценарий и другие палеографические свидетельства, как утверждает Герман Гетц , датируют его примерно 700 годом нашей эры. [ 12 ] С основанием новой столицы Меруварман сдал в эксплуатацию и открыл храм Лакшана Деви. Бхармур расположен в уединенной горной долине, куда было трудно вторгнуться и совершить набег. Отдаленные районы, такие как Бхармур, утверждает Рональд Бернье, «в значительной степени избавлены от мусульманского вторжения». [ 6 ] По мнению Гетца и других ученых, отсутствие религиозных преследований может быть причиной того, что храм Лакшана Деви и другие храмы в Бхармуре сохранились более 1000 лет. [ 13 ]
Александр Каннингем был первым археологом, посетившим храм Лакшана Деви в 1839 году, и опубликовал свой сравнительный анализ в отчете Археологической службы Индии. [ 7 ] Каннингем заметил, что «столбы, архитравы и фронтон дверного проема сделаны из дерева, с очень искусной и глубокой резьбой». Резьба на дверях состарилась, и ее трудно различить. Напротив, писал Каннингем, вестибюль внутри хорошо сохранился и «красиво вырезан». [ 7 ] Жан Фогель посетил штат Чамба в 1900-х годах и написал о храме в своей книге « Древности штата Чамба» в 1911 году. [ 14 ]
Дата
[ редактировать ]Храм Лакшана Деви датируется примерно 700 годом нашей эры на основании архитектуры храма, плана, произведений искусства, стиля и надписи, найденной на медном постаменте статуи в его святилище. [ 4 ] [ 1 ] Надпись гласит:
Ом! Рожденный из собственного дома (готры) Мосуны и из Солнечной расы, правнук прославленного господина Адитья-вармана, внук прославленного господина Бала-вармана, сын прославленного господина Дивакара-вармана,
(1. 2) прославленный владыка Меру-варман для увеличения своих духовных заслуг поручил мастеру Гугге изготовить священный образ богини Лаксаны.- Надпись изображения Лаксаны, перевод Дж. Ф. Фогеля [ 15 ] [ примечание 1 ]
В надписи упоминается Меруварман и трое его предков, о чем свидетельствуют другие тексты, найденные в Химачал-Прадеше. Правление Мерувармана обычно датируется 680 годом нашей эры. [ 3 ] Это, прослеженное с помощью других эпиграфических и текстовых свидетельств, помогло датировать этот храм концом 7-го или началом 8-го века. [ 16 ]
Описание
[ редактировать ]Храм демонстрирует архитектуру эпохи Гупта и произведения искусства из дерева. [ 4 ] Он обращен на север и в настоящее время имеет прямоугольную форму с внешней длиной около 11,6 метра (38 футов) и шириной 8,73 метра (28,6 футов). [ 8 ] [ 9 ] Храм расположен на квадратном деревянном джагати на высоте около 0,45 метра (1 фут 6 дюймов) над землей. Более ранние версии храма имели комбинацию несущих деревянных и ненесущих каменных стен. Внешняя стена храма позже была обмазана грязью, толщина которой в настоящее время достигает около 0,85 метра (2 фута 9 дюймов). [ 9 ] [ 17 ]
Вход и фасад храма были очищены Археологической службой Индии после 1950-х годов, в результате чего были обнаружены более мелкие детали, которые не были видны Каннингему, Фогелю или Гетцу. Он похож на стиль позднего Гупта: три параллельные панели, окружающие дверной проем, окружены речными богинями Гангой и Ямуной. [ 9 ] Каждая полоса отделена тонкой резьбой в виде цветочного завитка, вырезанного на выпуклой поверхности дерева. Внешняя деревянная полоса состоит из рельефов одиноких женщин, стоящих в позе трибханга , и влюбленных пар. На средней деревянной полосе изображены Ганга, стоящая на макаре слева, и Ямуна, стоящая на черепахе справа, со своими сопровождающими. Над ними расположен ряд индуистских божеств, в том числе Шива с Нанди, Вишну Вайкунтхамурти, четырехрукий Вишну и Сканда ( Картикея ). Богиню и бога на этой панели невозможно идентифицировать, поскольку их иконографические знаки слишком размыты. Внутренняя панель образует дверную коробку входа. Внутренняя панель украшена резьбой по природным мотивам, таким как листья и цветы, два павлина со сросшимися клювами и пара влюбленных пар в сцене митхуна . [ 9 ] [ 18 ] [ 17 ]

Над резным входным дверным проемом храма в стиле эпохи Гуптов находится треугольный фронтон. Он примечателен своим треугольным фронтоном с замысловатой резьбой, подчеркивающим Вишну и Гаруду. Это бросило вызов предположению колониальной эпохи о том, что шактизм, шиваизм и вайшнавизм могли быть конкурирующими конфессиями в истории Индии. Храм Лакшана Деви, наряду с другими храмами в долине Чамба, свидетельствует о том, что все эти традиции почитаются вместе в стиле Панчаупасана или Панчаятана. Треугольный фронтон включает ниши, в которых размещены влюбленные пары в различных сценах ухаживания и близости ( кама и митхуна ). [ 1 ] [ 19 ]
В интерьере храма в настоящее время имеется план сандхары , который можно найти в индуистских текстах по архитектуре. В нем есть ардха-мандапа , мукхья-мандапа , обходной путь и прямоугольное святилище размером примерно 3,61 метра (11,8 фута) на 2,52 метра (8 футов 3 дюйма). Мукхья -мандапа — это зона сбора перед святилищем, отмеченная шестью квадратными колоннами, каждая со стороной 22 сантиметра (8,7 дюйма). [ 9 ] Столбы имеют высоту 2,2 метра (7 футов 3 дюйма). Крыша двускатная, покрыта шифером. Оригинальная крыша доходила до главного входа. Выступ крыши, служащий навесом, был добавлен Археологической службой Индии для защиты резьбы по дереву в стиле эпохи Гупта. [ 9 ] По словам Ханды, первоначальный план храма, возможно, представлял собой открытый двухъярусный план хансакара . Снег и погода, возможно, побудили общину добавить структуру для защиты храма, изменив ее сначала в нирандхары план индуистской храмовой архитектуры , а затем в нынешний план сандхары . [ 9 ]
В святилище находится латунная статуя Дурги VII века, которую местные жители называют Лакшана Деви. Она изображена с четырьмя руками: в одной руке она держит тришулу , в другой - меч, а в третьей - колокольчик. Ее левая передняя рука держит хвост изменяющего форму обманчивого демона-буйвола (Махишасура). Ее правая нога находится на голове демона-буйвола, когда она убивает злого демона. [ 7 ] [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Александр Каннингем перевел ту же надпись как: «Аум! Это изображение Лакшаны Деви, для увеличения его собственной добродетели, было посвящено Меру Вармма Дева, сыном Шри Дивакары Вармма Дева, внуком Шри Бала Вармма Дева, правнук Шри Адитьи Варммы Дева из рода Мохсунасвы и семьи Адитьи, Сделанного Гуггой». [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Мулк Радж Ананд (1997). Великолепие наследия Химачала . Публикации Абхинава. стр. 14–15. ISBN 978-81-7017-351-9 .
- ^ Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. п. 64. ИСБН 978-0-500-20337-8 .
- ^ Jump up to: а б Омаканда Ханда (2001). Храмовая архитектура Западных Гималаев: деревянные храмы . Инд. стр. 136–138. ISBN 978-81-7387-115-3 .
- ^ Jump up to: а б с Герман Гетц (1955). Ранние деревянные храмы Чамбы . Э. Дж. Брилл. стр. 14, 59–65, 75–83.
- ^ Рональд М. Бернье (1997). Гималайская архитектура . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. стр. 139–142. ISBN 978-0-8386-3602-2 .
- ^ Jump up to: а б с Бернье, Рональд М. (1983). «Традиции и изобретения в храмовом искусстве Химачал-Прадеша». Искусство Азии 44 (1): 65–91. дои : 10.2307/3249605 . JSTOR 3249605 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Отчеты Археологической службы Индии: 1878–1879 гг. , Александр Каннингем, ASI, страницы 109–112,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б Лаксман С. Тхакур (1996). Архитектурное наследие Химачал-Прадеша: происхождение и развитие стилей храмов . Мунширам Манохарлал. стр. 89–91, 149–150. ISBN 978-81-215-0712-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Омаканда Ханда (2001). Храмовая архитектура Западных Гималаев: деревянные храмы . Инд. стр. 138–143. ISBN 978-81-7387-115-3 .
- ^ Свати Митра (2006). Буддийская тропа в Химачале: Путеводитель . Добрая Земля. стр. 149–150. ISBN 978-81-87780-33-5 .
- ^ Справочник по Индии . Торговля и путешествия. 2000. стр. 518–526. ISBN 9780844248417 .
- ^ Герман Гетц (1955). Ранние деревянные храмы Чамбы . Брилл Академик. стр. 18–21, 75–83.
- ^ Герман Гетц (1955). Ранние деревянные храмы Чамбы . Брилл Академик. стр. 73–79 с пластинами I, II, VI и IX.
- ^ Дж. Ф. Фогель (1911), Древности штата Чамба , Археологическая служба Индии, Vol. XXXVI, суперинтендант государственной типографии, Индия
- ^ Жан Филипп Фогель; Бахадур Чанд Чхабра (1994). Древности государства Чамба: Надписи домухаммаданского периода . Генеральный директор Археологической службы Индии. стр. 141–142.
- ^ Жан Филипп Фогель; Бахадур Чанд Чхабра (1994). Древности государства Чамба: Надписи домухаммаданского периода . Генеральный директор Археологической службы Индии. стр. 7–8, 97–98, 138.
- ^ Jump up to: а б Миан Говердхан Сингх (1999). Деревянные храмы Химачал-Прадеша . Инд. стр. 72–74. ISBN 978-81-7387-094-1 .
- ^ Герман Гетц (1955). Ранние деревянные храмы Чамбы . Брилл Академик. стр. 87–88.
- ^ Омаканда Ханда (2001). Храмовая архитектура Западных Гималаев: деревянные храмы . Инд. стр. 144–146. ISBN 978-81-7387-115-3 .