Jump to content

Храм Бхумара

Координаты : 24 ° 25'42,1 "N 80 ° 38'29,6" E  /  24,428361 ° N 80,641556 ° E  / 24,428361; 80.641556
(Перенаправлено с Бхумары )
Храм Бхумара
Храм Бхаркулесвар
Каменный храм Шивы V или VI века.
Каменный храм Шивы V или VI века.
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Сатна [ 2 ]
Божество Шива , Картикея, Ганеша, Сурья, Брахма, Кама, Дурга и другие. [ 1 ]
Расположение
Расположение Бхумра, Нагод
Состояние Мадхья-Прадеш
Страна Индия
Храм Бхумара расположен в Индии.
Храм Бхумара
Показано в Индии
Географические координаты 24 ° 25'42,1 "N 80 ° 38'29,6" E  /  24,428361 ° N 80,641556 ° E  / 24,428361; 80.641556
Архитектура
Стиль Страна
Завершенный 5-й или 6-й век [ 3 ] [ 4 ]

Храм Бхумара , иногда называемый Бхумра , Бхубхара или Бхаркулесвар V или VI века, , представляет собой индуистский каменный храм эпохи Гуптов посвященный Шиве , недалеко от Сатны , в индийском штате Мадхья-Прадеш . [ 4 ] [ 3 ] [ 5 ] Храм имеет квадратную форму со святилищем и мандапой. [ 6 ] Хотя большая его часть находится в руинах, сохранилось достаточно храмовых построек и произведений искусства для научных исследований. Храм примечателен как один из первых примеров архитектуры, включавшей замкнутый концентрический прадакшина-патха (обходной путь). Как и другие индуистские храмы ранней эпохи Гуптов, он включает в себя украшенный вход в святилище, окруженный богинями Ганги и Ямуны, а также скульптуры с замысловатой резьбой. [ 2 ] [ 7 ]

Храмовый экамукха-лингам, мукхалинга или лингам с изображением головы Шивы , является хорошо изученным примером искусства Гуптов . Храмовые рельефы включают рельефы Махишасуры-мардини (Дурги), Ганеши, Брахмы, Вишну, Ямы, Куберы, Картикеи, Сурьи, Камы и других. [ 1 ] [ 6 ] [ 8 ]

скульптура V века Рельефная в храме Бхумара важна тем, что является одним из самых ранних известных скульптурных изображений Ганеши . [ 9 ] [ 10 ]

Многие из разрушенных частей храма Бхумара были перенесены в музеи, особенно в Калькутту и Аллахабадский музей . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Широко изученное изображение Ганеши с сидящим на коленях Шакти в Бхумаре было приобретено Бостонским музеем изящных искусств в 1920-х годах и находится там сейчас. [ 14 ] [ 15 ]

Расположение

[ редактировать ]

Деревня и храм Бхумара расположены на преимущественно кустарниковом холмистом плато примерно в 12 милях (19 км) к северо-западу от города Унчехра , недалеко от холмов Кхамха и Монна. Это примерно в 40 километрах (25 миль) к юго-западу от города Сатна , примерно в 35 километрах (22 мили) к югу от Нагода и примерно в 110 километрах (68 миль) к северо-северо-востоку от Катни, ближайшей местной железнодорожной станции. [ 2 ] [ 16 ] Храм находится на высоте 1500 футов, среди лесов. [ 17 ]

Археолог Александр Каннингем посетил место Бхумара, чтобы подтвердить местные сообщения о Тари патаре (стоящем камне) во время своего тура по центральноиндийскому региону в 1873–1874 годах. Он нашел камень и важную надпись Бхумра, которую опубликовал, но пропустил храм, который тогда был в основном покрыт лесом из кустарников и манго, харитаки и амалака деревьев . Джон Фейтфул Флит перевел надпись в 1888 году, и в ней упоминались два короля по имени Хастин и Сарванатха. Надпись на колонне также описывала границу между их королевствами и давала дату надписи по древнеиндийскому календарю, которая равна 484 году нашей эры. [ 18 ]

Десятилетия спустя, в период 1919-1920 годов, Археологическая служба Индии направила художника-зарисовщика по имени Вартекар и фотографа по имени Джоглекар вместе, чтобы они снова посетили это место. Они стремились проверить утверждения местных жителей о многих руинах храмов на плато и северной стороне холмов. Густой лес ограничивал возможности их поисков, но они нашли храм Бхумара. Они сообщили, что это была небольшая однокамерная постройка с плитной крышей возле необычного земляного холма, и что дверь храма была «великолепно вырезана». [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

Поврежденные статуи найдены в руинах Бхумары.

В первом отчете указывалось, что из храма торчали камни, а это означало, что изначально храм был намного больше. Они также сообщили, что его окружали разбитые колонны и руины. [ 17 ] [ 18 ] Затем Археологическая служба Индии направила большую команду, которая раскопала курган и обнаружила множество скульптур. Среди них была панель в форме окна чайтья с круглым медальоном и скульптура Ганеши , перемешанные остатки мандапы и частей храма. [ 18 ] Затем территорию расчистили от лесной растительности, а первый ремонт храма был проведен в начале 1920-х годов. Во время уборки, расчистки и ремонта, по словам Банерджи, было найдено еще много «скульптур и их фрагментов, фрагментов колонн, перемычек, косяков с множеством изображений». [ 18 ]

Встречаться

[ редактировать ]

Храм Бхумара Шивы датируется по-разному. По предварительным оценкам 1920-х годов, это время относилось либо ко второй половине V, либо к началу VI века. Благодаря дополнительному анализу надписей и сравнительному изучению его дизайна с другими храмами эпохи Гуптов, храм обычно датируется концом пятого века. По словам Хизер Элгуд, это храм V века. [ 20 ] Фредерик Ашер датирует это примерно 475 годом нашей эры. [ 21 ] Майкл Мейстер и другие датируют его концом V века. [ 6 ] [ 22 ] Джордж Мичелл утверждает, что точная датировка храма Бхумара Шивы, храма Нахна Парвати и храма Деогарха Вишну неизвестна, но они существовали к VI веку. [ 23 ]

Описание

[ редактировать ]
Святилище храма Бхумара среди руин, фото 1919 года. Храм частично восстановлен.

Храм Шивы в Бхумаре стоит на платформе высотой примерно 1,4 метра (4 фута 7 дюймов) ( Джагати ), которая по размерам сравнима с двумя храмами Нахны. Лестница ведет на платформу, ступеньки имеют длину 11,25 футов (3,43 м) и ширину 8,43 фута (2,57 м). [ 24 ] На вершине платформы расположены две концентрические камеры квадратного плана. Меньшая внутренняя площадь представляет собой гарбхагриху без окон со стороной 15,17 футов (4,62 м). [ 24 ] Внешний квадрат имеет сторону 35 футов (11 м). Пространство между внутренней комнатой святилища и внешней служило замкнутым пространством для обхода. Неясно, были ли на стенах внешней площади какие-либо решетчатые окна, как в храме Нахна, поскольку раскопки не выявили храм целиком. Ступеньки, ведущие к святилищу, окружены двумя меньшими платформами размером примерно 8,17 футов (2,49 м) на 5,67 футов (1,73 м), на каждой из которых находится небольшая святыня. [ 24 ] Собранные руины позволяют предположить, что в храме, вероятно, было три входа. [ 25 ]

Перед ним расположено открытое крыльцо с колоннами ( мандапа ), поэтому первоначальное впечатление от храма кажется примерно таким же, как в Тигаве и Санчи. Мандапа составляла 29,83 фута (9,09 м) на 13 футов (4,0 м). [ 24 ] Разрушенное строение, которое можно увидеть с начала 20-го века, представляет собой внутреннее святилище с замысловатой резьбой, платформой, лестницей и остатками стен. [ 24 ] Крыша храма была простой и состояла из огромных плоских плит. [ 26 ]

Рельефы и украшения

[ редактировать ]
Резная дверь святилища, фотография 1919 года.

Три внешние стены святилища лишены какого-либо украшения. Они представляют собой гладкий красный песчаник. Сторона с входом в святилище украшена сложной резьбой и декором. Дверь святилища состоит из резной перемычки, двух резных косяков и подоконника. Справа - богиня Ганга, стоящая на своей вахане - макаре (мифическое существо, похожее на крокодила), слева - богиня Ямуна, стоящая на своей вахане - черепахе. [ 27 ] Рядом с ними стоят служители, но их изображения слишком изуродованы. Над этими богинями расположены три параллельные полосы резьбы. Самая дальняя полоса изображает цветущий лотос, один из которых дает начало другому над ним. [ 27 ] Средняя полоса с обеих сторон состоит из четырех ниш с человеческими фигурами. Внутренняя полоса сходится к центру перемычки, где вырезан Шива. Скульптура была испорчена, но ее лоб остался нетронутым, там, где сохранился третий глаз. Кроме того, до сих пор можно различить его серьги, колье и украшения из жемчуга. [ 27 ]

Шива Лингам

[ редактировать ]

Среди наиболее важных артефактов Бхумары — Шивалингам с рельефным бюстом ди, занимающим почти всю высоту лингама. [ 28 ] Лингамы с лицами называются мукхалинга , а одноликие — экамукха лингами . Индийские археологи, посетившие храм Бхумара примерно в 1920 году, обнаружили несколько поврежденный лингам экамукха , встроенный в каменный тротуар святилища. Его высота составляет 6,08 футов (1,85 м), он установлен на грубом квадратном блоке внизу со стороной 3,08 фута (0,94 м). [ 28 ] Линга представляет собой гладкий цилиндр, на одной из сторон которого вырезано лицо Шивы. Это лицо совпадает с лицом на верхней перемычке в дверном проеме святилища. [ 28 ]

Линга Бхумара Шива носит украшенную драгоценными камнями корону, ожерелье и жемчужные украшения. [ 28 ] Он изображен со спутанными волосами, на плечах несколько прядей. Его волосы собраны в пучок наверху, где находится тонкий полумесяц. На его лбу есть третий глаз. Его нос сломан, вероятно, намеренно. [ 28 ] По словам Банерджи, лицо Шивы на лингаме хорошо пропорционально, но оно не так «красиво, как лицо на дверной перемычке святилища» или древний лингам экамукха, найденный в Кохе, Мадхья-Прадеш. [ 28 ]

Руины Бхумары

[ редактировать ]
Гавакша Сурьей с ведическим божеством внутри , найденная в руинах Бхумары.
Ганеша , найденный в храме Бхумара, V-VI века нашей эры.

В ходе раскопок в Бхумаре были обнаружены многочисленные скульптуры, обломки стен и статуй, а также разрушенные части мандап. Найденные фрагменты включали части другого дверного проема с замысловатой резьбой, большего размера, чем тот, что находился в святилище. [ 29 ] Там были речные богини Ямуна (достаточно сохранившаяся) и Ганга (сломанная), но в непосредственной близости от них камень был гладким, в отличие от дверного проема святилища. Найденные части этого сломанного дверного проема показывают, что над головой богини также было три резных полосы. [ 29 ] Этот дверной проем, вероятно, был частью мандапы. [ 29 ] Части сломанных перемычек, найденные на этом месте, демонстрируют фигуры эротов в том же стиле, что и в древних храмах Коха. [ 26 ] Обнаруженные в руинах фрагменты, собранные вместе, показывают, что они неполные, а некоторые части утеряны. [ 26 ]

Другие руины, найденные на этом месте, включали части пилястр и колонн. Они были квадратными, шестиугольными, восьмиугольными или двенадцатиугольными в поперечном сечении. Самый крупный из них имел квадратное основание. Некоторые были гладкими, некоторые резными. Найденные фрагменты показывают, что верхняя и нижняя части имели резьбу. [ 29 ] Многие демонстрируют листву и узоры, которые сейчас называют стилем арабески. Мотивы лотоса распространены. Некоторые шахты колонн имеют огромные киртимукхи на каждой стороне. Некоторые киртимукхи изображаются с гирляндами, свисающими изо рта. [ 30 ]

Рядом с платформой Мандапа также были обнаружены обширные руины плит. На них вырезаны различные мотивы и фигуры. На них изображены люди в их повседневной жизни, воины, ганы (карлики), держащие различные предметы, такие как меч в одной руке и лотос в другой, некоторые люди с чисто выбритыми головами, а другие с замысловатыми прическами. Музыканты, танцоры, сидящие группы мужчин и женщин, животные, цветы и другие сцены помещены в медальоны. [ 31 ] На восстановленных стеновых панелях храма Бхумара Шивы изображен аватар Вишну Нарасимха, дующий в раковину, Кришна и другие. [ 32 ] Другие важные находки включают в себя находки Натараджи , Ганеши, одноликого Картикеи, Сурьи, Дурги в ее форме Махишасура-мардини, [ 33 ] Брахма , Индра , Яма, Кубера, Кама и другие. [ 8 ] [ 1 ]

Сравнение с храмом Нахна.

[ редактировать ]

Храм Бхумара, за исключением некоторых существенных отличий, по своему плану очень похож на храм Нахна, расположенный примерно в 50 километрах (31 миле) к западу от Бхумары. Различия заключаются в том, что в Бхумаре не было второго этажа, как в храме Нахна, и в нем были две небольшие святыни возле ступенек главного храма. [ 34 ] Сходства включают квадратное святилище, окруженное обходной дорожкой и окруженное концентрической каменной камерой. Оба были построены на приподнятой платформе, имели лестничные входы и мандапу с колоннами впереди. [ 34 ] Размер и закрытая территория святилища и внешней камеры были одинаковыми. В обоих случаях в качестве строительного материала использовался красный песчаник, раствор не использовался, и каждый из них опирался на кладку из тесаного камня. [ 34 ]

Значение

[ редактировать ]

Храм Гуптов в Бхумаре — важный храм шиваизма эпохи Гуптов в древней Индии. Это самый ранний известный храм, в котором Ганеша и Шакти изображены вместе, где богиня Винаяки сидит у него на коленях и держит чашу с батасами или модаками (сладостями). в левой руке [ 9 ] Он также изображал Ганешу в различных формах, наряду с другими ведическими и пураническими богами и богинями индуизма. Это было частью свидетельства, подтверждающего важность Ганеши в индуистском богословии в V веке. [ 9 ] [ 35 ]

Храм Бхумара примечателен тем, что является ранней иллюстрацией иконографии шиваизма и включением в него тем вайшнавизма и шактизма. Рельефы Бхумары включают ранние Натараджу и Картикею, сидящих на павлине. [ 36 ]

В совокупности с другими храмами эпохи Гуптов и произведениями искусства вайшнавизма и шактизма, храм Бхумара свидетельствует об изощренности ремесленников древней Индии IV и V веков. [ 36 ] [ 37 ] Более поздние подобные открытия, такие как руины храма, обнаруженные с надписями, датированными 448 годом нашей эры, на месте Динаджпура в древней Бенгалии (ныне в Бангладеш ), предполагают, что к V веку искусство и храмы процветали. [ 38 ] [ 39 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Радхакумуд Мукерджи (1959). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс. п. 146.ISBN  978-81-208-0440-1 .
  2. ^ Jump up to: а б с «Храм Бхумра» . Археологическая служба Индии, Бхопалский круг.
  3. ^ Jump up to: а б Хизер Элгуд (2000). Индуизм и религиозные искусства . Издательство Блумсбери. п. 144. ИСБН  978-0-8264-9865-6 . , Цитата: «Другими примерами являются храм Шивы пятого века в Бхумаре, в котором есть прекрасный экамукха (одноликий) лингам, храм Дасаватара шестого века в Деогархе (...)».
  4. ^ Jump up to: а б Джордж Мичелл 1988 , с. 39, 95.
  5. ^ Бхумра (Бхумара) Храм Шивы, вид с юга, династия Гупта, Индия, ок. V-VI века нашей эры. К. Кришна Гайрола (1975), Вашингтонский университет.
  6. ^ Jump up to: а б с Ульрих Визнер (1978). Непальская храмовая архитектура: ее характеристики и связь с развитием Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 46–48. ISBN  90-04-05666-1 .
  7. ^ Ульрих Визнер (1978). Непальская храмовая архитектура: ее характеристики и связь с развитием Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 46–48, 74. ISBN.  90-04-05666-1 .
  8. ^ Jump up to: а б Banerji 1998 , стр. 9–10, с иллюстрациями XII-XV.
  9. ^ Jump up to: а б с Роберт Л. Браун (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 50–55, 120. ISBN.  978-0-7914-0656-4 .
  10. ^ Раман Сукумар (2003). Живые слоны: эволюционная экология, поведение и охрана . Издательство Оксфордского университета. стр. 67–68. ISBN  978-0-19-802673-0 .
  11. ^ Капила Вацяян (2006). Культурное наследие Индии: Искусство . РМИЦ. стр. 100-1 428–432. ISBN  978-81-87332-48-0 .
  12. ^ Сатиш Чандра Кала (1980). Терракоты в Аллахабадском музее . Публикации Абхинава. п. viii. ISBN  978-0-391-02234-8 .
  13. ^ Прамод Чандра; Кришна Дева; Шива Даял Триведи (1970). Каменная скульптура в Аллахабадском музее: описательный каталог . Американский институт индийских исследований. стр. 73–78, 194.
  14. ^ Гудрун Бюнеманн (2008). Тантрические формы Ганеши согласно Видьярнаватантре . ДК. стр. 19 с примечанием 49. ISBN.  978-81-246-0453-3 .
  15. ^ Музей изящных искусств, Бостон (1971). Музей изящных искусств, Бостонский бюллетень: Vols. XXV-XXVIII, 1927-1930 гг . Арно Пресс. п. 30.
  16. ^ Баннеры 1998 , стр. 1–3.
  17. ^ Jump up to: а б с АСИ 1920 , стр. 107–108.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Баннеры 1998 , стр. 2–3.
  19. ^ Тапати Гуха-Тхакурта (2004). Памятники, предметы, истории: институты искусства в колониальной и постколониальной Индии . Издательство Колумбийского университета. стр. 330, сноска 23. ISBN.  978-0-231-50351-8 .
  20. ^ Хизер Элгуд (2000). Индуизм и религиозные искусства . Издательство Блумсбери. п. 144. ИСБН  978-0-8264-9865-6 .
  21. ^ Фредерик М. Ашер (1980). Искусство Восточной Индии: 300–800 . Университет Миннесоты Пресс. п. 27. ISBN  978-1-4529-1225-7 .
  22. ^ Майкл В. Мейстер (1984). Беседы о Шиве . Издательство Пенсильванского университета. п. 494. ИСБН  978-0-8122-7909-2 .
  23. ^ Джордж Мичелл 1988 , с. 95.
  24. ^ Jump up to: а б с д и Баннеры 1998 , стр. 3–4.
  25. ^ Баннеры 1998 , стр. 6-7.
  26. ^ Jump up to: а б с Баннеры 1998 , стр. 7–8.
  27. ^ Jump up to: а б с Баннеры 1998 , стр. 4–5.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж Баннеры 1998 , стр. 5–6.
  29. ^ Jump up to: а б с д Banerji 1998 , стр. 5–6, с иллюстрациями IV-XI.
  30. ^ Banerji 1998 , стр. 6–7, с таблицами IV-XI.
  31. ^ Banerji 1998 , стр. 8–9, с таблицами IV-XI.
  32. ^ Баннеры 1998 , стр. 9-10.
  33. ^ Александра Анна Энрика ван дер Гир (2008). Животные в камне: индийские млекопитающие, созданные сквозь время . БРИЛЛ Академик. стр. 129–130. ISBN  90-04-16819-2 .
  34. ^ Jump up to: а б с Баннеры 1998 , с. 3.
  35. ^ Пратападитья Пал (1995). Ганеша, Милосердный . Публикации Марга. стр. 142–143. ISBN  978-81-85026-31-2 .
  36. ^ Jump up to: а б Фредерик М. Ашер (1980). Искусство Восточной Индии: 300–800 . Университет Миннесоты Пресс. стр. 27, 41, 49. ISBN.  978-1-4529-1225-7 .
  37. ^ Стелла Крамриш (1983). Изучение сакрального искусства Индии: избранные сочинения Стеллы Крамриш . Мотилал Банарсидасс. стр. 200–202. ISBN  978-0-8122-7856-9 .
  38. ^ Ульрих Визнер (1978). Непальская храмовая архитектура: ее характеристики и связь с развитием Индии . БРИЛЛ Академик. п. 47. ИСБН  90-04-05666-1 .
  39. ^ Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон. стр. 527–528. ISBN  978-81-317-1120-0 .

Литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5bf1ed1fe25d2556d81c055c88ba21a9__1632479040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/a9/5bf1ed1fe25d2556d81c055c88ba21a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhumara Temple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)