Храм Солнца, Модхера
Храм Солнца в Модхере | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Храмовый комплекс | |||||||||||||||||||||||||||||||
Альтернативные названия | Модхера Сурья Мандир | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общая информация | |||||||||||||||||||||||||||||||
Расположение | Модхера , район Мехсана , Гуджарат | ||||||||||||||||||||||||||||||
Страна | Индия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Координаты | 23 ° 35'1,7 "N 72 ° 7'57,67" E / 23,583806 ° N 72,1326861 ° E | ||||||||||||||||||||||||||||||
Технические детали | |||||||||||||||||||||||||||||||
Материал | Песчаник | ||||||||||||||||||||||||||||||
Обозначения | Памятник АСИ национального значения (N-GJ-158) | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Храм Солнца в Модхере — индуистский храм, посвященный солнечному божеству Сурье, расположенный в Модхера деревне района Мехсана , Гуджарат , Индия. Он расположен на берегу реки Пушпавати. Он был построен после 1026-27 гг. н.э. во время правления Бхимы I из династии Чаулукья . В настоящее время богослужения не проводятся, и это охраняемый памятник, поддерживаемый Археологической службой Индии . Храмовый комплекс состоит из трех компонентов: Гудхамандапа , храмовый зал; Сабхамандапа , зал собраний, и Кунда , резервуар. Залы имеют замысловатую резьбу по фасаду и колоннам. В резервуаре есть ступеньки, ведущие на дно, и множество небольших святынь.
История
[ редактировать ]Храм Солнца в Модхере ранее входил в состав района Патан в 2011 году, а позже стал частью района Мехсана .
Святилище Храма Солнца было построено во время правления Бхимы I из династии Чаулукья . [А] [1] [2] [3] [4] Ранее, в 1024–1025 годах, Махмуд Газни вторгся в королевство Бхимы, и отряд численностью около 20 000 солдат безуспешно пытался остановить его продвижение в Модхере. Историк А. К. Маджумдар предполагает, что Храм Солнца мог быть построен в память об этой защите. [5] На блоке западной стены целлы перевернутая надпись « Викрам Самват 1083», небрежно высечена письмом девнагари которая соответствует 1026-1027 годам нашей эры. Другой даты не обнаружено. Поскольку надпись перевернута, это свидетельствует о разрушении и реконструкции целлы. Из-за положения надписи ее нельзя однозначно считать датой постройки. По стилистическому признаку известно, что Кунда с ее угловыми святилищами была построена ранее, в начале XI века. Надпись считается датой разрушения Газни, а не строительства. Вскоре после этого Бхима вернулся к власти. Таким образом, сам храм, миниатюра и святилища в нише резервуара были построены вскоре после 1026 года нашей эры. Танцевальный зал был добавлен намного позже, в третьей четверти XII века, вместе с воротами, собственно крыльцом храма, а также дверными косяками храма и целлой во время правления Карны . [6]
Храм построен на 23,6° широты (приблизительно вблизи тропика Рака ). [Б] [8] [9] [10] [11] Позже это место было известно на местном уровне как Сита ни Чаури и Рамкунд . [С] [12] Сейчас здесь не проводятся никакие богослужения. [3] Храм является памятником национального значения и поддерживается Археологической службой Индии .
В декабре 2022 года он был добавлен в предварительный список Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО . [13]
Архитектура
[ редактировать ]Храмовый комплекс построен в стиле Мару-Гурджара (стиль Чаулукья). Храмовый комплекс состоит из трех выровненных по оси компонентов; собственно святилище ( гарбхагриха ) в зале ( гудхамандапа ), внешний зал, или зал собраний ( сабхамандапа или рангамандапа ), и священный резервуар ( кунда ). [1] [14]
Сабхамандапа Гудхамандапы не является продолжением , а располагается немного в стороне как отдельная структура. Оба построены на мощеной платформе. [1] Их крыши давно обрушились, оставив после себя несколько нижних рядов. Обе крыши имеют диаметр 15 футов 9 дюймов, но построены по-разному. [15] Платформа или постамент имеет форму перевернутого лотоса. [ нужна ссылка ]
Гудхамандапа и Гарбхагриха
[ редактировать ]
Размеры Гудхамандапы составляют 51 фут 9 дюймов на 25 футов 8 дюймов. Он почти поровну разделен на Гудхамандапу , зал, и Гарбхгриху , собственно святилище. Оба имеют прямоугольную форму в плане с одним выступом на каждой из меньших сторон и двумя выступами на каждой из более длинных сторон. Эти выступы на меньших сторонах образуют вход и заднюю часть святыни. Три выступа внешней стены Гудхамандапы имели окна с каждой стороны, а восточный выступ имел дверной проем. Эти окна имели перфорированные каменные перегородки; северный находится в руинах, а южный отсутствует. Прадакшинамарга образована проходом между стенами Гарбхгрихи и внешними стенами Гудхамандапы . Крыша перехода украшена каменными плитами с резными розетками. Шихара этого больше не существует. [1]
беременная женщина
[ редактировать ]Гарбхагриха , собственно святилище или святилище , имеет квадратную форму размером 11 футов изнутри. [1]
В святыне было две кельи; ячейка ниже уровня верхней ячейки. Сейчас разрушен пол верхней камеры, в которой когда-то находилось изображение божества. Место изображения теперь находится в яме. Нижняя камера, вероятно, использовалась для хранения вещей. [1]
Стены внутри храма простые, внешняя стена украшена. На дверном проеме вырезаны фигуры сидящего Сурьи на панелях в окружении танцоров и влюбленных пар. Все фигуры изуродованы, а изображения на дверной перемычке полностью уничтожены. [Д] [1]
Святилище спроектировано таким образом, чтобы первые лучи восходящего солнца освещали образ Сурьи в солнечного равноденствия . дни [14] [3] [16] [10] а в день летнего солнцестояния солнце в полдень светит прямо над храмом, не отбрасывая тени. [8]
Гудхамандапа
[ редактировать ]
- Базовые молдинги
Внешние стены святыни богато украшены. [1] Основание и стены храма и зала разделены на несколько участков уникальной резьбой. Питха . или адхистана , основание имеет два квадратных элемента, называемых Бхат, за которыми следует резная кима-ректа (нижняя часть выпуклая, а верхняя часть вогнутая) За ним следует падма или падмака , фигура в форме перевернутого лотоса. Следующим идет антарита , филе или астрагал с острым краем между двумя углублениями. Над ним находится патта, тонкую лепнину, называемую чхаджа имеющая на нижнем крае . Следующей идет еще одна чхаджа, отделенная шеей, алинга . Следующая широкая полоса, патти , представляет собой гаджатхару, на которой вырезаны слоны. В следующей группе Наратара представлены фигуры мужчин в разных позах. [1]
- Мандовара или настенный молдинг
Мандовара , настенная лепнина начинается с кумбхи , кувшина. В нижней части он имеет широкую недекорированную полосу, а средняя часть украшена овальными дисками. За ним следует калаша , кувшин. Следующей идет широкая полоса с окнами- чайтья , называемыми кевала , за которыми следуют аналогичные, называемые манчи . Эти две полосы разделены глубокой полосой. Есть тонкий выступ, над которым находится основная облицованная панелями поверхность стены, называемая джангха . Эти панели украшены фигурами богов, но фигуры Сурьи расположены на видном месте, чем другие, поскольку храм посвящен ему. Другие панели украшены танцорами и другими фигурами. [1]
Фигуры Сурьи вырезаны на видном месте в трех нишах самого святилища, а также на каждой стороне трех окон во внешней стене Гудхамандапы . Фигуры Сурьи стоят, двумя руками держат лотосы и управляются семью лошадьми. [1] Он имеет некоторые персидские влияния. [3] В стенах есть 12 ниш, демонстрирующих различные аспекты Сурьи каждого месяца. Другие фигуры включают восемь Дикпалов, Вишвакарму , Варуну , Агни , Ганешу и Сарасвати . [ нужна ссылка ]
Над каждой фигурой на панно имеется небольшой карниз, увенчанный треугольным фронтоном, состоящим из чайтьи — окна, которое называется удгам . Следующая выступающая полоса с чайтья -окном и киртимукхой называется малаквал . Самый верхний – это главный карниз, называемый чхаджли . [1]
Затем следует шихара , которой больше не существует. [1] Вимана имела горизонтальные геометрические и фигуративные полосы, которые поднимались вверх , образуя горе Меру , подобную шикхару . На центральном шпиле располагались Урушринга , миниатюрные святыни. Об этом судят по святыням на ступенях Кунды . [3]
- Мандапа
Мандапа , зал был покрыт куполом, который , вероятно, поднимался концентрически. Его поддерживают восемь основных колонн внизу, расположенных в виде восьмиугольника, четыре колонны перед собственно святыней и по две в нишах окон и дверей. [1]
Сабхамандапа
[ редактировать ]

Сабхамандапа или Рангамандапа , зал собраний или танцевальный зал представляет собой параллелограмм в плане с рядами колонн, открывающих вход с каждой стороны по диагонали. Обширная резная внешняя часть имеет ряд углубленных углов, создающих впечатление звездообразного плана. [1] Здесь 52 колонны с искусной резьбой. Мадхусудан Даки предположил, что сабхамандапа могла быть более поздним дополнением по стилю и конструкции. [15]
- Базовые молдинги
Питха , но меньше по размеру , почти похожа на Гудхамандапу поскольку в ней не используются два ряда филе. Падма . здесь богато вырезана цветочным орнаментом [1]
- Настенные молдинги
Над Наратхарой находится группа с фигурами танцоров и богов, известная как раджасена . Следующими являются веди , которые соответствуют джангхе Мандовара , украшенной большими панно с изображениями богов, богинь и цветочным орнаментом. Следующий карниз называется асинот . За ней следует какшасана , которая наклоняется наружу и образует спинку скамьи, асана проходит по залу. На нем изображены эротические фигуры, прерываемые рельсовыми узорами. [1]
- Потолок и торана
Крыша имела форму ступенчатой пирамиды, но ее больше нет. Внутри ярусно возвышается потолок в форме ореха, украшенный многочисленными цветочными поясами. Его высота составляет 23 фута. [3] Его поддерживают колонны, расположенные в форме восьмиугольника. Эти столбы имеют ходули, поддерживающие перемычки. Торана или украшенные остроконечные арки выходят из нижних кронштейнов колонн и касаются перемычек посередине. Есть два типа; полукруглые и треугольные. Полукруглые арки имеют заостренные арки с вершинами, а треугольные арки имеют круглую вершину и волнистые стороны. Оба типа имеют широкую полосу, украшенную фигурками и наконечниками, которые сейчас стерты и повреждены. В нижних скобках стоит Макара , что дает имя Макара-Торана , а в украшении указано имя Читра-торана . [1]
Столбы
[ редактировать ]Столпы Сабхамандапы и Гудхамандапы бывают двух типов; короткий и высокий. Короткие столбы опираются на стены и поддерживают крышу. Высокие колонны возвышаются над полом. [1]
- Короткие столбы
Вал имеет квадратную форму, составляющую половину его высоты, за ним следует ваза, а затем восьмиугольный вал. Его увенчивают капитель и скобка. Квадратная часть имеет цветочный узор по кругу на каждой стороне лица. Аналогичным образом декорированы углы вазы. Восьмиугольная часть имеет четыре полосы; у самого верхнего есть киртимукха . Столица имеет три кольца. [1]
- Высокие столбы
Они возникают из квадратного или восьмиугольного основания, кумбхи , с треугольным орнаментом на каждой грани. Над ним калаша . За ним следует глубокая полоса, а следующая — кевала , украшенная окнами- чайтья . следующий — киртимукха . Следующий — треугольный фронтон с окнами- чайтьями . [1]
Следующее – начало вала. Сначала он украшен стоящими фигурами, в основном танцорами, по всем восьми граням, заключенным в кольцевые пилястры. Следующая полоса со сценами людей и зверей отделена от нее круглой подушкообразной полосой. За ней следует еще меньшая полоса с шестнадцатью стоящими человеческими фигурами, разделенными небольшим кольцом внизу. Следующее — полоса листьев. Затем древко становится круглым и состоит из трех или четырех полос с рядом воинов-мужчин, ромбов, кругов и, киртимукхи наконец, . Киртимукхи . разделены орнаментом из цепочек и колокольчиков [1]
За ней следует капитель, похожая на небольшие колонны, увенчанные скобами макара , если восемь ходульных столбов и карлики в остатках. восемь ходульных столбов имеют еще один стержень и капитель аналогичного типа, увенчанную скобами из завитков и подвесных листьев. [1]
Иконография
[ редактировать ]Панели Гудхамандапы украшены изображением Сурьи в центре, что указывает на то, что храм посвящен Сурье. На этих изображениях изображены своеобразные западноазиатские (персидские) сапоги и пояс. [10] [3] Остальные углы и ниши украшены фигурами Шивы и Вишну в различных формах, Брахмы , Нагов и богинь. Изображенные сцены на небольших плоских потолках и перемычках сабхамандапы взяты из таких эпосов, как Рамаяна . [1]
Кирти потеряла сознание
[ редактировать ]стояла кирти-торана Перед Сабхамандапой , триумфальная арка . Фронтона и тораны больше нет, но остались два столба. Формовка и отделка аналогичны стенам сабхамандапы и колоннам. [1] еще два киртиторана На каждой стороне кунды было , из которых только один существует без верхней части.
В день
[ редактировать ]Кунда , резервуар или резервуар, известен как Рамакунда или Сурьякунда . Ступени через кирти-торану ведут к водоему. Он прямоугольный. Его размеры составляют 176 футов с севера на юг и 120 футов с востока на запад. Вокруг все вымощено камнями. Есть четыре террасы и утопленные ступеньки, по которым можно спуститься на дно резервуара. Главный вход находится на западе. С одной террасы на другую ведут ступеньки, расположенные под прямым углом к террасе. Эти ступени имеют прямоугольную или квадратную форму, за исключением первой ступени каждого лестничного марша, которая имеет полукруглую форму. В нескольких миниатюрных святилищах и нишах перед стеной террасы есть изображения богов, в том числе многих вайшнавских божеств и богинь, таких как Шитала . [17] [1] [10] [3]
Степвелл
[ редактировать ]Ступенчатый колодец на западе от Кунды имеет один вход и две башни-павильона. Он умеренно орнаментирован. Дверной косяк украшен лотосами и листьями, а пилястры типа ручака указывают на его принадлежность к 11 веку. Небольшая мандапа над уровнем земли, расположенная на второй куте ступенчатого колодца, возможно, относится к десятому веку. [18]
Танцевальный фестиваль Модхера
[ редактировать ]
Туристическая корпорация Гуджарата организует в храме ежегодный трехдневный танцевальный фестиваль, известный как Уттарардха Махотсав , в третью неделю января после фестиваля Уттараян . Цель – представить классические танцевальные формы в атмосфере, близкой к той, в которой они были представлены изначально. [3]
В популярной культуре
[ редактировать ]
Летиции Элизабет Лэндон Поэтическая иллюстрация «Индуистские и магомметанские здания» отсылает к цветной гравюре «великолепного скульптурного портика храма, посвященного Махадео, в Мундхейре в Гузерате», и в ней она размышляет о необъятности этого сооружения. Оригинальная картина принадлежит Дэвиду Робертсу . [19]
Галерея
[ редактировать ]- Обратная сторона Храма Солнца
- Вид сбоку
- Святилище на Сурья Кунде.
- Массивные колонны, ведущие к ступенчатому резервуару возле храма.
- Два столба, одиноко стоящие возле храма.
- Это одна из многих скульптур, присутствующих в храме.
- Рельефы на Гуда Мандапе.
- Информационная табличка на хинди
- Информационная табличка
- Уттарард Махотсав в храме
- Индийская классическая танцовщица в храме
- Казнь слоном, вырезанным на столбе
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Убранство Тораны и колонн напоминает украшение храма Вимала Васахи Адинатх в храмах Дилвара, построенного в 1031–1032 годах, что подтверждает его период.
- ↑ Положение Тропика Рака не фиксировано, но сложным образом меняется с течением времени. Он смещается к югу почти на половину угловой секунды (0,47 дюйма) широты в год (в 1917 году он находился ровно на 23 ° 27 'и в 2045 году будет на 23 ° 26 '). [7] Для получения дополнительной информации см. осевой наклон и круги широты .
- ↑ В 1887 году Александр Кинлох Форбс описал в своей книге «Расмала» , что это место было известно местным жителям как Сита ни Чаури и Рамкунд, связанное с Рамой и Ситой из Рамаяны . [12]
- ^ Возможно, здесь был Ганеша, как и в других храмах Сурьи или Вишну.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Хасмук Дхираджлал Санкалиа (1941). Археология Гуджарата: включая Катхиавар . Натварлал и компания. стр. 70, 84–91. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Храм Солнца в Модхере (Гуджарат)» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2016 года . Проверено 9 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Субодх Капур (2002). Индийская энциклопедия: Национальный конгресс Мейя . Публикации Космо. стр. 4871–4872. ISBN 978-81-7755-273-7 .
- ^ Шастри, Хирананда (ноябрь 1936 г.). Годовой отчет директора археологии штата Барода, 1934-35 гг . Барода: Институт восточных исследований. стр. 8–9 .
- ^ Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. п. 45. ОСЛК 4413150 .
- ^ Лобо, Вибке (1982). Храм Солнца в Модере: Монография по архитектуре и иконографии . Верлаг CH Бек. п. 32. ISBN 978-3-406-08732-5 .
- ^ Государственный университет Монтаны: Циклы Миланковича и оледенение. Архивировано 6 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арвинд Бхатнагар; Уильям Ливингстон (7 апреля 2005 г.). Основы солнечной астрономии . Всемирная научная. стр. 28–29. ISBN 978-981-4486-91-0 .
- ^ Браджеш Кумар (2003). Паломнические центры Индии . ООО «Даймонд Карман Букс (П)» с. 163. ИСБН 978-81-7182-185-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Раджив Растоги; Санджив Растоги (1 января 2009 г.). Сурья Намаскар . Прабхат Пракашан. стр. 13–14. ISBN 978-81-8430-027-7 .
- ^ С.Б. Бхаттачердже (1 мая 2009 г.). Энциклопедия индийских событий и дат . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. А24. ISBN 978-81-207-4074-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вибке Лобо (1982). Храм Солнца в Модхере: Монография по архитектуре и иконографии . Ч. Бек. п. 2. ISBN 978-3-406-08732-5 .
- ^ Бюро, The Hindu (20 декабря 2022 г.). «Город Ваднагар, Храм Солнца в Модхере, скульптуры Унакоти добавлены в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уорд (1 января 1998 г.). Гуджарат–Даман–Диу: Путеводитель . Ориент Лонгман Лимитед. стр. 153–155. ISBN 978-81-250-1383-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даки, Массачусетс (1963). «Дата Танцующего зала Храма Солнца, Модхера» . Журнал Азиатского общества Бомбея . 38 . Азиатское общество Бомбея: 211–222 . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ «21 марта приносит особый восход солнца в храм Солнца Модхеры (Видео)» . ДешГуджарат . 25 марта 2007 года . Проверено 9 августа 2016 г.
- ^ Фабрицио М. Феррари (20 ноября 2014 г.). Религия, преданность и медицина в Северной Индии: целебная сила Ситалы . Издательство Блумсбери. п. 61. ИСБН 978-1-4725-9871-4 .
- ^ Ютта Джайн-Нойбауэр (1 января 1981 г.). Степвеллы Гуджарата: в историко-художественной перспективе . Публикации Абхинава. п. 20. ISBN 978-0-391-02284-3 .
- ^ Лэндон, Летиция Элизабет (1834). «поэтическая иллюстрация». Альбом для вырезок из гостиной Фишера, 1835 год . Фишер, Сын и Ко. Лэндон, Летиция Элизабет (1834). "картина". Альбом для вырезок из гостиной Фишера, 1835 год . Фишер, Сын и Ко.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вибке Лобо (1982). Храм Солнца в Модхере: Монография по архитектуре и иконографии (исследования в целом и сравнительная археология) . Ч. Бек. ISBN 978-3-406-08732-5 .
- Сурья: Бог и его обитель , Париджат, 2010, ISBN 81-903561-7-8
- Берджесс, Джас и Казенс, Генри, Архитектурные древности Северного Гуджарата, Издательство Бхаратия, Варанаси, 1975 г.
- Браун Перси, индийская архитектура (буддийский и индуистский периоды), DB Taraporewala Sons & Co. Ltd., Бомбей, 1975 г.
- Санкалия, Хасмукх. Д., Археология Гуджарата (включая Катиавар), издательство Natwarlal & Co., Бомбей, 1941 г.
- Маджумдар, Ашок Кумар, Чаулукьяс из Гуджарата, Бхаратия Видья Бхаван, 1956 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Храмом Солнца, Модера, на Викискладе?
- Индуистские храмы в Гуджарате
- Храмы Сурья
- История Гуджарата
- Религиозные здания и сооружения построены в 1026 году.
- Индуистские храмы XI века
- Культурная история Гуджарата
- Туристические достопримечательности в районе Мехсана
- Памятники национального значения в Гуджарате
- Архитектура Мару-Гурджара
- Предварительный список всемирного наследия для Индии
- Индуистские храмы разграблены в мусульманский период на Индийском субконтиненте