Танцующие индуистские храмы
Танцующие индуистские храмы | |
---|---|
Храм Парвати | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Помещать [ 1 ] |
Божество | Шива , Парвати , Дурга , Вишну и другие. |
Расположение | |
Расположение | Гандж |
Состояние | Мадхья-Прадеш |
Страна | Индия |
Географические координаты | 24 ° 23'57,3 "N 80 ° 26'51,2" E / 24,399250 ° N 80,447556 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Страна |
Завершенный | 5-й или 6-й век |
Высота | 225 м (738 футов) |
Индуистские храмы Нахна , также называемые храмами Начана или индуистскими храмами в Накна-Кутхаре , [ 2 ] [ 3 ] в районе Панна , Мадхья-Прадеш , Индия. являются одними из самых ранних сохранившихся каменных храмов в центральной Индии, наряду с храмами в Бхумаре и Деогархе. Их датировка неизвестна, но, сравнивая их стиль со структурами, которые можно датировать, некоторые храмы Нахны по-разному датируются эпохой Империи Гуптов V или VI века . Храм Чатурмукха датируется 9 веком. [ 4 ] Эти храмы иллюстрируют североиндийский стиль индуистской храмовой архитектуры. [ 5 ] [ 6 ]
Большинство храмов в этом районе находятся в руинах. Наиболее сохранившимся и наиболее изученным памятником является храм Парвати в Нахне. Храмы построены на приподнятом лепном постаменте, имеют квадратную форму, квадратное святилище, окруженное обходным проходом с перфорированными каменными окнами. Вход в святилище окружен богиней Гангой и Ямуной. Храм Парвати имеет верхний этаж с дверным проемом. В храме присутствуют как религиозные мотивы, так и светские сцены, такие как любовные пары митхуна . [ 6 ] [ 4 ] Храмы примечательны одними из самых ранних известных каменных фризов, повествующих несколько сцен из индуистского эпоса Рамаяна . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Храмы находятся недалеко от Национального леса Панна, сейчас это место паломничества, которое также называют Чаумукхнатх .
Расположение
[ редактировать ]Храм находится недалеко от села Гяндж. Свое название он получил от первой публикации Каннингема в 1885 году, которая привлекла к нему внимание западных археологов в британскую колониальную эпоху. Каннингем назвал это храмами Нахна-Кутхара в 21 томе отчета Археологической службы Индии, получив это название от названия района и другой деревни в этом регионе. Это место находится примерно в 60 километрах (37 миль) к юго-западу от Сатны , в 100 километрах (62 мили) к юго-востоку от Кхаджурахо , в 100 километрах (62 мили) к северу от Катни и примерно в 400 километрах (250 миль) к северо-востоку от Бхопала . Ближайший железнодорожный вокзал расположен в городе Сатна , а ближайший крупный аэропорт с ежедневными рейсами — Кхаджурахо ( IATA : HJR). [ 10 ]
Это место находится глубоко внутри лесной территории, у входа в труднопроходимую долину в горах Виндхья. Это, как предположил Каннингем, могло способствовать выживанию храма во время мусульманского вторжения в этот регион. [ 11 ]
История
[ редактировать ]
Ранняя история этого места неизвестна. Каннингем в своей первой публикации упомянул, что путь к этому месту был полон руин и частично кирпичных памятников, за исключением двух каменных храмов с каменными рельефами на этом месте, которые находились в удивительно хорошо сохранившемся состоянии. По его словам, жители региона знали об этих храмах, посещали их и считали Накчна-Кутхара древней столицей региона Бунделькханд. [ 11 ] Другие находки позволяют предположить, что это место привлекало значительное количество паломников на протяжении веков и до сих пор. После визита Каннингема верхняя целла храма Парвати обрушилась, и позже ее реконструировали. Первоначально в непосредственной близости от этого памятника не было никаких надписей, но позже на городище Нахна в Гяндже были найдены две наскальные надписи. Они были датированы периодом 470–490 гг. Н. Э. и приписывались Вьяградеве, который выразил свою преданность царю Вакатака Притхвисене. [ 12 ] Одна теория отождествляет Вьяградеву с царем Уччхакальпы Вьягрой, но это отождествление оспаривается. [ 13 ] Тем не менее, открытие подтверждает, что регион Нахна имел геополитическое значение в V веке, и политически связывает этот регион с эпохой, когда пещеры Аджанты . также строились [ 12 ] По мнению Пиа Бранкаччо, художники, построившие буддийские пещеры Аурангабада и индуистские храмы Нахна, возможно, принадлежали к одной и той же школе, поскольку «визуальные и дизайнерские элементы пещеры 3 в Аурангабаде обнаруживают удивительное сходство с изображениями и орнаментальными узорами», особенно при сравнении скульптура на окне храма Парвати жителям Аурангабада. Она утверждает, что, по крайней мере, некоторые из ремесленников V века, создававших буддийские, индуистские и джайнские изображения в регионах Нахна, Аджанта и Аурангабад, могли быть выходцами из одной и той же гильдии или школы, даже несмотря на то, что эти места разделены расстоянием около 1000 километров ( 620 миль). [ 14 ]
Дата
[ редактировать ]Двумя важными храмами на территории Нахны являются храм Парвати , построенный ранее, и храм Чаумукхнатх Махадева (Шива), вероятно, построенный столетия спустя. [ 15 ] В храме Чаумуханатха наблюдаются следы дополнений и реконструкций, произошедших в более поздние века, что затрудняет его хронологическое размещение. [ нужна ссылка ] В этом регионе сохранилось множество руин в виде остатков фундамента, скульптур и декоративных частей того, что Мадхусудан Даки называет некоторыми древними индуистскими храмами, которые «ныне не сохранились». [ 16 ]
Большинство ученых, таких как Радхкумуд Мукерджи, относят храм Парвати Нахна к эпохе Империи Гуптов , а точнее ко второй половине V века). [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Майкл Мейстер, историк искусства и профессор, специализирующийся на индийской храмовой архитектуре, более конкретно относит это время к 465 году нашей эры. [ 20 ] Джордж Мичелл, другой профессор, специализирующийся на индийской храмовой архитектуре, утверждает, что датировать этот храм сложно, и относит его на несколько десятилетий позже, в VI веке. [ 6 ]
Храм Чаумуханатха обычно относят к 9 веку. [ 4 ] или, по крайней мере, через несколько столетий после каменного храма, посвященного богине Парвати. Например, первоначальная оценка Каннингема в 1885 году для храма Чаумуханатхи составляла от 600 до 700 г. н.э., в отличие от его оценки храма Парвати в 400 г. н.э. [ 11 ]
Храмы
[ редактировать ]
Два важнейших храма Нахны расположены близко друг к другу. Храм Чаумукхнатх (переводится как «человек с четырьмя лицами») посвящен Шиве , и в его святилище находится четырехликий мукхалинга . Он стоит перед «Храмом Парвати», но изображение его святилища отсутствует. [ 4 ]
Храм Парвати
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]Храм Парвати представляет собой двухэтажное здание почти идеальной квадратной формы с толстостенным святилищем со стороной 15 футов (4,6 м) снаружи и квадратом со стороной 8 футов (2,4 м) внутри (гарбхагрия представляет собой куб). Храм открывается на запад и стоит на джагати (платформе) на высоте 4,5 футов (1,4 м) над землей. Паломник достигает своего святилища по лестнице и проходит через мандапу площадью 12 футов (3,7 м). Святилище окружено крытым прадакшина патхом (тропой для обхода), длина которого составляет 33 фута (10 м) снаружи и 26 футов (7,9 м) внутри. [ 4 ] [ примечание 1 ]
Наружные стены имеют перфорированные каменные окна (решетки), пропускающие естественный свет. Верхний этаж относительно простой. У него нет крыши и башни, но структура предполагает, что это, скорее всего, был храм с плоской крышей. Этот стиль строительства можно увидеть в нескольких ранних храмах (таких как Санчи , храм № 45; Деогарх , храм Курайя-Бир, храм Лад Хана в Айхоле ). [ 21 ]
Храм Начана — один из прототипов стилей индуистских храмов, сохранившихся со времен древней Индии. Он включает в себя кубическое святилище, повествует духовные легенды с резьбой на божественные легенды и светские темы в определенной последовательности как снаружи, так и внутри храма. [ 22 ] [ 15 ]
Вход в святилище, дверные рельефы
[ редактировать ]Вход в святилище ( гарбхагриха ) имеет несколько колонн, каждая из которых украшена резьбой, ни одна из которых не является монолитной. У их основания находится ( Калаша ). Перемычка также украшена сложной резьбой. Дверной проем обрамлен фигурами стражников в нижней части: Ганга с речным крокодилом и Ямуна с речной черепахой. Рядом с ними, ближе к внутренней части, симметрично расположены изящные шайва- дварапалы (дверные стражи), каждый из которых держит трезубец. Каждая из них относительно крупнее речных богинь, но около 1 фута (0,30 м) в высоту. Концентрично входу расположены панели с замысловатой резьбой. Первая панель украшена цветочными и геометрическими мотивами V века. Концентрично им расположены 10 фризов, по 5 с каждой стороны над речными богинями. На этих резных фигурках изображены сцены ухаживания и любви ( митхунас ). На вершине дверного проема сидят миниатюрные мужчины и женщины, изображенные так, как будто они наклонились и всматриваются в центр святилища. Стиль двери святилища имеет стилистическое сходство с дверями храма Лакшмана в Группа памятников Сирпур в Чхаттисгархе . [ 4 ] [ 15 ] [ 21 ]
-
Митхуна
-
Митхуна
-
Гном с усиками
Перфорированное окно
[ редактировать ]Две древнейшие решетки ( джалис , перфорированные окна) храма Парвати изображают Ганаса, играющего музыку, танцующего или абстрактного декора. Вероятно, они относятся к третьему периоду V века.
В «скалистом ландшафте» стен платформы было создано несколько рельефов мелких животных (отдыхающих газелей и т. д.), из которых сохранились лишь немногие.
Храм Чаумукхнатх
[ редактировать ]Храм Чаумукхнатх, также называемый храмом Чатурмукх Махадева, назван в честь колоссального линга внутри храма, на поверхности которого вырезаны четыре грани в четырех основных направлениях. [ 11 ] Считается, что пять лиц выражают пять аспектов Шивы, а именно: творение ( Вамадева ), поддержание ( Татпуруша ), разрушение ( Агхора ), выход за пределы пространства ( Исана ) и самоанализ ( Садйоджата ). На стенах храма изображены божественные служители, а в каждом углу – изображение Дикпалаки. Пять этажей с резными изображениями гана и речной богини на окнах и дверях. [ 23 ]
Архитектура
[ редактировать ]По плану и размерам храм Парвати можно сравнить с храмом Чаумукхнатх. Храм также имеет квадратный план и дизайн дверей, похожий на храм Парвати, но в остальном он сильно отличается по стилю. Здание представляет собой концентрические квадраты: 16,75 футов (5,11 м) снаружи и 11,75 футов (3,58 м) внутри. Он не имеет двухэтажной структуры храма Парвати, но представляет собой другой стиль в виде шпиля ( шихара ), вместо этого символически имитирующего гору Кайлас Шивы. Шихара слегка изогнута, поднимаясь к небу, ее общая высота составляет около 40 футов (12 м). Этот храм также стоит на платформе джагати , но в отличие от храма Парвати в нем есть лестница, по которой можно войти в храм с разных сторон. [ 11 ] [ 22 ] [ 15 ]
Смещенный от храма Парвати, он открывается на восток, навстречу восходящему солнцу. Архитектурная история храма необычна и сложна. Вполне вероятно, что здесь был храм Шивы с его лингамом, но храм был в значительной степени перестроен в 9 веке на первоначальной платформе V века, и в нем повторно использовалось как можно больше частей, например, окна конца V века. -вековой храм. Внешняя стена храма разделена в нескольких местах, при этом богатое архитектурное убранство, состоящее из решеток, фигур ( митхунас ), ниш и декоративных панелей ( удгама ) стиля Пратихара на разных уровнях крепится , что придает храму необычный и интересный вид. появление. Визуально и архитектурно отделенная периферийным выступом внешней стены святилища, вскоре после этого была возведена его башня. [ 15 ]
Лингам
[ редактировать ]
Внутри небольшого святилища ( гарбхагриха высотой примерно 4,67 фута (1,42 м) ) находится Шивалингам с четырьмя лицами ( мукхалинга ) со сложной прической, три из которых излучают спокойствие, медитируют с закрытыми глазами и улыбаются. Четвертое лицо Шивы показано энергичным и действующим, с широко открытым ртом, поднятыми ноздрями и слегка выпученными открытыми глазами, что, вероятно, является ужасным аспектом в его форме Бхайравы . Стелла Крамриш датирует лингам внутри этого храма 8 веком. [ 24 ] Лица мукхалинга представляют аспекты Панчамукхи иконографии Шивы, где Татпуруша, Агхора (Бхайрава, Рудра), Вамадева и Садьоджата обращены к четырем основным направлениям, в то время как Ишана пятый находится за пределами пространства, всех направлений и времени как бесформенный абсолют в индуизме. богословие. Они символизируют творение (Вамадева), поддержание (Татпуруша), разрушение (Агхора) и интроспективные тонкие рефлексивные аспекты Садйоджаты Шивы как метафизического Брахмана . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Трельяж: каменное окно
[ редактировать ]
Три окна Джали , которые пропускают мало света в темное святилище, являются одной из достопримечательностей храма. Его многослойная композиция и декоративные фигуры значительно более сложны, чем Джалис в храме Парвати, и с художественной точки зрения более репрезентативны для местных украшений. Собственно оконное полотно состоит из двух оболочек с богато профилированными, напоминающими деревянные модели, решетками внутри и тремя небольшими аркадами снаружи, выполненными в виде подковообразных арок . Многоугольные ломаные столбы, стоящие на кубическом основании, имеют вершину в форме тыквы ( амалака ) и заканчиваются блочной приставкой с панелью абако .
Во всех трех окнах внизу изображена играющая музыка и танцующие Ганы, а также симметрично расположенные речные богини Ганга и Ямуна, появляющиеся в дополнение к своим ваханам , в данном случае каждая из которых является речным чудовищем ( Макарой ). Утопленные крепления рамы ( шаха ) богато декорированы.
Другие храмы
[ редактировать ]Примерно в 400 метрах к югу от места археологических раскопок Нахна находятся еще относительно новые храмы (храм Телия Мадх, храм Рупани), в которые при их более позднем создании были вставлены многие вековые фигуры и детали рельефа из разрушенных храмов Гуптов. Руины вокруг этого места позволяют предположить, что в Нахне раньше было еще несколько храмов эпохи Гуптов.
В непосредственной близости от Главной зоны установлено старое каменное окно V века с замочными отверстиями в форме подковы и несколько найденных скульптур.
Среда
[ редактировать ]Несколько небольших археологических памятников находятся в радиусе 15 км от Нахны: Пипария, Хох, Бхумара и другие. Их также относят к периоду Гуптов, но они гораздо менее известны и исследованы. В 1979 году храм Шивы в Бхумаре был восстановлен; это один из наиболее хорошо сохранившихся. Храм Гупта в Тигаве расположен примерно в 80 км к юго-западу, вместе с еще одним храмом Гупта в Санчи . Руины буддийских ступ Бхархута находятся в 12 км к востоку. Храм Дашаватара находится в Деогархе.
Значение
[ редактировать ]Каменная архитектура и произведения искусства на месте храма сохранились, а кирпичные храмы — нет. Среди каменных рельефов есть некоторые из самых ранних известных фризов Рамаяны, такие как сцена, где Равана появляется перед Ситой, притворяясь монахом-отшельником, просящим еды, в то время как на самом деле он пытается заставить ее пересечь защитную Лакшмана Рекху , чтобы он мог похитить ее. [ 8 ] Другие сцены Рамаяны , изображенные на панелях сайта Нахна, являются одними из наиболее устойчивых древних визуальных повествований эпоса. [ примечание 2 ] по значению сравнимы с найденными в храме Вишну в Деогархе. Однако это не самые старые известные изображения Рамаяны , такие как те, что были найдены на стоянке Бхархут и датированы 2 веком до нашей эры, а на стоянке Санчи обычно датируются 1 веком до нашей эры - 1 веком нашей эры. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В конце XIX века храм Парвати находился в лучшем состоянии: его передвижные стены и каменная целла второго этажа остались неповрежденными. Это провалилось, и научные исследования после 1950 года основывались на фотографиях колониальной эпохи, а также на посещениях и археологических открытиях на этом месте. [ 15 ]
- ^ Четыре из исследованных сцен, найденных на месте Нахны: [а] Равана, притворяющийся монахом, просящим милостыню у Ситы; [б] Расстроенная Сита упрекает Лакшману, который закрывает ему уши рукой, потому что не хочет этого слышать; [c] Рама не решается пустить стрелу, чтобы убить героического Вали, который выглядит так же, как Сугрива; [г] Лидеры армии обезьян, включая Ханумана, выражают почтение Раме. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Храм Начна Кутара Парвати» . Археологическая служба Индии, Бхопалский круг.
- ^ Харди, Адам (2014). «Формы храма Нагара: реконструкция утраченного происхождения» . Журнал истории и социальных наук . 5 . ISSN 2229-5798 .
- ^ Пол Ниетупски; Джоан О'Мара (2011). Чтение азиатского искусства и артефактов: окна в Азию в кампусах американских колледжей . Издательство Университета Лихай. п. 52. ИСБН 978-1-61146-072-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ульрих Визнер (1978). Непальская храмовая архитектура: ее характеристики и связь с развитием Индии . Брилл. стр. 45–51. ISBN 90-04-05666-1 .
- ^ Радхакумуд Мукерджи (1959). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс. п. 146.ISBN 978-81-208-0440-1 .
- ^ Jump up to: а б с Джордж Мичелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. стр. 95–96. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- ^ BC Шукла (1990), Самая ранняя надпись о поклонении Раме , Труды Индийского исторического конгресса, Vol. 51, стр. 838-841.
- ^ Jump up to: а б Кодаганаллур Рамасвами Шриниваса Айенгар (2005). Азиатские вариации Рамаяны . Сахитья Академия. стр. 126–127, 9 с фотографической пластиной 3. ISBN. 978-81-260-1809-3 .
- ^ Jump up to: а б с Мандат Бозе (2004 г.). Возвращение к Рамаяне . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 337, 355. ISBN 978-0-19-516832-7 .
- ^ Свати Митра. Храмы Мадхья-Прадеша . Гудэрт. стр. 40–41. ISBN 978-93-80262-49-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и А. Каннингем, Бунделькханд и Рева , Отчет ASI Vol. 21, стр. 95-99
- ^ Jump up to: а б Пиа Бранкаччо (2010). Буддийские пещеры в Аурангабаде: трансформации в искусстве и религии . Брилл. стр. 100–101. ISBN 978-90-04-18525-8 .
- ^ Аджай Митра Шастри (1997). Вакатаки: источники и история . Арийские книги International. п. 179. ИСБН 978-81-7305-123-4 .
- ^ Пиа Бранкаччо (2010). Буддийские пещеры в Аурангабаде: трансформации в искусстве и религии . Брилл. стр. 99–101 с изображениями на страницах 308–310. ISBN 978-90-04-18525-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джоанна Готфрид Уильямс (1982). Искусство Гупта Индия: Империя и провинция . Издательство Принстонского университета. стр. 40–48, 105–107 с фото 149. ISBN. 978-0-691-10126-2 .
- ^ Мадхусудан А. Даки (2005). Узоры индийского храма . Американский институт индийских исследований. стр. 100-1 60–61. ISBN 978-81-246-0223-2 .
- ^ Мукерджи, Радхакумуд (2007). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс. п. 146.ISBN 9788120804401 .
- ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . Брилл. п. 160. ИСБН 9789004064980 .
- ^ Библиотеки Вашингтонского университета, Отдел специальных коллекций Храм Накна Кутар Парвати . Цифровые коллекции UW. Проверено 20 июля 2015 г.
- ^ Майкл В. Мейстер (1986), О развитии морфологии символической архитектуры: Индия , RES: Антропология и эстетика, № 12 (осень 1986 г.), University of Chicago Press, стр. 45 с рисунком 4
- ^ Jump up to: а б Самбит Датта; Дэвид Бейнон (2016). Цифровые архетипы: адаптация ранней храмовой архитектуры в Южной и Юго-Восточной Азии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 54–59. ISBN 978-1-317-15093-0 .
- ^ Jump up to: а б Майкл В. Мейстер (1986), О развитии морфологии символической архитектуры: Индия , RES: Антропология и эстетика, № 12 (осень 1986 г.), University of Chicago Press, страницы 33–50.
- ^ Рамакришна, Лалита (сентябрь 2018 г.). «Великие храмы Мадхья-Прадеша». Таттвалока . ХLI (6). Шрингери : Образовательный фонд Шри Абхинава Видьятира Махасвамигала: 47–52. ISSN 0970-8901 .
- ^ Стелла Крамриш (30 апреля 1994 г.). Изучение сакрального искусства Индии . Мотилал Банарсидасс. стр. 258–259. ISBN 978-81-208-1208-6 .
- ^ Стелла Крамриш (30 апреля 1994 г.). Изучение сакрального искусства Индии . Мотилал Банарсидасс. стр. 143–145. ISBN 978-81-208-1208-6 .
- ^ Пратападитья Пал (1985). Искусство Непала: Каталог художественной коллекции Музея округа Лос-Анджелес . Издательство Калифорнийского университета. стр. 109–110. ISBN 978-0-520-05407-3 .
- ^ Махадев Чакраварти (1986). Концепция Рудры-Шивы на протяжении веков . Мотилал Банарсидасс. стр. 160–173. ISBN 978-81-208-0053-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 .
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Майкл В. Мейстер и др. (Ред.): Энциклопедия индийской храмовой архитектуры. Северная Индия — основы североиндийского стиля Издательство Принстонского университета, Принстон, 1988 г., ISBN 0-691-04053-2 , с. 39 ф.
- Майкл В. Мейстер, М. А. Даки (ред.): Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: Северная Индия - период ранней зрелости Princeton University Press, Принстон, 1991, ISBN 0-691-04053-2 , с. 69 и далее.
- Джордж Мичелл (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Джоанна Готфрид Уильямс: Искусство Гупты Индия: Империя и провинция Издательство Принстонского университета, Принстон, 1982, ISBN 0-691-03988-7 , стр. 105–114.
- Р.Д. Триведи: Храмы периода Пратихара в Центральной Индии. Археологическая служба Индии, Нью-Дели, 1990, стр. 125 и далее.
- Джордж Мичелл: Индуистский храм: архитектура мировой религии. ДюМон, Кельн, 1991 г., ISBN 3-7701-2770-6 , с. 122ф.
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Проблема храмов с плоской крышей в Северной Индии , Одетта Вьенно, Азиатское искусство (1968, на французском языке, рис. 22-24: фотографии храмов Нахны 1919 года, Обсуждение: стр. 30–32)