Крестовоздвиженский комплекс
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2014 г. ) |
Комплекс Храма Креста комплекс храмов на майя месте Паленке в штате Чьяпас — в Мексике . Он расположен в юго-восточном углу участка и состоит из трех основных построек: Храма Креста, Храма Солнца и Храма Лиственистого Креста. Храм Креста – самый большой и значимый. Храм представляет собой ступенчатую пирамиду с резными барельефами внутри. Храм был построен в честь восхождения на престол Чан Бахлума II после смерти Пакаля Великого . Резные барельефы показывают, что Чан Бахлум получил великий подарок от своего предшественника. Мотив креста, найденный в комплексе, отсылает к названиям храмов, но на самом деле крест является изображением Мирового Древа , которое согласно мифологии майя можно найти в центре мира. [ 1 ]
История
[ редактировать ]

Комплекс Храма Креста был построен Кан-Бахлумом, который правил между 684 и 702 годами нашей эры. Одной из целей храма было размещение панелей, на которых записана история предков Кан-Бахлума, его восшествие на престол и божественное происхождение его рода. В святилищах храмов можно найти резные каменные таблички, по одной на каждую башню, содержащие иероглифическую информацию о предназначении каждого храма. Они также содержат информацию о триаде богов Паленке (GI, GII и GIII) и их праве на лидерство. [ 2 ]

Пирамиды и Крестового комплекса были построены в позднеклассический период мезоамериканского летоисчисления построены в соответствии с общими мезоамериканскими архитектурными традициями. Для создания эффектного дизайна лестницы они использовали замысловатый резной камень. Эти три храма — единственные сооружения в царстве майя, которые играют роль кодекса майя (книги из коры бумаги), состоящей из трех частей. В храмах записана как реальная, так и мифическая история. Записанная история целостна; переходя от храма к храму, вы можете читать историю, как если бы это была книга. [ 3 ]
У археологов есть доказательства того, что это место подверглось нападению Калакмула в 599 и 611 годах. Нападения, возможно, вдохновили строительную традицию, начатую Пакалем и продолженную его сыном Кинич Кан Бахламом и внуком Акул Мо Нааб. После того, как это место было атаковано Тониной, строительство сложных и сложных зданий прекратилось примерно на 800 человек, а население этого места уменьшилось. [ 4 ] [ 5 ]
Когда в 16 веке прибыли испанцы, Паленке был заброшен и забыт майя, жившими в этом регионе. В 1567 году отец Педро Лоренцо де ла Нада был первым европейцем, изучившим и опубликовавшим описание руин, которые он назвал Паленке. Отец Педро Лоренце де ла Нада исследовал окрестности реки Усумасинта , где наткнулся на ее каменные храмы и площади.
Раскопки, обслуживание и реставрация Крестового комплекса не были начаты до 1940 года. Дополнительное финансирование на обслуживание появилось после того, как мексиканский археолог Альберто Рус Люлье в 1952 году обнаружил могилу Пакаля Великого в Храме Надписей. С момента открытия гробницы Пакаля это место стало одним из наиболее тщательно изучаемых археологических памятников в Америке. Археолог Хорхе Акоста расширил раскопки и консервацию Комплекса Крестов с 1967 по 1974 год. Проект Паленке, возглавляемый археологом Арнольдо Гонсалесом Крусом в 1989 году, инициировал обширные проекты исследования, реставрации и консервации Комплекса Крестов. В 1993 году археологи подношение, содержащее более 100 курильниц обнаружили в Храме Креста .
Структура
[ редактировать ]
Комплекс Креста расположен у подножия горы Йемаль К'ук' Лакам Витц, Великой горы нисходящего Кецаля. Йемаль К'ук' Лакам Витц считался священной горой майя из-за множества природных источников, которые снабжают пресной водой реку Отулум. Река Отулум была основным источником воды для города.

Структуры Крестового комплекса построены из известняка , который широко доступен по всему региону. По свидетельствам XVI века, каменные храмы были покрыты лепниной и украшены синей и красной краской. Три главных храма, составляющие Крестовый комплекс, выровнены в форме креста.
Храм Лиственного Креста находится прямо через двор от Храма Солнца, и оба примыкают к Храму Креста. Храм XIV и Храм XV — два храма меньшего размера, расположенные между Храмом Солнца и Храмом Креста. Изображение слева представляет собой реконструкцию Храма Лиственистого Креста, хотя Храм XV на иллюстрации отсутствует. [ 6 ]
Барельефы
[ редактировать ]
Храм Креста. [ 1 ]
Резные барельефы в Храме Креста описывают восшествие Кинич Кан Балама на трон Паленке. Во внутренней камере этих храмов обнаружены барельефы, изображающие две фигуры. Сначала ученые думали, что меньшая фигура - это Кинич Джанааб Пакал, отец Кана Бахлума, а более крупная фигура - сам Кинич Кан Бахлам. Теперь, обладая большими познаниями в иконографии и эпиграфике , считается, что обе статуэтки представляют Кана Бахлума: одну в юности на ритуале перехода, а другую в зрелом возрасте, представляющую его восшествие на престол. Между этими фигурами находится Сейба , также известная как Мировое Древо. [ 7 ]
Представляя пути в потусторонний мир , каждый из трех храмов также посвящен определенному богу триады Паленке. Эти пути в Потусторонний мир имели решающее значение для правящего короля, поскольку он должен был пройти по ним, чтобы вернуть своему народу дары жизни и процветания. В этой группе храмов наиболее значимым является Храм Креста, который связан с Богом ГИ, первенцем триады, также известным как Хун-Ахпу . По внешнему виду он человек, и он сказочнее своих братьев, потому что у него ухо-ракушка, квадратный глаз и рыбий плавник на щеке. Известно, что он носит четырехстороннего монстра в качестве головного убора, а также его ассоциируют с так называемой Водяной птицей. Следует помнить, что Кан-Бахлум жил и правил до любого из богов триады и что он построил и построил эти храмы, чтобы боги триады могли оставить на них свой след. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Миллер 1999, с. 9.
- ^ Хьюстон 1996, стр. 132-151.
- ^ Лаунсбери 1976, стр. 211-224.
- ^ Лаунсбери 1980, стр. 99-115.
- ^ Лаунсбери 1985, стр. 45-58.
- ^ Перейти обратно: а б Миллер и Таубе 2003, стр.157.
- ^ Саенс 1956
Ссылки
[ редактировать ]- Хьюстон, Стивен (1996). Символические бани майя: архитектурное значение в группе крестов в Паленке, Мексика. Латиноамериканские древности , 7 (2), стр. 132–151 .
- Лаунсбери, Флойд Г. (1976). Обоснование первоначальной даты строительства Храма Креста в Паленке. В книге «Искусство, иконография и династическая история Паленке, Часть III : Труды Segunda Mesa Redonda de Palenque», изд. Мерл Грин Робертсон, 211–224. Пеббл-Бич, Калифорния: Школа Роберта Луи Стивенсона .
- Лаунсбери, Флойд Г. (1980). Некоторые проблемы интерпретации мифологической части иероглифического текста храма Креста в Паленке. В «Третьем круглом столе Паленке», 1978, Часть 2 , изд. Мерл Грин Робертсон, 99–115. Серия круглых столов в Паленке, том. 5. Остин: Издательство Техасского университета .
- Лаунсбери, Флойд Г. (1985). Личности мифологических фигур в «крестовой группе» надписей в Паленке. В Четвертом круглом столе в Паленке, 1980 г., вып. 6 , ген. ред. Мерл Грин Робертсон ; том. ред., Элизабет П. Бенсон , 45–58. Сан-Франциско: Институт исследований доколумбового искусства .
- Миллер, Мэри (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон, Великобритания и Нью-Йорк, США: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20327-Х . OCLC 41659173 .
- Миллер, Мэри; Карл Таубе (2003) [1993]. Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя . Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27928-4 . ОСЛК 28801551 .
- Саенс, Сезар А. (1956). Исследования пирамиды Лиственистого Креста. Отчет 5. Управление доиспанских памятников. Национальный институт антропологии и истории, Мексика .
Внешние ссылки
[ редактировать ]