Храм Бхумара
Храм Бхумара Храм Бхаркулесвар | |
---|---|
Каменный храм Шивы V или VI века. | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Сатна [ 2 ] |
Божество | Шива , Картикея, Ганеша, Сурья, Брахма, Кама, Дурга и другие. [ 1 ] |
Расположение | |
Расположение | Бхумра, Нагод |
Состояние | Мадхья-Прадеш |
Страна | Индия |
Географические координаты | 24 ° 25'42,1 "N 80 ° 38'29,6" E / 24,428361 ° N 80,641556 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Страна |
Завершенный | 5-й или 6-й век [ 3 ] [ 4 ] |
Храм Бхумара , иногда называемый Бхумра , Бхубхара или Бхаркулесвар V или VI века, , представляет собой индуистский каменный храм эпохи Гуптов посвященный Шиве , недалеко от Сатны , в индийском штате Мадхья-Прадеш . [ 4 ] [ 3 ] [ 5 ] Храм имеет квадратную форму со святилищем и мандапой. [ 6 ] Хотя большая его часть находится в руинах, сохранилось достаточно храмовых построек и произведений искусства для научных исследований. Храм примечателен как один из первых примеров архитектуры, включавшей замкнутый концентрический прадакшина-патха (обходной путь). Как и другие индуистские храмы ранней эпохи Гуптов, он включает в себя украшенный вход в святилище, окруженный богинями Ганги и Ямуны, а также скульптуры с замысловатой резьбой. [ 2 ] [ 7 ]
Храмовый экамукха-лингам, мукхалинга или лингам с изображением головы Шивы , является хорошо изученным примером искусства Гуптов . Храмовые рельефы включают рельефы Махишасуры-мардини (Дурги), Ганеши, Брахмы, Вишну, Ямы, Куберы, Картикеи, Сурьи, Камы и других. [ 1 ] [ 6 ] [ 8 ]
скульптура V века Рельефная в храме Бхумара важна тем, что является одним из самых ранних известных скульптурных изображений Ганеши . [ 9 ] [ 10 ]
Многие из разрушенных частей храма Бхумара были перенесены в музеи, особенно в Калькутту и Аллахабадский музей . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Широко изученное изображение Ганеши с сидящим на коленях Шакти в Бхумаре было приобретено Бостонским музеем изящных искусств в 1920-х годах и находится там сейчас. [ 14 ] [ 15 ]
Расположение
[ редактировать ]Деревня и храм Бхумара расположены на преимущественно кустарниковом холмистом плато примерно в 12 милях (19 км) к северо-западу от города Унчехра , недалеко от холмов Кхамха и Монна. Это примерно в 40 километрах (25 миль) к юго-западу от города Сатна , примерно в 35 километрах (22 мили) к югу от Нагода и примерно в 110 километрах (68 миль) к северо-северо-востоку от Катни, ближайшей местной железнодорожной станции. [ 2 ] [ 16 ] Храм находится на высоте 1500 футов, среди лесов. [ 17 ]
История
[ редактировать ]Археолог Александр Каннингем посетил место Бхумара, чтобы подтвердить местные сообщения о Тари патаре (стоящем камне) во время своего тура по центральноиндийскому региону в 1873–1874 годах. Он нашел камень и важную надпись Бхумра, которую опубликовал, но пропустил храм, который тогда был в основном покрыт лесом из кустарников и манго, харитаки и амалака деревьев . Джон Фейтфул Флит перевел надпись в 1888 году, и в ней упоминались два короля по имени Хастин и Сарванатха. Надпись на колонне также описывала границу между их королевствами и давала дату надписи по древнеиндийскому календарю, которая равна 484 году нашей эры. [ 18 ]
Десятилетия спустя, в период 1919-1920 годов, Археологическая служба Индии направила художника-зарисовщика по имени Вартекар и фотографа по имени Джоглекар вместе, чтобы они снова посетили это место. Они стремились проверить утверждения местных жителей о многих руинах храмов на плато и северной стороне холмов. Густой лес ограничивал возможности их поисков, но они нашли храм Бхумара. Они сообщили, что это была небольшая однокамерная постройка с плитной крышей возле необычного земляного холма, и что дверь храма была «великолепно вырезана». [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
В первом отчете указывалось, что из храма торчали камни, а это означало, что изначально храм был намного больше. Они также сообщили, что его окружали разбитые колонны и руины. [ 17 ] [ 18 ] Затем Археологическая служба Индии направила большую команду, которая раскопала курган и обнаружила множество скульптур. Среди них была панель в форме окна чайтья с круглым медальоном и скульптура Ганеши , перемешанные остатки мандапы и частей храма. [ 18 ] Затем территорию расчистили от лесной растительности, а первый ремонт храма был проведен в начале 1920-х годов. Во время уборки, расчистки и ремонта, по словам Банерджи, было найдено еще много «скульптур и их фрагментов, фрагментов колонн, перемычек, косяков с множеством изображений». [ 18 ]
Встречаться
[ редактировать ]Храм Бхумара Шивы датируется по-разному. По предварительным оценкам 1920-х годов, это время относилось либо ко второй половине V, либо к началу VI века. Благодаря дополнительному анализу надписей и сравнительному изучению его дизайна с другими храмами эпохи Гуптов, храм обычно датируется концом пятого века. По словам Хизер Элгуд, это храм V века. [ 20 ] Фредерик Ашер датирует это примерно 475 годом нашей эры. [ 21 ] Майкл Мейстер и другие датируют его концом V века. [ 6 ] [ 22 ] Джордж Мичелл утверждает, что точная датировка храма Бхумара Шивы, храма Нахна Парвати и храма Деогарха Вишну неизвестна, но они существовали к VI веку. [ 23 ]
Описание
[ редактировать ]
Храм Шивы в Бхумаре стоит на платформе высотой примерно 1,4 метра (4 фута 7 дюймов) ( Джагати ), которая по размерам сравнима с двумя храмами Нахны. Лестница ведет на платформу, ступеньки имеют длину 11,25 футов (3,43 м) и ширину 8,43 фута (2,57 м). [ 24 ] На вершине платформы расположены две концентрические камеры квадратного плана. Меньшая внутренняя площадь представляет собой гарбхагриху без окон со стороной 15,17 футов (4,62 м). [ 24 ] Внешний квадрат имеет сторону 35 футов (11 м). Пространство между внутренней комнатой святилища и внешней служило замкнутым пространством для обхода. Неясно, были ли на стенах внешней площади какие-либо решетчатые окна, как в храме Нахна, поскольку раскопки не выявили храм целиком. Ступеньки, ведущие к святилищу, окружены двумя меньшими платформами размером примерно 8,17 футов (2,49 м) на 5,67 футов (1,73 м), на каждой из которых находится небольшая святыня. [ 24 ] Собранные руины позволяют предположить, что в храме, вероятно, было три входа. [ 25 ]
Перед ним расположено открытое крыльцо с колоннами ( мандапа ), поэтому первоначальное впечатление от храма кажется примерно таким же, как в Тигаве и Санчи. Мандапа составляла 29,83 фута (9,09 м) на 13 футов (4,0 м). [ 24 ] Разрушенное строение, которое можно увидеть с начала 20-го века, представляет собой внутреннее святилище с замысловатой резьбой, платформой, лестницей и остатками стен. [ 24 ] Крыша храма была простой и состояла из огромных плоских плит. [ 26 ]
Рельефы и украшения
[ редактировать ]
Три внешние стены святилища лишены какого-либо украшения. Они представляют собой гладкий красный песчаник. Сторона с входом в святилище украшена сложной резьбой и декором. Дверь святилища состоит из резной перемычки, двух резных косяков и подоконника. Справа - богиня Ганга, стоящая на своей вахане - макаре (мифическое существо, похожее на крокодила), слева - богиня Ямуна, стоящая на своей вахане - черепахе. [ 27 ] Рядом с ними стоят служители, но их изображения слишком изуродованы. Над этими богинями расположены три параллельные полосы резьбы. Самая дальняя полоса изображает цветущий лотос, один из которых дает начало другому над ним. [ 27 ] Средняя полоса с обеих сторон состоит из четырех ниш с человеческими фигурами. Внутренняя полоса сходится к центру перемычки, где вырезан Шива. Скульптура была испорчена, но ее лоб остался нетронутым, там, где сохранился третий глаз. Кроме того, до сих пор можно различить его серьги, колье и украшения из жемчуга. [ 27 ]
Шива Лингам
[ редактировать ]Среди наиболее важных артефактов Бхумары — Шивалингам с рельефным бюстом ди, занимающим почти всю высоту лингама. [ 28 ] Лингамы с лицами называются мукхалинга , а одноликие — экамукха лингами . Индийские археологи, посетившие храм Бхумара примерно в 1920 году, обнаружили несколько поврежденный лингам экамукха , встроенный в каменный тротуар святилища. Его высота составляет 6,08 футов (1,85 м), он установлен на грубом квадратном блоке внизу со стороной 3,08 фута (0,94 м). [ 28 ] Линга представляет собой гладкий цилиндр, на одной из сторон которого вырезано лицо Шивы. Это лицо совпадает с лицом на верхней перемычке в дверном проеме святилища. [ 28 ]
Линга Бхумара Шива носит украшенную драгоценными камнями корону, ожерелье и жемчужные украшения. [ 28 ] Он изображен со спутанными волосами, на плечах несколько прядей. Его волосы собраны в пучок наверху, где находится тонкий полумесяц. На его лбу есть третий глаз. Его нос сломан, вероятно, намеренно. [ 28 ] По словам Банерджи, лицо Шивы на лингаме хорошо пропорционально, но оно не так «красиво, как лицо на дверной перемычке святилища» или древний лингам экамукха, найденный в Кохе, Мадхья-Прадеш. [ 28 ]
Руины Бхумары
[ редактировать ]
В ходе раскопок в Бхумаре были обнаружены многочисленные скульптуры, обломки стен и статуй, а также разрушенные части мандап. Найденные фрагменты включали части другого дверного проема с замысловатой резьбой, большего размера, чем тот, что находился в святилище. [ 29 ] Там были речные богини Ямуна (достаточно сохранившаяся) и Ганга (сломанная), но в непосредственной близости от них камень был гладким, в отличие от дверного проема святилища. Найденные части этого сломанного дверного проема показывают, что над головой богини также было три резных полосы. [ 29 ] Этот дверной проем, вероятно, был частью мандапы. [ 29 ] Части сломанных перемычек, найденные на этом месте, демонстрируют фигуры эротов в том же стиле, что и в древних храмах Коха. [ 26 ] Обнаруженные в руинах фрагменты, собранные вместе, показывают, что они неполные, а некоторые части утеряны. [ 26 ]
Другие руины, найденные на этом месте, включали части пилястр и колонн. Они были квадратными, шестиугольными, восьмиугольными или двенадцатиугольными в поперечном сечении. Самый крупный из них имел квадратное основание. Некоторые были гладкими, некоторые резными. Найденные фрагменты показывают, что верхняя и нижняя части имели резьбу. [ 29 ] Многие демонстрируют листву и узоры, которые сейчас называют стилем арабески. Мотивы лотоса распространены. Некоторые шахты колонн имеют огромные киртимукхи на каждой стороне. Некоторые киртимукхи изображаются с гирляндами, свисающими изо рта. [ 30 ]
Рядом с платформой Мандапа также были обнаружены обширные руины плит. На них вырезаны различные мотивы и фигуры. На них изображены люди в их повседневной жизни, воины, ганы (карлики), держащие различные предметы, такие как меч в одной руке и лотос в другой, некоторые люди с чисто выбритыми головами, а другие с замысловатыми прическами. Музыканты, танцоры, сидящие группы мужчин и женщин, животные, цветы и другие сцены помещены в медальоны. [ 31 ] На восстановленных стеновых панелях храма Бхумара Шивы изображен аватар Вишну Нарасимха, дующий в раковину, Кришна и другие. [ 32 ] Другие важные находки включают в себя находки Натараджи , Ганеши, одноликого Картикеи, Сурьи, Дурги в ее форме Махишасура-мардини, [ 33 ] Брахма , Индра , Яма, Кубера, Кама и другие. [ 8 ] [ 1 ]
Сравнение с храмом Нахна.
[ редактировать ]Часть серии о |
Шиваизм |
---|
![]() |
![]() |
Храм Бхумара, за исключением некоторых существенных отличий, по своему плану очень похож на храм Нахна, расположенный примерно в 50 километрах (31 миле) к западу от Бхумары. Различия заключаются в том, что в Бхумаре не было второго этажа, как в храме Нахна, и в нем были две небольшие святыни возле ступенек главного храма. [ 34 ] Сходства включают квадратное святилище, окруженное обходной дорожкой и окруженное концентрической каменной камерой. Оба были построены на приподнятой платформе, имели лестничные входы и мандапу с колоннами впереди. [ 34 ] Размер и закрытая территория святилища и внешней камеры были одинаковыми. В обоих случаях в качестве строительного материала использовался красный песчаник, раствор не использовался, и каждый из них опирался на кладку из тесаного камня. [ 34 ]
Значение
[ редактировать ]Храм Гуптов в Бхумаре — важный храм шиваизма эпохи Гуптов в древней Индии. Это самый ранний известный храм, в котором Ганеша и Шакти изображены вместе, где богиня Винаяки сидит у него на коленях и держит чашу с батасами или модаками (сладостями). в левой руке [ 9 ] Он также изображал Ганешу в различных формах, наряду с другими ведическими и пураническими богами и богинями индуизма. Это было частью свидетельства, подтверждающего важность Ганеши в индуистском богословии в V веке. [ 9 ] [ 35 ]
Храм Бхумара примечателен тем, что является ранней иллюстрацией иконографии шиваизма и включением в него тем вайшнавизма и шактизма. Рельефы Бхумары включают ранние Натараджу и Картикею, сидящих на павлине. [ 36 ]
В совокупности с другими храмами эпохи Гуптов и произведениями искусства вайшнавизма и шактизма, храм Бхумара свидетельствует об изощренности ремесленников древней Индии IV и V веков. [ 36 ] [ 37 ] Более поздние подобные открытия, такие как руины храма, обнаруженные с надписями, датированными 448 годом нашей эры, на месте Динаджпура в древней Бенгалии (ныне в Бангладеш ), предполагают, что к V веку искусство и храмы процветали. [ 38 ] [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Радхакумуд Мукерджи (1959). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс. п. 146.ISBN 978-81-208-0440-1 .
- ^ Jump up to: а б с «Храм Бхумра» . Археологическая служба Индии, Бхопалский круг.
- ^ Jump up to: а б Хизер Элгуд (2000). Индуизм и религиозные искусства . Издательство Блумсбери. п. 144. ИСБН 978-0-8264-9865-6 . , Цитата: «Другими примерами являются храм Шивы пятого века в Бхумаре, в котором есть прекрасный экамукха (одноликий) лингам, храм Дасаватара шестого века в Деогархе (...)».
- ^ Jump up to: а б Джордж Мичелл 1988 , с. 39, 95.
- ^ Бхумра (Бхумара) Храм Шивы, вид с юга, династия Гупта, Индия, ок. V-VI века нашей эры. К. Кришна Гайрола (1975), Вашингтонский университет.
- ^ Jump up to: а б с Ульрих Визнер (1978). Непальская храмовая архитектура: ее характеристики и связь с развитием Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 46–48. ISBN 90-04-05666-1 .
- ^ Ульрих Визнер (1978). Непальская храмовая архитектура: ее характеристики и связь с развитием Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 46–48, 74. ISBN. 90-04-05666-1 .
- ^ Jump up to: а б Banerji 1998 , стр. 9–10, с иллюстрациями XII-XV.
- ^ Jump up to: а б с Роберт Л. Браун (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 50–55, 120. ISBN. 978-0-7914-0656-4 .
- ^ Раман Сукумар (2003). Живые слоны: эволюционная экология, поведение и охрана . Издательство Оксфордского университета. стр. 67–68. ISBN 978-0-19-802673-0 .
- ^ Капила Вацяян (2006). Культурное наследие Индии: Искусство . РМИЦ. стр. 100-1 428–432. ISBN 978-81-87332-48-0 .
- ^ Сатиш Чандра Кала (1980). Терракоты в Аллахабадском музее . Публикации Абхинава. п. viii. ISBN 978-0-391-02234-8 .
- ^ Прамод Чандра; Кришна Дева; Шива Даял Триведи (1970). Каменная скульптура в Аллахабадском музее: описательный каталог . Американский институт индийских исследований. стр. 73–78, 194.
- ^ Гудрун Бюнеманн (2008). Тантрические формы Ганеши согласно Видьярнаватантре . ДК. стр. 19 с примечанием 49. ISBN. 978-81-246-0453-3 .
- ^ Музей изящных искусств, Бостон (1971). Музей изящных искусств, Бостонский бюллетень: Vols. XXV-XXVIII, 1927-1930 гг . Арно Пресс. п. 30.
- ^ Баннеры 1998 , стр. 1–3.
- ^ Jump up to: а б с АСИ 1920 , стр. 107–108.
- ^ Jump up to: а б с д и Баннеры 1998 , стр. 2–3.
- ^ Тапати Гуха-Тхакурта (2004). Памятники, предметы, истории: институты искусства в колониальной и постколониальной Индии . Издательство Колумбийского университета. стр. 330, сноска 23. ISBN. 978-0-231-50351-8 .
- ^ Хизер Элгуд (2000). Индуизм и религиозные искусства . Издательство Блумсбери. п. 144. ИСБН 978-0-8264-9865-6 .
- ^ Фредерик М. Ашер (1980). Искусство Восточной Индии: 300–800 . Университет Миннесоты Пресс. п. 27. ISBN 978-1-4529-1225-7 .
- ^ Майкл В. Мейстер (1984). Беседы о Шиве . Издательство Пенсильванского университета. п. 494. ИСБН 978-0-8122-7909-2 .
- ^ Джордж Мичелл 1988 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с д и Баннеры 1998 , стр. 3–4.
- ^ Баннеры 1998 , стр. 6-7.
- ^ Jump up to: а б с Баннеры 1998 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с Баннеры 1998 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Баннеры 1998 , стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б с д Banerji 1998 , стр. 5–6, с иллюстрациями IV-XI.
- ^ Banerji 1998 , стр. 6–7, с таблицами IV-XI.
- ^ Banerji 1998 , стр. 8–9, с таблицами IV-XI.
- ^ Баннеры 1998 , стр. 9-10.
- ^ Александра Анна Энрика ван дер Гир (2008). Животные в камне: индийские млекопитающие, созданные сквозь время . БРИЛЛ Академик. стр. 129–130. ISBN 90-04-16819-2 .
- ^ Jump up to: а б с Баннеры 1998 , с. 3.
- ^ Пратападитья Пал (1995). Ганеша, Милосердный . Публикации Марга. стр. 142–143. ISBN 978-81-85026-31-2 .
- ^ Jump up to: а б Фредерик М. Ашер (1980). Искусство Восточной Индии: 300–800 . Университет Миннесоты Пресс. стр. 27, 41, 49. ISBN. 978-1-4529-1225-7 .
- ^ Стелла Крамриш (1983). Изучение сакрального искусства Индии: избранные сочинения Стеллы Крамриш . Мотилал Банарсидасс. стр. 200–202. ISBN 978-0-8122-7856-9 .
- ^ Ульрих Визнер (1978). Непальская храмовая архитектура: ее характеристики и связь с развитием Индии . БРИЛЛ Академик. п. 47. ИСБН 90-04-05666-1 .
- ^ Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон. стр. 527–528. ISBN 978-81-317-1120-0 .
Литература
[ редактировать ]- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 .
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Джордж Мичелл (1988), Индуистский храм: введение в его значение и формы , University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-53230-1
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 .
- Банерджи, Р.Д. (1998), Храм Шивы в Бхумаре , Мемуары Археологической службы Индии № 16 (год происхождения 1924),
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ASI (1920), Отчет о работе Западного круга ASI 1920 , Археологическая служба Индии,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Майкл В. Мейстер (ред.): Энциклопедия индийской храмовой архитектуры. Северная Индия - основы североиндийского стиля Издательство Принстонского университета, Принстон, 1988 г., ISBN 0-691-04053-2 , стр. 40 и далее.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с храмом Бхумара , на Викискладе?