Мартандский Храм Солнца
Мартандский Храм Солнца | |
---|---|
![]() Центральная святыня руин храма | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Анантнагский район |
Божество | Сурья ( Мартанд ) |
Расположение | |
Расположение | Анантнаг |
Состояние | Джамму и Кашмир |
Страна | Индия |
Географические координаты | 33 ° 44'44 "N 75 ° 13'13" E / 33,74556 ° N 75,22028 ° E |
Архитектура | |
Тип | Древний Индийский |
Создатель | Лалитадитья Муктапида |
Завершенный | 8 век н.э. |
Снесен | 15 век н.э. |
Храм Солнца Мартанд — индуистский храм, расположенный недалеко от города Анантнаг в Кашмирской долине штата Джамму и Кашмир (союзная территория) , Индия. Он датируется восьмым веком нашей эры и был посвящен Сурье , главному солнечному божеству в индуизме ; Сурья также известен под санскритским синонимом Мартанд ( मार्तण्ड , Мартанда ). Храм был разрушен Сикандар Шахом Мири .
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]По словам Калханы, Храм Солнца в Мартанде был построен Лалитадитьей Муктапидой в восьмом веке нашей эры.
Разрушение
[ редактировать ]По словам Джонараджи (1430 г.), а также Хасана Али, храм был разрушен Сикандар Шахом Мири (1389–1413) в стремлении исламизировать общество по совету суфийского проповедника Мир Мухаммада Хамадани; [а] Джонараджа возложил вину на своего главного адвоката Сухабхатту, брахмана-неообращенца, который, как считалось, проявил жестокие преследования местных индусов, тогда как Али особенно подтвердил собственные убеждения Сикандара в этих аспектах. [1] [2] [3]
Ученые предостерегают от принятия этих источников за чистую монету — Джонараджа был назначен сыном Сикандара, который стремился вернуть брахманическую элиту в королевские ряды, в то время как более поздние мусульманские летописцы имели свои мотивы вписать прошлое в идеалистический рассказ об ортодоксальной исламской морали. По словам Читралекхи Зутши и Ричарда Г. Саломона , политика Сикандара руководствовалась реальной политикой. [4] и, как и в случае с предыдущими индуистскими правителями, попытка обеспечить политическую легитимность путем утверждения государственной власти над брахманами и получения доступа к богатству, контролируемому брахманическими институтами. [5] Дж. Л. Бхан отмечает каменную скульптуру — четырехрукого Брахму, созданную сыном буддиста Сангхапати и посвященную Сикандару, — чтобы бросить вызов упрощенным представлениям о религиозных преследованиях. [6] Слайе не согласен с мнением об отсутствии религиозных мотивов, но отмечает, что неприятие летописцев-брахманов в значительной степени является результатом сопротивления постепенному распаду кастовой иерархии под мусульманским влиянием. [7]
Деградация
[ редактировать ]Руины и остатки построек были разрушены несколькими землетрясениями. [8]
Архитектура
[ редактировать ]Храм Мартанд был построен на вершине плато, откуда открывается вид на всю Кашмирскую долину . Судя по руинам и связанным с ними археологическим находкам, можно сказать, что это был превосходный образец кашмирской архитектуры, в которой смешались гандхарские , гуптские и китайские формы архитектуры. [9] [10]
Храм имеет внутренний двор с колоннадой, в центре которого находится главная святыня, окруженная 84 святынями меньшего размера, общая длина которых составляет 220 футов, а ширина - 142 фута, включая храм меньшего размера, который был построен ранее. [11] Храм оказался самым большим образцом перистиля в Кашмире и сложен из-за различных камер, пропорциональных по размеру и выровненных по общему периметру храма. В соответствии с архитектурой индуистского храма , главный вход в храм расположен в западной стороне четырехугольника и имеет ту же ширину, что и сам храм, что создает величественность. Вход очень отражает храм в целом благодаря своему тщательно продуманному убранству и намеку на божества, которым поклоняются внутри. Основная святыня расположена в централизованной структуре (собственно храме), которая, как полагают, имела пирамидальную вершину – общую черту храмов в Кашмире . Различные настенные резные изображения в прихожей храма изображают других богов, таких как Вишну , и речных богинь , таких как Ганга и Ямуна , в дополнение к богу солнца Сурье . [12]
- Мартандский Храм Солнца
- Руины в гр. 1870 г.
- Восстановлено впечатление Ж. Дюгида (1870–73).
- Панорама руин летом 2011 года.
- Руины зимой 2012 года.
Сохранение
[ редактировать ]Археологическая служба Индии объявила Храм Солнца Мартанд объектом национального значения в Джамму и Кашмире . [13] Храм фигурирует в списке памятников, находящихся под центральной охраной, как Картанда (Храм Солнца) . [14]
Реставрация
[ редактировать ]В марте 2024 года правительство Джамму и Кашмира инициировало усилия по восстановлению храма. [15]
В популярной культуре
[ редактировать ]- 1970: В фильме на хинди « Ман Ки Аанхен» в главных ролях с Дхармендрой и Вахидой Рахман Храм Мартанд используется в качестве фона для Рафи - Лата песни Chala Bhi Aa Aaja Rasiya . [16]
- 1975: В фильме на хинди «Аанди» с Сандживом Кумаром и Сучитрой Сен в главных ролях Храм Мартанд используется в качестве фона для песни Кишоре - лата «Tere Bina Zindagi Se Koi Shikwa Nahiin». [17]
- 2014: Храм был выбран фоном для песни «Бисмил» в фильме на хинди «Хайдер» , созданном по образцу Гамлета на фоне Кашмирского конфликта . Некоторые кашмирские пандиты заявили, что это место изображалось как «логово зла», что при этом оскорбило их чувства, и потребовали его запрета. [18]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сын Мир Сайида Али Хамадани (1314-1384), суфийского проповедника ордена Кубравия , который мигрировал из Хутталана (современный Таджикистан ) после вторжений Тимуридов в Кашмир Шибуд-Дина.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слейдж, Уолтер (2014). Королевство в Кашмире (1148–1459 гг. н.э.) Из-под пера Джонараджи, придворного пандита султану Зейну аль -Абидину Индологические исследования Университета Халенсиса - 7. Германия. стр. 100-1 28–29, 36, 155–173, 185–189, 201–203, 213–215. ISBN 978-3869770888 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пандит, Кашинатх (1991). Бахаристан-и-Шахи: Хроника средневекового Кашмира . Калькутта: Фирма KLM Pvt. ООО
- ^ Слайе, Вальтер (19 августа 2019 г.). «Буддизм и ислам в Кашмире в представлении авторов Раджатарангини» . Встреча с буддизмом и исламом в досовременной Центральной и Южной Азии . Де Грютер. стр. 128–160. дои : 10.1515/9783110631685-006 . ISBN 978-3-11-063168-5 . S2CID 204477165 .
- ^ Саломон, Ричард; Слайе, Уолтер (2016). «Обзор королевской власти в Кашмире (1148–1459 гг. Н.э.). От пера Джонараджи, придворного пандита до султана Зейна аль-Абидина. Критически отредактированный Уолтером Слаже с аннотированным переводом, указателями и картами. [Studia Indologica Universitatis Halensis 7], SlajeWalter " . Индо-иранский журнал . 59 (4): 393–401. дои : 10.1163/15728536-05903009 . ISSN 0019-7246 . JSTOR 26546259 .
- ^ Зутши, Читралекха (24 октября 2017 г.). «Эта книга утверждает, что разоблачает мифы, лежащие в основе истории Кашмира. Вместо этого она разоблачает свои собственные предубеждения» . Прокрутка.в . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Бхан, Джавахар Лал (2010). Кашмирские скульптуры: иконографическое исследование брахманских скульптур . Том. 1. Дели, Индия: Читаемые публикации. стр. 68–69.
- ^ Слайе, Уолтер (2019). «Что значит разбить идола? Иконоборчество в средневековом Кашмире в отражении современных санскритских источников». Проклятие Брахмы: аспекты политического и социального насилия в досовременном Кашмире . Studia Indologica Universitatis Halensis - 13. С. 30–40. ISBN 978-3-86977-199-1 .
- ^ Билхэм, Роджер; Бали, Бикрам Сингх; Бхат, М. Исмаил; Хаф, Сьюзен (1 октября 2010 г.). «Исторические землетрясения в Сринагаре, Кашмир: подсказки из храма Шивы в Пандретане» . Древние землетрясения . дои : 10.1130/2010.2471(10) . ISBN 9780813724713 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Подмигните, Андре (1991). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира, Том 1, Андре Винк . БРИЛЛ. стр. 250–51. ISBN 9004095098 .
- ^ Чайтанья, Кришна (1987). Искусство Индии Кришны Чайтаньи . Публикации Абхинава. п. 7. ISBN 9788170172093 .
- ^ Британская энциклопедия: новый обзор универсальных знаний: Том 12, стр: 965
- ^ Как, Рам Чандра . «Древние памятники Кашмира» . koausa.org . Проверено 8 ноября 2014 г.
- ^ «Археологическое исследование охраняемых памятников Индии» . Heritageofkashmir.org . Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ «Охраняемые памятники в Джамму и Кашмире» . asi.nic.in, Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 7 мая 2012 года . Проверено 29 октября 2012 г.
- ^ «Правительство J&K предпринимает усилия по восстановлению Мартандского храма Солнца 8-го века» . Индостан Таймс . 30 марта 2024 г. Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ «Чала Бхи Аа Ааджа Расия | Лата Мангешкар, Мохаммед Рафи | Ман Ки Анхен 1970 Песни | Дхармендра» . Проверено 4 февраля 2020 г. - через www.youtube.com.
- ^ "Тере Бина Зиндаги Се Кои Шиква То Нахин | Лата Мангешкар, Кишор Кумар | Песни Аандхи 1975 года" . Проверено 4 февраля 2020 г. - через www.youtube.com.
- ^ «Кашмирские пандиты добиваются запрета фильма «Хайдер» за искажение изображения древнего храма» . Индийский экспресс . 7 октября 2014 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Национальный центр искусств Индиры Ганди - Фотографии места храма Солнца в Мартанде
- Храм Солнца Мартанд зимой - Фотографии Храма Солнца Сурья под снегом
- Храм Солнца Мартанд и окрестности
а) «История Кашмира», Пандит Притхви Натх Каул Бамзай, стр. 140.